Написать сообщение коммуникативная грамотность

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диалог, как средство формирования коммуникативной грамотности учащихся

Сфера общения в целом в последние десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, специалистов в области социальной детской и возрастной психологии. Большинство научных исследований и психолого-педагогических рекомендаций по формированию коммуникативных навыков посвящено детскому возрасту.

Подходы к обучению общению, формированию коммуникативной функции нащупываются гораздо медленнее, чем в других сферах педагогики и психологии. Это объясняется тем фактом, что ребенка можно научить, например, рисовать (взять его руку), но физически помочь ему заговорить гораздо труднее.

Для выпускников школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.

Эти навыки должны обеспечить молодого человека мобильностью, возможностью быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.

В современных условиях диалог приобретает новое значение и качество, выступая базовым принципом коммуникативного содержания образования. Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий, полемических споров. Поэтому способность выпускников школы вести плодотворный, эффективный диалог в самых различных областях социокультурной сферы становится наиболее важным и коммуникативным свойством.

Коммуникативная грамотность — знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.

Коммуникативность — способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов.

В основу формирования коммуникативной грамотности положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной грамотности.

В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к истине, с другой стороны, суть коммуникаций по поводу социокультурных ценностей, идеалов и норм между всеми участниками образовательного процесса.

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.

Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно в роли говорящего и слушающего. Продуктом данной формы речи является диалог разной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).

Диалог на уроке определяют как соучастие, встречу, общение, соимпровизацию, творческую свободу в русле заданной темы; движение мыслей, чувств, побуждений, возможность личностного становления. Несмотря на глубокие исследования диалога, способов и условий его реализации в учебном процессе, целенаправленного специального приобщения учащихся к нему не ведется. Лишь в немногих работах учебный диалог рассматривается как процесс организованного общения.

Диалог рассматривается как первичная и естественная форма речевой коммуникации, поэтому, как форма речи, он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи

Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.

Активно развивающиеся сегодня коммуникативные технологии (компьютерная коммуникация, телемосты, дистанционное обучение, телеконференции, Интернет и др.) становятся новыми инструментами познания, которыми учащиеся овладевают лишь в процессе диалога.

Сегодня образование все более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства. Ученикам и воспитанникам как никогда нужны высокий профессионализм, гражданская позиция и педагогическая культура работников образования. Реализовать лучшие идеи реформирования образования может только учительство, понимающее и принимающее задачи образования на современном этапе. Таким образом, утверждение приоритетов учебного диалога в образовательном пространстве современной школы, продуктивных форм педагогического общения способствует овладению учащимися коммуникативной культурой, воспитывает творческую и ответственную личность и поэтому представляет собой актуальную проблему современного этапа развития российского образования и нашего общества в целом.

"Читательская грамотность" - способность ччеловека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

ВложениеРазмер
teoreticheskie_aspekty_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_informatsionno-kommunikativnoy_kompetentsii_obuchayushchihsya.doc 178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты формирования читательской грамотности, информационно-коммуникативной компетенции обучающихся

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

Формируя читательскую грамотность, следует помнить о том, что во главе угла стоит решение не только узкопредметных задач, но и общие для всех предметов задачи развития школьника.

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений :

  1. Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
  2. Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов общего образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

Здесь предлагается использовать следующие приёмы работы:

Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

При этом предполагается изменение позиций участников образовательных отношений. В этих условиях успешность решения задач образования во многом зависит от коммуникативной культуры учителя и учащихся. Учитель выступает теперь в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, которая направлена на формирование ключевых компетентностей, а учащийся стремится к самообразованию в ходе коммуникативного взаимодействия с педагогом.

Среди ключевых компетенций обучающихся акцентно хотелось бы выделить коммуникативную компетенцию как основной элемент коммуникативной культуры. Именно через коммуникативную компетентность реализуется коммуникативная культура обучающихся.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить диалог, так необходимый человеку во всех сферах жизнедеятельности.

Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [2]. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. В общем, коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия [3]. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений обучающего и обучаемых, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, потому что общение выступает в качестве элемента любой деятельности. В этом случае деятельность является необходимым условием общения [4].

В. А. Кан-Калик определяет профессионально-педагогическое общение как систему органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, содержанием которого является обмен информацией, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Общение, по мнению В. А. Кан-Калика, выступает как:

- средство решения учебных задач;

- социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

- способ организации взаимоотношений преподавателя и обучающихся [1, с. 12].

Процесс педагогического общения представляется как система коммуникативных задач, т. е. речемыслительных задач. Выделим этапы решения этих задач:

- перебор вариантов и выбор из них оптимального;

- анализ полученных результатов.

Различные технологии обучения должны стимулировать умение обучаемого мыслить, самостоятельно решать познавательные и практические задачи. Они позволяют не только оптимизировать процесс обучения, но и построить модели, с помощью которых можно продемонстрировать различные варианты обучения и отбирать среди них наиболее эффективные [5]. Акцентируя внимание на взаимодействии участников в учебном процессе, рассмотрим эффективные формы такого взаимодействия, к числу которых мы относим коммуникативные технологии обучения.

С. В. Митрохина определяет коммуникативную технологию обучения как личностно-ориентированную технологию, построенную на совместной деятельности участников образовательного процесса, в ходе которой на основе познавательного диалога, мотивируемого внутренними потребностями, вырабатывается общий взгляд на способы решения поставленной задачи, и этот процесс направлен на достижение запланированных результатов [6].

Коммуникативные технологии являются именно технологиями, поскольку дают большую долю вероятности в достижении планируемого результата. Это не случайный, а системный процесс, направленный на безусловное воздействие на аудиторию. Есть конкретные правила, подтвержденные в экспериментах и на практике, которые отражают наиболее эффективные стратегии воздействия.

Исследования психологов показали, что только 30 % обучающихся активно включаются в учебно-познавательный процесс. Поэтому недостаточно организовать в процессе обучения общение между его участниками, необходимо создание особого пространства взаимодействия субъектов учебной деятельности, в котором каждый обучающийся активно включается в коллективный поиск истины. Высказывая, аргументируя свою точку зрения, уважительно отстаивая свою позицию в диалоге, формулируя взаимоприемлемую точку зрения, обучающийся овладевает коммуникативной компетентностью, успешно формируемой с помощью коммуникативных технологий обучения. Установление коммуникативных связей между участниками учебного процесса является важным компонентом развивающего обучения.

Для внутренней перестройки мыслительного процесса обучающихся необходим своего рода катализатор развития, в качестве которого мы рассматриваем конфликт.

Конфликт в учебно-познавательной деятельности - это столкновение различных точек зрения на предмет познания или поведения, возникновение чувства дискомфорта в результате встречи с иной структурой мысли относительно знания, события или явления.

Активное включение учащихся в познавательную деятельность должно быть мотивировано педагогом. Необходимым условием повышения мотивации в деятельности человека является персонализация, т. е. признание его другими людьми как личности, значимой для них. Включая обучающихся в процесс познавательного диалога, педагог побуждает их к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности. Исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показали, что если в группу социального взаимодействия входят обучающиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались больше чем на один шаг друг от друга, то это способствует их развитию. При этом обучающиеся с более высоким уровнем развития мотивируются за счет персонализации, а с более низким - за счет самореализации. Так, например, одним из перспективных и развивающихся направлений в коммуникации является Интернет-общение, которое обеспечивает в какой-то степени чувство спокойствия и безопасности. Считается, что эта среда в наибольшей степени способствует развитию идентичности личности [8].

В коммуникативных технологиях диалог становится основным инструментом учебного процесса, позволяющим перейти от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности учителя и учащихся. Познавательный диалог является неотъемлемой частью педагогического процесса и служит формированию и развитию мышления и речи, самостоятельности и культуры личности обучающихся. Познавательный диалог в нашем исследовании - это форма общения, в которой через систему вопросов, позиций, представлений осуществляется познание или приобретение знаний участниками образовательного процесса [6, с.85]. Такой диалог происходит в процессе решения речемыслительных задач.

Приведем примеры речемыслительных задач, которые используются в учебном процессе по математике с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся. В 5-6 классах эти задачи направлены на развитие внешней математической речи, в старших классах - внутренней математической речи.

- На каком основании можно сделать вывод о том, что данный треугольник равносторонний?

- Верно ли, что вокруг любой равнобедренной трапеции можно описать окружность?

- Известно, что в 482-480 гг. до н. э. (незадолго до битвы при Саламине) афиняне резко увеличили свой военный флот, построив 100 новых кораблей. Пусть численность их флота в 500 г. до н. э. была m кораблей, а в 480 г. - п кораблей. Как вы считаете, разумно ли предполагать, что в 490 г. до н. э. у афинян было ( m + п ): 2 кораблей?

- Можно ли из проволоки длиной 18 см согнуть треугольник, одна из сторон которого будет равна 12 см? [5].

При организации работы с последней из представленных задач вопросы учителя стимулируют учащихся на выдвижение гипотез и поиск вариантов решения, на обобщение имеющихся знаний и формулирование выводов. Диалог учителя и учащихся по поиску решения задачи представим в таблице 1.

Диалог учителя и учащихся в процессе решения задачи

Как по-другому можно сформулировать вопрос задачи?

Существует ли треугольник с периметром 18 см и стороной равной 12 см.

Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Можно взять проволоку заданной длины и попробовать согнуть из нее треугольник, так чтобы одна сторона была равна 12 см.

Сколько возможно вариантов ответа на поставленный вопрос?

Выдвигаются две гипотезы:

- такой треугольник существует,

- такой треугольник не существует.

Проверка гипотезы осуществляется в ходе практической работы.

Практическая работа показала, что треугольник не получается.

Скажите, есть ли у нас способы, позволяющие, не используя проволоку, определить существование треугольника с заданными величинами.

Если воспользоваться условием существования треугольника (неравенством треугольника): сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон.

Поэтому достаточно проверить выполнение следующих неравенств:

Новая структура стандартов, ориентация обучения на результат, реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обуславливают усиление роли принципа фундаментальности знаний, т.е. формирование системообразующих, методологических знаний, которые чаще всего используются при изучении ряда других дисциплин данной образовательной программы. Одной из возможностей построения подобного обучения является применение интерактивных технологий. Так, использование интерактивных форм обучения математике способствует:

  • формированию положительной мотивации обучаемых к изучению основ математической науки;
  • повышению качества обучения, за счет использования нетрадиционных подходов;
  • развитию научного мировоззрения и формированию исследовательской компетентности специалиста в будущей профессиональной деятельности [7].

В учебном процессе может быть организована как индивидуальная, так и групповая работа с этими задачами, которая позволит обучающимся выдвигать гипотезы, высказывать свою точку зрения по решению задачи, использовать практические методы решения задачи, а также опираться на свой жизненный опыт и фактические знания. Приобретение коммуникативного опыта происходит в процессе решения подобных задач в ситуациях непосредственного взаимодействия обучающихся с помощью познавательного диалога. Такая организация учебного процесса, на примере изучения математики, отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения и способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности обучающихся является актуальной проблемой современного образования, решение которой имеет большое значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

— знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.

(Формирование коммуникативной грамотности у студентов неязыковых вузов гуманитарного профиля. - Волгоград, 2004. С. 5)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое "Коммуникативная грамотность" в других словарях:

ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — (англ. visual literacy), направление в совр. педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией. Пед. концепция В. г. возникла в кон. 60 х гг. 20 в. в США. Основывается на положениях о… … Российская педагогическая энциклопедия

Визуальная грамотность — (англ. visual literacy) направление в педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной информацией. Концепция В.г. возникла в конце 60 х гг. 20 в. в США. В её основу легли положения о значимости зрительного… … Педагогический терминологический словарь

Коммуникативный локус — см. Коммуникативная грамотность … Педагогический терминологический словарь

Культура общения — см. Коммуникативная грамотность … Педагогический терминологический словарь

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Модели СМК двухступенчатые — I. Коммуникативная модель Каца и Лазарсфельда. Амер. социологи Э. Кац и П. Ф. Лазарсфельд (E. Katz, P. F. Lazarsfeld) предложили двухступенчатую модель, рассматривавшую два плана О. межличностный и социальный. По мнению авторов, СМК не столько… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Стилистика и речевой этикет в обучении — беглость речи, богатство речи, выразительность речи, деловое общение, деловой стиль, диапазон речи, интертекстуальность, интертекстуальные связи, качество речи, коммуникативная деятельность, коммуникативные качества речи, логическое ударение,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


В настоящее время мы очень зависим от современных технологий не только на научном, но и на бытовом уровне. Сотовый телефон, скайп, электронная почта, социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет.

До изобретения телефона и вхождения Интернета в нашу повседневную жизнь переписка занимала большое место в жизни человека. Это были письма родным, друзьям. Одним словом, единственное средство общения на расстоянии. Вспомните времена, когда люди обменивались письмами на бумаге, с почтовыми марками и штампами. Их писали часами, днями, неделями, ведь в них человек вкладывал свою душу, думал над каждым написанным словом и фразой. Сейчас люди переписываются в социальных сетях и совсем забыли про эти конверты с душой, грамотность, короткие твиты и посты заменили листы бумаги с подписью и пожеланиями. Психологи бьют тревогу, что у нас остаётся мало времени на непосредственное общение в реальности, и чаще мы связываемся друг с другом либо по Интернету, либо по телефону. XXI век считается веком виртуального общения. Электронные виды общения обеспечивают быструю и надёжную передачу информации, успешно вытесняя присутствие обычных писем в нашей жизни, общение с людьми, а главное понижается наша грамотность. Хорошо ли это? И что будет с нашим языком?

Объектом исследования является процесс общения школьников посредством мобильной связи

Цель исследования представляет собой попытку выявить влияние SMS сленгов на грамотность школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, справочники, словари, учебники.

4. Провести опрос о влиянии SMS на грамотность письменной речи.

5. Составить словарь SMS–cленгов.

6. Разработать рекомендации школьникам и родителям по решению данной проблемы.

Работая над данной темой, мы пользовались следующими методами:

 изучение публицистики и научно-популярной литературы;

 изучение, наблюдение и анализ исследований по данной теме;

 наблюдение за процессом общения школьников;

 социологический опрос (проведение анкетирования среди одноклассников).

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть положены в основу целенаправленной работы школьников над своей грамотностью. В своей исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос, поставленный в заглавии, и найти наилучший способ передачи информации, не искажая орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Язык, как средство общения постоянно ищет наилучшую форму передачи мысли, чутко реагирует на малейшие изменения во всех сферах жизни. Средства массовой информации, реклама, деловое общение, наука, литература являются основными источниками обновления языка.

В последнее время лексика русского языка имеет все шансы пополниться словами, которые возникли в результате использование – SMS-языка. Обогащение ее происходит за счет словообразования. Современный русский язык располагает сравнительно новым и отличающимся высокой продуктивностью способом словообразованием – сокращением (аббревиацией).

Прогнозы учёных о широком распространении SMS – языка не подтвердились, он получил своё развитие в социально – бытовой сфере, но не был принят в деловых кругах. Несколько лет назад, выдвигались предположения, что SMS – язык может стать языком делового общения, так как в деловом языке очень много аббревиатур:

 сокращения, принятые в документации;

 сокращения, используемые в деловой переписке.

SMS уже можно рассматривать как один из основных видов коммуникации для целого поколения людей. Но возникает масса поводов для беспокойства. В СМИ неоднократно говорилось о возникновении у людей (по большей части подростков) самой настоящей SMS-зависимости. Этот недуг может поражать целые нации! Например, японцы, и раньше не отличавшиеся особой общительностью, теперь и вовсе дошли до абсурда: посредством SMS общаются люди, находящиеся в одном помещении.

Использование сокращенного варианта общения – способствует нарушению правил в русском языке:

 мыца (мыться) – фонетическая орфография;

 я тя лю (я тебя люблю) – отсечение не нужных частей слова;

 изза (из-за) – отпущение дефисов;

 сдесь (здесь) – замена парных согласных;

 (харашо) – замена гласных;

 отсутствие мягкого знака, знаков препинания, которые в основном используются для выражения эмоций.

Таким образом, смс – язык проникает в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на нашу развитие личности и нашей культуру.

Очень часто от наших учителей можно услышать, что с каждым годом дети становятся всё безграмотней и безграмотней. Русский язык – наше национальное достояние и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством – хранить и приумножать.

 разработка предложений по основам государственной политики в области русского языка;

 внесение предложений и рекомендаций по поддержке русского языка, как государственного языка Российской Федерации;

 расширение использования русского языка в межнациональном и международном общении;

 повышение культуры владения русским языком;

 выработка предложений по улучшению подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка;

 подготовка рекомендаций по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в области русского языка;

 содействие созданию действенной системы популяризации знаний о русском языке через средства массовой информации и путем издательской деятельности в области русского языка.

Опасения возникают у лингвистов, которые считают, что основными пользователями SMS-языка являются школьники, у которых языковая культура ещё не сформировалась. Следовательно, нынешнее поколение, которое выражает себя при помощи SMS-языка, станет – неграмотными специалистами.

В тоже время существует и другая точка зрения на эту проблему.


- цырке ржунимагу

Проанализировав SMS – диалог и отредактировав его:


- В зоопарке. Очень смешно!

Исследуя данную проблему, я выявила, что основными причинами безграмотного SMS- письма можно считать следующие:

- многие подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие;

 попытаться сделать манеру изъясняться с помощью аббревиатур и смайликов более понятной окружающим;

 разъяснить школьникам особенности языка, показывать красоту слов и недопустимость их искажения;

 убедить подростков разграничивать SMS-общение с общением в реальном мире;

 создали памятку с советами ученикам и родителям по данной теме.

Читайте также: