Сообщение о работе художника над картиной утро в сосновом лесу

Обновлено: 25.06.2024

С огромной точностью и умением мастер передает повадки и настроение маленьких медвежат, резвящихся около матери на изломе старой упавшей сосны в лесной гуще.

Изначально картина была написана Иваном Ивановичем, медведей же дописал в картину Константин Савицкий, не менее именитый живописец. Однако, так получилось, что коллекционер Павел Третьяков стер одну подпись на полотне, после этого автором шедевра в некоторых источниках остался лишь Шишкин.

На картине изображены три резвящихся медвежонка и мать медведица, наблюдающая и охраняющая своих отпрысков. Фон полотна — глубоки дремучий лес, в рассветной туманной дымке, через которую уже пробивается солнышко.

Старые могучие стволы деревьев, развесистые большие ветви – лапы, поваленные временем гиганты. С одной стороны — угрюмый дремучий лес, а с другой — сказочный и таинственный с веселыми маленькими жителями.

В картине чувствуется огромная любовь автора в природе, ко всему живому, к лесу и его обитателям. По началу, с эскизов Шишкина Константин Аполлонович написал двоих резвящихся медвежат, но картина показалась мастеру не законченной и он дописал третьего забияку и маму – медведицу.

Семейство косолапых гармонично вписалось в полусумеречный сосновый лес. Влажная замшелось глубокой чащи, пение утренних лесных птиц, ароматы хвои и сырой земли. Барахтанье маленьких медвежат с поскуливанием и порыкиванием.

Все это возникает в воображении при просмотре полотна.

Иван Иванович Шишкин знаменитый русский живописец, своими работами прославлял красоту России, из самых разных её уголков. Благодаря ему приобрёл известность родной город Шишкина, Елабуга, а неповторимые пейзажи, запечатлённые на полотнах, до сих пор восхищают публику.

О мастере

Пейзажи, созданные кистью Ивана Ивановича Шишкина, известны во всём мире. Уроженец Елабуги, он использовал приём Дюссельдорфской школы рисования, однако, неповторимый стиль создавался благодаря особому отношению самого живописца.

Каждое из его творений показывает, как глубоко Шишкин ощущал природу, как пропускал через себя каждый оттенок её настроения. Да, ведь природа – главный персонаж его картин. В то же время живописец старательно избегал преувеличений и украшений, показывая реалистичную красоту окружающего мира.

“Поэзия света и тени”, – именно так называют творчество Шишкина некоторые критики, и я не могу не согласиться с ними. Художник специально выбирал места, что не были тронуты рукой человека.

Ему нравилось писать природу, что сохранила свою первозданность и силу. Могущество природы в отражении Шишкина всюду – как в бескрайних просторах родной земли, так и в хрупкой одинокой сосенке, что склонилась под напором ветра.

Однако, несмотря ни на что, Шишкин всегда оставался в первую очередь живописцем. С огромным трепетом, истинной любовью он относился к лесной природе. Лес очаровывал его многообразием оттенков, игрой света и тени, таинственными оттенками и очертаниями.

Основное внимание привлекаем семья медведей, что выбралась из своего убежища у поваленного дерева. Ещё сонные медвежата начинают играть. Очень яркой деталью стал ствол сосны, упавшей посреди бора. Если присмотреться, можно заметить вырванные корни.

Становится ясно, что это дерево упало от старости, и именно так Шишкин хотел показать нелюдимость этого леса. Здесь никогда не бывал человек, а природа живёт и развивается в своём естественном цикле.

Одной из самой сложных технических деталей, на мой взгляд, стал туман, изображённый на фоне света утреннего солнца. Он указывает нам на время суток, однако изобразить это столь реалистично по силам далеко не каждому мастеру.

Тайны и факты о картине

Шишкин и Савицкий часто любили прогуливаться в лесах своей малой родины. Встретив однажды утро в сосновом бору, они решили увековечить его на холсте. В качестве прототипа был выбран лес острова Гордомля на озере Селигер.

Шишкин и пейзажи

Иван Шишкин - известный художник-пейзажист. Его уникальный стиль работы берет свои истоки из Дюссельдорфской школы рисования. Но, в отличие от большинства коллег, художник пропустил основные приемы через себя, что позволило создать уникальный, не присущий никому другому стиль.

Шишкин восторгался природой всю свою жизнь, она его вдохновляла на создание многочисленных шедевров из миллиона красок и оттенков. Художник всегда пытался изобразить флору такой, какой ее видит, без разных преувеличений и украшений.

картина утро в сосновом бору

Он старался выбирать пейзажи, нетронутые рукой человека. Девственные, как леса тайги. Картины Шишкина сочетают в себе реализм вместе с поэтическим взглядом на природу. Иван Иванович видел поэзию в игре света и тени, в могуществе Матушки-Земли, в хрупкости одной елочки, стоящей на ветру.

Многогранность художника

Иван Иванович успевал и рисовать картины, и участвовать в увлекательных археологических раскопках. Некоторое время он жил за границей, и даже стал академиком в Дюссельдорфе.

Шишкин был активным членом общества передвижников, где встречался с другими прославленными российскими художниками. Его считали настоящим авторитетом среди остальных живописцев. Стиль мэтра пытались наследовать, а картины вдохновляли как литераторов, так и живописцев.

После себя он оставил память из многочисленных пейзажей, ставших украшениями музеев и частных коллекций по всему земному шару.

После Шишкина мало кому удавалось так реалистично и так красиво изобразить всю многогранность природы России. Что бы ни случалось в личной жизни художника, он не давал своим бедам отражаться на полотнах.

описание утро в сосновом бору

Предыстория

Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви.

художник утро в сосновом бору

В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

утро в сосновом бору шишкин

Соавторство

История

Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в сосновом бору показалось им настолько прекрасным, что его нельзя было не увековечить на холсте. Для поиска прототипа они поехали на остров Гордомля, что стоит на озере Селигер. Там нашли этот пейзаж и новое вдохновение для картины.

Остров, весь покрытый лесами, хранил в себе остатки девственной природы. На протяжении многих веков он стоял нетронутым. Такое не могло оставить безразличным художников.

история утро в сосновом бору

Претензии

Картина появилась на свет в 1889 году. Хоть изначально Савицкий и ставил в претензию Третьякову то, что он стер его имя, но вскоре передумал и отказался от этого шедевра в пользу Шишкина.

Павел Третьяков обосновал свое решение тем, что стиль картины полностью соответствует тому, что делал Иван Иванович, и даже эскизы медведей первоначально принадлежали именно ему.

Факты и заблуждения

утро в сосновом бору васнецов

Со временем некоторые факты были изменены, и всеобщие заблуждения плотно укоренились в обществе:

Сюжет

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюблённый созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

2.jpg

Контекст

1.jpg

Знакомая же всем обёртка появилась в 1913 году, создал её художник Мануил Андреев. К сюжету Шишкина и Савицкого он добавил обрамление из еловых веток и Вифлеемские звезды — в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Со временем обёртка пережила разные корректировки, но концептуально осталась той же.

Судьба художника

3.jpg

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Читайте также: