Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов предложений с косвенной речью сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок – диалог

Прогнозируемые результаты:

Метапредметные

Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Регулятивные:

Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания.

Коммуникативные:

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, уметь правильно преобразовывать прямую речь в косвенную и косвенную в прямую.

Время: 45 минут

Методическое обеспечение:

Оборудование:

Компьютерная техника с доступом к Интернету.

Мультимедийные средства обучения.

Педагогический инструментарий

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

Учебно – методическое обеспечение

деятельность педагога

деятельность детей

1. Цен-ностно – эмоцио-нальный

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и приёмы работы:

беседа, фронтальный опрос,

работа с текстом,

Учитель держит в руках книгу, не показывая детям, что это за книга. Читает предложение:

Задаёт вопросы : - Из какого произведения эта цитата? Кто его автор?

- Что и как полагается писать в жалобной книге?

- Какие нормы нарушены в этом предложении? Как называется такая ошибка?

Актуализирует знания учащихся о причастных оборотах и об ошибках, встречающихся при употреблении причастных оборотов.

Подводит учеников к формулировке темы урока.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Обдумывают ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Находят грамматическую ошибку в предложении и исправляют её.

Перестраивают предложения с деепричастным оборотом и причастным оборотом в предложения с косвенной речью.

Формулируют тему урока.

Выбирают действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий.

Создают устные монологические высказывания и оценивают их по установленным критериям.

Т. М. Воителевой и др.

3. Упражнение 87.

4. Критерии оценивания устного монологического высказывания на итоговом собеседовании по русскому языку.

2. Цен-ностно – познава-

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

Методы и приёмы работы:

работа с текстом,

работа с рубрикой,

работа с электронными ресурсами,

- Учитель организует работу с упражнениями учебника.

- Обратимся к упражнению повышенной сложности 88. Первые два предложения проанализируем все вместе.

-Далее продолжайте работу в парах.

- Допишите предложения в соответствии с нормами литературного языка в упражнении 91. Объясните свой выбор в каждом случае.

Корректирует выполнение заданий.

- Опираясь на прочитанный материал рубрики, сформулируйте правила построения предложений с косвенной речью.

Выполняют упражнение учебника.

Работают в парах.

Воспринимают учебный материал.

Отвечают на вопросы.

Работают в группах.

Объясняют грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

Читают тексты упражнения и рубрики и оценивают выразительность чтения.

Формулируют правила построения предложений с косвенной речью.

Используют приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме.

Создают устные монологические высказывания и оценивают их по установленным критериям.

Умеют выразительно читать и оценивать выразительность

3. Упражнения 88, 90, 91, 93.

4. Критерии оценивания устного монологического высказывания и выразительного чтения на итоговом собеседовании по русскому языку.

ностно – рефлексив-ный

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и приёмы работы:

работа с текстом,

Устанавливает осознанность восприятия учениками учебного материала.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Даёт задание учащимся:

- Кратко (в форме телеграммы) напишите самое важное, что вы поняли на уроке и что хотите пожелать герою рассказа А.П. Чехова И. Ярмонкину.

Подводит учащихся к обобщению полученных на уроке знаний.

Задаёт домашнее задание:

Выполняют задания и упражнение учебника.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Правильно используют в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, правильно преобразовывают прямую речь в косвенную и косвенную в прямую.

Т. М. Воителевой и др.

3. Упражнение 94.

Рабочая программа к учебному пособию Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой,

Урок 16. Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов

и предложений с косвенной речью.

Тип урока : урок – диалог.

Цели . Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, строить монологическое высказывание в устной форме; аргументировать свою точку зрения; анализировать и оценивать чужую и собственную речь с точки зрения норм современного русского литературного языка, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного русского литературного языка.

Предметные: правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, уметь правильно преобразовывать прямую речь в косвенную и косвенную в прямую.

Опорные понятия, термины: причастный оборот, деепричастный оборот, прямая речь, косвенная речь, слова автора, грамматическая ошибка, грамматическая норма.

Критерии оценивания устного монологического высказывания (см. критерии устного монологического высказывания на итоговом собеседовании по русскому языку).

Домашнее задание: упр. 89

Этап 1. Ценностно – эмоциональный

Учитель держит в руках книгу, не показывая детям, что это за книга. Читает предложение:

- Вспомните, из какого произведения эта цитата? Кто его автор?

- Что и как полагается писать в жалобной книге?

(Только то, что имеет отношение к предмету жалобы; официально, аргументированно, корректно, грамотно).

(Станционная жалобная книга полна нелепых, смешных, безграмотных надписей).

- Какие нормы нарушены в этом предложении? Как называется такая ошибка?

(Ученики отвечают, что нарушены грамматические нормы, ошибка называется грамматической). Термины знают с предыдущего урока .

- Исправьте грамматическую ошибку в этом предложении. (Исправляют).

Учитель говорит о том, что этот пример из рассказа А.П. Чехова можно назвать хрестоматийным примером ошибки в употреблении деепричастного оборота.

- Перестройте предложение так, чтобы в нем была косвенная речь.

(И. Ярмонкин написал, что, когда он подъезжал к станции, у него слетела шляпа).

- В употреблении каких ещё оборотов часто встречаются грамматические ошибки?

- Прочитайте предложения в левой колонке в упр. 87 и охарактеризуйте их правку в правой колонке.

(Ученики объясняют, какая норма нарушена в употреблении причастных оборотов.)

Причастный оборот разорван определяемым словом.

Причастие не согласовано в роде, числе и падеже с определяемым словом.

Причастный оборот употребляется после слова, не являющегося определяемым для него.

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Этап 2. Ценностно – познавательный.

- Обратимся к упражнению 88. Это задание повышенной сложности. Первые два предложения проанализируем все вместе, заменим придаточные определительные предложения причастными оборотами.

(Записывают получившиеся предложения).

- Далее, ребята, выполняя это упражнение, работайте в парах,

(Ученики работают в парах. Первая пара – 3-ое предложение, вторая – 4-ое предложение и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению 90. (Выполняется устно). Объясните, какая норма в употреблении деепричастных оборотов нарушена.

(Ученики объясняют, какая норма нарушена в употреблении деепричастных оборотов.)

Деепричастный оборот и сказуемое обозначают действия разных лиц.

Употребление деепричастного оборота в безличном предложении.

- Допишите предложения в соответствии с нормами литературного языка в упражнении 91. Объясните свой выбор в каждом случае.

(Ученики выполняют задание в группе, объясняют свой выбор, участвуют в обсуждении. Отметки за ответы выставляются по критериям устного монологического высказывания на итоговом собеседовании).

(Упражнение можно выполнить выборочно).

- Опираясь на прочитанный материал, сформулируйте правила построения предложений с косвенной речью.

Этап 3. Ценностно – рефлексивный.

- Кратко (в форме телеграммы) напишите самое важное, что вы поняли на уроке и что хотите пожелать герою рассказа А.П. Чехова И. Ярмонкину.

- Подведем итоги нашей работы. Выполним упражнение 94.

- Какой вывод мы с вами можем сделать в конце урока?

(Нужно быть внимательными к слову, правильно строить предложения, не допускать грамматических ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью).

1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота:

Предъявленное обвинение Волковой по ч. 1 ст. 158 УК РФ нашло подтверждение.

2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово:

Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, и пострадавшей при этом, отправлены в больницу (приведшую, пострадавшие).

Деепричастие обозначает добавочное действие, которое должно относится к тому же деятелю, что и основное:

Как произошла драка, я не видела. Сидя под коровой, ко мне вбежала Вера. (В данном случае у нас 2 деятеля.)

Деепричастный оборот не может относиться:

1) к безличным конструкциям, т.к. они не предполагают деятеля:

Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их. (Приняв необходимые меры, следователь смог задержать преступников.)

2) к конструкциям, в которых сказуемое выражено глаголом страдательного залога или кратким страдательным причастием (пассивная форма выражения):

Якубайлов неоднократно задерживался работниками милиции, появляясь в общественных местах в нетрезвом состоянии. (Якубайлов неоднократно задерживался … за появление …)

3) к неопределенно-личным конструкциям, т.к. подлежащее мыслится неопределенно, а добавочное действие выполняется конкретным лицом, следовательно не соотносится с подлежащим:

Выходя из такси, потерпевшему не дали сдачи. (Когда потерпевший выходил из такси, ему не дали сдачи.)

2.Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.

3. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

4.Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

5.Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

6.Мне подарили книгу Л.Н.Толстого, опубликованного ещё при жизни писателя.

Практическую работу выслать по окончании урока.

Дополнительный материал

Грамматические нормы употребления причастий и причастных оборотов

При использовании причастий в речи порой возникают трудности, связанные с образованием их форм, а также с употреблением причастий и причастных оборотов в предложениях.

При образовании форм причастий и употреблении их в речи нужно иметь в виду следующее:

Причастие согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже: в (каком?) темнеющем небе, над (какими?) плывущими облаками. Неправильно: Мистер Фокс торопился на встречу с другом, назначенным на полдень. Правильно: Мистер Фокс торопился на встречу с другом, назначеннуюна полдень. (на встречу (какую?) назначенную)
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, оканчивающейся на гласный, с помощью суффикса -ВШ-, а от основы на согласный — с помощью -Ш-: купи-ть — купивший, нес-ти — нёсший Неправильно: замёрзнуть → замёрзнувший, поникнуть → поникнувший. Правильно: замёрзнуть → замёрз (пр.вр.) → замёрзший, поникнуть → поник (пр.вр.) → поникший. Внимание! Данные причастия образованы от основы прошедшего времени, оканчивающейся на согласный, при помощи суффикса -Ш-: вытер — вытерший, ушиб — ушибший.
Не нужно путать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени -НН- (-Н-), -ЕНН- (-ЕН-) и -Т-: собранный, заклеенный, допитый. Неправильно: вещи не убраты, расколонная тарелка, угнатая машина. Правильно: убра-ть → убраны, расколо-ть → расколотая, угна-ть → угнанная
При образовании причастий от возвратных глаголов постфикс -СЯ остаётся: колеблющиеся тени. Неправильно: чередующая гласная. Правильно: чередоваться → чередующаяся
Не образуются формы страдательных причастий настоящего времени (с суффиксами -ИМ-, -ЕМ-, -ОМ-) от некоторых глаголов: беречь, бить, вязать, гладить, готовить, держать, жалеть, знать, иметь, лечить, печь, писать, портить, резать, ставить, тянуть, учить, чистить, шептать и др. Неправильно: гладимый, жалеемый. Нет вариантов от данных и некоторых других глаголов.
Не образуются формы страдательных причастий прошедшего времени от некоторых глаголов: вернуть, достать, заставить, затмить, миновать, напомнить, облететь, подождать, пожелать, полюбить, приветствовать, пробежать, разглядеть, толкнуть и др. Неправильно: вернутый, достатый. Нет вариантов от данных и некоторых других глаголов.
При образовании причастия необходимо учитывать вид и переходность глагола: сбросить → сбросивший (действительное причастие прошедшего времени), сброшенный (страдательное причастие прошедшего времени). От глагола совершенного вида невозможно образователь причастия настоящего времени. Неправильно: смастерящий, происходимый. От глагола совершенного вида смастерить невозможно образовать причастие настоящего времени. От непереходного глагола происходить невозможно образовать страдательное причастие.
Не нужно путать действительные (признак того, кто производит действие) и страдательные (признак того, кто (что) подвергается действию) причастия: учёный, исследующий объект — объект, исследуемый учёным Неправильно: место, отметившее путешественником на карте; музыкант, сыгранный соло на фортепиано. Правильно: место, отмеченное путешественником на карте (место не производит действие самостоятельно, поэтому нужно употребить страдательное причастие); музыкант, сыгравший соло на фортепиано (музыкант производит действие самостоятельно, поэтому нужно употребить действительное причастие).
Страдательное значение может быть выражено не только страдательными причастиями, но и действительными, образованными от возвратных глаголов с суффиксом (постфиксом) -СЯ. Использование возвратных причастий оправдано в том случае, если соответствующего страдательного причастия нет или оно малоупотребительно: писанный мной текст не сохранился — писавшийся мной текст не сохранился Неправильно: одевающийся мамой ребёнок; приготовившийся поваром обед. Правильно: возможно образование страдательных причастий одеваемый, приготовленный.

При построении предложений с причастными оборотами нужно учитывать следующее:

Нежелательно нарушать место расположения причастного оборота по отношению к определяемому слову, разделяя их другими членами предложения. Неправильно: Дети побежали купаться, приехавшие на дачу. Правильно: Дети, приехавшие на дачу, побежали купаться. Приехавшие на дачу дети побежали купаться.
Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям. Неправильно: Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух. Поскольку речь идет о прошлом, нужно использовать причастие прошедшего времени. Правильно: Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух.
Нельзя включать определяемое слово в состав причастного оборота. Неправильно: Шелестящие листья на ветру падают на землю. Определяемое слово листья стоит внутри причастного оборота шелестящие на ветру. Правильно: Листья, (какие?) шелестящие на ветру, падают на землю. Шелестящие на ветру (какие?) листья падают на землю.


В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.


Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

    Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

Примеры предложений с причастным оборотом: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).

Что сделав? Как? и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.

Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение, ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин, Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).

Обратите внимание! При образовании причастного оборота главным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

    Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

Примеры: Дворник, сметавший листья все утро, ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн, висела над диваном.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Примеры: Перешедшие в другую группу, они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга, мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

которые читают вместе с этой






Примеры: Испугавшись грохота, котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся.

Читайте также: