Мотивы выбора профессии сообщение кратко

Обновлено: 08.05.2024

Цитировать:
Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1545-1554. – doi: 10.18334/et.6.4.41349.

Аннотация:
Возможности реализации кадрового потенциала организации во многом зависят от осознанности выбора профессии молодыми людьми. Изучение влияния факторов формирования мотивации при выборе профессии позволит построить эффективную систему профориентации молодежи. В статье показана роль глобализации и основные направления ее влияния на мотивы выбора профессии. По итогам анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта исследований мотивов выбора профессии молодыми людьми из разных стран сделан вывод о том, что значимость факторов выбора профессии и степень их влияния существенно различаются у молодежи из разных стран. Предложена классификация факторов мотивации выбора профессии. На основании проведенного авторами исследования, выявлены ключевые факторы, определяющие выбор профессии молодыми людьми из России и Китая, получающими образование в высших учебных заведениях. Сформулированы общие черты, особенности и различия мотивационных приоритетов молодых людей данных стран.

Ключевые слова: карьера, мотивация, кадровый потенциал, факторы, профессиональное самоопределение, профессия

JEL-классификация: J24, J49, J82

Введение

Выбор профессии является важным этапом определения сферы трудовой деятельности для молодых людей, поскольку оказывает влияние на всю профессиональную жизнь в последующие годы, определяет возможности формирования профессионального мастерства и развития в профессиональной сфере. Как отмечают И.С. Сотникова и О.А. Прокудина, профориентация способствует формированию альтернативных выборов профессионального труда в меняющихся условиях жизни и профессиональной деятельности трудоспособного человека, то есть выбору профессиональной карьеры [1] (Sotnikova, Prokudina, 2019). Таким образом, мотивы выбора профессии не формируются сами по себе, на них оказывает воздействие комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии с учетом способностей самого работника и ситуации на рынке труда.

Правильный либо ошибочный выбор профессии молодыми людьми влияет на возможности реализации кадрового потенциала организации. Так, ошибочный выбор профессии вызывает неудовлетворенность работника трудом, отрицательно влияет на трудовую мотивацию, обуславливает низкую производительность труда, не позволяет раскрыть таланты и способности работника. В этой связи повышается актуальность изучения влияния факторов формирования мотивации при выборе профессии.

В современных условиях целесообразно исследование доминирующих факторов, влияющих на принятие решений о выборе профессии, поскольку это может служить основой для разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности систем профориентации.

Факторы, влияющие на выбор профессии

На наш взгляд, факторы формирования мотивации при выборе профессии можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние факторы определяются экономическими и социальными условиями жизни, внутренние – моральными ценностями и внутренними установками молодых людей, способностями к определенному виду деятельности. К внешним факторам, влияющим на выбор профессии, можно отнести:

– вознаграждение за труд (уровень оплаты труда или дохода от трудовой деятельности);

– престижность и популярность профессии;

– доступность рабочих мест на рынке труда (востребованность профессии);

– гарантии занятости (в зависимости от сектора экономики);

– влияние друзей и знакомых.

К внутренним факторам относятся:

– соответствие профессии способностям человека;

– интерес к определенной профессиональной сфере;

– возможности самореализации и самовыражения;

– возможности профессионального развития и карьерного роста.

Влияние факторов, определяющих выбор профессии, на наш взгляд, может существенно различаться в зависимости от экономического уклада общества, особенностей социальной системы, национального менталитета молодежи, культурных особенностей, обычаев и традиций. K. Wüst и L. Šimić подчеркивают в своих исследованиях, что результаты социологического опроса, проведенного среди немецких и хорватских студентов, показали, что у немецкой молодежи самым значимым фактором выбора профессии является высокий доход: его значимость составила 3,7 балла по пятибалльной шкале. В то же время хорватские студенты присвоили данному фактору более низкое значение: 3 из 5 [9] (Wüst, Šimić, 2017). D. Tao, R. Zhang и E. Lou отмечают, что вознаграждение за труд традиционно является высоким мотиватором для принятия решений о выборе профессии и карьерных перемещениях среди китайских студентов-мигрантов в Канаде [8] (Tao, Zhang, Lou, Lalonde, 2018). Высокий доход играет важную роль при выборе профессии и для студентов из Южной Африки [2]. Напротив, потребность в более высоком вознаграждении за труд несущественно влияла на принятие решений о выборе профессии среди студентов инженерных специальностей в Индии [7] (Gokuladas, 2010) и молодых японцев [10] (Yamashita, Youn, Matsumoto, 1999).

Для молодых людей из многих стран престиж профессии является важным фактором при принятии решений о профессиональном выборе. Австралийские исследователи P. Akosah-Twumasi, T. Emeto, D. Lindsay, K. Tsey говорят о том, что престиж профессии играет значимую роль среди молодежи в Индии, Южной Африке, Хорватии, Японии и Корее [3] (Akosah-Twumasi, Emeto, Lindsay, Tsey, 2018). Исследователи из Африки O. Bojuwoye и S. Mbanjwa подчеркивают, что более половины респондентов, участвовавших в южноафриканском исследовании мотивов выбора профессии, оценили данный фактор как второй по степени важности, указав, что престижная работа позволит им жить хорошей жизнью и пользоваться уважением в обществе [6] (Bojuwoye, Mbanjwa, 2006). Японские и корейские студенты также полагают, что престиж профессии – важный фактор профессионального самоопределения [10] (Yamashita, Youn, Matsumoto, 1999), однако корейские студенты считают его более значимым, чем молодые люди из Японии.

Доступность работы рассматривалась как решающий фактор для принятия молодежью решения о выборе профессиональной сферы в южноафриканских странах. K.A. Atitsogbe, I. A. Moumoula, S. Rochat, J.P. Antonietti, J. Rossier говорят о том, что в Буркина-Фасо удаленность места работы зачастую не позволяла студентам выбирать профессию, связанную с предпочитаемыми ими областями деятельности [5] (Atitsogbe, Moumoula, Rochat, Antonietti, Rossier, 2018). P. Akosah-Twumasi, T. Emeto, D. Lindsay, K. Tsey также отмечают, что исследование, проведенное среди корейских студентов, чья профессиональная деятельность касалась гостиничной и туристической сфер, показало, что корейские студенты в большей степени принимают во внимание такой фактор, как доступность рабочих мест по сравнению с американскими студентами тех же сфер деятельности.

Гарантии занятости как значимого фактора отмечены в исследовании K. Wüst и L. Šimić, где подчеркивается, что они являются приоритетными для немецкой молодежи в сравнении с хорватскими молодыми людьми. Исследователи предположили, что высокая значимость гарантий занятости для немцев определяется тем, что в последние годы в Германии заметно сократилось количество сотрудников в возрасте до 25 лет, имеющих постоянные трудовые договоры на длительный срок [9] (Wüst, Šimić, 2017).

Интерес к определенной профессиональной сфере является важным фактором при выборе профессии молодыми людьми из разных стран. О. Bojuwoye и S. Mbanjwa установили, что около пятидесяти процентов молодежи руководствуются личными интересами при выборе профессии. J. Amani говорит о том, что успешный выбор профессии студентами из Танзании обусловлен в большей степени внутренними убеждениями. Студенты, выбирающие программы обучения на основе своих способностей и интересов, более удовлетворены трудом после окончания обучения, более склонны продолжать профессиональное обучение в магистратуре и реже работают не по полученной специальности [4] (Amani, 2016). Многие китайские исследователи указывают на то, что в коллективистской китайской культуре личные интересы имеют существенное значение, однако социальные предпочтения сильно влияют на индивидуальные предпочтения при выборе профессии.

Возможности профессионального развития и карьерного роста являются самым важным фактором выбора профессии для студентов из Южной Африки [2].

F. Abrahams, R. Jano и B. van Lill сделали вывод о том, что в большинстве случаев важнейшим источником финансовой поддержки для студентов из Южной Африки являются родители, а потому их влияние на выбор профессии молодыми людьми является достаточно значимым. Многие исследователи отмечают, что успешная профессиональная деятельность родителей мотивирует выбор той же профессии детьми.

Можно сделать вывод о том, что значимость и степень влияния отдельных факторов выбора профессии существенно различаются у молодых людей из разных стран.

С целью выявления значимости факторов нами было проведено социологическое исследование. В выборку вошли молодые россияне и китайцы, получающие образование в высших учебных заведениях России и Китая:

– Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (студенты магистратуры из России, получающие экономическое образование);

– Омском государственном техническом университете РФ (магистры, получающие образование по экономическим и техническим направлениям);

– Сельскохозяйственном университете г. Хэнань, КНР (Henan Agricultural University; магистранты различных направлений);

– Педагогическом университете г. Чжоуко, КНР (Zhoukou Normal University; магистры, получающие политическое образование, образование в сфере аналитической химии, фундаментальной математики, биологии);

В исследовании приняли участие 182 студента из Китая и 371 студент из России.

При этом 25 % российских студентов полагают, что соответствие профессии способностям студента – самый главный фактор выбора профессии. Возможности трудоустройства играют самую главную роль при выборе профессии для 12,4 % студентов из России.

Широкие возможности трудоустройства также играют ключевую роль в профессиональном самоопределении (37,5 % китайских студентов выбрали данный фактор как приоритетный). Интересно то, что никто из китайских студентов не выбрал высокий уровень оплаты труда по получаемой профессии в качестве главного фактора. Среди россиян данный фактор является ключевым лишь для 6 % респондентов. В основном данный фактор считают ключевым студенты, обучающиеся на экономических направлениях. Также никто из респондентов из обеих стран не указал, что ключевым фактором при выборе профессии являлось мнение родителей либо друзей.

Вторым по значимости фактором выбора профессии для студентов обеих стран являются широкие возможности трудоустройства по полученной специальности: его выбрали 62 % опрошенных россиян и 25 % китайцев. Для китайцев играет важную роль высокий уровень оплаты труда – 50 %, в то время как для россиян его роль незначительна – лишь 6 % респондентов дали ему второе место по шкале значимости. Для российских студентов важное значение имеет наличие способностей для работы в выбранной сфере – вторым по шкале значимости его выбрали 25 % респондентов, в то время как среди китайских студентов значение данного показателя незначительно.

На третье место по степени значимости факторов россияне поставили престижность профессии, ее популярность, достойный уровень оплаты труда, а студенты из Китая – престижность профессии и желание родителей передать свои профессиональные знания либо желание, чтобы дети получили выбранную родителями профессию.

Заключение

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

– внутренние факторы, такие как соответствие профессии способностям человека и интерес к определенной профессиональной сфере имеют приоритетное значение как для китайцев, так и для россиян;

– возможности трудоустройства после получения образования также очень важны как для российских студентов, так и для молодых людей из Китая;

– вопреки сложившимся стереотипам, мнение родителей, друзей или родственников не является самым значимым фактором выбора профессии молодыми людьми, тем не менее роль данного фактора для китайцев выше, чем для россиян;

– для молодых россиян популярность профессии играет большую роль, чем для молодых людей из Китая;

– для китайцев уровень оплаты труда в последующие годы играет большую роль, чем для российских студентов;

– возможности профессионального развития и карьерного роста почти не играют роли на стадии профессионального самоопределения и выбора профессиональной деятельности ни для российских, ни для китайских студентов.

На наш взгляд, рассматриваемая студентами возможность работы не по специальности связана не столько с ошибочным выбором профессии, а с быстро меняющимися экономическими условиями, трансформацией рынка труда и появлением новых профессий, поскольку преобладающее большинство респондентов и из России, и из Китая довольны своим профессиональным выбором.

Ошибочный выбор профессии как среди китайцев, так и среди россиян обусловлен в большинстве случаев влиянием внешних факторов (популярность профессии, престижность, хорошие возможности трудоустройства).

На наш взгляд, преемственность получаемого образования на уровне бакалавриата и магистратуры (получение образования по тому же или близкому направлению и профилю) свидетельствует об обоснованном профессиональном выборе и будет способствовать реализации кадрового потенциала работников в последующие годы, в то время как ошибочный выбор профессии будет препятствовать возможности его реализации.

Подробнее об авторах:

Цзывэй Ян
аспирант кафедры экономики труда
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Особенности мотивации креативных специалистов в России (Литвинюк А.А., Охременко И.В. и др.) // Экономика труда. № 4 / 2019

Мотив (от лат. movere – приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет себя на деятельность или поступок, ради которого они осуществляются [16, с. 63]. Деятельность всегда имеет мотив (“немотивированная” деятельность – эта та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя). В.С. Мерлин определяет мотив как побуждение к конкретному действию в конкретных обстоятельствах [24, с. 191].

Помимо функции побуждения и направления деятельности, мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям [16, с. 67]. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания. Сам мотив, как правило, не осознается. Он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла.

Поскольку мотивы часто не осознаются, за исключением осознанных мотивов, превратившихся по А.Н. Леонтьеву в мотивы-цели, необходимо иметь представление о том, как развивается деятельность. Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом [35, с. 440].

Процесс целеобразования, то есть становления мотивов в целях, не осуществляется автоматически. Это сложный, творческий процесс, зависящий от умений, знаний и способностей человека, от его особенностей, объективных условий протекания деятельности. По изучению целей можно судить об изменениях в мотивах, о характере стремлений личности на той или иной стадии профессионального самоопределения.

Таким образом, мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.

Таким образом, происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т.е. происходит самоопределение.

В психолого-педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов, как общая мотивация; романтика профессий; научно-познавательные мотивы; мотивы общественной значимости профессии; ссылка на пример. В другом — рассматриваются: осознание перспективности избранной профессии; учебные и внеклассные интересы; желание приносить пользу; влияние родных и знакомых. В третьих — ставятся мотивы общественной пользы профессии; мотивы психологического характера; мотивы подражания; внешние признаки профессии; интерес к самой профессии и т.д. [28, с. 26].

Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков. Следовательно, какова социальная среда в ее многообразии (экономические, политические, идеологические, национальные отношения), таковы сознание и поведение людей в трудовой и общественной деятельности. Молодежь стихийно перенимает традиции старшего поколения и целенаправленно формируется в учебно-воспитательном процессе школы под влиянием родителей, трудовых коллективов, сверстников и различных обстоятельств.

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: социальные мотивы; моральные мотивы; этические мотивы; познавательные мотивы; творческие мотивы; мотивы связанные с содержанием труда; материальные мотивы; престижные мотивы; утилитарные мотивы [28, с. 59].

В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1) настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2) прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3) будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место — влияние семьи. Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое место — внеклассная работа. Седьмое место — организации. Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд. Девятое место — внешкольная работа [28, с. 75].

Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика, от его мотивационной сферы [37, с. 32 – 38]. От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах.

В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора (С.Е. Залесская, Е.И. Головаха). В ряде исследований подчёркивается взаимосвязь процессов формирования мотивации учения, учебно-профессиональной деятельности и профессионального самоопределения (О.С. Гребенюк, Н.С. Пряжников). К структурным компонентам мотивации профессионального самоопределения мы относим группы мотивов: мотивы выбора профессии и места учёбы, мотивы обучения и выбора места работы, а также осознание и изучение способностей и личностных качеств, необходимых для освоения данной профессии. Промежуточным результатом процесса профессионального самоопределения является профессиональный выбор. Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта этой деятельности, однако она имеет и ряд универсальных черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, общей структурой мотивационной сферы личности и профессионального выбора студентов в связи с их возрастными особенностями.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

· мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

· мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

· мотивация неуверенная, неаргументированная;

· никак не аргументированная мотивация [32, с. 85].

Изучение мотивов выбора профессии учащимися школ города Минска и Минской области (в 1993 году) показывает, что первое место занимают общественно ценные мотивы: стремление удовлетворить потребности народного хозяйства в кадрах, получить образование в ПТУ, среднем специальном или высшем учебном заведении и работать по данной профессии, приобрести рабочую профессию и др.

На втором месте среди мотивов находится привлекательность содержания труда: возможность сочетать умственную и физическую деятельность, элементы романтики и творчества в труде и др.

Материальная заинтересованность стоит на третьем месте и в меньшей степени оказывает влияние на выбор профессии. Учащиеся недооценивают материальный стимул в силу того, что не вникают в домашний бюджет, а родители и учителя не всегда квалифицированно показывают значение экономических возможностей для удовлетворения различных потребностей личности в современном обществе.

Заметными оказываются эгоистические и утилитарные мотивы: стремление выбрать профессию с облегченным характером труда, возможность переехать в город и т. д.

В старшем школьном возрасте наиболее веским мотивом при выборе профессии становится привлекательность содержания труда, повышается роль материального стимула. Эгоистические же мотивы меняются незначительно.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид труда. Это дает возможность выяснить отношение личности к ценностям.

С.С. Богданович [3] при исследовании мотивационных факторов выбора профессии в юношеском возрасте выявила, что:

¨ личным выбором в максимальной степени обусловлено предпочтение определённой профессией для 74 % старшеклассников и 91 % студентов, что свидетельствует о проявлениях самостоятельности юношества и стремлении принимать основополагающие решения;

¨ потребность общества в избранной профессии важна для 41% школьников и 63% студентов, что свидетельствует о более высоком социально-психологическом статусе студентов по сравнению со школьниками;

¨ материальная заинтересованность важна для 77 % старшеклассников и 35% студентов;

¨ общественное положение как мотивационный фактор актуально для 49 % школьников и 49 % студентов;

¨ процесс труда имеет решающее значение для 59% старшеклассников и 63% студентов;

¨ результат труда важен для 78 % старшеклассников и 86 % студентов [3, c.22].

Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей. В момент выбора профессии, когда старший школьник определяет сферу своей будущей деятельности на основании своих ценностных ориентаций, можно говорить о том, насколько результат воспитания личности школьника соответствует ожиданиям общества. Современные школьники при выборе профессии не рассматривают ее с позиций общественной значимости, их мало интересует моральное содержание будущей деятельности, основным для них являются экономические факторы выбора профессии. По данным А.И. Ходакова [38], для многих старшеклассников профессиональная деятельность — прежде всего зарабатывание денег. В качестве мотива выбора профессии учащимися старших классов школы чаще всего выступают соображения экономической целесообразности, на втором месте — группа мотивов престижности профессии.

Современная жизнь предъявляет к выпускнику школы качественно новые требования: быть готовым к самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе профессионального пути. Н.И. Орлянская [27] указывает на то, что многие старшеклассники не подготовлены к новой ситуации на рынке труда. Большинство из них имеют неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией, и к окончанию обучения школе у значительной части выпускников не сформированы профессиональные планы.

Лишь отдельные учащиеся, по данным А.И. Ходакова, серьезно задумываются о своей профессии и понимают сложность процесса ее выбора, т.е. проблема профессионального самоопределения на уровне индивидуального сознания осмысливается недостаточно ясно и конструктивно [38].

Выводы по главе

На основании изученной литературы по проблеме самоопределения можно сделать следующие выводы:

1. Выбор — это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру. В нашем исследовании выбор выступает для нас как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане.

2. Выбор профессии связан с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах.

3. В структуре мотивации профессионального самоопределения выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора. Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей.

4. Анализ работ К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Зинченко, Г.А. Суворовой, А.А. Файзулаева, В.Д. Шадрикова и А.Г. Шмелёва показывает, что мотивация профессионального самоопределения динамичное образование и, следовательно, возможно её целенаправленное формирование. К.А. Абульхановой-Славской и А.А. Файзулаева разработали теоретическую модель формирования мотивации, в соответствии с этой моделью выделяются следующие стадии формирования мотивов: осознания побуждения личностью; принятие мотива (осознанного побуждения в качестве мотива поведения и деятельности); реализация мотива в поведении и деятельности; закрепление мотива в характере человека и его превращение в свойство личности, т. е. своего рода потенциальное побуждение; актуализация потенциального побуждения (побудительной потенции, содержащейся в чертах характера). В своей работе при изучении особенностей мотивов выбора будущей профессии старшеклассниками, мы опирались на эту модель формирования мотивации.


В жизни каждого человека наступает тот момент, когда перед ним возникает одна из самых актуальных проблем – проблема определения дальнейшего жизненного пути. Этот сложный процесс постоянно находятся в поле пристального внимания. Овладение специальными знаниями, трудовыми умениями и навыками является неотъемлемой составляющей достижения отличных результатов в избранной профессии. Но не менее важными факторами считаются особенности личностной, и прежде всего мотивационной сферы человека.

Согласно результатам проведенного исследования, на 44% из опрошенных студентовсильно повлияли на выбор профессии внутренние индивидуально значимые мотивы. На 50% опрошенных респондентов эти мотивы оказали среднее влияние. Низкое влияние наблюдается у одного человека (6%). К внутренним индивидуально значимым мотивам можно отнести соответствие профессии к своим способностям, физическому и умственному развитию; возможность общения, проявления своих творческих способностей; значимость выбранной профессии для самого человека; удовлетворение, принесенное работой.

Социально внутренние значимые мотивы на 33% студентов оказали сильное влияние. У 67% студентов наблюдается среднее влияние внутренних социально значимых мотивов при выборе профессии. Низкого влияния не выявлено. Для студентов является важным возможность принести своим трудом пользу обществу, достигнуть хороших результатов.

Положительные внешние мотивы при выборе профессии на 17% из опрошенных студентов оказали сильное влияние, у 83% студентов наблюдается среднее влияние. К данным мотивам относится возможность продвижения по службе, материальное стимулирование, желание иметь престижную работу, возможность использовать профессиональное умения вне работы, также местоположение места учебы и работы.

Внешние отрицательные мотивы при выборе профессии на большинство из опрошенных (89%) оказали среднее влияние. Высокое и низкое влияние наблюдается у двух студентов (по 5,5 %). При выборе профессии студенты отметили такие факторы, как боязнь осуждения и критики, давление со стороны (например, родителей, друзей). Также для кого-то выбор своей профессией был единственно возможной в сложившихся обстоятельствах.

Делая вывод, необходимо отметить, что наиболее сильное влияние на выбор профессии оказывают внутренние мотивы. Внутренние мотивы вырастают из человеческих потребностей. Следовательно, на их основе человек трудиться без какого-либо давления, получает от процесса только удовольствие. Это, конечно, выражается и на уровне производительности, удовлетворенности трудом и своей профессией. Внешние мотивы в основном оказали среднее влияние.

Гост

ГОСТ

Мотив выбора — это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивы выбора профессии у старшеклассников

В юношеском возрасте происходит поиск индивидуальности и удовлетворённости собой. В этот период растет роль мотива выбора профессии и его связь с личностными характеристиками. Профессия, как правило, должна способствовать реализации и развитию личности.

Выбор профессии в целом считается сложным и длительным процессом. Здесь исследователи отмечают опасность затягивания и откладывания старшеклассниками своего выбора (например, по причине отсутствия выраженных и устойчивых интересов). Вторая опасность состоит в попытках родителей ускорить процесс, иногда используя для этого прямой психологический нажим. Все это приводит к увеличению тревоги, негативистскому отказу от любого выбора, нежеланию что-либо выбирать в целом.

Процесс выбора профессии и степень реализации жизненных планов в старшем школьном возрасте напрямую зависит от социальных условий, включая общеобразовательный уровень родителей. Чем выше будет уровень образования родителей, тем большая вероятность того, что дети будут продолжать учёбу после школы и реализуют собственные планы. Исследования показали, что уровень реализации жизненных планов мальчиками существенно выше, чем девушками.

На мотив выбора профессии оказывают воздействие следующие факторы:

  • Мнение друзей, родителей, сверстников и педагогов;
  • Половой (ролевой) фактор;
  • Развитие интеллекта;
  • Индивидуальные способности;
  • Интерес к определенному виду деятельности.

Мотивационные факторы связаны с личностными характеристиками и могут иметь внутренний и внешний характер. Если деятельность для человека имеет большое значение, то можно говорить о внутренней мотивации. Если же роль начинают играть внешние атрибуты профессии (общественное признание, престиж), то преобладающей становится внешняя мотивация.

Готовые работы на аналогичную тему

Внешние и внутренние мотивы выбора

Внешние факторы мотивации сопутствуют процессу труда. Они включают давление (например, советы, указания со стороны других людей), притяжение/отталкивание (мода, престиж). Факторы с относительно бессодержательной мотивировкой включают мнения о том, что профессии легко научиться, так поступали друзья или родственники, учреждение находится близко от дома и др.

Внутренние (содержательные) мотивационные факторы направлены на личные, профессиональные и жизненные планы. Человека благодаря им привлекает содержание определенной профессии, присутствие практических качеств, желание приносить пользу обществу и получить общественное признание.

Практика показала, что, чем менее выпускники информированы о собственных личностных качествах, тем более доминируют в мотивации выбора профессии внешние факторы. На такого ребенка легко влияют родители, он в первую очередь обращает внимание на престиж и доход от профессии.

Успех выбора профессии существенно зависит от мотивации и определяется личностными качествами и психологической готовностью школьника к выбору профессии. Среди важных факторов выбора профессии необходимо выделить:

  • Позицию старших членов семьи;
  • Мнение друзей;
  • Точку зрения педагогов и классного руководителя;
  • Личные профессиональные планы;
  • Наличие способностей и склонностей;
  • Степень притязаний на общественное признание;
  • Информативность.

Осуществляя выбор профессии, выпускники могут руководствоваться мотивом общественной значимости, престижем профессии, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Для оказания помощи старшеклассникам в выборе профессии, важен подход в развитии внутренней и положительной внешней мотивации, психологической основы выбора, интересов, склонностей и способностей.

Изучение направленности личности и мотивов выбора профессии

Сегодня образовательная политика в нашей стране находится на пути активного поиска решения вопросов, которые помогают подготовить современную молодежь к построению профессиональной карьеры. Большую роль в выборе профессии играет мотивационно-ценностная составляющая профессиональной идентификации, а также базовые личностные качества, которые предопределяют ценностную ориентацию в профессии.

В качестве основополагающей доминанты в профессиональном выборе выступает направленность личности, которая включает мотивационно-потребностные установки личности. Они определяются ярко выраженными векторными потребностями, сообразующимися с целями и задачами и направляющими деятельность и поведение людей.

Методика дает возможность определить степень выраженности базовых ориентаций личности (направленность на самого себя, направленность на взаимодействие с партнерами, направленность на задачу). Рассматриваемые направленности нельзя считать изолированными, поскольку у каждого они обладают своей степенью выраженности.

Личностные характеристики достаточно динамичны и взаимосвязаны с взаимовлияющими мотивами. По этой причине часто используется в изучении мотива выбора профессии тест Ф. Герцберга. Он помогает отследить взаимосвязь направленности личности и мотива выбора профессии.

Также при анализе мотива выбора можно акцентировать внимание на исследование направленности личности в экспериментальных группах, что способствует отслеживанию взаимной связи между личностными характеристиками и мотивом выбора профессии.

Читайте также: