Этьен морис фальконе сообщение кратко

Обновлено: 17.05.2024

Французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Автор монумента великого Петра I в Санкт-Петербурге.

Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 года в городе Париж, Франция. Мальчик являлся сыном простого столяра. Семья происходила из провинции Савойя. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом получил, в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика. Учителем и близким другом Этьена выступал Жан-Луи Лемуан, скульптор и портретист самого короля. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже.

Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, городе, который являлся для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Он ни разу не был Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. С произведениями античных мастеров познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.

В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Святого Роха. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет, почти до самого отъезда скульптора в Россию. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 года работать на Севрской мануфактуре. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Сотрудничая с Франсуа Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые блестяще использовал.

По совету Дидро российская императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска сделан еще в Париже. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отливка конной статуи окончена в 1775 году. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе. Через три года Этьен, недовольный русским двором и считая себя вознагражденным ниже своих заслуг, уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента.

Но Фальконе не суждено присутствовать при этом долгожданном событии. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. После открытия памятника, на которое скульптора даже не пригласили, Екатерина послала ему две медали: золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался.

Таковым стало последнее событие в жизни Фальконе, связанное с памятником Петру. Вскоре, с мастером случился апоплексический удар, приведший к параличу.

Этьенн Морис Фальконе скончался 24 января 1791 года в Париже.


Французский скульптор Этьен Морис Фальконе в истории искусства занимает особое место. В первую очередь он известен как автор памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге – монумента, равных которому нет в мировой скульптуре. Фальконе был не только выдающимся художником, но и писателем-теоретиком. Этот человек обладал многогранным ярким дарованием и являлся мастером огромного диапазона. Творчество Этьена Мориса Фальконе протекало в атмосфере предреволюционных настроений и споров о новых путях развития искусства. О жизненном пути скульптора и его главных работах расскажем в статье.

Биография

Этьен Морис Фальконе появился на свет в Париже 1.12.1716. Его семья происходила из французской провинции Савойя, мать была дочерью сапожника, а отец - подмастерьем столяра. Как и у других детей из третьего сословия, у Этьена было нищее детство, с ранних лет приходилось зарабатывать себе на хлеб. Ничего удивительного, что в восемнадцать лет он едва умел писать и читать. Да и этому научился самостоятельно. Родители считали, что мастеровому парню требуется не так уж много знаний: главное, чтобы владел ремеслом, был честен и не забывал ходить в церковь по воскресеньям.

Впервые обращаться со скульптурным материалом Фальконе научился в мастерской своего дяди, который был мраморщиком. Будущий скульптор уже тогда имел ловкие руки и хорошо рисовал. Неизвестно, как бы дальше сложилась биография Этьена Фальконе, если бы однажды он не набрался смелости показать свои рисунки Жану-Луи Лемуану – известному в то время придворному скульптору-портретисту. Юноша взял первое попавшееся изображение и отправился в ателье.

Под крылом Лемуана

Позже в своих мемуарах Фальконе описывал первую встречу с Жаном-Луи. Когда он постучал в дверь, на пороге появился невысокий старик в рабочем халате, весь в гипсе и глине. Этьен, не говоря ни слова, протянул ему свой рисунок. Старик несколько минут рассматривал изображение, а затем спросил, есть ли у парня другие работы и давно ли он этим занимается.

портрет фальконе

В тот же день Этьен Фальконе был принят в ателье Лемуана помощником. У него имелись чудовищные пробелы в образовании, но была огромная любознательность и прекрасная память. Эти качества наряду с привычкой к самостоятельным суждениям и философскому осмыслению всего происходящего посодействовали тому, что впоследствии Фальконе превратился в одного из наиболее оригинальных мастеров искусства.

Однако тогда до этого еще было далеко. Жан-Луи учил юношу по старинке, давал как можно больше упражнений. Неделями и месяцами Этьен Фальконе копировал старинные гравюры, срисовывал древнеримские орнаменты, штудировал натуры, имитировал античные бюсты, головы и торсы. Вместе с Лемуаном молодой скульптор участвовал в украшении Версальского парка, и там впервые увидел произведения Пьера Пюже, выдающегося французского ваятеля.

Жан-Луи Лемуан до самой своей смерти оставался близким другом и учителем Фальконе, а тот, в свою очередь, навсегда сохранил к наставнику чувства уважения и благодарности.

Парижская академия

В этой скульптуре Этьен Морис Фальконе отразил театральность и динамику, свойственную пластике барокко, но в то же время показал классицистическую ясность формы. Члены Академии и общественность восприняли работу холодно, но тем не менее его приняли в учебное заведение.

скульптор этьен фальконе

Работа на Севрской мануфактуре

С 1753 г. и на протяжении десяти последующих лет Этьен Морис принимал участие в реконструкции и украшении церкви Святого Роха. Одновременно с этим в 1757 г. он начал работать на Севрской фарфоровой мануфактуре в должности директора модельерной мастерской. Там скульптор познакомился с французским живописцем, декоратором и гравером Франсуа Буше. Сначала Фальконе делал модели по его рисункам, а затем стал работать самостоятельно. Именно в этот период он сумел выявить особенные художественные свойства французского фарфора и впоследствии их блестяще использовал.

Покровительницей мануфактуры была маркиза де Помпадур и для нее скульптор создал множество статуэток из бисквита, изображающих мифологических персонажей. Эти работы Этьена Мориса Фальконе сразу вошли в моду и вызвали восторг публики.

В 1757 г. маркиза де Помпадур поручила ваятелю исполнить статую бога любви Амура для украшения будуара в ее парижском особняке. Античный миф о Купидоне был особо популярен во французском искусстве восемнадцатого века.

Этьен Фальконе изобразил Амура жизнерадостным шаловливым ребенком, от облика которого веет непосредственностью и искренней радостью. Он непринужденно сидит на облаке и, улыбаясь и как бы предостерегая или грозя, готовится вытащить губительную стрелу из колчана, чтобы пустить ее в намеченную жертву. Хитрый взгляд, мягкий наклон головы, приложенный к губам пальчик и лукавая улыбка - все придает живость композиции.

Грозящий Амур

Прелесть пухлого детского тела и естественную ребячью грацию скульптор передал скромными, но весьма выразительными средствами. Фальконе обработал мрамор так совершенно, что вьющиеся мягкие волосы и шелковистая кожа Амура воспринимаются как будто иллюзорно. С таким же мастерством ваятель изобразил крылья с нежными перышками за спиной ребенка и изогнутые лепестки лежащей у его ног розы.

Кажущаяся легкость и простота, с которой Этьен Морис решил композиционную задачу, говорят о его высоком профессионализме. Силой своего таланта Фальконе сделал из холодного мрамора пластическую форму, наполненную жизненным дыханием.

Текучи и плавны линии фигуры девушки с маленькой грудью и покатыми плечами. Она стоит, опираясь о высокий пень, и, слегка придерживая у бедра легкую ткань, пробует кончиками пальцев ноги воду. За счет небольшого наклона головы красиво подчеркивается гибкая линия шеи купальщицы, а ее лицо сохраняет детскую округлость. Так, казалось бы, обычные черты девушки под резцом мастера становятся поэтически выразительными.

Впоследствии скульптор в своих работах еще не раз возвращался к образам обнаженных женщин и создал множество вариаций изображения женского тела, которые покоряли тонким восприятием природы и поэтичностью.

скульптура зима

Тенденции классицизма

В 1764 г. умерла маркиза де Помпадур, и Фальконе потерял своего основного заказчика и покровителя. В 1765-м Этьену исполнилось 49 лет, а он так и не был удовлетворен своим творчеством. Всю жизнь скульптор мечтал создать монументальное произведение, и вскоре ему это удалось.

Этьен Морис Фальконе воплотил свою мечту не где-нибудь, а в России. По совету философа Дени Дидро, с которым ваятель подружился еще в 1750 г., императрица Екатерина Вторая предложила ему выполнить конный памятник Петру Первому в Петербурге. Первоначальный восковый эскиз скульптор сделал еще в Париже: герой на коне перескакивает через скалу, что символизирует преодоленные препятствия.

Фальконе хотел создать глубокую по замыслу композицию: не только памятник властителю, но и монумент всей Петровской эпохе; не только статую полководцу, но и образ человека, неразрывно связавшего судьбу с историей своего народа.

Работа над памятником Петру I

этьен фальконе

Полтора года мастер самоотверженно трудился над моделью, уточняя детали композиции и скрупулезно рассчитывая соразмерность частей. Посадка, жесты, лицо всадника – все исполнялось с максимальной выразительностью. Фальконе жил лишь этой работой и вложил в нее все свои умения и весь жар своей души. Наконец наступил майский день 1770 г., когда гипсовая модель скульптуры была выставлена на всеобщее обозрение.

Отливка статуи Петра

Президент Академии художеств генерал-поручик Бецкой раскритиковал работу Этьена Фальконе и буквально извел ваятеля своими замечаниями. Причиной вражды послужило то, что Фальконе еще изначально отказался исполнить детально разработанный Бецким проект памятника.

Затем вместе с помощником Емельяном Хайловым ваятель часами не выходил из мастерской. Первая отливка вышла не совсем удачной: в процессе работы пламя было слишком сильным и испепелило верх формы. Голова всадника пострадала, скульптор трижды ее переделывал, но никак не мог создать образ, соответствующий задуманному. Спасла ситуацию Мари Анн Колло: ученица блестяще выполнила то, что по каким-то причинам не получалось у ее учителя.

открытие памятника петру первому

Возвращение во Францию

Великий мастер не дождался установки статуи. Екатерина охладела к Фальконе, отношения с Бецким были испорчены, и далее оставаться в Петербурге он не мог. Этьен собрал чертежи и книги и после двенадцати лет нахождения в России вернулся на Родину. Отныне он больше не создавал скульптур, а всецело посвятил себя написанию трактатов по искусству.

Фальконе на открытие не пригласили, правда, потом императрица отправила ему две медали, отчеканенные в честь такого события. Получив их, скульптор расплакался: он уже тогда понимал, что выполнил дело всей своей жизни.

Через полгода, в мае 1783-го, у Этьена Мориса Фальконе случился апоплексический удар, который привел к параличу. В последующие десять лет ваятель был прикован к постели. Уход за ним осуществляла Мари Анн Колло, которая к тому времени вышла замуж за сына скульптора Пьера Этьена Фальконе. 24.01.1791 в Париже оборвалась жизнь великого мастера.

медный всадник

У Фальконе была удивительная судьба. Приехал в Россию, создал гениальный памятник, уехал и умер. Сейчас во Франции он почти забыт. Зато в нашей стране этого скульптора будут помнить всегда, ведь его руками сотворен символ Российского государства. Всадник на коне. Человек, обуздавший стихию.

Портрет Этьена Фальконе авторства Жан-Батиста Лемуана. Архив

Этьенн Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet) родился 1 декабря 1716 года в Париже (Франция) в семье столяра.

В детстве не получил почти никакого образования и был определен в ученье к резчику по дереву, изготовлял болваны для париков. Самостоятельно занимался лепкой и рисованием и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Жан Батист Лемуан взял его к себе в ученики.

В 1744 году Фальконе был принят в Парижскую академию за представленную на конкурсе группу "Милон Кротонский" (авторский гипс — 1744, Эрмитаж). В 1754 году за исполнение этой группы в мраморе он получил звание академика. Среди других ранних работ скульптора — "Франция, обнимающая бюст Людовика XV" по рисунку Шарля Куапеля (1748, завершена Огюстеном Пажу в 1779 году, Лувр).

В 1753-1766 годах Фальконе принимал участие в украшении капелл Распятия и Святой Девы в парижской церкви Святого Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей XVII века, в настоящее время сохранилась одна — "Моление о чаше", остальные погибли в годы Французской революции (1789-1799).

По заказу фаворитки Людовика XV мадам Жанны де Помпадур в 1750-х годах Фальконе создал статуи "Музыка", "Амур", "Купальщица" (все — Лувр).

В 1757 году Этьенн Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры, находившейся под покровительством маркизы де Помпадур, для которой создал множество сразу вошедших в моду статуэток из "бисквита" (из фарфора без покрытия глазурью) с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Известна его "Психея" (1758, Эрмитаж).

В этот период скульптор создал образы сидящей девочки-подростка с розами у ног ("Флора", 1750-60, Эрмитаж), девушки в античном хитоне с голубем ("Нежная грусть", 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион ("Пигмалион и Галатея", 1763, Лувр).

Шедевром является его статуя "Зима", начатая по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х годов и завершенная в 1771 году (Эрмитаж), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.

По совету Дидро российская императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже; после приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло.

Отливка конной статуи была окончена в 1775 году. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе. В 1778 году Фальконе, недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента.

Работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Юрий Фельтен по расчетам Фальконе. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Благодаря поэту Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть "Медный всадник".

В 1767 году Фальконе был удостоен звания "почетный вольный общник" Петербургской Академии художеств.

В 1778 году скульптор уехал в Голландию, а в 1781 году вернулся во Францию.

В 1783 году он стал адъюнкт-ректором Французской академии художеств.

Фальконе был известен и как писатель, издавший в 1761 году в Париже "Размышления о скульптуре". В 1785 году в Лозанне вышли его сочинения в пяти томах.

В последние годы жизни скульптора разбил паралич.

24 января 1791 года Этьенн Морис Фальконе скончался в Париже.

Многие из его произведений экспонировались на выставке произведений искусства XVIII века, устроенной в галерее Жоржа Пти в Париже в 1883-1884 годах из разных частных коллекций. Среди них — "Падение Польши", "Прославление Екатерины II", "Дюбарри, танцующая перед Людовиком ХV", "Венера и Амур", "Три Грации", "Исправление" и "Вознаграждение" и другие.

1 декабря 1716 (Париж) — 24 января 1791 (Париж)

Скульптор, график, художник декоративно-прикладного искусства

Родился в семье столяра. Первоначальные художественные навыки получил в мастерской своего дяди — мраморщика Н. Гильома. В 1734–1745 был учеником придворного скульптора Людовика XV Ж.-Б. Лемуана и помощником в его мастерской.

В 1757 назначен на должность художественного руководителя и директора модельерной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры, где занимался созданием моделей мелкой пластики из бисквита (неглазурованного фарфора) по рисункам Ф. Буше и собственным рисункам. Работал как мастер декоративной скульптуры для интерьеров.

В 1765 по рекомендации Д. Дидро получил предложение от Екатерины II создать памятник Петру I. В августе 1766 заключил соответствующий контракт и осенью того же года вместе с ученицей М.-А. Колло и тремя помощниками приехал в Петербург. В декабре 1766 избран почетным вольным общником ИАХ. В 1768 работал над памятником Екатерине II (не осуществлен). Возглавлял скульптурную часть Императорского фарфорового завода в Петербурге.

В 1768–1770 выполнил модель памятника Петру Великому в натуральную величину, в 1775–1777 памятник был отлит в бронзе.

В 1782 под наблюдением Ф. Г. Гордеева памятник был торжественно открыт на Сенатской площади, однако автор из-за разногласий с Екатериной II к тому моменту уже покинул Петербург.

С 1778 Фальконе жил в Гааге, где занимался преимущественно литературным трудом. В 1780 переехал в Париж, возобновил работу на Севрской мануфактуре. При его участии изготовлен туалетный прибор, подаренный в 1783 Марией-Антуанеттой великой княгине Марии Федоровне. В 1783 был назначен адьюнкт-ректором Королевской Академии живописи и скульптуры. В том же году из-за тяжелой болезни (паралича) вынужден был оставить службу, в последние годы жизни не работал.

Похоронен в церкви Св. Роха в Париже.

Фальконе — выдающийся европейский художник середины — второй половины XVIII столетия. В раннем творчестве следовал рокайльной традиции с присущей ей камерностью, кругом галантных тем, демонстративным легкомыслием и изяществом. С 1760-х в его произведениях органично сочетались рокайльные и классицистические тенденции. Этому в немалой степени способствовал материал, в котором работал скульптор: бисквит с матовой зернистой поверхностью ассоциировался с античными мраморами и давал возможность тонкой и детальной моделировки формы. К монументальной скульптуре обращался редко, при этом создал выдающееся произведение классицизма — памятник Петру I в Петербурге, хотя и в нем не сумел полностью преодолеть камерность привычной фарфоровой пластики.

Встречаются поздние отливки с форм мастера, выполненные в середине ХХ века.

Произведения Фальконе находятся во многих музейных собраниях России и Европы, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, парижском Лувре и других.

Читайте также: