Образы и символы первобытного искусства сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Образы и символы первобытного искусства. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Первобытное искусство Первобытное искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности. К древнейшим доказательствам существования первобытного искусства являются: абстрактные знаки, выбитые на сверхтвёрдых скальных поверхностях; прорисовки кистей рук и анималистические пещерные изображения; зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня; гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге.

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм — неразделенность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. Памятники искусства каменного века посвящены исключительно сценам охоты на животных, главным объектом творчества были звери. Существовали абстрактные изображения. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм — неразделенность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. Памятники искусства каменного века посвящены исключительно сценам охоты на животных, главным объектом творчества были звери. Существовали абстрактные изображения. Древнейшие наскальные изображения представляли контур кисти рук или их отпечатки. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к ориньякской культуре позднего палеолита. Свое название она получила по пещере Ориньяк во Франции. С пещерой Ориньяк связаны и так называемые ориньякские венеры.Одновременно с ними появились обобщенно-выразительные изображения животных,на которых люди охотились. Реже встречаются изображения людей. Пещерные изображения исполнялись белой, черной, красной, коричневой, и желтой минеральными красками, реже — в виде барельефов. Характерной чертой палеолитического искусства является наивный реализм, а его основой — отображение природы в виде мифических существ. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами.

В эпоху неолита появились первые мегалиты, первые образцы моментальной архитектуры использовались для культовых целей, захоронений. Каменные статуи-менгиры представляют женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Руины мегалитических построек сохранились в Европе,Южной Америке и Азии. В эпоху неолита появились первые мегалиты, первые образцы моментальной архитектуры использовались для культовых целей, захоронений. Каменные статуи-менгиры представляют женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Руины мегалитических построек сохранились в Европе,Южной Америке и Азии.

Художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Если в древнейший период преобладают изображения статических объектов, то затем произошел поворот к обобщению, схематизму, стилизации. Жизненные образы заменялись знаком, имитации — символом. Первобытный человек еще не стал пассивным потребителем искусства, был в такой же мере художником, как и охотником, воином, земледельцем Художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Если в древнейший период преобладают изображения статических объектов, то затем произошел поворот к обобщению, схематизму, стилизации. Жизненные образы заменялись знаком, имитации — символом. Первобытный человек еще не стал пассивным потребителем искусства, был в такой же мере художником, как и охотником, воином, земледельцем

образы первобытного искусства

Первобытное искусство выделяют в особый вид искусства не только по хронологическому принципу, из-за его древности. Конечно, тот факт, что люди уже десятки тысяч лет назад активно занимались творчеством и мало чем уступали в этом отношении своим цивилизованным потомкам, имеет огромное значение. Однако не менее важно и содержание первобытного искусства, которое отражает духовный мир наших предков. И в этом решающую роль играют те образы, которыми наполнено первобытное искусство.

alt

Кто меньшие братья – ещё вопрос

Визуальный образ животных в первобытном искусстве мог быть представлен как схематичным, практически условным изображением, обозначавшим лишь контур и основные отличительные черты существа, так и весьма подробным, красочным, достоверно показывающим все детали внешнего вида и нюансы поведения животных. Учёные полагают, что это, скорее всего, связано не с уровнем художественного мастерства древних художников, а с различными задачами первобытного искусства. Вероятно, когда встречаются схематичные, условно примитивные рисунки или вырезанные фигурки животных, они создавались для узкоспециализированных магических целей – использование в ритуалах, например, обеспечивающих удачную охоту на данное животное или заставляющее его кочевать именно там, где живут люди. А подробные, красочные, точные и высокохудожественные образы животных относятся к тем случаям, когда животные были объектом почитания, когда люди подчёркивали мистическую связь между собой и ними.

alt

Не секрет, что для европейского искусства начиная с эпохи Возрождения Эпоха Возрождения: колыбель Европы образ женщины является центральным. Оказывается, особое внимание женщине искусство уделяло едва ли не с первых своих шагов – во всяком случае, среди образов антропоморфных, человекоподобных существ первобытное искусство первым выделило именно женский образ. Это так называемые палеолитические Венеры, из наиболее древних точно идентифицированных как искусственного происхождения относятся к периоду 45-40 тысяч лет назад (существуют объекты возрастом за 70 тысяч лет, но специалисты не уверены, что это плоды человеческого творчества, а не причудливые образования природного происхождения).

образы первобытного искусства

Это небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия. На эту мысль наводят особенности этого женского образа – лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь – широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина – однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве. Мужской образ здесь появляется позже и он в большей степени имеет прикладное значение: поначалу это всего лишь схематичные рисунки, изображающие охотников в сценах охоты. То есть мужчины на этом этапе первобытного искусства не самоценный образ, а лишь необходимое средство для выполнения магических ритуалов. Гораздо позднее появляются антропоморфные костяные фигуры и рисунки, которые принято истолковывать как изображение духов, сверхъестественных существ и первых божеств.

Как прекрасен этот мир…

Учёные справедливо отмечают, что первобытное искусство практически не знает такого жанра, как пейзаж. Но это не означает, что в нём отсутствует представление об окружающей действительности. Другой вопрос, что представление это было не только символическим, но и в значительной мере абстрактным, поэтому и проявлялось в абстрактных образах. Например, разнообразные геометрические фигуры и иные символы, которые сначала появились в наскальных рисунках и на миниатюрных скульптурах в качестве отдельных знаков, а затем начали составлять орнаменты.

Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика - это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.



Петроглифы. Слева: Валь-Камоника. Итальянские Альпы. X-VIII тыс. до н.э.

Петроглиф. Сикачи-Алян. Низовья Амура. IV-III тыс. до н.э. Круг с косым крестом (знак четырех солнечных фаз), между лучами, предположительно, изображены стилизованные лики предков-прародителей.

Дополненный текст статьи: Валерий Клёнов (псевд.). Письмо из каменного века // Техника-молодежи. 1979. №10. С. 16-18.

1 Eliade Mircea. Le chamanisme et les techniques archaïques de l’extase. Paris: Payot, 1978. P. 310-330 et pas.

2 См. об этом: Байдин Валерий. Древнерусское предхристианство. СПб.: Алетейа, 2020. С. 32-45.

Образы и символы первобытного искусства, слайд 1

Слайд 6

Образы и символы первобытного искусства, слайд 6

Малая статуэтка мамонта, вылепленная из глины. Долни Вестонице, Моравия.
Стилизованная статуэтка мамонта, вырезанная из кости. Авдеево, Украина.

Слайд 7

Образы и символы первобытного искусства, слайд 7

Лошадь из Ласко. Реплика в Брно, музей Anthropos, Франция.
Наскальный рисунок гигантского оленя в пещере Ласко. Пещера находится во Франции, в Аквитании, в департаменте Дордонь на территории коммуны Монтиньяк .

Слайд 8

Образы и символы первобытного искусства, слайд 8

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Наскальные и пещерные изображения человека представляют для нас особый интерес не только в виду их древности и архаичности. Здесь важно еще и то, что в этих изображениях можно с полной ясностью выделить собственно человеческие, не опасаясь спутать их с антропоморфными. Позволяет нам это сделать, запечатленность на скалах и в пещерах сцен охоты, где вполне однозначно разделены люди-охотники и животные, на которых производится охота. Но дело здесь не просто в самом очевидном и элементарном — если охотники то обязательно люди, если же те, на кого охотятся, то обязательно животные. С этим пунктом как раз все не такое просто, как это может показаться. Я бы в первую очередь обратил внимание на характер изображения охотников. Конечно, в них сразу бросаются в глаза динамизм и экспрессия. Причем достигаются они минимальными средствами, так что им позавидовал бы не один художник даже из числа крупных.


Сцены охоты. Наскальные росписи бушменов (Южная Африка).
15—14 вв. до н. э.

Вот, скажем, перед нами сцена охоты на пантер из наскальной живописи бушменов. В этой сцене мы видим двух огромных животных, стремительными прыжками настигающих охотников. Трое из них отчаянно несутся на своих тоненьких ножках. Они тоже совершают прыжки, но куда им до мощных прыжков пантер. Явно, что если кто из трех и уцелеет, то лишь потому, что пантеры выберут для расправы других. С одним из охотников, между тем, расправа уже стала реальностью, еще мгновение — и на него обрушится разъяренное животное. На таком фоне попытка одного из охотников выпустить стрелу в пантеру выглядит заведомо тщетной. Слишком очевидно: ситуацию уже не переломить, охотниками на этот раз стали сами животные. Точнее же будет сказать — существа, которые мы так обозначили, принимая в расчет их облик. Кем же они были для самих первобытных людей, это вопрос, покамест остающийся открытым, и решать его нужно с большой осторожностью.

В ее сценах, будь это бушменские наскальные изображения или их аналоги в Испании, неизменно сохраняется не просто подавляющая мощь животного, на которого ведется охота по сравнению с охотниками. Это животное еще и прописано несопоставимо более внимательно, тщательно, подробно, чем люди. Если хотите, его обликом можно залюбоваться, тогда как люди наскальных изображений во всей своей выразительности не более чем сгустки энергии. Самих по себе их как будто и не существует вовсе. Нет, не то что человеческого образа, но и облика. Есть разве что намек на облик и лишь в той мере, насколько это необходимо для узнаваемости охотников. Сами они всецело сосредоточены на божестве-животном. На него ведется охота, оно центр и смысл происходящего. Люди же вторичны и служебны по отношению к происходящему. Со временем, скажем, в ассирийских рельефах, охота станет победоносной битвой царя, прежде всего со львами, теми существами, с кем царь может помериться достоинством. В наскальных же рельефах не только нет даже намека на что-либо подобное. Они противоположны ассирийским рельефам, поскольку на них изображена вовсе не битва и даже не охота. Во всяком случае, в нашем представлении. Она все-таки предполагает первенствование охотника над тем, на кого ведется охота. Поскольку этого первенствования нет даже в зачатке и обещании, то не об охоте уместно говорить в нашем случае, а если все же о ней, то понимать под охотой придется соприкосновение профанных существ с сакральными в предположении возможности со стороны последних пойти на уступку первым, согласиться отдать себя на заклание. Закланию же принадлежит существо существующее подлинно и само по себе. В наскальных изображениях оно предъявляется во всей своей красе. Похоже, те, кто их изображал, восхищался и любовался ими. Своего же брата-человека-охотника он видел не более чем в действии, причащающего недобытие устремленностью к бытию в его полноте и довершенности.


Бизон. Живописное изображение в Альтамирской пещере (Испания).
Эпоха Мадлен.



Женская статуэтка (Виллендорфская Венера).
Около 24 000 лет до н. э. Известняк.
Граветт, Стоянка Виллендорф.


Сосуд в виде головы.
Новая Гвинея.
Этнографический музей им. Напрстка (Прага).


Маска. Меланезия, остров Новая Ирландия. Дерево.
Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург).

Нередки в первобытных и особенно по существу ничем от них не отличающихся архаических изображениях не просто сближенность и отождествление торса с головой-лицом, но еще и начинание им собой новой головы по отношению к располагающемуся ниже новому торсу. Последний, в свою очередь, выполняет роль головы в отношении еще одного торса. Так эти торсы-головы множатся в тенденции бесконечно и безостановочно. Изнутри их размножение неостановимо, хотя, конечно, на него налагаются внешние ограничения, каковыми являются размеры изделия. Более последовательной и впечатляющей в отношении лица демонстрации того, что всё переходит во всё, все во всех, все есть все, кажется, уже и быть не может. Это по-своему поразительно: именно лицо берется за основу и точку отсчета там, где изображение носит предельно безличный характер. Лицо как будто только и существует для того, чтобы его отрицать, сводить к иному и несовместимому с ним. Впрочем, поражает даже и не это само по себе, а сама неотрывность изображений от лица. Человек в обращенности на лицо каждый раз не узнает себя, принимает за самое себя более всего ему чуждое, погружает себя в небытие. Именно последнее он принимает за подлинную реальность, в нем ищет оснований и опоры. И действительно находит их, правда, за счет провала попытки состояться, быть собой. В итоге: если человек и сохраняется, то на пределе самоотрицания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: