Основные направления деятельности городской поликлиники обслуживающей взрослое население сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Решение поставленных перед здравоохранением задач в значительной степени зависит от организации амбулаторно-поликлинической, которая является ведущим звеном в системе организации первичной медико-санитарной помощи населению.

Поликлиникой называют высокоспециализированное учреждение, предназначенное оказывать медицинскую помощь приходящим больным и помощь на дому, осуществлять комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на лечение и предупреждение развития заболеваний и их осложнений.

Роль поликлиники в медицинском обслуживании населения велика. Поликлиника является тем первым учреждением, в котором больной начинает диагностическое обследование, лечение своего заболевания и в большинстве случаев заканчивает его.

Основными направлениями деятельности городской поликлиники являются :

1 .Лечебно-диагностическая работа. Оказание квалифицированной -медицинской помощи населению обслуживаемого района и экспертиза нетрудоспособности.

2. Организация и проведение комплекса профилактических
мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности,
смертности.

3. Организационно-методическая работа.

1.2. Поликлиника, ее задачи.


  1. Оказание первой и неотложной медицинской помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах, отравлениях, несчастных случаях, при инфекционных заболеваниях и других неотложных состояниях.

  2. Ранее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование больных и здоровых, обратившихся в поликлинику.

  3. Своевременное и квалифицированное оказание врачебной помощи на приеме и на дому.

  4. Своевременную госпитализацию лиц, нуждающихся в стационарном лечении с предварительным максимальным обследованием больных.

  5. Восстановительное лечение больных с последствиями хронических заболеваний и травм.

  6. Диспансеризацию населения: отбор здоровых и больных, динамическое наблюдение за состоянием их здоровья, квалифицированное обследование и комплексное лечение, разработку необходимых мер профилактики.

  7. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростков (работающих, учащихся, студентов), осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий.

  8. Экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности больных.

  9. Направление на МСЭ лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.

  1. Все виды профилактических осмотров (предварительные при поступлении на работу, периодические, целевые и др.).

  2. Противоэпидемические мероприятия (прививки, выявление инфекционных больных, наблюдение за ними и бывшими в контакте с больными и др.).

  3. Санитарно-просветительную работу среди населения, гигиеническое воспитание населения.

  4. Пропаганда здорового образа жизни.

  5. Учет и анализ статистических данных о деятельности поликлиники, анализ общей заболеваемости, других показателей здоровья, планирование.

  6. Привлечение общественного актива района для оказания помощи в работе поликлиники.

  7. Повышение квалификации медицинского персонала.

Городская поликлиника находится в непосредственном подчинении городского отдела здравоохранения. Руководство работой поликлиники осуществляется главным врачом (в самостоятельной поликлинике) или заведующим поликлиникой (заместитель главного врача больницы по поликлиническому разделу работы).


  1. Руководство поликлиники.

  2. Лечебно-профилактические подразделения:

  1. Хирургическое отделение (кабинет).

  2. Цеховое терапевтическое отделение.

  1. Отоларингологическое отделение (кабинет).

  2. Неврологическое отделение (кабинет).

  3. Кардиологический кабинет.

  4. Кабинет инфекционных заболеваний.

  5. Женская консультация.

  6. Дермато-венерологическое отделение (кабинет).

  1. Физиотерапевтическое отделение (кабинет).

  2. Стоматологическое отделение.

3.1. Рентгенологическое отделение (кабинет).


  1. Отделение (кабинет) функциональной диагностики.

  2. Эндоскопический кабинет.

  3. Кабинет для оформления медицинской документации.

  1. Кабинет доврачебного приема.

  2. Анамнестический кабинет.

  3. Кабинет функциональных (инструментальных) исследований.

  4. Смотровой женский кабинет.

  5. Кабинет пропаганды здорового образа жизни.

  6. Кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации всего населения.

Современная поликлиника - сложное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение. Однако, терапевтическая помощь является наиболее массовым видом медицинской помощи и объем работы врачей терапевтического профиля ежегодно возрастает. Решение задач по снижению заболеваемости, смертности и причин инвалидности зависит, прежде всего от совершенствования терапевтической службы - одной из основных в системе лечебно-профилактической помощи.

семейно-бытовыми условиями, наследственными факторами, перенесенными заболеваниями, ведет диспансеризацию выделенных контингентов больных и здоровых, изучение и анализ заболеваемости на участке, разработку мероприятий по устранению неблагоприятных факторов внешней среды, вызывающих заболевания.

В ряде поликлинических учреждений используются бригадно-участковый метод обслуживания, который представляет собой дальнейшее развитие и совершенствование участкового принципа, т.к. при этом к участковой системе оказания помощи больным привлекаются не только терапевты, но и врачи ряда других специальностей.

Значение бригадно-участкового метода состоит, прежде всего, в том, что он создает необходимые условия для того, чтобы больные не только с терапевтическими, но и с другими заболеваниями наблюдались одним и тем же врачом соответствующей специальности и получали необходимое лечение. Это повышает преемственность между врачами, улучшает качество поликлинической помощи больным. Бригадный метод способствует совместному решению врачами соответствующих специальностей вопросов диагностики, лечения. экспертизы нетрудоспособности, а также решение вопроса о том. кто из врачей-специалистов должен быть ведущим в лечении конкретного больного. Кроме того, бригадный метод содействует расширению и улучшению врачебной помощи на дому, особенно специализированных ее видов. Все врачи и медицинские сестры бригады подчинены заведующему терапевтическим отделением поликлиники. Все члены бригады работают в одни и те же часы и дни по скользящем) графику. Врачи-специалисты, как и участковые врачи-терапевты отделения. осуществляют медицинскую помощь населению прикрепленных участков, как на приеме в поликлинике, так и по обслуживанию больных на дому. Такое закрепление дает множество преимуществ в организации медицинской помощи населению, главным из которых является полная осведомленность поликлиники и отдельных врачей о населении, т.е. демографической ситуации, заболеваемости, условиях жизни.

2.1. Нагрузка врачей на приеме и на дому.

Ведущим в организации приема больных в поликлинических учреждениях является обеспечение равномерной нагрузки всех кабинетов, что возможно, прежде всего при правильном регулировании большого потока больных (посетителей).

Нагрузка врача на приеме и по обслуживанию больных на дому в значительной степени зависит от фактора времени: сезонности, дня недели и характера посещений поликлиники в течение дня работы. Установлено, что наиболее напряженными часами работы на приеме являются 9-11 часов и 15-18 часов. На период от 11 до 12 и с 14 до 19 часов приходится наибольший удельный вес повторных посещений больных. Участковые врачи-терапевты должны систематически изучатьданные посещаемости населения участка с тем, чтобы наиболее рационально организовать свою работу.
Расчетные нормативы обслуживания для врачей поликлиники:
Число посещений на 1 час работы на приеме в поликлинике. Врач терапевт участковый - 5 Врач гастроэнтеролог - 5 Врач инфекционист - 5 Врач невролог - 5 Кардиолог - 4 Онколог 5 Отоларинголог - 8 Офтальмолог - 8 Хирург - 8 Педиатр - 5 Врач акушер-гинеколог - 5
2.3. Регистратура, типы, организация работы.

Регистратура городской поликлиники является структурным подразделением этого учреждения, призванным обеспечить своевременную регистрацию больных на прием к врачу в поликлинике и на дому.

Непосредственное руководство работой регистратуры городской поликлиники осуществляется заведующим регистратурой.

Основными задачами регистратуры поликлиники является:

Организация предварительной и неотложной записи больных на
прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по
телефону;

Обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение по видам оказываемой помощи;

Обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской
документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки
поликлиники.

С целью выполнения перечисленных функций регистратура должна иметь в своем составе:

A) отдел справок

B) отдел записи вызовов на дом

Г) помещение для хранения и подбора медицинских карт амбулаторного больного

Д) помещение для оформления медицинских документов

Е) медицинский архив

Ж) кабинет выдачи и оформления документации

3) стол самозаписи

В целях непрерывного обслуживания больных в течение всего времени работы регистратуры городских поликлиник в рабочие дни недели начинают работу с 7.00-7.30 часов.

Запись больных на прием производится как непосредственно в регистратуре, так и по телефону, организуется также предварительная запись больных. Регистратура следит за тем, чтобы больные затрачивали возможно меньше времени на запись к врачу. Особенно важно регулировать повторные посещения больных, которые составляют основную массу - около 2/3 посещений. Эти посещения регулируются лечащим врачом, который выдает больным талон на прием. Желательно, чтобы прием первичных и повторных больных производился раздельно и чтобы первичные больные принимались в первые часы работы врача, т.к. первичные больные нередко обращаются в поликлинику в тяжелом состоянии. На первичного больного в регистратуре заполняется медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025-у). Талоны же на все врачебные приемы заготавливаются регистратурой не менее, чем на неделю вперед. Регистратор должен записать номер кабинета, Ф.И.О. врача.

Отдел записи на прием к врачу может иметь окна для обслуживания рабочих, для записи к врачам-специалистам. В этом отделе для каждого врача имеется папка, в которую вкладываются медицинские карты амбулаторного больного (ф. 025-у), записывающихся на прием к врачу.

Вызов вра'ча производится очно или по телефону. Регистратор, приняв вызов, заносит его в журнал вызовов на дом, подбирает медицинские карты амбулаторных больных и вместе с журналом передает врачу, обслуживающему определенный участок.

Отдел справок - начинается с расписания приема врачей, различных подразделений поликлиники.

Существуют две системы регистрации больных на прием: централизованная и децентрализованная.

При централизованной системе регистрация производится в единой регистратуре, независимо от того, с каким заболеванием обращается больной в поликлинику. На каждого больного заводится единая медицинская карта амбулаторного больного, в которую заносятся записи всех врачей, при всех обращениях больного в поликлинику.

При децентрализованной системе отдельные врачебные кабинеты имеют свою регистратуру. Следует считать более правильной централизованную систему регистрации и единую медицинскую карту амбулаторного больного, позволяющую каждому врачу-специалисту знать обо всех заболеваниях, по поводу которых больной обращался в поликлинику, что очень важно для правильной диагностики. В отдельных случаях допускается децентрализованная регистратура.

Хранение медицинских карт амбулаторных больных в поликлинике осуществляется по участкам, улицам, а внутри улиц - по домам и квартирам. Желательно, чтобы все квартиры имели маркировку. Медицинские карты рабочих промышленных предприятий и подростков целесообразно хранить отдельно.

2.3. Задачи участкового врача.


  1. Организация и проведение профилактических мероприятий среди населения участка, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.

  1. Проведение противоэпидемических мероприятий.

  2. Организация диспансеризации населения на участке.

  3. Отбор больных на санаторно-курортное лечение.

  4. Изучение заболеваемости своего участка.

8. Квалифицированная экспертиза временной нетрудоспособности и
направление больных на МСЭ.


  1. Изучение санитарно-гигиенической характеристики своего участка.

  2. Постоянное повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

  1. Принимать участие в диспансерном наблюдении за лицами, перенесшими инфекционное заболевание.

  2. осуществлять связь с Центром Госсанэпиднадзора и кабинетом инфекционных заболеваний.

  1. Проведение совместно с участковыми врачами ранней диагностики , лечения и профилактики в поликлинике и на дому больных дизентерией, ПТИ, колитами, гриппом и другими болезнями, реконвалесцентов после инфекционных заболеваний.

  2. Организация госпитализации инфекционных больных.

  3. организация через участковых врачей и непосредственное проведение диспансеризации лиц, переболевших инфекционными и паразитарными заболеваниями, реконвалесцентов.

  4. Повышение квалификации участковых врачей и медсестер по вопросам диагностики, лечения, предупреждения заболеваний.

  5. Пропаганда санитарных и гигиенических знаний, направленных на предупреждение заразных болезней.

  6. Изучение инфекционной заболеваемости на территории, обслуживаемой поликлиникой, составление отчета о санитарно-эпидемиологической работе.

  7. Снабжение, правильное хранение и рациональное применение различных прививочных материалов, бактериофагов и противоглистных препаратов.

  • анкетирование лиц, проходящих профилактический осмотр, по анамнестической карте.

  • направление на обследование (функциональное исследование, флюорографию, анализы).

  1. Групповую и индивидуальную пропаганду здорового образа жизни среди проходящих профилактические осмотры.

  2. Пропаганду борьбы с возникновением и развитием факторов риска.

  3. Пропаганду активного отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом.

  4. Разъяснение принципов рационального питания.

  1. Рекомендации по созданию, укреплению и сохранению психологического климата на работе, учебе, в быту.

  2. Расширение и углубление санитарно-гигиенических знаний среди населения.

  • разработку и выполнение планов и графиков работы по поликлинике и кабинету;

  • подборку и распространение методических материалов по различным сторонам формирования здорового образа жизни;

  1. Полицевой учет населения, проживающего на территории поликлиники.

  2. Полицевой учет контингентов, находящихся на обслуживании цеховых и подростковых врачей.

  3. Полицевой учет контингентов, прикрепленных к данному учреждению для проведения периодических осмотров.

  4. Регистрацию в первичной медицинской документации ( ф. 131-у) данных о проведенной диспансеризации из ф. 025-у.

  5. Контроль за своевременностью явки населения на диспансеризацию.

  6. Подготовку данных по отчетным показателям диспансеризации населения.

  • объединяет информацию врачей, регистратуры, подразделений поликлиники о прохождении отдельными лицами диспансеризации.

  • оповещает участковых врачей и других специалистов о лицах, подлежащих диспансеризации в определенные сроки.

Проводит на доврачебном этапе диспансеризации исследования:

- антропометрию (рост, масса тела);

Раздел 5. Показатели деятельности поликлиники.

1. показатели обеспеченности населения поликлинической помощью определяется:

а)числом врачебных должностей на 10 тыс. населения

б)числом посещений на одного жителя в год

2. Показатель участковости на дому:

число посещений, сделанных терапевтами к жителям своего участка на дому/число посещений врачами-терапевтами на дому*100


  1. Показатель участковости на приеме участковых врачей-
    терапевтов характеризует организацию приема:

  1. Среднее число посещений на врачебную должность в год год (функции врачебной должности):

  1. Часовая нагрузка врача. Часовую нагрузку врача можно рассчитать при разработке данных дневника врача (ф.039-у). Этот показатель получают в расчете на год, за месяц:

число фактически проработанных часов по графику на приеме в поликлинике

Поликлиника – это многопрофильное ЛПУ, оказывающее медицинскую помощь населению на закрепленной территории на догоспитальном этапе. В городах имеются два типа поликлиник для взрослого населения:

1) объединенные с больницами;

2) необъединенные (самостоятельные).

По мощности городские поликлиники делятся на 5 групп. В структуре городской поликлиники предусматриваются следующие подразделения:

1) руководство поликлиникой;

3) кабинет доврачебного приема;

4) отделение профилактики;

5) лечебно-профилактические подразделения:

а) терапевтические отделения;

б) отделение восстановительного лечения;

в) отделения по оказанию специализированных видов медицинской помощи (хирургическое, гинекологическое) с кабинетами соответствующих специалистов (кардиологический, ревматологический, неврологический, урологический, офтальмологический, оториноларингологический);

6) параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики, УЗИ-кабинет);

7) дневной стационар и стационар на дому;

8) административно-хозяйственная часть;

9) врачебные и фельдшерские здравпункты на прикрепленных предприятиях.

Основные функции и задачи городской поликлиники:

1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

2) оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях независимо от места проживания больного;

3) своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении;

4) экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

5) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения, проживающего в районе обслуживания, а также среди работающих на прикрепленных предприятиях;

6) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

7) направление больных на санаторно-курортное лечение;

8) организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Работа городской поликлиники построена по территориально-участковому принципу.

Диспансеризация – это активный метод наблюдения за состоянием здоровья населения и система научно обоснованных социально-экономических, организационных, санитарно-оздоровительных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение и быстрейшее восстановление здоровья, снижение заболеваемости, трудовую и социальную реабилитацию.

Профилактический медицинский осмотр – активное медицинское обследование определенных групп населения врачами одной или нескольких специальностей и проведение лабораторно-диагностических исследований с целью раннего выявления заболеваний и осуществления необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

В поликлинике участковый врач работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного.

Стационар дневного пребывания в больнице и дневной стационар в поликлинике организуются для больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении на базе многопрофильных больниц или амбулаторно-поликлинических учреждений. Мощность стационаров определяется индивидуально в каждом конкретном случае главным врачом ЛПУ.

Стационар на дому в амбулаторно-поликлинических учреждениях организуется для больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализации. При ухудшении состояния больной переводится в стационар. Стационар на дому пользуется в своей работе всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами поликлиники.

- оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;

- проведение диспансеризации населения;

- диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;

- восстановительное лечение и реабилитация;

- клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;

- диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

- организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям гражданам;

- установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;

- организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

- проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);

- установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

- проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленном порядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;

- осуществление врачебных консультаций;

- осуществление медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе;

- экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности;

- организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;

- выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

- оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;

- организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;

- проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение памятками, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;

- повышение квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием;

- ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;

- осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.

Для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:

- отделение (кабинет) доврачебной помощи;

- отделение общей врачебной (семейной) практики;

- отделение (кабинет) первичной специализированной медико-санитарной помощи;

- отделения первичной специализированной медико-санитарной помощи (травматолого-ортопедическое, хирургическое, терапевтическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, неврологическое и др.);

- отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи;

- отделение (кабинет) функциональной диагностики;

- стоматологическое отделение (кабинет);

- кабинет кризисных состояний и медико-психологической разгрузки;

- кабинет медицинской помощи при отказе от курения;

- отделение (кабинет) лучевой диагностики;

- отделение (кабинет) медицинской профилактики;

- помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья);

- информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики;

- организационно-методический кабинет (отделение);

9.Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Структура учреждений здравоохранения Российской Федерации


Основными задачами поликлиники являются:

- оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;

- проведение диспансеризации населения;

- диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;

- восстановительное лечение и реабилитация;

- клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;

- диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

- организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям гражданам;

- установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;

- организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

- проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);

- установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

- проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленном порядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;

- осуществление врачебных консультаций;

- осуществление медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе;

- экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности;

- организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;

- выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

- оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;

- организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;

- проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение памятками, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;

- повышение квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием;

- ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;

- осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.

Для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:

- отделение (кабинет) доврачебной помощи;

- отделение общей врачебной (семейной) практики;

- отделение (кабинет) первичной специализированной медико-санитарной помощи;

- отделения первичной специализированной медико-санитарной помощи (травматолого-ортопедическое, хирургическое, терапевтическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, неврологическое и др.);

- отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи;

- отделение (кабинет) функциональной диагностики;

- стоматологическое отделение (кабинет);

- кабинет кризисных состояний и медико-психологической разгрузки;

- кабинет медицинской помощи при отказе от курения;

- отделение (кабинет) лучевой диагностики;

- отделение (кабинет) медицинской профилактики;

- помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья);

- информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики;

- организационно-методический кабинет (отделение);

9.Структура учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Структура учреждений здравоохранения Российской Федерации



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Основными задачами поликлиники являются:
* оказание медицинской помощи населению непосредственно в
поликлинике и на дому;
* организация и проведение среди прикрепленного населения комплекса
профилактических мероприятий, направленных на снижение
заболеваемости, инвалидности и смертности;
* диспансеризация населения и прежде всего лиц с повышенным риском
заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических и других
социально значимых болезней;
* организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому
воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.
Городская поликлиника для взрослых является учреждением
здравоохранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую
помощь населению в возрасте 18 лет и старше. Поликлиники
организуют в составе больничных учреждений или могут быть
самостоятельными учреждениями.

Примерная организационная структура
городской поликлиники для взрослых
Штатные нормативы врачебного персонала
городских поликлиник для взрослых
(устанавливаются соответствующими приказами
МЗиСР РФ и носят рекомендательный характер).

Главный врач и заведующие отделениями.
Поликлинику возглавляет главный врач,
который осуществляет руководство
деятельностью учреждения и несет
ответственность за качество и культуру
лечебно-профилактической помощи, а
также организационную,
административно-хозяйственную и
финансовую деятельность. Он
разрабатывает план работы учреждения и
организует его выполнение.
Заведующие
отделениями
осуществляют
непосредственное
руководство и
контроль за
профилактической и
лечебнодиагностической
работой врачей;
консультируют
больных со
сложными формами
заболеваний;
контролируют
обоснованность
выдачи врачами
листков временной
нетрудоспособност
и; организуют
своевременную
госпитализацию
больных, которым
необходимо

Первое знакомство пациента с поликлиникой
начинается с регистратуры, которая организует
прием больных и их обслуживание на дому. В
задачи регистратуры входят:
• запись на прием к врачам при
непосредственном обращении и по телефону;
• регулирование интенсивности потока
пациентов с целью обеспечения равномерной
нагрузки на приеме, распределение больных
по видам оказываемой помощи;
• своевременный подбор медицинской
документации и доставка ее в кабинеты
врачей, правильное ведение и хранение
картотеки.

Читайте также: