Обряд вручения ярлыка история 6 класс сообщение

Обновлено: 25.06.2024

Князь приезжает в Орду с подарками (одаривает всех, от кого зависит встреча князя с ханом, а также подарки для самого хана), затем идет ритуал "очищения” огнем (князем с приносимыми им дарами , надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду), затем поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. Последняя стадия - встреча с ханом, который выдавал ярлык.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII—XV веках во время Монголо-татарского ига. Для получения ярлыка князья лично ездили в Орду к хану. Они везли с собой богатые дары, иногда заключали политические браки для получения ярлыка на великое княжение. Дары подносили всем, от кого зависело принятие решения о выдаче ярлыка. Князья проходили унизительный для них обряд, чтобы получить расположение хана Золотой Орды. Обряд состоял из двух церемоний. Первая - очищение огнем. Все, кто обращается с просьбой, должны пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла". Вторая - поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. При том первая церемония имела всеобщий "охранительный" характер и применялась ко всем без разбора, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.

После разорения русских земель Орда поставила задачу подчинить русский народ своей воле, господствовать в русских землях, управлять людьми и князьями. Для этого ордынцы придумали свою политику, хитрость которой заключалась в том, что они давали право русским князьям властвовать в своих княжествах. В обмен на богатые подношения, взносы, подарки, уплаченную дань они выдавали различные документы, грамоты, Ярлыки на право управлять и оставаться в своих землях. Русские князья смирились с необходимостью подчиняться, как показывает история того времени, Русь крепла, копила в себе силы для изгнания монголо-татарского ига .
Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII—XV веках. Для получения ярлыка князья лично ездили в орду по приглашению хана, через посредников Ярлыки не выдавались. Вручение ярлыка выглядело как церемония, обряд, состояло из нескольких этапов.
Важные его части это обряд представления хану, выдача ярлыка, представление великого князя

1. Стадия подготовительная - подношение подарков всем от кого зависело какое либо решение
2. Стадия ритуальная - очищение огнем, поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана
3. Встреча с ханом - на встречу нельзя приносить оружие, прикасаться ногами к порогу шатра, важно преклонить колени. Хан угощает кумысом, мясом и знакомит с первой женой.
4. Выдача ярлыка.
5. Обряд представления великого князя другим

Обряд представления хану проходил в несколько стадий, каждая из которых имело самостоятельное значение.

Стадия подготовительная . Каждый, кто пребывал в Орду, должен был наделить подарками всех, от кого что-то зависело в деле представления хану. Это стремление получить дополнительный доход в виде "подарка", присущее всем должностным лицам в Орде, включая и самого хана, отмечалась и европейцами, и арабами в качестве главной особенности взаимоотношений с властными структурами в Орде. Подношение подарков было сутью ордынского правления. Если люди обращались к хану с повиновениями, подарками и приношениями, то он оставлял их в покое, в противном же случае делал на них грабительские набеги.

Стадия ритуальная. На Руси она получила название "поклонение кусту". Обряд состоял из двух церемоний. Первая - очищение огнем. Все, кто обращается с просьбой, должны пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла". Вторая - поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. При том первая церемония имела всеобщий "охранительный" характер и применялась ко всем без разбора, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.

Встреча с ханом. Необходимо было войти с левой стороны и, когда от них будет взята грамота, перейти на правую сторону, присесть на оба колена, никому не входить в шатер его с мечом или оружием, не прикасаться ногами к порогу шатра. Переход с левой стороны шатра на правую, означал признание явившегося к хану человека официальной договаривающейся стороной, после чего возможны следующие знаки почтения к хану: преклонение колен, угощение кумысом и мясом, представление первой жене хана.

Выдача ярлыка. Ярлык давал две привилегии, закрепляемые великокняжеским ярлыком: право на великокняжескую территорию и "право в известных случаях распоряжаться силами других князей "суздальской земли". В Орде властные полномочия разделялись на две части. Одна из них - это власть представителей центральной администрации, наместников, являющихся прямыми проводниками воли хана. Вторая - "военно-удельная" - власть переданная ханом в условное пользование. Владелец ярлыка был свободен в своих действиях, в рамках выданного ярлыка. Это означает, что его свобода а) распространяется на обозначенную в ярлыке территорию; б) оканчивается одновременно с прекращением действия ярлыка; в) должна быть использована во благо Орде.
Объем полномочий по ярлыку можно определить таким образом, все возможные властные полномочия, минус те права, что а) оговорены в других ярлыках и б) принадлежат прямому представителю хана.
Действия Ярлыка было ограничено во времени. Князья русских земель никак не могли повлиять на продолжительность действия собственных полномочий. Даже выдаваемый бессрочно ярлык прекращал действие со смертью выдавшего его хана.

Так же Ярлык от монгольских ханов получали и русские митрополиты (до 1379 г.), в которых подтверждались право на сан, освобождение церкви от уплаты дани и налогов (церковный иммунитет), а также покровительственное отношение к ней со стороны ордынских властей. Правда, в начале XIV в. татаро-монголы пытались принудить церковь платить дань, но уже с Ярлыком митрополиту Алексею (1357 г.) привилегии восстановились.

После разорения русских земель Орда поставила задачу подчинить российский народ собственной воле, господствовать в русских землях, управлять людьми и князьями. Для этого ордынцы выдумали свою политику, хитрость которой заключалась в том, что они предоставляли право русским князьям властвовать в собственных княжествах. В обмен на богатые подношения, взносы, подарки, уплаченную дань они выдавали разнообразные документы, грамоты, Ярлыки на право управлять и оставаться в собственных землях. Русские князья смирились с необходимостью повиноваться, как показывает история того времени, Русь крепла, копила в себе силы для изгнания монголо-татарского ига. Ярлыки имели огромное значение на Руси в XIII—XV веках. Для получения ярлыка князья лично ездили в орду по приглашению хана, через посредников Ярлыки не выдавались. Вручение ярлыка выглядело как церемония, обряд, состояло из нескольких этапов. Важные его части это обряд представления хану, выдача ярлыка, представление великого князя


Период монголо-татарского нашествия - одна из самых страшных страниц русской истории. На протяжении более 200 лет Русь была подчинена Золотой Орде. И самое страшное заключалось даже не в том, что народ был обложен тяжелейшей данью, а земли подвергались разорительным набегам. Наибольшее влияния на ход развития оказывало полное господство хана над институтом управления страны.

Нашествие монголо-татар на Владимир./ Фото: action.news

Древняя Русь, и без того подверженная междоусобицам, в лице ордынцев получила мощного противника возможности естественного объединения и сплочения вокруг сильной централизованной власти. Для ослабления подчиненного народа был избран самый эффективный способ контроля: князья должны были получать разрешение у хана на возможность управления государством. Так появился термин "ярлык на великое княжение".

Ярлык на княжение

Ханский ярлык./ Фото: islamreview.ru

Ханский ярлык – это письменный документ, подтверждающий волю кагана. В Древней Руси давал право князю на управление землями и долю от собранной дани. В настоящее время историки часто спорят о том, а было ли на Руси монголо-татарское иго. Все чаще высказывается версия, что никакого нашествия, а тем более порабощения не было. Одним из основных аргументов в пользу данной теории является тот факт, что, несмотря на огромную ценность ярлыка на княжение, ни один из документов не был сохранен. Но для этого есть объективные причины.

Пайцза - знак власти должностных лиц Орды./ Фото: trojden.com

Ярлык – это рукописный документ или грамота, для сохранности которой нужны особые условия. С учетом того, что монголо-татары следили за тем, чтобы не только один князь, но и одно княжество долго не имело главенствующей власти, о создании какого-то архива, способного сохранить подобный документ для потомков, не могло быть и речи. А частые пожары и разорительные набеги способствовали их исчезновению.

Обладатель пайцзы собирает дань./ Фото: kontinent.org

После освобождения от власти Золотой Орды ценность этих бумаг была утрачена. Подтверждение выдачи ярлыков на великое княжение можно найти только в летописях. Но далеко не все признают этот источник. Ведь описание и переводы ярлыков были сделаны спустя много лет после избавления от ига, в связи с чем ряд историков говорит о возможности фальсификации рукописных свидетельств.

На поклон к хану Золотой Орды

Благоверный князь Александр Невский у хана Батыя./ Фото: history-thema.com

Еще одним подтверждением существования ярлыков и полной политической зависимости Руси от Золотой Орды являются многочисленные свидетельства поездок князей на поклон к великому хану. Впервые хан Батый потребовал явиться действующего Великого князя в 1243г. К поездке в Сарай князья начинали готовиться заранее. Необходимо было собрать щедрые подарки хану, его приближенным, женам и всем влиятельным монголам. Помимо подарков необходимо было продумать дипломатическую стратегию: как обойти конкурентов и защититься от их нападок. Русские князья и их бояре плели друг против друга настоящие интриги в надежде получить власть в свои руки.

Золотая Орда и русские княжества на карте./ Фото: rivage.ru

От того, удастся ли склонить хана на свою сторону, часто зависело не только получение ярлыка, но и жизнь самих послов и населения целых городов. Так, первый русский князь, отправившийся на поклон к хану, Ярослав Всеволодович, был отравлен в Орде уже после получения ярлыка. Всего за время монголо-татарского ига в ставке были убиты десятки русских князей и их подданных. Еще большее число послов подвергались пыткам и унижениям. Поэтому, перед отъездом многие оставляли завещания и брали в дорогу священника.

Мученик за веру – князь Михаил Черниговский

Князь Михаил Черниговский отказался поклоняться Огню и Солнцу./ Фото: readtiger.com

Пытки Михаила Всеволодовича Черниговского, великого князя Киевского./ Фото: rusorel.info

Жрецы доложили о неповиновении русских послов хану. Первым мученическую смерть принял князь. После долгих истязаний он был убит. А Феодору предложили отступиться от своей веры и пройти языческий обряд в обмен на ярлык на великое княжение. Но боярин был также непоколебим и последовал примеру своего князя. По легенде, тела обоих мучеников бросили на съедение собакам. Но чудесным образом они были нетронуты животными, а позднее тайно погребены по христианским обычаям.

Св. муч. и исповедники благоверный кн. Михаил и боярин его Феодор Чер./ Фото: mirtesen.ru

Михаил и Феодор причислены к лику святых. Своим подвигом они доказали стойкость духа русского народа. После их казни в Орде не требовали от христиан поклонения языческим идолам.

Читайте также: