Искусство декорации в современном театре сообщение

Обновлено: 17.06.2024

ТЕАТРА́ЛЬНО-ДЕКОРАЦИО́ ННОЕ ИС ­ КУ́ СС­ТВО (сце­но­гра­фия), ху­дож. оформ­ле­ние спек­так­ля, соз­да­ние его це­ло­ст­но­го зри­тель­но­го об­раза по­сред­ст­вом де­ко­ра­ций, кос­тю­мов, ос­ве­ще­ния, гри­ма, бу­та­фо­рии и ре­к­ви­зи­та, по­ста­но­воч­ной тех­ни­ки. Сце­но­гра­фич. об­раз мо­жет быть опи­са­тель­но-по­ве­ст­во­ва­тель­ным или ино­ска­за­тель­но-сим­во­ли­че­ским; он да­ёт ха­рак­те­ри­сти­ку мес­та и вре­ме­ни дей­ст­вия, эпо­хи и пер­со­на­жей, сти­ля и жан­ра те­ат­раль­но­го про­из­ве­де­ния; за­ви­сит от ре­жис­сёр­ской кон­цеп­ции спек­так­ля, сти­ля эпо­хи и ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ху­дож­ни­ка.



Автор статьи: Анна Бабина

Зачем нужны декорации?




Читать статьи на похожие темы:

  • Призрак Распутина в питерских интерьерах
  • Винтажные предметы в современном интерьере
  • 10 вещей, которые разрушают уют
  • Немыслимый микс в особняке позапрошлого столетия
  • Как вписать в интерьер 33 горшка с цветами
  • Вдохновимся уютным домом в винтажном стиле?
  • Как подобрать абажур для светильника, чтобы он гармонично вписался в интерьер

Виды декораций


Традиционно декорации принято делить на жесткие и мягкие, но в последнее время театры активно используют третий, наиболее современный вид декораций — проекции. Жесткими декорациями называются объемные предметы (колонны, мебель, лестницы), которые, в свою очередь, делят на бутафорские (не предназначенные для прямого воздействия актеров) и обыгрываемые (те, которые используются во время действия).


Небольшие театры, у которых нет своих мастерских для создания декораций, а также средств для создания реквизита на заказ в мебельных и специальных реквизитных мастерских, вынуждены приобретать необходимые предметы в обычных магазинах и на блошиных рынках.



Говорят, что барахолка на Удельной в Санкт-Петербурге стала настоящим кладезем ценного реквизита не только для небольших театров, но и для киностудий.



В современном театре декорации все чаще достаточно условны. На темном фоне или проекции актеры взаимодействуют с несколькими предметами мебели или реквизита, которые схематично обозначают нужную обстановку. Считается, что все остальное должно дорисовывать воображение зрителя (разумеется, не без помощи актерской игры).


Но все же нельзя забывать, что театр — всегда праздник для зрителей, и декорации играют не последнюю роль в создании волшебной сказочной атмосферы представления.

Произведения искусства


Иногда мастерство театральных художников достигает такого уровня, что декорация создает полную иллюзию погружения в атмосферу места действия. Например, декорации к балетам и операм Мариинского театра в Санкт-Петербурге воспринимаются как отдельное произведение искусства и известны по всему миру.



Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш

Наверняка каждый знает, что такое декорации, но мало кто может себе представить, как бы выглядели театральные выступления без них. А ведь данный элемент является обязательным для создания нужного эффекта и важной частью любого спектакля.


В театральных постановках мы ценим не только игру актёров, но и оформление сцены. Что такое декорации

Объяснить дошкольнику, что такое декорация, можно так: "Это всё, что находится на сцене (не считая актёров) и показывает место, где происходит действие спектакля".

Каждый спектакль требует длительной подготовки.

Декорации в театре могут быть разными, например:

  • небольшими фрагментами, которые создают нужную атмосферу;
  • масштабными композициями, дарящими ощущение реальности происходящего на сцене;
  • световыми эффектами, создаваемыми с помощью прожекторов и подобного оборудования.


В любом случае понять, что такое декорации, не сложно. Продуманные композиции могут состоять из разных деталей и элементов, что в целом дарит возможность создать ту картину, которая нужна для полноценного восприятия действа, передаваемого актерами.

Зачем украшать сцену

Зная, что такое декорации, можно понять, насколько они необходимы в любом представлении. Без определенного реквизита картина будет неполной. Да и актерам легче передать эмоции, когда на сцене создана необходимая атмосфера. Конечно, профессионально выступающие актеры и без дополнительных композиций на сцене могут передать нужные эмоции зрителям. Но декорации в театре помогут:

  • в полной мере погрузить зрителя в сюжет;
  • дать возможность актерам целиком и полностью передать суть постановки;
  • создать настроение представлению и открыть горизонты творчества для тех, кто занимается оформлением сцены для выступлений.


Узнав, что такое декорации, вы, быть может, при визитах в театр будет обращать на них больше внимания. А также поймете, насколько важно декорирование сцены. Ведь всем нам хочется, чтобы актеры максимально раскрыли свои таланты и воодушевили тех, кто пришел лицезреть их выступление.

А вот специалисты по изготовлению декораций называются декораторами.

История появления театральных декораций

Использование при представлениях разного рода масок и соответствующих поводу костюмов началось еще с давних времен. Позже, для театра стали применяться декорации, основной задачей которых было максимально имитировать то место, где в ходе пьесы развиваются основные события. Таким образом, данный ход был направлен на то, чтобы усилить впечатление от всего происходящего на сцене. Этот феномен берет свое начало еще со времен начала и развития театра в Древней Греции.


Со временем театральные декорации, как и театр в целом, пережили много периодов трансформаций. К примеру, в античные времена, все абсолютно декорации, где происходили действия представлений, были показаны зрителю с самого начала. Период Возрождения оставил свой отпечаток на технике использования декорации для сцены. На тот момент огромную популярность приобретало использование декораций в виде холста, на котором были изображены или же площадь, или же улица. На фоне этого холста и проходило все действие пьесы.

Культура каждой страны и времени существенно отличались друг от друга. Переносясь от Европы в Азию, хочется отметить что там, к декорированию сцены относились немного по-другому.


Желание нагромоздить много разных вещей и пейзажей на сцене было не свойственно многим азиатским народам. Для того чтобы обозначить место, где происходит действие, его просто и скромно обозначали малым количеством предметов.

Театральные декорации: виды и особенности создания

Театрально-декорационное искусство, иначе называемое сценографией, является одним из специфических видов изобразительного творчества. Его главное назначение – визуализация той среды, в которой происходят события в спектакле, и внешнего вида действующих лиц. Для этой цели создаются театральные декорации и костюмы героев. Не менее важны и такие оформительские элементы, как правильное освещение и реквизит. Все эти средства объединяются в единое целое, передавая характер действия и замысел всего спектакля. Можно сказать, что создание театральных декораций имеет такую же древнюю историю, как и сам театр.

Художественное оформление очень быстро стало постоянным атрибутом театральных представлений, и сейчас мы практически не можем представить себе спектакль на пустой сцене.

Декорация должна создать образ того места и времени, к которым относится действие в спектакле. Композиция театральных декораций, их цветовое решение и другие характеристики зависят от многих факторов. Помимо содержания к ним относятся:

- скорость смены места действия;

- особенности восприятия предметов на сцене с точки зрителей;

- возможности и особенности освещения и многое другое.

Прежде чем пространство сцены будет оформлено, необходимо создать эскизы театральных декораций. Именно на этом этапе прорабатываются все детали будущих декораций с целью достижения наибольшей выразительности и целостности. Что касается мастеров сценографии, их эскизы рассматриваются не только как база для оформления сцены, но и как самостоятельное художественное произведение, отличающееся авторским стилем и своеобразием.

Театральная декорация состоит из множества частей. Это и обрамляющие элементы, и занавес, и объекты, находящиеся на сцене, а также кулисы, фон и т.д. Театральные декорации создаются несколькими способами, в частности с помощью изображений и объёмных деталей. В русском реализме живописные элементы являются преобладающими. Очень важно, чтобы плоскостные элементы и объёмные объекты вместе создавали целостную и живую картину места действия. Помимо основных, традиционных способов изображения среды, появляются новые и современные. Среди них – проекции, ширмы, драпировки и многое другое. Впрочем, современные способы оформления сцены не вытеснили живопись, которая так или иначе присутствует практически в любых декорациях. Разнообразие форм создания реальности лишь позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля.

Не менее важны и костюмы, благодаря которым создаются образы действующих лиц. Возможности костюма очень широки: он может рассказать о социальной принадлежности героя, его национальности, профессии и некоторых чертах характера. По стилевому и цветовому оформлению костюмы должны перекликаться с театральными декорациями. В балетных постановках они подчиняются также практической задаче, должны быть удобными и подходящими для танцевальных движений.

Основные виды театральных декораций

Выделяют два вида декораций для театральных постановок: жесткие и мягкие.

Жесткие декорации также делятся на огромное количество разновидностей. В первую очередь, они бывают объёмными, полуобъёмными и плоскими. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном.


Театральные декорации этого типа изготавливают в основном из древесины хвойных пород. Этот материал отличается широкими возможностями в плане обработки для создания тех или иных предметов (окраска, оклейка и т.д.). Также при необходимости используются металлические конструкции.


Например, широко применяются стальные и дюралюминиевые трубы. Они позволяют создавать контуры сложных рисунков (как плоскостные, так и объёмные), лестницы и декорационные станки. В этом случае использование металла является практически единственной возможностью создания декорации. Помимо прочего, металлические объекты отличаются меньшим весом.

Мягкие декорации делят на живописные, аппликационные, драпированные и гладкие.


Разнообразие используемых материалов очень широко: применяют практически все виды тканей. Театральные декорации делают из холста, бархата и тюля. Активно применяются также синтетические и нетканые материалы.

Основные приёмы и правила, согласно которым создаются театральные декорации, были разработаны ещё на заре этого искусства. В наши дни до сих пор основой большинства жёстких декораций является декорационная рама, придуманная более века назад. С её помощью создаётся огромное количество оформительских элементов, в частности стены и потолки. Мало изменились также и принципы пошивки задников и кулис.

Способов создания театральных декораций существует множество. Поиск всё новых приёмов оформления сцены не прекращается и по сей день. Хотя все нововведения базируются на тех принципах и схемах, которые были разработаны и введены в практику многолетней историей театра.

Какие бывают театральные декорации в зависимости от содержания

Повествовательные

Такие театральные декорации подразумевают создание художником реального пространства для действий героев. Благодаря ему сцена становятся тем местом, где живут и действуют персонажи спектакля.


Метафорические

Этот вид декораций не включает конкретных предметов мебели или окружающего героев пространства, однако помогает передать дух и характер постановки. К этой цели стремится специалист, создавая пластические метафоры. Существуют разные способы создания метафорических декораций и возможности для их взаимодействия с персонажами.


Живописные


Под этим названием подразумевается не визуальная характеристика театральных декораций, а то, что основным способом их создания выступает именно живопись. В большинстве своём это будут плоскостные декорации, на которые художник наносит разные изображения. Во-первых, это может быть попытка изобразить реальное пространство (пейзаж или интерьер) без использования трёхмерных элементов. Во-вторых, это может быть какой-то условный фон, так или иначе подходящий под смысл и идею спектакля. Изобразительное искусство может помочь минимальными средствами, но при этом максимально точно передать дух происходящего на сцене с помощью фоновых изображений. Конструктивистские


Некоторым современным спектаклям очень подойдут театральные декорации конструктивистского типа. Они не изображают пространство действия в традиционном понимании, а лишь предоставляют для актёров некую конструкцию. Например, это могут быть несколько площадок разной высоты, между которыми персонажи будут перемещаться с помощью лестниц. Архитектурно-пространственные


В таких декорациях важнейшим элементом является пространство сцены. Конструкция, устанавливаемая на сцене, относится к нему как к нейтральному фону. При этом действие сосредотачивается на самой конструкции, которая при этом максимально использует глубину сцены. Динамические

Во многом динамические театральные декорации похожи на архитектурно-пространственные, поскольку в обоих случаях основой является движение. Однако выделяют отдельный вид оформления пространства сцены, называемый динамическим, на основании такого критерия как функция движения. В предыдущем виде декораций движение призвано развернуть перед зрителем единую установку, а в данном виде подразумевается, что движение является центральным средством выразительности, на котором основывается весь спектакль.


Световые


Проекционные

Игровые


Этот вид театральных декораций возник очень давно, когда театр как вид искусства переживал стадию становления. Героями того времени были бродячие актёры, которые показывали свои спектакли на разных городских площадках. Естественно, они не могли создать полноценное и цельное оформление сцены. Основой декораций были предметы, являющиеся частью сюжетного действия. Актёры сами приносили их на сцену, меняли, импровизировали с предметами и т.д. Внерамповые

Это своеобразный подвид игровой декорации, предназначенный для внерамповых спектаклей. Подразумевается, что сценическое пространство находится в зрительном зале. В чистом виде эта форма декораций применяется не часто.

Различные виды сценического оформления пересекаются между собой и взаимодействуют, каждый раз создавая нечто оригинальное, поэтому первичные свойства различных средств бывает трудно проанализировать. Однако стоит выделять различные формы театральных декораций, чтобы показать разнообразие приёмов оформления сцены.

Каким требованиям должны соответствовать современные театральные декорации

Среди основных характеристик, которыми должны обладать качественные театральные декорации, выделяют:


Декораторская деятельность уходит своими корнями в глубокую древность, когда высший класс в виде служителей культов и правителей имел острую потребность производить неповторимое впечатление на делегации из других государств и поражать воображение простого народа путем окружения себя величественным интерьером из уникальных материалов. С зарождением театрального искусства декорации начали активно использоваться и на сценических представлениях, как например, в Древней Греции. Известно имя самого старейшего декоратора, который жил приблизительно в 460 – 420 гг. до н.э. – Агафарх. Дж. Сервандони, Ватто и Буше, Деготти, Сисери, Шинкель, К. Гропиус, Деплешен – все эти люди и многие другие, жившие в разные времена и в самых разных уголках Земли, были известными декораторами, посвятившими этому делу свои жизни.

Невозможно представить себе современный театр абсолютно без декораций, подобно тому, как невозможно было бы представить пламя костра без исходящего от него согревающего тепла или нашу планету без живущих на ней организмов. И это даже несмотря на тот факт, что зритель в первую очередь смотрит именно на актеров или героев, которых они играют, на их правдоподобную или не очень игру, на успешность постановки.

В мире существует великое многообразие стилей оформления, со скрупулезной точностью подходящих к тематике той или иной пьесы – рококо, модерн, барокко, классицизм, ампир, в общем, любое направление, которое было задействовано в либретто спектакля.

Как правило, разработкой и созданием декораций занимаются театральные художники-декораторы, от английского слова “decorate”, что означает “украшать”. Сами декорации бывают настолько разнообразными, что перечислить их не представляется возможным – от аскетического минимализма до богатой помпезности. Если в спектакле рассказывается о временах средневековья или ренессанса, то и декорации к ним, соответственно, будут под стать, тяжелая мебель, каменные стены, суровый антураж или наоборот, легкое и игривое изящество. Интересно, что современные декорации несут на себе печать истинного минимализма, когда основной упор ложится на актерскую игру и грим, в то время, как декорации старинных мастеров подразумевают роскошество и богатство.


Известны случаи, когда декораторы не ограничиваются сугубо сценой, перенося свое творчество и на другие элементы театра. Так, Марк Шагал, который с 1920-го года являлся главным художником государственного еврейского камерного театра, использовал для своих работ зал на 90 мест и фойе, которые полностью декорировал – расписал потолок, сделал занавес, и семь панно на холстах в определенной последовательности разместил на стенах. Таким образом, ему удалось еще задолго до начала спектакля погрузить зрителя в атмосферу самобытности.

В Московском Новом драматическом театре замечательные декорации, а также костюмы, флаеры, листовки и многое другое создается благодаря кропотливому труду главного художника театра и автора большинства спектаклей Маргариты Викторовны Демьяновой.

Посмотрите еще.

Купить билеты на спектакли Нового театра можно на сайте театра, перейдя по ссылке.

Читайте также: