Нормы права сообщение по обществознанию

Обновлено: 30.06.2024

Система социальных норм общества. Понятие, признаки права. Моральные, религиозные корпоративные нормы, обычаи и традиции, ритуалы и обряды. Сходства и различия права и морали. Разделение прав человека. Место и время, когда появляются права человека.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 23.02.2016
Размер файла 94,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальные нормы

социальный норма общество право

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок. В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм:

ь моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла;

ь религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала;

ь корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях;

ь обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение;

ь ритуалы и обряды (символические действия);

ь а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п.

Право традиционно определяется как система охраняемых государством общеобязательных норм, установленных законом или иным нормативным актом.

Из данного определения следуют основные признаки права:

ь Социальность (обеспечение общесоциальной функции).

ь Нормативность (право представляет собой систему правил поведения).

ь Обязательность (обеспеченная возможностью принуждения со стороны государства).

ь Формализм (защита права государством от произвольного изменения).

Право носит универсальный характер, то есть охватывает практически все сферы общественной жизни. Единственный вид социальных норм, который может в этом отношении соперничать с правом,- это мораль.

Мораль -- принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль - дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Взаимоотношения между правом и моралью менялись в ходе развития общества. Право возникло из системы обычаев и сначала лишь узаконивало то, что было установлено моралью

Постепенно право распространяло свое влияние на такие сферы общественной жизни, которые ранее регулировались лишь моралью

Сегодня подавляющее большинство общественных отношений регулируются как правом, так и моралью.

Разумеется, между правом и моралью есть много общего. И мораль, и право:

ь представляют собой разновидности социальных норм;

ь формируются в процессе жизнедеятельности человеческого общества;

ь основываются на свободе воли индивида;

ь имеют единые цели и задачи [даются пояснения].

Но есть и различия между моралью и правом. Такие различия можно провести по трем основаниям:

ь по способам установления, формирования и форме выражения (мораль формируется стихийно, через привычки и традицию; право санкционируется специальными учреждениями государства и закрепляется в юридических актах);

ь по методам обеспечения (силой государства или общественного мнения);

ь по характеру и порядку ответственности за их нарушение (юридическая ответственность и моральное осуждение).

Права человека можно разделить на пять групп:

Особая группа - это личные, или гражданские права человека. К ним относятся:

право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища (тайна переписки и телефонных переговоров), свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, свобода вероисповедания), право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

Политические права - свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством (право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, право на участие в отправлении правосудия, право создавать политические партии, иные общественно-политические организации и профсоюзы).

Экономические права - право на труд (право на справедливые и благоприятные условия труда, право на защиту от безработицы), право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

Социальные права - право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

Культурные права - право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

Когда появляются права человека

Соблюдение прав человека обязательно. За этим следят не только государственные органы, но и отдельные уполномоченные лица. Согласно Конституции РФ, гарантом прав и свобод человека является Президент РФ. С 1996 года в России существует должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а с 2009 года - должность Уполномоченного по правам ребенка. А вообще должность омбудсмена появилась в XVIII веке в Швеции: там так называли специального чиновника, который докладывал королю, хорошо ли в его стране живут простые люди.

Таким образом можно сделать вывод, что право - занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.

Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм.

Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Список литературы и ссылки

Подобные документы

Место норм права в нормативном регулировании социальных отношений. Понятие и действие корпоративных норм. Локальные нормативные акты трудового права как разновидность корпоративных норм. Характеристика функции доверия в корпоративном регулировании.

дипломная работа [134,0 K], добавлен 30.12.2012

Место общественного мнения и права в системе социальных институтов общества. Основные элементы его нормативной системы. Способы и границы взаимовлияния общественного мнения и права. Право как регулятор социального поведения и социальных отношений.

контрольная работа [15,4 K], добавлен 18.02.2010

Понятие, сущности и эффективности правотворчества. Виды социологических исследований норм права. Проблема эффективности правовых норм в аспекте их социальной реализации. Значимость социологического обеспечения в процессе проектирования норм права.

контрольная работа [19,1 K], добавлен 20.06.2012

Содержание и смысл социальных отношений во взаимодействии потребностей в ценностях. Правила поведения человека в обществе. Регулирование разнообразных видов общественных отношений посредством социальных норм. Сущность предписаний и технических правил.

реферат [24,0 K], добавлен 14.11.2014

Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки :

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."

Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность . Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность . Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов.

Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма - это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными - без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта . Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях нормативного правового акта. Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность подразумеваться, и наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления - гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления - диспозиция). Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц , по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.

Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки.

Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма . Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения.

По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные .

Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы.

Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие.

По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные .

Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления.

К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы.

Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности.

Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта).

Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования.

Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта.

Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов - объема (гипотеза) и привязки ( указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:

а) личный закон (закон местожительства, гражданства);
б) закон местонахождения вещи;
в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;
г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;
д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.

Регулятивные нормы - это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права.

Правоохранительные нормы - это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы . Это в основном нормы уголовного , административного права.

Выделяют также нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности.

Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса.

По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные ( действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.

Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.

Раздел ЕГЭ: 5.1. Право в системе социальных норм

Правовые нормы — составляющие права, в которых заложены правила поведения всех субъектов права (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации), оказавшихся участниками того вида социальных отношений, по поводу которых государство проявило свою волю, издав данные правила.

ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ

Правовые нормы отличаются от других видов норм следующими особенностями:

  • исходят от государства и официально выражают его волю;
  • исполнение норм права контролируется и защищается государством;
  • издаются в конкретной письменной форме (формальны);
  • регулируют общественную и личную жизнь граждан, очерчивают границы свободы, поведения и выражения их воли;
  • реализуют и закрепляют права и обязанности людей;
  • носят общеобязательный характер для всех людей, проживающих на определённой территории, где они действуют.

СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ НОРМ

Структура нормы права — внутреннее строение нормы, которое раскрывает её основные элементы и способы их взаимосвязи.

Гипотеза ⇒ Обстоятельства, при которых необходимо действие норм права.
Диспозиция ⇒ Непосредственно правовые нормы: правила поведения граждан, их суть, содержание, права и обязанности людей.
Санкция ⇒ Последствия нарушения людьми правовых норм.

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Нормы права охватывают все сферы жизнедеятельности государства и, соответственно, имеют обширную классификацию.

⊕ По субъектам правотворчества:

  • нормы, исходящие от государства;
  • нормы, являющиеся результатом волеизъявления граждан.

⊕ По характеру правил поведения:

  • обязывающие (устанавливают обязанности граждан);
  • управомочивающие (предоставляют определённые права на совершение действий);
  • запрещающие (запрещают совершение определённых действий, которые приводят к нарушению прав других людей).

⊕ По социальному назначению:

  • учредительные (принципы установления норм);
  • регулятивные (правила поведения);
  • охранительные (контроль за соблюдением норм);
  • обеспечительные (гарантии действия правовых норм);
  • дефинитивные (определяют правовые нормы);
  • коллизионные (регулируют конфликтные ситуации);
  • декларативные (объявляют нормы права);
  • оперативные (инструменты для совершения определённых действий).

⊕ По функциональной роли:

  • общие (распространяются на все или большую часть отраслей права);
  • специальные (распространяются на часть институтов права и регулируют наиболее важные вопросы).

⊕ По методу правового регулирования:

  • императивные (не допускают отклонений в исполнении норм);
  • рекомендательные (устанавливают варианты желательных действий);
  • диспозиционные (разрешают индивидам в пределах требований закона самим разрешать возникающие споры);
  • поощрительные (предполагают награду за соблюдение норм).

⊕ По сфере и субъектам действий:

  • общего действия (распространены по всему государству и актуальны для всех его граждан);
  • ограниченного действия (ограничены территорией, временем и другими субъективными факторами);
  • локального действия (характерны только для определённого коллектива, предприятия, учреждения).

Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

В обществе существуют нормы:

  • правовые,
  • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
  • этические нормы – нормы культурного поведения,
  • эстетические нормы – отражают законы красоты,
  • технические, санитарные и многие другие.

2.Что такое право и каковы его признаки?

Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

Признаки права:

  • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
  • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
  • всеобщность и общеобязательность;
  • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
  • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
  • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).

3.Каковы функции права?

Функции права – это направления воздействия права на общество.

Специально-юридические:

  • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
  • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
  • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
  • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
  • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Общесоциальные:

  • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
  • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
  • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
  • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
  • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.

4.В чём сходство и отличие права от морали?

Сходство права и морали:

  • являются сводом правил, норм;
  • главная задача – регулировать общественные отношения.

Отличие права от морали.

  • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
  • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
  • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
  • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
  • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
  • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).

5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

Виды правовых норм в зависимости от назначения:

  • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

  • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
  • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
  • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

Виды правовых норм по форме предписания:

  • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
  • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

6.Какова структура нормы права?

Структура нормы права:

  • диспозиции – само правило поведения;
  • гипотезы – указания на условия применения норм;
  • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

Подсказка: если. то…, иначе…

Пример:

  • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

7.Что такое источники права и каковы они?

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Источники права:

  • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

8.Что такое система права и каковы её элементы?

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права.

  • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

9.Что такое правовая система?

Правовая система охватывает:

  • систему права,
  • источники права,
  • правосознание,
  • юридическую науку в целом,
  • юридическую практику как практику правотворчества.

Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

Виды правовых систем.

Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

  • Основной источник права – нормативный акт.
  • Высшей юридической силой обладает конституция.
  • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
  • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
  • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
  • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

  • Построено на религиозных источниках.
  • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

  • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
  • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
  • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
  • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
  • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки :

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."

Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность . Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

Норма права может обладать, в зависимости от ее содержания, предмета и роли в регулировании общественных отношений, большей или меньшей степенью абстрактности.

Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.

Здесь воплощается основной принцип регулирования - каждому праву должна соответствовать обязанность.

Общеобязательность правовой нормы выражается в том, что она обеспечивается возможностью применения мер государственного воздействия по отношению к лицам, нарушившим ее предписания.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность . Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей.

Для обеспечения четкости и определенности в регулирования общественных отношений и всякая правовая норма по смыслу и по содержанию должна ответить на три вопроса:

1) На какую типичную жизненную ситуацию она рассчитана, каковы существенные признаки этой ситуации;

2) Какие права и обязанности предусмотрены для лиц, которые могу оказаться в данной ситуации;

3) Какие меры государственного воздействия могут быть применены к лицам, вышедшим за пределы прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой.

Без ясного и четкого ответа на эти вопросы невозможно правильно уяснить смысл правовой нормы, правильно ей пользоваться.

В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе").

Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей.

Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон.

Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах, статьях нормативных правовых актов.

Норма права не тождественна статье нормативного правового акта. Норма - это правило, а статья нормативного правового акта лишь форма изложения мысли законодателя. Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными - без длиннот и повторений. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Хотя эти положения и носят нормативный, официальный характер. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи нормативного правового акта . Более того, структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье нормативного правового акта. Выделить структурные элементы правовой нормы можно лишь путем применения всех приемов и способов толкования текста нормативного правового акта или совокупности таких актов, взятых в системе.

Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях нормативного правового акта. Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций). В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность подразумеваться, и наоборот. В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления - гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления - диспозиция). Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Причем, одна и та же норма может быть отнесена к различным вида в зависимости от основания классификации.

Так, по способу воздействия на поведение лиц , по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей.

Читайте также: