Наука как поиск истины и часть духовного мира человека сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Бескорыстный поиск истины — это ли не задача ученого? Этот поиск связан, однако, с преодолением целого ряда сложностей. Вспомним три концепции истины: корреспонденции, когеренции и прагматическую. Каждая из этих концепций получает в науке нетривиальное развитие.

Понимаемая в рамках науки корреспондентская концепция истины настаивает на соответствии теории экспериментальным данным. Это требование принимается в науке, причем именно оно является одним из основных в определении того, действительно ли предлагаемая концепция-гипотеза относится к сфере науки. Теоретическая концепция должна находиться в соответствии с экспериментом, не противоречить ему, позволять предсказывать его результаты. Неопозитивисты считали, что эксперимент является исчерпывающей характеристикой правильности теории. Теория проверяется, верифицируется экспериментом: либо она проходит эту проверку успешно, либо нет; либо она верна, либо неверна. К. Поппер нашел в этой аргументации пробел: так как теории рано или поздно опровергаются, фальсифицируются, то предыдущие их соответствия эксперименту фактически не являются подлинными проверками. Попперу можно возразить: если теория пришла в противоречие с некоторыми экспериментальными данными, то она неприменима для их истолкования, но ее действенность сохраняется для других экспериментальных данных. В науке часто, но далеко не всегда, новая теория "ставит крест" на старой. Физики по сей день для истолкования некоторых физических явлений не без успеха используют ньютоновскую механику. И это несмотря на то, что она вроде бы давно опровергнута новейшими физическими теориями. Ньютоновская механика сохранила свое значение как частный, сравнительно простой случай теории относительности и квантовой физики.

Несоответствия теории эксперименту часто удается ликвидировать простыми средствами, а именно: внесением в старую теорию некоторых усовершенствований. В таких случаях дело не доходит до научной революции. По Лакатошу, наиболее принципиальные положения теории как бы окружены некоторым защитным слоем менее важных положений, которые принимают на себя первые "удары" экспериментальных данных. Ядро теории будет разрушено лишь после того, как произошло разрушение защитного слоя теории.

Отметим также, что в эксперименте проходит проверку и опровергается не то или иное частное положение теории, а теория в целом. Всякое конкретное положение есть следствие теории как целого. В силу этого эксперимент соотносится со всей теорией как целым.

Но теория реализует свои идеи в "развертке", для понимания которой необходима наряду с корреспондентской когерентная концепция истины. Согласно последней, все научные утверждения образуют единое гармоническое целое. Истинное всегда выступает элементом гармонического целого, каковым в нашем случае и является наука в единстве ее как экспериментальных, так и теоретических составляющих. Новые теоретические и экспериментальные данные проходят проверку на их согласованность с уже известными данными. Такое согласование может потребовать более или менее кардинальной перестройки системы научного знания. Современное научное знание имеет именно системный и весьма разветвленный характер. Разумеется, успешно ориентироваться в нем не просто. На заре своего становления научное знание было относительно простым, научные доказательства содержали не слишком много логических ходов, мысль то и дело "заземлялась" на факты. Частое обращение к фактам замедляло движение научной мысли. В наши дни ученый имеет возможность обратиться к фактам уже после проведения значительной теоретической работы, после преодоления большого расстояния в фактуально разряженном пространстве абстракций (компьютерная техника помогает ему в этом деле). За счет описанного феномена, а он оказался возможным лишь в силу системности научного знания, мысль человека стала столь эффективной, какой ранее никогда не была. Итак, человек реализует в науке свои уникальные возможности отнюдь не тривиальным образом. В соответствии с этим изменилась трактовка научной истины. Истинное научное утверждение входит в состав науки как системы знания.

Обратимся теперь к прагматической концепции истины, согласно которой практика — критерий истины. В науке критерий практики часто довольно прямолинейно связывают со значением эксперимента. Но научная практика не сводится всего лишь к эксперименту, а представляет собой все поле применения науки, ее жизненное значение для человека. Нет такой области деятельности человека, где бы не использовалась наука, она стала одной из важнейших сущностных сил человека. С учетом этого не будет преувеличением утверждать, что полем проверки науки на истинность стала вся жизнь человека, все ее сферы, в которых она действительно используется.

Разветвленный, сложный характер науки предъявляет непростые требования к ее истолкованию. В чем сила науки? Каковы ее идеалы? Достаточно ли требовать от науки ответа лишь на вопрос "Как происходят явления?" или же на вопрос "Почему они именно так происходят?". Не противоречит ли наука искусству, религии, другим областям человеческой жизни? Не приведет ли наука человечество в конечном счете к катастрофе?

Что такое наука? Задайте этот вопрос ученому, философу, литератору, инженеру – вы получите самые разные, подчас неожиданные ответы.

Попытка дать краткое определение науки может выразить более или менее точно лишь какой-либо один аспект этого сложного понятия, аспект существенный либо в определенный исторический период, либо для определенной категории людей. Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знаний и деятельность по производству этих знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры.

Наука как знание и деятельность по производству знаний возникла с начала человеческой культуры и составила часть духовной культуры общества, хотя само по себе слово “наука” (“science”) сравнительно недавнего происхождения. В переводе с латыни “scientia” означает знание. Слово ученый появилось в европейских языках в конце XIX века и означало человека, занимающегося наукой. Профессия ученого становится сравнимой по значимости с такими старейшими профессиями как юрист и служитель церкви только в XX веке.

На протяжении всей своей истории человечество вырабатывало различные способы познания, или в более широком смысле постижения бытия. Философское понятие бытия включает в себя природу, общество и человека. Формами постижения бытия являются мифология, религия, искусство, философия, наука. В процессе постижения бытия создается материальная и духовная культура. Материальная культура – это мир созданных материальных ценностей (техника, технология, производственный опыт). Духовная культура, таким образом, выступает как форма постижения бытия, а наука – часть духовной культуры, дающая совокупность объективных знаний о бытие. Познавая бытие, человек создает культуру, культура в свою очередь позволяет познавать бытие, связывая его с человеком (см. рис.1).

В соответствии с объектами научных исследований можно выделить естественные науки – науки о природе, и гуманитарные науки – науки о человеке и обществе.

В начале своей истории естественные и гуманитарные науки не разделялись. Более того, неразрывными были и формы духовной культуры. Религия, мифология, философия, искусство были взаимосвязаны, а наука и философия разделились лишь в XIX веке. Но постепенно гуманитарные и естественные науки выработали свои принципы и подходы, становясь все более самостоятельными. Дифференциация наук, особенно в сфере естествознания, начинается особенно быстро в Новое время (XVII-XVIII вв.) и продолжается до сих пор. Вместе с тем, можно выделить важнейшие научные направления, определяемые логикой развития естественнонаучных знаний. Это знания о веществе и его строении, о движении и взаимодействии тел (физические науки), знания о химических элементах, их свойствах, превращениях (химические науки), знания о живой материи и жизни (биологические науки), знания о Земле как планете (геологические науки), о Вселенной как целом (космологические науки).

Предметом изучения гуманитарных наук является общество и человек. Общественные науки многочисленны, но могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические науки, изучающие общество как целое, экономические науки, отражающие общественное производство и отношения людей в процессе производства, и государственно-правовые науки, предметом изучения которых является государственная структура, политика, отношения в общественных системах.

Рис.1.Наука в постижении бытия

Науки о человеке и его мышлении составляют отдельное направление научного постижения бытия. Человек рассматривается как объект изучения различными науками, в различных аспектах. Гуманитарные науки рассматривают человека с точки зрения его интересов как высшую ценность мироздания. Мыслительные способности человека изучаются психологией – наукой о человеческом сознании. Формы правильного мышления изучают логика и математика. Математика как наука о количественных отношениях действительности входит и в естественные науки, по отношению к которым математика выступает как методология.

Границы между выделенными научными направлениями весьма условны. Это касается и естественных, и гуманитарных наук. На стыке наук появляются новые научные направления, усугубляющие дифференциацию науки. Это объективный процесс, благодаря которому более глубоко познаются важные отдельные проблемы, детали картины мира. Но дифференциация имеет и негативную сторону, понимание которой наступает в наши дни. Необходимость интеграции научных направлений первыми осознали представители естественнонаучных направлений. Интеграция стала необходима для получения новых знаний, недоступных методам, используемых в узких научных направлениях. Стимулирование интегрирующих процессов стало происходить с начала XX века под влиянием технического прогресса, когда создание образцов техники оказалось невозможным без привлечения знаний из смежных областей. В наши дни интеграционные процессы происходят, прежде всего, в фундаментальных направлениях естественных наук. Характерным в этом смысле является слияние проблем мегамира, проблем рождения и устройства Вселенной, и проблем микромира, физики элементарных частиц.




Вместе с тем между гуманитарными и естественными науками остается если не пропасть, то во всяком случае, определенная разрозненность. Но их сближение все же обязательно произойдет. Основой для этого сближения должна стать общенаучная идея, формулируемая в наши дни как единство эволюции человека и Вселенной.

Эта идея заложена в синергетическом подходе к эволюции. Синергетика – это теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем (об этом подробнее сказано в последнем разделе курса). Термин “синергетика” (от греческого “синергетикос” - совместный) ввел в 70-е годы нашего столетия немецкий ученый Г. Хакен для обозначения нового интегрирующего подхода к естественным и гуманитарным знаниям, при котором человеку отводится важное место, но он не царь природы и ее покоритель, а только часть. В синергетическом подходе главная интегрирующая роль отдается, тем не менее, физике, дающей основу научной картины мира. Иногда синергетику называют “новой метафизикой”.

Но наука, отметим еще раз, это лишь часть духовной культуры, одна из форм постижения бытия. Вера в чудодейственность науки, в ее способность решить все проблемы человечества, несмотря на великие научные достижения XX века, именно в нашем веке стала угасать. Поубавилось оптимизма в отношении будущности человечества. Как тут не сказать:

Мы гордимся нашим веком,

Наша жизнь полна чудес,

Но на душу населенья

Чести, мужества и счастья,

Ни убавил, ни прибавил

Удивительный прогресс. (А. Дольский)

Поэтому сколько бы ни было написано ученых книг, создано просветительских телепередач, проведено научных конференций, видение мира всегда будет нести отпечаток не только научных концепций, но и религии, искусства, философии, то есть всех составляющих культуры. Культура будущего XXI века ждет своей революции преобразований в области познания, морали, утверждения общечеловеческих ценностей, диалога культур Запада и Востока.

К духовной сфере относятся отношения в социуме, включающие в себя формы духовной и нравственной жизни людей. Духовная сфера основывается на ценностях данного общества, отражает уровень его интеллектуального и социального развития. В духовную сферу включают: мораль, искусство, религию, политику, науку. Исторически научное сознание формируется в последнюю очередь.

Компьютерные технологии

Понятие науки, ее цели и функции

Цели науки: характеристика, истолкование и прогнозирование явлений действительности. Так как наука имеет своей целью создание духовных ценностей, то она относится к такому виду деятельности человека, как духовное производство.

Функции науки:

  1. Гносеологическая, или познавательная. Изучение и познание мира, его законов. Объяснение устройства природы, человека с научной позиции.
  2. Мировоззренческая. Каждая наука вносит свою лепту в общую копилку знаний о мире. Таким образом, представления человечества о реальности получают все большую ясность. Научная картина мира все время развивается и меняется.
  3. Образовательная. Помогает расширить кругозор, получить профессию, пополнить знания о мире. Образовательная функция науки служит образованию и воспитанию личности.
  4. Культурная. Тесно связана с образовательной. Личность выступает в качестве субъекта познания. При этом личность развивается и социализируется.
  5. Экономическая. Служит важным аспектом для развития хозяйства, экономики.
  6. Технологическая, или производственная. Разработка новых технологий, их претворение в жизнь. Использование знаний на практике.
  7. Управленческо-регулятивная. Разрабатывает методы управления социальными процессами: служебными, деловыми отношениями.
  8. Практически-действенная. Преобразует все стороны социальной жизни. Включает в себя все другие функции науки. Осуществляется через практику, производственную деятельность.
  9. Прогностическая. Создание моделей, изучение объекта в перспективе его возможного развития.

Научное познание

Основные признаки науки

Систему общественных знаний можно признать наукой, когда она удовлетворяет определенным требованиям. Эти требования отличают научные знания от других знаний духовной сферы (политики, морали, религии).

  1. Наукой можно считать систему познаний о законах существования и развития объектов.
  2. Каждая наука оперирует определенными знаками, символами.
  3. Наука имеет свой язык, совокупность терминов, присущих ей.
  4. Система научных знаний может быть проверена и подтверждена опытами.
  5. Наука постоянно пополняет свой багаж новыми знаниями. Этому способствует усовершенствование ее методологии.
  6. В состав науки входят следующие компоненты: предмет науки, научная теория, гипотезы, методология, опыты, факты.

Критерии научных знаний

  • объективность – соответствие знаний реальности;
  • рациональность – ясность и логичность мысли, отсутствие эмоционального подхода;
  • системность – связи между элементами знания, наличие системы;
  • проверка на истинность (верификация) – происходит на практике или теоретически доказательным путем.

Научные знания

Существует два уровня научного познания:

  1. Эмпирический (опытный) – исследует объекты при помощи наблюдений, опытов, экспериментов. Результаты записываются и обрабатываются.
  2. Теоретический (исследовательский) – выявляет сущность явлений, их закономерности, опираясь при этом на знания, полученные эмпирическим способом. Подразумевает умственную, а не практическую работу.

Классификация наук

По предмету познания науки делятся на несколько классов:

  • Естественные науки. Изучают законы природы, устройство материального мира (биология, физика, химия, география).
  • Технические науки. Описывают способы практического освоения природы (агрономия, архитектура, геофизика, информатика).
  • Общественные науки. Рассматривают социальные явления и их закономерности (социология, психология, экономика, политология, философия, лингвистика).
  • Гуманитарные науки. Описывают человека как социального субъекта (культурология, религиоведение, филология, философия, искусствознание, история, этнография).

По типу исследований выделяют три ведущих направления:

  • Фундаментальные науки. Изучение объекта науки для приобретения всесторонних сведений о нем. Результатом подобных исследований является выявление закономерностей явлений природы, получение базовых знаний, обоснование теоретических разработок.
  • Прикладные науки. Результаты нужны для дальнейшего использования в промышленности, на практике.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские науки. Сближают науку и производство. Разрабатывают конкретные производственные проекты.

Наука лаборатория

Этические нормы науки

В современной практике законы научной этики имеют статус официально опубликованных предписаний. Их нарушение рассматривается в административном порядке.

  • результаты должны быть доступны научному сообществу;
  • заслуги ученого не должны учитываться при оценке его работ;
  • повторение открытия, сделанного другим ученым, возможно, но плагиат наказуем;
  • содействие росту молодых ученых (не препятствовать их научной работе);
  • несение социальной ответственности за свою деятельность.

Социальная роль науки

Роль науки как социального института состоит в том, чтобы нести научные знания, совершенствовать методы исследований, разрабатывать новые. Наука в наше время содействует научно-техническому прогрессу, а также социально-экономическому развитию.

При составлении социальных программ для предприятий, регионов и всей страны используются данные экономики, социологии, психологии. Поэтому для такой работы привлекаются ученые из разных научных областей: естественных, технических, общественных.

В современной России большое внимание уделяется сфере инноваций, поэтому технические науки становятся ближе к производству, преобладает их практическая функция. Благодаря этому роль науки как производительной силы растет. Также наука стоит на передовых позициях в решении проблем экологии, политики, военной отрасли.

Наука содействует прогрессу в технике, объясняет явления природы, прокладывает дорогу в космос. Кроме теоретических знаний наука предоставляет практические возможности для улучшения качества жизни людей. Как феномен культуры наука служит умственному и нравственному росту личности, определяет уровень развития человека. Выбор обществом научного пути становления ведет к дальнейшей эволюции цивилизации. Даже такое отвлеченное понятие, как фундаментальная наука, приносит пользу в виде технологий. Поэтому наука нужна разная: и фундаментальная и прикладная.


С первых дней истории и до настоящего времени люди вели непрестанный поиск истины, которая бы освободила их от невежества и восстановила свет знания. В поисках внутренней истины человечество шло путем, который указывала религия. Путь к открытию внешней истины был проложен наукой.

Стремясь искоренить невежество и обрести знание, религия и наука, каждая в своей сфере, стали методами поиска двух аспектов истины. Однако в конце концов должен наступить день, когда пути религии и науки соединятся и стоящие перед ними проблемы начнут разрешаться в едином русле; при этом два аспекта истины, внутренний и внешний, будут развиваться в полном согласии друг с другом. Только тогда, полностью освободившись от невежества и живя жизнью добра, к которой стремится изначальная душа, люди обретут вечное счастье.

Наука - внешняя сторона истины

Мореплаватель, отправляющийся под парусом науки в плавание по материальному миру в поисках плотских утех, достигнув берега своей мечты, вскоре обнаружит, что этот берег представляет собой не что иное, как кладбище, где могут почить его бренные останки.

В каком направлении должна развиваться наука? До настоящего времени научные исследования не охватывали внутренний причинный мир, а имели дело только с внешним миром следствия: не миром сути, а миром явлений. Сегодня, однако, наука вступает в новую фазу своего развития: ее не заботит более один лишь внешний мир следствия и явлений, она начинает исследовать и внутренний, причинный, или сущностный мир. Приближается тот момент, когда она признает, что не может осуществить своей цели - познать внешнюю истину во всей ее полноте - без теоретического объяснения причинной, духовной стороны жизни, т.е. без знания внутренней истины. Таким образом, только когда тот, чье плавание под парусом науки подошло к концу, поднимет еще один парус, парус религии, и в поисках внутренней истины вновь отправится в путь, он поплывет в том направлении, куда стремится его изначальная душа, - к идеальному миру.

Коммунизм зародился в лоне христианства

Давайте рассмотрим историю христианства. Оно росло в течение почти двух тысяч лет, пророчествуя о спасении всего человечества, и к настоящему моменту распространило свое влияние почти на весь мир. Ho что стало с духом христианства, которое когда-то излучало такой яркий свет жизни, что даже римляне, подвергавшие первых христиан жесточайшим преследованиям, преклонили колена перед распятым Иисусом? Средневековое феодальное общество похоронило христианство заживо. И хотя Реформация зажгла факел обновления духовной жизни, его свет не смог рассеять волны наступавшей темноты.

Когда угас духовный огонь, характерный для христианства на заре его существования, когда в христианскую Европу пришел капитализм, не заботящийся ни о чем, кроме наживы, когда массы голодных кричали от горя в трущобах, - обещание спасения пришло не с неба, а с земли. Называлось оно - коммунизм. Христианство, проповедовавшее Божью любовь, постепенно превращалось в мертвую церковь, провозглашавшую пустые призывы. Тогда вполне закономерно поднялось пламя протеста против безжалостного Бога, допустившего подобные страдания. Само Его существование стало казаться абсурдным. Так появился современный материализм. Он зародился в лоне христианского общества и оказался благодатной почвой, на которой расцвел коммунизм. Христианству не удалось идти в ногу с достижениями коммунизма и оно не смогло явить миру истину, которая бы одержала верх над коммунистической идеологией.

Состояние современного христианства

Христиане, будучи бессильны сделать что-либо, становились свидетелями того, как в их среде разрастался коммунизм, постепенно распространяя свое влияние на весь мир. С другой стороны, хотя в соответствии с христианским учением и считается, что все люди - потомки одних и тех же родителей, многие христиане не в силах даже сидеть рядом с братьями и сестрами другого цвета кожи. Этот пример ясно свидетельствует о состоянии современного христианства, которое лишилось духовной силы, необходимой для того, чтобы воплотить слово Христа в жизнь. Опустившись до формального соблюдения ритуалов, оно стало подобно "окрашенным гробам" (Матф. 23:27).

Почему же верующие люди, искренне пытающиеся познать духовную истину, не смогли исполнить отведенную им миссию?

Отношения между миром сути и миром явлений подобны отношениям между душой и телом. Это отношения причины и следствия, внутреннего и внешнего, субъекта и объекта. Подобно тому как личность человека может стать совершенной, только если его душа и тело сливаются в гармонии, идеальный мир может быть создан, только когда два мира - мир сути и мир явлений - образуют совершенное единство. Как верно то, что душа и тело представляют собой единое целое, так верно и то, что мир сути и мир явлений не могут пребывать вне связи друг с другом. Соответственно, жизнь в потустороннем мире неразрывно связана с жизнью на земле. Подобным образом духовная радость также не может быть полной, если тело человека не испытывает подлинной радости.

В своем стремлении к вечной жизни религии преуменьшали ценность окружающей действительности и отвергали радости тела ради духовного блаженства. Однако, какие бы усилия человек ни прикладывал, он не может ни полностью отделиться от реальности, ни избавиться от физических желаний, которые, подобно тени, сопровождают его на протяжении жизни. Можно найти немало примеров того, как желание испытать физические радости овладевало даже людьми, которые избрали путь духовных исканий и отказа от плотских удовольствий. Поэтому их уделом были большие страдания. Подобная противоречивость - это реальность жизни многих из тех, кто избрал путь веры. Собственно, здесь и кроется основная причина слабости и недееспособности современных религий: их уязвимое место в том, что они не смогли преодолеть это внутреннее противоречие.

Есть еще одна важная причина упадка религий

Идя в ногу с развитием науки, интеллект современного человека достиг высочайшего уровня развития, что требует научного подхода к пониманию действительности. Тем не менее религиозным доктринам по-прежнему недостает научности объяснений. Другими словами, те объяснения, которые даются религией и наукой, не согласуются друг с другом.

Религия и наука, предназначение которых в том, чтобы преодолеть две стороны невежества человека, в ходе своего развития подчас занимали противоположные, непримиримые позиции. Однако для того, чтобы люди полностью избавились от невежества, как внутреннего, так и внешнего, и воплотили в жизнь добро, к которому так страстно стремится их изначальная душа, в определенный момент истории должна появиться новая истина, которая сможет примирить религию и науку и, представив их как единое целое, разрешить все спорные вопросы.

Новая истина должна пролить свет на многие вопросы, тревожившие в течение истории самые выдающиеся умы

Действительно ли грехопадение произошло от того, что человек в буквальном смысле вкусил от плода, который, как написано в Библии, назывался плодом дерева познания добра, и зачем Бог совершенства создал человека, который оказался способным совершить грехопадение? Почему всемогущий и всеведущий Бог не предотвратил грехопадение, хотя Ему, несомненно, было известно все происходившее? Почему всемогущий Бог не спас грешное человечество в мгновение ока?

Если человек был сотворен таким образом, что он не может жить в отрыве от Бога, насколько несчастным он должен быть, не зная Его? Может ли человек познать Сердце Бога? Новая истина должна не только убедить нас в существовании Бога, но и открыть нам Божье Сердце: чувство радости при сотворении мира; скорбь, переполнявшую Его Сердце, когда люди, Его дети, которых Он не в силах был оставить, восстали против Него; те горькие чувства, которые Он пережил, когда в течение всей долгой истории пытался спасти падшее человечество.

Она должна поднять идеализм сегодняшнего демократического мира на новый уровень и в конечном итоге, впитав в себя даже материализм, ввести все человечество в новый мир. Эта истина должна носить всеобъемлющий характер, благодаря чему все существовавшие в истории философии, идеологии и даже религии смогут прийти к полному согласию.

Эта высшая истина, несущая жизнь, не может появиться, однако, просто как результат скрупулезных исследований священных писаний и философских учений и не может быть придумана человеком. Как сказано в Библии: "Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих" (Отк. 10:11). Эта новая истина должна прийти от Самого Бога.
Читать дальше

Читайте также: