Сообщение о народных промыслах рязанской области

Обновлено: 19.05.2024

География промыслов
Скопинский гончарный
художественный
промысел;
Михайловский
кружевной промысел;
Кадомский вениз;
Шиловское
лозоплетение;
Пощуповская игрушка;
Касимовская роспись.
Кузнечное ремесло в
Старожилове.
Лапотное дело в
Шилове.

Михайловское кружево
Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном
городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы
с помощью деревянных палочек (коклюшек) создают узоры,
радующие глаз красочностью и богатством фактуры.

Кадомский вениз
Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, охотно освоили
ювелирную технику. Из их рук стало выходить венецианское
кружево - сплетенные иглой сказочные узоры.
А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую
вышивку – кадомский вениз, оставив в названии что-то
венецианское. Кадомский вениз – игольчатый сказочный узор
белым по белому – существует уже 3 столетия.

Шиловская лоза
Изготовление бытовых предметов из природного материала
методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры
крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в
крестьянском быту широко применялось плетение из ивового прута и
лозы ежевики. Практически невозможно определить, когда появилось
первое плетеное изделие из лозы, но достоверно известно, что уже в
Древнем
Египте
плетение
получило
достаточно
широкое
распространение.

Пощуповская игрушка
Пощуповская игрушка авторская. Это значит неповторимая. Каждая
из них придумывается и лепится самим художником. Фантазия здесь
безгранична. Все герои традиционно русские животные. Особенно
любимы коты, собаки, ежи, поросята, зайцы, мышата. У каждого свой
характер, свой наряд. Нередко они живут семьями и заняты воспитанием
малышей. Поэтому пощуповскую игрушку называют семейной. Она
отличается тонким юмором, добротой, несет радость и взрослым, и детям.
Пощуповская глина особенная: пластичная, неповторимых оттенков,
черная, белая, красная. Именно из нее формовали кирпичи для ИоанноБогословского монастыря, что находится в Пощупово.

Касимовская художественная
роспись
Город Касимов, расположенный в Рязанской области, известен своей
интересной историей и культурой. Жители города искренне гордились
тем, что небольшой провинциальный городок имеет свою роспись. В
Касимове в 80-е годы 20 века функционировал сувенирный цех росписи
по дереву. Основу росписи составляет растительный орнамент, мотивы
которого напрямую связаны с природой Касимовского края: цветущий
летний луг с ромашками и клубникой, лесная поляна с зарослями ежевики
и малины, яркие гроздья рябины и витиеватые стебли хмеля городского
пейзажа.

Скопинский гончарный
художественный промысел.
Скопинский
гончарный
художественный
промысел

традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим
возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших
количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в
местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена
Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто,
хранили молоко, воду, квас.

Кузнечное ремесло в Старожиловском
районе.
В XVIII веке Старожиловская земля стала одним из центров
развития российской металлургии — по указу Петра I здесь был
открыт один из первых в стране чугунно-плавильных заводов.
Сегодня, спустя несколько веков, совершить путешествие в прошлое
гостям предлагают современные мастера — кузнецы.

Лапотный промысел на Рязанщине
На протяжении столетий лапти были
повседневной обувью русских крестьян, которую
носили круглый год. Основателем лапотного
промысла на Рязанщине невольно стал царь Пётр I.
Во время своего путешествия по Оке он однажды
повстречал в одной из деревень в Шиловском лесу
мужика, который самозабвенно с утра до вечера
плёл лапти, изготовив их уже целую гору. Царь
решил под руководством мастера сплести для себя
обновку собственноручно, однако все его потуги
оказались тщетными. Осилить нехитрую науку
плетения лаптей он не смог.
Измученный царь бросил работу и приказал
выкупить у мужика всю его продукцию по очень
высокой цене. На полученные от царя деньги
мужик основал в честь Николая Чудотворца
Николо-Лапотный монастырь, монахи которого по
традиции постоянно плели и продавали лапти

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 211.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Народные промыслы Рязанской области: от истоков до современных дней.

Информационно-исследовательский проект по географии.

ученицы 8Г класса

Моряхина Маргарита, Манакина Виктория

Фоломеева Ирина Николаевна

1. Введение стр. 2

2. Основная часть.

2.1. Причины возникновения и появления промыслов в Рязанской области стр. 3-4

2.2. История развития народных промыслов и их современное состояние стр.4-8

3. Заключение стр.11

4. Список использованной литературы стр. 12

5. Приложения стр. 13

Актуальность темы. Народные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культур. Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми во всех странах мира.

В условиях глобализации, когда стираются различия между странами, народные художественные промыслы (НХП), в силу своей индивидуальности и самобытности становятся объектом пристального внимания не только на уровне отдельно взятого государства, но проявляется в деятельности международных организаций, взявших достижения народного творчества под свою защиту. К примеру, их материальная и духовная ценность отмечена организацией ЮНЕСКО, которая внесла творческие достижения многих народов мира в список нематериального культурного наследия.

Постановка и формулировка проблемы. На сегодняшний день существует проблема недостаточной информационной компетентности молодого поколения в вопросах не только культурной, эстетической значимости народных промыслов, но и экономической значимости для туристско-рекреационной сферы хозяйства.

Цель работы: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и популяризации народных промыслов Рязанской области.

1) Выявить причины зарождения народных промыслов Рязанской области;

2) Познакомиться с историей развития народных промыслов и их современным состоянием;

3) Составить карту народных промыслов Рязанской области.

4) Создать презентацию собранного материала.

Объект исследования: народные промыслы Рязанской области.

Методы исследования: картографический, аналитический.

Практическая значимость работы: работу можно использовать на уроках географии, истории, а также при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых родному краю.

2.1. Причины возникновения и появления промыслов в Рязанской области.

Прежде чем перейти к рассмотрению и характеристике особенностей самих промыслов, необходимо определиться с формулировкой понятий, которые мы применяем, анализируя собранный материал. Так, обращаясь к определению, которое использует Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О народных художественных промыслах", мы выделяем следующие значения: ". народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;. "

Художественные промыслы являются одновременно и областью народного творчества, и отраслью промышленности, которую необходимо развивать. В своей работе мы познакомились с наиболее известными и значимыми промыслами Рязанской области.

Используя картографический метод, мы соотнесли центры зарождения народных промыслов с их географией. В результате нами созданы иллюстрации, включающие отражение географического места зарождения и развития промыслов и изображения продуктов народного декоративно-прикладного искусства. Карты помещены в Приложение (1) к нашей работе.

Происхождение промыслов различно. Одни берут своё начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, так и праздничных

предметов (например, узорное ткачество, вышивка). Другие промыслы происходят от деревенских ремёсел (гончарный промысел, плотничество), которые, постепенно распространяясь, охватывали целые районы. [1].

Промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья, определялись сырьевыми ресурсами. Так, художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство — в районах залежей глин. Производство металлических изделий возникало рядом с месторождениями руд черных и цветных металлов. Обработка камня — одно из традиционных занятий жителей горных районов. В районах развития овцеводства и разведения верблюдов (полупустыни) зародилось ковроткачество, которое в некоторых местах (Дагестан, Башкирия) перешло на промышленную основу. Обработка меха связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера и Дальнего Востока. Изготовление кожаных изделий распространено среди народов, населяющих лесостепную, степную зоны. [2].

При анализе собранного материала мы установили несколько основных групп сырья:

1.сырье растительного происхождения (древесина, береста, лыко, корни растений, солома, лоза);

2.сырье животного происхождения (кожа, шкуры, кости, рога, шерсть, пух);

3.натуральное минеральное сырье (глина, гипс, поделочные камни);

4.переработанное минеральное сырье (сплавы металлов, фарфор, фаянс, стекло, хрусталь).

В Рязанской области население в основном использовало сырье растительное и натуральное минеральное сырье.

Полученная классификация сырья помогла нам выделить основные группы народных промыслов Рязанской области:

  1. Художественная обработка дерева и других растительных материалов
  2. Производство художественной керамики
  3. Художественное ручное кружево
  4. Художественное ручное ткачество
  5. Художественная обработка металла

А также определить географию размещения народных промыслов по районам Рязанской области:

1. Кадомский район - кадомский вениз;

2. Касимовский район – касимовская хохлома;

3. Михайлов и Михайловский район – кружево;

4. Ряжск и Ряжский район - кружево, ткачество;

5. Рязань и Рязанский район - кружево, вышивка, художественная ковка;

6. Скопин и Скопинский район – скопинская керамика;

7. Сапожок и Сапожковский район, Касимовский район, Рыбновский район - глиняная игрушка;

8. Шилово и Шиловский район – шиловское лозоплетение.

2.2. История развития народных промыслов и их современное состояние.

Красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народно-художественных промыслов. Мастера и художники скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза, шиловской лозы, создавая великолепные предметы прикладного искусства, восстанавливают древние традиции рязанских промыслов.

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек – коклюшек – создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры.

Во второй половине XIX века михайловским кружевом торговали как в самой России, так и за границей. Данное кружево так же было распространено и в народном костюме разных местностей. Яркое и плотное, оно хорошо дополняло одежду из грубого полотна и тяжёлых тканей, а так же сочеталось с яркими узорами вышивок и ткани.

К 1880 году в городе Михайлове и окрестностях работало около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трёх тысяч, а перед первой мировой войной — десять тысяч.

Первая мировая война 1914 года, а затем и гражданская война оказали губительное воздействие на развитие народных промыслов, так как экспорт кружевных изделий за границу прекратился, спрос упал и в самой России. И только во второй половине 20-ых годов 20 века начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки.

После Отечественной войны оказалось, что кружевной промысел в городе Михайлове исчез и секреты его забыты. Многие мастерицы долгие годы восстанавливали лучшие образцы этого кружева, разрабатывали новые.

Яркое плотное кружево часто сочетают с вышивкой и ткачеством. Для современного Михайловского кружева характерны более сложные по сравнению со старинным кружевом орнаменты, а так же новые цвета – жёлтый, зелёный, чёрный. Появились и изображения человеческих фигур. Михайловскими кружевами украшают полотенца, скатерти, салфетки, одежду. [4]

Ассортимент фабрики насчитывает свыше 100 наименований и регулярно обновляется, а также изделия выполняются на заказ по индивидуальным эскизам. Время вышивки изделий, в зависимости от сложности, составляет от 5 рабочих дней до 16 месяцев. [5]

Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения. Так возникла кадомская игольная вышивка, принесшая славу древнему городу.

Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Вообще же глиняную посуду в этих местах производили еще до появления города. Первые письменные источники, сообщающие о наличии в Скопине гончарного промысла, относятся к XVII веку. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Для украшения применялись традиционные орнаменты, а сверху предмет поливали глазурью по засекреченному рецепту.

Гончарные изделия делают одним из следующих способов: на гончарном круге; литьем; прессованием. Сделав заготовку, мастер ее сушит. Если оставить предмет на свежем воздухе, он затвердеет через несколько часов. Чтобы убыстрить процесс, следует поставить вещь в теплое сухое помещение. Для этого на фабрике есть специальная комната с оптимальными климатическими условиями.

С началом Первой мировой войны гончарное производство почти прекратило своё существование, так как многие мастера были призваны в армию. Возрождение промысла стало возможным после окончания Великой Отечественной войны, при условии тщательного изучения и пристального внимания к его проблемам. Во второй половине 1990-х годов происходит подъём творческого потенциала промысла.

Сегодня в Скопине сложилась творческая атмосфера, способствующая росту новых талантов. Работает много молодых гончаров, для которых характерны поиски и эксперименты. Свежие идеи, попытки придать керамике новые акценты, одновременно с серьёзным отношением к традиции, придают уверенности дальнейшему творческому развитию промысла. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные произведения – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов – делаются авторами вручную на гончарной основе.

Произведения скопинцев украшают собрания более 50 музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья. На базе промысла каждые два года проходят международные фестивали гончаров. В 2007 г. в городе Скопине открылся Всероссийский музей гончарного искусства.

Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из луба и бересты в крестьянском быту широко применялись плетение из ивового прута и лозы ежевики.

Произведения народного искусства помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира. Их назначение состоит, прежде всего, в эстетическом и нравственном воздействии на человека. [3]

2.3. О перспективах развития народных промыслов и ремёсел в Рязанской области как ресурса развития туризма

Благодаря государственной заинтересованности в поддержании возрождения и дальнейшем развития НХП Министерством культуры РФ в 2013 г. был предложен проект Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 г. в котором одной из предпосылок его развития является разработка системы мер по развитию традиционных ремёсел и промыслов народов России. Это позволяет рассматривать возможность более широкого использования НХП и мест их традиционного бытования в качестве туристских достопримечательностей при организации и проведении этнографических туров [10].

Отрадно, что осознавая значимость народного творчества, в Рязанской области успешно ведется возрождение народных промыслов. Важным этапом в сохранении и развитии народного искусства

Рязанской области стало создание Скопинского Центра народных художественных промыслов и ремесел. Он создан для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Центр – это хорошо оборудованная площадка для реализации способностей мастеров и возможности всем желающим увидеть, как создаются произведения народного искусства. Создание Центра народных художественных промыслов и ремёсел позволило не только объединить опытных и начинающих мастеров города, области, России и зарубежья, стало творческой лабораторией для представителей различных видов народного искусства, но и повысило туристическую привлекательность Рязанского региона в целом и города Скопина в частности.

Популяризации народных промыслов, их узнаваемости способствуют выставки и фестивали, где туристы могут познакомиться с уникальным наследием Рязанской земли. Эти события широко освещаются СМИ и привлекают тысячи посетителей, проявляющих интерес к народному творчеству. В нашей области проводятся:

Время и место проведения: 16-18 августа 2019 г. (1 раз в 2 года), г. Рязань

В 2019 году Фестиваль пройдет в Рязани. Ранее он проходил в селе Истье Старожиловского района, где еще в XII — XIII веках находилось древнерусское поселение, жители которого занимались производством железа для столицы Рязанского княжества. На территории поселения сохранилась домна – единственный уцелевший образец плавильной печи XVIII века в Восточной Европе.

Время и место проведения: 14-18 августа 2019 (1 раз в 3 года), г. Скопин Рязанской области

В этом году в Скопине — столице гончарного промысла России, с 14 по 19 августа пройдёт Шестой Международный фестиваль гончаров. Это масштабное событие соберёт более 300 лучших гончаров из разных регионов России и зарубежья.

Гостей Фестиваля ожидает много интересного:

Время и место проведения: сентябрь 2020года (раз в 2 года), р.п. Шилово, Рязанская область

В Шилово, в одном из признанных центров лозоплетения, соберутся истинные мастера плетения, чтобы продемонстрировать лучшие образцы изделий, поделиться тонкостями своего мастерства. Организаторы фестиваля отмечают, что каждый посетитель сможет попробовать свои силы в изготовлении собственного оберега-сувенира из лозы.

Широкому охвату территорий народных промыслов способствуют разрабатываемые туристские проекты, направленные на знакомство с бытом и традициями народов:

  1. Туристский маршрут №3: г. Рязань — г. Скопин — г. Михайлов

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ:

  1. Туристский маршрут №5: г. Рязань — Шиловский район — Шацкий район

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ ПО ДАННОМУ МАРШРУТУ:

2.Кадом – капелька России(2 дня /1 ночь).

9 февраля 2019 г. в регионе прошёл впервые Единый День народных промыслов и ремёсел. Проект реализован с целью сохранения, поддержки и популяризации народного творчества как важной части национального достояния.

Мероприятия, посвящённые Единому Дню народных промыслов и ремёсел, одновременно прошли в 29 муниципальных образованиях Рязанской области. Состоялись выставки, ярмарки, конкурсы, мастер-классы, концерты, были организованы выступления краеведов, театрализованные программы, документальные и художественные кинопоказы об истории рязанских народных художественных промыслов и ремёсел.

Нам кажется, что подобный подход к продвижению НХП в дальнейшем, будет способствовать повышению общего культурного уровня и эстетического воспитания населения, поможет сохранить народное наследие. Как следствие, это ещё больше усилит интеграцию с сферу туризма и положительно скажется на развитии этнографического туризма в Рязанскую область.

Несмотря на заинтересованность государства в поддержании возрождения и развития НХП, разработку законодательной базы на федеральном и региональном уровнях следует признать, что отрасли НХП сталкиваются с рядом серьезных проблем. Одна из них - процесс формирования подлинного интереса к народному творчеству и культуры его восприятия. Для современной молодежи изделия народных промыслов это не привычный атрибут среды, скорее нечто архаичное. Поэтому в числе приоритетов – внедрение образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста. [10]

Мы считаем, что наша работа помогает в решении данной проблемы и реализуя данный проект мы участвуем в популяризации народных художественных промыслов Рязанской области.

Согласно поставленным задачам по реализации проекта была проведена следующая работа и сделаны выводы:

1. При исследовании собранного материала была разработана единая структура характеристики и классификации народных промыслов, результаты представлены в виде таблиц в приложении;

2. Реализуя одну из поставленных задач, была собрана, проанализирована информация по истории происхождения и современном состоянии промыслов Рязанской области.

Считаем поставленную цель достигнутой, выводы, сделанные нами по проблеме, проверяемыми и конечными. Своим проектом мы не претендуем на полноту исследования освещенного нами тематического аспекта и считаем актуальным продолжить работу по расширению характеризуемых единиц более локально. Дальнейшую работу по реализации проекта мы видим в создании маршрутных туристических листов и серией виртуальных экскурсий с освещением основных промысловых центров Рязанской области.

Самодеятельное художественное творчество и народные промыслы



Рязанская область – уникальный заповедник народной культуры, народно-поэтических традиций, художественных промыслов и ремесел. Сохранение, возрождение и развитие самобытной культуры, народных промыслов, традиционного жизненного уклада, этнографического материала – вот одно из важнейших направлений деятельности клубных учреждений области.

Учреждение культурно-досугового типа – центр социально-культурной жизни сельского поселения, муниципального образования. Его деятельность по приобщению населения к культуре остается самой массовой, традиционной, демократичной, доступной.

Самодеятельные художественные коллективы области ведут активную концертную деятельность, участвуют во всех мероприятиях районного и областного уровня. Лучшие коллективы художественной самодеятельности защищают честь Рязанской области на всероссийских и международных смотрах, фестивалях за пределами области, получают дипломы и призы престижных конкурсов.

В 2014 году осуществляется проведение следующих мероприятий:

Проведение календарных праздников, областных фестивалей, конкурсов, праздников, выставок традиционной народной культуры, смотров любительских коллективов по жанрам:

- Молодежный светский бал в честь открытия Года культуры;

· Проведение межрегиональных фестивалей, праздников и конкурсов народного творчества:

o Всероссийский фестиваль народного творчества, посвященный А.П. Аверкину;

o Всероссийский есенинский праздник поэзии;

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы Рязанского края имеют глубокие истоки и вековые традиции.

Распространенными ремеслами на Рязанщине были ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарное ремесло, уходящие корнями в XII-XV века. Особого расцвета эти ремесла достигли в 50-е годы прошлого столетия. На базе имеющихся промыслов в начале XX века были созданы предприятия, входящие в систему местной промышленности, которые выпускали изделия утилитарного назначения и предметы декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время стремление к сохранению и развитию культурно-исторических традиций Рязанской области вызвало всплеск интереса к традиционной народной культуре, привело к возрастанию роли народных праздников, обычаев и обрядов, активизации экспедиционной работы по изучению фольклора и народных художественных промыслов.

В настоящее время работники предприятий народных художественных промыслов, художники и мастера активно участвуют в праздничных мероприятиях, выставках-ярмарках, представляя свои изделия населению, участвуют в художественных выставках, как межрегионального, так всероссийского и международного масштабов, занимают призовые места, получают дипломы лауреатов. Многие предприятия народных художественных промыслов области готовят специалистов на базе собственных предприятий или по договору с учебными заведениями. Рязанское областное художественное училище имени Г.К. Вагнера, детские художественные школы и школы искусств активно перестраивают свою работу, включая в учебные планы предметы и дисциплины, способствующие повышению интереса у детей и молодежи к народным художественным промыслам, обучающие тем или иным навыкам и конкретным ремеслам.

Большую работу по сбору, сохранности и использованию в просветительских и научных целях изделий народных художественных промыслов проводят музеи области, включая Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник с его богатейшим фондом по этнографии, Рязанский областной художественный музей имени И.П. Пожалостина с обширной коллекцией произведений декоративно-прикладного искусства, а также музеи, расположенные в районах области, особенно в местах бытования традиционных промыслов.

Рязанским областным научно-методическим центром народного творчества, который активно сотрудничает с мастерами и ремесленниками области, разработаны методические указания по работе с любительскими объединениями данного направления, проводятся выставки, творческие семинары, экспедиции.

Красота и самобытность русского народного искусства Рязанской области наиболее полно проявляется в уникальных произведениях народных художественных промыслов. Практически во всех районах области существуют местные программы, направленные на сохранение традиционной народной культуры, в том числе и промыслов, ремесел. Мастера и художники скопинской керамики, михайловского кружева, кадомского вениза, шиловской лозы, создавая великолепные предметы декоративно-прикладного искусства, восстанавливают древние традиции рязанских промыслов. Изделия поражают разнообразием замысловатых форм, сказочных образов, высотой мастерства исполнения.

Михайловское кружево

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек (коклюшек) создают узоры, радующие глаз красочностью и богатством фактуры.

Это кружево своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России. Изумительная жизнерадостность михайловского кружева – в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, с желтым, красным и черным.

В древности кружева оценивали на вес: один грамм кружева приравнивался одному грамму золота. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные предметы искусства, пополняя, таким образом, золотой запас России.

Кадомский вениз

Белая ткань, нитки, простая игла.… Но, когда их касаются руки мастера, происходит чудо: художник вдыхает в них жизнь, и вышитые шелком на сетке тонкие прозрачные орнаменты, напоминающие рисунок изгибающихся стеблей, цветов ромашки, гвоздички, шиповника, делают изделия неповторимыми.

Скопинская керамика

Скопинский гончарный художественный промысел – традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Возникнув в 1640 году, промысел развивался, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами – производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур.

Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные изделия – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов,– делаются авторами вручную на гончарной основе.

Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области.

Шиловское лозоплетение

Когда появилось первое плетеное изделие, определить практически невозможно. Но достоверно известно, что уже в Древнем Египте плетение получило достаточно широкое распространение.

Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялось плетение из ивового прута и лозы ежевики.

Плетение из лозы – это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом, чтобы появилось на свет творение рук человеческих. Произведения Шиловского лозоплетения органично соединяют как утилитарность, так и декоративность, высокие эстетические достоинства, помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира.

Ассортимент вырабатываемых из лозы изделий широкого потребления чрезвычайно обширный: от простейших корзин до высокохудожественной мебели. С появлением в доме плетеных изделий из лозы приходит радость от общения с солнечным теплом, с частичкой леса, реки, живой природы.

Адрес: 390000 г. Рязань, ул. Урицкого, 72

Телефон: (4912) 25-64-76, 25-27-54, 25-47-03, 25-26-97

Руководитель: Шаповская Елена Михайловна

Год основания: 1941

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества располагается в деревянном двухэтажном здании – памятнике архитектуры XIX века (бывшем летнем клубе Дворянского Собрания). В центре есть выставочный и концертный зал на 100 мест.

На протяжении 30 лет организация ведет целенаправленную политику в сфере основных направлений по сохранению и развитию нематериального культурного наследия и изучению традиционной народной культуры Рязанской области, по совершенствованию самодеятельного художественного творчества.

Основной задачей Рязанского областного научно-методического центра народного творчества является выявление, документирование, изучение, сохранение и возрождение народных традиций; организационное, научное и методическое обеспечение традиционной народной культуры, развитие самодеятельного художественного творчества в регионе во всем его многожанровом разнообразии.

Совместно с региональными телерадиокомпаниями подготовлен ряд передач о народных мастерах, руководителях народных коллективов, мероприятиях, освещающих клубную деятельность области. Все мероприятия широко и в полной мере освещаются в СМИ и на сайте центра.

крестьяне плетут из дубовой коры, бересты, прутьев ивы и ежевичной лозы, Это стало одним из главных символов Шиловского района Рязанской области. Почему именно в Шилове? Потому что именно там было открыто производство лозоплетения. В предметах, выполненных в технике Шиловского лозоплетения есть и современность, они органично

вписываются в любой интерьер, в то же время необычность и красота изделий делает их своеобразным декоративным элементом.

Шиловское лозоплетение является одним из традиционных народно-художественных промыслов в Рязанской области. Однако лозоплетение в Шилове ремеслом или промыслом было лишь в очень краткий период. Исторически плетение из лозы относилось к домашнему хозяйству- то есть изготовлению предметов первой необходимости для личного пользования. Плели крестьяне предметы быта для своих нужд, пока не приехал в свое имение граф Лев Сергеевич Голицын. Это было в конце 19 века, Он долгое время провел во Франции и, кроме секретов приготовления виноградных вин, привез в Россию плетеные вещи. Но не такие, что мастерили местные, а ажурные., легкие. Уже не только для быта, но и для украшательства. И организовал артель крестьян, которые начали осваивать ' заморские' способы плетения. Разбирались в узорах сами, без учителей. Крестьяне всегда были людьми сметливыми. К тому же азам плетения учились с самого детства, не уметь плести, например, корзину считалось позором как для мужчин, так и для женщин. Как раз в то время, когда функционировала артель, лозоплетение и стало на некоторое время промыслом, потому что вещи изготавливали на продажу. Потом в 1950 г на плодоовощном комбинате продолжают изготовление тарной продукции. В 70 г небольшое количество мастеров работает в цехе шиловского деревообрабатывающего комбината. Изготавливалось все по той же «Шиловско-французской «технологии.

Самое благоприятное время для резки ивового прута длится с начала осеннего листопада до начала сокодвижения. тТехнологический процесс изготовления плетеных изделий начинается с очистки прута от коры Сначала прут необходимо проварить, затем идет снятие коры, затем сортировка и сушка потом отбеливание и окрашивание. Высушенный прут хранится в пучках и пригоден к употреблению в течении 4-5 лет, Для восстановления гибкости перед использованием прут предварительно отмачивают в специальных баках или корытах в чистой воде комнатной температуры.

Хороший прут, мастерство рук и знание красивого узора -вовсе не главное в лозоплетении. Гораздо важнее, когда работаешь с природным материалом, иметь чистую душу и светлые помыслы. Старые мастера, которых уже нет говорили : собираясь на заготовку прута, нужно “очиститься “ - то есть не сквернословить и не употреблять спиртное. По меньшей мере 3 дня. Потом пойти на берег реки, поздороваться с ивовым прутом. Поклониться на 4 стороны, положить на землю кусочек хлеба,. И сказать такие слова : «Матушка,лоза, растешь ты по велению божьему, дозволь дать ветки твои. Для дела нужны, не прогневайся. Не со злобой беру, а с душой доброй.

Читайте также: