Особенность рассказа как эпического жанра сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия – кульминация.

Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает.
А начинается развитие действия с Завязки – с того момента, когда события рассказа развертываются в направлении кульминации. Завязке может предшествовать Экспозиция

– несколько абзацев или фраз текста, которыми автор вводит читателя в повествование, говорит о месте и времени происходящего события, сообщает что-либо о героях. После самого напряженного момента следует Развязка – результат решительного поступка героя.
Итак, Звенья сюжета в рассказе можно представить в следующей последовательности:
Завязка – І эпизод – ІІ эпизод – кульминация – развязка
Композиция – построение художественного произведения, соотношение его частей, размещение их по отношению друг к другу, например последовательность глав в большом рассказе.
Если

Сюжет – это цепь эпизодов, событийный ряд, то Композиция – это соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов. В композицию входят части текста, не относящиеся к сюжету: описания (портрет, пейзаж), авторские отступления (например, повествования о прошлом героя). Вы помните, наверное, как в рассказе “Муму” И. С. Тургенев Говорит о жизни Герасима в деревне, о его работе в качестве дворника.

Все это части текста, которые не входят в сюжет, но включаются в композицию.
Построение рассказа, его композицию, то есть целесообразность размещения автором того или иного отрывка текста именно в этом месте, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. В рассказе Л. Толстого “Кавказский пленник” отчетливо видна композиция, то есть стыковка и соотношение частей. Пленение Жилина, его пребывание в татарском ауле, попытки бежать, помощь Дины.

Вступительная часть нужна, чтобы читателю было понятно все, что произошло дальше. Значит, композиция, как и сюжет, подчиненны авторскому замыслу. Иначе говоря, композиция обусловлена тем, что и как хочет сказать писатель о своем герое.

Можно отчетливо представить композицию произведения, если составить его план, то есть выделить смысловые части, обозначив их заголовками.
Композиция, как и сюжет рассказа, подчинена главной цели – изображению человека, его переживаний, размышлений, изображению окружающей жизни. Это значит, что и композиция, и сюжет зависят от того, как автор видит и понимает человека, которого он хочет изобразить.
Главное отличие рассказа от сказки в том, что в сказке с самого начала есть установка на вымысел, а рассказ с первой фразы претендует на правдивость, соответствие реальной жизни.
В рассказе никогда не бывает ни прямого, ни косвенного нравоучения. Автор рассказа стремится передать жизнь так, как он ее понимает. А дело читателя – самому разобраться и все самостоятельно оценить, выяснив авторские оценки изображенной ситуации и участвующих в ней героев.
Вопросы по теме: 1. Почему рассказ относится к эпическим жанрам? Почему его называют малой жанровой формой? 2. Какие элементы сюжета вы знаете?

Что такое кульминация? Почему завязка и развязка так называются? 3. Что такое композиция?

Рассказ - одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия - кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает.

А начинается развитие действия с завязки - с того момента, когда события рассказа развёртываются в направлении кульминации. Завязке может предшествовать экспозиция - несколько абзацев или фраз текста, которыми автор вводит читателя в повествование, говорит о месте и времени происходящего события, сообщает что-либо о героях. После самого напряжённого момента следует развязка - результат решительного поступка героя.

Итак, звенья сюжета в рассказе можно представить в следующей последовательности:
завязка - І эпизод - ІІ эпизод - кульминация - развязка


Структура рассказа
Композиция - построение художественного произведения, соотношение его частей, размещение их по отношению друг к другу, например последовательность глав в большом рассказе.

Если сюжет - это цепь эпизодов, событийный ряд, то композиция - это соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов. В композицию входят части текста, не относящиеся к сюжету: описания (портрет, пейзаж), авторские отступления (например, повествования о прошлом героя). Вы помните, наверное, как в рассказе "Муму" И. С. Тургенев говорит о жизни Герасима в деревне, о его работе в качестве дворника. Всё это части текста, которые не входят в сюжет, но включаются в композицию.

Построение рассказа, его композицию, то есть целесообразность размещения автором того или иного отрывка текста именно в этом месте, лучше всего рассмотреть на конкретном примере. В рассказе Л. Толстого "Кавказский пленник" отчётливо видна композиция, то есть стыковка и соотношение частей. Пленение Жилина, его пребывание в татарском ауле, попытки бежать, помощь Дины. Вступительная часть нужна, чтобы читателю было понятно всё, что произошло дальше. Значит, композиция, как и сюжет, подчиненны авторскому замыслу. Иначе говоря, композиция обусловлена тем, что и как хочет сказать писатель о своём герое. Можно отчётливо представить композицию произведения, если составить его план, то есть выделить смысловые части, обозначив их заголовками.

Композиция, как и сюжет рассказа, подчинена главной цели - изображению человека, его переживаний, размышлений, изображению окружающей жизни. Это значит, что и композиция, и сюжет зависят от того, как автор видит и понимает человека, которого он хочет изобразить.

Главное отличие рассказа от сказки в том, что в сказке с самого начала есть установка на вымысел, а рассказ с первой фразы претендует на правдивость, соответствие реальной жизни.

В рассказе никогда не бывает ни прямого, ни косвенного нравоучения. Автор рассказа стремится передать жизнь так, как он её понимает. А дело читателя - самому разобраться и всё самостоятельно оценить, выяснив авторские оценки изображённой ситуации и участвующих в ней героев.

Писатели применяют различные приёмы при написании своих трудов. Их произведения отличаются объёмом, стилем и способом построения. Жанровое деление в литературном творчестве необходимо для обобщения черт, свойственных большой группе писательских работ. Для выражения своего мнения о социальных, исторических, нравственных и иных проблемах общества авторы используют эпические жанры литературы.

Эпические жанры литературы

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

Жан в литературе -Роман

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

Малые формы

Рассказы Пушкина

Литературный жанр- Очерк

    . Сочинения в этом жанре характеризуются малым числом персонажей и кратковременными событиями, которые описываются автором. Основа рассказа — изображение определённой сцены или явления. В этом жанре писали А. С. Пушкин, М. Горький, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь и др.
  1. Новелла. Выступает разновидностью рассказа. Произведения характеризуются острыми сюжетами и неожиданной развязкой. Совокупность рассказов называется новеллистикой. Новелле характерны краткость, нейтральный стиль изложения и отсутствие психологизма. Новеллист уделяет мало внимания описанию персонажей. В произведениях главным является случай, который на какое-то время сводит героев и затем разлучает их. Популярные авторы новелл — Эдгар Алан По, Стефан Цвейг.
  2. Очерк. Для этого жанра сюжет не имеет большого значения. Автор обычно рассказывает о каких-то событиях от первого лица. Этот приём позволяет отразить в произведении собственные размышления, а также провести сравнения и аналогии. Очерки часто причисляют к научному или публицистическому стилю, однако им характерна художественная образность. Произведения в этом жанре публиковали А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, Н. Г. Помяловский.

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Примеры фольклора

Литературные сказки

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

Трубадуры поют баллады

  1. Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
  2. Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
  3. Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.
  • Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.

Читайте также: