Написать сообщение история создания моцартианы

Обновлено: 05.07.2024

Симфония – это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей).

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.

Обязательная литература

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вольфганг родился в 1756 году в Австрии и с очень раннего возраста стал обучаться музыке под руководством своего отца – Леопольда Моцарта. Старшая сестра Вольфганга – Мария Анна, родные звали её Наннерль, также обладала музыкальным талантом, и Леопольд мечтал о том, что его дети сделают музыкальную карьеру.

В то время жизнь музыкантов зависела от знатных покровителей, и Леопольд с раннего возраста стал возить детей в концертные туры по Европе для демонстрации их талантов и налаживания связей в обществе.

Шестилетний гений быстро завоевал любовь знатных особ, благодаря мастерству владения клавесином и исполнению виртуозных трюков на инструменте.

В 5 лет он стал сочинять первые произведения, а к 10 уже композитором, чьи первые симфонии были уже исполнены в Лондоне.

Моцарт работал во всех существующих в то время жанрах: писал оперы и симфонии, концерты и духовные произведения, сонаты и музыку для театра. Всего композитором было создано более 600 произведений.

Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта была непростой.

Кратковременный успех сменялся годами неудач.

Он пытался укрепиться в Вене, но ему зачастую отказывали в приёмах знатные особы, должности доставались другим композиторам.

Другая музыка, напротив, даже не была исполнена при жизни композитора.

Трудно поверить, что музыка Моцарта, имя которого знает весь мир, была не признана его современниками.

Одним из наиболее сложных для восприятия жанров в музыке является симфония.

Это масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей).

В том виде, к которому мы привыкли, симфония появилась при Йосифе Гайдне – первом представителе Венской классической школы.

Симфонии редко имеют программную основу, т. е. не пишутся на основе литературного или художественного произведения.

Чтобы понимать симфонию, нужно разобраться в её структуре и основных принципах циклической формы.

Схема построения симфонии называется сонатно-симфоническим циклом. Это музыкальная форма, состоящая из 4 частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом.

Первая часть симфонии пишется, как правило, в сонатной форме, состоящей из трех основных разделов - экспозиции, разработки, репризы. Экспозиция включает изложение и развитие основных тем - главной и побочной партий.

Мелодия главной партии 40-ой симфонии Моцарта известна всему цивилизованному миру.

Одно из наиболее подходящих определений характера главной партии – трепетный.

Песенная мелодия главной партии состоит из интонаций "вздоха" и "вопросов", напоминает взволнованную речь человека.

Побочная тема – контрастна по отношению к главной. Будучи танцевальной по характеру, она звучит мягко и изящно.

Вторая часть 40-ой симфонии – Andante. Она контрастна первой части и олицетворяет умиротворений и покой.

Третью часть 40-ой симфонии традиционно написана в форме менуэта – старинного трёхчастного танца.

Четвёртую часть симфонии чаще всего пишут в форме рондо, где повторяющийся элемент - рефрен, звучит между эпизодами.

Но у Моцарта 4-я часть написана также в сонатной форме.

Четвертая часть 40-ой симфонии аналогично первой части написана композитором в форме сонатного allegro.

Резюмируем: в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта симфонии написаны в традициях данного жанра, установленными Йозефом Гайдном. Классическая симфония — это цикл, состоящий из 4-х контрастных частей.

Первая, быстрая, написана в сонатной форме.

Вторая, медленная – анданте.

Третья, как правило, менуэт, и четвёртая – рондо.

В дальнейшем симфония получила развитие в творчестве Бетховена, Шуберта, Бородина, Чайковского, Шостаковича и многих других композиторов.

Каждый из них по-своему

интерпретировал это жанр, показывая контраст частей, конфликт с его разрешением в финале произведения.

Моцарт оказал огромное влияние на последующих композиторов.

Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.

Сюита состоит из 4-х частей, каждая из которых является переложением одного из произведений Моцарта.

Первая часть – Маленькая жига для клавира.

Вторая часть – менуэт для клавира.

Это часть представляет мотет.

Моцарта, написанный для хора, струнных инструментов и органа. Ференц Лист сделал фортепианное переложение этой музыки. А в “Моцартиану” Чайковский включил инструментовку этого переложения.

Таким образом, с помощью оркестровки малоизвестных в XIX веке произведений Моцарта, Петр Ильич Чайковский создал музыкальный памятник великому композитору.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Выделите верные высказывания, касающиеся двух композиторов.

Варианты ответа: Моцарт и Чайковский были современниками; Чайковский был учеником Моцарта; Моцарт не знал Чайковского; Чайковского вдохновляла музыка Моцарта; Моцарта вдохновляла музыка Чайковского; Чайковский и Моцарт жили в одном веке.

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, в каком веке жили два упомянутых композитора: Вольфганг Амадей Моцарт и Пётр Ильич Чайковский. Моцарт – композитор XVIII века, годы жизни – 1756-1791; Чайковский – композитор XIX века, годы жизни – 1840-1893.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: композиторы не были современниками и не жили в одном веке, Чайковский не мог быть учеником Моцарта. Также Моцарта не могла вдохновлять музыка Чайковского, так как Чайковский родился спустя почти 50 лет после смерти Моцарта. Остаются правильные ответы: Моцарт действительно не знал Чайковского, и это Чайковского вдохновляла музыка Моцарта, а не наоборот.

№ 2. Какую музыку писал Моцарт? Выберите правильный ответ.

Варианты ответа: оперы; сонаты; симфонии; духовную музыку; работал во всех жанрах.

На уроке упоминалось, что Моцарт работал во всех существующих в его время жанрах. Он работал во всех вышеперечисленных жанрах: опера и симфония, соната и духовная музыка, и другие вокальные и инструментальные жанры.

G-dur. Oр. 61. ЧС 31. В 4-х частях: I. Gigue [Жига], Allegro, 6/8 [41 т.]; II. Menuet [Менуэт], Moderato, 3/4 [40 т.]; III. Preghiera (D’après une transcription de F. Liszt) [Молитва (по транскрипции Ф.Листа)], Andante non tanto, C [67 т.]; IV. Thème et variations [Тема с вариациями], Allegro giusto, C [342 т.].

Состав оркестра 2 Fl., 2 Ob., 2 Cl. (A, B, C), 2 Fg., 4 Cor. (F), 2 Trb. (B), Timp. (3), Piatti, Camp-lli, Arpa, Violino solo, Archi.

Время и место создания: июнь 1887, Боржоми — август 1887, Аахен; датируется на основании писем Чайковского к Н. А. и А. И. Губертам [ЧПСС XIV № 3270: 126] и П. И. Юргенсону [ЧЮ 2 № 676: 82], а также дневниковых записей композитора от 17/29 июня — 4/16 июля и 18/30 июля — 28 июля / 9 августа 1887 [Дневники: 154–157, 161–164].

1. История создания

2. Поиск названия

В письме от 4/16 июля издатель поддержал предложенное название и даже объяснил самому композитору его правоту:

«Большое количество мелких превосходных сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины, остались совершенно неизвестными не только публике, но и большинству музыкантов.

Хотя Чайковский настаивал, что предисловие должно быть помещено только в издании партитуры [ЧЮ 2 № 700: 97], оно также было напечатано в издании переложения для фортепиано в 4 руки.

2. Выбор пьес В. А. Моцарта

В Десяти вариациях обычно отмечается активное воздействие принципов концертности (Моцарт во время их создания увлеченно работал в области инструментального концерта), сказавшееся в интенсивном внедрении в вариационные циклы блестящей виртуозности, свободе использования всех регистров инструмента, в обилии связок-каденций и разнообразия типов инструментальной техники [Аберт 1923/1989: 229].

4. Характеристика произведения

Прижизненные издания: партитура — М.: П. Юргенсон, [1887]; Paris: F. Mackar, [1887]; оркестровые партии — М.: П. Юргенсон, [1887]; переложение для фортепиано в 4 руки Э. Л. Лангера — М.: П. Юргенсон, [1887]; Paris: F. Mackar, [1887]; Hamburg: D. Rather, [1887].

Публикация в собрании сочинений: ЧПСС 20 (партитура), редакция И. П. Шишова (1946).

Литература: ЖЧ III ; Дневники ; ЧПСС XIII, XIV ; ЧЮ 2 ; Домбаев. С. 417–420 ; МНЧ. С. 268–271 ; Тематико-библиографический указатель. С. 334–339 ; Mattheson J. Critica musica: 2 Bde. Bd. I. Hamburg: Wiering, 1722. S. 72; Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen. Lpz.: Verlag von Friedrich Hofmeister, Dezember 1887, S. 571, 577; Григ Э. Моцарт [1896] // Э. Григ. Избранные статьи и письма / Общ. ред. О. Е. Левашевой. М.: Музыка, 1966. С. 168–169; Аберт Г. В. А. Моцарт: В 2-х ч., 4-х кн. Часть вторая, книга первая [1923] / Пер. с нем., коммент. К. К. Саквы. 2-е изд. М.: Музыка, 1989; Аберт Г. В. А. Моцарт: В 2-х ч., 4-х кн. Часть вторая, книга вторая [1924] / Пер. с нем., коммент. К. К. Саквы. 2-е изд. М.: Музыка, 1990; Будяковский 1935. С. 177–178 ; Асафьев Б. В. О чужих странах и людях [1944] // Б. В. Асафьев. Избранные труды: В 5-ти томах. Т. IV: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке / Ред., вступ. ст. и примеч. В. А. Васиной-Гроссман и Т. Н. Ливановой. М.: Издательство АН СССР, 1955. С. 129–130; Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество [1947] / пер. с нем. под ред. Е. С. Чёрной. М.: Музыка, 1977; Альшванг 1959. С. 449 ; Должанский 1960. С. 209–213 ; Хохлов Ю. Н. Оркестровые сюиты Чайковского. М.: Гос. муз. изд-во, 1961. С. 13–14 (Библиотека слушателя концертов); Köchel L. von Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amadé Mozarts. 6. Auflage / Hrsg. von Franz Giegling, Alexander Weinmann und Gerd Sievers. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1964. S. 493–494, 648, 651–652, 705; Туманина 1968. С. 260–262 ; Тюлин 1973. С. 173–176 ; Шнитке А. Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И. Ф. Стравинский: статьи и материалы / Сост. Л. С. Дьячкова; под общ. ред. Б. М. Ярустовского. М.: Советский композитор, 1973. С. 383–434; Варунц В. П. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки. М.: Музыка, 1988; Сысоева Е. В. Чайковский и Моцарт // Памяти Н. С. Николаевой: Сб. ст. / Ред.-сост. Е. М. Царёва, И. В. Коженова. М., 1996. С. 114–120 [Научные труды Московской консерватории. Сб. 14]; Климовицкий А. И. Моцарт Чайковского: фрагменты сюжета // Музыкальное приношение: Сб. ст. к 75-летию Е. А. Ручьевской / Ред.-сост. Л. П. Иванова, Н. Ю. Афонина. СПб.: Канон, 1998. С. 45–104 (то же в кн.: Климовицкий 2015. С. 145–190); Летопись жизни и творчества В. И. Сафонова / Сост. Л. Л. Тумаринсон, Б. М. Розенфельд. М.: Белый берег, 2009. С. 672; История русской музыки: В десяти томах. Т. 10В: 1890–1917. Хронограф: В двух книгах. Кн. 1 / Под общ. науч. ред. Е. М. Левашева. М.: Языки славянских культур, 2011; История русской музыки: В десяти томах. Т. 10В: 1890–1917. Хронограф: В двух книгах. Кн. 2 / Под общ. науч. ред. Е. М. Левашева. М.: Языки славянских культур, 2011; Айнбиндер А. Г. (сост.) Дирижерский репертуар П. И. Чайковского: Указатель // Альманах 3 (2015). С. 337 ; Vet Ronald de. Das Vorwort zu Mozartiana und weitere neu aufgetauchte Autographe Čajkovskijs // Mitteilungen 22 (2015). S. 137–139 ; Климовицкий А. И. И вновь о моцартианстве Чайковского // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой / Ред. Л. Адэр, О. Манулкина, К. Немировская. СПб.: Библиороссика, 2016. С. 107–119; Меркулов А. М. Клавирная музыка Моцарта в обработках Чайковского: стилистические аспекты переинтонирования // Чайковский и XXI век (2017). С. 104–121 .

Архивные документы, упоминаемые в статье: экземпляр первого издания партитуры, принадлежавший Д. Р. Рогаль-Левицкому (М.: П. Юргенсон, [1887]) (РНММ. Инв. № 74868/VII. КП 11159.).

Нажмите, чтобы узнать подробности




П.И. Чайковский. Сюита для оркестра №4, Соль мажор, "Моцартиана". Op. 61.

Государственный академический симфонический оркестр СССР, 1985 г. Дирижер: Евгений Светланов.


1 часть ЖИГА (по фортепианной Жиге G-dur, KV 574) - стремительно проносящаяся, где главную роль играют струнные и деревянно-духовые инструменты, медные выступают лишь с несколькими репликами.

2 часть МЕНУЭТ (по Менуэту для ф-но D-dur, KV 355) - здесь ещё больше выдержан камерный характер звучания, спокойное движение главной темы оттенено тонко сплетёнными мелодическими узорами.

3 часть "МОЛИТВА" - является оркестровкой фортепианного переложения моцартовского хорового мотета "Ave verum" D-dur, KV 618, сделанного Ф.Листом. Музыка светлая и величавая, мелодия сопровождается полнозвучными аккордами и переливами арпеджио в исполнении арфы, вносящими новую краску в оркестровую палитру сюиты.

4 часть ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ (по 10-ти вариациям для ф-но G-dur на тему из зингшпиля К.В.Глюка "Пилигримы в Мекку", KV 455). Для каждой вариации найдена своя оркестровая фактура, например:

3-я вариация - грациозное соло флейты

6-я - квартет деревянно-духовых

9-я - узорчатые пассажи скрипки соло

10-я - широко развёрнутый финал, где на фоне полнозвучного оркестра эффектно выступает каденция кларнета, а в конце звучит главная тема.


«Моцарт есть высшая, кульминационная точка,

Невидимой ниточкой музыка связала двух гениальных композиторов XVIII и XIX веков – Моцарта и Чайковского.

В 1884 году, прогуливаясь с братом по Тифлису, Петр Ильич говорит о музыке Моцарта:

Первая часть сюиты — маленькая жига для клавира – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. В старых сюитах его ставили в конце произведения. Петр Ильич ставит эту композицию в начале произведения, чтобы чувствовался праздник, настоящий музыкальный пир.

Вторая — менуэт для клавира (маленький шаг) – старинный французский народный танец.

Третья — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа) – единственное законченное церковное произведение В.А.Моцарта, созданное в последний год его жизни.

Читайте также: