Шорцы и телеуты сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Материал содержит сведения о коренных народах Сибири - шорцах и телеутах.

ВложениеРазмер
shorcy.doc 27 КБ

Предварительный просмотр:

Шорцы – народ в Южной Сибири, коренное население Горной Шории в кемеровской области. Численность в России – 13900 человек. Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, подразделяется на два диалекта: мрасский и кондомский. Письменность создана в 1927 году на основе кириллицы.

У горно-таёжных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел; у лесостепных (северных) – кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была развита у всех групп шорцев. С 17 – 18 веков шорцы стали выращивать пшеницу, содержать крупный рогатый скот. Поселения (улусы) на севере и (аилы) на юге были небольшими. Они состояли из домов (юрт) с берестяной крышей, отапливались глинобитным очагом. Временным жилищем служили летом – одаг, коническая постройка из брёвен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислонённых к дереву, крытая берестой; зимой – агыс, каркасное жилище в форме усечённой пирамиды из брёвен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.

Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины – шапки.

Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия, распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты.

Ещё в начале 20 века у шорцев были сильны родовые отношения. Верующие шорцы официально считались православными христианами и все же прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы – гор, рек, почитание верховных божеств – Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли своё значение шаманы, была развита мифология.

Телеуты – народ в Сибири, живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Численность в Российской Федерации – 2,6 тысяч человек. Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на кириллице.

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таёжно-степной зоны. С 17 века стало развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, просо. На севере Горного Алтая телеуты разводили табуны лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз, коней. Традиционным промыслом была охота: верхом – на зайцев, лисиц, волков и на лыжах – на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков – кротов, хорьков, сусликов, хомячков, сурков, барсуков. Рыболовство и пасечное пчеловодство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Из домашних ремёсел развитие получили обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитьё.

В начале 20 века жилищами были аланчык – наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты. Из одежды у мужчин были тёплый стёганый халат, шубы, кожаная обувь, а у женщин – шаровары, длинное платье, лёгкий кафтан. Женские украшения – накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

Для вхождения в состав России телеуты были организованы в кочевые улусы. Традиционная религия телеутов – шаманизм на анимистической основе. В конце 19 века в телеутских селениях открылись первые школы, а в начале 20 века появилась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы. Среди национальных обычаев характерны две формы брака – по сговору и через умыкание. С конца 19 века в общественный быт прочно вошли христианские праздники.

Телеуты

ТЕЛЕУТЫ, теленгеттер, паяттар, татарлар (самоназвание), народ в России, большинство живет в сельской местности и городах Кемеровской области. Небольшие группы - в Алтайском крае и Республике Алтай.

Происхождение народа телеуты

Телеуты – это тюркский коренной малочисленный народ России. Свое происхождение народ телеуты ведет от племени хуннов, которые в древности заселяли земли восточнее Енисея. Сегодня телеуты компактно проживают на территории РФ в Кемеровской области.

Численность телеутов

По данным переписи 2010 года, в России насчитывается 2643 телеута. Более 2000 живут в селах невдалеке от Большого и Малого Бачата (Обь) – это бачатские телеуты. Часть народа живет на Алтае и в Монголии.

История телеутов

Упоминания о многочисленных воинственных племенах телеутов встречаются в летописях IV века. Они кочевали в Верхнем Приобье и предгорье Алтая вплоть до XVIII века. Проживали в основном между реками Иртыш и Томь.

У них сформировались прочные феодальные отношения. Родовые объединения телеутов управлялось местными князьями. Князья в свою очередь подчинялся каану или хану.

Наибольшего расцвета телеутское объединение родов достигло при вассальной зависимости от Джунгарского ханства. В это время телеуты нередко участвовали в войнах против маньчжуров и давали отпор русским воеводам, осваивающим Сибирь.

Наибольший урон телеуты понесли в XVIII веке, когда полумиллионная китайская армия смела Джунгарское царство вместе с телеутами, из которых выжили менее 10 %.

Русскими поданными телеуты стали в 1756 году, когда в крепость Бийска прибыли около 13 тысяч беженцев с кибитками.

Занятия и быт телеутов

Телеуты издавна делились на полукочевых скотоводов и охотников. Скотоводы разводили крупный рогатый скот, баранов и свиней, но в основном занимались коневодством. В каждом роду было свое тавро. Социальный статус телеута зависел от числа голов в табуне.

С XIV века телеуты обрели славу искусных наездников. Они знали много способов, как стреноживать и объезжать самых норовистых лошадей.

Охота нужна была им и для прокорма семей и для уплаты ясака шкурами. Кроме того, телеуты ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи.

После объединения с русскими телеуты научились пахать землю и разводить пчел. Телеуты всегда славились изготовлением из кожи арканов, плетей и конской сбруи.

Язык телеутов

Язык относится к хакасским тюркской группы алтайской языковой семьи. Некоторые выделяют его в отдельную группу как самодостаточный. Другие считают его южным диалектом алтайского языка.

В России насчитывается всего около 1000 носителей телеутского языка. Остальные телеуты говорят и пишут по-русски.

Религия телеутов

Древние верования телеутов смешались с бурханизмом и шаманизмом. Некоторые свои традиции телеуты переняли у других малочисленных северных народов, а также у тюрков, алтайцев и русских.

Традиционная религия телеутов – шаманизм. Шаманы видят Вселенную, как конструктор из сфер. Небо в их представлении состоит из 16 слоев. В каждом обитают свои ульгени (духи).

Шаманство у телеутов передавалось по наследству, при этом шаманами могли становиться как мужчины, так и женщины.

Главные атрибуты шамана:

  • чалу – бубен шорского типа.
  • орбу – колотушка.
  • особая шапка.

Шаманы поддерживали культ эмегендеров – охранниц детей и рожениц. Кукол-эменгендеров изготавливали из тряпок, без конечностей. Очертания лица у них обязательно были нечеткие, как будто смытые, вместо глаз - бисеринки. Обрядовых кукол передавали по женской линии.

Как уже было сказано, телеуты преуспели в кузнечном деле и особо почитали кузнецов, которые в телеутской мифологии изображены как повелители огня.

С XIX века началась христианизация телеутов. Большую роль в этом сыграли миссионеры из Алтайской духовной миссии. Они открыли для телеутов первые школы и начали формировать в народе образованное сословие.

Традиции телеутов

Кроме того, у них очень долго, вплоть до середины XX века сохранялся обычай общего угощения после забоя скота.

У телеутов брак можно было заключить двумя способами: через сватовство и через похищение. До начала XX века телеуты практиковали браки с несовершеннолетними, когда половозрелую девушку выдавали за 12-летнего мальчика.

Церемония состояла из куды (сватовства), яраштыка (мирения) и той (пира). Обычно за невесту необходимо было заплатить калым в 2-3 лошади плюс туша барана или кобылы, плюс алкоголь и деньги. Невеста готовила к этому дню приданое, куда входили платья, шубы, домашная утварь и постельные принадлежности.

Золото, серебро и ткани аналогичных оттенков имели сакральное значение, ведь телеуты верили в покровительницу женщин Маг-ана с серебряными волосами, которая защищает свой народ, вооружённая золотым луком. Верховный бог Бай Ульген, кроме того, обитал на вершине золотой горы и сидел на золотом троне в золотом дворце. Поэтому воротник женских свадебных и просто нарядных платьев расшивали нитями из золота и серебра, а также украшали акчей – металлическими бляшками.

Наряды для свадебных торжеств, кроме того, украшали нагрудниками из бересты, обшитыми тканью, бисером, монетами и вышивкой. Эти нагрудники состояли из двух частей, символизирующих женское и мужское начало.

Женщины обязательно надевали на свадьбу серебряные серьги, браслеты и накосники с каури, поскольку телеуты верили, что ракушки каури защищают от сглаза. По этой же причине они клали каури в колыбельки детей.

Еще один интересный телеутский ритуал – укладывание новорожденного в колыбельку. Обряд совершался в новолуние, обязательно в присутствии старейшины рода.

Похороны и поминки у телеутов-христиан совершаются по канонам православия. Умерших обычно хоронили через два дня после кончины. В пути на кладбище исполняли сыгыт – плачи. В гроб клали гостинцы для умерших, посуду из дерева с надломанным краем, что-то из любимых вещей усопшего. Умершего обряжали в национальный костюм сообразно времени года.

Очень важный момент – наряд лошади, которая везёт гроб. Эту лошадь покрывали коврами, обвивали шалями, вплетали ей в гриву ленты. После похорон самый старший член семьи объезжал на этой лошади всю родню усопшего. Или водил ее в похоронном убранстве по знакомым и родне покойного. Все они должны были покормить эту лошадь овсом, а провожатого напоить чаем и вином.

Поминки делали на седьмицу и сороковины. Во время поминок обрядовую лошадь закалывали, мясо её съедали, а убранство раздавали. Иногда лошадь отдавали в бедные семьи.

Траур соблюдали три года. В первые 40 дней вдова не выходила из дома. Она распускала косы и носила вывернутую наизнанку одежду с распоротым воротником.

Над могилой устанавливали сруб.

Культура телеутов

Песни телеутов рассказывают о главных моментах истории народа: о джунгарских войнах, о битва с китайцами, о вступлении в Россию. Легендарные герои этих песен – Шюню-богатырь, Мамыт-князь и Балык.

У телеутов также очень развит ритуальный фольклор:

  • алкыш – благопожелания на свадьбы, семейные торжества и новорождённым;
  • сыгыт – похоронный плач;
  • заклинания шаманов;
  • табыр – плясовые песни под балалайку или гармонь.

Современные телеуты стараются возрождать традиционный промысел валяния шерсти и изготавливают из неё национальных кукол.

У старшего поколения сохраняется традиция встречать гостя песней. Так телеут показывает, что его сердце открыто. Гость в ответ тоже должен открыть свое – а значит, тоже спеть. У телеутской молодёжи больше популярна традиционная чайная церемония.

Жилище телеутов

Все жилища, кроме йайлы, делились на женскую и мужскую части с соответствующей обстановкой. Люльку ставили на женской половине.


Внешность телеутов

Антропологически телеуты относятся к монголоидной расе центрально-азиатского типа. Но наряду с типичными монголоидными признаками у них во внешности есть европеоидный: светлый оттенок кожи.

Традиционной прической мужчин была косичка на темени выбритой головы. Девушки носили три и больше косичек (главное, чтобы нечётное число). Замужние женщины – две косы.

Традиционная одежда телеутских женщин – шаровары и туникообразное платье кунек с широкими рукавами и суженными манжетами. Воротник-стойку отделывали декором, как и пояс. Это наряд сакральный, телеуты верили, что он защищает женщину от злых духов и поддерживает её способность к деторождению. На всех элементах одежды, которые соприкасаются с открытой кожей, нашивали красную ткань – символ благодати и деторождения.

На ногах телеуты носили чарыки или мынту – сапоги из овчины, кожи. Подъем высокого голенища вышивали шелком или шерстью.

Головные уборы у мужчин и женщин – конические стёганые материей и бархатом шапки с кистью на макушке. Женщины также носили ситцевые платки.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Коренным или исконным народом на любой территории называют народ, который проживал на данных землях в течение длительного времени до появления нынешних административных и государственных границ. Наиболее многочисленными среди малых коренных народов в Кузбассе считаются калмаки и шорцы, татары сибирские и телеуты.

Шорские поселки с традиционным укладом жизни, культурой, обычаями и сохранившимся разговорным шорским языком находятся в отдаленных таежных местах в Таштагольском районе на речке Мрассу и ее притоке Пызасе. В поселке Усть-Анзас на слиянии Мрассу и Анзаса находится известный музей шорского быта.


Развитие шорского этноса происходило, по мнению этнографов, в три исторических этапа:
Первичное формирование отдельных шорских этнографических групп происходило преимущественно в XVII веке;
Формирование единого шорского этноса, определение его национальной и культурной специфики в советский период (1920-1930 гг.);
Частичное ослабление культурной и этнической специфики шорцев, активная ассимиляция с другими народами Кузбасса и Хакасии (1940 гг. до нашего времени).

С приходом русских казаков в верховья реки Томь, они встретили здесь уже сформировавшиеся межэтнические группы. С налаживанием экономики и образованием в XVII веке Кузнецкого административного уезда, с развитием этнокультурных связей началось постепенное формирование отдельного этноса шорцев.


В 1924 году в небольшой деревне Кузедеево прошел Татаро-Шорский национальный съезд с участием представителей шорцев и членов волостных исполкомов. В следующем году в отдаленном селе Мыски прошел съезд Советов жителей шорских районов, где принята программа национального и этнографического строительства шорцев.

После организации национального Горно-Шорского административного района в 1926 году постепенно представители шорского этноса начали консолидироваться в один народ. Собственное название шорцев закрепилось в официальных документах, продолжалось национальное самоопределение этнической группы. Для шорцев создана в это время письменность и литературный язык.

С освоением полезных ископаемых территории и приездом в Кузбасс большого числа рабочих на строящиеся предприятия произошло снижение доли коренных шорцев в количестве населения, что привело в 1938 году к упразднению Горно-Шорского района.

Второй, когда-то весьма значительный среди малых народов, несомненно, бачатские телеуты. Сегодня этот один из народов тюркоязычной группы сохранил национальное самосознание лишь в отдельных селах Новобачаты и Беково в Беловском районе и п. Телеут Новокузнецкого района.

Рода телеутов были в подчинении зайсана Абака, который принял свою власть по наследству. Ставка князя-зайсана была расположена на Алтае. Когда правитель телеутов Абак умер в 1635 году, его Большой улус быстро поделили на два отдельных улуса.

Телеуты также приняли в свой состав другие соседние группы тюркоязычных народов керетцев, ячинцев, камларов, абинцев. Когда Китай разгромил Джунгарию в 1750 гг. беглецы от войны керетцы прикочевали в границе России. До 1812 года все телеуты жили в единой Телеутской волости.

Занимались они разным животноводством, продавали рыбу, мясо, сено, промышляли конным извозом близ Томска на московском тракте. Часть калмаков приняла православие, часть стала мусульманами. Быстро строились деревни, возводились мечети, лавки и хозяйственные постройки. Постепенно сложилась этническая и территориальная группа так называемых, татар-калмаков на Искитиме.


Сегодня наблюдается массовая миграция молодежи из национальных сел в Югру и Томск и ассимиляция калмаков среди других кузбасских народов. Всего калмаков сегодня проживает в Кузбассе 2534 человека. Примерно половина калмаков сейчас имеют явное смешанное этническое происхождение. Однако часть народа относят себя именно к калмацкой этнографической общности.

Следующим малым народом здесь считаются сибирские татары. Это устойчивая сформировавшаяся из потомков татар Поволжья и Башкирии современная этнографическая общность. Проживают сибирские татары преимущественно в городах и в заселении сибирской земли татарами ученые выделили три этапа:
Годы столыпинской реформы (1907-1910 гг.), когда огромное количество крестьян из европейской части страны переселялось в Сибирь на новые земли;
В 1920-е годы, когда от голода в Поволжье и массовой коллективизации многие крестьянские семьи переселялись в Сибирь;
В 30-60 гг. с массовым переездом татар на большие сибирские стройки.

Сегодня татары поддерживают тесные этнокультурные связи либо по родственным группам, либо по земляческим объединениям кемеровские, юргинские, анжерские, прокопьевские, также организуются многочисленные НКЦ.

В Кузбассе нет населенных пунктов, исключительно татарских, телеутских ли шорских, все поселки здесь со смешанным этническим населением. Но есть поселки, их около 90, с преобладанием какого-либо малого народа. В восьми школах Кузбасса, где проживают шорцы, дети обучаются шорскому литературному языку, традициям и культуре.

Заметно увеличивается число поступающих в колледжи и высшие учебные заведения из малых коренных народностей Кузбасса. Сегодня 11% молодежи коренных народов имеют высшее и среднетехническое образование. Активно участвуя в современной жизни, производстве и освоении Кузбасса этим весьма малочисленным народам удается сохранить свою самобытную культуру, традиции и разговорный язык.

Малые народы Кузбасса дали стране целую плеяду выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. Бережно в народе хранится память Ф.С. Чиспиякове, замечательном преподавателе, писателе и основателе самобытной шорской литературы. Никому неизвестный мальчик из отдаленного охотничьего стойбища под влиянием своего деда, который для познания окружающего мира ходил пешком в Петербург и Палестину, получил замечательное образование в Ленинградском институте Востока и Московской аспирантуре.

Хорошо известно в национальных поселениях имя автора телеутско-русских словарей Л.Т Рюминой-Сыркашевой. В разное время вошли в Союз писателей России известный поэт и талантливый шорский кайчи С. Торбоков, писатели Л. Чульжанова, С. Тотыш, Н. Бельчегешев. В научном мире общеизвестен фольклорист, стоящий у истоков кафедры национальной культуры и шорского языка при Новокузнецком пединституте А. И. Чудояков.

Обращение к природе и деревьям творит чудеса - верят люди и повязывают на ветки цветные ленточки, как сотни лет назад.

Охотники-художники

На территории Горной Шории произрастает более 5 тыс. видов лекарственных трав.

Например, шорские мужчины занимались резьбой по дереву, кости и рогу, а женщины – ткачеством, шитьём и вышивкой. И мужчины, и женщины могли обрабатывать кожу и делать из неё вещи. Но здесь снова присутствовало разделение труда. Так, расписывать кожаную поверхность бубна могли только мужчины, а делать женский декоративный накосник из кожи – женщины.

Конечно, художественное направление развилось не во всех домашних ремёслах. Но вот, например, в обработке дерева творчества было много: резьба, изготовление объёмной скульптуры.

В названиях рек часто заложено их определение по размеру и составу (каменистая, скальная). Животный мир, цвета, предметы быта или человеческие имена редко служили основанием для будущего названия.

Шорцы знали несколько типов резьбы по дереву. Например, контурная резьба украшала деревянные головки курительных трубок. Также художественное оформление присутствовало и в изготовлении берестяных вещей. Это сейчас берестяные изделия умельцы выставляют только на ярмарках, а тогда многие шорские мужчины знали такие приёмы художественной обработки бересты, как накладной декор, тиснение и прорезная резьба с подкладным фоном.

Кстати, декор у шорцев всегда имел символическое значение. Например, шорцы часто использовали геометрический декор, в частности треугольник. Предположительно, его значение связано с почитанием культовой горы. Треугольник встречается в оформлении предметов, относящихся, прежде всего, к древним верованиям шорцев.

Не считалось творчеством

У телеутов разделялись женские и мужские занятия.

Мужскими ремёслами считались плетение из кожи, тальника и конского волоса, обработка дерева и кузнечество. Сегодня все желающие могут научиться плести из кожаных ремешков, и это считается творчеством. А телеутские мужчины не считали плетение чем-то особенным. Это было ремеслом, которое нередко выходило за рамки домашних хозяйств: искусно сплетённую конскую сбрую и арканы продавали на томском и кузнецком рынках, что приносило неплохой доход. Были знакомы телеуты и с художественной ковкой. Например, кузнецы наносили орнамент на серьги и пуговицы. Сейчас всё это считается творчеством, а ведь когда-то было обычным повседневным занятием и образом жизни.

Читайте также: