Неплюевский кадетский корпус сообщение

Обновлено: 03.07.2024

В 1844 и 1845 годах Оренбургское Неплюевское военное училище и Училище Сибирского линейного казачьего войска были переименованы в кадетские корпуса: Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и Сибирский кадетский корпус , и в таком состоянии они просуществовали до середины 60-х годов XIX века.

Содержание материала

  • Оренбургский Неплюевский кадетский корпус
  • Учебный процесс
  • Форма одежды кадетов
  • Распределение выпускников
  • Выводы
  • Все страницы

Корпуса имели целью воспитание, обучение и подготовку офицеров как для регулярных, так и для иррегулярных войск, расположенных в непосредственной близости от корпусов.

Именно в данных военно-учебных заведениях, начиная с момента их образования и до середины 60-х годов XIX века, и обучалась основная масса кадетов из общего числа казачьих выпускников всех кадетских корпусов, и именно эти два военно-учебные заведения в 50-х начале 60-х годов XIX века выпускали в казачьи войска основную часть образованных и квалифицированных казачьих офицеров.

Оренбургский Неплюевский кадетский корпус состоял из двух отделений: европейского (1-й эскадрон) и азиатского (2-й эскадрон).

Европейское отделение готовило образованных офицеров для регулярного и иррегулярного войск отдельного Оренбургского корпуса, а также сведущих в восточных языках гражданских чиновников для службы в Оренбургском крае.

Во втором отделении получали образование преимущественно дети лиц азиатского происхождения.

В строевом отношении корпус разделялся на 2 эскадрона. В числе назначенных по штату 260 вакансий полагалось:

  • 70 — казеннокоштных,
  • 54 — пансионерских,
  • 90 — для детей войскового сословия Оренбургского, Уральского и Башкиро-мещерякского казачьих войск (по 30 человек для каждого войска),
  • 30 — для киргизов малой и внутренней орд,
  • 14 — для детей видных дворян Оренбургского края,
  • 2 — для детей недостаточных офицеров Оренбургских линейных батальонов.

В корпус принимались дети не моложе 9,5 и не старше 12 лет. Казенные вакансии предоставлялись детям офицеров регулярных войск и гражданских чиновников, служащих и служивших в Оренбургском крае.

Из офицеров в составе корпуса по штату полагались:

  • директор из военных генералов,
  • командир дивизиона из штаб-офицеров,
  • два командира эскадронов,
  • 12 эскадронных офицеров, из которых один являлся адъютантом, а второй - казначеем и смотрителем лазаретов.

Из воспитанников назначалось 2 вахмистра и 12 унтер-офицеров. Помимо преподавательского состава (инспекторы классов, наблюдатели за преподаванием) и обслуживающего персонала (фельдшеры, портные, сапожники, лекари, библиотекари, повара, кастелянщики, прачки), в штатный состав входили священник православного вероисповедания и мулла.

Корпус находился в подчинении Его Императорского Величества и причислялся к Московскому военно-учебному округу, ближайшее же управление осуществлял директор корпуса под надзором Оренбургского генерал-губернатора (1).

Из штата хорошо видно, что начальства и работников корпуса вполне хватало для благоприятного существования и развития корпуса, а кураторство лиц, хорошо понимающих местную обстановку, обеспечивало продуктивную его работу по выполнению своего предназначения.

Для приема в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус поступающие должны были уметь читать и писать на русском языке, знать главные христианские молитвы и четыре правила арифметики. Дети киргизов и башкиро-мещеряков принимались без экзаменов.

Учебный процесс

Курс обучения на обоих отделениях составлял четыре класса: приготовительный, нижний, средний и верхний. Курс продолжался 2 года в каждом классе. Занятия и предметы европейского отделения несколько отличались от занятий и предметов азиатского отделения. В приготовительном, нижнем и среднем классах упор больше делался на общеобразовательные предметы, такие как география, история, математика, рисование, зоология, а военные предметы вообще не изучались.

Учебный план по предметам был расписан на весь курс обучения. В приготовительном классе обучение начиналось с элементарных основ, а в верхнем классе изучались уже довольно сложные темы.

Кардинально от младших классов отличался верхний класс, в котором кадеты приступали к изучению военных предметов, таких как топография в поле, артиллерия, полевая фортификация, начало тактики и малая война. Особое место среди всех предметов занимали Закон Божий и русский язык, которым во всех четырех классах было уделено максимум внимания. Их программа изучения была самая большая, на экзамене сдача именно этих предметов предопределяла все.

На азиатском направлении учебный план был схож, но большая направленность делалась на общеобразовательные дисциплины, так как воспитанники этого отделения гораздо слабее были подготовлены в образовательном отношении, чем кадеты европейского отделения.

Изучались также артиллерия, топография, начальная тактика и малая война. Полевая фортификация и черчение были исключены из учебной программы. Закон Магометанский заменял Закон Божий.

Все предметы оценивались по 12-балльной системе. Кроме этих предметов, все кадеты обучались гимнастике, плаванию, танцам и церковному пению, а с верхнего класса еще и фехтованию. Очень важным внеклассным предметом, которому уделялось особое внимание, была верховая езда. Опытные инструкторы, особенно в верхнем классе, ей уделяли максимум внеклассного времени.

Учебный процесс продолжался с августа по июнь. Время с 15 июня по 1 августа назначалось для лагерных занятий, но допускалось увольнение воспитанников в отпуск в награду за успехи в науках и при хорошем поведении.

Летние лагерные занятия

Летним лагерным занятиям придавалось большое значение в корпусе, так как именно там кадеты получали специальные практические навыки и умения, которые им в дальнейшем так были нужны. Да и сама атмосфера в лагере максимально соответствовала реальным полевым условиям.

Полевой лагерь располагался в четырех верстах от города Оренбурга на возвышении недалеко от реки Сакмары, где для кадетов были сооружены бараки. Все это создавало обстановку наиболее приближенную к боевой, для наилучшей адаптации воспитанников к боевым действиям.

После лагерного сбора окончившие курс обучения кадеты сдавали установленный экзамен, по результатам которого переводились в следующий класс, а самые старшие выпускались из корпуса.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание также было поставлено в корпусе на высоком уровне, отвечая требованиям военного ведомства в данном вопросе. Вот как описывает в 1854 году состояние воспитательной работы в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе Член Совета и инспектор военно-учебных заведений генерал-лейтенант барон Розен:

Данный вывод инспектирующего лица еще раз подчеркивает, что в вопросах воспитательной работы кадетские корпуса придерживались определенных, выработанных годами правил, позволяющих воспитывать кадетов с твердыми моральными устоями, и теми чертами характера, которые необходимы казачьему офицеру.

Форма одежды кадетов

Форма одежды кадетов Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса была выполнена по образцу казачьей, исключение составляла лишь шинель, которая была по образцу прочих кадетских корпусов.

Воспитанники, отличающиеся успехами в науках и хорошим поведением, награждались правом ношения петлиц из золотого галуна. Назначаемые старшими в классах и осуществляющие надзор за другими воспитанниками производились в фельдфебели, унтер-офицеры и ефрейторы. Они имели установленные нашивки также из золотого галуна.

Питание

Столовое довольствие воспитанников обоих корпусов было почти одинаковым. Завтрак состоял из 1/4 фунта пшеничного хлеба с водой. За обедом и ужином давали щи из кислой капусты с мясом и кашу из ячневой крупы.

Можно констатировать, что питание кадетов было удовлетворительным, и оно не оказывало какого-либо негативного влияния на качество учебного процесса.

Экзамены

Как уже было отмечено выше, окончившие курс обучения кадеты сдавали установленный экзамен. Система экзаменов в обоих корпусах была такая же, как и во всех военно-учебных заведениях. Воспитанники экзаменовались по жребию и по билетам, составленным согласно учебной программе. Экзамены производились в присутствии директора корпуса, инспектора классов, его помощников, преподавателей и ассистентов.

Во время экзаменов ставились баллы каждому из проэкзаменованных воспитанников по общему решению, а затем выставлялся общий средний балл, из которого определялся разряд по выпуску. По результатам экзамена обучаемые выпускались из корпуса с различными преимуществами, которые постоянно видоизменялись. Само течение времени требовало этих изменений, но основной принцип оставался следующим: выпускники по результатам экзамена делились на 3 разряда.

К 1-му разряду, то есть к лучшим по выпуску, причисляли кадетов, которые получили в поведении, Законе Божьем и русском языке не менее 10 баллов. А также не менее 10 баллов на Азиатском и Европейском отделениях в восточных языках или в военных науках, а в прочих науках не менее 8 баллов.

Ко 2-му разряду причисляли кадетов, которые получили в поведении, Законе Божьем и русском языке не менее 9 баллов. А также ,не менее 9 баллов на Азиатском и Европейском отделениях в восточных языках, или в военных науках, а в прочих науках не менее 7 баллов.

К 3-му разряду, то есть удовлетворительному по выпуску, причисляли кадетов, которые получили в поведении, Законе Божьем и русском языке не менее 8 баллов. Средний балл за все предметы должен быть не менее 7, но не в одном предмете менее 5 баллов.

Те, кто не мог быть причислен ни к одному из разрядов, выпускался на действительную службу урядниками с правом производства в первый офицерский чин по представлению начальства:

  • на европейском отделении: от 6 месяцев до 1 года;
  • на азиатском отделении: от 1 года до 1,5 лет.

Распределение выпускников и назначение жалования

Воспитанники казачьих войск выпускались непременно в те войска, к которым принадлежали по своему происхождению. Для обоих кадетских корпусов распределение на вакансии по войску было примерно одинаковым. Для примера рассмотрим вакансии по выпуску в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Вакансии по выпуску в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе по состоянию на 1850 год

Разряды по нравственности и ведению в науках

Какими преимуществами пользуются

На Европейском отделении

На Азиатском отделении

1-й разряд, то есть лучшие по выпуску

В Оренбургскую конную казачью артиллерию первым сотником, прочие старшими хорунжими.

В Оренбургское и Уральское казачьи войска сотниками

В Оренбургское, Уральское казачьи войска и Башкиро-мещерякское войско первым сотником, а прочие старшими хорунжими

2-й разряд, то есть хорошие по выпуску

В Оренбургскую конную казачью артиллерию хорунжими.

В Оренбургское и Уральское казачьи войска первыми офицерскими чинами со старшинством полутора лет

В Оренбургское, Уральское казачьи войска и Башкиро-мещерякское войско первыми офицерскими чинами со старшинством до одного года

3-й разряд, то есть удовлетворительные по выпуску

В Оренбургское и Уральское казачьи войска первыми офицерскими чинами

В Оренбургское, Уральское казачьи войска и Башкиро-мещерякское войско первыми офицерскими чинами

Из таблицы хорошо видно, что выпуск с наилучшим разрядом очень сильно влиял на дальнейшую службу и карьерный рост выпускника, иной раз меняя всю его жизнь.

Важной особенностью при получении разряда по выпуску в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе бьшо то, что разряды, определяемые количеством баллов в 1-м - Европейском и 2-м — Азиатском эскадронах, были неодинаковы, и существенные преимущества получали воспитанники Азиатского отделения.

Так, директор Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса полковник Шилов в своем рапорте военному губернатору генералу от инфантерии - кавалеру — Обручеву доводит:

Все попытки разрешить эту ситуацию и уравнять требования к разрядам не привели к желаемому результату, хотя различия в баллах были несколько сглажены.

Выпуск офицеров из корпуса в казачьи войска был небольшим. Так, в 1851 году выпуск из Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса составил 3 человека в 19-ю конно-артиллерийскую батарею Оренбургского казачьего войска, 8 человек в Уральское казачье войско, 4 человека в Оренбургское казачье войско, 2 человека в Башкиро-мещеряковское казачье войско. То есть кадетский корпус в сумме дал 17 офицеров-казаков, причем это по меркам корпуса довольно большой выпуск офицеров.

Одним из тех, кто в 1865 году окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, был Александр Петрович Корин, который впоследствии уже в чине войскового старшины проявил себя в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, за что был награжден орденами и медалями.

Интересен такой факт, что все воспитанники 1-го разряда из башкир в Сибирском кадетском корпусе выпускались сотниками, а не только лучший по выпуску, как, например, в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. И это очень волновало командование Оренбургского войска, которое постоянно указывало в своих донесениях Военному министру данную несправедливость по отношению к ним, хотя, казалось, статус у них должен быть выше.

Выпускаемые на службу в казачью конную артиллерию и иррегулярные войска получали из государственного казначейства тройное жалование, наравне с чинами армейскими.

Хорунжий получал тройное жалование — прапорщика, старший хорунжий — подпоручика, сотник — поручика, и это было очень важно, так как официально уравнивало выпускников Оренбургского Неплюевского и Сибирского кадетских корпусов с выпускниками других кадетских корпусов как в вопросах служебных, так и экономических.

Выводы

По функционированию Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса и Сибирского кадетского корпуса в 50-х - начале 60-х гг. XIX века можно сделать следующие выводы:

— во многих отношениях (внутренний порядок, дисциплина, учебная часть, строевой состав) данные военно-учебные заведения были схожи между собой, но отличия все же имели место. Они прежде всего касались вопросов географического положения, особенностей казачьих войск, сословного представительства в корпусе и других моментов;

— отличие данных военно-учебных заведений от других кадетских корпусов касается самой организации учебного процесса, структуры, строевого состава, подчиненности;

— учебный план отвечал более общеобразовательному аспекту, менее — военному;

— воспитанники, окончившие курс обучения в данных военно-учебных заведениях, получали возможность дальнейшего карьерного роста, в отличие от офицеров, получивших офицерские звания в войсках без обучения в кадетском корпусе;

— несмотря на дорогостоящее обучение данные офицеры, имея хорошее научное образование, вносили большой вклад в развитие военной мысли и совершенствование вооружения;

— увеличение данной категории офицеров в казачьих войсках способствовало улучшению нравственной стороны казачьих войск, так как молодые офицеры получали в кадетском корпусе довольно хорошее воспитание;

— разделение выпускников на разряды по выпуску способствовало повышению мотивации к учебе у воспитанников;

— учреждение данных военно-учебных заведений дало возможность многим детям казачьих офицеров получить достойное образование для своего времени.

1. Краткий исторический очерк истории Оренбургского еплюевского кадетского корпуса. Оренбург, 1913. С. 31-33.

2. Краткий исторический очерк истории Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса. Оренбург, 1913. С. 37-45.

3. Государственный архив Оренбургской области (далее ГАОО). Ф. 6. Оп. 10/1. Д. 22. Л. 14-17.

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.

Неплюевский кадетский корпус – учебное заведение, организованное дворянством Оренбургской губернии для предоставления среднего образования дворянским детям и подготовки нужных для местных властей специалистов из коренных жителей края, названо в честь первого губернатора Оренбургской губернии Ивана Ивановича Неплюева. На сегодняшний день там обучаются юноши, закончившие 9 класс. Отбор проводится на конкурсной основе, по результатам экзаменов.

История создания

Неплюевское военное училище было открыто в январе 1825 г. на деньги выделенные сенатором И.И. Неплюевым и Оренбургским дворянством

В последствии 1844 г. Оренбургское Неплюевское военное училище было переименовано в кадетский корпус.

До 1866 г. в кадетском корпусе обучались дети киргизов, но с переименованием данного учебного заведения в военную гимназию, даже дети султанов, беев и старшин лишись этой возможности. Так же из образовательной программы был исключен татарский язык. С 1882 г. по 1919 г. снова носит название Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса.5 января 1919 года – закрыт местным Советом.

1946 – 1961 в зданиях корпуса размещалось Сталинградское суворовское военное училище (позднее Оренбургское СВУ)

Состав корпуса

В состав корпуса входило два эскадрона (отделения): европейский и азиатский. В первом обучались русские дети, во втором – татары, киргизы и т.д. Ежегодно в кадетский корпус принимали 200 учащихся. Среди них 70 обучалось за казенный счет, 40 – за собственный, а оставшиеся 90 были детьми офицеров.

Программа обучения

Срок обучения в кадетском корпусе был рассчитан на 6 лет. Они были разделены на три класса по два года.Программа обучения была рассчитана на 6 лет (3 класса по 2 года). Изучались общеобразовательные предметы и специальные. На европейском отделении наряду с общеобразовательными дисциплинами изучались французский и немецкий языки, а также артиллерия и фортификация.

На азиатском отделении военные науки отсутствовали; наряду с христианским и мусульманским богословием и общеобразовательными дисциплинами преподавали арабский, персидский и родные языки; давались определённые знания по архитектуре, каллиграфии и изящному искусству; преподавались дисциплины, связанные с земледелием и лесным хозяйством.

Позднее в 60-е гг. XIX века программа была изменена. Она стала единой и все восточные направления были исключены.

Оренбургский Неплюевский кадетский корпус был основан в 1844 г., когда по проекту губернатора края генерал-адъютанта Ф.М. Обручева Неплюевское военное училище, существовавшее с 1825 г., было преобразовано в кадетский корпус.

Еще в 1744 г. первый оренбургский губернатор тайный советник Иван Иванович Неплюев (1693-1773 гг.), построивший до 70 укреплений по Уралу, Сакмаре, Миасу и Тоболу начал сбор пожертвований для создания в крае военного учебного заведения. Жертвовали, главным образом, киргизы, полагавшие денежными пожертвованиями откупиться от мобилизации своих сыновей в армию и желавшие иметь в Оренбурге такое училище, воспитание в котором вело бы к переходу в православие. Осуществить свое желание при жизни Неплюеву не удалось.

Первоначально предубеждение против училища среди населения было настолько велико, что для привлечения в него воспитанников приходилось прибегать к насильственным мерам. Матери тщательно скрывали своих детей, как бы оберегая их от грозящей им гибели. Полицейским приходилось ходить по домам, собирать сведения, есть ли там дети для училища. Старики же, особенно муллы, напутствуя детей, убеждали, что их ведут на мучение, каждого из них будут держать в стойле, как лошадь, и наказывать, сажая в бочку с железными гвоздями. Один из бывших воспитанников училища отмечал, что подобное предубеждение было распространено не столько из-за невежества и фанатизма, сколько из-за того, что в существовавшей в то время в Оренбурге школе кантонистов, пополнявшейся преимущественно евреями из западных губерний, розги заменяли все педагогические приемы и были самым важным средством поддержания порядка.

Важной особенностью училища было то, что почти полстолетия оно не требовало для себя никаких расходов из казны, а содержалось на проценты с дворянского капитала, собранного по подписке; на выделяемую ежегодно часть мечетной суммы и билетного сбора с киргизов, приходящих наниматься на работу к русским; на средства стипендиатов Оренбургского, Уральского и Башкиро-Мещерякского казачьих войск, на средства стипендиатов оренбургского, а впоследствии и самарского дворянства, и, наконец, на средства своекоштных воспитанников. Учебное заведение оказалось весьма полезным для края и своей добросовестной работой заслужило всеобщее уважение.

По окончании учебы воспитанники из дворян определялись на военную или гражданскую службу с правом на чин, причем преуспевшие в восточных языках назначались в переводчики, конфиденты и толмачи по пограничному управлению. Воспитанники из купцов и мещан при выпуске из училища пользовались покровительством руководства училища при поиске места работы. За 20 лет существования училище выпустило 88 человек: из них – 63 офицерами, 25 – унтер – офицерами.

Первым начальником училища был подполковник, видный исследователь Оренбургского края, Г.Ф.Генс (1824-1831), вторым - капитан Артюхов (1831-1836), третьим - полковник Марков (1836-1848), при котором училище заметно окрепло и с честью выдержало множество проверок. При Маркове в училище ни разу не было применено телесное наказание.

28 июля 1866 г. корпус был преобразован в Оренбургскую Неплюевскую военную гимназию, его старший класс вместе с таким же классом из Сибирского кадетского корпуса образовали 4-е военное училище на 100 юнкеров для подготовки офицеров как в регулярные, так и в казачьи войска Оренбургского и двух Сибирских округов. В 1870 г. 4-е военное училище было упразднено. Юнкера были переведены в Александровское военное училище.

После окончания русско-турецкой войны в 1878 г., когда спрос на офицерские кадры возрос, число воспитанников военной гимназии было увеличено с 250 до 275 человек. Численность воспитанников гимназии возросла за счет сыновей офицеров Уральского казачьего войска.

В июне 1882 г. Неплюевская военная гимназия была переименована в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Знамя корпусу было пожаловано 12 ноября 1903 г. Жетон корпуса одобрен 10 октября 1892 г. Праздники корпуса: день основания заведения 2 января 1825 г.; Храмовый – 13 сентября. В алтаре церкви корпус хранил подаренный Петром I своему крестнику калмыцкому князю Тайше Петру Петровичу иконостас, евангелие, крест, кадило и другие ценные церковные принадлежности.

С 1845 г. по 1867 г. кадетский корпус выпустил 403 человека (326 офицеров и унтер-офицеров и 77 урядников), военная гимназия с 1869 г. по 1882 г. – 307 человек, возрожденный кадетский корпус (1883 – 1912 гг.) – 767 человек.

Когда наш корпус основался,

Тогда разверзлись небеса,

И наш директор показался

В лампасах синего сукна.

Генерал-лейтенант Самоцвет начинал свою службу в корпусе инспектором классов. В должности директора корпуса он пробыл около 25 лет. Его любили кадеты. При нем были прекрасно поставлены учебный процесс и воспитание. В 1831-34 гг. в Неплюевском военном училище старшим преподавателем восточных языков работал выдающийся востоковед Петр Иванович Демезон. В 1835 г., переодевшись татарским муллой, он в разведывательных целях посетил Бухару и сумел благополучно вернуться домой. Впоследствии П.И.Демезон стал начальником отделения азиатского департамента, автором многих научных трудов на французском и немецком языках. Тригонометрию и космографию в корпусе преподавал выпускник Петровского-Полтавского кадетского корпуса М.Г.Попруженко, со временем ставший одним из выдающихся военных педагогов, внесшим большой вклад в дело воспитания кадет.

Среди офицеров, преподававших строевую подготовку и гимнастику, выделялся командир

Хороший преподавательский состав, отличная библиотека (свыше 50 тысяч томов), традиции, дух взаимовыручки и братства - все это позволяло готовить и выпускать знающих свое дело офицеров. Многие бывшие Неплюевцы своими делами прославили корпус: более 50 из них носили генеральские погоны, генералы Шуваев и Ханжин были Военными министрами. Поручик Горшков стал известен, как один из пионеров летного дела в России. Генерал В.Ф.Кирей был большим знатоком артиллерийского дела, подготовил в 1916 году во время Брусиловского наступления прорыв фронта, что открыло путь в южную Галицию и Буковину. В.Ф.Кирей окончил войну командиром 23 армейского корпуса. Генерал Дынников был начальником Шубковского артиллерийского полигона. Многие выпускники Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса командовали частями белой армии: генералы Толстов, Покровский, Хорошхин и многие другие.

Директорами Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса были:

  1. Подполковник Марков (1844 – 1848)
  2. Полковник Шилов (1848 – 1862)
  3. Полковник Энгельке (1862 – 1864)
  4. Генерал – майор Домерщиков (1864 – 1876)
  5. Генерал-лейтенант Самоцвет (1876 – 1905)
  6. Генерал-майор Латур (1905 – 1908)
  7. Генерал-майор Пузанов (1908 - 1919)

Революционное движение 1904-05 г.г. корпуса не затронуло. В один из осенних дней 1905 г. толпа манифестантов, с красными флагами двигавшаяся по Оренбургу, остановилась перед корпусом и обратилась к директору корпуса с предложением выпустить кадет для участия к манифестации. Директор корпуса генерал Самоцвет заметил, что из этого ничего не выйдет. Тем не менее, по его указанию занятия были прерваны, роты выведены и построены на плацу. Один из демонстрантов обратился с речью к кадетам, но она была встречена свистом и улюлюканьем, после чего роты были введены в здание корпуса.

2-го января 1918 г. в корпусе состоялся бал в честь корпусного праздника. Бал происходил в расположении 1-й роты, играло два оркестра: кадетский и известный за пределами Оренбурга симфонический оркестр Оренбургского казачьего войска. Были приглашены старшие классы Оренбургского института, юнкера училищ. Это был последний бал корпуса, девяностый выпуск которого должен был состояться летом 1918 г. После Рождества многие кадеты в корпус не вернулись. Уроки не начинались, кадеты спали прямо в классах.

С развитием нового наступления Красной Армии все старшие кадеты с оружием в руках выступили против новой власти. Среди кадет появились первые жертвы. Первых убитых кадет хоронили с большой торжественностью на военном кладбище. К 15 января 1918 г. была сформирована Неплюевская кадетская рота, командовать которой стали выпускники 89-го выпуска Хрусталев и Миллер. 15 января кадеты 1-й роты в последний раз прошли маршем по Оренбургу и покинули город. В районе станции Каргалла кадетская рота влилась в боевые порядки частей атамана Дутова. В первой же перестрелке было убито несколько кадет. Оставшиеся в живых 17 января покинули позиции под Каргаллой. Часть неплюевцев решила идти с атаманом Дутовым, некоторые решили вернуться в Оренбург.

2-я и 3-я роты остались целиком в корпусе. Корпус был переименован в 1-ю Оренбургскую трудовую школу, директором ее назначен преподаватель французского языка Арман Петрович Гра. При занятии Оренбурга белыми корпус был снова открыт, а затем в конце 1919 г. вместе со 2-м Оренбургским корпусом эвакуирован в Иркутск. В декабре 1919 г. был произведен ускоренный выпуск кадет-неплюевцев 7-го класса. В январе 1920 г. после установления в Иркутске советской власти Оренбургский Неплюевский кадетский корпус прекратил свое существование и был переименован в 29-ю Иркутскую трудовую школу. Начался разъезд кадет. Многие возвращались в Оренбург, другие решили пробираться на восток к атаману Семенову, в Читу и дальше в Приморье. После установления советской власти в Сибири многие неплюевцы перебрались в Шанхай, Японию, Австралию. Главная масса неплюевцев за рубежом в 50-60 гг. ХХ в. проживала во Франции, Германии, США, Австралии.

В 1901-03 гг. при корпусе было создано благотворительное Общество взаимопомощи неплюевцев. Общество собирало средства на стипендии для неимущих однокашников и для воспитанниц Оренбургского Николаевского женского института. После исхода неплюевцев из России общество продолжало действовать за рубежом.

Неплюевское военное училище, было открыто в Оренбурге 2 января 1825 года .

  • 1825—1844 — Неплюевское военное училище
  • 1844—1868 — Неплюевский кадетский корпус
  • 1868—1869 — IV Пехотное военное училище
  • 1870—1882 — Неплюевская военная гимназия
  • 1882—1919 — Неплюевский кадетский корпус
  • 5 января1919 года — закрыт местным Советом.
  • 1946—1961 в зданиях корпуса размещалось Сталинградское суворовское военное училище (позднее Оренбургское СВУ)

Сначала училище было открыто в скромном деревянном доме; затем расположилось в здании, где впоследствии была открыта женская гимназия; с 1872 года — в специально выстроенном, большом каменном доме на Караван-Сарайской площади. Ныне это здание является III корпусом медицинского университета .

Корпус состоял из европейского и азиатских отделений (в последующем названных эскадронами). На первом обучались преимущественно русские воспитанники, на втором большинство составляли инородцы . По штату принималось 200 учащихся: 70 за казенный счет и 40 за собственный ( своекоштные воспитанники); остальные 90 мест предоставлялись сыновьям офицеров местных казачьих войск, из них 30 вакансий было зарезервировано за Башкиро-мещерякским войском .

В 1832 году при Неплюевском училище открылось женское отделение для воспитания и обучения наукам и рукоделию дочерей военных и гражданских чиновников.

Программа обучения была рассчитана на 6 лет (3 класса по 2 года).
Изучались общеобразовательные предметы (преподавались история , география , ботаника , минералогия , математика ) и специальные.
На европейском отделении наряду с общеобразовательными дисциплинами изучались французский и немецкий языки, а также артиллерия и фортификация.
На азиатском отделении военные науки отсутствовали; наряду с христианским и мусульманским богословием и общеобразовательными дисциплинами преподавали арабский, персидский и родные языки; давались определённые знания по архитектуре, каллиграфии и изящному искусству; преподавались дисциплины, связанные с земледелием и лесным хозяйством.
В 60-е гг. XIX века кадетский корпус был реорганизован. Особенности его организации и учебного курса были ликвидированы, из программы исключены восточные и местные языки, лесоводство, гражданская архитектура и др. Вакансии для нерусских народов были отменены, все учащиеся стали обучаться по единой программе.

Неплюевский кадетский корпус оставил сильное влияние в культурной жизни края и в просвещении башкир и других нерусских народов края в первой половине XIX века. Здесь обучался М. И. Уметбаев — крупный башкирский поэт-просветитель, учёный-энциклопедист.

По сведениям В. Н. Витевского, директорами корпуса были

  • 1825—1832 — Григорий Фёдорович Генс
  • 1832—1833 — К. Д. Ахтюров
  • 1833—1848 — Илларион Михайлович Марков
  • 1848—1862 — Михаил Сергеевич Шилов
  • 1862—1865 — Пётр Логинович Энгельке
  • 1865—1876 — Павел Васильевич Домерщиков
  • 1876 — 1905 — Феофил Матвеевич Самоцветов

Известные люди, учившиеся или служившие в корпусе

  • Аничков, Виктор Михайлович
  • Бородин, Михаил Никанорович
  • Воробьёв, Николай Михайлович
  • Воронин, Михаил Феоктистович
  • Горохов, Алексей Фёдорович
  • Гуляев, Александр Лазаревич
  • Дандевиль, Виктор Дезидерьевич
  • Дутов, Александр Ильич
  • Ерёмин, Александр Михайлович
  • Зайцев, Иван Матвеевич
  • Залесов, Николай Гаврилович - (1828—18 января1896) — русский генерал, военный писатель. участник Среднеазиатских походов и Крымской войны.
  • Иванов, Николай Александрович
  • Кастанье, Жозеф-Антуан
  • Костяев, Фёдор Васильевич
  • Лебедев, Порфирий Александрович
  • Лесевицкий, Николай Николаевич
  • Сахаров, Константин Вячеславович
  • Серов, Василий Родионович
  • Синклер, Владимир Александрович
  • Сыртланов, Шахайдар Шахгарданович
  • Уметбаев, Мухаметсалим Ишмухаметович
  • Ханжин, Михаил Васильевич
  • Хорошхин, Михаил Павлович
  • Шляков, Николай Васильевич
  • Щепихин, Сергей Арефьевич
  • Попов, Василий Григорьевич
  • Диваев, Абубекр Ахметжанович


Читайте также: