Сообщение на тему воланд и его свита в романе мастер и маргарита

Обновлено: 18.05.2024

Еще один из свиты Воланда – кот Бегемот. Этот персонаж, несмотря на то, что он принадлежит к силам зла, является одним из литературных любимцев. Булгаков умело создал этого кота и наделил его человеческими качествами. Бегемот сидит за столом, пьет из стакана, ездит в общественном транспорте, отсылает телеграммы и, наконец, говорит. Его имя, Бегемот, так же как и Азазелло, взято со страниц Ветхого Завета. Это демон морей. В романе кот в основном заботится о своем благе. Он воплощает один из смертных грехов – ненасытность. Бегемот также может превращаться в человека, отдаленно напоминающего кота. Это значит, что он оборотень. Поначалу кот кажется милым большим существом. Но уже в театре мы видим сцену, как тот одним махом отрывает голову служащему.

Воланд и его свита являются злыми силами, которые всегда делали только добро. Они наказывали людей за греховные поступки, тем самым помогая добрым силам. Вероятно, что автор, используя эти образы, хотел подчеркнуть порочность русских людей. Ведь на фоне их греховности даже сатана и его свита выглядят праведниками. По сути Воланд не сделал никакого зла, да и его свита в основном была справедливой. Булгаковское зло – самое доброе в русском литературном мире.

В книге “Мастер и Маргарита” автор гениально обрисовал тему Добра и Зла. Обе темы развиваются параллельно как в “ершалаимских” главах, так и в московской реальности. Связующим звеном между этими двумя мирами является сам дьявол, лично присутствовавший на казни Иешуа Га-Ноцри, а теперь в человеческом обличии разгуливающий по улицам Москвы в1930-е годы.

Имя его Воланд и он является прототипом гетевского Мефистофеля. На вид это мужчина лет сорока с лишним, имеющий

внешние дефекты. Например, один глаз у него черного цвет, а другой – зеленый, рот кривоват, одна бровь выше другой, зубы в разных коронках и т. д. Одет он прилично в дорогой серый костюм, говорит как иностранец и представляется профессором черной магии.

Несмотря на то, что этот персонаж является отрицательным, он вызывает к себе симпатию. Ведь его цель – это выявление злого начала в человеке. За время пребывания в столице он разоблачил и наказал многих корыстных и подлых людей.

Ни одного честного или справедливого человека он не тронул.

В Москву он прибыл не один, а со свитой “темных” подельников,

которые помогали ему вершить справедливость. Они вместе с Воландом шутили над ничтожными жителями города, устраивали им подлянки, и просто глумились над ними. Самый распространенный прием свиты был спровоцировать москвичей на неблаговидные поступки, убедив их в безнаказанности деяний. Затем они сами же их наказывали или сдавали в руки соответствующим органам.

Такова была работа Воланда и его свиты – бороться с теми, кто не достоин света и покоя. Этим они занимались из века в век. Так кто же состоял в свите Сатаны?

Свита состояла из трех шутов и девушки-вампира. Самым старшим подчиненным-демоном являлся Коровьев-Фагот. Это был черт и рыцарь, который представлялся москвичам переводчиком профессора Воланда и в прошлом регентом церковного хора. Будучи худым и высоким, Коровьев имел отталкивающую внешность.

Он имел престранный вид и глумливое лицо с усиками, носил клетчатую одежду и картуз на голове. В общении с порочными людьми готов был, казалось, сложиться втрое, лишь бы затем спокойно напакостить. Коровьев очень любит устраивать злые шуточки и глумиться над пороками людей.

Второй шут – это демон безводной пустыни Азазелло. Имя его взято из Ветхого Завета. Там он был падшим ангелом, научившим людей изготовлять оружие. Его мастерству также принадлежали различные “штучки” для украшения женщин.

В романе для Маргариты он придумал чудодейственный крем, который делал ее невидимой и наделял способностью летать. Азазелло был выбран в свиту не случайно. Этот персонаж отличался способностью обольщать и убивать.

Однако главная функция героя была связана с насилием, что и происходит в романе. Именно он стрелял в майора Майгеля, надавал по морде администратору, выгнал дядю Берлиоза из “нехорошей” квартиры и выбросил Лиходеева в Ялту.

Третий шут – это огромный черный кот-оборотень по кличке Бегемот. Его имя также взято из Ветхого Завета. Там он был морским чудовищем и бесом.

В романе он иногда выступал как кот огромных размеров, умеющий ходить на задних лапах и поражающий людей своими человеческими манерами, а иногда как низкорослый толстый человек с физиономией кота. Этот персонаж любил философствовать и легко сочетал интеллигентность с жуликоватостью.

Гелла – красивая девушка-вампир, расхаживающая по квартире в одном переднике. Как истинный вампир, она является самым младшим членом свиты Сатаны и исполняет только вспомогательные роли. Ее имя восходит ко времени, когда на острове Лесбос так называли молодых девушек, умерших раньше времени. Затем они перевоплощались в вампиров.

В сцене последнего полета Гелла отсутствует, как низший разряд нечистой силы.

В таком составе представлено “зло” в романе “Мастер и Маргарита”. Однако это не столь важно, как отношение самого автора к данным персонажам. М. А. Булгаков явно симпатизировал этим “темным” героям и не воспринимал их как абсолютное зло.

Основная функция, которой он их наделил, это борьба за справедливость. По сути, все эти “дьявольские” приспешники выполняли в романе роль судей.

Булгаков в своем романе поднимает множество тем, в том числе о том, что в любом деле нужны соратники. Даже сам Сатана появился в современной Булгакову Москве не один. Свита Воланда играет в романе немаловажную роль.

Коровьев

Коровьев-Фагот – старший помощник Воланда. Внешне он чем-то напоминает музыкальный инструмент, название которого носит и сам. Длинный и худой, он готов сложиться перед собеседником в мнимом уважении, что потом позволяет напакостить ничего не подозревающему объекту внимания. В последней сцене мы видим, что Коровьев превращается в красивого рыцаря, имеющего очень мрачное лицо без тени улыбки. На вопрос Маргарите почему Фагот так сильно изменился, Воланд ответил, что тот неудачно пошутил, за что теперь ему приходится шутить гораздо дольше, чем предполагалось. Наказанием за нелепую шутку для Коровьева стали нелепая драная одежда и шутовские манеры.

Кот Бегемот

Огромный черный кот-оборотень ходит на двух задних лапах, чем сводит жителей Москвы с ума. Он обладает искрометным юмором, обожает шутить и периодически привирает. Иногда Бегемот превращается в человека-толстяка в рваной кепке. Лицо у этого человека не случайно очень похоже на кошачье В характере Бегемота комично сочетаются склонность к философствованию, интеллигентные манеры и жуликоватость, агрессивность. После посещения свиты Воланда Москвы, в городе начали ловить и истреблять черных котов – такой резонанс вызвал персонаж у жителей столицы. В последнем полете Бегемот предстает перед читателями в виде юного мальчика-пажа.

Азазелло

Демон-убийца. Имея очень неприятную внешность, герой не претендует и на общительность. Замкнутый и грубый, он считает своей прямой обязанностью насилие и убийство, о чем прямо заявляет Маргарите при встрече. Азазелло некрасив и непропорционален. Он имеет маленький рост, но очень широкие плечи. Его отвратительное лицо выражает злобу, бельмо на глазу нагоняет неприятные чувства, а изо рта торчит клык. Азазелло является самым холодным и расчетливым помощником Сатаны. Его невозможно застать за шуткой – он выполняет свои дела серьезно и точно.

Гелла

Ведьма – вампир имеет невероятную красоту и шикарные рыжие волосы. Она хитра и беспринципна, не носит никакой одежды и выполняет вспомогательные дела при необходимости. Вампирша относится к низшему разряду помощников Сатаны и даже не появляется в сцене последнего полета. Ей не в кого перевоплощаться – после смерти она сохранила свой человеческой облик, появился только шрам на лице и демонические повадки вампира. Гелла – единственная девушка в свите Воланда,

Из кого состояла свита Воланда

Одними из главных героев произведения являются члены свиты Воланда. Это очень яркие, разные и запоминающиеся персонажи:

  • Кот Бегемот.
  • Фагот, он же Коровьев.
  • Азазелло.
  • Гелла.

Чтобы лучше понять свиту Воланда, кратко представим их характеристику в таблице.

Имя Описание
Бегемот Огромный чёрный кот, ходящий на задних лапах и иногда превращающийся в человека, но с кошачьим лицом. На первый взгляд — добрый весельчак, но способен на жестокие поступки.
Фагот Он же Коровьев — высокий худой мужчина, постоянно ходит в костюме в клеточку и носит треснутое пенсне. Постоянный спутник кота и сообщник в его шалостях.
Азазелло Невысокий широкоплечий человек с бельмом на глазу. Он точен, аккуратен в исполнении поручений, резок и груб.
Гелла Красивая девушка с зелёными глазами. Молодая ведьма постоянно ходит обнажённой и выполняет мелкие поручения Воланда.

Рассмотрим каждого из этих персонажей более детально.

Кот Бегемот

Большой чёрный кот-оборотень, который ходит на двух лапах, умеет разговаривать, чем шокирует горожан. Чувство юмора сочетается у него с любовью к философии, интеллигентными манерами, любовью к сочинению, но и с жестокостью вместе с тем.

Кот Бегемот

Благодаря искромётному юмору этого члена шайки, Бегемот стал самым ярким и любимым героем романа. Он постоянно шутит, смешно врёт, придумывает розыгрыши, чем сводит москвичей с ума. Посредством этого персонажа Михаил Афанасьевич показывает собственное чувство юмора и способность к самоиронии.

Описывая обжорства кота в Торгсине, автор высмеивает порок чревоугодия, которым одержимы городские посетители заведения, и сам он в том числе, в то время как люди на периферии живут впроголодь.

Фагот-Коровьев

Подручный Воланда легко меняет маски — то он мошенник, то пьяница — регент хора, то гаер, то переводчик богатого иностранца. Он неразлучен с Бегемотом, участвует во всех его шалостях, дурачится и издевается над людьми. Только в конце романа автор показывает его настоящее лицо — печального рыцаря, не смотрящего ни на луну, ни на землю.

На вопрос Маргариты, отчего он так изменился, Воланд ответил, что тот когда-то неудачно пошутил по поводу света и тьмы, из-за чего он вынужден шутить намного дольше, чем ожидал — наказан шутовским гаерским видом и смешной одеждой.

В полёте он выглядит настоящим демоном мрака, рыцарем Фаготом, отлично знающим цену человеческим слабостям и добродетелям.

Клыкастый разбойник Азазелло

Пламенно-рыжий демон-убийца, или демон пустыни, обладающий неприятной внешностью и выполняющий функции главного злодея — убийцы и обольстителя. Он отталкивает злобным выражением лица, отвратительным бельмом и торчащим изо рта клыком.

Клыкастый разбойник Азазелло

Имя его автор романа взял из Ветхого Завета. Падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения, звали Азазель. Он научил мужчин воевать, а прекрасную половину человечества — обольщать и лгать. Этот демон обитал в пустыне, поэтому в день искупления люди наряжали козла подарками, увивали его рога лентами и отпускали в пустыню, чтобы умилостивить злобного духа смерти.

При выполнении поручений хозяина он всегда точен и серьёзен. Его главная функция заключается в насилии. В последнем полёте рыжий убийца предстаёт перед читателями сосредоточенным рыцарем в стальных доспехах с пустыми чёрными глазами убийцы.

Рыжеволосая ведьма Гелла

Рыжеволосая ведьма Гелла

Следует отметить, что в сцене полёта свиты ведьма отсутствует — либо из-за своей незначительной роли, либо она осталась в качестве вампира на земле, либо автор просто в силу неоконченности романа не успел прописать её роль.

Последствия пребывания свиты в Москве

Спутники Воланда в Москве учиняют много неразберихи и беспорядков. В буйной свите мессира:

Эти силы ада то по одному, то объединяясь между собой, создают жуткие, но чаще комичные, ситуации. Нужно отметить, что во всех этих проделках расчёт идёт на человеческие пороки и слабости, и каждая жертва шайки сама виновата в происходящем.

Стёпа Лиходеев

Можно сказать, что свита Воланда не столько сбивает с пути истинного честных и добропорядочных людей, сколько раскрывает проступки и преступления уже состоявшихся злодеев. Словами и проделками подручных Сатаны Михаил Булгаков освещает тему бюрократии, воровства, нечистоплотности чиновников, жадности, чревоугодия и других пороков человечества.

Пребывание Воланда и дьявольских ассистентов в Москве значительного урона не наносит, но карает некоторых деятелей, преступивших Христианскую мораль.

Читайте также: