Ниневия сообщение 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Дворец представлял собой настоящую крепость. Окованные медью ворота были устроены между двумя белыми башнями с голубыми зубцами. У ворот — два гигант­ских каменных изваяния в виде крылатых быков с человеческими лицами. У быков по пять ног, так что человеку, их огибаю­щему, казалось, будто животные шагают. Стены дворцовых залов покрывали рельефные изображения пиров, сражений, царской охоты.

Вскоре после смерти Ашшурбанапала от Ассирийской державы отделился Вавилон. Дни Ассирии были сочтены: вавилонский царь заключил против неё союз с Мидией, но­вым государством к востоку от Междуречья.

Древнейший город находился на территории современного Ирака. Греки считали, что Ниневию основал Нин - правнук Геракла. Другая версия повествует об основании этого крупнейшего древнего мегаполиса Нимродом, внуком библейского Хама. Этому же Нимроду приписывается строительство Вавилонской башни. Впрочем, вполне возможно, что Нин и Нимрод это вообще одно и то же лицо. Нимрода также обычно усматривают в горделивом собеседнике Ибрахима (Авраама):

260. (258). Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его за то, что Аллах дал ему власть? Вот сказал Ибрахим: "Господь мой - тот, который оживляет и умерщвляет". Сказал он: "Я оживляю и умерщвляю". Сказал Ибрахим: "Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада". И смущен был тот, который не верил: Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных!

Как бы там ни было, Ниневия известна с III-го тысячелетия до н.э. И конечно о ней упоминается в Библии. Куда же без неё:

Но самым замечательным творением в Ниневии были висячие сады Семирамиды. Именно для своей возлюбленной супруги царь Синаххериб построил одно из семи чудес древнего мира. Пока это всего лишь одна из версий. В пользу Синаххериба говорит то, что при раскопках была обнаружена многокилометровая система акведуков и каналов. Другого рационального объяснения гигантскому количеству гидротехнических сооружений, обнаруженных на месте древнего города, пока не нашлось. Доподлинно известно, что в эпоху Синаххериба ассирийцы владели уникальными гидротехническими технологиями по строительству каналов и подаче воды на высоту. Висячие сады имели несколько ярусов в высоту и потребляли много воды.

Но ничто не длится вечно. В 612-м году до н.э., после 2-х летней осады, древняя красота Ниневии пала под ударами союзной армии мидян и вавилонян. Город был безжалостно разграблен и сожжён, а висячие сады Семирамиды и величайшие каналы и акведуки канули в лету.

Территориально Ниневия была расположена очень удачно: она находилась в восточной части реки Тигр. В древние времена он занимал площадь от холма Куюнжик до современного поселения Наби-Юнус. В III тыс. город являлся центром культа богини Хуррита под названием Шавушки. При Ашшурубаллите Ниневия насильно была присоединена к Ассирии, но в 612 г. она была разрушена до основания.

Ближе к парфянской эпохе источники говорят о том, что в городе проживает исключительно греко-парфянское население, говорившее на арамейском языке. От этой эпохи до нас не дошло никаких важных археологических находок кроме нескольких монет и надписей на греческом языке.

Эпоха войн римлян с персами оказывается закатом поселений на территории Ниневии. В VII в. город полностью захватывает арабское войско, и спустя один век могущественная столица Древнего Востока становится центром мусульманского паломничества. Начиная со II столетия, около Ниневии концентрируется христианское население, и в VI веке начинается постройка большой церкви. Этой церковью управляла епархия Ниневии, пропагандируя движение иночества.

В библии с Ниневией было связано несколько удивительных фактов, описанных многими пророками. Самый известный пророк ветхого времени — Иона — в своей книге рассказал человечеству о четырёх невероятных событиях о Ниневии.

Иона пишет о том, что весь город можно обойти всего за три дня. Городов, которые можно обойти за 72 часа, в древности не было. Но нужно обратить внимание на то, что Ниневия состояла из нескольких частей: Великая, Большая и сама Ниневия. Все эти части соединены между собой оросительной системой и одной структурой безопасности — речной. Каждая часть охватывала земли вместе с городами. Например, в Великую Ниневию вошли сама Ниневия, города Нимруд и Дур-Шаррукин. Поэтому ряд исследователей Древнего Востока считают, что слова Ионы — непустой звук. Значение Ионы в самой Ниневии было велико, также его величие и авторитет подтвердили и ряд советских исследователей, и зарубежные историки.

В своей книге Иона писал о том, что он угодил в живот кита и жил там 3 дня. Стоит обратить внимание на то, что Иисус говорил о действительности этого происшествия. Но некоторые богословы не принимают всерьёз данную историю, в то время как её не отвергают учёные-атеисты.

Исследователи доказывают, что эта история имеет место быть, так как бывают такие киты, во чреве которого можно спокойно жить некоторое время. Желудок, в котором побывал Иона, имеет четыре отделения, помещающих в себя сразу несколько человек. Эти киты могут дышать исключительно воздухом, поэтому природа их снабдила специальной камерой, в которой имеется некоторый запас кислорода. Перед тем как проглотить попавший к киту предмет, животное бросает его в кислородную камеру, и, если этот предмет оказывается непосильной ношей, кит подплывает к берегу его выкидывает на сушу. Объём воздушного пространства в кислородном пузыре кита составляет около 20 м3. Проглотить человека таким большим млекопитающим не составляет и труда, так что есть все основания верить этой истории.

Иона в своей книге повествует о том, что жители Ниневии склонились перед Богом. Считается, что это самая неправдоподобная история из всех четырёх. Хотя на сегодняшний день книгу Иона все считают правдивой, раньше её достоверность доказать было сложно. Подняв кое-какие документы, учёные нашли некоторые выдержки-описания происходящего, из которых следует, что жители всё-таки приняли Господа Бога. Из более весомых доказательств историки считают введение реформ, которые привели к монотеизму и как следствие, к снижению греховных поступков.

Сегодня все эти библейские факты из книги Иона подтверждены историей. Сам Иона также был признан исторической наукой. В Ассирии именем Ионы были названы постройки, географические места, а сам пророк упоминаем в народе благодаря легендам местных жителей.

Ниневия — город грехов и крови, остаётся одним из загадочных и старейших. О нём известно не так много, но историки каждый год находят в руинах Ниневии частички её истории. Самая большая ниневийская находка — это библиотека Ашшурбанапала. Конечно, в свете последних событий на сирийской земле ещё труднее найти и сохранить останки истории, но все же учёные стараются сберечь самобытность этого города, для того чтобы следующим поколениям было легче отыскать и положить в копилку знаний крупицы самой загадочной земли Древнего Востока.

Ниневия (Nineveh, аккад. Нинуа, др.-евр. Нинве) — город в северной Месопотамии, находившийся на месте впадения реки Хоср в Тигр, на восточном берегу Тигра напротив современного иракского города Мосул, примерно в 400 км от Багдада.

Городище расположено на двух высоких холмах-теллях — Куюнджике и Неби-Юнусе. До наших дней сохранились фрагменты городской стены, в плане представляющей собой почти правильный прямоугольник шириной 2 км и длиной 5 км.

Главный холм, ныне известный под названием Куюнджик, был заселен начиная с VII тыс. до н. э. Однако наивысшим расцветом Ниневии было период, когда она стала столицей ассирийской империи, вплоть до ее разрушения в 612 г. до н. э. мидийцами и вавилонянами.

История изучения

Первое детальное исследование городища предпринял Клодиус Джеймс Рич, чья карта развалин Ниневии увидела свет в 1820 г. В 1846 г. археологические работы начал британский археолог Остин Генри Лэйард, который за пять лет раскопал значительную часть юго-западного дворца царя Синаххериба.

Layard_Nineveh.jpg

Остин Генри Лэйард на раскопках Ниневии. Рисунок из книги Лейарда.

В 1852 г. Лэйарда, работавшего по поручению Британского музея, сменил Ормуз Рассам, его бывший помощник. Ему удалось обнаружить Северный дворец, принадлежавший царю Ашшурбанапалу, а также библиотеку, названную по имени этого царя.

Талантливый исследователь клинописных источников британец Джордж Смит в 1872 г. опубликовал перевод большей части вавилонской версии повествования о Потопе, выполненный по табличкам, обнаруженным Лэйардом и Рассамом. В надежде найти оставшуюся часть текста он приступил к раскопкам в Ниневии весной 1873 г. и буквально через несколько дней достиг поставленной цели.

Excavations_of_Nineveh.jpg

Раскопки в Ниневии, гравюра XIX в.

В 1904-1905 и в 1927-1932 г. в Ниневии вел раскопки британский археолог Реджинальд Кемпбелл Томпсон. Он тщательно исследовал плохо сохранившиеся остатки храма бога мудрости Набу, покровителя писцов, а также примыкающее к нему святилище Иштар, в котором была обнаружена великолепно выполненная бронзовая голова, интерпретируемая как изображение либо аккадского царя Саргона I, либо Нарам-Суэна. В свой последний сезон раскопок Томпсон провел сквозное зондирование доисторических слоев холма Куюнджик. А его помощник Макс Мэллоуэн по результатам этих работ составил первую достоверную периодизацию месопотамской керамики.

Во второй половине ХХ века раскопки в Ниневии предпринимались иракскими и американскими исследователями.

Расцвет города

О раннем поселении на Куюнджике известно очень мало, хотя, вероятно, оно активно росло и развивалась на фоне общего подъема Месопотамии во время Урукского периода (примерно 4000-3000 г. до н. э.). Есть основания полагать, что поселение следующего периода (около 3000-2500 г. до н. э.), было, как минимум, не меньше предыдущего.

Начиная со времени правления Салманасара I (1273-1244 гг. до н. э.) многие среднеассирийские, а затем новоассирийские правители предпочитали строить в Ниневии свои резиденции на вершине холма Куюнджик. А плоский участок непосредственно к северу от нее был местом расположения обширного нижнего города, существовавшего по крайней мере с начала I тыс. до н. э.

SargonII palace2.JPG

Реконструкция внутреннего интерьера дворца Синаххериба в Ниневии

Assyrian siege-engine attacking the city wall of Lachish, part of the ascending assaulting wave. Detail of a wall relief dating back to the reign of Sennacherib, 700-692 BCE. From Nineveh, Iraq, currently housed in the British Museum

2809.jpg

Осада Лахиша, рельефы из дворца Синаххериба в Ниневии

Во времена Синаххериба город разросся и занимал около 750 га, а его грандиозные двойные стены достигали в длину 12 км. Внушительная внутренняя стена из сырцового кирпича, вероятно, имела высоту не ниже 25 м, а внешняя, чуть ниже, была выполнена из тщательно отесанных блоков песчаника и на всем своем протяжении венчалась каменными зубцами.

Nineveh. Shamash Gate looking east from top of gate mound.

Стены Ниневии, ворота Шамаша (фото: StevanB)

В город вело не менее пятнадцати ворот. Одни из них, Ворота Нергала (Нергал — шумеро-аккадское божество) в северной части стены, были роскошно украшены. Их фланкировали гигантские статуи крылатых быков с человеческими головами. Отсюда к дворцовому холму Куюнджику шла мощеная царская дорога.

38b2a6ee848fb2cf8383ba2341f18433.jpg

Крылатый бык из Ниневии

В северо-западной части нижнего города, неподалеку от Ворот Сина и Ворот Машки располагался оживленный квартал ремесленников и богатый район, в котором найдены внушительных размеров дома с обширными внутренними дворами.

Дворец Ашшурбанапала неподалеку от северной оконечности Куюнджика был в целом скромнее, чем постройки его деда Синаххериба. Однако до нас дошли выдающиеся художественные памятники — украшавшие его рельефы, в том числе изображающие царскую охоту на львов.

Sculpted reliefs depicting Ashurbanipal, the last great Assyrian king, hunting lions, gypsum hall relief from the North Palace of Nineveh (Irak), c. 645-635 BC, British Museum

Охота на львов, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)

Еще один из найденных рельефов, датируемый примерно 645 г. до н. э., изображает царский заповедник, орошаемый с помощью высокого акведука. На рельефе изображены и отдельные инженерные сооружения, такие как дамба и акведук, служившие для создания популярных со времен Синаххериба садов и парков. Сравнительно недавно была высказана гипотеза о том, что знаменитые Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, на самом деле располагались не в Вавилоне, а в ассирийской Ниневии.

nineveh-garden.jpg

Sculpted reliefs depicting Ashurbanipal, the last great Assyrian king, hunting lions, gypsum hall relief from the North Palace of Nineveh (Irak), c. 645-635 BC, British Museum

Царский заповедник с висячими садами, рельеф из дворца Ашшубанипала в Ниневии (фото: Carole Raddato)

Также при раскопках Северного дворца было обнаружено около 24000 клинописных табличек, составлявших так называемую Библиотеку Ашшурбанапала. Это бесценный источник по истории Месопотамии, включающий в себя архивные документы, учебники и тексты религиозного содержания.

Библейские источники

В Библии Ниневия неоднократно упоминается в политическом и религиозном контексте. При этом ее описания носят как легендарный, так и вполне реальный характер.

138.Jonah_Preaches_to_the_Ninevites.jpg

Иона проповедует в Ниневии, гравюра XIX в.

Другие библейские упоминания о Ниневии более историчны. Два из них повествуют о том, что Ниневия была резиденцией Синаххериба (4Цар.19:36; Ис.37:37), а еще в одном месте говорится, что царь был убит именно здесь собственными сыновьями (4Цар. 19:36-37).

Падение города

Вавилонская хроника указывает, что Ниневия пала в середине лета 612 г. до н. э. после трехмесячной осады. Тот же самый источник сообщает, что покоривший город вавилонский царь Набопаласар (625-605 гг. до н. э.) находился вместе с придворными во дворце в Ниневии, после чего вернулся на родину, привезя туда пепел с развалин ассирийской столицы.

Fall_of_nineveh.jpg

"Падение Ниневии", гравюра 1829 г.

Тем не менее, Ниневия впоследствии вновь возродилась, хотя уже никогда не достигала своего прежнего положения. В последние столетия до нашей эры и в первые века нашей эры на ее месте существовал небольшой эллинистический город, а затем, после некоторого перерыва, — парфянское и римское поселения. Эти места оставались заселенными вплоть до исламской эпохи, после чего центр города переместился за реку, где возник средневековый Мосул.

Читайте также: