Основы православной этики сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом. Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но тем не менее блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Вопросы и задания:

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

Православная этика – это нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения. Она получает свое выражение в определенном стиле жизни, который имеет исторические многообразные формы.

Мораль— принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль проявляется в осмыслении противоположности добра и зла. Добро стремится к гармонии во внутреннем мире человека, в отношениях между людьми в обществе.

Долг — это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей.

Совесть— это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.

В православной этике большое значение имеет милосердие. Милосердие — готовность помочь каждому нуждающемуся. Милосердие проявляется как в пассивном сострадании (переживание чужого горя), так и в стремлении оказать реальную помощь. Милосердие не должно исчезнуть из жизни общества, так как, независимо от уровня его развития, останутся такие негативные для человека факторы, как старость, болезни, одиночество. В области морали, в формировании новых нравственных ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Мухаммед — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.

Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизится к всеобщей гармонии.

Православная этика выполняет несколько функций:

оценочную — рассмотрение поступков людей с точки зрения добра и зла. Внешняя форма выражения оценки может проявляться в одобрении или неодобрении, согласии или несогласии, похвале или порицании и т.д.;

регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения. В отличие от других норм мораль имеет ряд особенностей: ее правила не закреплены ни в каких документах, нет органов, осуществляющих их защиту. Выполнение норм морали в большей степени связано с внутренним убеждением человека в правильности или неправильности своих поступков;

контрольную— контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности;

воспитательную— формирование устойчивых моральных принципов личности. Морально-нравственное воспитание основывается на опыте предшествующих поколений, вбирая в себя из него все лучшее;

интегрирующую— поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества.

Отличия православной этики от других этических систем:

1. Она не столько система теоретических принципов, сколько жизненная практика.

2. Все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия перед Богом, а поэтому она неотделима от религии.




3. Главным в действиях человека является не сам поступок, а его мотив.

4. Православная этика основана на добродетели.

Этика добродетели – это свойства характера человека, выражающиеся в таких

Человеческих качествах, как: мужество, благородство, честность, трудолюбие, милосердие и т.д.. Внутренние мотивы и намерения могут изменять нравственный смысл поступка, представьте себе ситуацию: один из участников благотворительной акции вносит денежные средства для того, чтобы выглядеть в глазах окружающих лучше (им движет тщеславие, честолюбие) – то есть произвести впечатление на публику; второй же жертвует сумму, несоизмеримую с его доходами, так как им движет подлинное сострадание. Для православной этики мотив поступка является определяющим, а не сам поступок.

Любовь – внутренняя добродетель, как, в прочем, терпение и доброта. Зависть, хвастовство, гордыня и самоутверждение – пороки. Нравственным добродетелем, который связан с контролем над страстями и желаниями, выступает мужество (связано с нашей способностью контролировать страх)

При анализе любой этической теории, необходимо рассматривать её с 4-х сторон:

1. Каков её статус? (христианская этика основана на воле Бога, это означает, что природа может служить указанием на наш нравственный долг, но авторитет, стоящий за Природой, призывает нас жить не в гармонии с законами самой природы, а в гармонии с Творцом природы)

2. Какому авторитету она апеллирует?

3. Какова высшая цель этической системы? (высшей целью христианской этики является нравственное совершенствование личности в любви к Богу и ближнему)

4. Какие конкретные правила устанавливаются в данной этической системе для регулирования поступков человека в его обычной каждодневной жизни.

Православная этика – это нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения. Она получает свое выражение в определенном стиле жизни, который имеет исторические многообразные формы.

Мораль— принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль проявляется в осмыслении противоположности добра и зла. Добро стремится к гармонии во внутреннем мире человека, в отношениях между людьми в обществе.

Долг — это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей.

Совесть— это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.

В православной этике большое значение имеет милосердие. Милосердие — готовность помочь каждому нуждающемуся. Милосердие проявляется как в пассивном сострадании (переживание чужого горя), так и в стремлении оказать реальную помощь. Милосердие не должно исчезнуть из жизни общества, так как, независимо от уровня его развития, останутся такие негативные для человека факторы, как старость, болезни, одиночество. В области морали, в формировании новых нравственных ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Мухаммед — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.

Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизится к всеобщей гармонии.

Православная этика выполняет несколько функций:

оценочную — рассмотрение поступков людей с точки зрения добра и зла. Внешняя форма выражения оценки может проявляться в одобрении или неодобрении, согласии или несогласии, похвале или порицании и т.д.;

регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения. В отличие от других норм мораль имеет ряд особенностей: ее правила не закреплены ни в каких документах, нет органов, осуществляющих их защиту. Выполнение норм морали в большей степени связано с внутренним убеждением человека в правильности или неправильности своих поступков;

контрольную— контроль над выполнением норм со стороны общества (общественное осуждение) и самоконтроль со стороны личности;

воспитательную— формирование устойчивых моральных принципов личности. Морально-нравственное воспитание основывается на опыте предшествующих поколений, вбирая в себя из него все лучшее;

интегрирующую— поддержание целостности духовного мира человека, морально-нравственной основы всего общества.

Отличия православной этики от других этических систем:

1. Она не столько система теоретических принципов, сколько жизненная практика.

2. Все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия перед Богом, а поэтому она неотделима от религии.

3. Главным в действиях человека является не сам поступок, а его мотив.

4. Православная этика основана на добродетели.

Этика добродетели – это свойства характера человека, выражающиеся в таких

Человеческих качествах, как: мужество, благородство, честность, трудолюбие, милосердие и т.д.. Внутренние мотивы и намерения могут изменять нравственный смысл поступка, представьте себе ситуацию: один из участников благотворительной акции вносит денежные средства для того, чтобы выглядеть в глазах окружающих лучше (им движет тщеславие, честолюбие) – то есть произвести впечатление на публику; второй же жертвует сумму, несоизмеримую с его доходами, так как им движет подлинное сострадание. Для православной этики мотив поступка является определяющим, а не сам поступок.

Любовь – внутренняя добродетель, как, в прочем, терпение и доброта. Зависть, хвастовство, гордыня и самоутверждение – пороки. Нравственным добродетелем, который связан с контролем над страстями и желаниями, выступает мужество (связано с нашей способностью контролировать страх)

При анализе любой этической теории, необходимо рассматривать её с 4-х сторон:

1. Каков её статус? (христианская этика основана на воле Бога, это означает, что природа может служить указанием на наш нравственный долг, но авторитет, стоящий за Природой, призывает нас жить не в гармонии с законами самой природы, а в гармонии с Творцом природы)

2. Какому авторитету она апеллирует?

3. Какова высшая цель этической системы? (высшей целью христианской этики является нравственное совершенствование личности в любви к Богу и ближнему)

4. Какие конкретные правила устанавливаются в данной этической системе для регулирования поступков человека в его обычной каждодневной жизни.

I

В сущности, что такое Христианство, как не Сам Господь Христос. А Христос, значит, и есть Логос и Сын Божий, Который воплотился и стал человеком. Само имя Христа (Мессии, Помазанника), как известно, восходит к факту воплощения Сына и Логоса Божия, к соединению в Его Личности Божества и человечества, Бога и человека. Так как во Христе однажды навсегда Бог соединился с человеком, и так как вследствие этого человек был помазан (κεχρισμένος) Богом, естество человеческое было помазано естеством Божественным, то Логос Божий, воплотившийся и ставший человеком, и называется „Христом“, т.е. одновременно Богом и человеком – Богочеловеком, Θεάνθρωπος.

Этот основной и центральный факт нашей христианской веры нужно уже в самом начале особо подчеркнуть, когда говорим о Православной вере и жизни или о Православной догме и нравственности. Необходимо это и потому, что сегодня многие, включая христиан, часто делают одну из двух очень старых ошибок: или считают Христа только Богом, забывая, что этот самый Бог стал одним из нас, т.е. человеком с человеческим телом/плотью и кровью; или же, наоборот, Христа считают только неким великим, мудрым и добрым человеком, забывая, что Христос одновременно есть и истинный Бог, ибо Он был и остался Богом и после своего вочеловечения. Это единство Христа Богочеловека, т.е. факт, что Христос одновременно есть и Бог и человек, всецелый, совершенный и истинный Бог и всецелый, совершенный и истинный человек, представляет уникальное событие/явление и истину нашей христианской веры и жизни. Без этой уникальной и последней истины Христианства, истины о Христе Богочеловеке, которая человеку предлагается и дается, чтобы он принял ее посредством веры, верой и жизнью, нет ни Христианства, ни христиан, ни христианской веры и нравственности, христианской догмы и жизни. Христианское свидетельство („мартириа“) о Христе как личном (ипостасном, персональном) Боге и человеке является основным и самым важным свидетельством Святых Апостолов, Мучеников, Исповедников и всех Святых (ср. Деян.1,8.22; 4,33; 1Ин. 1,2; 4,14; Откр.1, 2; 6,9; 20,4). Оно в то же время является и свидетельством Церкви в мире, ее проповедью Евангелия, ее кафолической и вселенской верой. Поэтому Евангелие Церкви, которое Святые Апостолы как свидетели и очевидцы записали и это свое свидетельство запечатали своей мученической кровью, представляет не что иное, как свидетельство о Сыне Божием, Который стал плотью, то есть человеком, и Который ради нас был распят и воскрес из мертвых, и Который как Богочеловек пребывает с нами во все дни до скончания века (ср.Ин. 1,2–14; Мф.16,16; 28,16–20; 1Кор.1,23–24; 15,1–20; 1Ин.1,13). Это в то же время является и содержанием всех святых догматов, исповеданных и утвержденных на Вселенских Соборах Церкви (ср. особенно Символ Никейского и Халкидонского Соборов).

Однако, чтобы не впасть в другую пагубную ошибку, которая увела бы нас за пределы богооткровенной христианской истины, а тем самим и Христа, нужно подчеркнуть еще один момент в нашей вере в Богочеловека Христа. Известно, что наше христианское бытие, и жизнь, и нравственность начинаются с момента, когда крещаемся во Христа, в Его смерть и воскресение (ср.Гал. 3,27; Рим.6,3–6), ибо тогда крещаемся во Христа, Бога и человека, и облекаемся в Него, становясь учениками и причастниками Его богочеловеческой смерти и Его богочеловеческого воскресения, и тем самым становимся сообразными (подобными) Ему и сращенными с Ним (σύμφυτοι, σύμμορφοι), по словам Св. Апостола Павла в молитвах Церкви, читаемых при святом крещении. Итак, в тот момент, когда человек крещается в Православной Церкви, священник мистериологически произносит над ним имя Святой и Животворящей Троицы: „Крещается раб Божий во Имя ОТЦА и СЫНА и СВЯТАГО ДУХА.“ Потом, сразу по крещении, новопросвещенный помазывается помазанием Духа Святого. Этот мистериологический акт Церкви означает, что Христос, в Которого крещаемся, нераздельно соединен с Пресвятой Троицей – с Отцом и Святым Духом. Поэтому и вера наша, и крещение во Христа, как Богочеловека суть одновременно и вера, и крещение в Саму Святую Троицу – единого и единственного Бога нашего. Ибо Христос есть „Один из Святой Троицы“, Который воплотился и стал человеком, оставаясь всегда и неизменно Вторым Лицом Пресвятой Троицы. Само же имя Христово – „Христос“, „Помазанник“ (κεχρισμένος), по словам Святых Отцов, уже являет и объявляет нам, людям, целую Святую Троицу: Его (Сына) как Помазанного, Отца, Который Его помазал, и Духа Святого, Которым Он был помазан Отцом. Вот как об этом говорит Святой Василий: „Наименование Христа представляет наше полное исповедание веры; ибо указывает на Бога (Отца), Который Его помазал, и на Сына, Который был помазан, и на Духа Святого, который есть помазание (χρῖσμα), как и научились мы у Апостола Петра в Деяниях Апостольских: Бог Духом Святым помазал Иисуса из Назарета“ (Деян.10,38. PG32,116). Следовательно, когда мы, православные, веруем во Христа как Богочеловека, мы одновременно веруем в Святую Троицу, эту последнюю тайну Христианства, которую и открыл нам Христос своим воплощением и вочеловечением.

Здесь, в этом весьма важном богословском пункте православной веры, необходимо еще одно дополнение и разъяснение. Многие современные христиане, веруя во Христа, веруют в Него не в Церкви Его и с Церковью Его. Или, точнее, не веруют во Христа как Церковь, а сознательно или бессознательно отделяют Его от Церкви Его, которая является Его личным и соборным Телом, согласно Евангельской проповеди Апостола Павла (особенно в посл. к Рим., 1Кор., Еф. и Кол.). В православной же вере и благодатном, живом и непосредственном опыте Церкви Христос воспринимается и в Него веруют только и всегда с Его Церковью, которая есть Его богочеловеческое Тело. Ибо Христос своим воплощением взял на Себя тело/плоть и Он Сам стал телом, т.е. Церковью (Ин.1,14; 2 21; Тим.3,16; Евр.2, 4–16; 1Кор.10,16–17; 12,12; Еф.1,23; 5,23–32; Кол.2,18). Вот как об этом говорит Святой Иоанн Златоуст: „Христос взял на Себя тело/плоть Церкви, и Церковь сделал телом Своим“ (PG52,429). Следовательно, Христос неотделим от Церкви, которая есть тело Его, а также Церковь неотделима от Христа, Который есть ее Глава, и начаток (ἀπαρχή,) ее, и жизнь ее, и нравственность ее. Таким образом, православное понимание Церкви, православная Экклезиология, полностью и всецело содержится в Христологии, так как то, что относится к Церкви, относится и к Христу, и то, что относится ко Христу, относится одновременно и к Церкви Его. Поэтому в момент нашего крещения мы соединяемся с Христом во имя Святой Троицы, но вместе с тем мы присоединяемся к Телу Христову, „насаждаемся“ в Соборной и Апостольской Церкви, как говорится в молитве Таинства Крещения: „Насади его (новокрещенного) как насаждение истины во Святой Твоей Кафолической/Соборной и Апостольской Церкви“.

Стало быть, если отделяем Христа от Церкви, или Церковь от Христа, то делаем непоправимую ошибку, т. е. впадаем в одну из самых больших ересей: развоплощаем Христа, воплощенного Сына и Логоса Божия, и прогоняем Его из Тела/Плоти Его. А это значит, что прогоняем Его из человека и мира. А если развоплощаем и разчеловечиваем Христа Богочеловека, можем ли мы тогда быть христианами и говорить о „Христианстве“?

Из всего сказанного становится понятным, что центральная тайна Православия есть Христос – Богочеловек, истинный и совершенный Бог, нераздельно соединенный со Святой Троицей и истинный и совершенный человек, нераздельно соединенный с человечеством, со всеми людьми, составляющими Его тело – Церковь. Эта истина и богочеловеческий факт представляют всю догму (и догматику) православной евангельской веры нашей, и нашу христианскую евангельскую жизнь и нравственность (православную этику), как это передали нам Апостолы и Отцы Церкви. Христос как Богочеловек для Православия действительно есть и modus credendi, и modus vivendi, и modus cognoscendi, и modus faciendi, – Христос, нераздельно соединенный со Святой Троицей и с человечеством, с Церковью Своею. Такое целостное, интегральное или кафолическое понимание и переживание христианского Откровения и христианской веры, настолько присущее Православию, встречается у Святых Апостолов, и Святых Отцов, и в богослужении, особенно в Литургии Православной Церкви. Вся структура апостольских библейских текстов и святоотеческих богословских творений, а также богослужебных текстов Церкви в своей основе содержит эту всецелую „Тайну Христову“, как это явствует из одного из текстов Апостола Павла. Краткости ради приведем только этот текст, который является ясным подтверждением вышесказанного: в нем показана теснейшая взаимосвязь и единство православной Христологии, Триадологии, Экклезиологии, Антропологии, и Сотериологии, т. е. кафоличность (всецелостность, интегральность) и взаимосвязь и взаимопроникновение православной веры, догмы, жизни и нравственности. Речь идет о молитве Апостола Павла в третьей главе Послания к Ефесянам:

„Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтò широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь“ (Еф.3,14–21).

Как видно, в этой короткой, но всесодержательной молитве заключаются: и истина (догмат) о Святой Троице – Отце, Христе и Духе; и истина о Христе, который стал человеком, чтобы нас в Церкви Своей исполнить всякой полнотой Божией; и истина о Церкви как общении во Христе всех святых; и истина о человеке, т. е. о нас, людях, в которых Христос вселяется Духом Святым; и истина о нашей жизни верой и в вере через укорененность в любви, любви, которая является любовью Христовой и даром силы Духа Святого внутри нас, что и есть христианская нравственность, и т. п. Все эти основные элементы нашей веры (т.е. основные догматы) и главные этические факты нашей жизни (т.е. нравственности) содержатся и в творениях православных Отцов, и в богослужебно-духовной жизни, как мы увидим позже.

II

Христологический догмат Церкви, как и Троичный догмат, а также экклезиологический, и антропологический, и все остальные святые догматы нашей веры для нас, православных, не представляют философские категории или принципы и идеи некой величественной философской системы, называлась она христианской, или идеалистической, или экзистенциалистической, или какой угодно. (Так догматы Церкви хотели употребить, например, В. Соловьев, Н. Бердяев и другие христианские философы, особенно на Западе). В Православии святые догматы даны и осмыслены в иной перспективе: они, прежде всего, являются церковным способом исповедания „веры, однажды преданной Святым“, по словам Святого Апостола (Иуд.3). Они суть то самое библейское спасительное „юродство“ Божие, которое погубило „мудрость мудрецов“ мира сего, чтобы спасти человека (1Кор.1,18–31). Ибо спасение человека и мира и есть крайняя цель Откровения Божия, содержащегося и богоприличным образом выраженного в вере и догматике Православной Церкви. Православные догматы, выраженные в творениях Святых Отцов и постановлениях/деяниях Вселенских Соборов, представляют продолжение и разъяснение проповеди Святых Апостолов, так как, по словам одного церковного песнопения, „проповедь Апостолов и догматы Отцов утверждают единую веру Церкви“, которой мы живем, спасаемся и обожаемся.

Ввиду этого сотериологического характера православных догматов главной заботой Православной Церкви всегда и во все времена оставалось старание о правильном управлении („ортотомия“) словом Истины Божией, т. е. о правильном учении и исповедании веры, которая одновременно является и „словом Истины“ (2Тим.2,15), и „словом жизни“ (Флп.2,16), и „словом спасения“ (Деян.13,26). Поэтому Православная Церковь, „мечом Духа“ (Еф.6,17) управляющая и руководящая нашим спасением, никогда не была, и не может быть, безразлична к Истине, к правильности, т. е. православности веры, которая, по словам Святого Максима Исповедника, есть „первое врачевство к нашему спасению“ (PG91,465). В противном случае она была бы безразлична к нашему спасению и таким образом перестала бы быть Церковью, изменив себе, своему содержанию, своей миссии, своей сути.

Если „без веры угодить Богу невозможно“ (Евр.11,6), то это без сомнения значит без правой веры, без право-славия („орто-доксии“), без правого и правильного верования, и прославления и славословления Бога. „Несомненно, что нужна вера“, говорит Св. Кирилл Александрийский, „и прежде всего правая вера“ (PG72,776). В своей первосвященнической молитве перед страданием Господь молился не только о том, „да будут все едино“ (хотя и это значит: „да будут все едино, как мы, т. е. Святая Троица, едино“ - Ин.17,21–22), но Он молился и об освящении верных в Истине, в истинной вере: „Отче. освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина“ (Ин. 17,17). Согласно толкованию Святого Иоанна Златоуста это значит: „Сделай их святыми даром Духа Святого и правильными догматами. ибо правильные догматы о Боге освящают душу“ (PG59,443).

Итак, православная нравственная жизнь (православный „итос“ и „этос“), которая состоит в общении нашего человеческого лика и существа с Богом – с Богом Отцом во Христе силою Духа Святого – и в освящении, возрождении и преображении всецелого человека на его пути полного очеловечения и обожения, такая жизнь начинает существовать и развивается только тогда, когда основывается на правой вере – православии. Любое отступление от православия, от Истины, непременно влечет за собой отдаление и отчуждение от духовности, от святой христианской жизни и нравственности.

Лучшим примером этого является христианский Запад. Его отступление, в частности, и от истинной веры в Духа Святого (ересь Filioque), собственно и стало причиной упадка духовности на Западе и изменений в западной Церкви.

Итак, в Православии и вера и жизнь, и догма и нравственность носят на себе и в себе отпечаток и характер христологический, а это значит одновременно и триадологический, и пневматологический, а тем самым и экклезиологический, и сотериологический, как мы увидим позже.

III

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2Основы христианской этики и православной культуры

Описание презентации по отдельным слайдам:

2Основы христианской этики и православной культуры

2
Основы
христианской этики и православной культуры

ХРИСТИАНСТВОПРОИСХОЖДЕНИЕ : МЕСТО И ВРЕМЯ Территория Палестины, разделенная.

ХРИСТИАНСТВО
ПРОИСХОЖДЕНИЕ : МЕСТО И ВРЕМЯ

Территория Палестины, разделенная на несколько областей (Галилея, Самария, Иудея, Перея, Идумея) и населенная в основном еврейским народом

с I века до н.э. по V век – провинция Римской империи

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВАИУДАИЗМ: Монотеизм (единобожие) Креационизм (творение.

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА2. ИДЕИ ЕССЕЕВ (II в. до н.э.– I в.) И ДРУГИХ НЕОРТОДОК.

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА3. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА: Учение об.

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА4. Мифология древних народов, некоторые древние языческ.

ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСТВА
4. Мифология древних народов, некоторые древние языческие культы

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:30-33 гг. – проповедническая деятельность Иисуса. Распят.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:
30-33 гг. – проповедническая деятельность Иисуса. Распятие. Воскресение.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:I в. – образование первых христианских общин.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 311 г. – запрет гонений на христиан при императорах К.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:
311 г. – запрет гонений на христиан при императорах Константине и Галерии
313 г. – объявлена свобода христианского вероисповедания при императоре Константине (312 – 337 гг.)
324 г. – эдикт императора Константина о преимущественном положении христианства перед другими религиями
394 г. – признание христианства государственной религией Рима и запрет языческого вероисповедания

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА: 325 г. – Никейский Вселенский Собор (начало догматиза.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:V – X вв. – развитие и усиление католической Церкви; обр.

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА:
V – X вв. – развитие и усиление католической Церкви; образование института папства; уточнение христианской догматики на последующих Соборах; распространение христианства в Европе; повсеместный переход к новому летоисчислению
1054 г. – разделение Церквей на католическую и православную
С XIII в. – деятельность инквизиции
XVI в. – образование протестантизма
ХРИСТИАНСТВО СТАНОВИТСЯ МИРОВОЙ РЕЛИГИЕЙ И НАСЧИТЫВАЕТ СЕЙЧАС СВЫШЕ 1 МЛРД. ВЕРУЮЩИХ

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВАВЕРА В ТРИЕДИНОГО БОГА Бог – Отец.

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВАВЕРА В ИСКУПИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ХРИСТА ДЛЯ СПАСЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА3. ВЕРА В БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ – таинственную.

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРАБиблия (Священное Писание) – собрание 66 книг.

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ КУЛЬТУРА
Библия (Священное Писание) – собрание 66 книг, признаваемых Церковью богодухновенными, т.е. написанными избранными Богом людьми по вдохновению и откровению Святого Духа, и другая христианская литература, написанная Святыми, мучениками, священниками

Христианская этикаХристианские нравственные идеи содержатся в 27 книгах Новог.

Христианская этика
Христианские нравственные идеи содержатся в 27 книгах Нового завета. Наиболее значимые из них два круга источников:
Евангелия от Матфея, Марка и Луки;
Послания апостола Павла.

Христианская религиозная этикаПо своему нравственному пафосу Христианство рад.

Христианская религиозная этика
По своему нравственному пафосу Христианство радикально отличается (от иудаизма) универсальностью общечеловеческого содержания.

Отказ от этноцентризма. Идея равенства всех людей перед Богом и по отношению друг к другу.

Поворот от ритуальности к собственно нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей основаниях.

Нравственность как встречное движение Бога и человека. Бог совершает кеносис.

Нравственность как встречное движение Бога и человека.

Бог совершает кеносис – нисходящее движение, выход из своей божественной сущности к человеку, чтобы своими страданиями и смертью принять на себя грехи людей и вызвать и них духовный подъем , движение к Богу.
Спас Вседержитель
Энкаустическая икона конца VI в

Христианская этика: Любовь как высшая ценностьНе повиновение закону (иудаизм).

Христианские добродетели1. позитивные: вера, надежда, любовь 2. негативные: г.

Христианские добродетели
1. позитивные: вера, надежда, любовь
2. негативные: готовность к покаянию, душевная стойкость.

Христианская этика: Цель жизниЦель жизни – не земное благополучие (иудаизм).

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛАДРЕВНОСТЬ: Равносторонний крест + ка.

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА
ДРЕВНОСТЬ:

Равносторонний крест +
как символ грозы, молнии, урагана и дождя;
как символ четырех сторон света;
как символ четырех сторон человеческой сущности – интеллект, чувство, жизнь и смерть;
как атрибут богов;
как графическое изображение колеса с перекрещивающимися спицами и др.

наиболее значимый символ у древних египтян. В нем объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также символизирует объединение женского и мужского божеств.
НЕТ НИКАКОЙ СВЯЗИ С ХРИСТИАНСКИМ КУЛЬТОМ !

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛААНТИЧНОСТЬ: У римлян крест был оруд.

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА
АНТИЧНОСТЬ:

У римлян крест был орудием пытки и казни для рабов, т.е. унизительным и не приемлемым для свободных способом наказания. Иногда использовался как символ страдания, но еще не сакрализировался

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛАКрест Константина - монограмма, изве.

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА
Крест Константина - монограмма, известная как "Хи-Ро", по форме состоящей из Х (греческой буквы "хи") и Р ("ро"): первые две буквы имени Христа по-гречески.
Легенда гласит, что именно этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максентию. Вместе с крестом он увидел надпись "с этим победишь". Именно это предсказание обратило Константина в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой.
Последовавшая победа 27 октября 312 года сделала его единственным императором. На следующий год был издан эдикт, разрешающий исповедование христианской религии в империи. Эта монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым символом христианства.

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛАКонец IV – V вв. – после отмены импе.

ХРИСТИАНСКИЙ КРЕСТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИМВОЛА
Конец IV – V вв. – после отмены императором Константином пытки на кресте стал использоваться как христианский символ:

ИКОНОПИСЬ:Возникает во II – IV вв. и развивается преимущественно в Византии.

ИКОНОПИСЬ:
Возникает во II – IV вв. и развивается преимущественно в Византии, Египте, Эфиопии, Балканских странах, Грузии, России

В Западной Европе не получила такого распространения и была вытеснена другими видами христианской живописи
Св.Николай XII –XIII вв.

ИКОНА (от греч. eikon – образ) – изображ.

ИКОНА (от греч. eikon – образ) – изображение сверхчувственного мира в материальных формах

НАЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ:
Для моления, во время которого осуществляется связь человека с Божественным миром
Для напоминания об архетипе-первообразе, который должен быть узнаваем
Богоматерь XII в.

Иконописец должен следовать общепринятым КАНОНАМ ИКОНОПИ.

Иконописец должен следовать общепринятым КАНОНАМ ИКОНОПИСИ:
Нормативным схемам изображения лиц и событий сакральной истории в соответствии с иконописными подлинниками
Символике цвета, жеста, предметов и знаков
Особым приемам стилизации (разномасштабность, обратная перспектива, плоскостное изображение, нейтральный фон и т.п.)

Иконописец является не творцом, а посредником в воплощении первообраза. Иконопись преимущественно анонимна.

Читайте также: