Мозаичная картина ломоносова полтавский бой сообщение

Обновлено: 16.06.2024

Напереди изображен Петр Великий на скачущей лошади верхов, лицом в половину профиля; облик нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженныя памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору, величиною сидячий в сажень, а прочее по пропорции.

За государем бывшие тогда знатнейшие генералы: Шереметев, Меньшиков, Голицын, коих портреты взяты с имеющихся оригиналов.

Представлен Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению при наклонении в бегство Карла Второгонадесять; напепереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей.

Близко впереди гренодер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха, якобы негодуя, что так далече отваживается.

Позади лежит куча разных опровержений: шведская пушка с разломанным лафетом, лошадь и мертвый швед: изображаются тем следы побежденного неприятеля.

Далее в картине, за следующими генералами видны штандарты, трампеты и литаврщики, также и знамена полков российских.

Далее от переду, в середине картины изображены поверженные неприятельские трупы, обороняющиеся еще от наступающих россиян шведы, где сильная и густая стрельба производит великий дым, причем видны взятые в начале сражения шведами редуты с российскими и шведскими телами.

Еще подалее от переду представлен пленный шведский генерал, которого поднимают, дряхлого и унылого, окружившие российские солдаты.

В некотором отдалении изображен Карл Вторыйнадесять в простой коляске; кругом его трабанты, из коих некоторые, поворачивая коляску назад, уговаривают спасаться бегством, но он, протягивая пистолет рукою вперед, еще к бою порывается; перед ним жестокое сражение россиян со шведскими трабантами.

На горизонте представляется город Полтава с дымом от пушечной пальбы.

По правую руку бегущие шведские полки и гонящие россияне, а по левую ретраншамент россйский и выступившие из него полки, не бывшие еще в сражении.

Над картиною св. апостол Павел у писчего стола, в одной руке с пером, а другою рукою и лицеем оказывает благоговения и благодарения; под ним, на металлическом убрусе, написаны слова из послания, читающегося на Полтавскую победу: Бог по нас, кто на ны?

Величина картины - в ширину девять аршин, в вышину шесть аршин с половиною, а с Павлом-апостолом, что наверху, в выгибе - восемь аршин, а с рамками и с картушами - в ширину около двенадцати, в вышину около одиннадцати аршин.

***

Русская историческая живопись до Октября 1917 года. Составитель А.К. Лебедев ГОСУЛАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. МОСКВА. 1962

"В течение трех лет я был погружен в физико-химические испытания, предпринятые для разработки учения о цветах. И труд мой оказался не бесплотным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик".
(М.В.Ломоносов, Т. 10. С. 502.)

Вот мозаика целиком. Сначала она располагалась в музее на полу, но затем ее повесили на стену, чтобы было удобно созерцать это великолепие:

А вот крупнее фрагмент с Александром. Посмотрите, как детально изображена его одежда!

2. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне

Юстиниан I в окружении вельмож и священнослужителей

Императрица Федора со своей пышной свитой:

Император и его супруга изображены здесь как заказчики строительства храма (донаторы) с драгоценными литургическими сосудами в руках. Мозаики представляют собой единую композицию и выполнены таким образом, что две процесии как будто движутся навстречу друг к другу, одновременно направляясь к алтарю.

Ни для кого ни секрет, что Михаил Ломоносов был разносторонне одаренным человеком: ученым, писателем, поэтом, историком и философом. Обладатель живого пытливого ума и незаурядных способностей, он, конечно, не мог обойти стороной художественное творчество. Но так как Ломоносова прежде всего интересовала практическая сторона и конечная полезность любого вида деятельности, то выбор его пал на мозаику. Мозаики Ломоносова стали частью его деятельности как учёного, разрабатывающего способы производства стекла и смальт.

Увидеть эту грандиозную мозаику Ломоносова сегодня можно в акажемии наук в Санкт-Петербурге.

4. Мозаика Павильонного зала Эрмитажа

Интерьер Павильонного зала Эрмитажа создавался в середине XIX века архитектором Штакеншнейдером. Это один самых красивых и необычных залов дворца. О нем можно писать бесконечно, но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на изумительную мозаику на полу зала, которая предстваляет собой уменьшенную в два раза копию мозаичного пола одной из терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима. Созадавали копию русские мозаисты из Петербургской Академии художеств. Даже уменьшенная в два раза, эта копия огромна и поражает воображение!

Эта самая большая географическая карта в мире выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней в мозаичной технике. 27 квадратных метров с изображением подлинной физической карты Советского Союза в масштабе 1:1 500 000 со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями сегодня хранятся во Всероссийском Научно-исследовательском геологическом институте имени академика Карпинского. Созданием этого гигантского мозаичного панно, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября в 1937 году. Макет мозаики изготовили в Академии художеств, тщательно подобрав цветовую гамму в соответствии с особенностями каждой конкретной местности. Весь камень – отечественный. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит.


Необычайная работоспособность, железный характер и сила воли, творческая одаренность и разносторонняя гениальность ума Михаила Ломоносова (1711-1765) потрясали современников и немало удивляют потомков. И вот уже три века неизменным остается вопрос: "Как сын простого рыбака смог столь многого добиться на научном поприще, в области литературы и живописи?"

Прижизненный портрет М.В. Ломоносова.

В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.

Как все начиналось

Л.С.Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. 1787 г.

В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую ”палитру” до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.

Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.

Мозаичная икона работы Ломоносова.

Три года понадобилось ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, - самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию "Трех цветов", опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги.

Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж.

Полтавская баталия.(1762 – 1764). Автор: Михаил Ломоносов.

Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с 7-ю помощниками на протяжении почти двух лет.

Мозаичные работы Михаила Ломоносова.

За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс. Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.

Г.Г. Орлов. Фрагмент мозаики.

Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.

Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова , который в своих 27 лет оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.


Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Во время приезда в том же году в мастерскую на Мойке австрийского посола для осмотра „Полтавской баталии“, М. В. Ломоносова вынесли из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить .

Мнения о даровании М. В. Ломоносова как художника, если и не расходятся до противоречия, то дают его понимание, естественно, в различном преломлении. Искусствовед В. К. Макаров предоставляет оценку уже с высоты ретроспективного взгляда на роль его творчества, в большей степени независимо, нежели Я. Штелин — с неизбежными, но и закономерными для его современного явлению восприятия — обескураженностью и некоторым скепсисом, в значительной мере обусловленным бессознательным, но искренним сочувствием энергии и энтузиазму дерзновенного дилетанта, не имеющего способных исполнителей. И если первый справедливо сопоставляет ломоносовские мозаики с „монументальной мозаичной живописью нового времени“, которая берёт своё начало как раз в масштабности и монументальности задуманного и осуществлённого М. В. Ломоносовым, то второй — констатирует, что для эскизов и картонов, служивших этому воплощению в натуре, не нашлось достойных живописцев, низводя роль мозаики до прикладной функции имитации живописи, хоть бы и монументальной, без осознания ценности её самостоятельных пластических особенностей. В то же время, именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора.



Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж

Во всяком случае, именно Якоб Штелин, конечно, будучи потрясён, но и желая верить в целесообразность задуманного, предостерегал М. В. Ломоносова от создания мозаики по той „жалкой картине“, которую представляла собой подготовленная работа; с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не способен был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В. Ломоносову, и уже созданное, в конце концов, своими масштабами и выразительностью ошеломившее Я. Штелина; не умея рисовать, М. В. Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения, и способность к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального — свободу от натуралистического буквализма. тенётами которого обременено было восприятие „художественной правды“ его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что „представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью, имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики“.

Первый современник-исследователь творчества М. В. Ломоносова даёт исчерпывающий каталог его наследия в мозаичном искусстве.— ни одна другая посвящённая этому работа уже не содержит такой полноты документальных сведений о сделанном им. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, „Полтавская баталия“, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: „Апостол Пётр“ (1761), св. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765); но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Пётр (с картины П.-П. Рубенса).

Подводя итог этому последнему разделу творчества М. В. Ломоносова, завершающему его служение и науке и искусству, Н. Н. Качалов в таких словах отмечает основные его результаты:

Разработана и внедрена в лабораторную практику подлинно научная методика экспериментального исследования с соблюдением строгого постоянства условий опытов, с точным учётом наблюдаемых явлений, с систематизированным хранением образцов и с ведением лабораторного журнала. Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения влияния состава стекла на его свойства. При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт. Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия. Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым.

Подводя итоги своей деятельности, приблизительно в мае 1764 года М. В. Ломоносов выбирает из всего своего творчества то, что представляется ему наиболее важным. Результатом этого анализа явилось описание девяти „открытий“, из которых четыре (1—3, 6) имеют отношение к исследованиям, основанным на его корпускулярном учении и гипотезе о вращательном движении составляющих тела частиц (3 — физическая химия, теория растворов), остальные относятся к минералогии и геологии (4), изучению электрических явлений (5) и гравиметрии (7—9).

Изучение и популяризация наследия Ломоносова


Памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге. Скульпторы: Б. А. Петров, В. Д. Свешников, Б. А. Архитекторы: И. А. Шахов, Э. А. Тяхт. 1986

Попытки изучения биографии М. В. Ломоносова были предприняты ещё в 1768 году. Академики И. И. Лепёхин иН. Я. Озерецковский с 1768 по 1772 год включительно изучали родину Ломоносова (записки Озерецковского о Двинской земле, Холмогорах), а также биографию учёного, они узнали о его роде и детских годах.

Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине, и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). С 1860−1870-х годов до начала XX века интерес исследователей к наследию, важнейшему вкладу в культуру России М. В. Ломоносова возрос, происходил анализ его естественнонаучных работ. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника,А. С. Будиловича, П. П. Пекарского и В. И. Ламанского положили начало превращению изучения наследия Ломоносова в научную дисциплину.

В работе над академической биографией М. В. Ломоносова были использованы материалы, собранные А. А. Куником. На основе их вышел также „Сборник материалов для истории Императорской Академии наук в XVIII веке“ (1865), который посвящён жизни и литературной деятельности В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.

В 1865 году была издана книга Д. М. Перевощикова „Труды Ломоносова по физике и физической географии“. Математик и астроном Д. М. Перевощиков был одним из первых, кто проводил систематические исследования и занимался популяризацией научного наследия Ломоносова. Позднее А. С. Будилович издал труды „Об учёной деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии“ (1869), „Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова“ (1871).

Большую работу по изучению естественнонаучного корпуса трудов М. В. Ломоносова проделал Б. Н. Меншуткин, давший в результате своей деятельности возможность получить представление как об опубликованных в редких изданиях, так и о не опубликованных вообще трудах М. В. Ломоносова, найдя их, переведя с латыни и издав лабораторные журналы, рукописи и программы исследований учёного. Будучи сам химиком и историком науки, Меншуткин дал профессиональную оценку вклада М. В. Ломоносова в развитие идей о сохранении массы вещества. Им опубликованы монографии „Ломоносов как физикохимик“ (1904) и „Первый русский учёный“ (1915), сборники „Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР“ (1937) и „Труды М. В. Ломоносова по физике и химии“ (1936). Б. Н. Меншуткин редактировал собрание сочинений М. В. Ломоносова, осуществлявшееся в 1891—1948 годах. Эти труды явились важным вкладом в осмысление роли естествоиспытателя не только в основных направлениях его исследований, но и с точки зрения методологии науки.

Много сделал для понимания деятельности М. В. Ломоносова и должной оценки её президент Академии наук Украины В. И. Вернадский, чьё имя в ряду русских естествоиспытателей по праву соседствует с именем первого русского учёного („Ломоносов XX века“), В. И. Вернадский возглавлял комиссию по изучению наследия в канун 150-летнего юбилея его первой лаборатории.

Термин „ломоносововедение“ закрепился в науке. Директор академического музея М. В. Ломоносова Э. П. Карпеев определяет Ломоносововедение как:

…изучение биографии, научного наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс… Ломоносов был сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественно-научный рационализм, просветительство и мн. др., поэтому в „ломоносововедении“ с самого момента его зарождения высказывались самые различные, иной раз противоположные оценки его жизни и творчества. Началом „ломоносововедения“ можно считать появившиеся сразу же после смерти Л. оценки современников..

В Международном институте управления (МИУ), располагающемся в городе Архангельске и имеющем филиалы в регионах России, существуют дисциплины „Ломоносововедение“ по ряду специальностей.

В 1992 году в Архангельске был создан Межрегиональный Ломоносовский фонд, одной из основных задач которого является просветительская деятельность. Основной идеей, лежащей в основе организации фонда, является продолжение подвижнической деятельности М. В. Ломоносова, направленной на возрождение лучших традиций российской науки, культуры, просвещения на Русском Севере.По инициативе фонда ведётся подготовка пятитомной „Поморской энциклопедии“, в 2006 годуорганизован Научно-культурный центр „Ломоносовский Дом“ в Архангельске, создан конкурс имени М. В. Ломоносова научно-исследовательских и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды Архангельской области.

Правда и легенды о М. В. Ломоносове

М. В. Ломоносов был натурой увлекающейся, порой — пылкой; вполне авторитетные источники указывают на примеры несдержанности с его стороны в отношении равных, о „продерзостях“ и „неучтивых поступках“. История его пребывания в Германии сохранила свидетельства „беспорядочности“ его тамошней жизни. Известны скандальные эпизоды уже петербургской его бытности… „…Схватя болван, на чём парики вешают, и почал всех бить и слуге своему приказал бить всех до смерти…“ — объявляет его „жертва“, украсив свой рассказ душераздирающими подробностями об этом „коммунальном“ столкновении с „рукоприкладством“ и „до полусмерти побитием“, которое обернулся для М. В. Ломоносова следствием и непродолжительным заключением… Обо всём этом сохранились не только анекдоты, но и свидетельские показания. Но, как говорится, „что дозволено Юпитеру…“.

В своих суждениях и оценках он прям — не прибегает к эвфемизмам и „сглаживанию углов“, когда пишет о кознях и непотребных инсинуациях своих недоброжелателей: „…Таубертовой комнатной собачки — Румовского. Тауберт, как только увидит на улице собачку, которая лает на меня, тотчас готов эту бестию повесить себе на шею и целовать её под хвост. И проделывает это до тех пор, пока не минует надобность в её лае; тогда он швырнёт её в грязь и натравливает на неё других собак“ (письмо Л. Эйлеру; 21 февраля 1765) .

Характеристика Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду. Бурный — образ жизни простонародный. Умственные качества: жадный к знанию, исследователь, стремящийся к открытию нового. Моральные качества: неотёсанный, с подчинёнными и домашними строг. Стремление к превосходству, пренебрежение к равным.

Вот эпизод с грабителями в другом изложении:

В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. Согласно легенде, в казне на тот момент были только медные деньги и награда была выдана именно ими. Для того чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.

Адреса М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге



Дом М. В. Ломоносова на Мойке. Литография Виктора по рисунку Л. О. Премацци. XIX век

· 1 января — 23 марта 1736 года — Бывший дворец царицы Прасковьи Фёдоровны (не сохранился).

· 23 марта — 8 сентября 1736 года — Двор новгородских семи монастырей на 1-й линии Васильевского острова„от Большой Невки на левой стороне“ — Университетская набережная, между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова (не сохранился).

· 8 июня 1741 года — 9 сентября 1757 года — Бонов дом — 2-я линия Васильевского острова — между Средними Малым проспектами Васильевского острова (не сохранился) [127]

· 9 сентября 1757 — 4 апреля 1765 года — Усадьба М. В. Ломоносова на Мойке — Большая Морская, 61 (условно; между Большой Морской и Почтовой улицами), подле Ягужинского трактира — перестроен, участок объявлен охранной зоной [128]

· 1 января — 8 июня 1736 года; 8 июня 1746 года — 4 апреля 1765 года — Санкт-Петербургская Академия наук — Университетская набережная, 1 (не сохранился); Университетская набережная, 3 (сохранился).

· 29 января — 1 марта 1762 года — Петербургская императорская фарфоровая фабрика, Шлиссельбургский тракт — Проспект Обуховской обороны, 151 (здание перестроено). [129]

Читайте также: