Ножной браслет тутанхамона сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Египет - страна, которая скрывает в себе огромное количество тайн. Здесь каждый исторический артефакт, каждый символ несёт в себе бездну информации и вносит в устоявшееся мировоззрение и привычную картину мира такое количество сомнений, что всё вокруг превращается в сплошную точку бифуркации и временную воронку.

Скарабей на золотом браслете с мумии египетского фараона .

Далее - фрагменты прекрасной лекции Хорхе Анхеля Ливрага.

Загадочно и само происхождение Египта. Было бы логичным, если бы народ этой страны начал свою эволюцию с примитивного уровня, затем, постепенно развиваясь, достиг бы вершины цивилизации и культуры; было бы логичным, если бы потом, с течением времени, из-за износа старых форм культуры цивилизация пришла в упадок. Было бы естественно, если бы она пережила свои периоды расцвета и свои темные времена. Но в Египте все происходило несколько иначе.

Древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть, драгоценности не были просто украшениями. Все народы чувствовали это.

Вспомним, что в посткартезианскую эпоху в Европе началось разделение знания на религиозное, философское, научное. Но у древних народов, в том числе и у народов Востока, это расслоение было не столь явным: наука определенными гранями соприкасалась с религией, религия с искусством, искусство с политикой — и все вместе они составляли сильное и гармоничное единство. Итак, с самых давних времен — ведь не существует способа определить возраст, например, изделия из золота, серебра или просто из камня — эти люди создавали свои ювелирные изделия как магические предметы, как предметы для защиты людей, и живых, и уже умерших.

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй, скарабей, Кефер. С Древнего царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать. Отметим лишь, что богатство Египта не противоречиво и в нем нет несоответствий. Через тысячелетия (сколько точно, мы не знаем — официально три, четыре или пять тысяч лет) Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела.

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Об этой точке любят писать на Западе в популярных книгах, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На древнеегипетских изображениях нас порой изумляет образ какого-нибудь воинственного человека, например Рамсеса II, внушающего страх, с мечом, на коне, но в то же время со множеством драгоценностей. Сегодня мы считаем все это женскими атрибутами и, видя мужчину с украшением на шее, сразу же называем его хиппи. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око - считается, что оно помогает хорошо видеть.

В этом смысле Египет весьма примечателен: в районе Элефантины и Асуана на многих лодках есть дополнительные весла - на случай если нельзя будет плыть на парусах или для того, чтобы причалить к берегу, и на этих веслах синей краской написан иероглиф, обозначающий воду. Я спросил владельца одной из лодок, зачем он его рисует. Тот ответил, что ему оставил лодку отец, а отца научил так строить лодки его дед…Существовала традиция - она и сегодня живет в народе, - позволявшая соприкоснуться с определенной психической силой и понять ее.

Мы говорили, что ювелирные изделия носили на лодыжках и на других частях тела, удивительным образом совпадающих со священными местами, которые в индийской традиции называются чакрами; это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью. Итак, у древних египтян был богатый выбор драгоценных предметов, посвященных магической стороне жизни. Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти. Amen-Ti означает "земля Амона, или Амена". Ti - это магический квадрат, Amen - это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богом Ра в Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями); этот союз мог быть представлен различными божествами и религиозными формами, одновременно он являлся и защитником мумий.

Сегодня бытует такое представление о мумиях, с которым я совершенно не согласен. Мы думаем, что египтяне сохраняли мумии, потому что были очень привязаны к жизни, очень зависели от нее. Многие спрашивают себя, как мог такой религиозный, магический народ быть столь привязанным к физическому миру, чтобы сохранять мумии, омывать их месяцами, помещать их в смолы и т. д. и т. п. Зачем они это делали? Ни в одном из текстов Древнего Египта не говорится, что целью мумификации было лишь сохранение тела. Скорее, это делалось ради задержания тела на Земле, чтобы другие тонкие духовные оболочки смогли перейти в мир иной, пройти через Дуат - место испытаний - и попасть в Аменти, особую небесную землю, своеобразный рай, где люди вечно счастливы. На основе ювелирного искусства существовал целый ряд средств защиты и для мертвых. Так, в единственном неразграбленном захоронении (слегка потревоженном, но все же неразграбленном), в гробнице Тутанхамона, вы можете увидеть всю погребальную утварь, все драгоценности, включая золотой саркофаг, который сам по себе представляет огромную ценность. Как известно, мумия находилась в семи ковчегах-саркофагах, и они одной своей особенностью меня впечатляют больше, нежели все ювелирное искусство. На крышке каждого саркофага есть изображение фараона с улыбкой на лице, и по мере того как снимается крышка за крышкой - пока не покажется последняя маска с пекторалью, улыбка на лице фараона становится все более выразительной, и это даже больше, чем магия, - это поистине прекрасно.

Между магией и красотой существует связь, хотя мы, западные люди, не чувствуем ее и не придаем ей значения. Есть связь между магией и прекрасным, которую ощущал тот народ, ощущали жители тех мест и которую они чувствуют до сих пор. И по сей день в Верхнем Египте на закате можно увидеть людей в лодках, с трепетом готовящихся к молитве и обращенных в сторону Мекки. Они выбирают самое красивое место на середине реки, где идет мощное течение, а глубина достигает 50 метров, и останавливаются, убрав весла и большую часть парусов. Они долго молчат, а потом, среди массивных гранитных скал по берегам, созерцая красоту пейзажа, начинают свою молитву. Для них существует прямая связь между религией и красотой. На Западе наши предки также чувствовали эту связь и потому стремились вложить в создание храмов, например христианских, как можно больше красоты. Я видел немало селений во Франции, которые всегда были и остаются скромными деревушками, но в их центре возвышается великолепный готический собор. Здесь происходило то же самое - люди связывали красоту с религией, с магией.

Значит, и мы не должны видеть в египетском ювелирном искусстве, как бы нас ни ослеплял его блеск, только эстетическую и декоративную функцию. Ведь в Каирском музее или в музее Метрополитен есть коллекции, например сокровища Тутмоса III, которые поражают наше воображение. За всем этим стоит нечто большее. Египтяне верили, что камни и металлы связаны с определенными звездами. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум - самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Подобно тому как китайцы делали свои главные символы из нефрита (например, символом Вселенной у них было большое нефритовое колесо с отверстием посередине), египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.

К с частью, сегодня археологи открыли, что египтяне знали связующие, цементирующие составы, а раньше эта загадка просто сводила нас с ума. Иногда я сам, реставрируя какую-нибудь статуэтку в музее, вдруг осознавал, что она сделана с помощью цементирующей пасты. И я удивлялся: "Да это же подделка. Да, но патина, но раскопки, происхождение - все это подлинное. Откуда же цемент?" Дело в том, что египтяне использовали цементирующую массу для разных целей. Для чего? Чтобы соединять элементы или материалы. Например, они могли смешать немного порошка какого-либо камня, немного смолы какого-либо дерева, немного опилок древесины сикоморы (в лучшем случае) и, добавив землю из определенного места, из всего этого создать статуэтку или ушебти. Но все-таки, как и все древние народы, они придавали особую ценность камню. Они верили, что на Земле существуют определенные места - источники особых энергетических потоков, которыми заряжались камни.

В Англии, в Стоунхендже, например, один из камней (так называемый Голубой камень) происходит из Африки. Никто не знает, кто построил Стоунхендж, но очевидно, что это сооружение очень и очень древнее. Зачем его создателям нужно было, прилагая неимоверные усилия, везти этот огромнейший камень из Африки? У них не было ни самолетов, ни гигантских кораблей для перевозки таких тяжестей, в лучшем случае они могли доставить его в нужное место на каких-нибудь плотах. Как им удалось совершить это чудо? Почему в Серапеуме, который находился в Мемфисе, многие саркофаги быков, точнее мумий быков, были сделаны из асуанского гранита? Египтяне преодолели более тысячи километров, чтобы найти определенный тип породы, когда рядом было много других видов камней, которые можно было использовать. Очевидно, они придавали этим камням особую ценность. Почему, имея под рукой сколько угодно гипса (даже сегодня производство статуэток и других изделий из гипса является практически национальной индустрией Египта), эти люди упорно резали диорит - самый твердый из всех камней? Диорит, камень из западной пустыни, черный с тонкими прожилками, иногда беловатыми, имеет показатель твердости, равный девяти - а это всего на единицу меньше, чем алмаз! Тем не менее, эти люди резали диорит, как масло. Они умудрялись создавать из него канопы - сосуды, куда помещались внутренности умерших, четыре канопы по образу и подобию четырех сыновей Гора. Один из таких сосудов мне удалось внимательно изучить в нью-йоркском музее Метрополитен. Тогда было с абсолютной точностью установлено с помощью специальных приборов, фотографий, рентгеновских снимков и т. д., что сосуд сверлили инструментом, твердость сверла которого должна была быть на 14 пунктов выше алмаза. Проведя 17 опытов, мы не заметили никаких повреждений на инструменте, резавшем диорит, а ведь если бы это был алмаз, то от нагревания при трении в точке сверления произошла бы деформация. Что ж, это одна из многих технических загадок, которые хранит Египет и которые проявляются также и в его ювелирном искусстве - в использовании камня, металлов, разноцветного стекла.

Для древнеегипетского мастера-ювелира было очень важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие внутри было такого же цвета, как и снаружи. Для нас это не имеет никакого значения: если нам нужна чаша или ваза синего цвета, нам достаточно, чтобы она была синей снаружи. Наше западное мышление не может сегодня понять, почему симпатичные кресла в этом зале, обшитые зеленой тканью, должны быть зелеными и внутри, там, где никто не увидит. Но древние египтяне мыслили по-другому. В работах высокого качества, тех, которые освящались в храмах (ведь в те времена, как и сейчас, были великие мастера и простые ремесленники, создававшие изделия для широкой публики), мы видим, что цвет материала внутри такой же, как и снаружи.

Мы также можем отметить высокую практичность ювелирных изделий древних египтян. Некоторые драгоценности, которыми украшали мертвых, имеют менее прочную оправу, чем те, что носят живые люди. Почему? Видимо, потому что мертвые не двигаются, украшения не портятся. Из тех же практических соображений эти изделия не подвешивали, а лишь клали сверху. Несколько дней назад, пытаясь классифицировать одно изделие, по форме напоминавшее скарабея, я столкнулся с проблемой, поскольку отверстие в нем не было сквозным. Дело в том, что если мы встречаем скарабея, пластину или любой предмет, в котором отверстие не сквозное, то это наверняка копия. И ты никогда не узнаешь точно, что в Египте было копией, потому что возможности копирования столь велики, что западные археологи теряются. Иногда даже продавцы копий и оригиналов путаются и выкладывают все на один прилавок. Единственное, что не удается скопировать в большинстве случаев, так это сквозное отверстие, которое образует двойной конус в центре изделия. С другой же стороны, на некоторых погребальных изделиях не предусмотрено сквозное отверстие, потому что их всего лишь клали сверху на умершего. Например, скарабей-сердце, которого помещали на место сердца умершего, не имел такого отверстия, он просто делался с двумя расправленными крыльями, символизирующими воскрешение, полет.

Часто говорят о проклятии фараонов, о целом ряде загадочных явлений. Эта тема всегда меня интересовала, не только с точки зрения истории и археологии, но и с точки зрения того, что мы можем назвать эзотерической частью древних религий, частью самой глубокой и самой таинственной. Ни одна из египетских легенд не говорит ни о каком проклятии. Это абсолютно точно. Конечно, есть предостережения: то, что вы делаете, может вызвать определенные последствия, - но ни о каких проклятиях речи не шло. Вся древнеегипетская цивилизация, все направление развития египетской культуры было крайне доброжелательным, было наполнено любовью, молитвой, верой в Бога. И это проявлялось во всем. У всех, от загадочного человека, жившего до времени пирамид, которого мы не можем себе представить, до современного человека, который учится в университете или где-то работает, всегда была и есть доброжелательность, была и есть вера в Бога; египтянам свойственно отсутствие злобы и недоброжелательства. Я говорю об этом, чтобы развеять многочисленные легенды о проклятиях Египта. Некоторые мои коллеги, испанские, французские ученые, у которых есть то или иное египетское изделие, иногда говорят: "Пожалуйста, уберите это отсюда, оно явно несет в себе проклятье, ведь с тех пор, как оно у меня, со мной произошло то-то и то-то". Но это не совсем так, это обыкновенное человеческое самовнушение. Если вы представите себе или внушите себе мысль о том, что эта пепельница, например, или любой другой предмет смертельно опасен или проклят, если мы все одновременно об этом подумаем и внушим себе, что этот предмет несет в себе проклятье, вероятно, кто-то до него дотронется и сразу умрет. Но вовсе не потому, что этот предмет проклят, а потому, что мы создали ментальную форму, всеобщее убеждение, и если мы его разделяем, когда дотрагиваемся до этого предмета, мы находимся в такой степени возбуждения, что в какой-то миг у нас может произойти остановка сердца. Итак, давайте представим, что никакого проклятия нет, а существует лишь удивительный мир, полный красок, полный магии.

Мы могли бы еще долго говорить на эту тему, например о связи дней и металлов со звездами, но это было бы слишком долго, и мне кажется, вы предпочли бы посмотреть слайды.

Заканчивая нашу беседу, я хотел бы выразить благодарность за возможность поговорить сегодня об этом мире, столь древнем и столь прекрасном, о том, что я люблю и чему посвятил свою жизнь, - об изучении искусства, о философии. Обо всем, что позволяет нам, людям, любить друг друга, а разным народам - понимать друг друга. Что помогает связывать разные исторические эпохи между собой, чтобы человек никогда не чувствовал себя одиноким.

Лекция прочитана 15 ноября 1978 г. в Египетском институте исламских исследований (Мадрид).

Древний Египет всегда волновал ума людей, интерес к этой цивилизации не утихает и в наши дни, до сих пор среди учёных ведутся споры - например никто точно не знает: в какое время был создан знаменитый Сфинкс, по какой причине у него нет носа, также нет возможности исследовать камеры под "отцом ужаса" - египетские власти запрещают исследования, берегут своё наследие.

Мастерство ювелиров Древнего Египта восхищало людей во всё времена, а после открытия гробницы Тутанхамона мир захлестнула мода на всё египетское. Давайте же посмотрим на украшения древних египтян, ставших образцами для подражания.

Ускх или усех.

Ускх - это воротник-ожерелье, обычно его делали в виде незамкнутого круга, используя различные материалы: золото, бусины, драгоценные камни и даже фаянс.

Корона с Уреем .

Урей - это змея Буто или Уаджит. Уаджит была особо почитаема в Древнем Египте и считалась покровительницей Нижнего Египта и фараонов-правителей. Именно поэтому короны фараонов были украшены её изображениями.

Браслеты в Древнем Египте носили на руках и ногах. Они не только указывали на богатство своего владельца, но и показывали его статус и особые привилегии в обществе.

В Древнем Египте были свои богатые золотые месторождения, войны, которые вели фараоны с другими государствами, также приносили добычу в виде драгоценных трофеев, поэтому золото чаще всего использовалось при создании украшений. Египтяне любили яркие, насыщенные цвета, поэтому не обходили своим вниманием гранаты, янтарь, бирюзу, лазурит, сердолик и многие другие камни. Бедняки довольствовались бусинами и цветным стеклом.

Древние Египтяне, сумели создать яркие, легко узнаваемые украшения. Египетский стиль не выходит из моды по сей день, вдохновляя ювелиров современности. Смотреть на эти украшения можно бесконечно, не правда ли? Сейчас у меня очень мало свободного времени, но тем не менее, я понемногу собираю информацию про египетский стиль в украшениях начала 20-го века. Надеюсь, скоро закончу.

Подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!

Комментировать на моём канале могут только подписчики - так на мой канал не попадает спам, и я успеваю пресечь нападки на своих постоянных читателей - это ответ на вопрос, почему ограничены комментарии.

Ювелирное дело Египта

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй, скарабей, Кефер. С Древнего царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать. Отметим лишь, что богатство Египта не противоречиво и в нем нет несоответствий. Через тысячелетия (сколько точно, мы не знаем - официально три, четыре или пять тысяч лет) Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела.

Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. В "Книге Мертвых" (она никогда так не называлась, просто этим текстам дали такое название, поскольку нашли их рядом с мумиями) говорится: "Сердце мое - мать моя, сердце мое - отец мой". Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея.

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Об этой точке любят писать на Западе в популярных книгах, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На древнеегипетских изображениях нас порой изумляет образ какого-нибудь воинственного человека, например Рамсеса II, внушающего страх, с мечом, на коне, но в то же время со множеством драгоценностей. Сегодня мы считаем все это женскими атрибутами и, видя мужчину с украшением на шее, сразу же называем его хиппи. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око - считается, что оно помогает хорошо видеть.

В этом смысле Египет весьма примечателен: в районе Элефантины и Асуана на многих лодках есть дополнительные весла - на случай если нельзя будет плыть на парусах или для того, чтобы причалить к берегу, и на этих веслах синей краской написан иероглиф, обозначающий воду. Существовала традиция - она и сегодня живет в народе, - позволявшая соприкоснуться с определенной психической силой и понять ее.

Ювелирное дело Египта

Мы говорили, что ювелирные изделия носили на лодыжках и на других частях тела, удивительным образом совпадающих со священными местами, которые в индийской традиции называются чакрами; это некие круги, колеса, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют нашей психической или духовной жизнью. Итак, у древних египтян был богатый выбор драгоценных предметов, посвященных магической стороне жизни. Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти. Amen-Ti означает "земля Амона, или Амена". Ti - это магический квадрат, Amen - это бог Амен (Амон), который иногда соединяется с богомв Амон-Ра (изображаясь в виде солнечного диска с крыльями); этот союз мог быть представлен различными божествами и религиозными формами, одновременно он являлся и защитником мумий.

Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум - самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Подобно тому, как китайцы делали свои главные символы из нефрита (например, символом Вселенной у них было большое нефритовое колесо с отверстием посередине), египтяне часто использовали ляпис-лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.

Для древнеегипетского мастера-ювелира было очень важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие внутри было такого же цвета, как и снаружи. Для нас это не имеет никакого значения: если нам нужна чаша или ваза синего цвета, нам достаточно, чтобы она была синей снаружи. Наше западное мышление не может сегодня понять, почему симпатичные кресла в этом зале, обшитые зеленой тканью, должны быть зелеными и внутри, там, где никто не увидит. Но древние египтяне мыслили по-другому. В работах высокого качества, тех, которые освящались в храмах (ведь в те времена, как и сейчас, были великие мастера и простые ремесленники, создававшие изделия для широкой публики), мы видим, что цвет материала внутри такой же, как и снаружи.

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Торжественный головной убор фараона состоял из двойной короны с коршуном и змеей-уреем и двумя перьями по бокам. Обычно фараон носил немес — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, закрепленный на лбу золотой полоской с коброй-уреем и спускающийся на плечи двумя фалдами. Жена фараона носила золотой головной убор с эмалевым изображением коршуна, крылья которого спускались по обе стороны лица, или золотую диадему. Сложные прически и парики украшались живыми цветами лотоса. Чем больше на египтянине было ткани и украшений, тем он был знатнее, причем льняная ткань была настолько тонкой, что даже через пять слоев просвечивало тело. При этом она была очень качественной и прочной. Рабыни ходили практически голыми, за исключением узкого пояса на бедрах. Драгоценные пояса носили как мужчины, так и женщины. На поясе царевны Меререт, дочери Сенусерта III, среди аметистовых бусин находятся изображения голов пантер из золота; пантера считалась защитницей людей.

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Не случайно украшения носили именно на груди или на лбу. Такие места у египтян ощущались как священные; украшение, носимое на груди, защищало сердце; египтяне всегда закрывали лоб символами могущества и власти. Все эти и другие точки на теле человека известны и как чакры – в индийской традиции некие круги, считающиеся особыми нематериальными, эфирными органами человека, которые управляют психической или духовной жизнью человека. Сочетания золота, серебра и некоторых камней считались магическими. Например, золото и лазурит олицетворяли защиту солнца и неба, т.к. лазурит считался камнем небесного происхождения.

Ювелирное дело Египта

Уджат из гробницы Тутанхамона

Ножной браслет Тутанхомона, Каирский музей.

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Связь драгоценностей с природными силами имела логический смысл. Люди действительно верили в то, что украшения были способны защитить их от невзгод и неудач.

К примеру, этрусские кольца, которые носили правители Тарквинии, были сделаны не из золота или драгоценных камней. Материалом колец была бронза. Поэтому, их кольца не были предназначены для декоративных целей.

Ювелирное дело Египта

Материал украшений

Помимо защиты от злых духов, мертвых и декоративных функций египетских, украшения также имели связь со звездами.

Ювелирные украшения египтян известны нам своим богатством и роскошью. Поэтому, очевидно, что использовали только дорогостоящие металлы:

Что такое электрум? Это соединение золота, серебра и других металлов.

Серебро считалось самым дорогим, так как оно было связано с таинственными силами и магией.

Из истории мы знаем, что древнеегипетский народ знал цементирующие составы. Именно с помощью этих составов египтяне соединяли металлы и различные элементы.

Существовало поверье, что есть места на Земле, где камни заряжаются энергией.

Ювелирное дело Египта

Форма изделий

Ювелирные украшения, пришедшие из Египта, по форме напоминали божеств, вера в которых у древних людей была безукоризненной. Как мы уже говорили, более известными были изображения скарабея и Кефера.

Различные формы и назначение украшений настолько разнообразно, что их сложно классифицировать.

Священные места египетских украшений

Религиозная сила изделий ювелирного искусства сохранялась многие тысячелетия. Существовали такие традиции, согласно которым изделия нужно было носить в определенные моменты и на определенных частях тела.

Священным местом была грудь. То, что египтяне носили на груди (ожерелья, талисманы), защищало сердце. Так как сердце для них было важнее головного мозга, считалось источником жизни.

Иное священное место - середина лба. Распространенным ювелирным украшением Древнего Египта на лоб был третий глаз. Эта точка являлась очень важной для египтян. Вот почему они закрывали её символом могущества и воли.

Также к такому роду символов относилась змея Буто.

Запястья, плечи, лодыжки - это все священные места для ношения украшений в Древнем Египте. На запястья и плечи чаще всего вешали металлические браслеты, декорированные Оком Гора. Было поверье, что Око помогает лучше видеть.

Ювелирное дело Египта

Символика жука-скарабея

Возле сердца принято было носить символ сердца либо образы, связанные с возрождением (скарабей). Также скарабей - символ движения вперед. У жука крыльев не видно, они находятся внутри. Видны только надкрылья. Поэтому, считалось, что он не умеет летать.

Но это не так. Древние люди считали, что каждый человек в своем сердце способен создать такие крылья.

Ювелирное дело Египта

Защита от мертвых

Гробница Тутанхомона

Египтяне верили, что ювелирные украшения защищают так же от мертвых. В силу этого они создали особый вид изделий для погребения.

На мумию надевали специальные медальоны, которые должны были защищать во время путешествия в загробном мире.

Разнообразие средств защиты от мертвых - прерогатива египетского народа.

В гробнице Тутанхоиона можно увидеть различную погребальную утварь, начиная с его личных драгоценностей, заканчивая золотым саркофагом.

Известно, что мумия находилась в 7 саркофагах. На каждой крышке всех саркофагов находится изображение фараона с улыбкой на лице. Открывая крышки по очереди, можно заметить, что до появления маски с пекторалью улыбка становится более выразительной.

История египетских украшений полна любви, веры и таинственности. Хорошо, что сегодня мы имеем такую возможность посмотреть эти удивительные изделия, насладиться их магией и тонкой работой древних ювелиров.

Ювелирное дело Египта

Необычайно почитались могущественные ювелирные изделия, ношение которых строго регламентировалось: существовали украшения, которые можно было надевать только в установленные кем-то свыше дни и часы или же носить только на определенном месте тела.

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Одним из сильнейших древнеегипетских оберегов являлся священный жук скарабей, драгоценную копию которого носили не только на сердце, но и вообще старались держать к себе как можно ближе.

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Один из самых известных древнеегипетских символов жизни — Анх — по своей форме напоминает классический крест, хотя создан был за тысячи лет до появления христианства.

Исключительно для фараона древнеегипетскими ювелирами изготавливался символ божественной царской власти — картуш (шем), представлявший собой круглую или прямоугольную пластину, в которой было отображено имя властителя.

Ювелирные украшения, помимо защиты живых от несчастий и бед, имели и другое предназначение: золотые украшения, будучи надетые на умершего, служили надежным пропуском в потусторонний мир, где властвует великий бог солнца — Амон-Ра.

Свои украшения древнеегипетские ювелиры изготавливали, в основном, из золота, серебра, сердолика, стекла, горного хрусталя, специального сплава золота, серебра и иных металлов — электрума, напоминающего одновременно серебро и платину, а также одного из обладающих магическим свойством камней — ляпис-лазури. Надо заметить, что серебро, связанное в древнеегипетских мифах с магией Исиды, оценивалось ювелирами намного дороже, чем другие, более драгоценные, с современной точки зрения, металлы.

Ювелирное дело Египта

Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (земля Амона).

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть.

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Ювелирное дело Египта

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов



История Древнего Египта покрыта тайной и мистикой. До сих пор их достижения и культура поражает ученых современного мира. Больше всего удивляют необычные украшения, которые удавалось найти на многочисленных раскопках и в гробницах. Древнеегипетское ювелирное искусство привлекает своей яркостью, массивностью и роскошью. В них древние мастера закладывали не только красоту, но и символы, которые защищали от несчастий и болезней, продлевали жизнь.

Какие украшения были популярны в Древнем Египте


В те времена ювелирные украшения пользовались большой популярностью у египетского народа. В этом случае возраст, пол и даже социальное положение не имели никакого значения. Особенно их много было у представителей высшей власти – фараонов. Эти изделия носили не ради красоты. В них был заложен сакральный смысл, а также защита от духов, которые могли причинить вред человеку, притягивая болезни и горести в их жизнь.

Шейное ожерелье ускх / Фото:etsy.com


Большой популярностью в те времена пользовались шейные ожерелья. Их носили, как для мужчин, так и женщины. Это украшение изготовляли только из золота, для усиления эффекта помещали камни. Как правило, это были подвески разной формы или пластины. Типичным представителем шейного ожерелья был ускх. По форме напоминало солнце и носилось, как своеобразный воротник. Фараоны часто носили увесистые ускхи или награждали ими отличившихся подданных.

Браслет царицы Аххотеп. / Фото: pinimg.com


Браслеты были не менее популярны, чем ожерелья. Традиционно их носили на запястьях и ногах, также надевали на предплечья. Око Гора на браслете считалось оберегом, защищая хозяина от нападок злых духов и неприятностей в жизни. Женщины могли одевать ножные браслеты с бубенцами, которые издавали звук при ходьбе.
Интересно, что именно в Древнем Египте были придуманы обручальные кольца. Плели их в виде круга, идентичного Луне и Солнцу. Изготовляли из осоки, растущей на берегу Нила и обменивались между собой, надев на безымянный палец. Представляющие власть мужчины носили кольца-печатки с символами.
Пектораль, который надевали на шею, но закрывало плечи и грудь, имело особое значение. Это защитник сердца. Египтяне верили, что там находится душа. Поэтому его особо нужно оберегать.

Золотая диадема их гробницы фараона Тутанхамона. / Фото:sfcitizen.com

Также были популярны гребни и всевозможные украшения для волос, золотые пояса, богато украшенные камнями. Серьги, которые часто были объемными и тяжелыми. Это даже подвергало деформации мочку уха, но не считалось уродством. У фараонов было принято носить диадему-урей с изящной змеей посередине. Особое значение имели ювелирные украшения, которые вкладывались в гробницу при погребении. Например, медальон или кольцо с жуком-скарабеем, как символа воскрешения в последующих жизнях.

Что использовали мастера Древнего Египта при изготовлении украшений


Практически все древнеегипетские ювелирные изделия изготовлялись из золота. Это был основной материал, а благодаря нескольким большим месторождениям на территории государства, запасов было много. Однако этот материал не так ценился, как например, железо или серебро. Уникальные изделия получали из электрума, которые напоминали платину. Это был особое сочетание сплава золота и серебра. Его секрет остался навсегда утерянным.

Сплав электрум пользовался большой популярностью у ювелиров. / Фото:memotest.ru


В украшениях часто использовали всевозможные камни: гранат и аметист, сердолик и лазурит, бирюзу, опал игорный хрусталь.
Из них изготовляли драгоценности для фараонов и высших подданных. А бедные люди делали себе украшения из бисера и цветного стекла.

Техника и материал украшений Древнего Египта. / Фото:weaponhistory.com

Все ювелирные украшения в Древнем Египте были с богатой палитрой цветов и разнообразием используемых материалов. Такой эффект достигался с помощью ювелирных техник эмаль и смальта. Цветное непрозрачное стекло, древние мастера использовали для мозаичного изображения в виде кубиков или пластин.
Популярны были и специальные пасты разных оттенков, которыми покрывали материалы украшений. Синие, зеленые и белые цвета считают основными в ювелирных изделиях египтян.

Символы на украшениях Древнего Египта и их значимость


Большая часть украшений носила религиозный символизм. Хотя были изделия, которые использовали просто как оригинальные и дорогие украшения, или удобную печать для высокопоставленных служителей.

Изображение уджата. / Фото: ethnomir.ru

На древнеегипетских ювелирных изделиях часто изображались божественные образы, иероглифы, животные или магические символы. Все эти символы были не только поклонением высшим божествам, но и как защита от мира злых духов.
Свое высокое положение египтяне могли подчеркнуть тем материалом, из которого было сделано украшение. Например, наличие драгоценных камней, золота. Каждый камень имел свое значение. Например, гранат – власть, а бирюза – радость.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: О чём рассказали учёным портреты фаюмских мумий: Тайны древнеегипетских картин с богатой историей
На украшения часто наносили символы, которые обладали сильной защитой и носились, как амулеты. Например, крест с кольцом наверху – это анкх, как символ вечной жизни. А продолговатый глаз – это уджат как символ защита.
Цветок лотоса или его элементы тоже присутствовали в украшениях, как символ возрождения. Также имело значение и сочетание цветов в изделии. Это могло усилить или ослабить защиту от неудач и болезней. Синий оттенок больше носили фараоны или их близкое окружение. А зеленый символизировал жизнь.

Роскошные украшения Древнего Египта. / Фото: blogspot.com

Могли ли древнеегипетские украшения иметь внеземное происхождение


Древний Египет высокоразвитая цивилизация, которая до сих пор является предметов споров ученых мира. Этот факт подтверждает масса доказательств во всех направлениях их существования. Это строительство и загадочное расположение пирамид, изображение инопланетной расы на монетах, настенных рисунках и папирусах. Даже некоторые украшения тех времен подтолкнули к предположению, что они имеют внеземное происхождение.

Металлические бусы внеземного египетского происхождения. / Фото: cosmos.mirtesen.ru


Речь идет о таинственных металлических бусах, которые были найдены археологами на месте древнеегипетского поселения Аль-Гирза. Оказалось, что это изделие сделано из метеорита. Металлические бусы имели в своем составе до 30% чистого никеля. Такое можно обнаружить только в метеоритах, но не на Земле. К тому же подтвердилась особая структура с редким кристаллическим рисунком. Такое возможно лишь при остывании космического тела.
Проведя ряд исследований, ученые установили, что их возраст около 5 тыс. лет, отнеся к раннему периоду египетской культуры. Группа британских ученых, смогла опубликовать свои исследования для всеобщего ознакомления в журнале Meteoritics and Planetary Science.
Древнеегипетские украшения окутаны красотой и магическими свойствами. В современном мире в последнее время египетский стиль стал приобретать большую популярность. Правда, мастера уже не делают массивные и слишком дорогие изделия. Часто используются элементы египетского стиля. Их можно носить как обереги, использовать для фотосессии, повседневной носки или праздничных мероприятий. Такие украшения носит Кейт Миддлтон , и другие известные люди мира.

Читайте также: