Особенность рассказа как эпического жанра сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия – кульминация.
Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает.
А начинается развитие действия с Завязки – с того момента, когда события рассказа развертываются в направлении кульминации. Завязке может предшествовать Экспозиция
– несколько абзацев или фраз текста, которыми автор вводит читателя в повествование, говорит о месте и времени происходящего события, сообщает что-либо о героях. После самого напряженного момента следует Развязка – результат решительного поступка героя.
Итак, Звенья сюжета в рассказе можно представить в следующей последовательности:
Завязка – І эпизод – ІІ эпизод – кульминация – развязка
Композиция – построение художественного произведения, соотношение его частей, размещение их по отношению друг к другу, например последовательность глав в большом рассказе.
Если
Сюжет – это цепь эпизодов, событийный ряд, то Композиция – это соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов. В композицию входят части текста, не относящиеся к сюжету: описания (портрет, пейзаж), авторские отступления (например, повествования о прошлом героя). Вы помните, наверное, как в рассказе “Муму” И. С. Тургенев Говорит о жизни Герасима в деревне, о его работе в качестве дворника.
Все это части текста, которые не входят в сюжет, но включаются в композицию.
Построение рассказа, его композицию, то есть целесообразность размещения автором того или иного отрывка текста именно в этом месте, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. В рассказе Л. Толстого “Кавказский пленник” отчетливо видна композиция, то есть стыковка и соотношение частей. Пленение Жилина, его пребывание в татарском ауле, попытки бежать, помощь Дины.
Вступительная часть нужна, чтобы читателю было понятно все, что произошло дальше. Значит, композиция, как и сюжет, подчиненны авторскому замыслу. Иначе говоря, композиция обусловлена тем, что и как хочет сказать писатель о своем герое.
Можно отчетливо представить композицию произведения, если составить его план, то есть выделить смысловые части, обозначив их заголовками.
Композиция, как и сюжет рассказа, подчинена главной цели – изображению человека, его переживаний, размышлений, изображению окружающей жизни. Это значит, что и композиция, и сюжет зависят от того, как автор видит и понимает человека, которого он хочет изобразить.
Главное отличие рассказа от сказки в том, что в сказке с самого начала есть установка на вымысел, а рассказ с первой фразы претендует на правдивость, соответствие реальной жизни.
В рассказе никогда не бывает ни прямого, ни косвенного нравоучения. Автор рассказа стремится передать жизнь так, как он ее понимает. А дело читателя – самому разобраться и все самостоятельно оценить, выяснив авторские оценки изображенной ситуации и участвующих в ней героев.
Вопросы по теме: 1. Почему рассказ относится к эпическим жанрам? Почему его называют малой жанровой формой? 2. Какие элементы сюжета вы знаете?
Что такое кульминация? Почему завязка и развязка так называются? 3. Что такое композиция?
Рассказ - одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия - кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает.
А начинается развитие действия с завязки - с того момента, когда события рассказа развёртываются в направлении кульминации. Завязке может предшествовать экспозиция - несколько абзацев или фраз текста, которыми автор вводит читателя в повествование, говорит о месте и времени происходящего события, сообщает что-либо о героях. После самого напряжённого момента следует развязка - результат решительного поступка героя.
Итак, звенья сюжета в рассказе можно представить в следующей последовательности:
завязка - І эпизод - ІІ эпизод - кульминация - развязка
![]() |
Структура рассказа |
Если сюжет - это цепь эпизодов, событийный ряд, то композиция - это соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов. В композицию входят части текста, не относящиеся к сюжету: описания (портрет, пейзаж), авторские отступления (например, повествования о прошлом героя). Вы помните, наверное, как в рассказе "Муму" И. С. Тургенев говорит о жизни Герасима в деревне, о его работе в качестве дворника. Всё это части текста, которые не входят в сюжет, но включаются в композицию.
Построение рассказа, его композицию, то есть целесообразность размещения автором того или иного отрывка текста именно в этом месте, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. В рассказе Л. Толстого "Кавказский пленник" отчётливо видна композиция, то есть стыковка и соотношение частей. Пленение Жилина, его пребывание в татарском ауле, попытки бежать, помощь Дины. Вступительная часть нужна, чтобы читателю было понятно всё, что произошло дальше. Значит, композиция, как и сюжет, подчиненны авторскому замыслу. Иначе говоря, композиция обусловлена тем, что и как хочет сказать писатель о своём герое. Можно отчётливо представить композицию произведения, если составить его план, то есть выделить смысловые части, обозначив их заголовками.
Композиция, как и сюжет рассказа, подчинена главной цели - изображению человека, его переживаний, размышлений, изображению окружающей жизни. Это значит, что и композиция, и сюжет зависят от того, как автор видит и понимает человека, которого он хочет изобразить.
Главное отличие рассказа от сказки в том, что в сказке с самого начала есть установка на вымысел, а рассказ с первой фразы претендует на правдивость, соответствие реальной жизни.
В рассказе никогда не бывает ни прямого, ни косвенного нравоучения. Автор рассказа стремится передать жизнь так, как он её понимает. А дело читателя - самому разобраться и всё самостоятельно оценить, выяснив авторские оценки изображённой ситуации и участвующих в ней героев.
Писатели применяют различные приёмы при написании своих трудов. Их произведения отличаются объёмом, стилем и способом построения. Жанровое деление в литературном творчестве необходимо для обобщения черт, свойственных большой группе писательских работ. Для выражения своего мнения о социальных, исторических, нравственных и иных проблемах общества авторы используют эпические жанры литературы.
Определение и характеристика
В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.
Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.
Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:
Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.
Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.
Крупные и средние жанры
Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:
К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.
Малые формы
-
. Сочинения в этом жанре характеризуются малым числом персонажей и кратковременными событиями, которые описываются автором. Основа рассказа — изображение определённой сцены или явления. В этом жанре писали А. С. Пушкин, М. Горький, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь и др.
- Новелла. Выступает разновидностью рассказа. Произведения характеризуются острыми сюжетами и неожиданной развязкой. Совокупность рассказов называется новеллистикой. Новелле характерны краткость, нейтральный стиль изложения и отсутствие психологизма. Новеллист уделяет мало внимания описанию персонажей. В произведениях главным является случай, который на какое-то время сводит героев и затем разлучает их. Популярные авторы новелл — Эдгар Алан По, Стефан Цвейг.
- Очерк. Для этого жанра сюжет не имеет большого значения. Автор обычно рассказывает о каких-то событиях от первого лица. Этот приём позволяет отразить в произведении собственные размышления, а также провести сравнения и аналогии. Очерки часто причисляют к научному или публицистическому стилю, однако им характерна художественная образность. Произведения в этом жанре публиковали А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, Н. Г. Помяловский.
Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.
Примеры фольклора
Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.
Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.
Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.
Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.
Лиро-эпический род литературы
Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:
- Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
- Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
- Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.
В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.
Особенности рассказа
- Небольшой объём
- Ограниченное число действующих лиц
- Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
- В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
- Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
- По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
- Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
- В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
- Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
- Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.
- Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.
Читайте также: