Иволгинский дацан сообщение 5 класс однкнр

Обновлено: 08.07.2024

Дацан — монастырь-университет в буддийской традиции. Включает несколько храмов, учебное заведение и даже оранжерею со священными для буддистов растениями.

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Что необходимо сделать в Иволгинском дацане

В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.

— Поговорить с ламой.

Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.

— Сходить на прием к врачу.

В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.

Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.

Как нужно вести себя в дацане

Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.

Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.

Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем

На выходе из дацана стоит аршан — сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.

Символы буддизма

Ступа

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Лань

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

У каждого человека есть Родина, которой мы гордимся, но есть и своя малая Родина, это милый сердцу уголок земли. Моя малая Родина – солнечная республика Бурятия. Она расположена в южной части Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал. Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать.

Моя мечта сбылась. В воскресный день вместе с родителями я впервые побывала в Иволгинском дацане. Главный вход был закрыт, потому что его открывают только по большим праздникам. Мы вошли на территорию дацана через левые ворота, которые легко отличить по не зарастающей травой тропе. Какое – то странное чувство охватило меня, когда я попала в этот мир. Инстинктивно почувствовала я святость места.

На пути нам встретился причудливый камень. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь). Я отошла от камня на несколько шагов, загадала желание, вытянула руку вперёд и, закрыв глаза, подошла к камню и прикоснулась к нему, по преданию то что задумано непременно сбудется. Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.

Посмотрев вокруг, я увидела 10 храмов - дуганов, которые поразили меня своей красотой. Храмы построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыш. Я обратила внимание, что у бурятских храмов деревянные элементы соседствует с гладкими каменными стенами и плоскостями. Большую роль играет цветовая символика, распространявшаяся на материалы и вещи. В росписи обязательны сакральные цвета: бордовый и желтый, символизирующие могущество и силу. Наряду с ними преобладал белый, синий и зеленый цвета.

Мы зашли в дуган и присутствовали на молебне. Я почувствовала спокойствие. Наблюдая за верующими, я поняла правила этикета. Нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды, нельзя показывать на них пальцем, не стоит громко разговаривать. Находясь в храмах во время молитв, не следует скрещивать руки или ноги.

Выйдя из дугана, я удивилась, увидев дерево, на котором висели разноцветные лоскута ткани. Мне объяснили, что это химморины – это лоскут ткани с молитвой.

-А почему они все разного цвета? - спросила я.

Проходивший мимо лама пояснил мне, что цвет химморина зависит от года рождения молящегося. Химморин символизирует психическую энергию человека. Поэтому этот обряд рекомендуется совершать, когда одолевает тоска, чтобы возродить внутреннюю энергию.

Особое место среди построек дацана занимает дворец с нетленным телом великого Учителя - хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Увидеть нетленного может любой желающий, но нам это не удалось, потому что это возможно всего восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. Меня очень заинтересовала судьба этого человека. И поэтому возвратившись домой, я нашла очень интересную информацию о хамбо - ламе Даши-Доржо Итигэлове. Ламы не стало в 1927 году. Однако буддисты уверены, что Итигэлов не умер, а достиг нирваны. Его тело до сих пор проявляет признаки жизни, у него растут волосы и ногти. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина. За телом бережно ухаживают, это основная святыня дацана. Это чудо! Итигэлов пришёл, ничего не сказав, не произнёс ни слова, однако весь мир о нём знает и говорит. Итигэлов пришёл и никого к себе не зовёт, но миллионы людей идут к нему. Кто встретится с Хамбо ламой Итигэловым, никогда не забудет этого.

Покидая дацан, я чувствовала гармонию и хорошее настроение. Любой человек православный или мусульманин может посетить это святое место, потому что как бы мы Бога ни называли, он у нас один на всех, как и Земля – матушка. Такая философская позиция, свойственная буддистам, помогает им не конфликтовать из – за надуманных противоречий. Поэтому Иволгинский дацан открывает двери абсолютно для всех.

Я горжусь своей малой Родиной, ее природой, историей и людьми, и называю долиной любви и согласия, счастья и красоты.

храм

Центр современного буддизма в России - Иволгинский дацан - сравнительно молодой монастырский комплекс, построенный сразу после Великой Отечественной войны буквально среди чистого поля.

За высоким забором монастыря – кустарники, увешанные химморинами – цветными ленточками с нанесённым на них текстом молитвы, да покрытая разнотравьем степь до самых предгорий Хамар-Дабана. С южной стороны дацана обустроен небольшой стадион для проведения соревнований по традиционным бурятским видам спорта – стрельбе из лука, борьбе. На востоке к монастырскому комплексу примыкает ипподром. А внутри ограды – целое местечко, включающее культовые религиозные сооружения, визитно-информационный центр, буддистский университет, домики для проживания монахов и студентов-хураваков, летнюю гостиницу для туристов, музей памятников буддистского искусства, библиотеку, оранжерею со священным фикусом, или деревом Бодхи, сувенирные лавки, вольеры для косуль – священных животных, согласно легенде – первых слушателей наставлений Будды, достигшего просветления.

История строительства Иволгинского дацана

Буддизм проник в Забайкалье примерно в XVII столетии, потеснив шаманизм, православие и старообрядчество. До революции на территории современной Бурятии функционировало несколько десятков буддистских дацанов, уничтоженных большевиками наряду с храмами других религий.

Верующие со всех ближайших окрестностей потянулись к месту строительства, чтобы помочь, кто физически, кто материально, многие приносили религиозную утварь, сохранённую после разрушения храмовых зданий. В конце декабря 1945 года возведён деревянный дом, которому позже придали вид дугана с традиционно загнутыми кверху уголками крыши. В нём прошли первые службы – хуралы, а первый Цогчен-дуган построен к 1948 году, который после сооружения второго храма стал Чойра-дуганом философского факультета.

молитвенные барабаны в храме

В 1951 году за Иволгинским дацаном официально закреплён участок земли. Основные храмовые сооружения монастырского комплекса возводились в 70-е годы прошлого столетия, а в 1991 году при нём основан Буддийский университет, в котором сейчас обучаются на 4 факультетах около 100 студентов-хувараков, изучающих философию, восточную медицину, иконографию, тибетский язык, а также целый ряд светских предметов – логику, историю и прочие.

Осенью 2002 года в Иволгинский дацан переместили главную реликвию российских буддистов – нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, бурятского религиозного деятеля, одного из выдающихся буддийских подвижников.

В нём находится и резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева.

Исторический и архитектурный памятник, Иволгинский дацан сегодня – обязательный пункт посещения всех экскурсионных и паломнических туров по Бурятии благодаря удобному месторасположению рядом со столицей и хорошей транспортной обеспеченности.

Структура монастырского комплекса

Главный соборный храм комплекса Цогчен-дуган построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя.

Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи.

Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя.

Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ. Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы.

Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение.

По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами – молитвами, в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.

Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей

Одна из достопримечательностей и, пожалуй, самая главная – нетленный старец, сидящий в позе лотоса практически 90 лет. Феномен, озадачивший всё научное мировое сообщество, не нашедшее объяснения тому состоянию, в котором сейчас пребывает Даши-Доржо Итигэлов.

Летом 1927 года хамбо-лама созвал своих учеников и сообщил, что уходит из жизни, но через 75 лет вернётся живым. Сел в позу лотоса и стал медитировать, а затем ушёл в нирвану. Ученики, увидев, что лама не дышит, поместили его в кедровый куб-саркофаг и опустили в подземную камеру на глубину больше 2,5 м. В 50-х и 70-х годах тело извлекали, меняли одежду, убеждались в том, что оно осталось прежним, без видимых признаков разложения, и опускали обратно.

В 2002 году, как и завещал Учитель, произвели эксгумацию трупа с соблюдением всех необходимых процедур. Все присутствовавшие судмедэксперты были поражены состоянием тела, выглядевшего просто спящим, но не дышащим. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили увиденное – ткани не омертвели, а тело находится в неизвестном науке состоянии.

Итигэлова переместили в Иволгинский дацан, а вскоре соорудили для него храм. Ламы, ухаживающие за ним, говорят, что наблюдают изменение температуры тела, небольшие скачки веса в сторону увеличения и обратно, в дни особенного скопления народа он потеет.

Увидеть священное нетленное тело доступно каждому, но лишь 8 раз в году во время больших буддистских праздников. В остальные дни в храм к Итигэлову пропускают разве только высокопоставленных лиц.

Ещё одна важная святыня в Иволгинском дацане – камень с отпечатком ладони якобы самой Зелёной Тары, богини, спешащей на помощь к каждому. Говорят, если отойти от камня шагов на десять, закрыть глаза, вытянуть вперед руки, двигаться по направлению к камню и попасть своей ладонью в отпечаток Тары, то любое загаданное бескорыстное желание обязательно сбудется.

В окрестностях также находится несколько интересных мест, достойных внимания туристов и паломников. Несколько святых источников у окраин посёлка Верхняя Иволга с целебной студёной водой, говорят, наделяют силой и бодростью каждого испившего глоток влаги. Ошор-Булаг юго-западнее села ещё и связывают с легендой, рассказывающей о ламе-путешественнике, закопавшем на дне небольшого водоёма у этого источника камень силы – ошор. Из источника Булаг севернее посёлка берут воду ламы монастыря для совершения всех ритуальных служб. Ута-Булаг также обладает чистейшей студёной водой, оказывающей благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта.

В 12 км севернее Верхней Иволги находится Халютинский аршан с холодными гидрокарбонатными водами. Многие приезжают сюда подлечить своё здоровье.

сооружение дацана

Посещения и экскурсии

Пройти на территорию Иволгинского дацана можно с 9 до 19 часов, в большие праздники – через главные ворота, в обычный будний день – через левую калитку, сразу возле которой начинаются торговые палатки с сувенирами и вязаной шерстяной продукцией – варежками, шалями, носками.

Посещение дацана обычно начинают с гороо – почётного обхода святых мест, который совершают неспешно по направлению часовой стрелки и обязательно нечётное количество раз. Для этого в монастыре по всему периметру оборудована специальная дорожка. По пути следует обязательно крутить хурдэ – молитвенные барабаны, также по часовой стрелке. Считается, сколько раз барабан обкрутился вокруг своей оси, столько же раз прочитаны и обращены к Будде молитвы.

Можно заходить в любой из открытых дуганов, общаться с ламами – они очень приветливы и доброжелательны, обязательно подскажут к кому обратиться со своим вопросом: к астрологу, если цель визита – узнать своё будущее, к ламе-медику, если беспокоят проблемы со здоровьем, а уж побеседовать о каких-то психологических состояниях организма сможет любой из монахов.

Посетителям рекомендуют заказывать экскурсии: их проводят ламы-гиды для групп или индивидуально. Стоимость экскурсии в зависимости от языка – бурятского, русского или английского для групп из 1-3 человек от 250 до 350 рублей, если количество посетителей в группе больше 3-х, то от 70 до 100 рублей с человека.

Посещение Иволгинского дацана входит в программу многих этнотуров по Байкалу и Бурятии.

Полезные подсказки для туристов

На территории Иволгинского дацана нельзя сквернословить, употреблять спиртные напитки и курить. Внутри дуганов запрещена видео и фотосъёмка, за их пределами – разрешена. Многие из туристов просят сфотографироваться вместе с ламами. Им не отказывают, но и особенной радости не испытывают, хотя и сохраняют приветливое выражение лица.

Женщинам внутри храмов не обязательно покрывать голову платком, как этого требуют правила посещения православных церквей, а вот надевать мини-юбки нежелательно.

Находясь в буддистском храме, не положено поворачиваться к статуям Будды спиной или показывать на них пальцем. В Иволгинском дацане во время выноса нетленного тела Итигэлова не разрешается к нему прикасаться.

Отправляясь в дацан, обязательно берут с собой сладости, чтобы положить в храме, многие покупают в подарок хадак – длинный ритуальный шарф в основном синего цвета, но бывает и белого, жёлтого, красного, как символ бескорыстия и гостеприимства дарящего.

Войдя в храм, снимают с плеч сумки и отключают мобильные телефоны. Находясь в храме, не следует во время службы скрещивать руки или ноги.

Где остановиться

По поводу бронирования мест в летней гостинице дацана и их стоимости обращаются в визитно-информационный центр монастыря. Вблизи монастырского комплекса обустроено несколько гостевых домов, в которых можно остановиться за умеренную плату.

Большинство туристов предпочитают гостиницы столицы для кратковременного размещения, ведь одного дня вполне хватает на поездку в Иволгинский дацан. Вариантов поселения в Улан-Удэ много – больше ста гостиниц, отелей и хостелов, стоимость номеров в них от 300 рублей в сутки для одного человека.

Как добраться

Россия, Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга

Из Москвы в Улан-Удэ добираются поездом или самолётом. Авиаперелёт продолжается в течение 6 часов, а билеты на самолёт обходятся в среднем 15800 рублей, но если повезёт, бывают и экономварианты с ценой 13400 рублей за 1 билет.

Путешествие поездом более продолжительное – около 4-х суток, но и стоимость билетов дешевле – от 8600 рублей для 1 пассажира в плацкартном вагоне.

От площади Банзарова в Улан-Удэ отправляется 130-й автобус, следующий до райцентра Иволгинск. Первый рейс в 6-50, до 19 часов автобусы отправляются каждые 10 мин, до 20 часов – каждые 20 мин, до 21 часа – каждые 30 мин. Время в пути – 50 мин, цена билета – 45 рублей. От Иволгинска до Верхней Иволги расстояние всего 8 км, его преодолевают, пересев на местную маршрутку и заплатив за проезд 15 рублей. По большим религиозным праздникам автобус доходит прямо до дацана.

Собственным автомобилем необходимо ехать по Кяхтинскому тракту, который ранее обозначался на картах как трасса А-165, а позже – А-340. Следуя через Сужу, Нур-Селение, Нижнюю Иволгу, райцентр Иволгинск и Верхнюю Иволгу, до храма можно добраться из Улан-Удэ за полчаса.

Иволгинский дацан

За высоким забором монастыря – кустарники, увешанные цветными ленточками с нанесённым на них текстом молитвы, называемыми химморинами. А вокруг до самых предгорий Хамар-Дабана степь, покрытая разнотравьем. С южной стороны дацана обустроен небольшой стадион для проведения соревнований по традиционным бурятским видам спорта – стрельбе из лука, борьбе. На востоке к монастырскому комплексу примыкает ипподром.

Территория же самого Иволгинского дацана включает:

  • культовые религиозные сооружения,
  • визитно-информационный центр,
  • буддистский университет,
  • домики для проживания монахов и студентов-хураваков,
  • летнюю гостиницу для туристов,
  • музей памятников буддистского искусства,
  • библиотеку,
  • оранжерею со священным фикусом, или деревом Бодхи,
  • сувенирные лавки,
  • вольеры для косуль – священных для буддистов животных.

Иволгинский дацан. Что посмотреть


Традиционно знакомство с любым дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не спешить, так как каждый объект имеет особое значение. Всем религиозным постройкам буддизма характерно многоцветие. Храмы монастыря Верхней Иволги не исключение – они пёстрые и яркие.

Главный соборный храм Иволгинского дацана — Цогчен-дуган, построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя.

Иволгинский дацан

Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи.

Иволгинский дацан

Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ.

Дуган Зелёной Тары

Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы.

Иволгинский дацан

Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение.

По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами (молитвами), в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.

Иволгинский дацан

На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.

Иволгинский дацан

Храм Хамбо-ламы Итигэлова


Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя. Речь о реальном человеке, бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.


Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.


При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.

Увидеть нетленного может любой желающий, но только восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.

Расписание хуралов в Иволгинском дацане


Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.

Советы при посещении


На территории Иволгинского дацана нельзя сквернословить, употреблять спиртные напитки и курить. Внутри дуганов запрещена видео и фотосъёмка, за их пределами – разрешена. Многие из туристов просят сфотографироваться вместе с ламами. Им не отказывают, но и особенной радости не испытывают, хотя и сохраняют приветливое выражение лица.

Женщинам внутри храмов не обязательно покрывать голову платком, а вот надевать мини-юбки нежелательно.

Находясь в буддистском храме, не положено поворачиваться к статуям Будды спиной или показывать на них пальцем.

Во время выноса нетленного тела Итигэлова в Иволгинском дацане не разрешается к монаху.

Отправляясь в дацан, обязательно берут с собой сладости, чтобы положить в храме. Многие покупают в подарок хадак – длинный ритуальный шарф в основном синего цвета, но бывает и белого, жёлтого, красного, как символ бескорыстия и гостеприимства дарящего.

Войдя в храм, снимают с плеч сумки и отключают мобильные телефоны. Находясь в храме, не следует во время службы скрещивать руки или ноги.

Лучшее время для посещения Иволгинского дацана – после 16 часов, когда большинство паломников уже уйдут.


Как доехать к дацану из Улан-Удэ


Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле.

На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей.

На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).

Где остановиться


По поводу бронирования мест в летней гостинице дацана и их стоимости обращаются в визитно-информационный центр монастыря. Вблизи монастырского комплекса обустроено несколько гостевых домов, в которых можно остановиться за умеренную плату.

Большинство туристов предпочитают гостиницы Улан-Удэ для кратковременного размещения, ведь одного дня вполне хватает на поездку в Иволгинский дацан. Вариантов поселения в Улан-Удэ много – больше ста гостиниц, отелей и хостелов.

Почему стоит увидеть Иволгинский дацан?


Иволгинский дацан — прекрасное и атмосферное место. Несмотря на то, что монастырь относительно молодой, у него оригинальная архитектура и неповторимая атмосфера. Это место, где можно обрести гармонию.

В монастыре умиротворённо и спокойно. Ламы, у каждого из которых своя специализация, рады гостям: ламы-астрологи составят вам гороскоп и расскажут о грядущем; ламы-целители скажут, что у вас болит и как это лечить. Кроме того, с ними можно просто поговорить, рассказать о своих проблемах и получить мудрый совет.

Читайте также: