Сообщение о походе вятчан на г сарай во главе с костей юрьевым дата причины результат

Обновлено: 30.06.2024

В истории взаимоотношений русичей с монголо-татарами есть много моментов, которые кажутся невероятными, невозможными, переворачивающими с ног на голову привычные представления. Как вам например, такой факт: за девять лет до стояния на Угре, положившего конец игу, русичи сумели взять и ограбить подчистую. столицу Орды!

Столицей Орды, как известно, был город Сарай, построенный на Волге внуком Чингисхана - Батыем. Место это было для русских князей проклятое и унизительное. Туда ездили на поклон, целовать носок сапога монгольскому хану. Там решалось, кому выдать ярлык на великое княжение, а кому нет. Там любого князя при желании могли казнить, если заподозрили его в неверности. И туда же уходили огромные деньги, содранные с русских земель.

При хане Узбеке в середине XIV века столицу немного перенесли, построив город Новый Сарай. По другим сведениям, его построил еще преемник Батыя хан Берке, но столицей стал только при Узбеке. Все, что было сказано про Сарай старый, к новому точно так же относится. Просто столица и все ее сокровища переехали.

Ну а теперь собственно к сути.

В 1471 году вниз по Волге отправился большой отряд вятских ушкуйников. Ушкуйники - это такие лихие люди, обычно совершавшие грабительские походы в слабоосвоенные земли Северо-Востока. Обычно они возвращались, добыв пушнину, и пограбив какие-нибудь туземные поселения. Фактически русские конкистадоры.

Но эта экспедиция была очень дерзкой, ее целью стали земли давнего врага Руси - ордынцев. Причем не просто земли, а сама столица, Сарай!

Дорога была, в общем-то, знакома. Вятские ушкуйники уже однажды наведывались в Сарай. но в старый, заброшенный. Это было в 1374 году, за шесть лет до Куликовской битвы. Но то был практически пустой и бедный город, где и взять-то толком было нечего. А тут вятичи нацелились на самое сердце Орды, в действующую столицу.

Не ожидавший такого внезапного и наглого нападения, Сарай. сдался. Ушкуйники ворвались в город и взяли фантастическую добычу.

"Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских", - говорится об этом в Устюжской летописи.

Куда потом делись все эти сокровища? Об этом летопись не сообщает, но логично предположить, что ушкуйники доставили их к себе в Вятку (тогда город уже звался Хлыновым). Ну а спустя 15 лет великий князь московский Иван III ликвидировал вятскую вольницу, заставив Хлынов сдаться. Все ценное, что еще оставалось после набегов ушкуйников, пошло в московскую казну.

Комментарии

Посмотрел Википедию. Действительно так добывали (производили) селитру, необходимую для получения пороха.

Раскопками сарайских кладбищь массово занимались при Петре 1. Там крепость была и мастерские. Поэтому поселок и ныне называется Селитреный.

Замечательный материал - сразу объясняет два весьма странных события: внезапное освобождение Москвы от татарского ига и столь же внезапную миграцию волжских татар в Среднюю Азию и появление узбеков! А гагары - таки да, только это понятие вроде бы больше в Малмыжском районе распространено, а не в районе Кукарки. Впрочем, и Малмыж, и Кукарка в описываемые времена были татарскими (казанскими) территориями, и вряд ли там могли селиться вятчане, пусть даже и чернявые.

О расселении гагар или кукар известно по документам 19 века в тех местах где вы пишете. Но в 15 или 16 веке это могло быть иначе. Впрочем, о проживании вятчан в то время известно мало. Предположу только, что данные метисы, вероятно, могли получить "казанское гражданство" на юге Вятки.

Интересно читать статьи историков, где они описывают технологии.

В раннем детстве (собственными руками) строил небольшие ракеты (было в моде это развлечение). Расход пороха большой даже для этих "игрушек". Знаете сколько нужно пороха даже для небольшого войска (использующего артиллерию)? Тонны. Это ж сколько надо могил то выкопать? Это вообще нереальная с точки зрения технологии версия (по моему скромному мнению). :)

Какой то "злопыхатель", который явно относился "с негативом" к жителям Вятки, написал в какой то "рукописи", что согласно слухам, некто выкопал чью то могилу? И на основе этого "налепили ярлык"? У меня есть версия, некто специально приезжал на Вятку - копал по ночам могилы (что бы создать прецендент), а потом описывал эти события "в летописи". Своего рода - "гибридная война" тех лет. В это верю - охотно, со временем методы не меняются.

Я тоже в детстве делал ракеты и порох для них. Вятчане применяли в то время небольшие пищали вроде ружей и пистолетов, пороха требуется не так много. Население Ордынской столицы и других городов 14 века было значительно. Вблизи них существовали огромные кладбища с миллионами могил. Сухой климат способствует концентрации и сохранению солей селитры в таких могилах. У нас она вымывается дождями и талой водой.

Конечно, за тот короткий срок, что вятчане грабили Сарай, сутки или двое, много селитры не добудешь. Но надо понимать ситуацию, военные действия продолжались с большим размахом, требовалось пополнить запас пороха для обратного пути. Даже сотня зарядов для ружей имела ценность и значение.

Посмотрел в поисковике - калийная селитра.

Недалеко от Кирова промышленные залежи калийной селитры. Имелись практически неограниченные возможности для изготовления пороха. Опытные воины когда собирались в поход могли взять пару лишних бочонков пороха (на всякий случай) - не тяжелый припас и немного места занимает. Может быть и была селитра в старых могилах, но как то не верится в реальность "этих событий". Может быть это просто "пропаганда" так работала в те годы? Фактически людей обвинили в святотатстве. Обвинение повесили - пойди докажи, что не "верблюд". Газет, телевидения не было, но надо было как то "разделять и влавствовать" - вот и писали письма. Мне это кажется более правдоподобной причиной.

Кстати, обратил внимание, что порох обычно хранили в бочках. А бочки изобрели для хранения вина. Возможно, технология огнестрельного оружия близко связана с традиций виноделия (т.е. в тех же странах развивалась). Это к тому, что изготовить бочку - это тоже технология, требуются знания и определенные традиции. Где то писали, что глинянные горшки влагу впитывают и не годятся для этого. Если бочки не умеешь делать, а в горшаках отсыревает, то в чем порох хранить? Его еще нужно обязательно гранулировать - иначе при транспортировке (тряске) фракции разделятся - и стрелять оно точно не будет. Порох это очень чувствителен к качеству инградиентов и пропорциям. Что бы изготовить его нужно много эксперементировать с долями и качеством инградиентов. Вот так вот взять прах из могилы, с неизвестным составом (кто знает какие селитры там - каливые, натриевые или другие?) зщамешать с углем из костра, добавить на глазок серы и зарядить в ружье? Точно ничего хорошего не получится. Химия наука точная. :)

Селитру в районе развалин Сарая добывали в 18 веке. Само городище называется Селитреное. Там много было сырья. Вообще, города ордынские разбирали на кирпичи под чистую, мало что осталось. Порох казаки носили при себе в спец мешочках, но наверно был и общий запас долговременный. Наши предки были искусны в производстве оружия. Это было их средство для существования. Новейшие по тем временам технологии применялись. Например, трехслойный пакет с 8 по 15 века.

А на Вятке хотя бы какие-нибудь следы этих несметных награбленных сокровищ можно увидеть?

Версия о селитре, конечно, красивая. Но как узнать, в каком месте копать.. В летописных упоминаниях о раскопанных могилах скорее всего речь идёт о разграбленных мавзолеях - захоронениях знати. Там в этих зданиях особо копать было не нужно. В мусульманской традиции не поощряются надмогильные сооружения и какие-то опознавательные знаки, по шариату даже могильные холмики требуется сравнивать с землёй. Однако мавзолеи в Золотой Орде были широко распространены, т.к. они имели ещё домонгольские доисламские истоки.

Захоронений возле Сарая и внутри него на заброшенных в 15 веке усадьбах очень много, до сих пор археологи раскапывают сотни могил. Так что искать особо нечего, - копай на окраине жилья. Гробницы ордынской знати безынвентарные, там поживиться особо нечем. Только резной камень с надписями и узорами. Золото могло быть в украшении мечетей, но их видимо, не грабили. А сокровища добытые в Орде - в наших генах! Вятчане отчасти потомки тех сарайских красавиц)).

В "средствах массовой информации" тоже говорят, о том, что разные там казаки брали себе в жены "кого попало", и вообще были "неразборчивы в половых связях". Эта точка зрения не согласуется с моими наблюдениями. Если бы утверждали, что в жены брали только девушек из своего рода - с этим согласился бы, не представляю даже как бы выглядело, если бы привел кто то из казаков "басурманку" в дом? Нереально выглядит в свете "деревенских традиций" - думаю родственники просто сказали бы - "ну и вали нафиг отсюда", и весь разговор. Порядки были жесткие (даже очень), на основе традиций, нарушать которые никому не было позволено. Откуда думаете бралось "геройство" казачьих войск? Очень жесткое воспитание было. Тут скорее вопрос в том, что "представители империи" в казаки записывали "любого желающего" (их цели понятны). А сейчас говорят, вот посмотрите, казаки - турки они все или кавказцы. Тоже и с вятчанами. "Мухи отдельно, котлеты отдельно"(с) - нельзя сваливать в "кучу" народности и сословия. Вятчане, если понимается жители вятской губерни - это одно, а если понимается народность, то это совсем другое. Если казаки - народ, то это одно, а если казаки - сословие, это другое. С терминами бы договориться. :)

На Вятке из-за притока молодых мужчин из других регионов Руси постоянно нехватало женщин. Поэтому пришлые брали в жены местных финноугорок или привозили женщин из походов на север и юг. Вятчан 15 века характеризуют как "предказачество", полной аналогии в жизни с казаками 17-19 веков нет и не может быть. Так как сами семейные и прочие нормы поведения казаков претерпевали изменения. Впрочем, и у казаков и у вятчан фиксируется по источникам многоженство, когда перед тем как выбрать новую жену старую передают, дарят или даже продают другому. Понятно, что в описанной ситуации выбор был ограничен и в этническом происхождении женщин не шибко заморачивались. Судя по всему, в полон брали детей, которых воспитывали в нужном духе и культурных традициях, это упрощало дальнейшие брачные отношения с такими иноплеменницами.

Ну по вопросу "предказачества" - это просто фэнтэзи не иначе как. Если счиатать что казаки это племя, то непонятно как можно стать казаком с течением времени?

Где то я читал, что первое упоминание о казаках - это та "Рязань", которую полностью какие то захватчики "вырезали" (уж не потому ли и назвали - "Рязань"?) в 1444 году. Ну дату как всегда могли приврать, а так вполне возможно там и жило вот это племя "казаки", которые позже вынуждены были перебраться на Дон. Опять же где то писали (ссылка совсем недавно попадалась) что одно из последних "заселений" казаков на вятскую землю было около 1725 года - строили какие то "защитные линии", якобы от кочевников (около 8000 мужчин завезли тогда, плюс женщины и дети). На самом деле возможно это был просто "предлог" для расселения и уничтожения этого народа. Только вот неверится, что казаки могли продавать своих жен ( и то что было у них многоженство тоже). Тут дело в том, что у казаков было принципиально все должности выборные. А рабство была традиция "египетская" (и впоследствии французская), предполагающая наличие князя (фараона или царя) и соответственно рабовладельцев помельче. Если можно продавать своих жен, тогда можно продавать и своих детей? Ну тогда это точно не казаки. Пропаганда работала в те годы тоже, попадались ссылки, что некий казак, стал рабовладельцем, накупил холопов и т.д. Ну что тут сказать - семья не без урода. Но если говорить о народе, о традиции - то всегда казаки были против рабства. За это и воевали не одну сотню лет. Помните лозунг "С Дона выдачи нет" - дык это как раз о непризнании права одних людей быть "вещью" других людей. Принципиальная позиция. По этой причине продажа людей казаками, это "вражеская пропаганда", отрабатывала свои "серебрянники", ну и возможно были "колаборациолнисты" - куда ж без них то. Но с другой стороны, казаком мог называться кто хотел, за это никак не преследовали.

Про вятчан говорят (опять же священнослужители), что вятчане прибыли из Новгорода (хотя, кто это видел?). И у новгородцев тоже не было "царя", вместо этого было "вече". Возможно политическое и экономическое устройство у вятчан и у казаков было одинаковым. А возможно за 500 лет просто две части народа расселились в разные регионы и стали называться немного по разному. Но анализ ДНК покажет, как говорил Горбачев М.С. "кто есть ху". :)

В США, судя по фильмам, браки между людьми не регистрируют без сдачи крови на анализ. Говорят, что якобы предотвратить заражение "болезнями". Нашим бы "вождям" давно нужно перенять этот механизм, и не просто тест делать, а полный анализ ДНК на тему родства с группами людей. Это было бы очень современно и народ бы узнал столько о себе "нового". :)

У меня все цитаты собраны, за базар отвечаю. Вятчан 15века назвал предказачеством историк В. Напольских. Об упомянутых семейных отношениях у раннего казачества писал историк Евграф Савельев. Он же полагал, что хлыновские ушкуйники вскоре после похода на Сарай обосновались на Волге, а после перешли на Дон, чем поспособствовали появлению вольного казачества. Генетические пробы среди казаков еще не столь массовы, но два потомка кубанских запорожцев нашли родичей с нашей области по общему предку жившему где то 800 лет назад.

На Вятку казаков семьями завозили не раз вплоть до Советских времен. Но речь не о них.

Ну профессиональные историки вынуждены были работать "в канве" которую им задал их научныый руководитель. А подход к истории был много лет "марксистко-ленинский", т.е. народа казаков нет - есть беглые холопы, в основном потому что казаки много воевали в гражданскую против большевиков. А до большевиков, казаки много раз воевали с "империей", за что там их тоже "не любили". Думаю, единственное место где лежат все первоисточники (котрые были уничтожены в России) - это Ватикан. Если бы у казаков был свой НИИ по изучению их культуры и языка, заслали бы они "научного сотрудника" туда в командировку лет на 15 (в их библиотеку), и возможно кое что бы удалось раскопать из первоисточников. Это я просто фантазирую. :)

Напольских современный пермский историк лингвист. Савельев жил до революции 17 года. Советские историки многое скрывали или искажали, это точно. И по казакам и по вятчанам и по ушкуйникам. Темы неудобные. В Ватикане могут быть интересные документы вывезенные из Византии, в частности, переписка дипломатическая с ханами Орды, но они до сих пор не переведены на русский. А то что есть, явно отрывочно.

Кстати, насчет перевода - думаю уже должны быть созданы программы которые могут обучаться распознанию старинного текста (с любого языка). Они обычно должны быть обучаемы. Вначале текст распознается в типовые литеры, затем переводится. Мы вот тут мучаемся читаем текст древний - согласен, для многих это развлечение (как рыбалка). Но можно просто загрузить книгу писцовую (с каракулями), допустим, а на выходе будет нормальный текст. Когда становятся доступны большие обьемы информации, там можно это опять же систематизировать в глобальное компьютерное древо всех людей, допустим, всего вятского региона. А может у кого то есть ссылка, где можно скачать такую программу? Мне бы очень это сейчас пригодилось, нужно пару книг "дремучих" перечитать.

вряд ли есть программы распознвания рукописей 16-17 веков. Но должны быть специ которые легко читают такие тексты. Можно научиться, привыкнуть, главное начать.

Долго вятчане жили в совершенной свободе и независимости от князей российских, наблюдая обычаи новгородцев, повинуясь избираемым из среды своей сановниками и священному чину. Между тем жители Новгорода, завидуя благоденствию республиканцев — вятчан, старались вооружить против них князей российских и князья, внимая подстреканию новгородцев, дважды отражали войска для покорения Вятки в свое подданство. Однако республика…. не потеряла своей вольности….

Молва о благосостоянии маленькой Вятской республики дошла до слуха соседственных моголов (монголов). В них и особенно в царя их Тохтамыша вселилось желание искать там добычи и жертв корыстолюбия. Многочисленное войско под предводительством царевича Бектута было отражено для удовлетворения алчных желаний моголов. Изумленные внезапным их нашествием вятчане не могли отстоять своих городов и селений, основанных среди пустынь, лесов и болот. Множество христиан погибло от меча; многие, уведенные в плен, навсегда лишились своей вольности, иные спасались бегством, а другие успели спасти жизнь свою, откупаясь, сокровищами. Таким образом обогатясь корыстию разоренных народов, моголы оставили Вятские области.

Скоро плачевная участь вятчан достигла до слуха единоплеменных им народов, живших в областях великого Устюга. Устюжане, соболезнуя о бедствии единоплеменных вятчан, разоряемых варварскими народами, отправили к ним на помощь несколько тысяч вооруженных людей, но вместо помощи посланные на помощь усугубили бедствия вятчан, и сами сделались жертвою своей нерассудительности. Думая, что вятчане осаждены от неприятелей и что в Хлынове находится стан неприятельский, устюжане решились, не давая знать о том хлыновчанам, ночью напасть на Хлынов и порезать в нем мнимых врагов. Как ни осторожно они приближались к городу, однако городская стража усмотрела при подошве горы колеблющийся народ, и почитая его за неприятелей, немедленно ударила тревогу, на которую тотчас сбежались испуганные граждане. Видя у города народ и почитая его за неприятелей, хлыновчане с ужасным отчаянием сделали вылазку и вступили в бой с устюжанами. Ярость ожесточила сердца обоих народов тем более, что они, сражаясь друг с другом в темноте, думали, что убивают неприятелей. Жестокое кровопролитие продолжалось до тех пор, пока утренняя заря прогнала мрак ночи. Тогда-то ужас объемлет ту и другую сторону воинов, и кровавый бой прекращается. Место отчаяния заступает невыразимая печаль. Однако печаль еще более ожесточила единоплеменников, потому что они присудили — будто бы ужасное кровопролитие с которой нибудь стороны, сделано с худым намерением. Снова начался страшный бой и продолжался до тех пор, пока обе стороны лишились всех своих сил. На месте сражения пало с обеих сторон более 4000 человек. Все убиенные на поле брани были погребены в предместии Хлынова на том самом месте, которое ныне слывет под именем Свистопляски.

Над местом погребения была построена часовня, в коей ежегодно отправлялись панихиды по убиенным в день несчастного сражения, происходившего в четвертую по Пасхе субботу…..

До времен княжения Василия Васильевича Темного Вятская республика была в зависимости от москвитян только по делам духовным, а часть гражданская оставалась в совершенной независимости. Василий Васильевич в 1459 году отправил сильное войско для покорения вятчан власти великокняжеской. Тогда то гордая республика преклонила главу свою перед великим князем московским, обязалась платить ему дань и предоставила ему право распоряжать своими войсками. Впрочем, дух вольности в этой народной державе не исчез. Он обнаружился во всей силе в то время, когда царь Иван Васильевич Третий….. был занят покорением Казани. Однако Иван Васильевич, послав против мятежников 60000 воинов, не только привел вятчан к повиновению, но и совершенно истребил их независимость. Они покорно присягнули ему в верности, что случилось в 1489 году. С того времени уже навсегда вятчане зависели от россиян не по одной только части духовной, но и по гражданской.

(ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 3 Л. 19 об., 25 об. — 27 об. 28 об., — 29 Подлинник)

В марте 1486 г. Юрьеву волей-неволей пришлось возглавить поход вятчан на давнишнего их врага — г. Устюг. Однако устюжан вовремя предупредили, и поход сорвался. Тогда в мае вятчане снова решили напасть на Устюг и снова поставили Юрьева во главе своего отряда. Но Юрьев в то время уже поддерживал действия Москвы по объединению русских земель, а Устюг принадлежал ей, и потому Юрьев решил пойти на хитрость, чтобы избежать столкновения с великокняжескими воеводами. Архангелогородская летопись рассказывает об этом следующим образом: на одном из привалов ввиду устюжской крепости Осиновец (которую вятчанам не удалось взять сходу), когда вятчане стали обедать, в ту пору сына воеводы Торопа Иван — Трясца поймал [т. е. приступ лихорадки], захотел он соку соснового, а воевода Костя сам с ним пошел в лес, взем топор, и дошед по лесу. рать покинул, и с сыном в город Осиновец утекл. И Осиновляня на коленях отпустили его со многими людьми на подводах к Москве. А после обеда «вятчаня хватилися, оже воеводы нет, утекл. И они возмялись, начата к городу приступа, чаючи [воеводу] в городе. Осиновляне же им правду сказаша, что воевода их к великому князю побег в Москву. И вятчане на ту ночь и побегоша к Вятке .

Иван III, видимо, хорошо принял Юрьева и пожаловал ему поместья в Звенигородском уезде под Москвой.

Кроме сына Торопа, у Юрьева был еще пасынок Василий, умерший в 1501 г. в Крыму.

Славянская энциклопедия : Киевская Русь — Московия в 2 т. / cост В.В. Богуславский — М.: Олма-пресс, 2003. Алексеев Ю. Г. Под знаменами Москвы. М., 1992 Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982 Верещагин А. Воевода Костя Юрьев (XV в.) // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1995. Т. 3. Ратные подвиги Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. T. XXV. М.—Л., 1949 Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец). М.—Л., 1950 Полный список использованной литературы

Читайте также: