Сообщение на тему анализ текста

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комплексный анализ текста

Перед вами громада – русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас,

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

Школы Российской Федерации уже несколько лет проводят экзамен в 9- ых классах по новой форме, и это связано с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

Попытки осмыслить имеющееся базовое содержание учебного предмета на новом уровне ведут к необходимости проведения специальной подготовки учащихся к анализу текста как основной дидактической единицы.

Текстами человек окружён на протяжении всей своей жизни.

Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.

Не менее страшен процесс стилистического снижения и вульгаризации современного языка, что связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллектуальности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.

В школьной практике последних лет сложилось так, что на уроках родного языка вне поля зрения остается его важнейшая сторона – эстетическая функция, проявляющаяся наиболее полно и ярко в произведениях художественной литературы. Разные виды грамматического разбора, однообразные упражнения по образцу. Списки слов для

заучивания в учебнике, страх перед контрольным диктантом - все это закрывает от учащихся главное в родном языке - его удивительное богатство, красоту, то, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным языком.

Сегодня невозможно представить учебно - воспитательную деятельность без изучения обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

Основательное изучение родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся.

Принцип практической направленности русского языка на формирование умений речевого общения требует опоры на текст, который становится полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, включающая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения разных функционально- смысловых типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей.

Поэтому важно продумать систему работы с текстом таким образом, чтобы она способствовала видению красоты слова, композиции, то есть воспитанию вкуса. Анализ текста позволяет увидеть динамику речевой деятельности - от замысла до реализации. В результате формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится в мысленном плане. Доказано, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текста.

При комплексном анализе текста сливаются воедино задачи преподавания русского языка в школе: практические и научные. А именно: показать, что разнообразные языковые средства образуют сложную гармоничную систему, что существование языка подчиняется строгим системным закономерностям, изучая которые ученые выводят правила. Ученики должны понять особенности системного строения языка и его функционирования в речи.

Комплексный анализ текста - мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: ассоциативно- образного и логического.

Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащегося языковое чувство, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико - семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка.

Для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка подбираю текстовый материал, направленный на развитие навыков анализа, обобщения и систематизации знаний по всем разделам лингвистики.

Такая работа имеет большое значение и для развития речи учащихся, т.к. задания предполагают построение связного высказывания не только на лингвистическую тему, но и на понимание его содержания, на понимание авторского замысла. Передача краткого содержания способствует как подготовке к сжатому изложению в 9 классе, так и формированию умения краткого и точного высказывания.

Кроме того, отрывки из текста вызывают интерес школьников и к самому произведению, что играет не последнюю роль в изучении литературы.

Данный дидактический материал может быть с успехом использован при групповой работе, при работе в парах и в качестве индивидуальных домашних заданий.

Учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно- выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют пунктуационный разбор и т.д.

Не следует забывать и о преемственности в обучении: впоследствии на ЕГЭ после 11 класса учащиеся получают для анализа чаще всего именно публицистические тексты, и комплексный анализ текстов данного типа является важным этапом в подготовке учащихся к экзамену в 11 классе.

Кроме того, исследуя текст, работая с отдельными словами, предложениями, ученик развивает свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость.

При комплексном анализе текста сливаются воедино задачи преподавания русского языка в школе: практические и научные. А именно: показать, что разнообразные языковые средства образуют сложную гармоничную систему, что существование языка подчиняется строгим системным закономерностям, изучая которые ученые выводят правила. Ученики должны понять особенности системного строения языка и его функционирования в речи.

Комплексный анализ текста - мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: ассоциативно- образного и логического.

Во всех нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово ( умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения.

Раньше в центре внимания учителя русского языка находилось письмо - его содержательная и нормативная сторона. Казалось, чем больше на уроках ученик пишет, тем эффективнее проходит процесс усвоения русского языка. Однако при этом нарушался один из основных законов психолингвистики, заключающийся в том, что все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи. Школьный курс грамматики ограничивается изучением синтаксиса изолированного предложения, закономерности же контекстной речи, выходящие за пределы отдельных предложений, учащиеся познавали стихийно.

В последнее время особенно остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях. Но зачастую речь выпускников и учащихся школы этому требованию не соответствует. С введением Единого государственного экзамена по русскому языку для выпускников 11 класса и государственной итоговой аттестацией по новой форме для выпускников 9 класса возник интерес к проблеме комплексного анализа текста.

Комплексный анализ текста позволяет решать обучающие, развивающие , воспитывающие задачи, дает возможность учащимся реализовать свои творческие способности.

Овладение практической грамотностью – одна из первых задач, которую ставят перед собой школьники. Одна, но далеко не единственная. В современной жизни не менее важна и речевая грамотность - умение связно выражать свои мысли, строить высказывания, пользуясь нужными языковыми средствами. Решая эти задачи, обращаемся к комплексному анализу текста. Такая работа не противоречит совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков, наоборот, помогает преодолеть трудности, используя методы и приемы анализа текста.

Комплексный анализ текста - способ актуализации текстообразующих элементов текста. У ученика должно выработаться представление о его устройстве, опираясь на которое он мог бы его воспринять и понять и в дальнейшем воспроизвести в той или иной форме.

Данные повторительно-обобщающие упражнения и тексты с тестовыми заданиями для комплексного анализа предназначены для повторения, обобщения и углубления знаний учащихся в области языка и речи, для развития умения создавать собственное высказывание на лингвистическую тему, для подготовки к сдаче экзамена по русскому языку по новой форме в 9 классе.

Комплексный анализ текста - один из видов работы с текстом, направленный на глубокое погружение в ткань текста, на научное осознание написанного (высказанного). Комплексный анализ текста предусматривает следующие умения и навыки: делать лингво - смысловой анализ текстов различных функциональных типов; соблюдать нормы современного русского литературного языка; пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков и т.д.). Текст помогает языковой единице выступать в своей функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Комплексный анализ текста может проводиться и в устной, и в письменной форме. Задания к тексту подобраны с учетом знаний учащихся о системе языка, о правописании и речевой деятельности.

Комплексный анализ текста обнаруживает значительные резервы учебного процесса: выявляются механизмы предупреждения неграмотности учащихся, создаются условия для положительной мотивации, формируется познавательный интерес.

Комплексный анализ текста воспитывает чуткое, бережное отношение к языку как средству общения, создает условия для совершенствования речевой культуры, развивает творческие способности учащихся.

Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. При анализе текста могут потребоваться сведения из самых разных областей знаний — от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиологии до теории информации и теории чисел.

Читая, человек пересказывает себе текст — а значит, анализирует его. Такой первичный читательский анализ называется наивным.

Чтобы сделать наивный анализ более прозрачным, последовательным и доказательным, учёные разработали методы научного анализа текста, которые позволяют определить индивидуальное восприятие читателей от общезначимых характеристик текста.

В зависимости от целей и задач исследования текста выбирают вид научного анализа.

Историко-литературный анализ текста

  1. Сведения об авторе текста, об особенностях его личности.
  2. Отражение личностных особенностей автора в тексте.
  3. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и её отражение в тексте. Злободневное и вечное.
  4. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода.
  5. Место произведения в творчестве автора и в русской литературе вообще.

Лингвистический анализ текста

  1. Лингвистический комментарий, т. е. объяснение непонятных слов, выражений, ситуаций и т. п.
  2. Лингвистическое толкование:
  • стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля);
  • строфика текста:
    а) строфы, основанные на цепной связи между предложениями;
    б) строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений;
    в) способы связи между строфами.
  1. Стилистика текста:
  • лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов);
  • стилистическое использование возможностей словообразования и морфологии;
  • стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, прямая и косвенная речь, цитаты);
  • изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

Идейный и лингвопоэтический анализ текста

  1. Тема (тематика) произведения.
  2. Проблема (проблематика).
  3. Идея (идейное содержание).
  4. Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальность, романтика, трагическое, комическое (юмор, сатира); ирония.
  5. Род литературы и жанр произведения.
  6. Время и пространство произведения.
  7. Сюжет. Содержание литературного произведения. Конфликт.
  8. Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции. Виды интерьера.
  9. Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. п. Образ повествователя.

Анализ текста, объединяющий все три вида исследования, называется комплексным, или целостным.

2 Комментарии

Крутой сайт, мне понравился.

Профессия — род трудовой деятельности человека и обычно источник существования — труд за который человек получает доход. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.

Ошибки при выборе профессии частое явление, особенно у подростков, у которых перед носом стоит очень ответственный выбор. И даже самый ни на что есть умный человек может допустить в этом ошибку. И это совершенно нормально, ведь он тоже человек, он имеет права ошибаться. Не так ли?

Итог таков, не слушайте чужое, старайтесь слушать только своё сердце, это ваша жизнь и она одна. Проживите её достойно, делая только то, что вы действительно хотите.

Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. При анализе текста могут потребоваться сведения из самых разных областей знаний — от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиологии до теории информации и теории чисел.

Разновидности анализа текста

Читая, человек пересказывает себе текст — а значит, анализирует его. Такой первичный читательский анализ называется наивным.

Чтобы сделать наивный анализ более прозрачным, последовательным и доказательным, учёные разработали методы научного анализа текста, которые позволяют определить индивидуальное восприятие читателей от общезначимых характеристик текста.

В зависимости от целей и задач исследования текста выбирают вид научного анализа.

Историко-литературный анализ текста

  1. Сведения об авторе текста, об особенностях его личности.
  2. Отражение личностных особенностей автора в тексте.
  3. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и её отражение в тексте. Злободневное и вечное.
  4. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода.
  5. Место произведения в творчестве автора и в русской литературе вообще.

Лингвистический анализ текста

  1. Лингвистический комментарий, т. е. объяснение непонятных слов, выражений, ситуаций и т. п.
  2. Лингвистическое толкование:
  • стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля);
  • строфика текста:
    а) строфы, основанные на цепной связи между предложениями;
    б) строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений;
    в) способы связи между строфами.
  1. Стилистика текста:
  • лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов);
  • стилистическое использование возможностей словообразования и морфологии;
  • стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, прямая и косвенная речь, цитаты);
  • изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

Идейный и лингвопоэтический анализ текста

  1. Тема (тематика) произведения.
  2. Проблема (проблематика).
  3. Идея (идейное содержание).
  4. Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальность, романтика, трагическое, комическое (юмор, сатира); ирония.
  5. Род литературы и жанр произведения.
  6. Время и пространство произведения.
  7. Сюжет. Содержание литературного произведения. Конфликт.
  8. Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции. Виды интерьера.
  9. Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. п. Образ повествователя.

Анализ текста, объединяющий все три вида исследования, называется комплексным, или целостным.

Пример комплексного анализа текста

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования.

С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста.

С точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Образец текста

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Образец анализа

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь?

Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение.

Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя.

Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность:

В тексте имеются и контекстуальные антонимы:

В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках русского языка возможен анализ прозаического текста и на уроке литературы.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Рукописный текст

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Что такое текст? Узкое и широкое понимание

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Вопрос

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Писатель

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Признаки

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

  1. историко-литературный,
  2. лингвистический,
  3. идейный (лингвопоэтический).

Анализ

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  1. Определение темы.
  2. Вычленение проблемы.
  3. Формулирование идеи.
  4. Соотнесение с литературным родом и жанром.
  5. Указание на пространственные и временные характеристики.
  6. Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта. .
  7. Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  1. трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  2. определение стиля текста, отражение его строфики;
  3. стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  4. указание на примененные тропы и фигуры.

Стихотворение

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Читайте также: