Национальности в россии во второй половине 19 века сообщение с картинками

Обновлено: 04.07.2024

Юг и восток Закавказья — это территории современных Армении и Азербайджана. А во второй половине XIX века этот регион включал в себя Бакинскую, Елизаветпольскую, Эриванскую губернию и часть Карсской области. Эти места населены двумя многочисленными народами — армянами и азербайджанцами, в XIX веке именовавшимися закавказскими татарами. В значительно меньших количествах здесь обитают и другие народности: таты, талыши, шахсевены, курды, удины, ингилойцы, шахдагские народы, представители некоторых других этносов. Об этих народах и пойдет речь в данном обзоре.
Источниками текстовой информации послужили следующие издания:
- "Народы России. Этнографические очерки", (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Ж.-Ж.Элизе Реклю. "Россия европейская и азиатская", т.2, 1884;
- М.Владыкин. "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу", 1885;
- Н.Дубровин. "Очерк Кавказа и народов, его населяющих", кн.2 – Закавказье, 1871;
- Н.Зейдлиц. "Этнографический очерк Бакинской губернии", 1871;
- Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.20, 1894.

В обзоре использованы фотоснимки тех далеких времен, иллюстрации из книг и журналов, картины художников XIX века.

Значительная часть исторической Армении перешла к Российской Империи в результате успешных войн с Османской Империей (1828—1829 и 1877—1878) и с Персией (1804–1813 и 1826—1828). Российскими властями было организовано массовое переселение в Закавказье армян из Персии и Турции.


Армяне принадлежат к числу практических деятелей; они страстны к торговле и банкирским оборотам. Вся торговля нашего Закавказья находится в руках армян. Армяне корыстолюбивы и всю свою жизнь употребляют преимущественно на приобретение выгод, хотя бы и незначительных, чтобы сколотить копейку.

Армянки страшно любят богатые украшения, шелковые, ярких цветов материи, шитые золотом и серебром, цветные каменья и кашемирские шали пестрых цветов. Головной убор их составляют шелковый платок и расположенные со вкусом цветные ленты.

Женщины считают грехом смеяться и шутить с посторонними; они носят покрывала, никогда не снимают их, и даже спят с закутанной головой, так что только видны одни глаза. Женщины проводят всю свою жизнь в заботах о хозяйстве и воспитании детей; они безвыходно остаются в своем доме и ведут жизнь затворническую.

Семейство армянина и сам он довольствуются пучком травы, горстью лобии (фасоль) и куском черствого хлеба, не вследствие недостатка, а по причине присущей этой нации благоразумной бережливости. Обыкновенную их пищу составляет такой же хлеб, как и у грузин, состоящий из пресных лепешек. Зажиточные едят плов, шашлык, зелень и коренья.

Курды — древний ираноязычный народ, оказавшийся на территории Российской Империи после присоединения Закавказья. В конце XIX века курды массово переселялись на территорию России из-за голода в Персии и Турции, вызванного неурожаем.

Крупнейший по численности закавказский этнос — тюркоязычные азербайджанцы, или, как их называли в XIX веке, закавказские татары, были включены в состав Российской Империи в результате русско-персидских войн начала XIX века. Этнически азербайджанский народ сложился из местного населения Восточного Закавказья и, возможно, ираноязычных мидян, проживавших в северной Персии. В средние века в формировании азербайджанского этноса активно поучаствовали тюркские племена огузов. В конце XIX века закавказские татары, помимо территории современного Азербайджана, компактно проживали также в Грузии, Армении, Дагестане.

Закавказские татары, рассматриваемые как народ, обладают такими нравственными качествами, каких не имеется у других жителей Кавказа. Только между ними можно встретить такую редкую искренность, такую честность, стоящую вне искушений, и удивительно радушное и утонченное гостеприимство.

Татары в некотором отношении суть цивилизаторы Кавказа, и их язык, собственно наречие Адербейджана, служит для взаимных сношений между различными народами Кавказа, исключая армян и русских. Всех туземцев, к какой бы они расе не принадлежали, принимают обыкновенно за татар, что, конечно, указывает на отсутствие национального типа.

Хотя религия разрешает им многоженство, они редко пользуются этим правом. Их женщины вообще работают свободно, без принуждения и ходят с открытым лицом.

Замечательной чертой тюркского населения Закавказья может служить его крайняя веротерпимость. Шииты здесь в большинстве, но они ничуть не притесняют мусульман-суннитов. У татар Закавказья между обеими сектами совсем не существует той свирепой вражды друг к другу, которая встречается в других мусульманских странах. Они пользуются той же терпимостью и со стороны христиан; во многих деревнях со смешанным населением поочередно выбирают старшин как из среды армян, так и из татар, во избежание недовольства с чьей-либо стороны.

Весною у редкого татарина есть пища, чтобы накормить себя и семейство. Зимою, сидя в своей норе праздно, он все съел, кроме пары волов, да десятка овец. Парою тощих волов, в марте месяце, татарин взроет крючком как попало и где попало землю, бросит в нее несколько четвериков проса да чалтыка (пшена), и тем заканчивает свои полевые работы, которые, при всем том, хорошо окупают его труд.

Кочующие татары, называемые "таракяма" по образу жизни не претерпевают ни жестокости холода, ни несносных жаров, потому что, переменяя место часто и по произволу, они отыскивают и хорошо знают места с одинаковою температурою. Для этого, с наступлением жаров, они отправляются в горы, на возвышенные места, а в холод спускаются в долины, находя там новую траву и тучные пастбища. Такой образ жизни весьма пригоден татарину: удовлетворяя прежде всего своей лени, он вместе с тем, без всякого труда, может содержать значительные стада рогатого скота, составляющего источник его средств, жизни и богатства.

Домашнее воспитание налагает на девушку обязанность быть послушной и без ропота переносить обиды и притеснения. „Это такая девушка", — говорят деревенские кумушки, желая похвалить какую-нибудь девушку, — „если руку отрежешь, то и тогда она не пикнет". При встрече с мужчинами на улице, девушка должна отворачиваться, закрывать лицо руками и не двигаться с места, пока тот не пройдет.

Женитьба в деревнях совершается по расчету. Родители стараются выдать дочь за богатого, вследствие чего встречаются такие несообразности: старик 50 или 60 лет, имеющий женатых сыновей и внучат, женится на девушке 11-13 лет, или, наоборот: мальчуган лет 6 или 7 лет женится на девице 13-14 лет.

Татары-крестьяне обручают своих детей в колыбели. В татарских деревнях часто можно видеть такую сцену: мальчуган пяти-шести лет читает нравоучение таких же лет девочке или бьет ее. Спрашиваешь: „Зачем бьешь ее?" — „Она моя невеста", отвечает он с гордым сознанием своих прав.

Однажды я подарил пятилетней девочке конфетку. Она тотчас же скушала одну половину, а другую, бережно завернув в полы своей рубашки, спрятала. "Для кого ты прячешь?" — спросил я ее. "Для жениха!" — ответила она. Между тем, жених её, мальчуган таких же лет, без штанов, стоял недалеко и бросал в сторону своей невесты грозные взгляды. Кажется, он был крайне недоволен тем, что девочка без его разрешения съела половину конфетки.

Бывают случаи, когда обручают детей, еще не родившихся. Это часто бывает, когда обручением детей хотят прекратить семейную вражду, продолжавшуюся несколько лет.

Всего чаще у татар устраиваются браки между близкими родственниками: двоюродный брат женится на двоюродной сестре, и девушка с большей охотой выходит за своего двоюродного брата, чем за чужого. Юноше стыдно, если другой женится на его двоюродной сестре, а девушка, выходя за двоюродного брата, надеется, что, на правах близкой родственницы, будет гарантирована от побоев мужа.

Татарин-отец за дочерью не дает никакого приданого, напротив, сам получает от жениха известную сумму, так называемый калым. Полученную от жениха сумму, которая доходит от 50 до 300 рублей, отец целиком расходует на дочь, покупая ей платья и необходимые в хозяйстве предметы, очень часто даже сам прикладывает из своего кармана.

В городах молодые люди сами выбирают себе невест. Городская молодежь в сердечных делах не так стеснена, как деревенская.

Замечательно, что татарин относится с недоверием и ревнует свою жену только к своим близким и единоверцам. К иноверцам, к христианам, например, он относится более снисходительно. Татарки, как женщины, так и девушки, даже в присутствии своих мужей и братьев могут свободно болтать с христианами и кокетничать с ними. Чиновники русские, имеющие дело с деревенскими татарами, удивляются свободе, которою пользуются татарки.

Ревность городского татарина не знает пределов. Он держит жену взаперти и не позволяет ей показываться с открытым лицом даже самым близким ее родственникам. Может быть, он отчасти и прав, так как татарка, как только не чувствует над собою гнета, нравственно падает и обзаводится любовниками. Татарка — или любовница мужа или общая любовница. У нее врожденный инстинкт баядерки.

В низших сферах городского общества мужья смотрят сквозь пальцы на поведение своих жен и дочерей. В городах, населенных татарами, нередко можно встретить мужчин, открыто торгующих своими женами и дочерьми. Вообще, в этом классе нравственное сознание как-то притуплено, а по местам разврат доходит до ужасающих размеров: из этой среды выходят баядерки, танцовщицы, и эта среда дает наибольший процент проституток.

При каждом почти доме имеется нечто вроде балкона, который состоит из комнаты о трех стенах с нишами, а четвертая, обращенная на двор, не строится. В этой комнате все хозяйство татарина: котелки, чувалы, кувшины, шерсть, масло в бурдюках и грубый станок для выделки ковров. Многие дома двухэтажные: в верхнем живут хозяин и его семейство, а в нижнем — скот, лошади и одна комната предназначается для кладовой. У кого дом одноэтажный, тот для всего помещающегося в нижнем этаже строит особый сарай. В каждом дворе построено несколько вышек, где ночуют хозяева, так как в комнатах мухи и комары не дают заснуть, несмотря ни на какую усталость. Вышки эти бывают часто в два и три этажа, смотря по числу членов семейства. У богатых бельэтаж делается наподобие беседки с тесовой крышей и весь малюется яркими красками.

Конечно, лучшие постройки домов принадлежат жителям городов. Фасад городского дома обращается всегда к стороне двора, а на улицу выходит глухая стена, без окон и дверей. Причиною такого безобразия постройки было, в прежнее время, желание скрыть от посторонних взоров свое имущество и семейную жизнь. Каждый татарин знал и имел случай убедиться, что если хан или кто-либо из его приближенных увидит зажиточность обывателя и чистоту его помещения, то на него будет наложена такая часть податей, что он сравняется с своими бедными и грязными соседями. Если же случалось, что хану бросалась в глаза красивая женщина или девушка, или что она одевается нарядно, то он всеми мерами старался добровольно или насильно отнять жену у мужа, дочь у отца или сестру у брата и перевести ее в свой гарем, а когда это не удавалось, то мщение всеми способами сыпалось на сопротивлявшегося.

Талыши, или, как их еще называли, талышины — ираноязычный этнос, обитающий рядом с азербайджанцами на территории Ленкоранской низменности и Талышской горной системы. Среди талышей много долгожителей. Рекордсмены по прожитым годам, знаменитые еще в советское время, М.Эйвазов и Ш.Муслимов, прожившие соответственно 152 и 168 лет, были талышскими чабанами.

Талышинское наречие принадлежит к семье иранских языков и ближе всего подходит к персидскому языку, но не есть испорченный местный говор, а развилось самостоятельно. В фонетическом отношении оно грубо, неблагозвучно, но без шипящих звуков, зато обильно разнообразными гласными звуками.

Талышины среднего роста, хорошо сложены. Цвет лица у них смуглый, выражение его дикое, но отнюдь не свирепое; оно весьма отличает их от татар и персиян. Нос острый, большой, чаще прямой, чем загнутый; малый, круглый череп, украшенный на висках известными у персиян кудрями. Узкое лицо, кончающееся острым подбородком с красивыми большими глазами, выражает более плутовства и лукавства, чем ума. Впрочем, люди, хорошо знакомые с талышинами действительно находят их вялыми на понятие, но хитрыми и не лишенными смышлености; особенно легко дается им изучение языков. Замечают в них отсутствие всякой привязанности к своим родным. Талышины смирного нрава, не воинственного духа. Между тем, в среде их находится несколько замечательно храбрых охотников, поборовших не одного тигра. Женщины довольно хороши собою.

Шахсевенские кочевники ославили себя грубым проявлением силы и ее злоупотреблениями. Но при этих недостатках в основании их нравственного направления лежат хорошие начала: они гостеприимны, доверчивы и честны в сделках. Гость у них — священная особа, его всегда ожиидает радушный прием, а в дороге — провожатый. Не было еще примера, чтобы шахсевен уклонился от честного расчета по торговым сделкам; также редкое исключение, чтобы открытое воровство осталось безнаказанным.

Этнографы считают, что таты, разбросанные по Бакинской губернии, есть остатки тех иранцев, которые поселились по Каспийскому прибрежью в IV веке по Р. X. Таты Кубинского уезда некрасивы, неопрятны, бедны. Бакинские таты — народ весьма трудолюбивый и промышленный.

Ингилойцы, проживающие на северо-западе Азербайджана, считаются субэтносом грузин, а их язык — диалектом грузинского. Большинство ингилойцев — мусульмане-сунниты, есть среди них и христиане.

Удины — одни из древнейших обитателей Азербайджана, прямые потомки кавказских албан, имевших здесь свое государство во II – I веках до н.э. Удинский язык относится к лезгинской ветви. В XIX веке часть удин, принявших армянскую веру, утратили свой язык и ассимилировали с армянами. В XX веке активно шел процесс "азербайджанизации" удинского населения. В настоящее время небольшое количество представителей этого народа живет в двух селах, в Азербайджане и Грузии.

Еще одни потомки древних жителей Кавказской Албании — шахдагские народы: крызы, будухцы и хиналугцы — обитают на северо-востоке Азербайджана в районе горы Шахдаг.

Но не всё так просто с хиналугцами. Дело в том, что в 5 км к западу от села Хыналыг есть место выхода природного газа, которое в переводе с местного языка так и называется — "место, где горит огонь". Благодаря такому природному артефакту, хиналугцы до принятия ислама придерживались зороастрийской веры, то есть, были огнепоклонниками.

А самый известный храм огнепоклонников в Азербайджане — Атешгях — расположен в 30 км от центра Баку, возле селения Сураханы. До 1902 года в Атешгяхе горело несколько источников неугасимого огня — природный газ, вырываясь наружу, загорался от соприкосновения с кислородом.

В 1860-70-е годы при Атешхяге жила община индусов-парсов (огнепоклонников) во главе со священником, присланным из Бомбея.

И в конце этой части обзора обратим внимание на две этноконфессиональные группы русских, проживавших в Закавказье — духоборов и молокан. Местами их обитания были села в Джавахетии (Грузия) и в Азербайджане.

На этом закончим наше этнографическое путешествие по Кавказу и Закавказью второй половины XIX века, которое заняло целых 4 части обзора. Неохваченными пока остаются Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. В какой-то из этих краёв мы и отправимся в следующей части.

К оглавлению этнографического обзора

P_20161001_185257

Русско-немецкий публицист Владимир Дедлов-Кигн в 1890-х оставил описание крестьян из европейской части России — переселенцев в азиатские степи. Лучшими по физическим и нравственным качеством он считал поволжцев, потом — мордву. Старороссов из губерний вокруг Москвы Дедлов-Кигн описывал как вырожденцев. Низшие характеристики у него — у чувашей и белорусов. А малоросы запомнились ему хитростью.

Владимир Людвигович Дедлов-Кигн родился в 1856 году в Тамбовской губернии в семье выходца из Пруссии. Закончил юрфак Петербургского университета. Служил в МВД. Оставив полицейскую службу, увлёкся литераторством. В начале 90-х он — работник государственной переселенческой конторы в Оренбурге.

Наблюдая тяготы переселенцев, Дедлов-Кигн пришёл к выводу, что миграция крестьян из европейской части России в Сибирь, Среднюю Азию и Дальний Восток — ошибочная, и колонизацию надо направлять на юг — в Причерноморье и на Кавказ, где крестьянский труд был бы эффективнее в 3-4 раза, чем в диких и необжитых местах.

«А переселенцы, пока мы рассуждаем, прибывают да прибывают в конторе, толпа сливается в неясную массу торсов, голов, лиц и рубах. Попробуем в ней разобраться.

P_20161001_185257

Толпа состоит из представителей всей России, кроме северных губерний, белороссов и поляков. Северяне тянут на Пермь и Тюмень, поляки увлеклись Бразилией, белороссы сидят дома от непредприимчивости. Остальные — все налицо.

Самыми симпатичными оказываются пензенцы. Народ рослый, мясистый, бородатый, широкоплечий. Старики просто великолепны. Стоит твердо, осанка спокойно-гордая, то, что называется исполненная достоинства. Старики стыдливы: только молодежь входит в одних рубахах, сквозь ворот которых видна дочерна загорелая грудь, а старики, какая бы жара ни была, являются перед лицом начальства в опрятных, застегнутых тёмно-рыжих армяках. Манеры спокойные, неторопливые.

Глаза небольшие, серые, смотрят из-под нависших бровей как из кустов, но взгляд умный спокойный; холодный, но не злой. О пособиях если и просят, то только потому, чтобы узнать, не обязательно ли их выдают; дело идет не о милостыне, а о праве, которое, впрочем, и им самим кажется сомнительным.

Очень похожа на пензенцев мордва. У нас обыкновенно принято обижаться, когда говорят, что великороссы не чистые славяне. Ещё чаще думают, что, говоря это, обижают великороссов. По-моему, это похвала. Самый даровитый и энергичный из славянских народов, конечно, великороссы. Чем чище славянин, тем он жиже. Так, у белороссов, у беспримесных малороссов Галиции и Волыни не хватает даровитости, у поляков нет устойчивости и практической мудрости. Чего же тут обижаться, что кровь не чистая, — была бы хорошая.

P_20161001_185257

И лишь после частых столкновений с этим великороссом-невеликороссом вы начинаете замечать в нём черточки и черты, которыми он отличается от своего двоюродного братца. Сначала крупный рост. Потом поистине монументальные размеры его баб.

Тут найдутся и ещё отличия. Мордвин не так сообразителен и, вслушиваясь, слушает с большим напряжением, чуть-чуть вытянув шею и склонив набок голову. Взгляд его не так блестящ, и он никогда не сверкнет им на вас, как русский пензенец, когда вы показались ему недостаточно обстоятельным. Душевные его движения не так сильны. Правда, он и крякает, и чмокает, и шевелит перстами, но как будто из подражания великороссу, а не по собственной потребности.

И действительно, как только мордвины заговорили между собою по-своему, сейчас же финн оживает в них. Меняются звуки говора, делаясь бесцветными и мягкими; меняются интонации, становясь монотонными; меняется даже лицо, переставая играть мимикой. Но заговорил мордвин по-русски, — и опять пред вами почти настоящий сангвиник великоросс. Если все финские племена, участвовавшие в создании великоросского типа, были такие же малодаровитые, как мордва, то я не вижу никакого резона открещиваться от родства с ними.

Корят великоросса ещё родством с татарами. Опять-таки, и это предрассудок, и в этом родстве нет ничего худого. Татарин, вошедший в состав великоросса, совсем не монгол. Он и в основе своей тюрк, да и, кроме того, смешался с волжскими болгарами и хазарами. Татарин, родня великоросса, — среднего роста, жилистый, широкоплечий. Голова маленечко кругла, борода пожиже, но лицо овальное, глаза быстрые, живые, хорошо, совсем не по-монгольски, открытые; у одних маленькие, серые; у других блестящие, весёлые, чёрные. Татарин — неважный земледелец, но способный торгаш. Как видите, и тут нечем обижаться.

P_20161001_185257


(Поволжские татары)

Иное дело чуваши. Это если и родня великороссов, то неприятная. Их идёт тоже немного, но изредка в переселенческой конторе, где-нибудь в самом заднем углу, совсем затёртая крупной мордвой, энергичными великороссами и стройными великанами из Новороссии, обнаруживается группа маленьких, жиденьких, худеньких безбородых человечков, с чёрными больными глазами и чёрными волосами, одетых в белое домотканое полотно; рядом с человечками — такие же дрянные, почему-то перегнутые вперед бабёнки, с головой, укутанной белым полотенцем. Стоят, молчат, и точно они не люди, а собачонки, контрабандой забежавшие подремать в укромном уголку.

Обыкновенно тамбовец — высокий, хорошо сложенный мужик. Одет он ничего себе, но все принадлежности туалета как будто маленечко украдены. Волосы тамбовца светло-русого цвета, расчесаны пробором посредине и даже припомажены. Густая рыжая борода. Лицо было бы прилично, даже красиво, если бы не было окрашено подозрительной краснотой; светлые, серые, большие глаза, с расширенными зрачками, блестят жидким блеском и бегают.

Рязанцы, орловцы и туляки (старороссы)

Писателю или чиновнику простительно всё это: худосочность, помятость и интеллигентный тенорок; но в землепашце, в мужике это неприятно. Мне представляется тревожным это свойство нашего народа, — быстро вырождаться.

Немец, например, гораздо старше нас, история его была труднее нашей, жить ему несравненно труднее; а между тем в Германии народ сохранил свои физические качества куда лучше, чем мы. Многим ли Рязань старше Тамбова, а между тем какая разница между тамбовцем, с которым мы только что имели удовольствие беседовать, и рязанцем! Сравните также черниговского малоросса с воронежским, — первый поместится в кармане последнего, но и воронежец, в свой черед, влезет в заплечную котомку тавричанина или херсонца. Рост и здоровье людей уменьшаются прямо пропорционально числу лет, которое насчитывают себе их пашни.

P_20161001_185257


(Орловские крестьяне)

Между малороссами таких резких контрастов, как среди великороссов, нет, — в нравственном отношении, а не в физическом. Физически черниговец, воронежец, тавричанин отличаются друг от друга так же, как пони, битюг и першерон. Огромная разница и в благосостоянии. Северный черниговец из Новозыбкова или Стародуба приходит бедненьким, худеньким, робким. Подолец или киевлянин приезжает на деревянной телеге, хорошей, но всё-таки на деревянных осях, мазанной пахучим дегтем, которым непременно выпачканы развевающиеся шаровары киевлянина.

Не то тавричанин: его телега немецкая; оси патентованные; втулки точёные; смазывается аккуратно особой мазью; мало того, телега не везет, а сама едет по железной дороге; мало и этого, вместе с телегой едут дорогие аглицкие плуги, бороны-зигзаг, жнея Дэзы из Чикаго; словом, немец, помещик, а не мужик.

Это различие не мешает всем малороссам быть довольно неприятными гостями переселенческой конторы. Прежде всего, малоросс позволяет говорить жинкам, а уж не дай Бог, когда заговорит малороссийская жинка: из самой быстрой веялки не вылетает с такой быстротою столько зёрен, сколько слов из жинкиного рта. Мне сильно сдаётся, что мужики позволяют жинкам говорить нарочно, чтобы одурить кого нужно, а потом голыми руками и взять. Второй недостаток малоросса — притворяться не то что дураком, а новорожденным младенчиком.

Но не думайте, чтобы эта невинность и простота были настоящие: у простоты не было бы ни таких утроб, ни таких бумажников. Это особая манера хитрить, довольно тяжёлая и довольно ненужная. Малороссы хитрят не активно, не опутывая вас, а пассивно, с изумительным терпением выжидая, чтобы вы устали и как-нибудь проговорились, высказались, раскрыли карты.

P_20161001_185257


(Малороссы)

С великороссом можно сделать десять дел, прежде чем с малороссом кончишь одно. Воображаю, как упаривал дьяков царя Алексея Хмельницкий, пока они не приняли его в русское подданство.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Укажите черту российского образования второй половины XIX в. 1) учреждени.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Укажите черту российского образования второй половины XIX в. 1) учреждени.

1. Укажите черту российского образования второй половины XIX в.
1) учреждение нового типа школ — гимназий
2) введение обязательного среднего образования
3) появление воскресных школ, программа которых была намного шире, чем в государственных
4) появление высших учебных заведений

2. Какое из указанных ниже художественных произведений принадлежит кисти И. Е.

4. Установите соответствие между деятельностью и учёными, принимавшими в ней.

5.Укажите, в каком стиле построено здание Исторического музея в Москве архите.

5.Укажите, в каком стиле построено здание Исторического музея в Москве архитекторов В. О. Шервуда и А. А. Семёнова, изображённое на фотографии.

Предположите, чем эти люди отличаются и что их объединяет?

Предположите, чем эти люди отличаются и что их объединяет?

Народы России во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия.

Народы России во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия.

I. Россия – многонациональное государствоПользуясь текстом учебника (стр. 173.

I. Россия – многонациональное государство
Пользуясь текстом учебника (стр. 173), докажите что Россия во второй половине XIX века была многонациональной и многоконфессиональной страной

II. Народы Российской империи

II. Народы Российской империи

Кто эти люди? Что их объединяет? Найдите ответ в учебникеПольские шляхства Гр.

Кто эти люди? Что их объединяет? Найдите ответ в учебнике
Польские шляхства
Грузинские князья
Мейндорфы, Бенкендорфы, Струве, Тотлебены
Андрониковы, Багратионы, Имеретинские, Чхеидзе
Муратовы, Юсуповы, Мещерские
Кантакузины, Каподистрии
Гирсы, Фредрексы

Стр. 175 объясните, в чем заключалась русификаторская политика?

Стр. 175 объясните, в чем заключалась русификаторская политика?

III. Еврейский вопросСтр. 176. Выпишите, какие ограничения были установлены д.

III. Еврейский вопрос
Стр. 176. Выпишите, какие ограничения были установлены для евреев

IV. Польша

После восстания 1863-1864Польша - Привислинский край Среднее и высшее образо.

После восстания 1863-1864
Польша - Привислинский край
Среднее и высшее образование переводилось на русский язык (КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТАКАЯ ПОЛИТИКА?)
Полякам запретили покупать землю в украинских и белорусских губерниях
В управленческом аппарате становилось больше русских

V. ФинляндияПрочитайте текст на стр. 177-178 Составьте тезисный план по тексту

V. Финляндия
Прочитайте текст на стр. 177-178
Составьте тезисный план по тексту

Домашнее заданиеПрочитать параграф Выучить даты и определения Составить по па.

Домашнее задание
Прочитать параграф
Выучить даты и определения
Составить по параграфу тест из 5-7 вопросов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 471 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 23. Народы России во второй половине половине XIX в. Национальная политика самодержавия

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.11.2021 981
  • PPTX 3.2 мбайт
  • 137 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коптяева Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Народы России во 2-й четверти XIX века XIX век История России

№ слайда 1

Народы России во 2-й четверти XIX века XIX век История России

План урока. 1.Царство Польское. 2.Прибалтика и Финляндия. 3.Украина и Бессарабия

№ слайда 2

План урока. 1.Царство Польское. 2.Прибалтика и Финляндия. 3.Украина и Бессарабия. 4.Народы Поволжья. 5.Восточные территории. 6.Еврейский вопрос.

Задание на урок. Выделите характерные черты национальной политики самодержавия в

№ слайда 3

Задание на урок. Выделите характерные черты национальной политики самодержавия во 2-й четверти 19 века?

1.Царство Польское. После принятия Консти-туции 1815 г.поляки ожидали предоставл

№ слайда 4

1.Царство Польское. После принятия Консти-туции 1815 г.поляки ожидали предоставле-ния им независимости, но в н.20-х гг.цесаре-вич Константин начал проводить насильст-венную русификацию. В 1830г.в Польше вспых-нуло восстание.Его по-водом стала попытка послать поляков на по давление революции во Франции.Поляки попытались убить Кон стантина и захватили арсенал

1.Царство Польское. 13.1.1830 Сейм объявил о лишении Николая I права на польский

№ слайда 5

1.Царство Польское. 13.1.1830 Сейм объявил о лишении Николая I права на польский пре стол. Во главе восстания встал А.Чарторыйский. 13.2.1830 60000 польская армия под Гороховым была наголову разбита 120000 армией Дибича. 8.8.1830 ген. Паскевич взял Варшаву.В 1832 г.Конституция была отменена, а Польша лишилась автономии.

2.Прибалтика и Финляндия. Памятник Александру I В Хельсинки. Жизнь Финляндии пос

№ слайда 6

2.Прибалтика и Финляндия. Памятник Александру I В Хельсинки. Жизнь Финляндии после 1809 г. регулировалась Кон ституцией.В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря кн.Финляндского.Фин-нам разрешили иметь свою валюту и стрелковые войска. Прибалты были лишены основ государственности. Начавшийся здесь промышленный переворот,соз-дали условия для создания мощного промышлен-ного района.

3.Украина и Бессарабия. В 1833 г. в Киеве был открыт университет. В 1846 г. в не

№ слайда 7

3.Украина и Бессарабия. В 1833 г. в Киеве был открыт университет. В 1846 г. в нем возникло Кирилло-Мефодиев-ское Общество во главе с Н.Костомаровым. Оно ставило задачи ликвидации самодер-жавия и крепостничества. В сер.19 в на Украине была начата разработ-ка месторождений угля и руды.

3.Украина и Бессарабия. Бессарабия вошла в со став России в 1812 г. С 1817 г. зд

№ слайда 8

3.Украина и Бессарабия. Бессарабия вошла в со став России в 1812 г. С 1817 г. здесь возни кают казачьи посе-ления.В 1828 г.Ни-колай I, ограничил местную автоно-мию,но местным фе одалам дали права российского дворян-ства. В 1836 г.в Бессарабии было законодатель-но оформлено кре-постное право.

4.Народы Поволжья. В Поволжье наряду с рус скими проживали та- тары,чуваши,башки

№ слайда 9

4.Народы Поволжья. В Поволжье наряду с рус скими проживали та- тары,чуваши,башкиры,марийцы,мордва уд-мурты и калмыки. Крестьяне находились в зависимости от поме-щиков и мурз.в то же время часть их остава-лись свободными,вып-лачивающими ясак. В н. 19 в. началось рас-слоение поволжских крестьян,часть из них, в основном русские, начала создавать ма-нуфактуры.

4.Народы Поволжья. Николай I усиленно про-водил христианиза-цию народов Повол-жь

№ слайда 10

4.Народы Поволжья. Николай I усиленно про-водил христианиза-цию народов Повол-жья,число новообра-щенныхсоставляло 80%.большое значание придавалось изучению русского языка. На башкир была возло-жена военная повин-ность(вооружение и 4 лошади). На основе развития эко-номики началось фор-мирование единой та-тарской нации.

5.Восточные территории. Восточная Сибирь и Дальний Восток начали осваи-ваться в

№ слайда 11

5.Восточные территории. Восточная Сибирь и Дальний Восток начали осваи-ваться в 18 в.У племен отсутствовала государствен ность и поэтому крепостного права здесь не было.-Беглых крестьян не преследовали. В 1822 г.М.Сперанский бывший в то время сибирс-ким губернатором разработал Устав об управле-нии инородцев.Жители Сибири делились на осед-лых,кочевых и бродячих.

5.Восточные территории. В 1849 г. была образо-вана Камчатская область.Основным п

№ слайда 12

5.Восточные территории. В 1849 г. была образо-вана Камчатская область.Основным портом Д.Востока стал Петропавловск В 50-е гг.19 в.началось освоение Сахалина. Основными занятия-ми населения оста-вались охота,рыб-ная ловля,реже зем-леделие и промыс-лы.

6.Еврейский вопрос. Квитанция за оплату ношения еврейской одежды. Александр I ра

№ слайда 13

6.Еврейский вопрос. Квитанция за оплату ношения еврейской одежды. Александр I разрешил евреям вместо воинской служ-бы платить налог.Николай отменил его и ввел ре-крутский набор с одновременным принуждением к крещению. В 1844 г. самостоятельность еврейской общины была ликвидирована.за ввозом еврейской литературы в страну была установлена цензура,а евреев стали отправлять в Сибирь для ее освоения.Но евреи не были уравнены в правах с другими народами.

Читайте также: