Организационный этап построение сообщение задач основные правила техники безопасности

Обновлено: 01.06.2024

К началу организационно-постановочного этапа работы над массовым мероприятием, режиссерская концепция мероприятия (или замысел) должны быть готовы, рассмотрены организационным комитетом. Должны быть скорректированы позиции в смете, заказана площадка мероприятия в соответствии с его окончательной формой.

Для режиссерско-постановочной группы наступает период плодотворного творчества. Художники проектируют декорации, заказывают конструкции и реквизит для пластического оформления пространства мероприятия. Помощники режиссера ведут переговоры с коллективами и артистами о возможности их участии в мероприятии. Хореограф создает схемы массовых сцен с участием хореографических коллективов или артистов массовки. Звукорежиссер подбирает варианты музыкальных произведений для звукового оформления мероприятия.

Сценарист при участии режиссера–постановщика занимается Написанием литературного сценария.

Сценарий–подробное литературное описание действия, предназначенное для постановки на сценической площадке. На основе сценария создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая программа и т.д. Главными чертами литературного сценария мероприятия являются цепь событий, связанных сюжетом, наличие действующих лиц, конфликта как борьбы, между ними или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

Работа над сценарием мероприятия подразумевает следующие этапы:

· сбор и поиск материала;

· определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка воспитательных задач;

· поиск содержательного материала дополнительных факторов, реальных героев, документов сценарного плана, уточнение событий и работа с ними;

· творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала;

· обоснование конфликта, поиск сюжетного хода, образной выразительности;

· работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей;

· доработка и реализация замысла, окончательный отбор выразительных и изобразительных средств, для воплощения замысла.

Создание сценария—это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Сценаристу необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.

К основным компонентам (архитектоника) сценария относятся:

Пролог — композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а сюжетное действие берет свое начало в экспозиции.

Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или в начало действия. Экспозиция и завязка предельно четкие и лаконичные.

Завязка — начало драматургического конфликта. Она находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария и определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки—драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Основное действие–это строгая логичность в построении и развитии темы. Основное развитие действия в композиционном построении является самой обширной частью сценария. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы. Исходное событие, которое произошло в завязке (в основном действии), находит своё драматургическое продвижение к кульминации.

Кульминация – вершина развития драматургического конфликта в сценарии и высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого–разрешение всего драматургического конфликта в сценарии. Если событие в завязке и событийный ряд в основном действии логично сопряжены между собой, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей программы.

Развязка — как структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозной линии. Необходимо помнить, что в развязке в обязательном порядке следует заключительное событие, в котором сообщается результат разрешения драматургического конфликта. Следовательно, событийный ряд, появившийся в завязке, пройдя основное действие и достигнув кульминации, в развязке завершает свое драматургическое развитие.




Финал следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Он служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене. Финал сценария несет в себе особую смысловую нагрузку. Финал-это наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Особой формой финала является эпилог (послесловие). В композиционном построении сценария он выполняет важнейшую апофеозную роль, благодаря чему каждая театрализованная программа завершается массовым эмоционально-зрелищным действием.

Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие сценарной композиции зрительской аудитории.

Композиция имеет свои законы: целостность, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и др.

Заданное завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, к нему необходимо психологически подготовиться. Сценарий, состоящий из отдельных эпизодов, должен выражать идею драматургического замысла.

Литературный сценарий является основой любого культурно- массового мероприятия.

Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, устные выступления не казались ненужными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, двигающий развитие сюжета, и являющийся основным связующим моментом при монтаже сценария.

Сюжетный ход – художественный приём, делающий драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

При написании сценария сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизации аудитории относятся: прямое обращение к зрителям, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы, заданные зрителями и т.д.

Создание импровизации в массовых действиях, пробуждает инициативу людей, создаёт атмосферу творчества и непринужденного общения, тем самым снимает барьер между зрительным залом и сценой. Один из способов импровизации является внесение в сценарий элементов игры, в которых при умелом подходе организаторов программы включаются как взрослые, так и дети.

При монтаже программы мероприятия применяются приёмы сопоставления отдельных её блоков и эпизодов.

Сценарист при монтаже сценария должен умело использовать основные приемы: последовательность, параллельность, контрастность, ассоциативность.

Например, при использовании приёма параллельности эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим. Мысль первого эпизода продолжает развиваться в другом эпизоде. Этим приемом достигается параллельное действие.

Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия. Здесь действие идет одновременно в разных местах сцены или нескольких частях сценической площадки. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала.

Важным моментом в художественном монтаже сценария программы является лейтмотив (напоминание). Нередко лейтмотив становится стержнем всей композиции.

В праздничных представлениях применяется прием реминисценции (воспоминания). Этот приём заимствован у кинематографистов. Он состоит в том, что исполнение определённого эпизода прерывается другим повествующем о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей.

Важным элементом эпизодов и всего действия программы является введение ритуальных действий–вручение различных наград. Это становится кульминацией праздничных вечеров и торжеств.

Важной задачей сценариста является поиск художественного зримого образа будущей программы. Художественный образ программы формируется через фантазию и может быть выражен в театральной символике через метафору, где музыка, свет, цвет становятся лейтмотивом, создавая ту или иную атмосферу, через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным смыслом программы.

Толчком к рождению художественного образа программы в мероприятии может служить подробное и глубокое знакомство с личностью героя программы, находка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочитанная книга, события, внезапно поразившее воображение автора, факт, весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, тем шире возможность сценариста в нахождении художественной выразительности программы. Сложность поиска автором художественной выразительности на уровне замысла заключается в умении отказаться от ранее найденных решений, поиск новых, порой нетрадиционных решений образности, умении различить в хорошо знакомых предметах и явлениях неповторимое своеобразие, оригинальную сущность. Художественный образ программы создается на основе синтеза фактов жизни и фактов искусства, документов, реальных героев событий, произведения искусства в единое зрелище, в котором образность становится доминантой донесения идейно-тематического замысла. Свет, цвет, музыка, пластика, светозвукотехника, документы, письма, кадры кинохроники, герои, их переживания, явления природы, социальные катаклизмы, художественно-декоративное решение становятся яркими мазками общей палитры авторского воображения в его стремлении донести художественный образ программы до зрителей.

Художественный образ программы может быть лаконично выражен одним символом, который ляжет в основу разработки художником—постановщиком логотипа мероприятия. Логотип мероприятия или отдельной его программы является частью сценического оформления. Он естественно вписывается в общее пластическое решение мероприятия. Его так же изображают на афишах, пригласительных билетах, буклетах и прочей рекламной продукции.

По написанному сценарию режиссёр-постановщик и художник-постановщик разрабатывают дополнительные материалы.

Например: развёрнутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Для последующей работы с постановочной группой режиссёр-постановщик разрабатывает монтажный лист, в котором основные пункты композиции соединены между собой в строгой последовательности.

Монтажный лист-это упрощенная схема мероприятия, служащая планом для действий специалистов, работающих в своем направлении.

Схема монтажного листа:

Содержание действия Дикторский текст Декоративное оформление Фонограмма Свет Примечания
Указывается фаза перемены Указывается сигнальная фраза Указывается перемена оформления Указыва ется источник звучания Указывается источник

После написания монтажного листа режиссер-постановщик делает постановочные выписки по разделам:

-выписка по костюмам (указывается размеры одежды, номер заказа, Ф.И.О. исполнителя роли, перечисляются все детали костюма);

-выписка по оформлению (указывается название эпизода, номер эскиза, перечень декоративных конструкций, номера чертежей);

-выписка по реквизиту (указывается название эпизода, Ф.И.О. исполнителя роли, кому выдавать реквизит, кто изготовитель);

-выписка постановочных средств (название постановочного средства, где и когда используется, кто изготовитель);

-выписка по музыкально–шумовому оформлению (указывается фаза и название эпизода, название фонограммы, время звучания, носитель);

-выписка по транспорту (указывается вид транспорта, место и время использования, ответственный).

Режиссёром-постановщиком совместно с организатором мероприятия и специалистами, отвечающими за отдельные элементы, составляются технологические карты.

Технологические карты — это главные указания к действию, изложенные на бумаге на основании выписок, в них прописано расположение тех или иных постановочных средств, указывается фамилия ответственного и план перемещения этих средств по пространству с указанием времени и места перемещений.

В период создания литературного сценария, режиссер-постановщик и организаторы мероприятия должны определиться с кругом исполнителей, ансамблями и творческими коллективами, которые будут задействованы. Согласно графику подготовки мероприятия, каждый участник программы обязан до определённого срока подготовить свои номера и композиции. Все члены режиссёрско-постановочной группы участвуют в качестве экспертов и создателей в репетициях и просмотрах.

В то время, когда режиссёр-постановщик и сценарист работают над сценарием, организационный комитет решает ряд важных задач:

· Заказ и распространение печатной продукции (афиши, буклеты, пригласительные билеты). Тексты билетов, буклетов и афиш утверждаются оргкомитетом и подписываются в печать. Распространением билетов занимается отдельная группа, которая имеет схему зала (зрительских мест), продумывает и определяет в ней сектора для гостей и различных категорий зрителей. Чтобы не затянуть начало мероприятия, в пригласительном билете указывается время сбора зрителя, которое на 30-60 минут раньше начала открытия мероприятия. Пригласительные билеты развозятся или раздаются по организациям. Если мероприятие коммерческое, билеты поступают в кассы и к распространителям.

· Рекламирование мероприятие через средства массовой информации. Для этого задействуются статьи, объявления, рекламные публикации, анонсы на радио, рекламные заставки и ролики на телевидении. Организовывается производство наружной рекламы – растяжка, щиты, конструкции. Устраиваются специальные рекламные акции – театрализованные действия на улицах – хэппининги, перфомансы, шествия, которые привлекают внимание своей неординарностью и хорошо запоминаются.

· Организация обеспечения правопорядка на мероприятии, силами местного УВД, и службами безопасности организаций.

Охрана и безопасность обеспечивается по установленным правилам и не должно выходить за рамки законности.

· Организация необходимого медицинского обслуживания, дежурство машин скорой помощи при большом скоплении народа.

· Организация на мероприятии работы пунктов общественного питания, заключение договоров на обслуживание мероприятия. Пункты общепита (буфета) устанавливаются в местах скопления народа, но так, чтобы они не мешали основному действию. Пункты общепита должны быть обеспечены водой и электричеством.

Накануне мероприятия (перед генеральной репетицией) специалисты, задействованные в нем, готовят территорию и основные объекты в соответствии со схемой и планом, представленной режиссером.

Происходит завоз оборудования, монтируется площадка, устанавливается сцена, световые фермы, декорации, укладывается покрытие танцпола и т.д. Работы могут проводиться и в ночную смену, если это оговорено в договоре. На утреннее время перед мероприятием обычно оставляют только установку звукоусилительной техники, которая должна быть настроена и готова к проведению генеральной (сводной) репетиции.

Перед мероприятием организационный комитет должен произвести:

· Осмотр территории или помещения. Организационный комитет выезжает на место проведения мероприятия для его осмотра и принятия всех работ, произведенных согласно договорам–подрядам. К оргкомитету присоединяются представители служб города–МЧС, УВД.

Помещение должно соответствовать всем нормам противопожарной безопасности. Использование всех специальных эффектов должно быть согласовано. Декорации и пластические конструкции должны быть огнеупорными.

С работниками, обслуживающими мероприятие проводится инструктаж по технике безопасности. Их знакомят с планом эвакуации зрителей. Записывается несколько обращений к зрителям, одно из которых информирует о правилах поведения на мероприятии, в частности, запрете курения в зале и за кулисами, указывают места, предназначенные для курения. Второе обращение — на случай экстренной эвакуации.

Организационный комитет мероприятия проверяет работу световой, звукоусилительной аппаратуры в соответствии с техническим райдером, а также просматривает видеофильмы и клипы, которые транслируются на видеоэкранах.

В конце генеральной или технической репетиции режиссер ещё раз собирает свою постановочную группу, указывает на недочеты, вносит изменения в монтажные листы.

За час до мероприятия объявляется перерыв и отдых для всех служб. В это время проводится уборка территории (помещения), освежается сцена, отгоняется транспорт технических служб на стоянку.

Всё управление ходом мероприятия, и соответственно, ответственность за него принимает на себя режиссёр. К нему стекается информация от всех служб и специалистов. Без его разрешения не производиться ни одно действие. Это делается по одной простой причине–только он владеет полной информацией и стратегией всего хода мероприятия, а все остальные ответственные лица–только информацией о своём участке работы.

Теперь в местах проведения массовых мероприятий принято перекрывать станции метро, усложнилась процедура прохода на праздничную территорию.

Нужно ещё раз подчеркнуть, что ни какие самые грандиозные задачи мероприятия не стоят даже одной человеческой жизни.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что организационный процесс массового мероприятия имеет определенные технологические наработки и нюансы, о которых неквалифицированный специалист может не знать, или не иметь достаточного опыта, чтобы быстро и верно среагировать на изменения хода мероприятия.

Руководство массовым мероприятием–это большая ответственность перед обществом. Не каждому непрофессионалу удаётся это осознать в полной мере, поэтому необходимо более строго подходить к подбору специалистов и режиссёрско-постановочной группы. Отбор проводить на конкурсной основе идей и проектов.


In this article features of an organizational stage of a modern lesson at elementary school are considered, effective acceptances of a psychological spirit of younger school students on assimilation of the studied content are described. Some ways of realization of the described lesson stage are characterized, indicators of efficiency of their application are formulated.

Keywords: modern lesson; organizational stage of a lesson; methods of implementation of an organizational stage; acceptances of a psychological spirit; elementary school.

Каждый урок имеет свое строение — структуру, последовательность определенных этапов. Традиционно выделяют следующие этапы: организационный, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, его закрепление и применение на практике [4].

Психологи отмечают, что познавательный интерес и активность младшего школьника динамически развиваются, могут как прогрессировать, так и регрессировать под воздействием различных факторов. В настоящее время традиционные формы организации и проведения урока устарели, необходимо завладеть вниманием ученика, заинтересовать его, формировать познавательный интерес и активность.

Организационный этап урока является одним из наиболее значимых в ходе урока, так как он является предпосылкой формирования познавательного интересе и мотивационной сферы у младших школьников,

Организационный этап урока — важная составляющая урока, от качества проведения которой во многом зависит настрой учащихся на урок, ход и результат урока, а также уровень заинтересованности и усвоенного материала учениками.

Урок начинается с организации условий, с помощью которых он протекает наиболее благоприятно. Основная задача организационного этапа носит психологический характер: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, а также психологически настроить учеников к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию.

Содержание организационного этапа заключается в следующем: приветствие учащихся; выявление отсутствующих; проверка готовности учеников и помещения к уроку; организация внимания и сосредоточенности детей.

И. В. Страхов отмечает, что важно воспитать у младших школьников привычку к мгновенному переходу от психологического состояния перемены к рабочему состоянию учебной деятельности [6].

На практике организационный этап можно осуществлять различными способами, но не все они оказываются эффективными. Так, резкое повышение голоса и изменение тона речи могут разрушить положительный психологический контакт. Эффективными являются следующие приемы психологического настроя:

– приветливая улыбка педагога;

– обозначение своего настроения при помощи смайликов, фигурок;

– составление девиза на урок;

– обмен мнениями, предложениями, идеями по поводу предстоящего урока;

– прочтение стихотворных эпитетов, отрывков рассказов, касающихся темы урока.

Учебно-воспитательная задача данного этапа, по мнению

Ю. А. Корнажевского, заключается в организации и направлении познавательного интереса учащихся, подготовка к усвоению нового материала; формировании осознанного характера учебной деятельности [3].

– вступительное слово учителя (может включать в себя элементы беседы, дидактические игры, сюрпризные моменты, обращение к сказочным героям и др.);

– вводная беседа (может включать в себя повторение пройденного материала, плавный переход к новой теме);

– создание проблемной ситуации, решение которой может учащимся перейти к новой теме урока;

– использование дидактических игр (головоломки, загадки, ребусы, кроссворды, пазлы, зашифрованные слова и т. д.);

– применение социоигровых приемов;

– включение учащихся в созданную игровую ситуацию (оказание помощи сказочному герою, волшебный конверт с заданиями, отправление в вымышленное путешествие и т. д.);

– психологический и эмоциональный настрой на урок посредством творчества:

  • чтение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин и т. д.;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • созерцание природных явлений;
  • просмотр фрагмента фильма, видеозаписи;
  • описание ситуации, в которую нужно мысленно перенестись;
  • обращение к историческому и личному опыту;

– постановка эвристического вопроса или познавательной задачи;

– использование цепочек из заданий (квесты);

– использование наглядного материала (таблицы, незаконченный рисунок или схема, принесенные предметы и т. д.);

– задания для развития логического мышления, воображения, наблюдательности;

Выделяют показатели эффективности выполнения учебно-воспитательных задач организационного этапа:

– высокая активность познавательного интереса учащихся в процессе урока;

– высокий уровень восприятия и осмысления полученного материала;

– положительный настрой учеников на усвоение нового учебного материала;

– понимание необходимости и значимости изученного материала.

Современный педагог должен уметь пользоваться нестандартными методами и способами построения урока, в особенности организационного этапа, так как данный этап является важным фактором развития познавательного интереса младших школьников, способствует успешному освоению учебного материала.

  1. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю. Б. Зотов. — М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
  2. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г. Д. Кириллова. — М.: Просвещение, 1980. — 174 с.
  3. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст] / Ю. А. Конаржевский. — М.: Педагогический поиск, 2000. — 126 с.
  4. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей [Текст] / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
  5. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2004. — 576 с.
  6. Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. — М.: Академкнига, 2009. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): организационный этап, урок, познавательный интерес, учебная деятельность, организационный этап урока, познавательный интерес учащихся, учебный материал, ученик, этап.

Похожие статьи

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов.

Основные этапы развития познавательного интереса при.

Развивая познавательный интерес у учащихся, нужно учитывать особенности развития

Каждый из этапов имеет своей целью развитие познавательного интереса определенного уровня.

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся на.

Библиографическое описание: Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности.

Формирование интереса к учебной деятельности

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия. Одной из ключевых проблем педагогики на современной этапе можно считать — активизацию учебной познавательной деятельности учащихся.

Можно выделить следующий набор этапов урока: ‒ организационный этап

Основные термины (генерируются автоматически): современный урок, урок, учащийся, познавательный интерес, развитие личности, процесс обучения, учебная деятельность, образовательный.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Формирование познавательного интереса у детей младшего.

Предлагаются методические приемы, которые способствуют активизации познавательного интереса учащихся начальных классов.

Анализ научных исследований Г.И.Щукиной показал, что познавательный интерес младших школьников формируется в несколько этапов.

- организация вни­мания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

-доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- формулирование це­левых установок урока и плана работы.

последовательность в предъяв­лении требований;

использование небольшой пси­хологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия.

3.Рапортичка (определение отсутствую­щих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

1. Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з всеми учащимися.

2. Выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и определить причины их воз­никновения

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1.Выявление степени усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала. (Выявление знаний о фактах, по­нятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий умений).

2.Выяснение причин невыполнения д/з от­дельными учениками

3.Определение ти­пичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и при­чин их появления

4.Ликвидация обна­руженных недостат­ков.

- Проверка учите­лем за короткий промежуток вре­мени знаний и спо­собов действий уч-ся, установление пробелов в их ус­воении (5-7 минут)

- обнаружение при­чин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

- оптимальность со­четания контроля учителя, взаимокон­троля и самокон­троля учащихся.

- Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинст­вом учащихся;

- использования различных форм кон­троля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

- создание содержательных и органи­зационных условий формирования осознанности у школьников связи вы­полнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

- постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов дейст­вий, связей между отдельными ком­понентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения)

1.Текстовые задания (задания за­крытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)

2.Выполнение уч-ся заданий, по­добных д/упражнениям

3.Постановка доп. вопросов

4.Проверка д/з под копирку

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, кото­рый отвечает у доски

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего от­вета и опрос по отдельным пунк­там плана

1. Цель практики: овладение системой про­фессио­нально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения.

Задачи практики:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях;

- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

в области диагностико-консультативной деятельности

- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического, речевого развития и образовательных возможностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

- оказание консультативной помощи членам семей детей дошкольного возраста с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания;

- в области исследовательской деятельности:

– сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

- выбор и обоснование учебно-методического обеспечения;

- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения речи;

- в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры детей школьного возраста с нарушениями речи;

- пропаганда толерантного отношения к детям с нарушениями речи среди широкой общественности.

Место проведения практики.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;

- наличие и оснащение логопедического кабинета;

- уровень обеспеченности учебно-методической литературой и дидактическими материалами;

- наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации).

4. Время проведения практики. Производственная практика проводится в течение четырех недель на 2-м курсе в 4 семестре (практика в качестве учителя-логопеда)

Группы формируются в составе не более 4-5 человек на один логопункт.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе прохождения практики:

общекультурные компетенции:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

профессиональные компетенции:

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);




профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности:

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
(ПК-7);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

- готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

· механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии);

· особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

· знать основные формы и приемы логопедической диагностики детей дошкольного возраста;

· диагностические показатели сформированности разных сторон речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

· формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении;

· особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения;

· формы и способы проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;

уметь:

· реализовывать в практической деятельности знания в области научно-методических аспектов изученных дисциплин, входящих в учебный план;

· проводить логопедическое обследование речевой деятельности детей дошкольного возраста, анализировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в развитии детей дошкольного возраста;

· осуществлять перспективное планирование и текущее планирование содержания индивидуальных занятий в условиях логопункта с детьми, имеющими речевые нарушения (дислалию, дизартрию, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

· определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии;

· обоснованно выбирать и применять методы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности детей дошкольного возраста во взаимосвязи с другими сторонами их психического развития на индивидуальных логопедических занятиях;

владеть:

· приемами организации совместной работы с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения (психологами, воспитателями, музыкальным руководителем и др.), а также родителями детей;

· навыками осуществления методически правильного выбора языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми нарушениями;

· навыками изготовления демонстрационного и раздаточного дидактического материала;

· навыками осуществления анализа хода и результатов логопедического занятия;

· навыками осуществления адекватной оценки собственной деятельности и студентов микрогруппы;

· навыками проведения пропаганды логопедических знаний среди воспитателей и родителей, толерантного отношения к лицам с ОВЗ.

Структура и содержание практики

№ п/п Этапы практики Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов Трудоем- кость видов учебной работы (в часах) Формы текущего контроля
1. Организационный этап Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, требованиями, предъявляемыми при выполнении программы практики, отчетной документацией; закрепление за руководителями и распределение по учреждениям. проведение инструктажа по технике безопасности. Отчетные материалы: - медицинские книжки (допуск к работе в ДОУ); - договор с ДОО для студентов, проходящих практику по месту жительства (в двух экземплярах); - бланк оценочного листа; - бланк отчета о производственной практике.
2. Аналитико-проектировочный этап 1. Знакомство с учителем-логопедом и другими специалистами, с администрацией и педагогическим коллективом, с режимом работы ДОУ, с оборудованием логопедического кабинета. 2. Изучение документации учителя-логопеда: · речевых карт детей; · журнала учета продвижения детей; · перспективного плана работы; · календарных планов подгрупповых и индивидуальных занятий; · журнала учета посещения детьми занятий; · графика работы учителя-логопеда, · индивидуальных тетрадей домашних заданий, · годового отчета специалиста. 3.Составление индивидуального графика работы на период практики. 4. Наблюдение за деятельностью учителя-логопеда и ее анализ. Отчетные материалы: - список обучающихся на логопункте; - нормативно-правовая база логопедического сопровождения ребенка в ДОУ(печатный/электронный вариант); - образцы документации учителя-логопеда ДОУ; - конспекты 2-х индивидуальных занятий, проведенных логопедом, с анализом; - конспект одного фронтального/подгруппового занятия, проведенного логопедом ( с анализом).
3. Диагностический этап 1.Наблюдение за детьми во время занятий, анализ их речи, особенностей познавательной деятельности, поведения; 2.Обследование речи ребенка, заполнение речевой карты. Отчетные материалы: - схема психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста; - модель логопедического обследования дошкольника с речевой патологией; - одна речевая карта, заполненная на ребенка для индивидуальной работы и перспективный план работы с ним на период практики; - график проведения зачетных индивидуальных занятий.
4. Коррекционно-воспитательный этап 1.Проведение пробных и зачетных индивидуальных логопедических занятий с детьми, закрепленными за студентами. 2.Самоанализ и анализ логопедических занятий, проведенных студентами. 3. Заполнение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. 4.Подготовка материалов по пропаганде логопедических знаний для педагогов и родителей. 5. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для логопедических занятий. 6.Участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ. Отчетные материалы: - развернутые конспекты двух зачетных индивидуальных логопедических занятий с ребенком, проверенных учителем-логопедом; - материалы для педагогов, родителей по пропаганде логопедических знаний (по заданию учителя-логопеда); - методические, дидактические материалы и наглядные пособия, изготовленные студентом по заданию учителя-логопеда.
5. Аналитико-результативный этап 1. Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста. 2.Самоанализ эффективности производственной практики. 3. Анализ организационных аспектов производственной практики. 4. Оформление отчетной документации по итогам практики. 5. Выступление на итоговой конференции. Отчетные материалы: - самоанализ и анализ практики; - оформление дневника практики; - составление отчета; - материал для итоговой конференции (видеоотчет, презентация, фотоотчет, стихотворение, песня и др. формы). . Дифференцированный зачет.
Итого

Основные этапы и программное содержание деятельности студентов в период производственной практики

Этап I. Организационный этап

Факультетский руководитель производственной практики знакомит студентов с распоряжением о допуске к прохождению практики, проводит инструктаж по технике безопасности. На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов, с образцами дневников наблюдений, с требованиями, предъявляемыми к ведению отчетной документации. На этом же этапе осуществляется ознакомление студентов с нормами поведения в дошкольном учреждении и с критериями оценки производственной практики. Здесь же происходит закрепление студентов за определенными методистами. Непосредственно после конференции методи­сты беседуют со студентами своих групп: сообщаются конкретные требования к выполнению программы практики, предлагаются списки специальной логопедической и методической литературы, рекомендуются наглядный и дидактический материалы для обследования детей дошкольного возраста и проведения логопедической работы с ними. Из числа студентов назнача­ются старшие групп (старосты), в обязанности которых входит учет посещаемости студентов-практикантов, общая организация работы группы, выполне­ние поручений руководителя практики, сбор и оформление документов.

Читайте также: