Образование и профессии сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Наш список профессий постоянно обновляется и растет.

Консультация по профориентации от ПрофГида поможет вам в этом важном деле не только в качестве информационной поддержки, но укажет направление и расставит ориентиры, соответствующие вашим способностям. Ведь для построения успешной карьеры и достойной жизни в будущем недостаточно определить склонность к той или иной профессии. Психолог поможет вам выбрать профессию, соответствующую вашим талантам, но в разных отраслях – наиболее развитых в настоящем и перспективных в будущем.

Мир профессий невероятно разнообразен и велик. Чтобы не растеряться в этом многообразии, профессии условно разделили на группы: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек—художественный образ.

Мы делаем всё, чтобы вы разобрались в своих желаниях и приобрели необходимую информацию.


Образование связано с формированием человека, поэтому оно возникает уже в глубокой древности. Первоначально педагогами выступали старейшие представители племени. Сейчас сфера образования представляет собой разветвленную сеть профессий, которые предполагают серьезную и разностороннюю подготовку.

Основные профессии в сфере образования, которые востребованы в настоящее время на рынке педагогических услуг: учитель, преподаватель, воспитатель, социальный педагог, методист, логопед, мастер производственного обучения и некоторые другие. В рамках каждой основной педагогической профессии существует целый ряд специализаций. Учителя работают в школе и подразделяются в зависимости от преподаваемого предмета: учитель начальных классов, истории, биологии, химии, математики и других дисциплин. Преподаватель ведет обучение в колледже или вузе и так же специализируется на конкретной науке: преподаватель экономики, права, менеджмента. Воспитатель работает с детьми в дошкольных учреждениях, школе, летних оздоровительных лагерях.

Что такое специальность?

Специальность представляет собой набор конкретных знаний и навыков, применимых в рамках определенной отрасли. Она включает в себя целый спектр однородных направлений деятельности, связанных конкретной наукой или областью.

Исходя из вышесказанного следует, что специальность – это целый спектр программ, действующих в рамках конкретной отрасли или трудовой области.

Каждый ссуз или вуз классифицирует специальности по группам в зависимости от характера и направления подготовки: экономические, технические, гуманитарные, естественнонаучные и пр. Каждой из них свойственен определенный набор дисциплин, соотношение теоретических и практических занятий, стажировка и пр.

Чем профессия отличается от специальности?

Чем профессия отличается от специальности?

Что такое профессия?

Профессия представляет собой практическую деятельность, которая может осуществляться, как в рамках имеющегося образования, так и за его пределами. В частности, на практике более трети выпускников вуза трудятся в иной роли, а не согласно предусмотренной документом об образовании.

Профессии также принято делить по категориям и отраслям, аналогично специальностям.

Понятие должности

Должность – эта практическая реализация двух вышеописанных понятий и категорий: специальности и профессии. Притом реализовываться они могут, как в одной связке: когда человек занимает конкретную должность на предприятии с учетом имеющегося образования (специальности), работает по ней – то есть применяет знания по профессии в реальности второй сценарий – когда человек занимает должность без специальных знаний и навыков (с иным образованием либо вовсе без него).

Как должность связана с профессией, специальностью или квалификацией?

Как должность связана с профессией, специальностью или квалификацией?

В первом случае индивид может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и обретение каких-либо привилегий, а во втором – стабильность (работа в конкретной должности, соцгарантии и пр.).

Фактически должность представляет собой документальное подтверждение занимаемого статуса в организации, выполнения конкретных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Притом наличие специального образования для реализации полномочий необязательно. Для занятия должности важно грамотно корректно и эффективно выполнять основные функции, то есть работать.

На практике должности классифицируют на рабочие, административные, инженерные, экономические и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Многие абитуриенты и уже дипломированные специалисты путают указанные термины. На самом деле они имеют массу сходств и отличий, подчеркивающих как их взаимосвязь, так и индивидуальность.

Рассмотрим отличительные черты данных понятий:

  • Соотношение профессии и специальности.

Отличие №1. Способ получения. Для обретения специальности необходимо поступить в заведение профессионального образования (колледж или вуз), пройти обучение по конкретной программе (бакалавриат, магистратура и пр.), потратив на ее освоение от 4 до 6 лет (по отдельным программам и более). Притом наличие специальности важно подтвердить документально – предъявить диплом об образовании.

Освоить профессию можно без столь серьезных жертв и сил – сугубо на практике, проходя стажировку или небольшие курсы по переподготовке, переквалификации, курсы самообразования. Притом далеко не всегда необходимо предоставлять бумаги для подтверждения профессиональных качеств. Главное – показать себя на практике работе.

Отличие №2. Важно документального подтверждения. Об этом мы уже отметили в предыдущем пункте. Наличие специальности всегда требует документального подтверждения в виде диплома об образовании. Для профессии же подобные документы не всегда играют ведущую роль, порой достаточно таланта способностей и имеющегося опыта.

Отличие №3. Доходность. Финансовую выгоду приносит человеку только его труд, то есть непосредственно выполняемая им работа – профессия. Специальность – это же формальный документ, подтверждающий уровень подготовки и готовности к трудовым будням, притом нередко на ее освоение требуются траты. Само по себе образование дохода не приносит.

Отличие №1. Определение каждой категории, понятие. Профессия – это непосредственно выполняемые поручения и обязанности, род трудовой деятельности с учетом имеющихся знаний и компетенций. Должность – формальное подтверждение профессии или рабочего статуса индивида.

Отличие №2. Документальное оформление. Освоение профессии или трудовая деятельность не всегда оформляете документально, в отличие от должности, которая фиксируется в штатном расписании, приказах, трудовой книжке и пр.

Отличие №1. Возможности карьерного роста. Наличие специальности (то есть специального образования) еще не гарантирует трудоустройство по профилю и продвижение по карьерной лестнице. Занимать некоторые должности можно без соответствующего диплома.

В то же время для работы на административном уровне наличие высшего образования является приоритетным, а порой обязательным.

Несмотря на наличие немалых отличий, все три категории находятся в одной связке (которая притом очевидна каждому человеку): без профессии невозможно занимать должность, а без специальности – продвигать по карьерной лестнице.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Описанные примеры наглядно показывают как взаимосвязь, так и разницу в указанных терминах и категориях. Чтобы занимать достойную должность, важно иметь навыки, опыт, знания и умело ими пользоваться на практике.

Как выбрать специальность, профессию и занять достойную должность?

Выбор специальности – дело сугубо индивидуальное и важное, порой предопределяющее карьерный рост и успех. Чтобы сделать грамотный и правильный выбор, следует тщательно взвесить собственные таланты, способности и желания, мечты, возможности.

Критерии успешного выбора профессии

Критерии успешного выбора профессии

Выбор профессии – второй этап на жизненном пути каждого индивида. Здесь важно, чтобы работа удовлетворяла, как финансовые, так и физические, моральные, духовные и иные потребности. Притом не стоит стесняться имеющегося образования, специальности. Важно стремиться к совершенствованию и росту. Не бойтесь заниматься должность, не связанную с имеющимся образованием (специальностью). Главное – самосовершенствоваться.

Порой должность выбирать не приходится. Но если все же такой шанс есть, главное взвесить имеющиеся достижения, таланты и страхи, определить посильность новой ноши. В идеале – попробуйте себя в новой должности, чтобы оценить собственную профпригодность, компетентность и мобильность. После получения очередного опыта делать выбор будет проще.

Если есть возможность продолжать обучение (ссуз, вуз, курсы, самообразование), то обязательно стремитесь постигать новое. Тогда вероятность успешно занимать вышестоящие чины, продвигаться по карьерной лестнице и работать в любой сфере будет выше. Притом можно успешно совмещать работу и учебу. Облегчить участь студента или слушателя поможет команда Дисхелп.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Профессиональное образование"

В первобытном обществе не было проблем с выбором профессии. Ведь в то время человек умел делать всё то, что ему было необходимо для существования – а именно, добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.


Но человечество не стояло на месте, оно развивалось и постепенно произошло разделение труда. Сначала появилось скотоводство и земледелие.


Затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнилась и деятельность людей.


Сейчас насчитывается более 40 тысяч профессий.


Причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает либо видоизменяется.


Вот, например, такие профессии, как лакей, кучер исчезли от ненадобности. В свою очередь новыми и популярными профессиями стали программист, маркетолог.


В свою очередь специальность – это комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

То есть получается, что профессия объединяет группу родственных специальностей. Так, например, профессия учитель включает специальности – учитель технологии, учитель математики, учитель биологии, учитель начальных классов и так далее. Профессия станочник по металлообработке включает специальности токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик и так далее.


Квалификация – это степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.

Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь высшее образование можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.

Итак, рано или поздно перед вами возникают вопросы: кем стать? и Куда пойти для этого учиться?


Конечно, выбор профессии является очень важным этапом. Ведь именно он в дальнейшем определит весь жизненный путь человека.


Вообще, существует два способа выбрать профессию.


Что касается второго пути выбора профессии, то тут уже придётся изучить прежде всего самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. В общем, всё то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем нужно ознакомиться с миром профессий, узнать какие требования предъявляют различные профессии к человеку. И только после всего этого необходимо сопоставить изученные требования со своими особенностями. Этот путь выбора профессии будет более точным и осмысленным.


От того насколько правильно вы выберите себе профессию, будет зависеть успех в освоении профессии, гармоничное вхождение в трудовую деятельность, и в итоге – благополучие вашей семьи.


А теперь давайте более подробно поговорим о системе профессионального образования России.

Система профессионального образования в России не была бы возможна без участия Петра I. Именно он ввёл специализированное обучение ещё 300 лет тому назад.

На сегодняшний день основными целями профессионального образования России являются непрерывное развитие личности, в процессе которого идёт освоение профессиональной квалификации, и подготовка человека к работе по профессии. Другими словами, человек должен постоянно совершенствоваться.


К основным задачам профессионального образования относятся: совершенствование материальной основы профессионального образования; создание на предприятиях центров практики; привлечение с производств специалистов для их участия в подготовке кадров; и формирование специалистов.

В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образования – начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.


Начальное профессиональное образование осуществляется на базе девяти классов и представлено лицеями, профессионально-техническими училищами. Эти учреждения дают рабочую специальность. Период обучения в них составляет от одного до двух лет.

Начальное профессиональное образование в России возникло после проведения соответствующих реформ Петром I. Одни из первых учебных заведений, где подготавливали профессионалов, открылись в начале восемнадцатого века. К ним относились горнозаводские, артиллерийские, геодезические, инженерные и медицинские школы.


Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистами среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее образование (на базе девяти классов), среднее (полное) общее образование (на базе одиннадцати классов) или начальное профессиональное образование. В настоящее время среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Средние учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Срок обучения в них составляет два–четыре года. На сегодняшний день государственные учреждения среднего профессионального образования осуществляют обучение по двумстам восьмидесяти различным специальностям.

При этом если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращённым ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование – это верхний уровень профессионального образования. В России высшее профессиональное образование можно получить в таких учебных заведениях как: институт, академия и университет. Официально они называются высшие учебные заведения или ВУЗы. Студенты могут получить образование на дневной, вечерней и заочной форме обучения. Срок обучения в вузах – от четырёх до семи лет, в зависимости от избираемой профессии. При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращённым ускоренным программам.

Послевузовское профессиональное образование – это своего рода замыкающий (высший) уровень в системе основного профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре. По окончании обучения слушателям присваивается учёная степень и выдаётся соответствующий документ государственного образца об учёной степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Максимальный срок обучения – три года в очной форме, четыре года в заочной форме.

Вообще, информацию об учебных заведениях, которые осуществляют профессиональное обучение, вы можете узнать: в справочниках для поступающих в учебные заведения; телефонных справочниках; компьютерных информационно-поисковых программах в сети интернет; рекламных объявлениях; библиотеках; районных центрах занятости; в беседах с представителями учебных заведений, преподавателями, а также при встречах с учащимися и выпускниками.

В современных условиях на рынке труда постепенно меняются критерии отбора персонала. Сегодня работодателю уже не нужен просто специалист с дипломом учебного заведения. Приоритет отдаётся высококвалифицированным профессионалам.


В настоящее время более востребованными на рынке труда являются специалисты в области компьютерных технологий, математики и статисты, логисты, менеджеры и работники в области маркетинга, связей с общественностью и рекламы.

Итоги урока

На этом уроке мы с вами поговорили о профессиональном образовании. Узнали, что в России существует четыре уровня профессионального образования.

В завершении урока хочется сказать, что выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.

Читайте также: