Наука литература и искусство в 19 веке сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Реформы Петра I, которые были введены в 1696 году, всё больше приближали Российскую империю к европейской жизни. Золотой век русской культуры (19 век) начался внедрением западных веяний и особенностей. Писатели, скульпторы, живописцы и архитекторы стремились приобщиться к новой моде. Каждый из них хотел внести разнообразие в свои произведения путём заимствования различных приёмов при работе, что и оказало значительное влияние на развитие просвещения.

Золотой век русской культуры (19 век)

Роль истории в русской культуре

Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.

Присоединение Средней Азии и Северного Кавказа.

Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.

Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:

  • зарождение отечественного машиностроения;
  • прогресс в изготовлении паровых двигателей;
  • появление первого парохода (1815 год);
  • стала действовать первая железная дорога (1851 год), её путь лежал между Санкт-Петербургом и Москвой.

Урал стал центром развития металлургической промышленности.

Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.

Как и прежде, стремительный шаг в новую эпоху тормозит старый подход к решению задач. Самодержавие и крепостное право стали непреодолимым препятствием на пути к процветающему будущему страны.

Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.

События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:

  • Отечественная война;
  • восстание декабристов;
  • период крепостничества;
  • отмена крепостного права.

Отмена крепостного права.

Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.

Настойчивость и чёткое виденье лучшего будущего сделали своё дело: новая эпоха подарила свободу, теперь русский народ мог творить и развиваться. Но XX век вынудил заплатить за неё двумя войнами и многочисленными жертвами.

Образование и наука

Фундаментом для развития культуры стала популяризация образования и воспитания молодёжи. Утомлённые войной и революцией люди хотели утолить жажду новых знаний, поэтому представители власти были вынуждены ввести единую систему образования. Она была достаточно продумана, чтобы обеспечить необходимыми навыками всех граждан в зависимости от их сословия. Обучение состояло из четырёх методик. Школы делились на:

Церковно-приходские школы

  1. Церковно-приходские. Они состояли из одного класса, в котором проходили обучение представители низших слоёв населения.
  2. Уездные училища. Двухгодичную программу были обязаны освоить мещане, купцы и горожане.
  3. Губернские гимназии. Провести четыре года в стенах школы могли себе позволить только дворяне.
  4. Университеты и прочие высшие учебные заведения были построены для богатых людей, составлявших элиту общества.

Результат, полученный в конце XIX столетия, можно охарактеризовать как залог образованной и процветающей нации. На тот момент уже были основаны 63 высших учебных заведения, количество студентов в них превышало 30 тыс. человек. Для женщин образование стало доступным с 1819 года. Реформа, отменившая крепостное право, послужила своеобразным катализатором для продвижения системы обучения. Во второй половине столетия количество грамотных людей возросло с 7 до 22%, что увеличило количество учёных и изобретателей.

Искусство, которое впечатлило мир

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет, став классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Литература золотого века

Почувствовав глоток свободы, творческие люди стали больше работать и заявлять о себе миру. Архитекторы, живописцы, писатели, музыканты и поэты хотели любыми способами добиться славы. Однако деятели культуры 19 века признали, что из всех творческих сфер наибольшего прорыва удалось достичь в литературе.

Творцы и критики не могли отвергать тот факт, что писатели быстрее всех поняли главное: важно не только дать объяснение какому-либо событию или ситуации, нужно отразить национальный менталитет, свойственный народу, преподнести читателю развёрнутое описание душевных терзаний, которые испытывают герои, подать изложение так, чтобы характеристика персонажа не была категоричной. Одна из основных задач автора — это донести всю многогранность личности.

Направления в литературе

Сентиментализм — ответвление в творчестве, характеризующееся излишним вниманием к чувствам и переживаниям персонажей. В таких произведениях герои идеализируют своих возлюбленных и этот мир. Они обидчивы, вспыльчивы и часто совершают необдуманные поступки.

Романтизм имел большее распространение, чем сентиментализм. Дух бунтарства привлекал писателей и поэтов того времени. Именно это направление и дало возможность выразить свои мысли. Романтизм делился на несколько ответвлений, представители которых знакомы читателям со школьной скамьи.

Кондратий Фёдорович Рылеев, Владимир Фёдорович Одоевский, Вильгельм Карпович Кюхельбекер — это имена поэтов-декабристов. Их работам гармонировали темы патриотизма, свободы и гражданской осознанности. В творчестве Антона Антоновича Дельвига, Ивана Ивановича Козлова и Николая Михайловича Языкова читался свободолюбивый лейтмотив.

Неизмеримая глубина духовного мира, разбавленная долей фантастики, — это обязательные составляющие произведений Василия Андреевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова. Философские размышления, знание психологии и любовь к Родине объединились в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева и Владимира Фёдоровича Одоевского.

Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов

Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов стали основоположниками нового течения в литературе — реализма. Это направление стало главным в 30-х годах XIX века. Самыми известными его представителями являются Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой.

Живопись и театр

Мастера живописного дела в то время достигли небывалых высот благодаря глотку свободы и нововведениям, которые открыли новые пути для развития изобразительного искусства. Творческие люди того времени имели общее мнение о реальности, что отражалось и в работе. Как и в литературе, в живописи образовались романтизм и реализм.

 Орест Адамович Кипренский

Свой след в истории этого периода оставили также художники Иван Николаевич Крамской, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Григорьевич Перов, Павел Андреевич Федотов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин.

Новая архитектура

Градостроение 19 века

В начале XIX столетия, после Отечественной войны 1812 года, главной отраслью специалистов стало градостроение. Было необходимо не только заново построить города, но и отразить культуру народа во внешнем виде зданий. Для этого зодчие тщательно продумывали варианты оформления и наделяли общественные строения чертами, которые указывали на историческое прошлое России.

Чтобы лучше познакомиться с историей своей Родины, необходимо узнать не только о театре, живописи и литературе, но и об архитектуре, народной культуре 19 века в России, а таблица станет оптимальным вариантом для краткого конспекта.

Здание Автор Годы строительства
Казанский кафедральный собор А. Н. Воронихин 1801—1811
Большой театр в Санкт-Петербурге Ф. И. Тома де Томон 1784—1886
Главное Адмиралтейство А. Д. Захаров 1704—1706
Здание Главного штаба К. И. Росси 1819—1829
Троице-Измайловский собор В. П. Стасов 1828—1835

Достижения российских мастеров XIX столетия превзошли все ожидания. Успехи в области искусства громко заявили о стране на весь мир, что улучшило репутацию государства на мировой арене. Осознавая свою значимость, народ стал больше гордиться Российской империей и делать всё для её светлого будущего.

Читайте также: