Модернизация педагогического процесса гуманизация гуманитаризация демократизация сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Гуманизм(лат. гуманус – человеческий, человечный) – ценностная концепция человека как наивысшей ценности в мире; защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.

Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы учащихся и студентов в новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вуза, государства. Гуманистическая ориентация образования может быть реализована в гуманистической педагогике(высокая степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы обучаемого, педагогика сотрудничества).

Гуманистическая педагогика– система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Особенностями гуманистической педагогики являются:

· смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирование определенного круга умений;

· отказ от авторитарной педагогики;

· приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта;

· дифференциация учебной деятельности;

· вера в учащегося, его силы, возможности;

· обеспечение успешности в обучении и воспитании;

· исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др.

Гуманистическое направление нельзя считать в строгом смысле инновационном. Идеи гуманизма содержатся в работах учителей всех эпох, начиная с античности. Однако “момент истины” для гуманистической педагогики, по выражению Ш.А. Амонашвили, пришелся именно на конец ХХ века, что объясняется сменой тоталитарного общества на демократическое. Гуманизация образования непосредственно подготавливалась педагогической системой, рожденная опытом В.А. Сухомлинского, педагогическими экспериментами А.С. Макаренко, новой дидактической системой, созданной экспериментальным путем под руководством Л.В. Занкова, работами психолога Л.С. Выгодского и концепцией содержательных обобщений, созданной на основе эксперимента под руководством его учеников – Д.Б, Эльконина и В.В. Давыдова, концепцией функциональных тенденций Д.Н. Узнадзе. На позициях гуманизма стоят педагоги Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулаева, чьи исследования перекликаются с идеями американских педагогов – психологов К. Роджерса, А. Маслоу и австрийского психолога В. Франкла, которых принято объединять в школу гуманистической психологии.

Главным положением гуманистической парадигмы педагогики является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.), что закреплено во Всеобщей декларации прав человека.

Гуманистическая педагогика направлена на создание таких форм, содержания и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка – его познавательных процессов, личностных качеств. Гуманистическая педагогика предполагает создание таких условий, при которых ребёнок захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.

С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.

Гуманизация предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании, ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Демократизацияобразования проявляется через следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:

· равенство всех членов общества перед образованием;

· доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;

· децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем;

· открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;

· право на выбор учебного заведения;

· нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.402

3. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.437

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.379

5. Современный словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е.С., Мн., 2001

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

- качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:

- уровень обученности ребенка;

- уровень его воспитанности.

Процессуальная оценка эффективности педагогического процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога.

К направлениям модернизации педагогического процесса относятся:

- демократизация процесса управления;

В основе демократизации процесса управления лежат:

- гласность, как условие единства педагогического коллектива, обеспечивающее реальное участие каждого в управлении;

- децентрализация общеобразовательного учреждения;

- государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;

-автономность образовательного учреждения;

- юридическая самостоятельность образовательного учреждения;

-право педагога на творчество;

- право школьника на выбор общеобразовательного учреждения, формы и профиля обучения.

Важно, чтобы процесс демократизации происходил взаимосвязано с другими процессами, такими как:

Гуманизация образования предусматривает

- распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения;

- обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманизация связана с поворотом образовательного учреждения лицом к ребенку - постановке в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка (полное доверие, принятие его личных целей, запросов, интересов, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире), с ориентацией не только на подготовку его к будущей жизни, но и обеспечение его сегодняшней жизни.

Гуманитаризация образовательных программ - система мер, направленных на

- приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования,

- установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами,

- и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых.

Наиболее актуальным на данный момент является внедрение технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение.

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений - это технологии

- с процессуальной ориентацией,

- приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,

- нежестким демократическим управлением,

- яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностные технологии.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение (гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили).

Преимущественно постоянное обучение для общества является областью государственной политики по предоставлению благоприятных, а по возможности идеальных условий основного и профессионального формирования личности. Нацеленность гуманистического направления основана на положении о человеке как цели общественного развития и о человеческом факторе как существенной силе. Здесь находит выражение марксистское понятие о вольном развитии человека как условии свободного развития общества.

Гуманизация образования

Гуманизм устойчивого образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, базисом крайне благоприятных возможностей для становления творческой индивидуальности. Значимость и эталоны культуры, искусства, нравственности, все преимущества сферы духовного развития трансформируются из предмета изучения в целостный элемент учебно-воспитательной и познавательной деятельности, основу, предопределяющую содержимое образования, формы взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса. Гуманизация образования составляет основу этого процесса и является важным средством определения технократического отношения к реальности.

Демократизация образования

Демократизация образования обусловлена ее общедоступностью, предоставлению каждой личности возможности получить знания и усовершенствовать их. Как следствие, его неотделимой частью становится демократизация принципов существования и функционирования образовательных учреждений, самоуправленческой деятельности, вовлеченности обучающихся и увлеченности групп населения решением задач, охват вопросов финансирования.

Демократизация образования – это создание условий для удовлетворения потребностей представителей всевозможных общественных, общенациональных, возрастных, региональных и других социальных групп, предоставление потенциала для свободного стремления и самовыражения каждого человека.

Демократизация школы

Чтобы демократизировать образование и образовательные системы необходимо в первую очередь отказаться от стереотипа контролирования государственных школ, ее понимания как государственного учреждения в принципе. Необходимо преодолеть отдаленность общества от школы и школы от общества, отчужденность школы от процессов, происходящих в общественной жизни.

Гуманизация школы

Гуманизация – это внимание школы к ребенку, его личности, заслугам, вера в него, принятие его личных стремлений, запросов и интересов. Это также формирование благоприятных условий для определения и развития его способностей для самоопределения. Здесь школа должна быть нацелена не только на подготовленность ученика к будущей жизни, но и на создание полноценных условий жизни на каждом возрастном этапе.

Гуманизация – базовый компонент нового понимания педагогики.

Гуманизация изменяет саму сущность образовательной деятельности, делая центром всего процесса самого ребенка. Теперь главным содержанием педагогического процесса является воспитание ученика.

Гуманизация реализовывается путем постепенной индивидуализации всего педагогического процесса и его персонализации. Главенствующую роль в процессе гуманизации школы, воспитания, играет искусство. Это, своего рода, средство становления и совершенствования творческих способностей, выразительного мышления, эмоциональной и эстетической стороны личности.

Ценность демократизации содержимого, форм и методов образования – в обеспечении всем и каждому доступа к высшим этажам культуры, в предельно возможном развитии талантов детей, устранении любых препятствий на пути становления. Помимо этого важным направлением развития демократии является гуманизация правосудия.

Информатизация образования

Информатизация образовательного процесса – это часть информатизации общества, комплекс социально-педагогических изменений, находящихся в зависимости от внедрения вычислительной техники и информационных технологий в образовательные организации и образовательный процесс. Данное направление распространилось во всем мире в течение последних десятилетий, что неразрывно связано с доступностью для образовательной системы и сравнительной простотой использования разнообразных видов компьютерной техники.


Демократизация образования - это процесс перехода к новым взаимоотношениям между школьниками и педагогами. Рассмотрим особенности подобного процесса, его значимость и своевременность.

Гуманизация и демократизация образования является процессом становления психических функций и свойств, которые возникают при отношениях растущего человека с окружающим миром.

Закономерности гуманизации отечественного образования и тенденции

Демократизация современного образования предполагает вовлечение ребенка в общение, совместную деятельность, мыслительное, речевое общение.

индивидуализация образования

Главной тенденцией является ориентация на формирование отдельной личности. Чем гармоничнее будет социальное, нравственное, общекультурное развитие ребенка, тем более творческим и свободным вырастет этот маленький человек.

Принцип демократизации образования позволяет ребенку овладевать не только основными профессиональными навыками и знаниями, но и усваивать общечеловеческую культуру. На ее базе можно совершенствовать все стороны личности, учитывать ее субъективные потребности и наличие объективных условий, которые связаны с кадрами и материальной базой.

Демократизация образования - это шанс самоопределения личности. Именно эта идея является главной линией гуманизации его содержания.

Культурологический принцип

Демократизация образования - это воспитание подрастающего поколения с учетом исторических традиций, их связи с культурой. Именно эта тенденция учитывается при разработке обновленных учебных программ и планов в российской системе образования.

индивидуальный подход

Культура должна побуждать ребенка к активным действиям, направленным на саморазвитие и самовоспитание. От продуктивности и разнообразия деятельности ребенка напрямую зависит результативность овладения им профессиональной и общечеловеческой культурой.

Процесс социально-нравственного, общего, профессионального становления личности только тогда имеет оптимальный характер, когда ребенок является полноправным субъектом обучения.

Демократизация образования - это личностный подход к каждому школьнику, в рамках которого и ребята, и учителя уважительно относятся к индивидуальности других людей.

Основа индивидуально-творческого подхода

Что представляет собой современное российское образование? Демократизация общества привела к необходимости перехода от консервативной методики к педагогике сотрудничества. Современный педагог не учит, не воспитывает - он стимулирует желание, формирует мотивы ребенка к саморазвитию, создает оптимальные условия для продвижения ребенка по индивидуальным образовательным траекториям.

как научить учиться

Условия саморазвития

Этот процесс зависит от уровня творческой направленности воспитательного и образовательного процесса. Такая закономерность является базой принципа индивидуального подхода. Он предполагает мотивацию всех видов деятельности, а также организацию самостоятельного продвижения к поставленной задаче. Благодаря такому подходу, ребенок ощущает настоящую радость от осознания собственного развития и роста, достижения конечного результата.

Гуманизация современного образования связывается с внедрением принципа профессиональной взаимной ответственности. Суть его в готовности всех участников педагогической деятельности принимать на себя проблемы других людей, не поддаваться обстоятельствам, вырабатывать собственную стратегию, постоянно совершенствовать себя.

В настоящее время, когда в экономической и социальной жизни нашей страны наблюдаются масштабные преобразования, особенно актуально стоят вопросы, касающиеся изменения общественного воспитания. У обновленного социума должны появиться новые качества:

  • уважительное отношение к достоинству других людей;
  • патриотические качества.

современный педагог

Ориентация на ребенка

Обучение и воспитание – основные формы общения, благодаря которым осуществляется общение школьников с окружающими людьми. Для подлинной гуманизации, воспитание должно осуществляться посредством сопровождения (не тотального контроля) всех видов деятельности поддержкой наставника. В задачу учителя входит формирование оптимальных условий для развития психологических качеств личности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Гуманизация современного общества способствовала изменению отношения у школьников, их родителей к личности педагога. Учитывая, что на первый план в рамках обновленного отечественного содержания, вышла педагогика сотрудничества, это вернуло уважение к педагогу. Выведение индивидуальности в качестве основы воспитания и обучения способствовало и возвращению самоуважения у педагогических работников.

саморазвитие современных школьников

Заключение

Сложность образовательного и воспитательного процесса состоит в том, что он занимает в жизни каждого человека значимое место, но не дает мгновенного результата после его окончания. Результатом является последующая деятельность и поведение человека в условиях социума.

Именно поэтому невозможно осуществлять контроль непосредственного педагогического воздействия, осуществляемого в рамках образовательного учреждения. Для достойного выполнения своих профессиональных обязанностей учителя должны владеть коммуникативными, лидерскими качествами. Это обязательное условие.

Для того чтобы оценивать уровень профессиональной компетентности педагогических сотрудников, реализацию ими основных принципов гуманизации был разработан и внедрен профессиональный стандарт педагога. В нем перечислены все параметры, по которым оценивается деятельность учителей, воспитателей, школьного психолога.

Теория деятельностного подхода в обучении, основана Алексем Николаевичем Леонтьевым (Психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор и декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР).

. Преобразования, происходящие в современном обществе, выдвигают на передний план проблемы демократизации, гуманизации, усиления интеграционных процессов (Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации).

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Практически это означает, что государство должно гарантировать своим гражданам реализацию гуманистических прав и свобод в области получения образования и занятость в соответствии с полученной профессией.

Гуманизация образования рассматривается нами как создание условий для: личностно-ориентированного подхода в обучении; равноправного с учителем участия ученика в учебном процессе; сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; формирования ключевых компетенций на всех этапах обучения и функциональной грамотности выпускника школы. В настоящее время в области гуманизации образования накоплен определенный опыт отечественных педагогов-исследователей (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, Н.Б. Истомина, В.В. Краевский, Л.Г. Петерсон и др.). Разработаны авторские программы и учебно-методические комплексы (к сожалению, не всегда в рамках единой концепции, избранной научными руководителями). Сформированы модели воспитательной деятельности, преследующие цель формирования гуманной личности (Т.Н. Ковалева, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, Г.И. Щукина, Е.Я. Ямбург и др.). Расширены представления о возможностях образовательных технологий (А.С. Границкая, В.В. Гузеев, А.А. Плигин и др.)

Процесс подготовки ученика в школе предполагает не только овладение определенной совокупностью знаний, умений и навыков, но и его личностное самосовершенствование, активизацию жизненной позиции, воспитание у него таких качеств, как коммуникативность, тактичность, критичность, скромность и т.д.

В связи с чем возникло такое направление?

В последние годы стало особенно ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, производства, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские социально-психологические, педагогические исследования фиксируют феномен понижения качества человека, снижения его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации, депривации, деиндивидуализации личности, понижения общей и педагогической культуры учителей, национального нигилизма в содержании образования и воспитания.

Дезаптация - С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности — затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Другая причина заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Депривация — состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации.

Абсолютная депривация — невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.

Деиндувидуализация - утрата самоосознания и боязни оценки; когда нормативное сознание значительно ослабевает.

Длительное время у нас насаждался миф о том, что в марксизме окончательно и единственно объективно решены все загадки мироздания и фундаментальные вопросы человеческого бытия. В роли же указателей и ориентиров выступали постановления руководящих органов Коммунистической партии

Практика школьного обучения, осуществлявшегося в рамках традиционной (социоцентрической, позитивистской) парадигмы, не была обусловлена реальными потребностями человека. Плоды этого образования мы пожинаем сейчас, когда наши сограждане и, прежде всего молодежь, демонстрируют удивительную политическую и социальную пассивность, нравственную аморфность, непротивление унижению своего человеческого достоинства, склонность к национальной розни. Во многом это плоды той системы образования и масс-культуры, которые господствуют у нас в настоящее время. Кредо этой системы: будь как все, для личности хорошо то, что хорошо для государства. Постоянное соблюдение субординации, т.е. отношения между людьми, и в частности между педагогами и учениками, строились преимущественно по вертикали, носили сугубо функциональный характер. На фоне этого имела место постоянная внутренняя зажатость человека, страх высказать свою личную точку зрения, постоянная смена ролевого поведения в зависимости от иерархического статуса партнера по общению, низкие социальные запросы и т.д.

Пафос гуманистического направления в образовании состоит в том, что оно устремлено в будущее человека, которое связывается с его собственными усилиями, собственной активностью, с разумом, а не сферой иррационального.( ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (от лат. irrationalis — неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. Противоположность иррациональному — рациональное).

С позиций гуманизации образования смысл жизни человека состоит в его стремлении стать источником самореализации для других людей, стать нужным людям и необходимым им.

Основным понятием разрабатываемой теории является понятие гуманизации образования, под которым мы понимаем такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающее формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными ? ? когнитивными стратегиями.( Когнитивные технологии - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Когнитивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека).

Основная задача, которая стоит перед педагогом, работающим в рамках гуманистической парадигмы - это обучение детей и подростков умению жить. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность, т.е. процесс развертывания и осуществления всех потенций человека.

Проблема новой парадигмы образования, предполагающей разработку ее новых моделей стоит в настоящее время перед всей мировой системой образования. Соединенные Штаты Америки, которые традиционно придают развитию системы образования основополагающее значение, справедливо видят в ней источник прогресса всего демократического сообщества, и исходят из того, что новую парадигму школьного образования должна отличать его гуманистическая направленность: уважение к личности и содействие ее развитию должны выступать ее основным импульсом и предпосылкой воспитательно-образовательной модели для ХХI века.

Сравнительный анализ образовательных систем Великобритании, Франции, Канады, Израиля, стран бывшего социалистического лагеря показывают, что даже при наличии очень низкого уровня знаний учащиеся Франции, Канады, Израиля достигают высоких показателей в практическом применении этих знаний и особенно в творческом их использовании. Система отечественного образования представляет каждой личности достаточно высокий уровень базовых знаний во всех областях науки, но гораздо хуже обстоит дело с применением знаний в практической деятельности, с использованием их в непредвиденных обстоятельствах. Это позволяет сделать вывод, что отечественная классическая модель образования во многом исчерпала себя. Все чаще специалисты отмечают, что школа подавляет сознание ребенка, задерживает развитие его чувств на самом примитивном уровне. И что возможно именно школа является самым опасным местом на пути развития ребенка.

В документе Юнеско и воспитание в духе мира отражены взгляды мирового сообщества на развитие личности. Доминирующей целью, - записано в документе, - является развитие таланта ребенка и формирование творческих способностей личности . Это означает, что школа наконец-то должна стать Культурным Центром, местом, где развивается личность, а не только формируется теоретическое мышление.

Проблема гуманизации образования становится особенно актуальной для нашей страны в связи с неблагоприятной ситуацией социального развития сложившейся в последние годы. Данная ситуация в значительной мере затрудняет создание тех условий межличностных отношений в обществе, которые бы способствовали самоактуализации личности. Очень большая вина за то состояние нравственности, личностного развития молодежи, которое имеет место в настоящее время - несет школа, которая в свою очередь любит ссылаться на семью и на общество. Но дело в том, что только в школе работают люди, получившие специальное педагогическое и психологическое образование, именно они в соответствии со своим профессиональным долгом должны были бы заниматься эффективным развитием личности учащихся. Однако школа готовила физиков и математиков, но не гуманных людей, которым жить друг с другом, растить детей, строить свое и их будущее. И до тех пор, пока школа не поймет этого и не сменит свои приоритеты, ситуация в обществе будет лишь ухудшаться

В настоящее время происходит массовая криминализация молодежной культуры, которая во многом смыкается с девиантной. Наблюдается массовая дегуманизация в межгрупповых и межличностных отношениях молодежи. Причины этого конечно лежат не внутри личности, а вовне ее - это социально-культурные условия, приводящие к деградации общества. Принципиально изменилась нравственная атмосфера, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, но и отсутствуют общественные силы, утверждающие привлекательные для молодежи нравственные нормы. Возник вакуум духовности, который заполняется сегодня агрессивным национализмом, экстремизмом, обращением к мистике, чисто утилитарной, прагматической идеологией.

Специалисты утверждают, что важнейшим для нравственной характеристики личности является типичный для нее способ отношения к другому человеку. Исходя из этого, выделяют несколько уровней развития личности.

2) Более высокий Первый уровень - эгоцентрический, определяемый преимущественно стремлением к собственной выгоде и манипулированию другими людьми в соответствии со своими эгоистичными целями. В соответствии с этим отношение к другим проявляется как сугубо потребительское. Счастье видится людям такого типа как личное материальное благо, при этом другие представляют для них интерес лишь в той степени, в какой способствуют его достижению.

уровень развития личности и межличностных отношений характеризуется как группоцентрический. Молодой человек при этом идентифицирует себя с определенной этнической или социальной группой и его отношение к другим людям определяется тем, входят они в эту группу или нет. Если другой также является членом этой группы, то он достоин проявления нравственных чувств - жалости, принятия, уважения, если же нет - то все эти чувства могут на него не распространяться.

3). Следующий уровень развития личности и соответственно уровень межличностных отношений характеризуется как гуманистический и именно его должна формировать в своих стенах современная школа. Для человека, который достиг этого уровня - другой человек имеет ценность сам по себе. Только с этого уровня можно вести речь о нравственности, поскольку здесь начинает действовать основное правило гуманистической этики - поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой.

Рядом специалистов выделяется 4). и еще один уровень - духовный или эсхатологический. Человек с таким уровнем развития личности смотрит на других людей не как на конечные и смертные существа, но как на существа, непосредственно связанные с мировым разумом, как на часть вселенной (если же это религиозное сознание - то здесь человек понимается как образ и подобие Бога на земле). При этом другая личность приобретает не только гуманистическую индивидуальную ценность, но ценность как часть общей системы, от благополучия которой зависит благополучие каждого отдельного человека.

Если считается, что дореволюционная культура России была ориентирована на формирование человека духовного, эсхатологического уровня, то советская система активно формировала группоцентрический тип личности. Высокие чувства следовало проявлять к братьям по классу и партии, все остальные были отнесены к врагам.

Этап перестройки вызвал к жизни значительное количество людей с эгоцентрическим уровнем развития личности

Приверженцы гуманизма во всех странах мира отмечают, что он должен определить свою нынешнюю позицию не только в отношении теоретической концепции, но и в отношении деятельности и социальной практики. Вопрос о гуманизме должен ставиться в увязке с конкретными социально-культурными и экономическими условиями жизни человека.

В Основном документе международного движения “За гуманизм” говорится, что “необходимо от предыстории переходить к истинной истории человечества, когда будет покончено с насильственным животным завладением одних людей другими. Между тем, нельзя считать основной ценностью не человека с его свершениями и свободой, а какую-нибудь другую ценность. Лозунг “Ничего выше человека, и ни один человек не может быть ниже другого” кратко выражает эту мысль. Если за основную ценность принять бога, государство, деньги или что-либо другое, человек отодвигается на второй план, и создаются условия, чтобы затем над ним установить контроль и жертвовать им… Гуманисты отвергают все формы насилия: физическое, экономическое, расовое, религиозное, сексуальное, идеологическое, которое замедляет развитие человеческого общества. Гуманисты выступают против всех открытых и скрытых форм дискриминации”.

Пафос гуманистического направления состоит в том, что оно устремлено в будущее человека, которое связывается с его собственными усилиями собственной активностью с разумом, а не сферой иррационального.

Считаю, что задачи, стоящие перед учителем – русоведом, литературоведом, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой потенциала ребёнка, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Главные проблемы, лежащие в основании этого проекта : 1) Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков. 2) Каким будет личный вклад ребёнка в создание счастливой семьи, что для этого необходимо?

В ходе работы было установлено:

Почему мы плохо знаем свои корни?

  • Не интересуемся.
  • Не сохранилось достаточно сведений.
  • Отсутствие семейных традиций.
  • Родители тоже плохо знают историю своей семьи.
  • Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные, многих уже нет в живых.
  • Во многих семьях после развода родителей связи с прежними родственниками утрачиваются.
  • Изучили историю своей семьи.
  • Разобрались в семейных предпочтениях и внесли коррективы.
  • Подумали над тем, что хорошего я могу сделать для своей семьи?
  • Решили соблюдать не только свои права, но и знать обязанности в своей семье.
  • Узнали у родителей, родственников сведения о семье.
  • Изучили семейные документы, реликвии, фотографии.
  • Зная, что может огорчить родителей, стараемся избежать конфликта.

Что получили? (Результат).

  • Сочинения.
  • Эссе.
  • Газеты.
  • Иллюстрации.
  • Презентации.
  • Познавательный интерес в приобретении знаний об истории семьи, предков.
  • Возможность участвовать в построении своей семьи через личный вклад.
  • Воспитательные задачи: патриотическое, нравственно-духовное воспитание.
  • Развивающее значение:
    • Выработать работоспособность.
    • Приобрести упорство.
    • Овладеть большим объёмом знаний.
    • Закончить специальное учебное заведение, к его выбору отнестись осознанно.
    • Иметь представление о своей будущей профессии.
    • Быть полезным обществу.
    • Отказаться от вредных привычек.

    А главное выводы:

    Построить счастливую семью можно!

    Для этого надо лишь немного постараться!

    *Уважай традиции своей семьи.

    *Будь заботлив и внимателен к близким.

    *Умей просить прощения и прощай других.

    *Постоянно работай над собой.

    *Стремись стать лучше!

    *Соизмеряй свои потребности с возможностями семейного бюджета.

    *Читай больше литературы: учись на чужих ошибках и реализуй в жизни добрые советы…

    …и тогда твой дом станет твоей крепостью!

    Чтобы создать свою крепкую семью, нужно работать над собой, воспитывать определённые качества и пытаться осуществить некоторые поставленные цели:

    И только потом создавать свою семью.

    Надеюсь, что описанная деятельность поможет тем, кто столкнулся с подобными проблемами не только в школе, но и в жизни.

    Читайте также: