Образ человека в эпоху возрождения сообщение кратко

Обновлено: 17.05.2024

15 и 16 века являются временем заметных перемен в политическом строе и в культуре Европы, а также в росте экономики. Общество перестраивалось и проходило новые этапы развития, а именно в науке, литературе, искусстве и в других отраслях. В эти времена люди научились печатать книги, что дало толчок наукам, а также бурному распространению литературы.

Проблема пространства в 15 веке стала решаться. В некоторых странах к пониманию пространства шли не сразу, художники вели эмпирические наблюдения. Теория линейной перспективы была основана в Италии, благодаря понятиям оптика и геометрия. Эти факторы сыграли серьёзную роль в борьбе над средневековыми изображениями. Еще одной особенностью данной эпохи можно назвать связь между искусством и наукой. Многие художники часто прибегали к помощи науки, при этом возможно и не понимали, но давали ей тоже некий импульс.

Архитектура также не осталась без изменений, главным было направление классического стиля. Здания стали более просторными и вообще без всяких намеков на готические формы. В эпоху возрождения появляются красивые гражданские строения и не только. Внедряются новые решения в вопросах планировки местности в городах. Если раньше много заказов на уникальные постройки было среди церковных деятелей и феодалов, то в данную эпоху красивые строения могли позволить себе и гражданские лица.

Доклад №2

Возрождение – это целая эпоха мировой культуры, которая следует за Средневековьем. Уникальная, глубокая, неповторимая. Зарождается в Италии в начале XIV века, а название ей дано Жюлем Мишле.

После падения Византии по всей Европе молниеносно распространяются античные источники и произведения искусства павшего государства. Но мировоззрение людей меняется, и Средневековая церковная система ценностей становится чужда и сложна для восприятия. Это стало мощным толчком для зарождения гуманизма. Во главе всего стоит личность человека и его свобода. Именно античность с ее гуманистической направленностью стала примером для подражания.

Традиционно эпоха Возрождения подразделяется на 4 периода. Проторенессанс, который зародился еще в позднем Средневековье со своими готическими, романскими и византийскими традициями. В этот период уже активно начинают свою работу величайшие мастера. Ключевая фигура этого периода - Джотто ди Бондоне. Великий архитектор и художник, который изложил абсолютно новую интерпретацию пространства, ввел объемное изображение и наполнил искусство светским, а не религиозным содержанием.

Раннее Возрождение (1420-1500) продолжало путь отречения от аскетического искусства Средневековья. В это время за основу брались античные произведения и предпринимались попытки усовершенствования за счет новых компонентов. Новое веяние искусства постепенно распространяется от Италии к Испании. Живопись становится лидирующей сферой искусства. В центре внимания культ красоты и желание изобразить прекрасное во всем. Ключевыми фигурами раннего Возрождения стали Донателло, Мазаччо, и Боттичелли.

Высокое Возрождение (1500-1527) – третий этап, время расцвета мировой культуры. Центр итальянского искусства перемещается из Флоренции в Рим, что способствует всестороннему и полному изучению античности. Требования к ее воспроизведению в предметах искусства становятся более строгими и основательными. В живописи и скульптуре господствует новый титанический образ человека, который становится глубже, масштабнее и свободнее. Главными представителями эпохи становятся дерзкий Леонардо — представитель эпического пласта живописи, тончайший Рафаэль — представитель лирического направления и титанический Микеланджело — драматический пласт.

Позднее Возрождение (1530-1620) . В это время только Венеция была свободна от власти Папы Римского, поэтому только она смогла обеспечить полноценное развитие искусства данного периода. Однако характер творчества мастеров Флоренции и Рима кардинально отличался от веяний Венеции. Особенностями произведений искусства стали любовь к своему городу (а не к античности), глубина и яркость красок, роскошь и богатство картин и скульптур. Ключевые фигуры - Тициан, Веронезе, Джорджоне, Бенвенуто Челлини.

Также в эпоху Возрождения активно развивается наука, предпринимаются попытки изучения строения человека, что дает толчок для развития медицины. Стремительно развивается также литература и философия.

7, 8 класс по литературе, кратко

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

Степной орел, является одним из самых крупных видов хищных птиц, относится данный вид птиц к семейству ястреобразных, и роду Орловых.

Матушка природа еще с давних времен была щедра к человеку. Многие даже не задумывались о том, сколько всего прекрасного нас окружает в этом мире. Благодаря природе мы можем любоваться прекрасными пейзажами,

Германа Гессе называют гениальнейшим интровертом. Герман был из семьи священников. Мать звали Мария она была наполовину француженка. По образованию филолог. На момент знакомства с отцом Германа

Период наивысшего культурного и идейного развития стран Европы называют эпохой Возрождения (14-16 века, Ренессанс), а сам термин придумал Джорджо Вазари. Новое веяние сменило Средневековье. Это было время развития искусства, торговли, уже зарождалась современная наука, было совершено множество открытий, изобретений. Центром культуры стала Италия. Появилось книгопечатание, что ускорило процесс получения знаний. Основные черты эпохи Возрождения - это светский характер культуры и направленность на деятельность человека и его самого. Возрастает интерес к истории античности, происходит своего рода её возрождение (отсюда и название новой эпохи). В это время Западная Европа захватила лидерство как в науке, технике, так и культуре. Рассмотрим подробнее этот период перемен и творческого взлёта.

Характерные черты эпохи Возрождения

  1. Превознесение человека, преимущественно гуманистическое мировоззрение.
  2. Отрицание привилегий высшего сословия, антифеодализм.
  3. Новое видение Античности, ориентация на это направление.
  4. Подражание природе, предпочтение естественности во всем. пренебрегали схоластикой и правом (как её разновидностью).
  5. Интеллигенция начинает формироваться в качестве социальной прослойки.
  6. Нравственный нигилизм, религиозный анархизм (дело в том, что люди эпохи Возрождения проповедовали аморальное поведение).


Перемены в обществе

люди эпохи возрождения

Развивалась торговля, росли города, начали формироваться новые классы в обществе. Рыцари сменились наёмной армией. Из-за географических открытий началось широкое распространение рабовладения. В Америку и Европу вывезли порядка 12 миллионов негров из Африки. Изменились общественные идеалы и мировоззрение. Образ человека в эпоху Возрождения изменился, теперь он превратился из покорного раба Бога в центр поклонения. Господствовала вера в безграничные возможности людского разума, в красоту и силу духа. Удовлетворение всех естественных (природных или натуральных) потребностей — вот идеал человека в эпоху Возрождения.

Творчество

В это время искусство отделили от ремесла. Архитектура, живопись, скульптура - всё изменилось.

Архитектура

основные черты эпохи возрождения

Живопись и скульптура

Люди эпохи Возрождения привнесли в искусство живописи пространственную и линейную перспективу, знание пропорций и анатомии тела. Появились картины с изображением сюжетов из Античной мифологии, повседневные и бытовые иллюстрации, а также темы национальной истории. Масляные краски помогали художникам воплощать их замыслы.

Виды искусства переплетались между собой. Многие гении посвящали себя нескольким видам, а не останавливались на развитии только в чём-то одном.

Литература

Данте Алигьери (1265-1321) – самый известный поэт этой эпохи. Он родился в семье феодалов во Флоренции. Считается основоположником современного литературного итальянского языка. Сонеты Данте, воспевавшие любовь не к Богу, а к простой девушке Беатриче, были смелы, дерзки и по неземному прекрасны.

характерные черты эпохи возрождения

Наука

Знание стало превыше всего. Своего рода культ науки. В период Ренессанса активно велись раскопки, поиски древних книг, создавались музеи, экскурсии, библиотеки. Древнегреческий и иврит начинают преподавать в школах. Учёные открыли гелиоцентрическую систему, появилось первое обоснование бесконечности Вселенной, пополнились знания по геометрии и алгебре, очень много преобразований и открытий было в сфере медицины.

Знаменитые люди эпохи Возрождения

Это время подарило множество известных гениев. В статье хотелось упомянуть тех, без кого просто не было бы эпохи Возрождения.

образ человека в эпоху Возрождения

Донателло

Великий человек (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, который впоследствии стали классикой вида и формы архитектуры Ренессанса. У Донателло много заслуг. Этот человек придумал скульптурный портрет, решил проблему устойчивости постановки фигур, выдумал новый тип надгробий, отлил бронзовый памятник. Донателло первым показал человека обнажённым в камне, сделал это красиво и со вкусом. Лучшие работы: Давид-победитель, статуя Георгия, прекрасная Юдифь, конный памятник Гаттамелате, Мария Магдалина.

Мазаччо

Настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401-1428). Одержимый живописью художник был рассеян, беспечен и равнодушен ко всему, кроме искусства. В его работах можно проследить основные черты эпохи Возрождения.

идеал человека в эпоху Возрождения

Иоганн Гутенберг

Одним из величайших достижений этого человека стало изобретение книгопечатания. Благодаря этому открытию распространялись смелые идеи гуманистов, повысилась грамотность населения.

Леонардо да Винчи

учение эпохи Возрождения

Учение эпохи Возрождения сводилось к тому, что людское существование можно объяснить не только религиозными догмами.

Леонардо Бруни отстаивал республиканскую форму правления. Более не считалось, что политика связана с церковью, много времени начали уделять вопросам свободы человека.

Жан Боден также отвергал идею о даровании Богом власти, но силу государства видел именно в монархии. Правитель должен заботиться о людях, а если народ против правления тирана, то он может его свергнуть или убить.

Период Возрождения подарил человечеству множество талантливых людей, полезных открытий, культурное развитие, потому эта тема всегда интересна и востребована.

Ильина Наталья Владимировна
Южный Федеральный Университет
доцент кафедры Технологии и профессионально-педагогического образования


Аннотация
Статья посвящена выявлению художественно-философских оснований появления образа благородного и духовного человека в период Ренессанса. На примерах произведений мастеров Возрождения рассматриваются специфические художественные приемы для реализации образа идеального человека в изобразительном искусстве данного периода.

Ilina Natalya Vladimirovna
South Federal University
Ph.D., assistant professor of technology and vocational teacher education


Abstract
Article is devoted to artistic and philosophical foundations of the appearance of the image of the noble and spiritual man during the Renaissance. On examples of works by masters of the Renaissance considered the specific artistic techniques for the realization of the ideal image of a man in the fine arts of this period.

Всемирная история изобразительного искусства продемонстрировала нам самые разные образцы совершенства. В концепции любого художественного направления всегда находился некий идеал, который определял особенности воплощения образа, формы, манеры и техники исполнения художественного произведения.

В своем творчестве художники всегда пытались найти некую универсальную модель человека. Причем каждый художник абсолютизировал не только конкретный образец красоты, но и придерживался определенного идеального представления о поведении человека, его характере и образе жизни. Другими словами – эстетический и этический идеал являлись и являются ключевыми факторами в любом художественном творчестве.

В настоящее время тема идеального человека эпохи Ренессанса в контексте изобразительного искусства остается открытой для исследования, поэтому нам представляется актуальным обратиться к рассмотрению данного вопроса.

Эпоха Возрождения создает новое мировоззрение, основывающееся на идее о том, что Бог пребывает не в отрыве от реального мира, а непосредственно в самих материальных предметах (природе, вещах, человеке и т.д.). Пантеистическая философия рассматривает мир как соединение духовного и материального. Результатом такого синтеза появился идеал человека, у которого божественная основа адекватно проявляется в его внешности и поступках. Гармоничного человека Ренессанса отличают благородность и нравственность. Гуманистический идеал возник еще в Древней Греции как представление о совершенном, всесторонне развитом человеке, осознающим свою индивидуальность и духовную природу.

Человек Ренессанса становится мерой всех вещей, поэтому все природные и социальные явления, показанные в работах этого периода, носят одухотворенный характер. Неслучайно, именно в это время Леонардо да Винчи разработал принцип золотого сечения (систему божественных пропорций).

Таким образом, анализируя все вышесказанное можно утверждать, что в период Ренессанса был сформирован специфический образ идеального человека. Его сущность проявляется в его благородных поступках, духовном образе жизни и в бесконечной борьбе за добро и справедливость.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Цель исследования: определить, как рассматривался образ человека в эпоху Возрождения.

Содержание работы

Введение 3
Образ человека в философии Возрождения.
1.1 Эпоха Возрождения. 5
1.2 Человек в философии эпохи Возрождения. 11
Заключение 21
Библиография. 22

Содержимое работы - 1 файл

Философия.doc

В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху, давно именуемую эпохой Возрождения (по-французски – Ренессанс), приходится на последние столетия средневекового феодализма, ее расцвет произошел в XV–XVI веках.

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности — материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела — одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека, как существа плотского, телесного, и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества.

Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека — физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что наиболее полно духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики — гуманистами (от итальянского "humanista" — "человечность").

Идеи гуманизма впервые наиболее ярко были выражены в Эпоху Возрождения, поэтому мыслителей того времени стали называть гуманистами, а период XIV—XVI веков нередко именуют также Эпохой Гуманизма. А вообще с тех пор гуманизм существует как одно из направлений общественно-политической и философской мысли. Гуманистическую направленность можно выделить в различных конкретных философских и социально-политических учениях разных времен и разных авторов.

Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму приходит пантеизм. Пантеизм — это философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. По сути дела мыслители-пантеисты уже обожествляли саму природу, считая, что Божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в самом человеке.

Подобное отношение к идее Бога сказывалось и на отношении к Церкви. Гуманисты не были атеистами, т.е. не отрицали необходимость веры. Однако многие из них критически относились к Церкви, считая, что официальная Римско-католическая Церковь неправильно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для Эпохи Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикализм — это критика Церкви, как организации, взявшей на себя обязанности обеспечить верующим общение с Богом. Антиклерикальные идеи проявились во многих произведениях XIV—XVI веков. Например, знаменитый "Декамерон" Джованни Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов, священников, церковных деятелей вообще.

Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной Церкви повлияло и на то, что в Эпоху Ренессанса начинается резкая критика официального католического вероучения. С точки зрения гуманистов, схоластическая философия совершенно неверно трактует важнейшие религиозные проблемы. В первую очередь, принижается роль научно-философского знания, ибо благодаря Фоме Аквинскому, наука, по мнению гуманистов, превратилась всего лишь в служанку теологии. Именно в это время принципы и методы познания античной философии возводятся гуманистами в абсолют, а научное знание начинает приравниваться к религии.

Следует подчеркнуть, что по убеждению гуманистов, именно наука должна была стать основанием новой религии. С этой целью гуманисты и обращают внимание на таинственные способы познания — магию и оккультизм, в которых они видели важнейшие средства постижения Божественных истин. Магию и оккультизм они считали высшими формами научного знания. Поэтому возрождение интереса к античной культуры сопровождалось и возникновением интереса к античным религиозно-мистическим учениям.

В XIV веке на латинский язык переводятся и становятся крайне популярными сочинения древних мистиков — Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), Зороастра и Орфея. Сами гуманисты считали авторов этих сочинений историческими личностями, современниками ветхозаветного Моисея. По мнению большинства мыслителей Ренессанса, Бог передал Моисею законы человеческого общежития, а Гермесу Трисмегисту, Зороастру и Орфею — некие тайные истины, которые постижимы только специальными религиозно-мистическими способами. Следовательно, знание трудов древних мистиков и проведение магических обрядов дает возможность прикоснуться к самым величайшим Божественным тайнам, недоступным простым христианам.

Уже в наше время было установлено, что сочинения, приписываемые древним мистикам, на самом деле были написаны не в глубокой древности, а в начале нашей эры. Так, тексты, подписанные именем Гермеса Трисмегиста, относятся примерно ко II—IV веках. "Халдейские оракулы", приписываемые Зороастру — ко II в. Орфические гимны имеют более древние корни, однако в Эпоху Возрождения были переведены тексты, также написанные или в период эллинизма, или во времена Римской империи.

Да и сами авторы этих сочинений — плод позднейших мистификаций. Об Орфее уже говорилось в первой части этой книги. Гермес Трисмегист — это мифическая фигура, сочетающая в себе черты древнеегипетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса. Имя Гермеса Трисмегиста появилось в эллинистические времена, когда греки познакомились с египетской мифологией и увидели много общего между Тотом и Гермесом. Зороастром гуманисты называли историческую личность — Заратустру, одного из иранских религиозных реформаторов VII—VI вв. до н.э. Однако исторический Заратустра не имеет никакого отношения к известным в Эпоху Возрождения "Халдейским оракулам".

Необходимо также отметить, что некоторые гуманисты проявляли значительный интерес и к восточной культуре, прежде всего к древнееврейским мистическим произведениям, в частности, к Каббале. Например, итальянский философ Пико делла Мирандола (1463—1494) специально изучил древнееврейский язык, чтобы познать таинства Каббалы.

Само движение гуманизма началось в конце XIII — начале XIV вв. в Италии, а затем распространилось по всей Западной Европе. Первоначальным источником возрожденческих настроений принято считать "Божественную Комедию" Данте Алигьери. Родоначальником же собственно гуманистического движения общепризнанно считается Франческо Петрарка (1304—1374).

В Эпоху Возрождения возникает интерес к материалистическим учениям античности. Так, Лоренцо Валла (1407—1457) одним из первых гуманистов обратил внимание на творческое наследие Эпикура и Тита Лукреция Кара. Мыслителей Эпохи Ренессанса привлекло в философии Эпикура прежде всего учение о наслаждении и между ними развернулась настоящая дискуссия о сущности этого учения. Трактат "Об истинном и ложном благе" ("О наслаждении"), написанный Лоренцо Валла, стал прямым продолжением данной дискуссии. Большинство современных исследователей склоняются к тому, что для самого Лоренцо Валла характерна в некотором смысле синтетическая позиция, в большей степени эпикурейско-христианская.

Примером того как гуманистические идеи проникали в самые разные сферы западноевропейской религиозно-философской мысли можно считать творчество Николая Кузанского (1401—1464), кардинала Римско-католической Церкви, а в последствии генерального викария. Николай Кузанский автор многих философских и богословских сочинений, которые могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения — стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения. В частности, по мнению исследователей, идеи Николая в области космологии стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной.

В XV веке в Западной Европе происходит новое открытие философии Платона. До этого времени произведения великого античного философа были известны в основном в изложении позднейших авторов. По сути дела, идеи Платона дошли до XV века в неоплатонической трактовке, кроме того, с еще более поздними христианскими напластованиями. Уже говорилось, что значительную роль в этом сыграл Аврелий Августин, приспособивший платонизм к христианскому вероучению.

В Эпоху Возрождения сочинения Платона заново переводятся с греческого на латинский язык, кроме того, осуществляются массовые переводы текстов других античных философов платоновского направления.

Платонизм вновь становится крайне популярным — теперь уже среди мыслителей- гуманистов. Более того, в философии Платона гуманисты увидели опору для противостояния схоластике, которая, как известно, базировалась на философии Аристотеля. Сама аристотелевская философия начинает рассматриваться лишь как преддверие к изучению платонизма.

Значительную роль в широком распространении платоновского учения в это время сыграла так называемая Платоновская Академия. Эта Академия не была школой в общепринятом смысле слова, скорее это был союз мыслителей, увлеченных философией Платона. Возникла она в 1462 г. во Флоренции, когда глава флорентийской республики Козимо Медичи Старший подарил своему секретарю Марсилио Фичино виллу, на которой стали собираться ученые, литераторы, переводчики — все, кто был поклонником платоновской философии. И именно Марсилио Фичино (1433—1499) было суждено сыграть одну из самых значительных ролей в разработке гуманистических идей.

В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной Европы — философия, религия, магия, литературные занятия. Марсилио Фичино в своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только в том случае, если христианское вероучение заново обосновать с помощью древних мистических и магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисмегиста, Орфея и Зороастра. Более того, он считал, что необходимо разработать единую религиозно-философскую концепцию, совместить древнюю мистику, философию Платона со Священным Писанием. В соответствии с такой логикой, у Фичино возникает концепция "всеобщей религии".

Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV—XVI вв. нашло свое отражение и в создании новых политических и этических учений. Общая философская направленность на признания человеческой личности центром Вселенной оказало значительное влияние на тогдашних мыслителей, интересующихся проблемами политики и этики. Объяснение этих проблем стали строиться не на неких высших, Божественных идеалах, а исходя из интересов отдельного конкретного реального человека. Наиболее яркие и своеобразные мысли в этом смысле высказали итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527), нидерландский мыслитель Дезидерий Эразм Роттердамский (ок.1469—1536) и французский философ Мишель де Монтень (1533—1592). Наконец, в сочинениях английского философа и политического деятеля Томаса Мора (1478—1535) формулируется общественно-политический идеал гуманизма — знаменитая “Утопия”, как образ “идеального государства”. В основе этого идеала лежит не только отрицание частной собственности и признание собственности общественной, как это принято считать, но и некая религия “почитания Божественной природы” с верховным единым богом Митрой. При этом конкретных религий в Утопии множество, а религиозные убеждения “утопийцев” сочетаются с почитанием светской науки. Еще более религиозно-мистическое содержание вкладывал в свой “Город Солнца” Томмазо Кампанелла, автор учение о “естественной магии”.

Позднее термин "гуманизм" приобретает более широкое значение. В науке до сих пор продолжаются дискуссии о значении этого термина и какого-то общепризнанного определения понятия "гуманизм" не существует. Столь же противоречивы и оценки гуманизма, как философского учения. Довольно долгое время было принято считать, что в общем смысле гуманизм — это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности, а также условий для достойной человека жизни. В реальной жизни принципы гуманизма формулируются в трех основных категориях: 1) общечеловеческие ценности; 2) права человека; 3) идеал всемерно развитой, гармоничной личности. Именно гуманизм сегодня считается самой передовой идеологией, признаком цивилизованности того или иного народа. Более того, многие идеологи, в том числе и в России, на основе “принципов гуманизма” вообще делят народы на “цивилизованные” и “нецивилизованные” (“дикие”).

Сейчас, по прошествии времени, становится ясно, что гуманизм является не просто философией, а религиозно-философское учением человекобожия, ставшим общефилософским и методологическим принципом бытия современной индустриально-технологической цивилизации, образно называемой “Западом”.

Эпохой Возрождения принято называть период, наступивший в Италии между XIV и XVI веками и продолжавшийся, в общей сложности, около 250 лет.

Чтобы понять значение и смысл эпохи Возрождения как одной из самых светлых и необычайно продуктивных эпох в истории культуры и искусства, необходимо вдуматься и постараться представить предшествующий этой эпохе период.

А предшествовал ей почти тысячелетний период Средневековья.

Средневековье – это время, пришедшее на смену античному миру, разрушившее древнюю культуру, наложившее полный запрет на языческие ценности и предложившее взамен католическую церковь, на почве которой возникла святая инквизиция, с ее охотой на ведьм и нетерпимостью к проявлению любых признаков инакомыслия. Это было время, когда все правила человеческой жизни подчинялись религиозным догмам, произведения искусства должны были создаваться по строжайшим канонам, а свобода творческого самовыражения в науке и искусстве была просто немыслима. Инакомыслящих отправляли на костер.

И вот наступает эпоха Возрождения, когда творческая мысль, несмотря на строжайшие запреты, внезапно оборачивается к идеям далекого прошлого. Ведь в античную эпоху создавались подлинные шедевры, многие из которых были разрушены захватившими Рим варварами, но большая часть - христианами, еще в первые века христианства.

Теперь снова в центр мироздания художник ставит не бога, а человека. Но даже если в центре остается бог, то он наделяется человеческими чертами. (Так когда-то и древние греки и римляне очеловечивали своих богов).

На картинах и в скульптуре, даже если они посвящены библейским сюжетам, вновь, как во времена античности, появляется обнаженная натура, что в Средние века рассматривалось бы не иначе, как богохульство. Причем, к моменту наступления эпохи Возрождения, церковь не теряла власти и не ослабляла своего давления. Поэтому, каким образом могла наступить эпоха Возрождения, словно бы вдохнувшая во всю итальянскую культуру новую жизнь и давшая миру небывалое число гениев в области науки, архитектуры, скульптуры и живописи, – это загадка и по сей день.

Джотто, Мазаччо, Донателло, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Корреджо, Тициан, Микеланджело – это, пожалуй, самые выдающиеся фигуры итальянского Возрождения. Но, на самом деле, их можно было бы назвать гораздо больше.

Источником вдохновения для художников эпохи Возрождения, как уже указывалось, служили сюжеты библейской и античной мифологии, но раскрывались эти темы совершенно по-новому.

Одним из принципиальных различий в живописи среденвековых мастеров и в живописи художников эпохи Возрождения является то, что если у первых фигуры изображаются по строгим церковным канонам, с нарушениями пропорций, часто они как бы подвешены в пространстве, находятся оторванности от всего земного, то художники эпохи Возрождения привязывают фигуры к земле и совершают фантастический прорыв в решении проблемы построения перспективы. Известно, что такие титаны, как Микеланджело и да Винчи изучали анатомию человека и применяли свои знания при создании картин, росписей и скульптур.

Эпоха Возрождения – это эпоха торжества человеческого духа и разума, отмеченная расцветом гуманистических идей. Она подготовила почву для появления следующих великих эпох, таких, как эпоха барокко и эпоха Просвещения.

Эпоха возрождения. Она сменила собой суровые времена средневековья и стала предшественницей эпохи Просвещения, навсегда изменившей наш мир, подарившей нам идеи либерализма, буржуазного общественного строя и сделавшей его таким, какой он является сейчас. Но все это не было бы возможно без эпохи возрождения.

Ренессанс (а именно так эту эпоху называют в Италии и Франции) не имеет четких границ. В разных странах и разными историками его хронологически рамки выделяются по-разному. Однако обычно фигурируют следующие границы: в Италии — с начала четырнадцатого века, в остальной Европе — с пятнадцатого века и до последней четверти шестнадцатого века, иногда до первого десятилетия семнадцатого века.

Изменилось само мышление людей. Одним из ведущих веяний философии Ренессанса стал гуманизм – общественно-философская концепция, которая поставила человека, его личность и свободу, наивысшей ценностью и критерием для оценки государства и общества.

Первым центром Возрождения стала Италия, где его начало связано с именами Парамони, Пизано, Джотто и Орканьи. Чуть позже идеи ренессанса добрались и до Германии, Франции, распространились по всей Европе. На Россию они оказали незначительное влияние, в основном его можно проследить в архитектуре, поскольку многие мастера-архитекторы были приглашенными из Италии, как, например, Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин Старый, Марко Руффо и Пьетро Солари.

К концу пятнадцатого века Возрождение достигает своей высшей точки. В шестнадцатом веке назревает кризис идей, что в будущем приведет к его угасанию и смены другими идеями в мировоззрении и иными веяниями в культуре и искусстве, такими как, например, барокко.

Эпоха Возрождения

Популярные сегодня темы

Белка и Стрелка – эти клички известны всем и каждому, без преувеличения. Однако не все знают, что и до них были случаи полётов собак в космос – удачные и не очень.

Невозможно представить нашу жизнь без символов, которые помогают дать характеристику чего-либо с помощью количественного выражения. То есть, чтобы присвоить предмету номер, в настоящее время

Наша планета поистине уникальна и потрясающа, ведь именно на ней для человека имеются все те условия, которые позволяют ему жить и развиваться. Что говорить о человеке, вся жизнь, которая

Самый большой по глубине и размерам своей площади на нашей планете - Тихий океан. Он занимает половину площади мирового океана земного шара. Вначале его называли Великим океаном.

Знаменитый город Одесса один из крупных городов Украины расположен на побережье Черного моря. Его территория населена людьми разных национальностей: украинцами, русскими

Огурец - это очень популярная овощная культура. Огурец однолетний является травянистым растением семейства тыквенных. Стебель у данного овоща строится по земле. Он шершавый и имеет усики на к

Читайте также: