Музей заповедник казановка хакасия сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Зимой 1996 года 18 тысяч гектаров организовали в Археологически-этнографичекий музей-заповедник, чьи границы максимально приближены к населенным пунктам: Казановке, Верх-Аскизу, Верх-Базе, Бейке, Югачам.

В музее объединены различные виды природного и культурного наследий: ландшафты, богатство археологического фонда, образчики хакасской народной жизни, дошедшие до нас в прекрасном состоянии.

Также АХ тас считают камнем с целительной силой, и аборигены используют его для лечения заболеваний сердечной и кровеносной систем уже 1,5 тысячи лет. По мнению ученых, чудодейственность камня можно объяснить геомагнитной активностью сверх нормы.

Сегодня я хочу рассказать вам о заповедном уголке России - Хакасии. Точнее о сердце Хакасии - музее-заповеднике "Казановка". Есть заповедники, в которых охраняются исчезающие виды животных. А в Казановке охраняется исчезающее наследие: уникальные хакасские язык и культура.

Коровы переходят дорогу, не обращая внимания на машину, пастух кричит на них по-хакасски. Аскизский район – единственный в Хакасии, где сохранился родной язык и уклад жизни.

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

От деревни узкая грунтовка сворачивает направо, к невысоким горам, своими очертаниями напоминающими то спящих девушек, то хребты доисторических животных. Это отроги кузнецкого Алатау, поднявшиеся здесь со дна океана 100 миллионов лет назад. В степи стрекочат кузнечики, справа вьется речка, к которой вечерами приходят на водопой косули. Национальный музей уникален не только своими археологическими и этнографическими памятниками, которых здесь более 2000 на 18, 5 га, но и своей природой, сохраненной на протяжении тысяч лет почти неизменной.

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

Хакасия. Музей-заповедник Казановка


Устраиваем обед на берегу горной, чистой реки Аскиз под красивейшей горой с одинокой скалой на гребне - точь-в-точь, как присевший в задумчивости старик. Сам берег с этой стороны украшен смешанным лесом. Идем искать грибы, но они уже все срезаны. Что же, отыгрываемся на черемухе. Это одна из самых популярных сибирских ягод. Хакасы сушат ее, перекручивают через мясорубку и смешивают с талганом (толченые ячмень с пшеницей), сливочным маслом и медом. Получается что-то вроде конфет-трюфелей, только в 100 раз вкусней и полезней.

Приезжает администратор, и через 10 минут мы поселяемся в деревянных юртах. Идея создания такой базы принадлежит основателю музея Леониду Еремину.

До недавнего времени считалось, что хакасские деревянные юрты, в отличие от тувинских и монгольских войлочных, появились, как реакция на русификацию Хакасского государства Россией в 1774 году. Но как утверждает Леонид, деревянные юрты (зимники) строились в Хакасии еще 3000 лет назад – это доказали раскопки могильников скифского времени, где сохранились срубы юрт, наскальный рисунки и писаницы, изображающие древние поселения.

Сам Леонид не только исследователь древней хакасской культуры, но и ее апологет. Он считает, что она - в пространстве степей и гор Хакасии - актуальна и сегодня. Взять ту же юрту. Она не только более практична, чем изба. И собирается за неделю. И зимой нагреть пространство без углов наверху можно в считанные минуты. Но и самое главное, что, находясь в ней, человек невольно ощущает себя в центре мироздания, поскольку сама юрта – это вселенная в миниатюре. В отличие от европейцев хакасы верили, что нельзя менять окружающий мир под себя, нужно жить в гармонии с ним, найдя свое место в окружающей действительности. И юрта повторяла этот мир вокруг, и каждый человек в ней знал свое место. У юрты есть небо - купол, выход в космос – тунюк (круглое отверстие в куполе), гора – южная, мужская половина юрты и низина (или река) – женская, северная половина. Есть алтарь - супружеское ложе, на которое никто, кроме супругов, не может сесть, свое кладбище – послед хоронили под порогом, и своя защитница – хранительница очага.

Мне не терпится пообщаться с нынешним директором музея-заповедника, женой Леонида Еремина, Викторией Кимовной, но она приезжает только в 10 часов вечера. Виктория Кимовна – одна из трех сотрудниц музея (такой несуразно маленький штат был выделен на 18, 5 га уникальнейшего заповедника в 1995 году и ситуация за 15 лет почти не изменилась), и рабочий день у нее ненормированный. Ей приходится исполнять и функции администратора, и экскурсовода, и охранника, и археолога-реставратора и многие другие.

Мы сидим на деревянной скамеечке у костра.

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

«В Казановке археологией можно заниматься у себя в огороде, - рассказывает Виктория Кимовна, - копаешь картошку и находишь керамику.

Виктория Кимовна родилась и выросла в Казановке. И лазить по горам и находить артефакты – это у нее любовь с детства. Потому что она росла с бабушкой, а это человек, знавший множество легенд, и хранивший исконный уклад жизни хакасов. Позже, учась в университете и затем работая в местной средней школе учителем истории, она уже целенаправленно искала памятники археологии. Всего Викторией Кимовной найдено около 80 процентов современного фонда музея – это поселения афанасьевского времени (рубеж четвертого-третьего тысячелетия до Н. Э), наскальные рисунки, све – священные крепости, целебная стела - ахтас (3500-4000 лет), куда на поклонение до сих пор приезжают со всей Хакасии, и знаменитый Атчан-Кезе – менгир, за которым прятались шаманы, когда в период засухи стреляли из луков в солнце, чтобы солнце в ответ их не сожгло…

В 1994 году в Казановку спасать памятники, оказавшиеся в зоне строительства автодороги на Новокузнецк, приехала среднеенисейская археологическая экспедиция под руководством одного из ведущих современных специалистов по Хакасии, кандидата исторических наук, Николая Анатольевича Баковенко. В составе экспедиции был и очень энергичный молодой археолог, студент Государственной Санкт-Петербургской академии культуры, Леонид Еремин. Свою специализацию - музейное дело и охрана памятников - Леонид, кстати, выбрал, после первой поездки в Хакасию. К этому времени, созрев как окончательный антиурбанист и считая, что город - это тупиковая форма социальной организации, он выработал план создать в Хакасии 10-15 музеев-заповедников с археологической или этнографической устремленностью. Оказавшись в Казановке и познакомившись с Викторией Кимовной, ему стало ясно, что лучшего места для его начинаний не найти.

И когда спустя несколько месяцев Николай Анатольевич Баковенко, Леонид Еремин и Виктория Кимовна отправили в правительство республики документы на создание музея, их поддержали все просвещенные люди.

Но Еремины не унывают. За 15 лет ими был проделан огромный труд. Они влияют на учебные программы, разрабатывая краеведческие курсы. Благодаря их инициативе местной школе был придан статус экспериментальной, и ее не закрыли! Они повышают уровень музейной культуры, издав 3 сборника научных статей по музейной педагогике и добившись того, что во всех школах Аскизского района появились школьные музеи.

«На пути великих переселений.

6 часов вечера. Маленькая Хонда с грунтовыми шинами лихо заворачивает к нашим юрточной базе. Именно такие машинки с короткой базой и высокой посадкой как нельзя лучше подходят к местным неровным дорогам. Из машины выходят Виктория Кимовна и тот самый Николай Анатольевич Баковенко. Седовласый ученый с фотоаппаратом, GPS, в очках поверх проницательных веселых глаз похож на Индиану Джонса из последней серии.

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

Затем археологи ведут нас к еще одному уникальному памятнику, найденному в Казановке. Это плиты с петроглифами, среди которых есть буддийские символы – цветки лотоса и вечное дерево. Этому изображению – без малого 2000 лет. А ведь долгое время считалось, что буддизм проникает на эту территорию только в 8 в. Н. Э.

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

Особенности географического расположения, территория стабильного климата Хакасско-Минусинской котловины привела к тому, что на протяжении последних 5000 лет здесь была очень высокая плотность населения. Только могильников карасукской культуры (3000 лет назад) насчитывается более 200 000. Это ровно столько, сколько сейчас в деревнях живет современных хакасов.

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

Хакасия оказалась на пути древних миграций. Первые миграции были, начиная со скифской эпохи (1000 лет до н.э.). Это время еще называют эпохой великого переселения. За скифами пошли - гунны (как их называли в Европе) или сюнны (как их называли китайские источники), за ними - тюркские племена (или хазары), за ними уже монголы.

И люди, проходя транзитом уссурийскую тайгу, пустыни Монголии, западно-сибирские болота, в Хакасии старались задержаться всеми силами, потому что здесь жилось и живется хорошо.

Хакасия – рай для скотоводов. Идеальные условия, достаточно воды, пастбищ, малоснежные зимы, и самое главное, здесь спокойно. С трех сторон котловина окружена горными массивами, куда пробраться очень сложно.

Поэтому многие культуры в Хакасии делали то, что нигде больше не делали. Хакасия – это территория культурных прорывов. Взять окуневцов, культурное сообщество, проживавшее здесь 3500-4000 лет назад. По мнению специалистов, их каменные изваяния и наскальные рисунки - самый передовой способ культурного освоения художественного пространства того времени. Каким образом, небольшим племенам ранних скотоводов и охотников удалось создать целый ряд образов, нигде в мире больше не встречающихся? Трехглазые личины с космогоническими рисунками, химеры, насчитывающие больше полутора-двух десятков компонентов разных существ. Ученым придется еще немало ломать головы над толкованием этого Наследия.

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

Хакасия. Музей-заповедник Казановка

Текст: Лена Андрианова
Фото: Андрей Артыков


Среди хакасских гор, тайги и степей расположился музей-заповедник под открытым небом – Казановка. На его территории сосредоточены более 2000 исторических памятников, возраст которых достигает 5000 лет. Курганы, петроглифы, останки древних поселений, каменные стелы.

Для гостей заповедника работает этнический парк, где можно переночевать в юрте, отведать блюд национальной кухни, познакомиться с культурой хакасского народа.

Музей-заповедник Казановка образован в 1996 году. С тех пор археологические раскопки на его территории не прекращаются по сей день и приносят всё новые артефакты.

Обед и отдых в этническом парке Казановки

На территории заповедника построен этнический парк, в виде настоящего хакасского поселение (аал), состоящего из традиционных юрт.

В гостях у народа Хакасии – музей-заповедник Казановка

Здесь гостю накроют стол деликатесными колбасами харты и хайма, сырами, блюдами из конины и баранины. Наслаждаясь всей этой вкуснятиной вам поведают местные истории и мифы. И уложат спать в тёплую юрту, накрыв бараньей шкурой.

В гостях у народа Хакасии – музей-заповедник Казановка

В парке можно посетить различные этнические форумы или праздники. Например праздник Алтын Ас, посвящённый популярному среди хакасов блюду Талган (или Талкан, в зависимости от национального диалекта).

В гостях у народа Хакасии – музей-заповедник Казановка

Ежегодно туристы со всего мира приезжают в Казановку, чтобы ощутить на себе целебные свойства белого камня Ах Тас. Неведанным образом, вкопанным в землю музея-заповедника.

В гостях у народа Хакасии – музей-заповедник Казановка

Издревле камень считается святыней хакасского народа. По поверьям, обняв камень человек отдаёт негативную энергию и заряжается позитивной. После объятий люди говорят об улучшении своего самочувствия, а некоторые утверждают, что благодаря Ах Тасу даже излечили тяжёлые заболевания.

Изучаем Курганы и петроглифы Казановки

На территории музея-заповедника найдено более 1000 курганов. Возраст которых уходит в глубь веков на 4–5 тысяч лет.

В гостях у народа Хакасии – музей-заповедник Казановка

Как добраться

На электричке. Абакан-станция Историческая. 2 часа 42 минуты в пути. Отправление 07: 45 по Московскому времени. Пешком от станции историческая до Казановки 5 км.

Музей-заповедник Казановка

Археолого-этнографический музей-заповедник "Казановка" был создан в феврале 1996 года по инициативе историка и археолога Леонида Еремина. В настоящее время "Казановка" является республиканским национальным музеем-заповедником.

Музей расположен в Аскизском районе на юго-западе Республики Хакасия. Территория музея под открытым небом находится северо-западнее села Аскиз в предгорьях Абаканского хребта. Музей занимает площадь 18 тысяч гектаров. Его границы его проходят в непосредственной близости от населенных пунктов: Казановка, Верх-Аскиз, Югачи, Верх-База, Нижняя База, Бейка. В этих приграничных населенных пунктах, компактно расположившихся по границам музея, живет преимущественно коренное население. Здесь звучит хакасская речь, хакасская кухня не является экзотикой, исполняются многие обряды естественно, не без стремления к театрализации.

Удивительная природа, любопытная этнография и археологические памятники – вот три основные составляющие "Казановки", привлекающие сюда ученых, любителей археологии, школьников и туристов. За год музей посещают более 1500 посетителей, для которых разработаны 6 археологических маршрутов по наиболее интересным местам длительностью от 1,5 до 6 часов.

Археологи работают в Казановке на протяжении многих лет, ведь на территории заповедника находится более двух тысяч только учтенных памятников истории. Это многочисленные курганы и могильники, около тысячи наскальных рисунков, возраст которых достигает 6000 лет. Самые ранние сооружения относятся к IV-III векам до н.э.

Среди наиболее известных исторических памятников, расположенных на территории музея, являются Полтаковский музей наскального искусства, Сафроновский могильник, Писаница Хызын-Хыр, Скала Иней-тас (Каменная старуха), стела Ах тас (белый камень).

В "Казановке" известны четыре тропы духов, а также пользующееся дурной славой место Турачах. По представлениям местных жителей, Турачах - жилище горных духов. Согласно легендам, здесь скалы, подобно огромным дверям, раздвигаются, выпуская горных духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются. Если в этот момент рядом окажется человек, его может затянуть вглубь скалы.

Не совсем доброй славой известна и писаница Хазын Хыр, где имеются изображения братьев горного духа хара-кизилер (черных людей), которые можно увидеть в виде петроглифов. Высечены они в виде высоких человеческих фигур с птичьими ногами. По преданиям, братья имеют довольно непредсказуемый характер: в зависимости от настроения они могут как помочь, так и навредить. По поверьям, хара кизилер являются людям чаще всего на закате. Если человек им понравится, то "черные люди" и зверя под выстрел выгонят, и тропу заблудившемуся подскажут. Если нет - погубят.

Добраться до музея можно из Абакана на электричке (2,5 часа) или на автобусе. Ближайшая железнодорожная станция "Историческая" находится в 5 километрах от заповедника.

Читайте также: