Особенности маршевой музыки сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Марш – это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.

На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.

Марш Мендельсона

Похоронный марш

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.

Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.

Военный марш Рейнской армии (Марсельеза)

Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:

  1. Военно-строевой.
  2. Торжественный.
  3. Траурный.
  4. Спортивный.
  5. Сказочный.

Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.

Автор – Станислав Колесник

Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:

1. четкий, часто пунктирный ритм;

2. четный размер (2\4, 4\4);

3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;

4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.

Виды марша:

1. Походные Сопровождают военные походы
2. Церемониальные Сопровождают торжественные церемонии - военные парады, различные праздники
3. Траурные Сопровождают траурные шествия
4. Сказочные Используются для создания сказочных, волшебных образов
5. Комические Используются для создания комических, шутливых образов
6. Детские (кукольные) Используются для создания детских или кукольных образов

Традиция сопровождать музыкой различные шествия возникла ещё в древности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась. В 14 – 17 веках в Западной Европе во время смотра войск стала обязательной ходьба в ногу. Возникла необходимость музыкально организовывать движение войска строевым шагом. Так появился походный марш.

Вскоре для исполнения маршевой музыки были созданы военные оркестры из деревянных и медных духовых инструментов. Музыка военного марша стала сопровождать торжественные шествия – парады, звучала при смене караула и во время похода. В России марш вошёл в репертуар военных оркестров в начале 18 века. Случилось это в эпоху Петра I. Царь старался модернизировать отечественную армию полностью по западному образцу. Поэтому были переняты не только форма и порядки, но и музыкальное сопровождение. Элитные петербургские полки сразу же получили по собственному маршу. Со временем эта традиция распространилась и на другие армейские формирования. До этого в России никто не знал о той пользе, которую несет с собой военная музыка.

Произведение часто используется в западных фильмах в качестве атрибута советской или российской армии. Интересно, что оригинальная версия музыкального произведения не включала в себя текст. Все стихи появились уже позднее, когда мелодия стала крайне популярной в русской армии. В 1915 году были выпущены первые пластинки с записью марша. Именно в это время шла Первая мировая война. Войскам, как воздух, была необходима "духоподъемная" музыка, под которую было бы не страшно уходить на фронт. Именно таким и стал этот марш.

Церемониальные марши появились в 18 веке. Они отличаются от походных маршей:

- более медленным темпом,

- более сложной мелодией,

- более разнообразным ритмом, в котором могут встречаться синкопы.

· Послушаем "Марш" Верди из оперы "Аида". Этот марш в опере звучит во время победного шествия египетского войска, а также его часто исполняют по торжественным случаям.

Траурные марши отличают:

-печальный, скорбный характер музыки

Эти марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в 18 веке, в эпоху великой Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.

Самый известный траурный марш сочинил польский композитор 19 века Фредерик Шопен.

· Музыка этого марша не была написана для траурных шествий - это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого композитора и с тех пор стал самым популярным траурным маршем.

Некоторые марши не предназначены для для сопровождения ходьбы. Это просто музыкальные пьесы, написанные в характере марша. В них сохраняются основные признаки марша, но есть и другие особенности. Постепенно марш превращается в самостоятельную концертную пьесу. Создаются марши для симфонических, духовых и народных оркестров. Они включаются в сюиты, сонаты, симфонии, оперы, балеты.

Урок 23. Сказочные марши.

Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей.
Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

Вся волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Когда начинается марш, на сцене слуги Черномора несут его длинную бороду. Потом наконец показывается и он сам. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

Примером сказочного марша может так же служить следующий пример:

Комические марши.

· Очень известен "Марш" П.И. Чайковского из балета "Щелкунчик". Балет Щелкунчик - это рождественская сказка в танце. В основе ее сюжета лежит сказка немецкого писателя Гофмана о смелом Щелкунчике (игрушке в виде щипцов для колки орехов). Так же как в сказке, в балете переплетаются мир детских фантазий и реальная жизнь: оживают куклы, оловянные солдатики и другие игрушки.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Определение марша как музыкальной композиции с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым и героическим характером, предназначенной для сопровождения и организации движения людей. Виды маршей, их темп и ритм. Характеристика музыкальных инструментов.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2014
Размер файла 15,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРОЕКТ ПО МУЗЫКЕ

ТЕМА: МАРШ

ВЫПОЛНИЛА: АФАНАСЬЕВА АНАСТАСИЯ

1. Что такое марш? Определение

3. Темп и ритм марша

4. Музыкальные инструменты

5. Примеры маршей. С описанием

1. Что такое марш?

МАРШ (фр. marche, от marcher -- идти) - это музыкальная композиция с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым, мужественным, героическим характером, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Обеспечивает синхронность действий большого числа людей. Благодаря своей простоте и энергичности, марш легко распознаётся в любом ритме. марш музыкальный ритм композиция

Происхождение марша относится к далёкому прошлому. Уже в Древней Греции различные процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт которой двигались их участники. В древне-греческой трагедии хор входил на сцену (парод) и уходил с неё (эксод) в маршевом порядке. В Западной Европе в 14-15 вв., когда "ходьба в ногу" в армиях некоторых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в музыкальной организации шествия войск. Марш сформировался как жанр военной музыки.

2. Виды маршей

Основные виды современных военных маршей: строевой, или парадный, церемониальный, (исполняется на парадах и в других случаях торжественного прохождения войск), походный, или скорый, (на строевых прогулках и праздничных шествиях), встречный (при встрече и сопровождении знамени, прямых начальников, при большинстве воинских ритуалов) и похоронный, или траурный, (на похоронах и при возложении венков). Разновидностями строевого марша являются колонный (обычно в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмичной фигурой, что придаёт его ритмике особую чёткость) и фанфарный марши - наиболее праздничный, включающий сигнально-фанфарные темы и реплики.

Марш является прикладным жанром. Бывает:

* торжественный - во время праздников и парадов

* военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки"

* спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях

* траурный - "Погребальное шествие" Листа

* сказочный - марш Черномора из "Руслана и Людмилы" Глинки

* юмористический - "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева

* игрушечный - "Марш деревянных солдатиков" Чайковского

* детский - из "Детской музыки" Прокофьева

* песня-марш - "Вместе весело шагать"

Марши можно встретить в музыке театральных произведений - в операх, балетах, драматических спектаклях. Здесь они всегда связаны с действием на сцене и обычно сопровождают какое либо шествие.

Широкое распространение марш получил в армии.Он является одним из основных жанров военной музыки. Помимо организации движения, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

3. Темп и ритм марша

Марш обычно выдержан в размерах 2/4, 4/4, и 6/8 (в балете встречаются и трёхдольные). Его отличают характерные ритмичные рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Видное место в марше занимают острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения (staccato u legato). В мелодике марш широко применяются движение по звукам трезвучий ("фанфарные" интонации), яркие скачки, в особенности квартовые от V к I ступени лада, повторы звуков; часто встречаются подчёркнутые возвращения мелодичных упоров. Короткие и энергичные начальные интонации составляют импульсы для последующего мелодичного движения. Преобладают квадратные построения; в целом структуру отличает чёткость членения.

Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах.

Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Шопена) и марши-шествия (например, хор пилигримов из Тангейзера Вагнера).

4. Музыкальные инструменты

Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента.

Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее 18 в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к 20 в. - и во всеймаршевой музыке.

Военные марши создаются для военного (духового) оркестра.

Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение.

5. Примеры маршей

Примером героического марша может служить марш из оперы Дж. Верди "Аида". Его исполняют симфонический оркестр, а также духовой оркестр, размещённый прямо на сцене. Весь марш строится по существу, на развитии одной темы. Характер музыки воинственный, ликующий, решительный, энергичный, ближе к концу становится светлее и праздничнее.

Песня-марш в большинстве случаев жизнерадостна, уверенна, аккомпанемент всегда чёткий и бодрый, мелодические фразы небольшие, т. к. подразумевается исполнение во время ходьбы, всегда квадратность и двухдольность. Форма может быть куплетной. Очень много таких песен было написано в Советское время

Подобные документы

Технология звукозаписи и сведения музыкальной композиции "Find Yourself" группы "The Road" в студии звукозаписи Prosound. Последовательность и особенности записи каждого из инструментов. Концепция сведения данной композиции, расчет времени реверберации.

дипломная работа [4,6 M], добавлен 21.11.2016

Развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры. Музыкально-эстетическое сознание. Пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Организация детского оркестра.

реферат [13,5 K], добавлен 20.11.2006

Классификации музыкальных форм по исполнительским составам, назначению музыки и другим принципам. Специфика стиля разных эпох. Додекафонная техника музыкальной композиции. Натуральный мажор и минор, особенности пентатоники, использование народных ладов.

реферат [586,6 K], добавлен 14.01.2010

Первый музыкальный инструмент. История некоторых русских народных инструментов. Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов. Народные традиции и роль музыкальных инструментов в них. Разнообразные обычаи и обряды на масленицу.

реферат [30,6 K], добавлен 19.10.2013

Развитие воображения и творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях. Особенности использования игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах. Характеристика детских музыкальных инструментов.

аттестационная работа [435,8 K], добавлен 03.12.2015

Актуальность проблемы исследования. История марша уходит далеко в прошлое. Первое упоминание о марше мы встречаем еще в конце XVII века. Сформировавшись как жанр, марш вошел в жизнь и быт людей независимо от расы и места проживания. Неслучайно марш является фундаментом музыкального искусства. Советский композитор, педагог, музыковед Дмитрий Борисович Кабалевский в своей программе обозначил три основополагающих жанра, три кита в музыке: песня, танец, марш. Дмитрий Кабалевский считал, что марши так же как песни и танцы, бывают очень различны по характеру, по форме, по содержанию отличаются они и по своему назначению, а так же по тому, для кого они написаны.[6, с. 82].

Казалось бы, что нового можно сказать и узнать про марш? Это тот жанр музыки с которым знакомятся еще в детстве. Дети очень активно хлопают, топают, играют ритмический рисунок марша на музыкальных инструментах. Это один из демократичных и доступных жанров, он имеет огромное количество разнообразных видов. Связь музыки и движения как бы перекидывает мост от конкретного физического движения к эмоционально-духовному состоянию. Марши часто используется композиторами как отдельные произведения или как часть крупных произведений.

Жанр марша привлекал и всегда привлекает педагогов-практиков. Теми или иными проблемами и особенностями маршевой музыки занимались: Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, В.В. Алеев, Г.С. Тарасова под научным руководством Д. Б. Кабалевского. [2].

Интересен тот факт, что марш как жанр оказался очень востребован во все века и у всех народов. Маршевой музыке отдавали предпочтение многие музыканты, начиная от Баха и заканчивая современными композиторами. Диапазон её применения очень широк. Марши можно встретить в маленьких пьесах для начинающих музыкантов, например, у таких композиторов как: Роберт Шуман, Эдвард Григ, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Цель исследования: на основе анализа современной музыковедческой литературы дать характеристику маршу как жанру музыкального искусства.

- изучить историю возникновения и развития марша как жанра, дать общую характеристику;

- рассказать о многообразии видов марша;

- Познакомиться с маршами – шедеврами.

При выполнении реферата мы использовали следующие методы теоретического исследования:

-отбор, изучение и анализ литературы

-систематизации изученного материала

-обобщение полученных сведений

1.1 МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРША КАК ЖАНРА

История возникновения марша как жанра, общая характеристика марша

Марш (фр. marche, от marcher - идти) - это музыкальная композиция с четким, чеканным метро-ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Марш обеспечивает синхронность действий большого числа людей. [9, с. 245].

История возникновения марша уходит далеко в прошлое. Музыка и марш не разделимы. Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки. Начиная с 18 века, в европейских странах для использования маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных, медных духовых инструментов и барабанов. К началу 19 века к ним добавляются и металлические ударные: литавры, тарелки и т.д. [14].

Марш является одним из основных прикладных жанров. Судя по сохранившимся изображениям, уже в Древней Греции различные процессии сопровождались музыкой; под музыку, в маршевом порядке выходил на сцену и уходил с неё хор в древнегреческой трагедии. Марши или их прообразы существовали и в Древнем Риме — как музыкальное сопровождение триумфальных шествий и похорон. Даже самые первобытные племена собираясь вокруг костра, танцевали и шагали под ритмичный бой самодельных барабанов. [4].

В дальнейшем для исполнения военной маршевой музыки создавались специальные военные инструментальные капеллы, первоначально состоящие исключительно из духовых инструментов, деревянных и медных, а в конце XVIII века, пополненные ударными инструментами. Ранние марши состояли из двух частей по 8—16 тактов, лишь в середине XVIII века, под влиянием некоторых танцевальных жанров, в марше утвердилась трёхчастная форма (трио). Широкое распространение марш получил в армии. Он является одним из основных жанров военной музыки. Помимо организации движения, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.[7].

В России марш получил распространение при Петре I , в начале XVIII века. По примеру Западной Европы почти каждому полку русской армии, в качестве своеобразной музыкальной эмблемы, был присвоен свой марш, например, марши Преображенского , Семёновского и Измайловского полков .

Марш не потерял свою актуальность и в наши дни. В учреждениях дошкольного образования дети маршируют, играют на музыкальных инструментах ритмический рисунок марша. В общеобразовательных школах марши входят в материал для изучения музыкальной литературы; часто используются как отдельные произведения, или же как часть крупных музыкальных произведений.

Марши можно встретить в музыке театральных произведений: в операх, балетах, драматических спектаклях, здесь они всегда связаны со сценическим действием и обычно сопровождают какое-либо шествие.

Марш отличают характерные ритмические рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Видное место в марше занимают острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения (staccato u legato). В мелодике марша широко применяются движение по звукам трезвучий ("фанфарные" интонации), яркие скачки, в особенности квартовые от V к I ступени лада, повторы звуков. Часто встречаются подчёркнутые возвращения мелодичных упоров. Короткие и энергичные начальные интонации составляют импульсы для последующего мелодичного движения. В форме маршей преобладают квадратные построения; в целом структуру отличает чёткость членения. [10].

Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента. Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение. [5].

Песня, танец, и марш крепко и нерасторжимо связанны друг с другом, так как нужны человеку и выражают человека – его чувства и мысли, его движения и поступки. [6, с. 81].

МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ МАРША

Существует множество видов маршей на совершенно разную тематику: военно - строевой, спортивный, траурный, сказочный, детский, юмористический, пионерский. Далее мы представим краткую характеристику каждого из них.

1.Военно - строевой марш.

Этот вид марша получил свое распространение в армии. Он является одним из основных жанров военной музыки. Помимо организации движения, он призван вселять в служащих бодрость, поднимать их боевой дух. Основными разновидностями военно – строевого марша являются: строевой, походный, встречный – марш. [13].

Спортивные праздники невозможно представить без звонкого марша. Ритмический рисунок спортивного марша должен быть ясный и простой, характер должен быть достаточно энергичный, размер марша 2/4. Спортивный марш, создает бодрое, радостное настроение. Примером может послужить "Спортивный марш" - песня на музыку - И.Дунаевский , стихи - В. Лебедева-Кумача , написанный в 1937 году. [3].

Свое начало траурный марш берет еще в Древнем Риме во времена империи - как музыкальное сопровождение похоронных процессий. Однако уже в XVII веке композиторы стали включать траурные марши в различные инструментальные и вокально-инструментальные произведения: так, траурный марш звучит в ораториях Г.Ф. Генделя "Саул" и "Самсон", в опере Р. Вагнера "Гибель богов" (Траурный марш Зигфрида). В инструментальной музыке включение траурного марша, обычно в качестве медленной части сонатно - симфонического цикла. Данный вид марша встречается и в камерной музыке, в том числе в фортепианных сонатах, например в двенадцатой сонате Л. Бетховена и во второй Ф. Шопена - одно из самых известных сочинений этого жанра, в переложении для оркестра часто исполняемое во время похорон. [11].

Чтобы создать сказочный образ героев, композиторы используют именно этот жанр марша. В этом жанре можно заметить необычную гармонию, можно представить что она переливается всеми цветами радуги. Главным инструментом сказочного марша является флейта, именно она обладает "хрустальным тембром". Пример сказочного марша можно услышать в опере Глинки "Руслан и Людмила", "Шествие царя Берендея". В звучание сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного.

5.Детские и игрушечные марши.

Детский марш используется в мультфильмах, в детских операх. Марш ?Деревянных солдатиков П. И. Чайковского. Марш из балета "Щелкунчик". Обычно эти марши наполнены волшебством, легкостью своего звучания, в детских маршах достаточно быстрый темп, чаше всего детские марши пишутся для фортепьяно, выдержаны в размере 2/4. [11].

Этот вид марша еще не имеет такого распространения как выше перечисленные, но тоже является одним из основных. Юмористический вид марша направлен на положительную реакцию зрителей и слушателей. Юмористические марши-это марши шутки, любая шутка строится на нелепостях, смешных несоответствиях. Это и можно найти в музыке юмористического марша. Один из известнейших юмористических маршей является марш "Любовь к трем апельсинам" С. С. Прокофьева. [15].

Пионерские марши записываются речевками. Таким образом, они легко и быстро запоминаются. При игре на барабане необходимо помнить, что игра начинается с правой руки. В правой руке палочка держится от края на расстоянии одной трети ее длины, снизу – первыми суставами согнутых указательного, среднего и безымянного пальцев, а сверху – первой фалангой полусогнутого большого пальца. На каждый слог речёвки приходится один звук на горне или один удар на барабане. Например " Взвейтесь кострами, синие ночи" композитор Александр Алексеевич Жаров. [8].

Они очень различны по музыке, по настроению, по своему характеру, но все же в них решительно преобладает одно свойство: все они насквозь пронизаны радостным отношением к жизни, любовью к человеку, все они мужественны, энергичны и вместе с тем озарены доброй, ласковой улыбкой юности. Примером служит "Песня о веселом ветре" из кинофильма "Дети капитана Гранта". Если Иоганна Штрауса называли "королем вальсов", то Исаака Дунаевского смело можно назвать "королем маршей"! [6, с. 87].

Добавим, что маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.

"Свадебный марш" Мендельсона, из театрального представления под названием "Сон в летнюю ночь".

Популярность к маршу Мендельсона пришла спустя еще 11 лет, именно тогда его сыграли на бракосочетании короля Пруссии и английской принцессы. Именно с той поры марш Мендельсона стал популярнейшей мелодией, которая неизменно сопровождает свадебные церемонии по всему миру.

Этот марш известен каждому жителю России. Под него принято провожать и встречать военных. Исполняется он и в другие важные моменты, например, на праздниках и парадах. Сочинил этот марш Василий Агапкин, скромный трубач, служивший в кавалерии. В 1912 году он привез ноты в Симферополь, где передал их военному капельмейстеру Якову Богораду.

"Похоронный марш" Шопена

Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира. Этот марш написал Фридерик Шопен в 1837 году, как часть "Сонаты для фортепиано № 2 си- бемоль минор", созданной композитором за два года (1837-1839). Всего Соната состоит из четырех частей, а марш является третьей из них. "Похоронный марш" стал одним из знаковых и символичных - произведений в жизни композитора, ведь именно во время его создания, у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он скончался в 1849 году. Он стал самым первым человеком, на похоронах которого был сыгран "Похоронный марш". Люди оценили мрачное величие марша Фредерика Шопена и, постепенно, он стал звучать на похоронах все чаще, пока не стал буквально их музыкальным символом. [13].

Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки, но пожалуй "Марш Черномора" является самым знаменитым отрывком. В опере про карлика характеризует маршевая музыка, под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную бороду,в этой бороде вся злая сила карлика. Марш начинается с грозной мелодии, которая рисует нам появление Черномора, а потом появляется другая мелодия- высокая, звонкая, в исполнение колокольчиков- напоминает о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо. [12].

Выше приведенные нами марши-шедевры, нерасторжимо связаны друг с другом. Связаны потому, что марш рожден человеком, нужен человеку и выражает человека- его чувства и мысли, его движения и поступки.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Проведя исследование по теме "Марш как жанр музыкального искусства", мы пришли к выводу, что история возникновения марша уходит далеко в прошлое, и по сей день марш очень актуален.

Марш, зародившись в 14 веке н.э. приобрел популярность в 17-18 в зарубежной музыке. Изначально марш предназначался для сугубо прикладных задач, но очень скоро стал жанром бытовой концертной и сценической музыки. В России марш обрел свою популярность позже, в начале XVII века, при Петре I. Каждому полку в русской армии в качестве своеобразной эмблемы был присвоен свой марш например: марш Преображенского и Измайловского полков.

Мы выяснили что марш имеет свои характерные отличительные черты такие как: размер, четкий ритмический рисунок, призывные интонации, фанфарные сигналы, прохождение барабанной дроби. Обычно марши имеют яркие, запоминающиеся мелодии, чаще всего с аккордовым сопровождением.

На данный момент существует множество видов маршей, например: военно - строевой, похоронный, свадебный, детский, кукольный, спортивный, праздничный. Тем самым можно сказать, что марш возникший как прикладной жанр, пройдя стадии становления и расцвета, не утратил совей популярности и поныне является одним из главных жанров современной музыки во всем мире.

В последнем параграфе мы рассказали о выдающихся образцах маршей - шедевров, которые были и остаются гениальными произведениями музыкального искусства всех времен и народов: "Свадебный марш" Мендельсона, из театрального представления под названием "Сон в летнюю ночь", "Прощание славянки", "Похоронный марш", Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила", "Турецкий марш".

Таким образом можно сделать вывод, что маршевость – это важнейшее качество музыки, которое дает о себе знать, почти в любом музыкальном произведении, и чем больше произведение, чем богаче его содержание, тем полнее и разнообразнее проявляются эти качества.

На основе проведенного исследования можно сделать заключение, что наша тема актуальна, современна, многообразна. Обращение к ней позволило познакомиться с интересными историческими фактами о маршевой музыке и ее многообразии, прикоснуться к огромному пласту музыкального искусства. И в целом испытать восторг и благодарность к людям, создающим такие музыкальные шедевры.

Данная тема необходима в работе как преподавателей музыки в общеобразовательных школах, так и музыкальных работников в дошкольных учреждениях.

Ценным в своем исследовании мы считаем практическую ориентированность исследуемой темы для будущего учителя музыки.

Цель, поставленная нами достигнута, задачи выполнены.

В дальнейшем, в курсовой работе мы планируем изучить методику применения маршевой музыке в программах общеобразовательных школ, а так же изучить применение марша в симфонической и оперной музыке.

Читайте также: