Народные песни удмуртии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Анализ произведений современных композиторов Удмуртии. Исследование двух концептуальных подходов к удмуртской обрядовой песне: с точки зрения этномузыковеда и профессионального композитора. Слуховые впечатления отдельных произведений композиторов.

Рубрика Музыка
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 17.10.2018
Размер файла 28,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Уральское отделение Российской академии наук

Удмуртский институт истории, языка и литературы

Отдел филологических исследований

Удмуртская традиционная песня в творчестве композиторов Удмуртии: взгляд фольклориста

Ирина Муртазовна Нуриева

Аннотация

В статье, посвященной анализу произведений современных композиторов Удмуртии, рассматриваются два концептуальных подхода к удмуртской обрядовой песне: с точки зрения этномузыковеда и профессионального композитора.

Ключевые слова и фразы: удмуртская обрядовая песня; композиторы Удмуртии; культурный слой; напев-символ.

The author presents the analysis of the Udmurt contemporary composers' works, and considers two conceptual approaches to the Udmurt ritual song: from the point of view of an ethnomusicologist and a professional composer.

Key words and phrases: Udmurt ritual song; Udmurt composers; cultural strata; tune-symbol.

Настоящая статья представляет собой наброски к портрету современной профессиональной музыки в Удмуртии. Наша цель - более чем скромная: попытаться проанализировать слуховые впечатления отдельных произведений современных композиторов Удмуртии, в которых процитирована удмуртская обрядовая песня.

Совершенно понятно, что современные слушатели, как правило, принадлежащие к другому культурному, а часто и этническому слою, воспринимают исключительно внешнюю, поверхностную сторону обрядового звучания песен. Потому обращение композиторов к раннему слою удмуртской обрядовой музыки сопряжено с определенными трудностями. Как работать с подобными напевами-символами, которые в интонационном, гармоническом, часто и в ритмическом отношении не являются столь выразительными, как, например, песни более позднего стиля?

Таким образом, каждый композитор по-своему подошел к проблеме переосмысления удмуртской песни. Любая творческая личность имеет право на свое видение песенного фольклора, независимо от того, совпадает ли оно с народной установкой или не совпадает. В свою очередь, и удмуртская песня имеет право на вторую жизнь - в музыке профессиональных композиторов. На мой взгляд, еще далеко не все потенциальные возможности удмуртской обрядовой песни - многослойной, многоуровневой, многозначной - раскрыты. И если происходит соединение двух миров, двух космосов - происходит чудо.

Список литературы

2. Асафьев Б. М. И. Глинка. Л., 1978.

3. Багин С. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда // Этнографическое обозрение. 1897. № 2. С. 59-92.

4. Вотяки Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. 1856. № 10.

5. Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880.

6. Орлов Г. А. Древо жизни. Вашингтон - СПб., 1992.

7. Островский Д. Вотяки Казанской губернии // Труды Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1873. Т. IV. Вып. 1.

8. Подарок Мункачи / сост. А. Уваров. Ижевск, 1983.

9. Поздеев П. К. Жингырты, удмурт кырзан! Ижевск, 1987.

10. Травина И. К. Удмуртские народные песни. Ижевск, 1964.

11. Чуракова Р. А. Песни южных удмуртов. Ижевск, 1996. Вып. 2. Удмуртский фольклор.

12. Buch M. Die Wotjaken: eine ethnologische Studie. 2 Ausg. Helsingfors, 1882.

Подобные документы

Музыкальное творчество композиторов, пишущих отдельные произведения для сольного исполнения на таких музыкальных инструментах, как виола, виолончель, контрабас. Работы, написанные для скрипки соло композиторов Джалала Аббасова, Гасанага Адыгезалзаде.

статья [19,2 K], добавлен 31.08.2017

Истоки кабардинской и балкарской культуры, искусство адыгов. Песня - душа кабардинского и балкарского народа. Национальный фольклор в творчестве русских и советских композиторов. Характерные особенности хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии.

дипломная работа [97,4 K], добавлен 18.02.2013

Основные службы римско-католической традиции. Missa и Requiem. Секуляризация жанра "Requiem" в творчестве композиторов XIX-XX веков. Воплощение жанра Гектором Берлиозом и Габриелем Форе. Сравнительный анализ части Sanctus из циклов этих композиторов.

дипломная работа [126,8 K], добавлен 20.06.2013

Колокольные звоны как органичная часть музыкального стиля и драматургии произведений русских и советских композиторов в различных жанрах. Колокольная музыка как вид народного творчества. Использование колоколов и колокольчиков в повседневной жизни.

реферат [9,1 K], добавлен 30.09.2013

Изучение вокального произведения, как синтеза слова, музыки и инструментального сопровождения. Пушкинская лирика в романсах композиторов. Сравнительный анализ романсов советских композиторов на стихотворение А.С. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный".

Удмурты, или как раньше называли эту народность – вотяки, по официальным данным берут свое начало еще с племен финно-угорской семьи (1 тысячелетие до н.э.). Это подразумевает собой и огромную историю не только народности, но и их культуры, традиций, быта. В частности, большой отрезок времени, удмуртская музыка росла в рамках устного народного творчества. Ее самобытность, несмотря на огромное влияние тюркских и славянских народов дошла и до наших дней.

Содержание песенного фольклора включает в себя огромное количество видов. Это бытовые, шуточные, календарные и многие другие песни, фактически среди этих видов не присутствует только героический эпос.

Фундаментом музыки удмуртов является 7-ступенная диатоника с включением пентатоники, а сами мелодии имеют узкий диапазон. На инструменты используемые удмуртами широко повлияли как тюрки (домбра, бандура, чипчирган и др.), так и славяне (гусли, ложки, трещотки и пр.), ну и конечно современные инструменты удачно влились в диапазон удмуртской музыки – баян, гармонь, гитара и многие другие.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

В течение длительного историч. периода У. м. развивалась в рамках устного нар. творчества. Песенное иск-во ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмич. структуре сближают его с музыкой коми. Удм. нар. музыка основана на диатонич. ладах, в ней широко используется пентатоника. Тематика нар. песен определяется датами нар. календаря (посевные, сенокосные, жатвенные, молотьбы, обработки льна, беления холстов, сбора ягод и грибов, проводов осени - пцртмаськон, охоты). В семейном цикле большое место занимают свадебные и поминальные песни, песни встреч (куно пумитан) и проводов гостей (куно келян), а также плясовые. Мелодика наиболее ранних из дошедших до нас песен - декламационная, носит суровый, сдержанный характер, диапазон напевов небольшой (в объёме терции), песни исполняются в низком регистре. В удм. песенном фольклоре имеется ряд местных разновидностей: южноудмуртская короткая песня, сев. удм. песня-импровизация и др. После соединения Удмуртии с Рус. гос-вом в 16 в. удм. фольклор впитывает в себя новые черты. Появляются историч. (о взятии Казани, о Пугачёве), рекрутские, батрацкие, разбойничьи песни. В период зарождения капитализма, роста крупной промышленности, а также под влиянием политич. ссыльных в удм. нар. иск-ве распространяются вольнолюбивые мотивы.


Удмуртская народная песня "Кылёд ук". Запись И. К. Травиной (1957).
Нар. муз. инструменты удмуртов отчасти сходны с инструментами финно-угорских народов. К струнно-смычковой группе относится скрипка (крезь кубыз); к струнно-щипковым - домра (домро крезь), балалайка (балай), гитара, бандурка и наиболее древний инструмент крезь - гусли, существовавшие в 2 разновидностях: простые (покчи крезь) и ритуальные "великие" гусли (быдзым крезь); к группе духовых - чипчирган (тростниковая трубка длиной ок. 100 см, звуки извлекаются путём втягивания воздуха), тутэктон (пастуший рожок), узьы-гумы (типа продольной флейты), шулан (типа глиняной свистульки), быз, - все древнего происхождения. Среди многочисл. ударных инструментов - трещотки ( такыртон), чугунные заслонки, деревянные ложки и колокольчики (чингыли). Формы бытования инструментов меняются. Нек-рые инструменты, такие как шулан, такыртон, применяются ныне только как детская игрушка, большое распространение получили гармонь (арган), баян, гитара, балалайка.
Муз. жизнь городов и заводских посёлков дореволюц. Удмуртии начиная с 19 в. проходила в рамках любительского музицирования. До этого она сосредоточивалась в церк. уч. заведениях и монастырях. После Oкт. революции 1917 нар. песня обогащается новыми образами. Большой вклад в развитие удм. муз. культуры внесли руководители хор. коллективов - M. Г. Романов, Е. В. Молоткова, К. П. Герд, М. А. Курочкин. На основе собств. записей они составили первые сб-ки удм. нар. песен.
В 30-е гг. появляются первые образцы проф. муз. творчества: массовые песни Д. С. Васильева-Буглая, Н. М. Греховодова, М. В. Коробова и музыка к спектаклям драм. т-ров - Н. А. Голубева ("Иго содрогается" и "Италмас" М. П. Петрова, 1936 и 1938), Н. М. Греховодова ("Камит Усманов" И. Г. Гаврилова, 1941). Организуется конц. жизнь. Создаются хор Удм. радио (1932), хор и ансамбль пляски удм. филармонии (1936), удм. оперный т-р (1934).
В 40-50-е гг. массовые песни пишут Н. М. Греховодов, Г. А. Корепанов, Г. М. Корепанов-Камский, Н. Е. Шкляев, Г. Н. Матвеев, Г. А. Шаклеин. К этому же периоду относятся первые крупные хор. соч. Г. А. Корепанова (кантаты "Солнце Октября", "Славная молодость", сюиты "Родные поля", "Наша молодость"). Большим событием в театр. иск-ве явилось создание и постановка первой удм. муз. комедии "Сюан" ("Свадьба") Греховодова (1946).
В 60-70-е гг. появляются крупные муз.-сценич. произв., среди к-рых оперы "Наталь" Г. А. Корепанова (1961), "Россиянка" Г. М. Корепанова-Камского (1967), "Надежда" (1975) Л. В. Васильева, балеты "Италмас" (1961), "Чипчирган" (опера-балет, 1964) Г. М. Корепанова-Камского, оперетты "Любушка", "Когда поют соловьи" Г. М. Корепанова-Камского. Среди крупных соч. для оркестра: симфония Г. А. Корепанова (1964), "Тыловайская сюита" (1969), Поэма для струн. оркестра и фп. (1972), концерт для скрипки с оркестром (1969) Г. М. Корепанова-Камского, концерт для многотембрового баяна и оркестра Л. В. Васильева (1973), сюита для камерного оркестра "Ижевск" Ю. В. Болденкова (1975), симф. каприччио "Свадебные мелодии" Ю. Л. Толкача (1976). Написаны и камерно-инстр. произв. (Г. М. Корепанов-Камский, Г. А. Корепанов, Ю. В. Болденков, А. М. Руденко, А. Г. Корепанов). В 60-70-е гг. хор. сочинения, сольные песни, обработки нар. песен представлены в творчестве Г. А. Корепанова, Г. М. Корепанова-Камского, Н. Е. Шкляева, Л. В. Васильева, Ю. В. Болденкова, Ю. Л. Толкача, Г. Н. Матвеева, Г. А. Шеклеина.
Среди деятелей муз. иск-ва: дирижёры - нар. арт. Удм. АССР А. В. Мамонтов, засл. деят. иск-в Удм. АССР Г. Н. Бехтерев, Р. А. Анкудинова; певцы - нар. арт. РСФСР К. А. Ложкин, засл. арт. РСФСР Г. И. Титов, Н. С. Зубков, Е. С. Пахомова, нар. арт. Удм. АССР Г. М. Корепанов-Камский, В. К. Виноградова, засл. арт. Удм. АССР Н. Д. Вахрушев; пианисты - засл. деят. иск-в Удм. АССР О. С. Фарфель, Е. С. Валов. В Удмуртии работают (1980): ансамбль песни и танца "Италмас" (1936), хор Удм. радио и телевидения (1933), Муз. уч-ще им. Д. С. Васильева-Буглая (1933), Пед. ин-т с муз. ф-том, Культ.-просвет. уч-ще, 42 муз. школы, Дом нар. творчества (1936), CK Удм. АССР (1973).

Литература : Васильев-Буглай Д. С, Удмуртские песни, в сб.: Труды Удмуртского научно-исследовательского института, сб. 1, Ижевск, 1935; Гиппиус Е. В. и Эвальд З. В., К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни, в кн.: Записки Удмуртского научно-исследовательского ин-та истории, языка, литературы и фольклора, вып. 10, Ижевск, 1941; Греховодов Н., Корепанов Г., Юшкова В., Музыкальная культура Удмуртской АССР, в сб.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, (М.), 1957; Травина И. К., Удмуртские народные песни, Ижевск, 1964; Путь к удмуртской опере, сб., сост. А. Н. Голубкова, Ижевск, 1969; Поздеев П. К., Фольклористика, в сб.: Об исследованиях культуры удмуртского народа, Ижевск, 1970; Голубкова А. Н., У истоков удмуртской музыкальной культуры, в кн.: Записки Удмуртского научно-исследовательского ин-та истории, экономики, литературы и языка, вып. 21, Ижевск, 1970; её же, Удмуртская народная песня в календарном обрядовом цикле, в сб.: Вопросы искусства Удмуртии, Ижевск, 1976; её же, Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917-1967), сб., Ижевск, 1978.

А. Н. Голубкова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Удмуртская музыка" в других словарях:

Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика — (Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республика) Удмуртия. В составе РСФСР. Образована 4 ноября 1920 как Вотская (с 1932 Удмуртская) автономная область; 28 декабря 1934 преобразована в автономную республику. Расположена в… … Большая советская энциклопедия

Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Блок, Владимир Михайлович — Владимир Михайлович Блок Дата рождения 7 ноября 1932(1932 11 07) Место рождения Москва, СССР Дата смерти 28 авг … Википедия

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

Фолк — Народная музыка (или фольклорная, англ. folk) музыкально поэтическое творчество народа. Она неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой… … Википедия

Инди-фолк — Направление: Фолк музыка, рок музыка Истоки: Фолк музыка, инди рок, кантри Место и время возникновения: Начало 1990 х, Северная Америка Годы расцвета … Википедия

Фолк-Метал — Направление: Метал Истоки: Метал, Этническая музыка Место и время возникновения: Начало 1990 х, Великобритания … Википедия

Южная удмуртская песенная традиция, сохранившая до новейшего времени такие архаичные формы интонирования, как скольжение, повышение или занижение II и III ступеней лада в узкообъемных, в основном трехзвучных обрядовых напевах, в большей степени привлекала внимание этномузыковедов. Узкообъемный амбитус справедливо считается одним из репрезентативных признаков удмуртской традиционной песни. Однако далеко не все напевы, имеющие в основе трехзвучный звукоряд, можно отнести к древнейшим песенным формам. Композиционный и ритмический анализ отдельных жанров, в частности, в завятской локальной традиции показал, что некоторые из них возникли позже, сохранив при этом привычную форму узкообъемных ладов.

Уникальные черты стиля удмуртской песни обнаруживают стадиально - типологические параллели со многими архаичными культурами. Народная музыка - коллективное пение в обряде, инструментальное музицирование, танец, молитвы-заклинания – составляла необходимую, важнейшую часть института дохристианских культов. Сохранение в удмуртской традиции элементов древнейшей песенности, проступающих сквозь толщу поздних напластований, является важной предпосылкой для изучения мифологических корней фольклорного музыкального мышления.

Глубинную семантику ритуального пения как глубоко сакрализованного акта магического воздействия на природу и человека раскрывает целый комплекс элементов традиционной культуры, связанных с музыкальной деятельностью удмуртов: народная терминология, народные верования, песенно-поэтические образы, организация ритуального пения во времени и пространстве и т.д.

Поверье о несчастливой судьбе искусного певца усто кырӟась отразилось в многочисленных фольклорных текстах.

Матушка нам – не пой – говорила,
Несчастливая будешь – говорила.
Слов матери я не послушала,
Несчастливой из ее детей я стала.

В лес ходила дрова рубить,
Cрубленные мною деревья узнать можно.
С детства петь была мастерицей,
Что буду несчастлива, хорошо знала.

Несчастливая судьба искусных певцов некоторыми учеными объяснялась трудностью овладения искусством пения: только пройдя жизненные испытания, можно достигнуть совершенства [Герд 1926: 25].

Блестящие сапоги надев,
Стала я мастерицей плясать.
Разную нужду испытав,
Стала я мастерицей петь.
В ту или иную сторону (много) пройдя,
Стала я мастерицей ходить.
Оставшись без отца с матерью,
Стала я мастерицей петь.

Сейчас довольно трудно однозначно объяснить этот удивительный феномен. Возможно, что эти представления также связаны с особым статусом искусного певца в древнем обществе как медиатора, посредника между мирами, наделенного особыми полномочиями. И подобно шаману, усто кырӟась не может отказаться от своего искусства, предначертанного ему судьбой.

Отдельные особенности музыкального стиля удмуртских обрядовых напевов, архаичность которых отмечали многие музыканты, также во многом определяются сакральным значением ритуального пения в традиционном обществе.

Образ песни – пения на открытом пространстве отражен и в поэтических текстах. Громкое (сакральное) пение поезжан в свадебных песнях южных удмуртов сравнивается с образом мифологической Великой Священной реки Тӧдьы Кам :

Тодьы Камлэн тулкымез
Мед шуккискоз ярдуре –
Милям жингрес куарамы
Мед кылиськоз кыдёке.

Мед шуккиськоз куарамы
Кам сьорысен Кам сьорозь;
Такем шулдыр сюанмы
Дауръёсын мед кылёз.

Волны Великой реки
Пусть бьются о берега –
Наши звонкие голоса (”голос”)
Пусть раздадутся далеко.

Пусть наши голоса (”голос”) раздадутся
С одного берега Священной реки на другой;
[Память] о такой веселой свадьбе
Пусть в веках останется.

[Кельмаков 1990: 170, 166].

Яркой знаковой функцией наделен важнейший стилевой компонент – ритм. В раннетрадиционном пласте удмуртских обрядовых песен особое место занимает ритмическая формульная структура из трех восьмых и двух четвертей , распространенная на широкой территории от крайнего юга заселения удмуртов (Бавлинский р-н Татарстана) до северных районов Удмуртии. Эта ритмоформула (РФ) охватывает различные жанры календарной, семейно-родовой и окказиональной обрядности. Во всех обрядовых напевах, основанных на пятисложной РФ, именно ритм выдвигается на первый план, он является основным музыкально - формообразующим и музыкально-выразительным средством. Бесконечный повтор этой асимметричной, моторно-токкатной ритмической фигуры как один из архаичных композиционных способов построения музыкальной ткани гипнотически влияет даже на современных слушателей, можно представить могущественное, подавляющее действие ритма, сопровождавшего ритуальные мистерии, на членов традиционной общины, которые искренне верили в его магическую силу.

Разумеется, и тембро-динамические, и ритмические средства являются далеко не единственными в комплексе музыкально-выразительных средств, психологически влияющих на сознание древнего человека. Особыми свойствами наделены некоторые интонационные обороты, в частности, интонации зова, клича, композиционные приемы (повтор), формульность и др., которые тоже должны рассматриваться в общей системе мифологических представлений.

Ведущее место в удмуртском фольклоре занимает песня. Об устойчивых традициях песенного творчества говорит их многоголосие. Петь, по представлениям удмуртов, должен уметь каждый, кто научился говорить. Человека, не умеющего петь, насмешливо называют паллян кырӟась, т.е. поющий влево, уводящий мелодию. Но в то же время человек, выделяющийся искусством пения, по народным представлениям, не может быть счастливым. "С детства в пении искусен, видно, буду несчастливым" — поется в одной из песен.
Песня сопровождала удмурта всю жизнь, от рождения до смерти.

Файлы: 1 файл

УДМУРТЫ.docx

Озьы зульы я, дыдое,

Тазьы зульы я, дыдое.

Зульы, дой, я, дой.

Зульы, дой, я, дой

Зульы, дой, я, дыдой, я, дой.

Зульы, дой, я, дыдой, я, дой.

Мелодия песни близка удмуртским плясовым напевам.

Косяко, косяко коркаос,

Азвесь выжо корказьёс.

С косяками, с косяками дома

Сени с серебряными полами.

Ой, Микита, Микита,

Кыз ул чипы, кыз дарали,—

Маркем ной тумошо!

Охотничьи и пчеловодческие песни

Параллельно с земледелием большое место в жизни удмуртов занимали идущие от древнейших времён промыслы - охота, бортничество. Им сопутствовали особые промысловые песни.

Среди пчеловодческих песен (муш утён гур) особый интерес представляют песни-заклинания. Пелись они главным образом в период роения пчёл и направлены были на то, чтобы рой не улетел далеко в лес, где его потом будет трудно найти, а сел где-нибудь поблизости, на заранее подготовленном месте. Как и в охотничьих песнях, пчеловоды нередко обращаются к пчелам с прямой речью:

Кытчы мыноды тӥ, нуныёсы? / Куда летите вы, детушки?

Милемыз кельтыса, эн кошке кыдёке. / Нас не оставляйте, не улетайте далеко.

Муш утён гур пели также на пчеловодческих праздниках, которые устраивали либо на Троицу, либо на Медовый спас, когда заканчивали выкачивание мёда [3] .

Колыбельные песни

Смотри также: Тексты колыбельных песен

Все детские песенки приспособлены к потребностям детского существа, к особенностям его психики. Текст и мелодия несложны, но выразительны, и легко воспринимаются детьми. Колыбельная песня служит для успокоения, усыпления малыша и тесно связана с колыбелью.

Удмуртские колыбельные песни делятся на песни с импровизированным текстом и на песни, текст которых устойчив. В удмуртском детском фольклоре, как и в фольклоре других финно-угорских народов, а также и в русском, выделяются три группы колыбельных песен, отличающихся друг от друга по степени сложности. В первой важна мелодия, они состоят из повторения убаюкивающих звуковых сочетаний. Во второй группе тексты колыбельных песен усложняются. В таких песнях мать, обращаясь к своему ребенку, сулит что-то приятное. Песни, полностью построены на обращении к ребенку, уже хорошо понимающему речь матери и реагирующему не только на голоса, но и на ее слова, относятся к третьей группе. Последние в свою очередь делятся на два вида: а) песни о будущем ребенка; б) песни о заботах матери.

У удмуртов, как и у других народов, ребенка с ранних лет готовили к трудовой деятельности. Все это нашло отражение в содержании колыбельных песен, где мать поет о будущей жизни ребенка, когда он станет помощником своим родителям: "Изь, изь, нуные; Зарни бугоре; Бадӟым будод, тӥр кутод; Тэле мынод, пу ваёд; Анай-атайдэ сюдод". - "Спи, спи, мое дитё; Золотой мой клубочек; Большой вырастешь, топор возьмешь; В лес поедешь, дров привезешь; Родителей прокормишь".

Поэтические образы удмуртских колыбельных песен знакомят детей с окружающей действительностью, с животным и растительным миром. У удмуртов излюбленными образами колыбельных песен, как и у русских, являются голуби - "дыдыке".

Для колыбельных песен удмуртского народа характерны различные поэтические определения – эпитеты, играющие большую роль в создании ярких красочных образов, привлекательных для детей. Постоянным является эпитет "зарни" – "золотой", который часто употребляется со словами "бугоре", "комоке" – "клубочек", "комочек".

Нередки случаи употребления в колыбельных песнях сравнений. Обычно они создаются при помощи служебного слова "кадь" – словно, будто, ровно: "Бай, бай, нуные; курка куды кадь дӧдьыед; Горд атас кадь валъёсыд. " - "Баю, баю, мое дитё; Словно индюшечье лукошко твои сани; Словно красный петух твои лошадки. "

Женщина-удмуртка сравнивает своего ребенка яблоневым цветочком - "улмопуысь сяськаен". Пример сравнения ребенка с растением в фольклоре различных народов позволяет ученым утверждать, что подобные аналогии наиболее архаичны и восходят к мифологическому мироощущению. Особая выразительность и эмоциональность колыбельных песен удмуртов создается употреблением притяжательных суффиксов, придающим словам-обращениям ласкательное значение: "чебере", "гыдыке", "нуныкае" – "красавчик мой", "голубочек мой", "дитя/дитятко мое" [20] .

Лирические песни

Смотри также: Тексты лирических песен

Драматическая ситуация в жизни отдельного члена коллектива: смерть близкого человека, отъезд девушки из родительского дома, проводы в солдаты формируют особый песенный жанр – причитания и способствуют переходу лиро-эпики в лирику. Наблюдаются разные уровни создания текстов – от напевов на припевные слова до лирических песен. В причитаниях последнего типа возможно выделение отдельных мотивов, являющихся их сюжетообразующей основой. По сути дела, это уже лирические песни, и именно поэтому легко выделяются из обряда, живут вне его и становятся основой для создания новых лирических песен [21] .

К обрядовой песенной поэзии восходит генезис не только поэтических приемов, но и всей лирической традиции в целом. Выделение лирического начала в обрядовых песнях - более поздняя и поэтому качественно новая ступень эстетического воспроизведения действительности, когда изображение психического состояния индивида берет верх и в определенной мере отвергает каноны, выработанные обрядовым фольклором [2] .

Лирические песни - это слой народного творчества, наиболее близкий нашему времени. Формируясь в недрах календарных обрядов, свадебного обряда, лирические песни постепенно приобрели самостоятельное значение. Их стали петь во время посиделок, уличных гуляний, домашних рукодельных работ. Эти песни в народе нередко называют огшоры кырӟан (будничные песни), подчёркивая тем самым, что их поют вне праздников, в повседневной жизни.

Шунды но ӝужа но, шунды но пуксе но, / Солнце восходит, солнце садится,

Нош ик со интые толэзь но ӝужа. / А на его место луна восходит.

Пиос но будо но, пиос но кошко но, / Сыновья растут, сыновья уходят,

Нош ик со интые пиос будыло. / А на их место другие сыновья подрастают.

Своеобразен мир лирических песен, отражающих древние анимистические представления, т. е. веру в то, что человек после смерти продолжает жить в природе:

Сюрес дурын лабрес кызьпуэд - / У дороги развесистая берёза -

Сое эн кора, дядие. / Не руби её, отец.

Сюрес дурын лабрес кызьпуэд - / У дороги развесистая берёза -

Со луоз мынам мугоры. / Это будет моё тело.

В музыкальном отношении лирические песни делятся на два вида: скорые и протяжные.

Хороводные, игровые и плясовые песни

Смотри также: Тексты хороводных и игровых песен

Хороводные песни - один из малоизученных пластов в удмуртской фольклористике. Все они когда-то были приурочены к народному календарю. Однако уже к XVIII веку произошло ослабление календарной приуроченности песенно-обрядового фольклора, изменение его основных функций. Многие песни, связанные с календарем и семейными обрядами, перешли в празднично-игровой фонд, приобрели чисто эстетическую, зрелищно-игровую функцию [22] .

Большим событием в праздничной жизни удмуртской молодежи были весенне-летние гуляния, которые обычно проводились на специально предназначенных для этого местах: на горе или пригорке (шудон гурезь, шор муӵ); на меже между селениями (грань вис) эту межу никогда не распахивали; каких-либо отдельных приметных деревьев за деревней; на мосту, где обычно был дощатый настил; нередко же просто за околицей или посреди деревни. Весенние гуляния начинались, когда просыхала земля, но главным образом по окончании весеннего посева и продолжались до времени сенокоса или страды.

Под влиянием христианства точкой отсчета в календарном цикле становится христианская Пасха. Она вбирает в себя обряды встречи весны и первой борозды, приурочивая ритуально-игровые моменты непосредственно к этой дате [23] .

В пятницу перед Пасхой (Бадӟым Акашка) молодые парни делали где-нибудь на возвышенном месте качели. Когда качели были готовы, ходили по тем домам, где были девушки. Те угощали их кумышкой. Почти семь недель после Пасхи молодые парни и девушки в каждый четверг и пятницу играли под качелями. Во время качания пели песни. Проводили под качелями целые ночи. В таких гуляниях принимали участие только девушки и парни [16] .

У южных удмуртов на третий день праздника Акашка (Быдӟым нунал) вечером молодежь поочередно качалась, играла в "пятнашки", "горелки", водила хороводы, во время которых пела весенние песни [24] . Праздник завершался веселыми играми. Перед рассветом молодежь, распевая хороводные песни, шла с места проведения игр вокруг деревни. Обойдя ее, они разламывали качели, после чего, подойдя к изгороди, пели, ударяя по ней:

Ыжгон туге вал, / У меня шерстобитная струна,

Жын-жан гынэ шуэ вал; / Звонко-звонко била она;

Ми ке тугим, ӟеч тугом, / Если взобъем (шерстъ), хорошо собьем,

Котьмар ужез ӝог каром. /Какую угодно работу успешно выполним [23] .

Ай-кай но арлэн ортчемез, ай-кай, / Ай-кай, ещё один год прошёл, ай-кай,

Кускись путолэн но пӧсьтэмез, ай-кай. / Даже нарядный кушак износился, ай-кай.

Пӧсьтоно путо, мед ик но пӧсьтоз, / Положено износиться кушаку - пусть износится,

Ортчонтэм даур лусал ке, ай-кай. / Вот молодость бы как-то удержать, ай-кай.

Затем девушки пели для каждого вставшего в шеренгу парня какую-либо строфу из песни другого жанра - свадебной, гостевой, рекрутской, шуточной - на тот же напев первой строфы. Содержание строфы, спетой для парня, говорит о его недостатках или предвещает, что с ним произойдёт в этом году. Завершала игру та же строфа, которую пели в самом начале. Такая игра повторялась на горе каждый вечер, начиная с 4-го дня после Пасхи, вплоть до начала сенокоса.

Одной из самых популярных весенне-летних игр-хороводов молодежи является игра "Ӟазег уя, ӵӧж уя". В ней принимают участие все девушки и парни, пришедшие на праздничное гуляние, на специальную площадку в конце деревни. Они становятся парами в длинную шеренгу, а игрок, оставшийся без пары, идет в ее начало. Все игроки в шеренге берутся за руки попарно и, покачивая ими, поют:

Читайте также: