Сообщение о народе манси

Обновлено: 25.06.2024

Манси (вогулы, вогуличи) – малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, севера Свердловской области и Пермского края. Согласно данным переписи населения 2010 года, общая численность манси составляла 12 269 человек. Ближайшими их родственниками по языковому признаку являются ханты. Разговаривают манси на своем мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60% используют в обиходе русский язык.

Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется до сей поры.

Обычаи отличаются

Манси делятся на две группы (племени): Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Ранее браки заключались только между представителями противоположных групп: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Племя Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а Мось – потомки угров. Предком племени Пор считается медведь, а Мось – женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику ведения боя. У них выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.

В народном искусстве основное место занимает орнамент. Это геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистых линий и т.д.

Рыболовство наиболее было распространено на Оби и Северной Сосьве. Ловили достаточно большой перечень промысловых рыб, в том числе уже ставших редкими осетра, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка.

Для охоты использовали луки, ловушки, самострелы, рогатины. Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) стояли на местах промысла. Поселок обычно населяло несколько больших и малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубные дома; летом – конические берестяные чумы или четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытые берестой; у оленеводов – крытые шкурами чумы. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т.д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов – из оленьей шкуры (малица , гусь) или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). В пищу употребляли рыбу, мясо (вяленое, сушеное, мороженое, жареное), ягоды, кедровый орех. Грибы не употребляли, считая, что они вызывают злых духов. За советские годы быт манси изменился и около 45% сейчас живет в городах.

Сегодня основной промысел манси – это охота, рыболовство и сбор дикорастущей продукции. Отличительной чертой характера являются скромность, доброта и в чем-то детская наивность. Этим нередко пользуются ушлые туристы или местные браконьеры.

Блага цивилизации не на благо

Не бросить на произвол судьбы

На базе школы-интерната в п. Полуночное пытаются создать центр национальных и культурных проектов. Накануне учебного года дети будут обеспечены постельным бельем, одеждой, школьными принадлежностями. Ребята, которые обучаются в учреждениях профессионального образования в Ивделе и Краснотурьинске, будут материально поддержаны (востребованы специальности фельдшер, сварщик, водитель, егерь, машинист горной техники). Затем, по их желанию, оказывается помощь в трудоустройстве недалеко от мест проживания, в том числе и на предприятия компании.

Много это или мало – решать самим манси, но хотелось бы, чтобы они отнеслись к этой помощи с уважением.

  • Оригиналстатьиразмещен в январском номере журналаУральский следопытза 2021 год, вкладка "Уральский меридиан"

автор Сергей Зимин

Биолог-охотовед. С 2017 года работает в ФГУП "Государственный природный заповедник "Вишерский". Занимается изучением охотничье-промысловых млекопитающих

Биолог-охотовед. С 2017 года работает в ФГУП "Государственный природный заповедник "Вишерский". Занимается изучением охотничье-промысловых млекопитающих

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях

Народ манси

Немного о мансийском языке

Данный язык принадлежит обско-угорской группе. Мансийская письменность возникла в 1931 году, с опорой на латынь. Слияние же с русским языком произошло немного позже — в 1937 году. Мансийский литературный язык берет за свою основу сосьвинский диалект.

Историческая справка

На развитие этноса сильно повлияло взаимодействие с другими этническими группами. А именно с угорскими племенами, коренными племенами Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья. Во втором тысячелетии до н. э. все эти народности переселились из Северного Казахстана и Западной Сибири.
Особенностью этноса является то, что культура народа манси включает в себя культуру рыболовов и охотников вместе с культурой кочевников и скотоводов. Эти культуры соседствуют между собой и в настоящее время.
Сначала манси заселяли Урал, но постепенно были вытеснены в Зауралье. С 11 века манси начали поддерживать общение с русскими, в основном с жителями Новгорода. После слияние русских с Сибирью народность все больше стала вытесняться на Север. В 18 веке мансийцы официально признали христианство своей верой.

Мансийская культура

Православие мансийцы приняли формально, на самом же деле шаманизм никуда не ушел из их жизни. Культура народа манси продолжает включать в себя культ духов-покровителей, а также медвежьи праздники.
Традиции народов манси разделены на две группы — Пор и Мось. Интересен и тот факт, что манси разрешалось вступать в брак только с людьми, принадлежавшими к другой группе. Например, мужчина Мось мог выбрать себе в жены только женщину Пор. Пор произошли от выходцев с Урала. Сказки народа манси гласят, что предком народа Пор был медведь. О народе Мось же говорится, что их породила женщина, способная превращаться в бабочку, гуся и зайчиху. Мось являются потомками угорских племен. Все указывает на то, что мансийцы были неплохими войнами и регулярно участвовали в боевых действиях. Как и на Руси, у них имелись богатыри, дружинники и воеводы.
В искусстве ведущим элементом был орнамент. В него, как правило, были вписаны ромбы, рога оленя, зигзаги. А также часто встречались рисунки с изображениями животных. В основном медведя или орла.

Традиции и быт мансийцев

Традиции народа манси включали в себя ловлю рыбы, разведение оленей, выращивание скота, охоту за дикими животными, земледелие.
Женская одежда манси состояла из шуб, платьев и халатов. Мансийские женщины любили надевать на себя помногу украшений одновременно. Мужчины предпочитали носить широкие рубахи со штанами, а также часто выбирали вещи с капюшонами.
Питались мансийцы преимущественно рыбой и мясными продуктами. Грибы же они категорически отвергали и не употребляли в пищу.

Сказания и мифы

Сказки народа манси говорят о том, что земля изначально находилась в воде и вытащила её оттуда птица Лули. Некоторые мифы не соглашаются с этим и утверждают, что это сделал злой дух Куль-Отыр. Для справки: Куль-Отыр считался хозяином всего подземелья. Главными богами мансийцы называли Полум-Торума (покровителя всех животных и рыбы), Мир-суснэ-хума (связующего между людьми и божественным миром), Товлынг-лува (его коня), Мых-ими (богиню, дающую здоровье), Калтащ-экву (покровительницу земли), Хотал-экву (покровительницу солнца), Най-экву (покровительницу огня).
Мужчины имеют не менее 5 душ, а женщины поменьше, не менее четырех. Самые главные из них две. Одна пропадала в подземном мире, а другая вселялась в ребенка. Именно об этом твердили все сказки народа манси.

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.

Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010).

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года — на основе латинского:

A, B, D, E, F, G, H, Ꜧ, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь

С 1937 года — на основе русского алфавита:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, Ӈ, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.


Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Численность манси в России:


Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.

Персонажи низшей мифологии: пупыг — добрый дух (хранитель), куль — злой дух, менкв — великан-людоед, учи (очи) — лесной монстр, мысь (мис) — добрый великан.

Происхождение.

Возникли как этнос в 1м тысячелетии н. э. Географическое происхождение их до конца не ясно. Предположительно, идущие с юга, из западносибирских степей кочевые угорские племена смешались с местными обскими уральскими племенами и расселились в районе Урала.

История.

Современность.

В наше время в РФ проживает всего 12,5 тыс. манси: больше всего в Ханты-Мансийском АО, около 500 человек - в Свердловской области и Тюмени, и семья чердынских манси – на северо-востоке Пермского края. Больше половины всех манси говорят в обиходе на русском языке, около половины ведут городской образ жизни.

Культура.

У манси даже до нашего времени сохранилось традиционное деление на две фратрии, – сообщества, представляющие из себя группы родов внутри одного сообщества, национальности, - в их случае – экзогамных, что значит, что браки разрешены только между представителями двух разных фратрий, а браки внутри них запрещены. Это группа Пор, состоящая из потомков уральских аборигенов, которая по легенде происходит от медведя, и группа Мош – потомки пришельцев-угров, по легенде происходящая от женщины по имени Калтащ – предстает обычно в образе бабочки, гуся или зайчихи. Из мансийского фольклора также известно о существовании отдельных сословий – княжеского и военного.

Мифология и искусство

Хозяйство.

Благодаря исконной двухчастности мансийского общества ему свойственны и кочевой образ жизни, унаследованный потомками от угорских племен, пришедших с юга, и оседлый. Манси всегда занимались рыболовством (рыбачили в первую очередь на больших реках, устраивая запруды и расставляя сети), охотой и собирательством, оленеводством и скотоводством (птицы, лошади, мелкий и крупный рогатый скот).
Манси имели постоянные, состоящие из срубов, часто крытых землей (или изб – в южных регионах) поселения и поселения сезонные, состоящие из берестяных построек на деревянном каркасе или, чаще, конических чумов - берестяных же, или покрытых шкурами оленей - в регионах активного оленеводства. Отапливали дома открытыми печами-чувалами из смазанных глиной палок. Пищу готовили отдельно – как правило, вяленое или вареное мясо, рыба и плоды собирательства - ягоды и особенно кедровые орехи - грибов же манси не употребляли в пищу, опасаясь воздействия злых духов. Передвигались на лыжах, запряженных собаками, лошадьми или оленями нартах, лодках. Были знакомы с обработкой металлов, изготовлением доспехов и клинков, а также гончарным искусством.

Большинство древних мансийских традиций и обычаев сохранились до сих пор, однако в связи с продолжением урбанизации и ассимиляции Сибири в 20-м веке и до наших дней, быт многих (до 50%) манси поменялся - в связи с загрязнением окружающей среды вести традиционный мансийский образ жизни становится все более невозможным, так что они (около 50%) ведут гродскую жизнь. Мансийское население сегодня составляет только 0,5% от общего населения округа, еще меньше века назад составляя около половины всей жителей региона.

Читайте также: