Народы республики алтай сообщение

Обновлено: 28.04.2024

Алтайский край – многонациональный регион, в нем проживает население, достаточно сложное по этническому составу. В девятку наиболее многочисленных этносов входят русские (92,0%), немцы (3,0%), украинцы (2,0%), казахи (0,4%), белорусы (0,3%), армяне (0,3%), татары (0,3%), мордва (0,2%), азербайджанцы (0,2%).

Данные переписи населения 2010 года свидетельствуют о том, что этнический состав Алтайского края не стал богаче, основные этнические пропорции не претерпели значительных изменений. При обработке данных переписи получено более 200 различных вариантов написаний национальной принадлежности, которые систематизированы в 142 национальности.

В 2010 году (как и в 2002 году) можно выделить 17 наиболее многочисленных национальностей, численность которых в крае превышает 1 тыс. человек (Таблица 1), численность первых трех национальностей, указанных в таблице, превышает 10 тыс. человек.

Из 2419,8 тыс. жителей Алтайского края 41 тыс. человек не дали сведений о своей национальной принадлежности (1,7%).

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей Алтайского края в межпереписной период

2002 г.

2010 г.

Рост в 2010 году к 2002 году, в %

тыс. чел.

% к итогу

тыс. чел.

% к итогу

в т.ч. указавшие национальную принадлежность

не указавшие национальную принадлежность

Этнокультурная мозаика в межпереписной период усилилась за счет значительного сокращения доли жителей немецкой (на 28,8 тыс. человек, 63,8%), украинской (на 20,5 тыс. человек, 61,2%), белорусской (на 3,69 тыс. человек, 55,4%) и мордовской (1,75 тыс. человек, 63%) национальностей. Одновременно произошло увеличение доли узбекского (с 1,96 тыс. человек до 2,76 тыс. человек, или на 40,8%) и таджикского (с 1,62 тыс. человек до 2,09 тыс. человек, или на 29%) населения.

Большая часть таджикского и узбекского населения постоянно проживает в городах края – 66,8%.

Сократилась численность коренного малочисленного народа Алтайского края – кумандинцев – с 1,66 тыс. человек до 1,4 тыс. человек, причем сокращение произошло за счет уменьшения доли городского кумандинского населения.

Основные факторы изменений в численном составе населения разных национальностей:

различия в естественном воспроизводстве (естественная убыль населения в межпереписной период – -83,6 тыс. чел.);

процессы во внешней миграции (миграционная убыль в межпереписной период – -104,1 тыс. чел.);

смена этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других факторов;

изменение принципа подсчета итогов переписи – в 2002 году была произведена группировка по 151 наименованию национальностей, поэтому существовало на 9 наименований этнических категорий больше.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Численность лиц, указавших соответствующую национальную принадлежность

Удельный вес лиц данной национальности среди лиц, указавших национальную принадлежность, %

Алтайский край населяют более 80 национальностей и народностей. Коренное население до 1991 г. было представлено алтайцами, составлявшими 2,3% всех жителей края, при этом 91,3% алтайцев проживали в границах Горно-Алтайской автономной области. В связи с образованием Республики Алтай (1991 г.) в крае резко сократилась доля алтайцев. К коренным народностям также относятся кумандинцы, телеуты, тофалары, тубулары.

Результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. еще раз подтвердили, что Алтайский край является одной из самых многонациональных территорий России. Во время переписи было учтено 120 национальностей (по России примерно 160 национальностей). По данным переписи наиболее многочисленными группами в крае являлись: русские – 2607426 чел. (92%), немцы – 79502 чел. (3%), украинцы – 52700 чел. (2%), казахи – 9825 чел. (0,4%), татары – 8899 чел. (0,3%), белорусы – 8280 чел. (0,3%), армяне – 8105 чел. Другие национальности представлены немногочисленными группами: азербайджанцы – 5852 чел., мордва – 4769 чел., чуваши – 3385 чел., цыгане – 3405 чел., узбеки – 1956 чел., молдоване – 1573 чел., евреи – 1096 чел., грузины – 1089 чел., удмурты – 920 чел., поляки – 896 чел., башкиры – 728 чел. и др.

АЛТАЙЦЫ – коренное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области. По Всероссийской переписи 2002 г. численность алтайцев – 67239 чел., из них в самой Республике Алтай – 62192 чел., в Алтайском крае – 1880 чел. Живут алтайцы также в Казахстане, Узбекистане.

Предки алтайцев тюркоязычные племена теле и тюкю. В XIII, XV–XVIII вв. в этногенезе алтайцев приняли участие монголоязычные племена, потомки некоторых вошли в состав алтайцев в качестве родов-сеоков (найман, дербет, могол, чорос).

Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). В середине XIX в. Глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 г. в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.

Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость. Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и др. Новокрещенным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 г. алтайцы причислены к оседлым жителям. В 1990-х гг. 72,9% алтайцев проживали в селах, основное занятие – отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.

КУМАНДИНЦЫ – (варианты самоназвания тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, проживающий в верхнем и среднем течении р. Бия. В административном отношении это территории г. Бийска, Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, Турочакского района Республики Алтай и Таштагольского района Кемеровской области. По итогам Всероссийской переписи 2002 г. кумандинцев насчитывается 3114 чел. Из них 1704 проживают в городах: Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Таштагол. В Алтайском крае – 1663 чел. До 2002 г. кумандинцы были учтены в качестве отдельной народности лишь переписью 1926 г. Тогда на территории РСФСР их насчитывалось 6327 чел. Все они проживали на территории Сибирского края, в том числе 4948 – в Бийском округе, 1384 – в Ойратской автономной области (ныне Республика Алтай). В последующих переписях кумандинцы включались в состав алтайцев. В 2000 г. кумандинцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 255 от 24.03.2000 г.).

Антропологический тип кумандинцев, наряду с другими северными этносами алтайцев (челканцами и тубаларами), выделяется в самостоятельную северо-алтайскую расово-систематическую единицу, занимающую промежуточное положение между уральским и южно-сибирским антропологическими типами.

Язык кумандинцев является северным диалектом алтайского языка, входящего в уйгурскую группу тюркских языков. В языке кумандинцев выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. Письменность создана в начале XX в. на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.

Принято выделять верхних (орё куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении р. Бия. В основу выделения этих групп положены некоторые отличительные особенности культуры и хозяйства у верхних и нижних кумандинцев.

Традиционное занятие кумандинцев – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.п. Кроме того, кумандинцы работают врачами, учителям, инженерами, строителями и т.д. В г. Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места. Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональном уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнения сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания.

Алтайцы: традиции и обычаи народа

В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он - главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее - его дух, даёт им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить "кто твой бог?", он ответит "менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай", что означает "мой бог - камень, дерево, природа, Алтай". Так отвечают алтайцы, традиции и обычаи которых наполнены всеобъемлющей любовью к своей земле.

Традиции и обычаи алтайцев


Главное божество алтайцев - хозяин (ээзи) Алтая, обитающий на священной горе Уч-Сумер. Они представляют его, как старика, облачённого в белые одежды. Увидеть хозяина Алтая во сне – означает заручиться его поддержкой. Именно с почитанием Ээзи Алтая связан древний обряд "кыйра буулар" - привязывание ленточек на перевалах.

Привязывают их на деревья - берёзу, лиственницу или кедр. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. В частности, он должен быть чистым, в его семье в течение года не должно быть смертей. Ленту привязывают с восточной стороны, ни в коем случае нельзя вешать её на ель или сосну. Есть требования и по размеру самой ленты.

Цвет ленты также символичен: белый цвет - цвет молока, жизни, жёлтый - цвет солнца и луны, розовый - символ огня, голубой означает небо и звёзды, а зелёный - цвет природы в целом. Вешая ленточку, человек должен обратиться к природе через алкыши - пожелания мира, счастья и здоровья всем своим близким. Альтернативный вариант поклонения Алтаю в месте, где нет деревьев - выкладывание горки из камней.

Очень интересны у альтайцев традиции гостеприимства. Есть определённые требования к тому, как принимать гостя, как подавать ему молоко, араку в пиале (алкогольный напиток) или курительную трубку, как приглашать к чаю. Алтайцы - очень гостеприимный народ.


Поскольку они верят в то, что у всего есть свой дух: у гор, воды и огня, они очень почтительно относятся ко всему окружающему. Очаг - не просто место приготовления еды. У алтайцев принято "кормить" огонь, благодарить его за тепло и пищу. Не удивляйтесь, если увидите, как женщина на Алтае бросает в огонь выпечку, кусочки мяса или жира – она его кормит! В то же время для алтайца недопустимо плевать в огонь, сжигать в нём мусор или переступать через очаг.

Алтайцы верят, что природа целебна, в особенности, аржаны - родники и горные озёра. Местные считают, что в них живут горные духи, а потому вода из них сакральна, может наделить даже бессмертием. Посещать аржаны можно только в сопровождении проводника и целителя.

Сейчас культура алтайцев возрождается, снова проводятся древние шаманистские обычаи и бурханистские ритуалы. Эти обряды привлекают множество туристов.

Музыкальные традиции

На Алтае регулярно проводят состязания кайчи

Музыкальные традиции алтайцев, их песенная культура уходят корнями далеко в древность. Их песни - сказания о подвигах, целые жизненные истории. Исполняются они посредством горлового пения Кай. Такая "песня" может длиться несколько суток. Сопровождают её игрой на национальных инструментах: топшуре и ятакане. Кай - искусство мужского пения и одновременно молитва, сакральное действие, вводящее всех слушателей в нечто подобное трансу. Их принято приглашать на свадьбы и праздники.

Ещё один музыкальный инструмент - комус - известен своим мистическим звучанием. Считается, что это женский инструмент. Туристы часто везут с Алтая в качестве сувенира именно комус.

Свадебные традиции

Вот как проходит традиционный обряд бракосочетания. Молодожёны выливают в огонь аила (юрты) жир, бросают в него щепотку чая и несколько капель араки. Обряд делится на два дня: той - праздник на стороне жениха и белкенчек - невестин день. Над аилом вешают ветки берёзы - культового дерева.

Раньше было принято похищать невесту, но сейчас этот обычай утратил свою актуальность. В слову, невесту можно было и купить, заплатив калым. А вот какой обычай сохранился до сих пор: девушка не может выйти замуж за юношу из своего сеока (родовой семьи). При знакомстве они обязательно должны удостовериться, что принадлежат разным сеокам. Женитьба на "родне" считается позором.

У каждого рода есть своя священная гора, свои духи-покровители. Женщинам запрещено подниматься на гору и даже стоять около неё босиком. При этом роль женщины очень велика, в представлении алтайцев она - священный сосуд, дарующий жизнь, и мужчина обязан её защищать. Отсюда и роли: мужчина - воин и охотник, а женщина - мать, хранительница очага.

При рождении ребёнка алтайцы устраивают праздник, забивают овец или даже телёнка. Интересно, что восьмигранный алтайский аил - традиционном жилище алтайцев - имеет женскую (правую) и мужскую (левую) половину. Каждому члену семьи и гостю отводится своё место. Детей учат обращаться ко всем на "вы", выказывая тем самым уважение к духам покровителей.

Глава алтайской семьи - отец. Мальчики с малолетства находятся с ним, он обучает их охоте, мужской работе, обращению с конём.

Конь присутствует в жизни алтайца с раннего детства

В старину в сёлах говорили: "Кто видел хозяина этого коня?", называя его масть, но не имя хозяина, словно конь неотделим от своего владельца, как самая важная его часть.

Младший сын по традиции живёт с родителями и провожает их в последний путь.

Главные праздники алтайцев

У алтайцев 4 основных праздника:

Эл-Ойтын - всенародный праздник и фестиваль национальной культуры, на который приезжает очень много гостей, в том числе, других национальностей, проводится раз в два года. Атмосфера праздника словно переносит всех в другое временное измерение. Проводятся концерты, конкурсы, спортивные состязания и другие интересные мероприятия. Главное условие участия - наличие национального костюма.

Чага-Байрам - "Белый праздник", что-то вроде Нового года. Начинается он в конце февраля, в период новолуния, и главная цель его - поклонение Солнцу и Алтаю. Именно в период этого праздника принято привязывать кыйра-ленты, преподносить угощения духам на тагыле - алтаре. После совершения обрядов начинается народное празднование.

Дьылгаяк - языческий праздник, аналог русской масленицы. На этом празднике алтайцы сжигают чучело - символ уходящего года, веселятся, устраивают ярмарку, весёлые аттракционы и конкурсы.

Чага-Байрам -

Курултай сказителей - соревнования для кайчи. Мужчины соревнуются в навыках горлового пения, исполняют сказания под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Кайчи пользуются на Алтае всенародной любовью и уважением. По приданиям даже шаманы побаивались устраивать обряды вблизи их жилищ - опасались не устоять перед великой силой их искусства.

Народы алтайского края

Народ Алтая. Алтайцы – коренное население Алтайского края, численность которого составляет около 70 тысяч человек.

Алтайцы относятся к тюркским народностям, которые говорят на южноалтайском и североалтайском языках.

История происхождения

Алтайцы произошли от енисейских кыргызов, их родственными народами являются киргизы, телеуты, теленгиты, хакасы, якуты, шорцы, сибиры.

Южные и Северные Алтайцы не имеют существенных языковых различий, культурных, бытовых и антропологических отличий. В зависимости от регионов, заселявших земли Алтая, Алтайцы делились на кумандинцев, челканцев, тубаларов.

Большинство Алтайского народа проживает в Алтайском крае, на Западно-Сибирской равнине и окраине юго-востока. Не большая численность проживает в Казахстане и других странах СНГ и Азии. До революции Алтайцев называли – Алтайские татары.

Внешность Алтайцев

Для Алтайцев присуще некоторые черты:

  • Смуглая кожа;
  • Черные волосы;
  • Узкий разрез глаз;
  • Ярко выраженные скулы;
  • Пухлые губы;
  • Плоское лицо.

Жители Алтая

Для женщин традиционно присущи длинные черные волосы, за которыми они любят ухаживать.

Традиционная одежда Алтайцев

Традиционная одежда для Алтайцев, прежде всего, должна быть удобной. И мужчины, и женщины носят длинные рубашки без воротника, со свободными рукавами. В костюм входят широкие штаны. В летний период на костюм одевают халат, а в зимний период шубу из овчины. Халаты и шубы расписаны яркими узорами.

Овчинные шубы носят мехом внутрь и в теплую погоду, так как для этой местности присущ суровый климат. И шубы, и халаты не имеют пуговок, а подпоясываются широким поясом.

Женщины носят поверх халатов традиционные кардиганы в пол, которые называются чегедек.

Так же неотъемлемой частью гардероба Алтайцев являются головные уборы. Цилиндрически и круглые шапки делают из ткани и меха, в зависимости от времени года. С давних времен Алтайцы умели ткать, поэтому сами производили ткань из конопли и крапивы.

Женщины носят поверх халатов традиционные кардиганы

Жилище

Традиционным жилищем для народа Алтая являлись Шатры, Юрты, Деревянные дома. Стены жилища Алтайцы обшивали лиственницей, берестой, войлоком. Шатры и юрты имели низкий вход, чтобы войти в них, приходилось пригибаться.

Шалаш

Жизнь и традиции алтайского народа

В племени, алтайцы делятся на роды, которые ведутся по линии отца. В роду мужчины могут наследовать охотничьи угодья.

С ярким колоритом проходят свадьбы, которые празднуют два дня. Мужчина в семье добытчик, который с уважением относится к женщине, и берет на себя полную ответственность за нее.

Мальчиков с детства обучают охоте, рыбалке, а девочек гостеприимству – как подавать чай, сладости. После того, как дети вырастут, с родителями остается младший сын, который по традициям Алтая, ухаживает за родителями до смерти.

Народ Алтая занимается:

  • Земледелием;
  • Охотой и рыболовством;
  • Скотоводство;
  • Сбор ягод и кореньев;
  • Ручная обработка бересты, войлока, дерева, кожи.

Религия алтайского народа

Алтайцы очень духовный и религиозный народ. Они поклонялись верховным божествам, правителям царства мертвых, духу воды, духу горы и другим природным духам. В религии присутствовало жертвоприношение, когда убивали лошадей.

Также коренные жители Алтая верили в злых духов, поэтому у них по сей день есть шаманы. Шаманы помогали изгнать их, а также излечиться от болезней. Шамана можно выделить из толпы, их традиционные костюмы существенно отличаются от других алтайцев. У шаманов множество религиозных атрибутов в виде бубна, перьев и т.п.

Шаманы могли лечить болезни, давать дельные советы и даже предсказывать будущее.

Традиционная еда народа Алтая

Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.

Блюда из Алтая

Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.

Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.

Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.

Читайте также: