Учитель цифровой школы сообщение

Обновлено: 08.05.2024

Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь, семьи, родителей и детей, общество в целом. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети. Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся, погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали, догадываетесь почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.

Судя по заявлениям чиновников, цифровая трансформация школ — вопрос решенный. Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки.

Что же думают учителя о цифровизации нашего города Соликамск Пермского края?

Мы, родители наших учеников думаем, что этот вопрос актуален на сегодняшний день и для многих педагогов, проживающих на территории Российской Федерации. Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников.

Онлайн-опрос и другие цифровые инструменты помогают вовлечь в учебный процесс всех учащихся, в том числе застенчивых, не уверенных в своих силах, обычно не проявляющих инициативу. Онлайн-системы позволяют регулярно получать обратную связь, в том числе и отзывы учащихся о доступности учебных материалов и заданий. Анализ данных позволяет педагогу легко и быстро выявлять затруднения каждого ребенка и вовремя оказывать помощь, определять области, где учащиеся могут соревноваться, а значит легко скорректировать работу каждого ученика или работу в группе.

Смартфоны и гаджеты все-таки отвлекают детей от учебного процесса. Но задача педагога сделать учебный процесс интересным и если ученики отвлекаются, то это проблема педагога, а не технологий и устройств.
Государственное образование достаточно инертно. В первую очередь это связано с нехваткой ресурсов на обучение сотрудников. Учителя перегружены подготовкой и проведением уроков, проверками тетрадей, заполнениями отчетов и другими мероприятиями. Заниматься освоением новых технологий многим некогда.

Какие возможности видят в ней, и с какими сложностями сталкиваются наши школы?

Какие цифровые инструменты уже помогают в работе?

В последние годы в школах все более активно используют электронные средства обучения. У многих детей проблемы со зрением – очень много сидит за экраном, плюс психологическая зависимость от гаджетов. Во Франции официально запретили пользование мобильными телефонами в школе. Как нам найти золотую середину, чтобы воспитать здорового, умного и владеющего современными технологиями человека?
Представить школу без электронной доски сегодня очень сложно, уже оснащены скоростным интернетом многие школы Российской Федерации, в столице нашей Родины охвачено интернетом уже 100% школ. Обновляется образовательная электронная платформа, ее нельзя отрицать – люди сталкиваемся (с цифрой) постоянно.

Уже найдены ресурсы, предлагающие игровые обучающие программы по тому или иному предмету. Ученики с удовольствием проходят викторину по географии и истории или проводят физический опыт с помощью телефона. Нынешние ученики выросли, уже имея компьютер и видеоигры, и, несмотря на стигматизацию игр в нашем обществе, использование элементов игр позволяет успешнее вовлечь их в процесс обучения. В школе информационные технологии не прекращают развиваться. Сначала это был мультимедийный проектор, и учителя восторженно демонстрировали ученикам созданные в PowerPoint свои аляповатые слайды. Теперь появились интерактивные доски, и педагоги вдруг увидели новые возможности организации учебных занятий. Многие используют социальные сети, и они имеют свои образовательные возможности.

Информационно-цифровые технологии успешно применяет в своей работе Скороход Зинаида Сергеевна на уроках в начальной школе. Также в старших классах учителю истории Мирошниченко Татьяне Геннадьевне , интерактивная доска позволяет успешно решать поставленные задачи на уроках, представлять свой педагогический опыт в виде презентаций. Использование Интернета и цифровых технологий открывает широкие возможности перед педагогом: участие в дистанционных олимпиадах; конференциях; организация виртуальных экскурсий; осуществление поиска различной информации и др. Учащиеся Ваньковой Веры Анатольевны применяют новые цифровые инновации по предмету биологии, создавая презентацию для защиты собственных исследовательских проектов и с удовольствием создают свои проекты, успешно защищают их на уроках, конференциях. Презентации сопровождаются подробными, выверенными методическими рекомендациями по их использованию на уроках.

Игровые технологии Зинаида Сергеевна, заместитель по УВР и учитель начальных классов, активно использует в своей работе, которые позволяют развивать активность, внимание, память учащихся, прививают интерес к учебным предметам.

Как меняется роль педагога в мире, где цифра меняет все?

В США много частных образовательных практик, и они сильно интегрированы в систему, потому что бизнес быстро вырабатывает ответы на требования рынка. И образовательная система принимает и сразу использует эти решения. Реализация цифровой грамотности позволит системно развивать цифровые компетенции подрастающего поколения и реализовывать стратегию цифровой экономики. Поддержка со стороны коллег упростит адаптацию к информационным технологиям. Чем больше у педагогов поддержки, тем больше, вы наши дорогие учителя, приобретёте уверенность. Не стесняйтесь обсуждать ваши технические и технологические проблемы. Делитесь своими идеями и разработками и посмотрите, как они используются на уроках других учителей.

А дети наши и ваши ученики, конечно же, помогут вам и нам родителям в освоении нового!

С распространением облачных технологий и мобильных приложений концепция безбумажного цифрового класса стала гораздо более актуальной, чем когда-либо прежде. В России это начало было положено отказом в ряде регионов от бумажных журналов в пользу электронных. В ряде регионов, в частности в Москве, апробируются несколько версий электронной школы.

Со стороны учительского сообщества широко распространён здоровый консерватизм. Многие учителя рассматривают внедрение информационно-образовательных технологий, как новую обузу.

Оснований для скептицизма — хоть отбавляй:

Между тем, в основе концепции цифровой школы заложена здравая идея интеграции образовательных технологий с цифровыми таким образом, чтобы поднять образовательные задачи на более трансформативный (преобразующий) и творческий уровень, где учитель может использовать новые возможности цифровых технологий для перераспределения способов обучения.

Цель цифрового обучения состоит не в том, чтобы использовать информационные технологии как дань моде, а в том, чтобы создать и открыть новые неизведанные образовательные территории и помочь ученикам знакомиться с различными фактами, явлениями, процессами с разных точек зрения.

Для этого учителю необходимо ознакомиться с теоретической базой, лежащей в основе концепции безбумажного цифрового класса, а также вооружиться соответствующими инструментами и приложениями, чтобы добиться образовательных целей, которые он ставит перед собой и на что его нацеливает окружающая среда в лице государства и родителей.

Очень важно хорошо ориентироваться в современном информационно-образовательном пространстве. Выбирая те или иные цифровые инструменты и приложения, необходимо учитывать, что они в себя включают:

  • Создание учебных задач, их распределение и получение результатов
  • Организация и обеспечение своевременной обратной связи с учениками и их родителями
  • Создание и совместное использование продуктов цифрового обучения
  • Инициирование формирующего оценивания через тесты, викторины и опросы
  • Создание виртуального класса, отслеживание деятельности класса в целом и каждого ученика персонально.
  • Публикация документов в электронном виде и организация обмена с выбранными пользователями.

Учителя могут инициировать организацию формирующего оценивания с помощью специальных онлайн приложений. Они получают возможность мгновенно оценивать результаты, получать их визуальное представление, анализировать для того, чтобы скоординировать свои действия в дальнейшем обучении.

Учитель экономит время и способствует визуальному мышлению ученика.
Многие онлайн сервисы делают повседневную жизнь учителя проще, предоставляя безопасный и простой способ для учителей и студентов, чтобы участвовать и сотрудничать в любое время и в любом месте.

Учитель может использовать специализированные сервисы для:

  • безопасного обсуждения в классе,
  • публикации заданий,
  • публикации ученических проектов,
  • организации зачетной книжки,
  • обмена файлами и многим другим.

Доклад

Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь, семьи, родителей и детей, общество в целом. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети. Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся, погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали…Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий, система современных педагогических технологий.

В традиционном обучении активная роль принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать для достижения запланированных результатов.

Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет: увеличить возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей; обеспечить доступ к разнообразной информации; повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, интерактивной формы представления учебного материала; повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления; развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС общего образования наиболее эффективными в образовательной среде будут те технологии, которые направлены на коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

Процесс обучения организуется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися. При этом следует иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов: возраста учащихся, их возможностей, подготовленности, а также готовности самого учителя.

Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу главных относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие); открытость (свобода критики); альтернативность (множественность способов деятельности); диалогичность; рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности).

Иными становятся и роли участников: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребенок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности. Учитель выступает как организатор и координатор учебной деятельности.

С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии; технологию проблемного обучения; модульные технологии; технологию развития критического мышления.

Роль каждого педагога — дать каждому ребенку возможность проявить себя. В связи с этим учитель использует различные типы уроков: урок- диалог, урок-деловая игра, урок- презентация, урок- исследование, урок — размышление, урок — защита проекта и т. д. Учителю необходимо создать атмосферу повышенного интереса, эмоционального настроя, использовать такие формы работы, которые эффективно раскроют субъективный опыт ученика. Основным средством достижения поставленной цели является урок. Это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Проблемные вопросы, споры, обсуждения — основа деятельности на уроках.
В условиях учебного процесса в информационно - образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.

Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений.

Так, в текущем году находясь на дистанционном обучении мы применяли возможность онлайн-платформ в обучении, хотелось сказать несколько слов о некоторых из них.

ü zoom – изначально разрабатывался для проведения видеоконференций для нескольких участников. Вариант интернет-телефонии, вы звоните собеседнику и общаетесь с ним на интересующую вас тему. На экран можно вывести себя или в рабочий стол с подготовленным заранее материалом. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут.

Большую помощь при проведении онлайн-уроков оказало электронное приложение к учебнику, взятое с сайта Лаборатория знаний , оно представляет собой набор электронных образовательных ресурсов, предназначенных для совместного использования с учебником. Все ресурсы (презентации, плакаты, тексты, тесты, файлы-заготовки и пр.) структурированы в соответствии с оглавлением учебника. Кроме того, в электронное приложение включены ссылки на ресурсы федеральных образовательных порталов и свободное программное обеспечение, которые могут быть полезны при изучении курса информатики в 5-11 классах.

ü ЯКласс – ресурс ориентирован на педагогов, учащихся и родителей. ЯКласс интегрирован с электронными журналами, сотрудничает с популярными издательствами. Содержит 1,6 трлн заданий школьной программы и 1500 видеоуроков. Все материалы соответствуют ФГОС.

ü СДАМ ГИА : РЕШУ ОГЭ - образовательный портал для подготовки к экзаменам

Данный сервис позволяет учителю очень быстро сориентироваться в заданиях, выбрать к уроку необходимое количество заданий одного или нескольких типов, сгенерировать собственный тест, получить к нему ключ и пояснения решения, что в значительной степени позволяет экономить время для подготовки к уроку.

Еще одна из возможностей данного портала – дистанционное решение учащимися онлайн – тестов, составленных учителем. Учитель предварительно может сгенерировать тесты и дистанционно оценивать результаты учащихся. Данная возможность позволяет ученикам выполнять тест в домашних условиях, при этом ученик может сразу увидеть свой результат и результат выполненного теста сразу поступает в статистику учителя, что позволяет контролировать процесс самостоятельной и систематической подготовки обучающихся.

Мотивированные учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвуют в чатах и т.д.

ü Урок цифры - дает хорошую теоретическую базу и наглядную практическую подготовку в вопросах безопасного использования и развития навыков в онлайн среде. Данные уроки будут полезны и интересны как самим школьникам, так и их родителям. П латформа, легкая и понятная в применении и обучении, но ее недостатком является узкая направленность и малый выбор изучаемого материала;

ü Единый урок - представляет собой цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей, и направлен обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

К сожалению цифровой разрыв в нашем обществе реален. Хотя может показаться, что компьютеры, ноутбуки, планшеты и мобильные устройства существую везде и у всех: как в школе, так и дома, разрыв по-прежнему сохраняется из-за социально-экономических и географических условий. Многие семьи в сельской местности не могут себе позволить широкополосную связь дома или купить смартфон.
А те учебные платформы, которые сегодня были бы востребованы, стали доступны только ограниченному числу учеников.

Подводя итоги, хотелось бы сделать вывод, что цифровая школа - это, на первый взгляд, обычная школа с внедренными информационными и коммуникационными технологиями. Но цифровая школа - это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски, проекторы и другие объекты техники. В первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профессионализм педагога в школе цифровых технологий

Козинкова С.В., учитель

математики и информатики

г. Ростов-на-Дону

Аннотация. Информационно-образовательная среда школы определяет качество образования школьников. Цифровые ресурсы – инструмент образовательной деятельности учителя в условиях отбора содержания, методов обучения, форм контроля и оценки индивидуальных достижений школьников. Профессиональный рост учителя – в расширении ИК-компетенций.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, современная образовательная среда, ИКТ-компетентность учителя.

С целью удовлетворения запроса современного общества – формирование личности, обладающей необходимым набором образовательных компетенций – школа обязана создавать условия, обеспечивающие успешное развитие учащихся. Для достижения этой цели решается задача построения информационно-образовательной среды, которая представляет собой совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса, наличие служб поддержки применения ИКТ. Помимо этого, образовательная среда включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы. ЭОР (электронные образовательные ресурсы) и ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) – важнейший инструмент в образовательной деятельности учителя. Современные компьютерные технологии помогают учителю в организации урока, ЭОР и ЦОР – это и презентации к каждому уроку по всем предметным областям, и домашние задания, тесты, самостоятельные и контрольные работы, электронные тесты, электронные задачники, интерактивные слайды, флеш-ролики, он-лайн тесты, видеоуроки. С активным внедрением ИКТ в образовательную деятельность возможности учителя в представлении информации становятся безграничными.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет:

создание электронной версии школьной газеты;

создание и ведение личных блогов, сайтов учителей и учащихся;

организация дистанционного взаимодействия с родительской общественностью посредством проведения on - line родительских собраний;

обновление и расширение медиатеки, создание банка цифровых образовательных ресурсов;

создание библиотечно-информационного центра, организация удаленного доступа к медиатеке;

активизация деятельности учителей в педагогических интернет-сообществах с целью обмена опытом;

повышение эффективности школьного сайта;

внедрение автоматизированной системы анализа и оценки образовательных результатов.

В рамках творческой лаборатории разработан стандарт эффективной деятельности педагога в информационно-образовательной среде.

, Стандарт эффективности

I. Педагоги демонстрируют четкое понимание функционирования технологий и концепций их применения:

проявляют базовые знания, умения и понимание концепций, относящихся к ИКТ;

демонстрируют постоянный рост своей квалификации в области технологий, осваивают как используемые, так и перспективные технологии.

II. Педагоги занимаются планированием и проектированием учебных сред и методик с внедрением технологий:

проектируют учебные среды для применения дидактических средств и методик с целью удовлетворения разнообразных потребностей учащихся;

выявляют и систематизируют технологические ресурсы, а также оценивают их адекватность и корректность;

создают процедуры управления технологическими ресурсами для поддержки учебной деятельности.

III. Педагоги реализуют программы на основе максимальной эффективности учебного процесса:

оказывают учащимся содействие в приобретении опыта работы с технологиями,

применяют технологии для формирования у учащихся сложных умений и творческого подхода к решению задач;

управляют учебным процессом в технологически насыщенных учебных средах.

IV. Педагоги работают с технологиями, обеспечивающими эффективность различных стратегий оценки индивидуальных достижений:

применяют технологии для оценки достижений учащихся разными методами;

пользуются технологическими ресурсами для сбора и анализа данных,

интерпретации результатов и их представления;

различными методами оценивают адекватность использования учащимися технологических ресурсов, коммуникационных средств и методов повышения эффективности обучения.

V. Педагоги активизируют свою профессиональную деятельность и увеличивают ее эффективность:

привлекают технологические ресурсы для обеспечения своего дальнейшего профессионального развития и реализации принципов образования в течение всей жизни;

постоянно оценивают и анализируют результаты своей профессиональной деятельности, чтобы принимать обоснованные решения в отношении включения технологий в учебный процесс с целью его поддержки;

технологии служат им для общения и совместной работы с коллегами, родителями и представителями общественности, помогают совершенствовать учебный процесс.

VI. Педагоги демонстрируют знание социальных, этических, правовых и гигиенических аспектов, связанных с внедрением технологий:

направляют технологические ресурсы на создание необходимых условий учащимся, имеющим различные уровни подготовки, особенности характера и способности;

обеспечивают безопасную работу с технологическими ресурсами;

предоставляют равные права доступа к технологическим ресурсам для всех учащихся.

ИКТ является инструментом реализации ФГОС. Современный педагог, учащиеся и родители должны быть компетентными в сфере ИКТ. Развитие коммуникационных технологий открывает перед всеми субъектами образовательного процесса безграничные возможности: для образовательного учреждения – открытую доступную среду для взаимодействия с окружающей социальной сферой, для учителя – представление информации с помощью аудио-, видео- и графических объектов, для родителя – возможность получать информацию о деятельности ОУ, успехах своего ребенка, для обучающего – возможность получения информации, ее обработки, анализа, самореализации и самосовершенствования, развития личностных качеств, индивидуальных особенностей, способностей, склонностей.

Читайте также: