Сообщение византийские традиции древнерусской архитектуры

Обновлено: 15.05.2024

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.


Историческое и культурное значение Византии трудно переоценить. В России византийское наследие можно обнаружить как в духовной, так и материальной сферах жизни. Взаимодействие культур пережило несколько этапов, и даже в современной культуре и архитектуре есть приметы этого влияния. В глобальном смысле русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии.

византийский стиль в россии

Истоки византийского стиля

Распад Римской империи в 395 году привел к возникновению новой империи, впоследствии названной Византией. Она по праву считается преемницей античных традиций, культуры и мудрости. Византийский стиль возникает как результат концентрации существующих архитектурных приемов. Зодчие нового государства сразу поставили себе задачу превзойти римские достижения. Поэтому, органично впитав все лучшее, что было изобретено римлянами и греками, создают новые шедевры, принимают вызов времени и находят новые конструктивные и планировочные решения.

Формирование византийской культуры происходило не только на воспроизведении и улучшении античного греко-римского опыта, но и связано с сильным восточным влиянием, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновывается восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии также необходим собственный антураж. Эти задачи решают лучшие художники мира, которые стекаются в Константинополь и создают уникальные произведения, которые и становятся новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Черты византийского стиля

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве. Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это привело к формированию отличительной черты византийских построек – облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.

Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, – это еще одна особенность византийских строений. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

византийский стиль в архитектуре петербурга

Влияние Византии на средневековую архитектуру

В средние века влияние Византии распространилось на все страны Европы, оно было политическим, экономическим и духовным. Византийский стиль в архитектуре средневековья оказался мощным ресурсом обновления. Италия в большей мере восприняла новшества византийской архитектуры: новый тип храма и технику мозаики. Так, средневековые храмы в Равенне, на острове Торчелло, в Палермо стали знаками этого византийского влияния.

Позже тенденции распространяются и на другие страны. Так, собор в Ахене в Германии является примером византийского влияния через призму итальянских мастеров. Однако наиболее мощное воздействие Византия оказала на те страны, которые приняли православие: Болгарию, Сербию, Армению и Древнюю Русь. Здесь происходит настоящий культурный диалог и обмен, который приводит к значительной модернизации существующих архитектурных традиций.

византийский стиль в архитектуре средневековья

Влияние Византии на зодчество Древней Руси

Всем известна история о том, как русская делегация, посетившая Рим и Константинополь в поисках подходящей религии, была потрясена красотой собора Святой Софии, и это решило исход дела. С этого времени начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую землю. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде. Византийский стиль в архитектуре храмов появился благодаря тому, что целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Также немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера, начиная с 10-го века, не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их, дополняя решениями и деталями, необходимыми местным храмам. Традиционный крестово-купольный византийский храм на Руси обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Для создания построек в новом стиле появляются сопутствующие ремесленные направления: изготовление кирпича, литье колоколов, иконопись, - все это имеет византийские корни, но перерабатывается русскими мастерами в духе национального искусства. Ярчайшим примером такой переработки является Собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма становится пятинефной и еще обстраивается галереями, а пять глав дополняются еще 12 малыми главками.

византийский стиль в архитектуре особенности

Византийская модель храма

Византийский стиль в архитектуре, особенности которого мы рассматриваем, базируется на новаторской планировке храма. Его особенности родились из чисто утилитарных потребностей: увеличение пространства храма, простое соединение купола и основания, достаточная освещенность. Все это привело к тому, что сформировался особый тип сооружений, который впоследствии поменял всю храмовую архитектуру мира. Традиционный византийский храм имел квадратное или прямоугольное основание, крестово-купольную конструкцию. К центральной части примыкают апсиды и галереи. Увеличение объема приводило к появлению внутри дополнительных опор в виде колонн, они разделяли собор на три нефа. Чаще всего классический храм имел одну главу, гораздо реже 5. Окна с арочным проемом объединялись по 2-3 под общей аркой.

византийский стиль в архитектуре храмов

Черты византийского стиля в русском храмовом зодчестве

Первые постройки храмов новой церкви были по русской традиции, греки не могли повлиять на них, так как свои храмы они возводили из кирпича и камня. Поэтому первое нововведение – это многоглавие, которое активно внедрялось в архитектурные решения. Первая каменная церковь на Руси появляется в конце 9-го века и имеет крестово-купольную конструкцию. До наших дней храм не дожил, поэтому говорить о его специфике невозможно. Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи.

Сегодня византийский стиль в России, фото построек которого можно увидеть во многих путеводителях, представлен несколькими главными регионами. Это постройки в Киеве и Чернигове, Новгородский район, Печеры, Владимир, Псковщина. Здесь сохранилось немало храмов, которые имеют явные византийские черты, но являются самостоятельными постройками с уникальными архитектурными решениями. К наиболее известным можно отнести Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкую церковь в Печерском монастыре.

византийский стиль в архитектуре россии примеры

Византийский стиль в европейской архитектуре

Государство Византия, просуществовавшее более 10 веков, не могло не оставить свой след в мировой истории. В архитектуре Европы и сегодня можно увидеть зримые черты византийского наследия. Наиболее богат заимствованиями и преемственностью период средневековья, когда зодчие берут на вооружение новаторские идеи коллег и строят храмы, например, в Италии, которая более всего оказалась восприимчивой к византийскому влиянию. Мощное влияние на Венецианскую республику оказали художники, приехавшие из Византии, и огромное количество артефактов, привезенных сюда после захвата Константинополя. Даже собор Сан-Марко в Венеции включает немало византийских мотивов и предметов.

Не менее важную роль сыграла архитектура Византии и в эпоху Возрождения. Господствующий центрально-купольный тип сооружения, который пришел из этой страны, получает повсеместное распространение. Черты византийских храмов можно обнаружить не только в культовых зданиях, но и в светских постройках. Зодчие, от Брунеллески до Браманте и А. Палладио. Отчетливо видны элементы и конструктивные решения византийцев в таких знаменитых постройках, как соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Пантеона в Париже.

Византийский стиль в европейской архитектуре как таковой не сложился, если не брать в расчет православные страны, но элементы этой системы зодчества видны до сих пор, они переосмысливаются, модернизируются, но являются той базой, на которой вырастает архитектура Европы. Византия стала местом сохранения античных традиций, которые затем вернулись в Европу и стали восприниматься ею как свои исторические корни.

византийский стиль в архитектуре россии

Формирование русско-византийского стиля

 византийский стиль

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период – 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы – это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки. На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями. В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.

византийский стиль в россии фото

Отражение византийского стиля в интерьере

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Для интерьеров в византийском стиле характерна богатая декорированность, использование дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева. Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Отражения византийского стиля в русской архитектуре 19-го века

Самый яркий период в архитектуре, основанной на традициях Константинополя, приходится на середину 19-го века. В это время византийский стиль в архитектуре Петербурга становится ведущим. Ярчайшими примерами сооружений в этом стиле являются Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани (Косякова и Пруссака), Греческая церковь Дмитрия Солунского (Р. И. Кузьмина), Торговый дом Штоля и Шмита (В. Шретера). В Москве это, конечно, постройки Тона: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.

византийский стиль в архитектуре россии

Византийские мотивы в архитектуре 20-го века

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова.

Современные постройки в византийском стиле

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысливаются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что сегодня жив византийский стиль в архитектуре России. Примеры тому можно найти во многих городах страны: это Храм Святых жен-мироносиц в Санкт-Петербурге, Никольская церковь в Надыме, Серафимовская церковь в Муроме и др.


Свое начало древнерусская архитектура берет с 988 года, когда жители Руси массово приняли обряд крещения по византийскому образцу. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что архитектура Древней Руси довольно хорошо изучена, истории ее возникновения и развитию традиций посвящено много научных работ, однако интерес к влиянию Византии на традиции русской архитектуры не угасает. Это важно для изучения истории России, а также связано понятием христианство. Поэтому тема истории русской архитектуры остается актуальной. Отсюда можно сделать вывод, что новизна этой работы также высока.

Курсовая работа охватывает период с X по XII века т.к посвящена первым каменным храмам. Существенное место отведено описанию археологических раскопок, проводившихся на территории рассматриваемых архитектурных памятников с XIX по XXI века.

Цель курсовой работы: выяснить силу влияния византийских традиций на архитектуру Киевской Руси.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научную литературу и источники по истории каменного зодчества Древней Руси X-XII вв.

2. Выделить архитектурные особенности византийского храмового строительства.

3. Рассмотреть влияние византийских черт в первых каменных храмов Киевской Руси

Объектом исследования выступают архитектурные византийские традиции – тип храма и его крестово-купольная система. Предметом исследования - древнерусские храмы – Десятинная церковь и Спасский собор в Чернигове. Также в работе рассматривается Собор Софии Константинопольской в качестве примера памятника византийской архитектуры.

В процессе написания работы были использованы материалы Лаврентьевской летописи 1377 г., Лаврентьевского летописного списока от 1036 г. и Ипатьевского летописного списка 1034 г. В этих источниках упоминаются причины и основные моменты строительства Десятинной церкви и Спасского Черниговского собора. Также была изучена следующая литература: Л. Любимов “Искусство Древней Руси” – в своей книге автор уделяет внимание не только древнерусской архитектуре, но также древнерусскому искусству в целом; А.И. Комеч “Древнерусское зодчество конца X-начала XII веков” – в этой книге уделяется большое внимание именно древнерусскому зодчеству и его особенностям; П.А. Раппопорт “Зодчество Древней Руси” и “История русской архитектуры” под редакцией В. Пилявского. В этих трудах идет описание внешнего и внутреннего вида памятников зодчества.

Работа состоит введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Данный материал может быть применен на уроках истории России, религии России, Мировой Художественной Культуры в общеобразовательных школах, а также школах или классах с гуманитарным уклоном, православных школах. Так он может быть полезен ученикам младших классов на уроках Основ Религиозной Культуры и Светской Этики и Основ Православной Культуры, может быть предложен к изучению на факультативных занятиях, в контексте подготовки к Основному Государственному Экзамену и Единому Государственному Экзамену.

Глава I. Особенности архитектуры Византии

1.1.Тип крестово-купольного храма

Укороченная базилика, увенчанная куполом и обращенная на Восток алтарем, явилась самым подходящим типом храма для богослужения в Византии (прил №1). Называлась такая композиция крестово-купольной.

Этот вид храмов был очень популярным. Очень интенсивно менялись архитектурные вкусы, предпочтения, архитектурное искусство также не стояло на месте, а делало большие шаги вперед. Внешний вид храмов также претерпел изменения. В 324 году Константин Великий переносит столицу греческой империи из Рима в Византию и активно ведет там строительную деятельность, в частности, храмы. В это же самое время появляются храмы в византийском стиле при сохранении ведущей роли базилики.

Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, триумфальные арки , ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке - уникальный образец храма с высокой колокольней

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи , соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец архитектуры Византии

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является храм Софии в Константинополе . По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.

Храм Святой Ирины в Константинополе

Храм Святой Ирины в Константинополе

В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков мрамора выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

Монастырь Студеница в Сербии

Монастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор , который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.

Софийский собор в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

Церковь Спаса на Нередице - яркий пример византийского архитектурного стиля

Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

Архитектура Византии : 1 комментарий

При посещении собора возникает легкий когнитивный диссонанс от гибридного сочетания символов двух религий. Есть мозаики, витражи. С гидом будет интересней. Можно подняться наверх, сделать кучу селфи, правда народу очень много. Нет слов, чтобы описать все чувства, которые я испытала. Айя-Софию надо увидеть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Византийский стиль в архитектуре и первые русские храмы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Византийский стиль в архитектуре и первые русские храмы

Византийский стиль в архитектуре и первые русские храмы

Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), - плинфы.

Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), - плинфы. В Византии была узнаваемая кладка стен со скрытым рядом, когда каждый второй ряд плинфы утапливался в кладку и не был виден на фасаде. Для кладки использовалась цемянка - известковый раствор с добавлением керамической крошки. Стены храма приобретали декоративный полосатый вид. Византийские храмы имели характерную форму окна - два или три арочных проема, объединенных общей аркой.

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) в Киеве Первая православная церковь.

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) в Киеве Первая православная церковь, возможно, была построена в Киеве княгиней Ольгой ещё в 960 году, но о ней практически ничего не известно. Считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Это был традиционный византийский четырёхстолпный храм с тремя апсидами и нартексом. Скорее всего, он был пятиглавым. До наших дней от церкви сохранились только фундаменты, позволившие восстановить её первоначальную планировку.

Центричный крестово-купольный храм конструктивно не мог быть большим, а для п.

Центричный крестово-купольный храм конструктивно не мог быть большим, а для первых соборов Руси именно размер храма имел огромное значение. Поэтому, взяв за основу схему крестово-купольного храма, его центральный объем в русских соборах обстраивается с трех сторон дополнительными галереями. Так произошло и с Десятинной церковью. Это схема уже не имела прямых аналогов в архитектуре Византии.

В КИЕВСКОЙ СОФИИ 1037 года , РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА, пятине.

В КИЕВСКОЙ СОФИИ 1037 года , РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА, пятинефная пятиапсидная часть с трёх сторон была окружена галереями. Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры.

Для освещения такого храма уже было недостаточно пяти глав, поэтому в киевско.

Для освещения такого храма уже было недостаточно пяти глав, поэтому в киевском соборе вокруг центральной главы сгруппированы двенадцать малых световых глав. Дополнительные нефы и галереи ступенчато повышались к центру, создавая пирамидальный силуэт храма, подчеркнутый многоглавием, так же повышавшимся к центральной главе.


В НОВГОРОДСКОЙ СОФИИ (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крест.

В НОВГОРОДСКОЙ СОФИИ (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть, имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней. В отличие от византийских храмов, построенных из плинфы, новгородский собор выстроен из камня, из кирпича частично сделаны своды и арки. Собор новгородской Софии (1045)

Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но в новгоро.

Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но в новгородском соборе галереи гораздо шире, они не создают пирамидальный силуэт, а подчёркивают монолитность центральной части. Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав. Собор новгородской Софии (1045)

От семиглавой полоцкой Софии практически ничего не осталось. Сохранились тол.

От семиглавой полоцкой Софии практически ничего не осталось. Сохранились только фрагменты нижней части стен и три апсиды с восточной стороны. Собор полоцкой Софии (1066)

Первоначально ПОЛОЦКАЯ СОФИЯ была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характе.

Первоначально ПОЛОЦКАЯ СОФИЯ была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характерной особенностью полоцкого собора, отличающей его от киевского и новгородского храма, является удлиненная алтарная часть с вимой, отделённая от крайних нефов глухими стенами, и отсутствие внешних галерей. Достоверной информации о том, как выглядел собор Святой Софии в Полоцке, у нас, к сожалению, нет. Предполагаемый внешний вид полоцкой Софии

Полоцк. Собор Софии Премудрости Божией Сейчас собор полностью перестроен в ст.

Полоцк. Собор Софии Премудрости Божией Сейчас собор полностью перестроен в стиле "виленского барокко

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы г. Владимир Облик пятинефного.

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы г. Владимир Облик пятинефного храма приобрёл в 1189 году Владимирский Успенский собор, перестроенный Всеволодом "Большое Гнездо" из трёхнефного собора Андрея Боголюбского 1160 года.

Наиболее близок к византийским образцам черниговский Спасо-Преображенской соб.

Наиболее близок к византийским образцам черниговский Спасо-Преображенской собор, построенный около 1036 года.

Возможно, это связано с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимир.

Возможно, это связано с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове У собора пять световых глав со сферическими куполами. Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов.

Большое влияние на древнерусскую архитектуру оказала Великая Успенская церков.

Большое влияние на древнерусскую архитектуру оказала Великая Успенская церковь Печерского монастыря (1078). К сожалению, церковь была окончательно уничтожена во время войны. Сейчас она воссоздана в пышных формах украинского барокко с позднейшими пристройками и совсем не напоминает древнюю церковь.

По типу Успенской церкви в 1113 году был построен одноглавый собор Михаила Ар.

По типу Успенской церкви в 1113 году был построен одноглавый собор Михаила Архангела Михайловского монастыря. В этом соборе впервые была позолочена глава, за что собор получил наименование "Златоверхий".

собор Михаила Архангела Михайловского монастыря Собор неоднократно перестраив.

собор Михаила Архангела Михайловского монастыря Собор неоднократно перестраивался, а в 1930-е годы был взорван. Сейчас он воссоздан, но не в первоначальных формах, а в позднейшем стиле украинского барокко.

Владимирский собор — собор во имя святого равноапостольного князя Владимира в.

Владимирский собор — собор во имя святого равноапостольного князя Владимира возведенный в XIX веке к 900-летию крещения Руси на территории Херсонеса Таврического, на месте крещения князя Владимира в Крыму.

Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного х.

Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места. Возведение храма завершили в 1877 году

 Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой.

Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства. В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить Богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы планировали провести в два этапа. К 28 июля 2001 года завершили все внешние строительные работы: возвели разрушенные стены, купол покрыли медной кровлей, установили крест, в окнах снова красуются витражи. 5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой.

Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. Весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, 5 мая 2002 года в собор.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, 5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба

Читайте также: