Сообщение про новые города

Обновлено: 12.05.2024

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат – намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Эти моменты – забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с четырнадцатью проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие – уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей – непростая задача. Решить ее взялось правительство Китая, одобрив амбициозный проект населенного пункта под названием Great City.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка – жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания – вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City – это город без машин, то Масдар в ОАЭ – город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

Зеленый город в пустыне

Дубай – еще один город из Объединенных Арабских Эмиратов, который сможет полностью соответствовать требованиям к городу будущего. Специалисты компании

Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture также считают, что плотная застройка – одна из визитных карточек города будущего. Точнее, сверхплотная застройка.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан – это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи – еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

Авторы проекта считают, что будущее – за высокой плотностью заселения, ведь это позволит без труда добираться в любую точку пешком, на велосипеде или общественном транспорте.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть – в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для еще одного китайского города – Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн

Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Зеленый город

Город-дом

Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Плавающий город

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.

Аэротрополис

Трансполия

Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.

Поместная урбанизация

Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

Предложенный ряд концепций – далеко не полный список концепций и проектов городов и поселений будущего, а лишь обзор различных направлений современной градостроительной мысли, позволяющий составить общее представление о проблеме. Подробный разговор о самых интересных и актуальных проектах – впереди.

Практически все российские города имеют богатую историю и были основаны более 100 лет назад. Однако в нашей стране продолжают строиться новые поселения, предлагающие комфортные условия для жилья и работы. В этом материале вы узнаете про 5 новых городов России, построенных с нуля за последние 20 лет!

Магас, республика Ингушетия

При советской власти Ингушетия входила в состав Чечено-Ингушской АСС. Однако в 90-ых регион разделился, и Ингушетия лишилась административного центра. Поэтому власти региона решили построить новую столицу, для лучшего управления республикой.

Магас заложили в 1994 году, а спустя 6 лет ему присвоили звание столицы. Сегодня здесь живёт 12 тысяч человек, и население постоянно растёт. Город расположен в центре Ингушетии и носит роль административной столицы .

В Магасе много достопримечательностей: в центре города находится 100 метровая башня, с которой можно увидеть соседнюю республику – Северную Осетию. На территории установлены автобусные остановки с подогревом, кондиционерами и телевизорами. Также популярностью пользуется велотакси.

Иннополис, республика Татарстан

Этот город можно назвать самым распиаренным новым поселением в России. Хотя бы потому, что в нём живёт всего 400 человек. Однако Иннополис – нестандартный город. Правительство хочет иметь собственную Кремниевую долину и поэтому привлекает сюда IT-специалистов со всей России.

По задумке Иннополис должен стать наукоградом , в котором будет сосредоточено большое количество программистов, тестировщиков и других компьютерных мастеров. Это поможет развить IT-сферу и создать высокотехнологичное производство.

В городе уже работают садики, школы и даже университет. Дома в городе малоэтажные. Город рад туристам, хотя достопримечательностей здесь мало. С 2018 года здесь проводится тестирование беспилотного такси. Вызвать его и покататься может любой.

Новое Ступино, Московская область

С каждым годом в Москву переезжает всё больше человек, из-за чего её окраины обрастают многоэтажками и превращаются в спальные районы без инфраструктуры. Чтобы бороться с этим, власти Московской области строят города вдали от Москвы, в тихой незастроенной местности .

Один из таких проектов – Новое Ступино. Город находится в 75 км от столицы и рассчитан только на малоэтажное строительство. Здесь живёт около 10 тысяч человек, построены детские сады, школа, поликлиника, торговые и спортивные центры.

Самое главное, что в этом районе Подмосковья работает множество промышленных компаний, поэтому жители не останутся без работы и им не нужно тратить на дорогу в Москву по несколько часов в день.

Руян-город, Московская область

Этот проект можно назвать полноценным кочевым городом, которых давно не осталось в мире. Населенный пункт начал путь в 2010 году и строился в Томской области. Предполагалось, что в городе будут жить артисты, художники и бизнесмены. Здесь построили симпатичные деревянные домики, юрты и церковь.

На территории начали проводится бизнес-форумы, экскурсии и различные встречи. Но несмотря на сотни миллионов долларов инвестиций и построенные объекты, в городе так никто и не начал жить. В 2017 году проект переехал в Подмосковье, со всеми домами и юртами. Что будет с городом, непонятно.

Доброград, Владимирская область

Самым молодым населенным пунктом можно по праву считать Доброград. Этот экогород открыл двери для жителей в 2019 году. Здесь строятся только малоэтажные дома, в которых сможет проживать до 50 тысяч человек.

В Доброграде уже проводились мероприятия большого масштаба. Среди них фестиваль фигурного катания, первенство России по стрельбе, соревнования по велокроссу. В настоящее время здесь работают парк-отель, спортивный комплекс, медицинский центр, рестораны и кафе.

Это далеко не все города, построенные в России за последнее время! Если понравилась статья, не забудьте поставить палец вверх и подписаться на канал! А также читайте по теме: Новые города мира, построенные с нуля за последние 20 лет

Каким должен быть город будущего? В первую очередь он должен разрешать проблемы перенаселенности, загрязнения и застройки путем создания плотных вертикальных строений, которые связаны между собой на всех уровнях. Жители смогут свободно перемещаться из одного места в другое пешком. Перед вами четырнадцать концептуальных городов, некоторые из которых уже строятся. В их основе лежит свободное перемещение, которое иногда заходит так далеко, что автомобили становятся вовсе не нужны.

Город будущего

Китайский город без машин

Город будущего

Город будущего


Китай создает город без автомобилей с нуля, выстраивая городской центр вокруг жилого ядра, в котором умещается 80 000 человек. Great City (Большой город) должен появиться в сельской местности за пределами Чэнду. Он будет полностью пешеходным и зеленым. От центра до внешнего кольца парков на ногах можно добраться меньше чем за десять минут. Другие ближайшие городские центры будут доступны через общественный транспорт. Город будет использовать на 48 % меньше энергии и на 58 % меньше воды, что другие традиционные города такого же размера, и будет производить на 89 % меньше отходов.

Масдар: первый в мире город с нулевым выбросом углерода



Город Шан-Суи



Экология и Дубай



Зеленый Гетеборг будущего



Шведский Гетеборг может быть еще зеленее, как считает Kjellgren Kaminsky Architecture. Сверхплотная застройка сделает Гетеборг самодостаточным по части энергии и еды. На крышах разместятся ветряные мельницы для выращивания еды и солнечные батареи для выработки электричества. Плотная застройка снижает дорожный трафик, и река становится более значимым средством для транспортировки.

Множественность от John Warde Architects


Город пешеходов Сан-Хуан в Пуэрто-Рико


Переосмысление Афин



Победивший проект в рамках конкурса ReThink Athens от OKRA превращает сердце города в яркий, зеленый и доступный пешеходам, а не автомобилям, центр. Зеленые зоны обеспечивают тень и укрытие, смягчают жару, поощряя более активный отдых. Новые зеленые проспекты также обеспечивают проходимость ко всем прилегающим районам.

Плавучий город на Гаити



Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Трехмерный город



Что, если бы наши города были такими, словно наши архитекторы работали с трехмерной сеткой? Идея принадлежит конкурсу eVolo 2011 Skyscraper Competition и называется NeoTax. Строения, которые растут вверх и далее. Организованные в горизонтальную и вертикальную сетки улиц, здания основаны на модульной системе, где каждый модуль можно рассматривать как отдельное здание, соединенное с другим на уровне земли. Грубо говоря, все мы будем соседями и не будем корчевать зеленые насаждения ради строительства.

Азиатские пирамиды



Бельгийский архитектор Винсент Каллебо известен своим дизайном, который черпает вдохновение из природных форм, вроде плавающих городов в форме лотоса. В этот раз он представил вертикальный город Шэнчьжень в Китае, сделанный в виде кэрнов, или каменных пирамид.

Город, свободный от страха

Город будущего


Каково это — жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.



Country Garden’s Forest City — город в Малайзии для 700 000 человек, строящийся на четырех искусственных островах. Все его офисные башни, гостиницы, торговые центры и школы будут утопать в зелени.

Изменяющаяся архитектура


Реальным местом воплощения футуристических идей в России можно считать Иннополис, расположенный в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан.


У Иннополиса есть один безусловный плюс, из-за которого возможно воплощение любых идей — население на сегодняшний день не превышает 3 тыс. человек. В таких масштабах многие проблемы вообще не существуют. Например, транспорт. Беспилотные автомобили всем хороши, но они занимают столько же места, сколько обычные. Беспилотники не избавят город от пробок — более того, из-за доступности транспорта (уметь водить больше не нужно), машин станет еще больше.

Нельзя просто всё застроить парковками — это не выгодно с точки зрения экономики. Город будет процветать, если в нём есть большие площадки, на которых люди собираются вместе.

Согласно научным исследованиям, социальные отношения — как количественно, так и качественно — влияют на психическое и физическое здоровье, на уровень риска смертности. То есть качество социальных отношений оказывает краткосрочное и долгосрочное воздействие на здоровье. Взрослые, которые имеют больше социальных связей, более здоровы и живут дольше, чем их более изолированные сверстники. Городское пространство — это часть инфраструктуры социальных отношений, помогающей людям коммуницировать друг с другом.

Таким образом, потратившись на город, созданный для общения, можно разом улучшить показатели общественного здравоохранения. Технологии позволяют не изолировать людей друг от друга, а дать им больше возможностей для общения.

Великая транспортная проблема


Дубайское управление дорог и транспорта в начале 2017 года объявило, что уже в этом году начнется эксплуатация летающих беспилотников для индивидуальных перевозок. Прототип пассажирского транспорта нового типа может перевозить одного человека весом до 100 кг за 30 минут на расстояние 50 км, путешествуя со скоростью до 160 км/час. Пассажир просто выбирает место назначения с помощью сенсорного экрана, садится в капсулу и летит.


Даже экологически чистый транспорт не избавит город от трудностей. Чем больше становится эко-транспорта, тем острее проблема парковок. В Ханчжоу (Китай) велосипеды стали просто бросать по городу – это проблема популярной по модели каршеринга (через приложение снимается блокировка с велосипеда, а затем байк можно оставить в любой точке города). В результате весь город оказался завален тысячами бесхозных велосипедов. Избавиться от них тоже нельзя — население города ежегодно увеличивается на 200 000 человек. Снести старые дороги и построить новые невозможно из-за центра города, имеющего историческую ценность.

Власти Ханчжоу развивают метрополитен, а также увеличили количество муниципального электротранспорта, купив три тысячи автобусов и такси. Проблему это не решило, потому что людей на данный момент слишком много.

Если перенестись на другой конец света, в шведский город Мальме, который уже сейчас называют городом будущего, то можно увидеть пример синергии различных подходов к транспортной проблеме. 40% жителей используют для перемещения велосипеды, а весь общественный транспорт работает на биотопливе, которое собирают с кухонь жителей города. В Мальме велосипеды не бросают, а оставляют на специальных парковках. Десятки перекрестков оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах. Во многих поездах и паромах есть отсеки для перевозки велосипедов.

Реальный город будущего


Мальме — шведский Детройт, умирающий промышленный город, всё величие которого осталось в далеком прошлом. Но теперь Мальме, ранее считавшийся территорией с наивысшим в Швеции уровнем безработицы, превратился в процветающий эко-заповедник для креативного класса.

Отчаянные времена требуют отчаянных мер — город самостоятельно взялся за реструктуризацию и реновацию. Старые промышленные верфи снесли, вместо них из экологических материалов построили 600 домов, магазинов и офисных зданий, оснащенных солнечными батареями и ветряными турбинами. Новый городской квартал подключили к системе рециркулирования воды, в которой вода сначала используется для обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом.

В каждой кухне нового дома Мальме установили измельчители отходов. Полученный материал сортируют на несколько десятков категорий — он отправляется на переработку в биотопливо для машин и городского транспорта, используется для покрытия парковок и дорог.


Мальме — один из самых зеленых городов планеты, и вся эта зелень не просто сосредоточена в парках, но также находится в ботанических садах, открытых для горожан. Кроме того, на тех крышах, где не установлены солнечные батареи, разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды.

В самом продвинутом районе города (Холлбархетен) внутри своих квартир жильцы могут контролировать уровень потребления электроэнергии в зависимости от времени суток и своих потребностей. Температура в квартирах контролируется с помощью термостатов. Уровень освещенности в комнатах регулируется автоматически — параметры меняются в зависимости от предназначения комнаты, времени суток и времени года.


К 2030-му в городе планируют полностью перейти на альтернативные возобновляемые источники энергии. Мальме не входит в топы самых продвинутых городов мира, но если обратить внимание на практичность различных рейтингов, возникнет много вопросов.

Вопросы к Бангалору и ответ Сингапура


Консалтинговое агентство Jones Lang LaSalle составило рейтинг тридцати самых динамично развивающихся городов и агломераций мира, среди которых более половины расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кремниевая долина занимает в списке только третье место, а вот на первое вышел город Бангалор.

Этот город является пятым по величине в Индии. Бангалор считается научным центром всей страны — в нем сосредоточено гигантское количество различных IT-компаний. Бангалор — это огромный город айтишников, куда приезжают сотни тысяч программистов. Американские, канадские и азиатские компании открыли здесь свои офисы и колл-центры.


Но есть и исключение из правил. Сингапур был отмечен множеством наград, поддерживающих статус города будущего. Несколько лет назад запустили проект Smart Nation, готовящий Сингапур к будущему. Согласно плану, город станет полигоном для тестирования технологических решений всевозможных урбанистических проблем. Одна из основных задач — упростить жизнь горожан при высокой плотности населения.

Появились солнечные панели и вакуумные системы избавления от отходов. Несколько районов города оснастили датчиками, отслеживающими потребление электроэнергии и воды. Все данные с датчиков будут централизованно собираться и анализироваться для получения наиболее полной информации о городе.

Забота о людях проявляется не только в обычных вещах — власти также установили систему наблюдения за одинокими пожилыми гражданами, основанную на датчиках движения. Если пожилой человек долгое время не двигается, система автоматически подает сигнал тревоги родственникам и медработникам. Еще одно медицинское нововведение — телемедицина, при которой пациенты проходят лечение (чаще всего речь идет о восстановительном периоде) дома, под контролем врача (через системы телеприсутствия).


В штате Нью-Мехико хотят построить город CITE (Center for Innovation, Testing and Evaluation) на 35 тысяч человек, в котором никто не будет жить. Телекоммуникационная фирма Pegasus Global Holdings собирается вложить в его создание $1 млрд. Чтобы получить с проекта прибыль, Pegasus планирует сдавать в аренду здания и предоставлять услуги, которые помогут клиентам тестировать, разрабатывать и находить коммерческое использование экспериментальных технологий.

Проект CITE представляет собой полномасштабную моделью обычного американского города, которая будет использоваться в качестве чашки Петри для разработки новых технологий, определяющих будущее городской среды. Корпорации, университеты и федеральное правительство станут использовать объект для испытания новых технологий в сфере чистой энергии, безопасности и автономных транспортных средств в больших масштабах, но без неудобств или даже угроз для миллионов людей, которые живут в реальных городах.

На 33 квадратных милях будут проходить исследования в сфере транспорта, строительства, связи и безопасности. CITE будет включать специализированные зоны для разработки новых форм земледелия, энергетики и очистки воды. Беспилотный транспорт будет ездить по специальным дорогам и контролироваться сверху дронами.


CITE планируют построить к 2018 году, хотя с весны 2016-го официальный сайт подозрительно не обновляется, но будем надеяться на лучшее. В любом случае, CITE намного ближе к реальности, чем тысячи концептов футуристических городов.

Масдар, переживший кризис


На момент завершения строительства (оно продолжается с 2008 года) здесь будут проживать 40 тысяч человек, и ещё 50 тысяч ежедневно будут приезжать сюда на работу из близлежащего Абу-Даби, пользуясь системой быстрого общественного транспорта (впрочем, по городу можно ездить и на своей машине, но только если это электромобиль).

Строители Масдара стремятся минимизировать углеродные выбросы, снизив их вдвое по сравнению с другими городами. Дома строятся из экоматериалов, а расходы воды и энергии в них тщательно рассчитываются. Узкие (ширина 3 метра) и короткие улицы не позволяют солнцу нагревать асфальтовое покрытие на пешеходных дорожках, однако в городе есть и улицы с двухполосным движением для электромобилей и велотранспорта.

Первоначально планировалось полностью отказаться от личных автомобилей, однако развитие каршеринга и массовое производство экологичных электромобилей изменили планы архитекторов.


Тщательный подход замедляет темпы строительства — на данный момент готово 7% территории, но к 2020 году обещают отстроить 35-40%, а к 2030 году — завершить строительство.

Инфраструктура города включает множество мелких улучшений. Например, вместо привычных Wi-Fi-точек здесь используется Li-Fi — технология передачи данных через LED-светильники уличных фонарей, позволяющая не терять ширину канала с ростом количества абонентов.


Кроме того, в городе есть 45-метровая ветровая башня, фотоэлектрический комплекс на 22 гектарах, фабрика холодоснабжения со скважинами глубиной в 2,5 км, и многое другое.

Впрочем, Масдар — не самый амбициозный проект страны. В 2017 году эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, объявил о том, что в 2117 году планируется построить город на Марсе размером с Чикаго и населением до 600 000 человек.

Первые шаги в этом направлении будут сделаны через несколько лет — космическое агентство ОАЭ отправит аппарат “Hope” на Марс в 2021 году. Основная цель миссии — изучить атмосферу на низкой орбите на разных широтах. “Hope” также будет изучать, как происходит утечка марсианской атмосферы в космос.

Город-компьютер


В Португалии хотели построить умный город PlanIT Valley, практически все элементы которого (от светофоров до температуры воды в кране) управлялись бы при помощи единой операционной системы, собирающей 5 петабайт информации в сутки с более чем 100 миллионов подключенных датчиков.

На строительство нужно было 20 млрд евро, которые так и не нашли, однако концепция оказалась настолько привлекательной, что выжила и распространилась по другим городам — сейчас элементы PlanIT реализуются в разных частях мира. Не приходится сомневаться, что рано или поздно все элементы реализуют в одном месте.

Единый центр управления PlanIT Valley будет знать всё о температуре, уровне освещения, влажности, трафике, отоплении и водоснабжении во всём городе. Это позволит мгновенно реагировать на любые нештатные ситуации. Удастся оптимизировать расходование ресурсов и управлять городом в режиме реального времени.

PlanIT Valley похож на игровой симулятор, где вместо одного игрока — сотни квалифицированных специалистов, круглосуточно мониторящих состояние городской инфраструктуры. Управлять городом смогут и сами жители с помощью Place Apps — можно будет, к примеру, через мобильное приложение включить фонарь на своей улице.

Проблемы и другие проекты


В одном только Китае прямо сейчас возводят тысячи новых домов. На весь мир известен умный город Искандер в Малайзии. В Южной Корее строят город мечты Сонгдо. Даже Сколково может стать энергоэкономичным, инновационным городом. На этом фоне как-то не хочется думать, что в городах будущего останутся какие-то сложности.

Перенаселение — одна из основных проблем урбанистического мира. Когда вокруг останутся только 100-этажные небоскребы, деревьям придется потесниться, а людям — сократить свое жизненное пространство. Инкубаторы ультрасовременного дизайна не дают ответ на вопрос, где хранить миллионы электромобилей.


В 1979 году Шэньчжэнь был просто тихой рыбацкой деревушкой, в которой жили 30 000 человек. Сегодня население города составляет более 11 миллионов человек, что обусловлено притоком рабочих из сельской местности. Города манят людей. Возможно, что в будущем не останется даже стран — будут только города, тянущиеся на сотни и тысячи километров.
С другой стороны, пока мы только подошли к решению самых очевидных проблем. Никто не строит сразу город на миллион жителей. Если удастся решить все проблемы для тысячи человек, значит проект будет машстабироваться. А там и до будущего рукой подать.

Читайте также: