Сообщение учреждения культуры театр

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила

педагог

дополнительного образования

Введение 3 стр.

Цели и задачи 4 стр.

Основы театральной культуры. 5 – 7 стр.

I Особенности театрального искусства

II Виды театрального искусства

III Рождение спектакля

IV Театр снаружи и изнутри

V Культура поведения в театре

Работа над спектаклем 7 – 11 стр.

I Знакомство с пьесой

II От этюдов к спектаклю.

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и этического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цели и задачи.

Развитие эстетических способностей;

Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

Овладение навыками общения и коллективного творчества.

Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Основы театральной культуры.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Основы театральной культуры призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включено следующие основные темы:

Особенности театрального искусства:

Искусство, творящееся каждый раз заново.

Виды театрального искусства:

Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл);

Творцы сценического чуда (служители Мельпомены);

Спектакль и актер;

Спектакль и зритель.

Театр снаружи и изнутри:

Культура поведения в театре:

Театр начинается с вешалки;

Особенности театрального искусства.

На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержки зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).

Виды театрального искусства

Рождение спектакля

Этот раздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.

Театр снаружи и изнутри

Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и современное устройство театра. Что такое мир кулис, дети должны почувствовать на практике, походить по сцене, постоять за кулисами.

Культура поведения в театре

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

Знакомство с пьесой

От этюдов к спектаклю.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:

Не перегружать детей;

Не навязывать своего мнения;

Не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира . Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.

Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.

Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им название.

Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети наблюдая за действиями одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, и некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой – очень быстро, эмоционально, третий – медленно, уверенно, четвертый – сварливо, пятый – сердито и т.д.

Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие клубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые в отличие от родителей, очень строгие и объективные.

Последний, заключительный, этап – это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по – разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Русский театр

Скоморохи

Народные танцы, представления, Русский театр

Ещё в Древней Руси многие народные обряды включали развлечения и потешные сценки с участием скоморохов. Так называли всех народных артистов: музыкантов, акробатов, шутов, ряженых, певцов.

Отдельного внимания заслуживают комедийные постановки с участием кукол. Больше всего людям нравились персонажи медведя и козы с деревянными ложками. Выступления сопровождались исполнением народных песен, бытовых сказок. На каждом деревенском празднике или ярмарках обязательно были скоморохи. Нередко их импровизация перерастала в народные гуляния и веселье.

Но не всех радовали умения скоморохов. Православная церковь осуждала ношение короткой одежды и масок. А это были атрибуты многих артистов, за что церковные власти подвергали народных потешников гонениям. К тому же поведение скоморохов нередко противоречило традиционному русскому укладу. К середине XVII века бродячие скоморохи начали менять свой род занятий, многие переключились в музыкальное направление. Импровизированные народные представления заменил театр.

Театральное искусство Российской империи

Профессиональное лицо русский театр обрёл при царе Алексее Михайловиче. Императорский (придворный) театр основал лютеранский пастор Грегори. По государеву указу он набрал группу талантливых артистов и начал учить их комедийным миниатюрам. Для постановок привлекали иностранцев из Немецкой слободы, а в качестве музыкального сопровождения ставили инструментальную музыку. Впервые в русской культуре для представлений использовали декорации, в которых прослеживалась линейная перспектива. Артисты пели и танцевали, показывая разные сценки. Театр начали воспринимать как своеобразное зеркало, отражающее современную жизнь.

Императорские театры существовали за счёт средств императорского двора. К постановкам привлекали зарубежных деятелей, поэтому многие элементы, декорации и произведения были заимствованы с западной сцены.

Успех нового направления стимулировал открытие других видов театра:

Развивались и другие направления сцены. Массовый зритель начал посещать театральные представления во второй половине XVIII века. Очень скоро театр стал важной частью русской культуры.

Русский балет

Русский балет, Русский театр

Русская балетная школа вызывает интерес во всём мире. Сейчас балет собирает полные залы и билеты нужно покупать за несколько месяцев впёред. Но когда это искусство только пришло в Россию, ему была уготована роль коротких танцевальных вставок в антрактах к оперным и драматическим постановкам.

Во время реформ Петра I начали создавать театральные школы, в программу дворянских учебных заведений ввели уроки танца, в том числе балета. Тогда же стали приглашать зарубежных преподавателей и танцевальные коллективы. Но переломным моментом стало учреждение русской балетной труппы по указу Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. С каждым годом это танцевальное направление набирало популярность, а танцоры оттачивали своё мастерство.

В начале XIX века балет занял высшую ступень в театральном искусстве России. Выразительные танцы и особая грация русских балерин вызывали восхищение. Театры, в которых проходили балетные выступления в Москве и Петербурге, были прекрасно оснащены, а само направление хорошо финансировалось государством. Свой вклад в становление русской балетной школы внесли иностранные мастера: Шарль Дидло, Мариус Петипа, Артур Сен-Леон. В Европе XIX века высоко ценили большую, талантливую и подготовленную труппу балетных танцоров России. Поэтому в Москву и Петербург часто приезжали лучшие европейские хореографы.

Следующим этапом стала школа балетмейстера А.Горского. Он провозгласил архаичность пантомимы, которую использовали в танце. И начал применять методы современной режиссуры. Одновременно Горский делал акцент на оформлении сцены, реалистичности и качестве декораций.

Хореограф Михаил Фокин предложил пересмотреть структуру балетных постановок. Он говорил, что для каждого спектакля нужны разные танцевальные движения и сценарий, в зависимости от темы, эпохи, музыкального сопровождения. Фокин вошёл в историю как реформатор русской балетной школы, рассматривающий каждый спектакль как отдельное произведение, не пересекающееся с другими постановками.

После революции 1917 года известные танцоры, хореографы и балетмейстеры в числе других деятелей искусства уехали из России. Но это не остановило развитие балета в молодом советском государстве. Перед новой властью возникла непростая задача: превратить высокое балетное искусство в жизненные спектакли, понятные простому народу. Появились произведения, в которых содержание известных произведений передавалось с помощью пантомимы и танца — так называемый драматический балет. На рубеже 1950-60-х годов возродилась хореографическая миниатюра, балет в один акт, балетная симфония. В следующее десятилетие возникло много независимых балетных трупп, в том числе студии современного балетного танца и свободной хореографии.

Театр в СССР

В это же время в Советском Союзе появился постоянный театр для глухонемых людей. Он стал первым в мире театром в данном направлении. Смысл речи и переживаний героев передавали через искусство пантомимы, жестов, пластики, танца. Также было синхронное озвучивание каждого спектакля диктором.

Театральная культура современной России

Спектакль в Театре на Таганке, Русский театр

Распад Советского Союза отразился на культуре России в целом. Из-за отсутствия финансирования многие провинциальные театры закрылись, началась миграция людей внутри страны и эмиграция за её пределы.

Со временем театральная структура обрела чёткие формы и в современной России наметилось несколько направлений:

Роль театра в жизни человека и общества

Театр по праву можно считать одним из древнейших оплотов человеческой культуры. В той или иной форме он сумел занять свое место в культурной традиции каждого народа мира независимо от расовой, религиозной, этнической и других принадлежностей. Роль театра в жизни человека и общества разнилась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели. Так, например, в древней Греции задачей театра было духовное развитие и нравственное очищение зрителей через сопереживание героям (главенствующий жанр в античной драматургии – трагедия), а также отражение важнейших исторических событий.

Театр в жизни человека

Театр в жизни человека

Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные (воспитательная, просветительская, пропагандистская и прочие функции театра, актуальные для разных лет и исторических вех) могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.

Театр родом из жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих.

Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:

  • эстетическое чувство;
  • чувство внутренней свободы;
  • чувство ритма и владение телом; ;
  • умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;
  • умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;
  • умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;
  • любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.

Значение театра в воспитании детей

Значение театра в воспитании детей

Казалось бы, роль театра в воспитании детей очевидна, однако не для всех. Поясним. Популярность детских самодеятельных театров и театральных кружков обуславливается тремя главными факторами:

  1. Возможность игрового обучения. Основой театра является мировая классическая литература, которая так сложно усваивается детьми через чтение, и так просто – через действие на сцене.
  2. Постановка спектакля – это коллективный труд, постоянная работа с партнером, умение брать на себя ответственность за других людей и за общее дело.
  3. Театр способен увлечь подростка, стать его хобби и уберечь от попадания под пагубное влияние дурных привычек и неблагополучных компаний.

Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов.

Изменение роли театра в современном обществе

Изменение роли театра в современном обществе

Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов.

Однако именно сегодня, в цифровую эпоху, когда на сантиметровом кусочке пластика умещаются целые архивы фильмов, доступные для просмотра на любом мобильном устройстве, происходит изменение роли театра в обществе. Он снова набирает популярность и обретает второе дыхание. Тому есть несколько причин .

В школе ораторского мастерства обучение деловому общению подразумевает развитие коммуникативных навыков и обмен опытом ведения переговоров такими же учениками как и вы. Вместе с педагогом вы разберете самые сложные моменты в переговорах и научитесь их преодолевать.

На курсах театрального мастерства мы научим вас:

  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как работать с камерой
  • Как развить мимику своего лица
  • Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
  • Как импровизировать
  • Как сделать свой голос сильным и уверенным

И многое другое

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.

Здание театра

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Центр им. Всеволода Мейерхольда объединили с московским театром "Школа драматического искусства". Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.

Центр им. Вс. Мейерхольда представляет собой площадку для независимых театральных компаний и резидентов (режиссеров, актеров, художников). В нем проходят спектакли, междисциплинарные постановки, дискуссии, кино- и телесъемки, фестивали. Одним из основных направлений деятельности центра является сохранение и развитие наследия Всеволода Мейерхольда, творческое осмысление его метода "условного театра".

В центре расположены большой зал-трансформер вместимостью 300 зрителей, "Зеленое фойе" (пространство для презентаций и дискуссий) вместимостью 200 человек, "Черный зал" на 60 зрителей для показа камерных постановок, "Белый зал" на 30 человек для мастер-классов и репетиций, гримерные и административные помещения, кафе. В октябре прошлого года сообщалось о появлении в Центре еще одной площадки.

Читайте также: