Н п майоров мы м в кульчицкий мечтатель фантазер лентяй завистник сообщение

Обновлено: 26.04.2024

Что такое война? Над этим заставляет задуматься автор стихотворения. Его лирический герой представлял войну через призму книжек, смотрел сквозь розовые очки, но, столкнувшись с реальностью, понял, что война - не фейерверк, а трудная работа. Поэт подчеркивает это с помощью художественных средств : эпитетов (трудная), гипербол (до костей мозга промерзших ног), сравнений (пуговицы вроде чешуи орденов). Автор подводит нас к мысли о том, что на войне думаешь не о награде, а о Родине. Не случайно поэт проводит параллель с историей (Бородино), подчеркивая неразрывную связь поколений, защищавших родную землю.

М. Кульчицкий – стихотворение “Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник! ”.

М. Кульчицкий был студентом Литературного института, он пошел на войну добровольцем, в декабре 1942 года окончил пехотно-минометное училище в звании младшего лейтенан­та. Утром 26 декабря он зашел попрощаться с друзьями в Ли­тературный институт. В этот день он отправлялся на фронт. Этим днем помечено стихотворение “Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник. ”.

Лирический герой этого стихотворения – молодой чело­век, наивный, романтичный. Его представления о войне – книжные. Реальность же предстает совсем иной. Главное для героя – это чувство Родины, живущее в его памяти о про­шлом России, живущее и в настоящем.

М. Кульчицкий был убит под Сталинградом в 1943 году.

Глоссарий:
кульчицкий мечтатель фантазер лентяй завистник анализ
сочинение про фантазер в стихах
стих мечтатель фантазер лентяй завистник

Вертящихся пропеллерами сабель-метафора наверно
черна от пота-эпитет
Скользит пехота. -метафора
в чавкающем топоте-олицетворение
До костей мозга промерзших ног-метафора-?
Весом хлеба-сравнение
Чешуи тяжелых орденов: -метафора

Михаил Кульчицкий


19 января 1943 года в бою под селом Трембачёво Луганской области погиб Михаил Кульчицкий - командир минометного взвода, младший лейтенант.
23-летний студент Литературного института на войну ушел добровольцем, отказавшись от должности фронтового поэта, хотя мог и вовсе остаться: старшекурсникам давали отсрочку, чтобы доучиться, но об этом никто в те дни не думал. Студенты Левитанский и Гудзенко, едва сдав последний экзамен, сразу ушли добровольцами на фронт и новый 1942-год уже встречали под Волоколамском, защищая Москву: Семен первым номером в пулеметном расчете, Юрий - вторым.

Три выпуска Литинститута погибло в первые годы войны: Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада, Борис Смоленский, Илья Лапшин, Николай Майоров.
Их имена высечены на мемориальной доске в Центральном доме литераторов, о многих я уже не раз писал в своем блоге, публиковал стихи и воспоминания друзей.

А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая.
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней ка́пель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.

Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда, черна от пота, вверх
скользит по пахоте пехота.

Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чоботы
весом хлеба в месячный паёк.

На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжёлых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
26 декабря 1942, Хлебниково-Москва

И я, как собака, вою
Над бедной твоей головою.

Михаил Кульчицкий


Михаил Кульчицкий с сестрой Ольгой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ СТИХИ, ПРОПИТАННЫЕ КРОВЬЮ.ppt

СТИХИ, ПРОПИТАННЫЕ КРОВЬЮ…

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТИХИ, ПРОПИТАННЫЕ КРОВЬЮ…

СТИХИ, ПРОПИТАННЫЕ КРОВЬЮ…

Эпиграф к уроку Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно – не.

Эпиграф к уроку Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо живым! Р. Рождественский.

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною.

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

Никто не забыт, ничто не забыто. 22 июня 1941 года началась война. Советский.

Никто не забыт, ничто не забыто. 22 июня 1941 года началась война. Советский народ отстоял свою независимость. Война унесла почти 27 млн. жизней советских людей. 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины, из них 48 поэтов.

БОРИС БОГАТКОВ (1922 - 1943)

БОРИС БОГАТКОВ (1922 - 1943)

ПАВЕЛ КОГАН (1918 - 1942)

ПАВЕЛ КОГАН (1918 - 1942)

МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ (1918 - 1942)

МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ (1918 - 1942)

ИОСИФ УТКИН (1903 - 1944)

ИОСИФ УТКИН (1903 - 1944)

ГЕОРГИЙ СУВОРОВ (1919 - 1944)

ГЕОРГИЙ СУВОРОВ (1919 - 1944)

ГРИГОР АКОПЯН (1920 - 1944)

ГРИГОР АКОПЯН (1920 - 1944)

МУСА ДЖАЛИЛЬ (1906 - 1944)

МУСА ДЖАЛИЛЬ (1906 - 1944)


В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА. Она стала явл.

Люди! Покуда сердца стучатся, - Помните! Какою ценой завоевано счастье, - Пож.

Люди! Покуда сердца стучатся, - Помните! Какою ценой завоевано счастье, - Пожалуйста, помните!

Список использованных материалов Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших.

Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc

-формировать знания учащихся о литературном процессе в годы Великой Отечественной войны;

-обеспечить усвоение учащимися знаний о поэзии в годы Великой Отечественной войны;

-научить правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания,

-отработать навыки выразительно читать стихи;

-устранить пробелы в знаниях творчества поэтов в годы Великой Отечественной войны;

-обобщить и систематизировать знания учащихся о литературном процессе в годы Великой Отечественной войне.

2. Развития: способствовать развитию аналитических способностей учащихся, их словарного запаса, умения составлять конспект изучаемого материала;

3.Воспитания: интереса к предмету, коммуникативной культуры, интереса к культурно-историческому прошлому своей страны, патриотизма.

Оборудование :

Выставка книг, сигнальные карточки со стихами, репродукции картин о Великой Отечественной войне

ТСО - компьютерная презентация по теме

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, наглядно-иллюстративный, проблемно - поисковый, творческого письма, презентация, рефлексия.

Формы работы: фронтально-групповая, индивидуальная, самокоррекция деятельности.

Форма организации учебного занятия: урок-концерт.

Эпиграф к уроку:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым!

Р. Рождественский.

І. Вводная часть: 1. Проверка подготовленности учащихся к занятию

2/ Оформление журнала

ІІ. Основная часть:

1 стадия: Актуализация знаний и опыта учащихся ( слайд №1- 2 )

Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Почему из всех жанров литературы именно поэзия стала самым распространённым, самым востребованным в годы Великой Отечественной войны?

Почему необходимо изучение данной темы?

2 стадия: Формирование новых понятий и способов действий.

Вступительное слово преподавателя (слайд №3)

Кто знает, когда это случилось?

Звучит запись песни.

(Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.)

Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Наш урок посвящается тем, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след - свои стихи.

Где-то под лучистым обелиском,

От Москвы за тридевять земель,

Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,

Завернувшись в серую шинель.

Где-то под березою прохладной,

Что мерцает в лунном далеке,

Спит гвардеец Николай Отрада

С записною книжкою в руке.

И под шорох ветерка морского,

Что зарей июльскою согрет,

Спит без пробужденья Павел Коган

Вот почти уж шесть десятков лет.

И в руке поэта и солдата

Так вот и осталась на века

Самая последняя граната —

Самая последняя строка.

Спят поэты — вечные мальчишки!

Им бы завтра на рассвете встать,

Чтобы к запоздавшим первым книжкам

Предисловья кровью написать!

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось более 1000 писателей и поэтов. Из них 944 ушло на фронт. На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому младшему из них не было и 19 лет (слайд №4)

К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову было еще 18 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленска). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Новый чемодан длиной в полметра,

Кружка, ложка, ножик, котелок…

Я заранее припас все это,

Чтоб явиться по повестке в срок.

Как я ждал ее! И наконец-то

Вот она, желанная, в руках. …

Пролетело, отшумело детство

В школах, в пионерских лагерях.

Молодость девичьими руками

Обнимала и ласкала нас,

Молодость холодными штыками

Засверкала на фронтах сейчас.

Молодость за все родное биться

Повела ребят в огонь и дым,

И спешу я присоединиться

К возмужавшим сверстникам моим.

23 сентября 1942 году - подразделение, где служил лейтенант Павел Коган, вело бои под Новороссийском. Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника… Фашистская пуля попала ему в грудь. Поэт погиб, но песня на его стихотворение уже более 60 лет является гимном романтиков.

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза.

В флибустьерском дальнем море

Бригантина подымает паруса.

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись нас.

На прощанье подымай бокалы

Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,

За презревших грошевой уют.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют.

Так прощаемся мы с серебристою,

Самою заветною мечтой,

Флибустьеры и авантюристы

По крови, упругой и густой.

И в беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем море

Бригантина подымает паруса.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют,

И, звеня бокалами, мы тоже

Запеваем песенку свою.

Преподаватель. ( Слайд №7 )

Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана - Михаил Кульчицкий.

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: лейтенант

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто — трудная работа,

Когда — черна от пота — вверх

Скользит по пахоте пехота.

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чеботы

Весом хлеба в месячный паек.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов,

С ежедневными Бородино.

Преподаватель. Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы, возвращаясь в Москву с фронта . (слайд №8)

На улице полночь.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

… Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома — и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки.

Еще утрами черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день, — мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней, —

Свой добрый век мы прожили как люди —

Мама, я еще вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, — он придет, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

Преподаватель. (Слайд №11-12)

Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь!

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит,

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой —

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не смолкло на устах!

Преподаватель (обобщение и систематизация знаний, слайд №13)

Так почему же в годы Великой Отечественной войны именно поэзия становится самым оперативным, самым популярным жанром военных лет?

Лирика стала явлением

Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

Каковы же особенности

лирики военного времени?

Отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;

3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);

многогранность и глубина лирики;

раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

Покуда сердца стучатся, -

III . Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

Какие мысли и чувства пережил в ходе занятия?

Какое сделал открытие?;

IV . Подведение итогов учебного занятия.

План учебного занятия.

внешней структуры учебного занятия

содержание деятель-ности

преподава-теля

содержание деятельности

методы деятель-ности

деятель-ности

деятель-ности

I. Вводная часть

Проверяет готовность учащихся к занятию

Готовятся к занятию

II. Основная часть

1.Подготовка к основному этапу занятия. Вызов.

Организует учащихся на принятие вызова.

Определяют и принимают цель.

1. Что они знают о Великой Отечественной войне?

2. Почему из всех жанров литературы именно поэзия стала самым распространён-ным, самым востребованным в годы Великой Отечественной войны?

Читайте также: