Сообщение на тему информационная культура педагога дополнительного образования

Обновлено: 29.06.2024

Информационная культура личности учителя является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а так же значимым показателем его профессионального развития. В современных условиях профессиональный рост педагога не возможен без развития информационной компетентности. В условиях модернизации образования и информатизации педагогической деятельности фактором профессионального развития педагога выступает его информационная культура.

Содержимое публикации

Информационно-коммуникационная компетентность педагогов как условие реализации требований ФГОС

Информационная культура личности учителя является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а так же значимым показателем его профессионального развития. В современных условиях профессиональный рост педагога не возможен без развития информационной компетентности. В условиях модернизации образования и информатизации педагогической деятельности фактором профессионального развития педагога выступает его информационная культура. Информационная среда стимулирует участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер поведения. Данные тенденции привели к росту требований к информационной компетентности личности. Педагогу все больше требуются знания, сформированные умения и навыки эффективного взаимодействия с быстро меняющейся информационной средой, умения использовать предоставляемые ею возможности.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области педагогической деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ- компетенции у преподавателя-предметника мы выделяем:
- I уровень (базовый) – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения. Это есть ИКТ- грамотность ;
- II уровень (технологический, предметно-ориентированный) – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета – ИКТ - умелость ;
- III уровень (психолого-педагогический, методический, творческий) – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач – ИКТ - компетентность .
Давайте расшифруем поэтапное овладение информационными технологиями.

Что же такое ИКТ – грамотность:

- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностей ИКТ;

- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office ;

- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

- овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;

- овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;

- овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.

- овладение педагогическими приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

- изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ – в педагогической деятельности;

- участие в формировании сетевых педагогических сообществ.

Как же вывести учителя на второй, а в идеале на третий уровень?
В последние годы широко развернута система обучения педагогов ИК-технологиям. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде. Однако не все учителя, освоившие ИКТ, могут эффективно использовать полученные знания и навыки в профессиональной педагогической деятельности, так как владение персональным компьютером на уровне пользователя не сопровождается разработкой педагогических основ организации обучения с использованием компьютерной техники и не означает умения эффективно использовать персональный компьютер в решении профессиональных задач. В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию 1 раз в три года). Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому коллективу, повысить имеющийся уровень информационно-коммуникационной компетентности коллектива, то обучение необходимо организовать в стенах родной школы .

Этапы обучения ИКТ- компетентности

Процесс обучения, на наш взгляд, может быть представлен несколькими этапами.
На первом этапе происходит повышение формирование и развитие базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИК-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Роль тьютора в процессе повышения ИК-компетентности значительна и многообразна. Позицию тьютора может занимать методист, руководитель методического объединения, завуч, выполняющий методическую функцию.

В нашей школе в эту группу входят, прежде всего, учителя информатики, и педагоги, владеющие технологиями на достаточном уровне. Предназначение тьютора в системе повышения информационно-коммуникационной компетентности определяется задачей подготовки педагогов, обладающих компетенцией технологического уровня.
На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом.
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
О присвоении учителем информационной компетентности второго уровня можно судить на основе анализа его практической деятельности, которой присущи, в этом случае, следующие особенности:
• внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;
• осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность в целом, что способствует развитию профессионально-педагогической компетентности учителя;
• использование готовых мультимедиа - программ в учебном процессе, образовательных ресурсов Интернет, в том числе ЦОР единой коллекции (ЕКЦОР), внедрение ИКТ и ресурсы сети Интернет в различные этапы традиционного урока;
• общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами;
• создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.
• применение новых технологических решений в учебном процессе: телеконференции, видеоконференции, цифровые, интерактивные доски и др.

Школьные проблемы и пути их решения

В своем учреждении мы столкнулись со следующей проблемой: педагоги испытывают затруднения при использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень владения информационно-компьютерной грамотностью. Не все педагоги знают технические возможности компьютера. У некоторых педагогов нет навыков работы с компьютером, они не ориентируются в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, не знают этические правила их применения и не владеют методикой приобщения детей к новым технологиям. А недостаточная компетентность педагогов в использовании компьютерных технологий, является почвой для неготовности к развитию информационно-компьютерной культуры у школьников.

Проанализировав уровень владения ИКТ технологиями в нашем образовательном учреждении мы получили следующие результаты - 64% педагогов имеют общепользовательскую ИКТ-компетентность, и только 36% педагогов общепедагогическую ИКТ-компетентность.

У нас в школе мы провели мониторинг, и вот что он показал. Базовыми навыками использования ИКТ владеют около 87% педагогических и административных работников образовательных организаций. Но, сегодня, необходимым условием является умение педагога организовывать образовательный процесс с использованием ИКТ, т. е. наличие у педагогов педагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности. Решение этой проблемы мы видим в создании такой модели повышения ИКТ-компетентности педагогов школы, которая включала бы в себя разнообразные средства по развитию ИКТ-компетентности (практические семинары, проблемные курсы, дистанционные и на базе школы, самообразование, работа проблемных групп, обмен опытом и пр.) и средства, требующие реализацию полученных знаний и навыков в практической деятельности (расширение школьного информационно-образовательного пространства, участие в конкурсах электронных образовательных ресурсов, дистанционное обучение детей, взаимодействие с родителями и учащимися посредством сетевой коммуникации, ведение личного сайта и электронного документооборота и пр.).

Это позволило бы в кратчайшие сроки повысить уровень ИКТ-компетентности педагогов, привести его в соответствие с требованиями стандарта педагога и придать процессу повышения квалификации непрерывный и массовый характер.

(Наша школа является базовой школой в районе. Материальная составляющая школы на уровне: 3 компьютерных класса, 1 из них мобильный, кабинет электронного обучения (ВКС), 16 кабинетов имеют в наличие мультимедийное, интерактивное оборудование; все компьютеры объединены в локальную сеть с выходом в Интернет. Встает резонный вопрос: Как на этом оборудовании работать? Простых курсов пользователя ПК уже не достаточно.)

Цель работы: Повышение уровня ИКТ - компетентности и профессионального развития учителя через внедрение в образовательный процесс информационных технологий

Проект рассчитан на три года

Продуктом деятельности региональной инновационной площадки станут разработанные методические рекомендации для педагогов и администрации ОУ по организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в условиях информатизации образования, повышения уровня ИКТ–компетентности педагогов школы путем формирования информационной культуры средствами компьютерных технологий;

Банк уроков с использованием ИКТ-технологий;

создание коллекции ЭОР в информационно-образовательном пространстве школы.

Считаем, что в результате инновационной деятельности произойдет:

повышение ИКТ-компетентности и профессиональной подготовки учителя, будет создана внитришкольная модель повышения ИКТ-компетентности педагогов

Переход педагогов на активное использование современных цифровых образовательных ресурсов.

Оснащение школы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Опыт работы показал, что использование ИКТ необходимы, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному педагогу модернизировать воспитательный процесс и обладают качественным преимуществом педагога перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Определение информационной культуры как обязательного условия эффективной деятельности в современном обществе. Оценка сложного системного образования, отражающего интеграцию знаний о человеке и культуре человечества. Обзор сфер индивидуальности педагога.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.03.2016
Размер файла 19,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Информационная культура педагога как понятие с недавних пор стала предметом особого внимания исследователей. И это вполне оправданно, поскольку проблема формирования информационной культуры человека касается в первую очередь преподавателя, его собственной культуры в этой области, так как педагог может рассматриваться как своеобразный источник, управляющий, наставник в деле становления информационный культуры поколений.

Современное общество отводит информации роль фактора социального развития не менее, а даже более важного, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Соответственно, качественно меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий. Информационная культура становится важным показателем культуры личности.

Основная нагрузка по формированию информационной культуры личности приходится на систему непрерывного образования, все ступени которой уже испытывают воздействие информатизации общества.

Информационная культура становится обязательным условием эффективной деятельности в современном обществе. Для профессионально-педагогического образования формирование информационной культуры является первоочередной задачей вследствие того, что для решения поставленных общественных проблем востребован педагог, владеющий целостной информационной культурой, обеспечивающей его эффективное функционирование в информационном обществе, а также решение им профессиональных задач, направленных на обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.

Информационная культура педагога

В рассмотрении сущности информационной культуры педагога ученые выделяют в качестве основных структурных элементов этого явления когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с профессией).

Основное внимание уделяется первым трем элементам - когнитивному, процессуальному и техническому. Имеются достаточно представительные перечни элементов знаний и умений, необходимых педагогу для овладения информационной культурой. Что касается психологического аспекта, то он исследован в меньшей степени. Поэтому в своем исследовании мы поставили перед собой задачу изучить именно этот аспект, чтобы дополнить сущностное представление об информационной культуре педагога. Наша позиция заключается в следующем.

Информационную культуру педагога необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о человеке и культуре человечества; информационная культура отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества. Информационная культура взаимосвязана с другими видами культур.

Современный педагог, обладающий информационной культурой, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение ученикам. В этом проявляется не только открытость как универсальная черта современного гражданина, члена общества, но и педагогическая функция, функция социализации, когда опыт информационного поведения передается другим поколениям вместе со знанием информационных технологий, отношением к ценностям в информационной среде и др. Данная направленность как характерная черта педагога отражает еще одну особенность информационной культуры педагога. Педагог не может не обращаться при изучении вместе с учащимися каких-либо явлений, событий, процессов и фактов и использовании при этом добытой в Интернете информации или информации, переработанной из литературных источников на основе информационных технологий, к таким вопросам, которые отражают его собственное информационное поведение: можно ли улучшить вариант презентации материала? кто из учащихся может предложить другой способ презентации? не встречал ли кто из учеников в Интернете еще какую-либо информацию, имеющую отношение к рассматриваемой теме? не хотел бы кто-то найти дополнительную информацию к следующему уроку? и т. д.

Таким образом, информационная культура педагога отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

- применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;

- организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;

- реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);

- установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;

- повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;

- создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.

От педагога требуются дополнительные способности. У педагога должна быть развита особая интуиция, чтобы определить наиболее удачный с точки зрения восприятия учениками вариант презентации найденного материала, особая чувствительность должна быть и по отношению к источникам - например, какой источник использовать самому, а какие иметь в виду, предлагая поиски учащимся? Эти и другие особенности показывают, что у педагога должны быть интегрированы разные способности - технические, информационные, педагогические, методические, психологические. При этом синтез данных способностей должен обеспечить успешность действий педагога с тем, чтобы успешными оказались действия учеников. Называя различные способности, которые необходимы педагогу, мы тем самым обращаем внимание на психологические особенности человека, отвечающие за его информационную культуру, на важность изучения данного аспекта, открывающего дополнительное направление в формировании и развитии информационной культуры педагога.

Представим наше видение сущности психологического компонента информационной культуры педагога с опорой на концепцию индивидуальности человека, разработанную профессором О. С. Гребенюком.

Обращение к данной концепции продиктовано тем, что она отражает интегрированную характеристику психических возможностей человека, благодаря которым он впитывает социальный опыт и формирует собственный уровень человеческой культуры. Индивидуальность человека характеризует развитие таких психических сфер, как мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Каждая сфера, в свою очередь, включает характеристику психических свойств и качеств, психических функций человека, отличающихся по уровню развития у всех людей. Индивидуальность как понятие находится в диалектическом единстве с понятием личности человека. Взаимосвязь этих понятий отражает механизм социализации человека: усвоение накопленного человечеством опыта невозможно вне психической деятельности. Поэтому развитие культуры требует развития индивидуальности человека. На наш взгляд, рассмотрение информационной культуры с точки зрения индивидуальности человека позволит сложить более дифференцированную характеристику этого вида культуры и указать внутренние факторы ее развития.

Информационная культура, должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств психики и личности человека, которые придают профессиональной деятельности педагога отличительные качественные характеристики (меняют индивидуальный стиль деятельности, развивают компетентность педагога, повышают его авторитет у учащихся и коллег и т. д.).

Опираясь на сущностное представление о культуре и эмпирические данные, полученные в более чем 200 мероприятиях типа научно-методических конференций, научно-практических школ, тренингов и др., осуществленных в рамках проектной деятельности, мы представляем информационную культуру педагога как характеристику индивидуальности и личности в единстве. педагог образование информационный культура

Характеристики сфер индивидуальности педагога отражают психологические составляющие его информационной культуры. Значение выделенных характеристик - в том, что они указывают на внутренние факторы становления информационной культуры, на критерии оценки информационной культуры, на возможности саморазвития (самосовершенствования) информационной культуры.

Обобщая наше видение информационной культуры педагога, отметим:

- сущность данного явления выражается не только в наличии у специалиста знаний и умений в области компьютеризации и информатизации, в его компьютерной грамотности и умении реализовывать ее в педагогической деятельности, но и в наличии специальных методических умений, позволяющих гибко, вариативно использовать знание информационных технологий и получаемую информацию для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, для формирования их информационной культуры в педагогическом процессе;

- как сложное явление информационная культура педагога может быть представлена следующими компонентами: информационно-содержательным, психологическим (личностным), деятельностным, которые включают как уже сложившиеся в науке и практике представления о знаниях и умениях, способностях и качествах специалиста в рамках информационной культуры, так и новые, специфичные для педагога.

Информационной культуры (ИК) педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

1) развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;

2) не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;

3) формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;

4) развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:

- выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;

- выявление психических состояний обучающихся.

Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;

5) реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры педагога, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если педагог будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры обучающихся.

Как показывает практика, педагоги редко отслеживают в процессе работы свои реакции, состояния, ощущения, хотя это также является следствием их взаимодействия с обучающимися. По мнению С.А. Циттель, педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе. В связи с этим принципиальное значение имеет развитие у студентов, преподавателей вузов и учителей информационно-педагогической рефлексии, воспитание потребности в ней.

Известно, что обучающиеся далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены педагогом и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Как видим, педагог должен обладать соответствующими умениями.

Таким образом, бучения педагогов рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий для составления учебных проектов, для проектирования собственной деятельности в процессе обучения. Вместе с этим актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов проектно-рефлексивной деятельности системы специальных задач и заданий. С одной стороны, задач, отражающих специфику учебного предмета (в том числе и такого предмета, который является не самоцелью, а дополнением к основным общеобразовательным дисциплинам, - это информационные технологии). И с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии.

Для развития информационной культуры педагога на основе проектно-рефлексивного подхода важным является положение о том, что воздействие на педагогическую практику должно иметь два вектора:

1) преобразование рефлексии педагога-практика (результатом такого преобразования должно стать появление умения педагога выделять способы действий, затрагивающие реальное изменение обучающихся, их способностей, механизмов сознания);

2) изменение самих способов действия педагога-практика через его рефлексию прошлого опыта, осознания ограничений прежних способов работы.

Безусловно, первое и второе направления изменений связаны друг с другом. Меняя рефлексию и осознание своего собственного действия, человек очень часто меняет характер построения действия. Но это, как правило, происходит в тех случаях, когда человек в рефлексии выделяет способ своего действия.

Итак, кратко проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога обладает, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области информационной деятельности, но и развитию способностей (рефлексировать, предвосхищать, обеспечивать понимание информации и др.), необходимых для эффективного использования информационных технологий в педагогической деятельности.

Культура и информация -это непосредственный результат и необходимая составляющая человеческой деятельности. Особую роль в структуре человеческой деятельности играет общение, которое является связующим звеном с другими деятельностными компонентами и чаще известно как

Таким образом, информационная культура педагога отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Информационная культура, должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств психики и личности человека, которые придают профессиональной деятельности педагога отличительные качественные характеристики (меняют индивидуальный стиль деятельности, развивают компетентность педагога, повышают его авторитет у учащихся и коллег.

1. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. - Калининград:Изд-во КГУ, 2004. - 248 с.

3. Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского. К идее мыследеятельностной антропологии. - М.: Пайдея, 1996. - 236

4. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.

Подобные документы

Основные подходы к определению понятия "информационная культура". Информационная культура личности педагога. Особенности циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве и формирование информационной культуры младших школьников.

курсовая работа [1007,8 K], добавлен 04.06.2011

Информационная культура на современном этапе: определение, подходы, аспекты. Компоненты информационной культуры личности. Отечественный опыт изучения и формирования информационной культуры. Зарубежные исследования информационных навыков молодежи.

дипломная работа [108,4 K], добавлен 10.12.2014

Сущность понятия "информационная компетентность будущего педагога" в отечественной педагогической мысли. Веб–квест как средство формирования информационной компетентности будущего педагога. Компетенции европейской и отечественной систем образования.

курсовая работа [34,9 K], добавлен 15.04.2015

Принципы формирования информационной культуры педагога. Принятие организационных решений для совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания преподавателей. Разработка методического обеспечения, создание необходимой материальной базы.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 24.04.2014

Система Российского образования на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность педагога. Стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основные методы профессионального взаимодействия педагога и учащихся.

Общество, в котором мы с вами живем часто называют информационным, подразумевая под этим новую историческую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Информационное общество – это общество, в котором: в изобилии циркулирует высокая по качеству информация; есть все необходимые средства для хранения, распределения и использования информации; информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме.

В настоящее время во всем мире произошло осознание роли информации в общественном развитии. Наряду с информационным обществом в широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационная среда, информационные ресурсы, информационная культура как различных групп, так и отдельной личности.

В современном понимании информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить потом через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д. Человек может активно работать и получать положительные результаты своей деятельности, если он будет обладать информационной культурой. Информационная культура личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Современные изменения в информационной культуре обусловили изменения и в профессиональной деятельности учителя, в том числе и учителя начальных классов. Сейчас информационная культура личности учителя является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а также является значимым показателем его профессионального развития.

Успех образования во многом зависит от педагогов, от уровня сформированности у них информационной культуры.

Под информационной культурой педагога надо понимать разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, детерминированная сферой профессионально-педагогической деятельности. Информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры учащегося, поддержание в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, их критической оценки и отбора. Информационная культура педагога может выступать и как условие эффективности педагогической деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик профессиональной компетентности.

Составляющие компоненты информационной культуры являются:

  • Знания об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении.
  • Умение использовать информационное моделирования при решении задач с помощью компьютера.
  • Умение с достаточной скоростью водить информацию с клавиатуры и работать с графическими программами.
  • Умение создавать и редактировать документы, в том числе и мультимедийные презентации.
  • Умение обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц.
  • Умение использовать базы данных для хранения и поиска информации.
  • Умение использовать информационные ресурсы компьютерной сети.
  • Этичное повеление при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и тд.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога. Информационно-коммуникационная культура требует, прежде всего, от учителя начальных классов и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе.

Система повышения квалификации работников образования выполняет важную миссию адаптации педагогов к постоянно меняющимся социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Однако имеющиеся возможности используются в образовательном процессе недостаточно. Одной из причин этого является непонимание педагогическими работниками возможностей широкого применения информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников. Данное обстоятельство обусловливает необходимость более глубокого исследования указанной проблемы с учетом существующего противоречия между растущей потребностью педагогов в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания организационных форм непрерывного и своевременного повышения их квалификации по данной проблеме.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог начальных классов должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Педагог начальных классов должен формировать потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Педагогу необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.

Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства педагогов начальных классов.

Уровень сформированности информационной культуры педагога начальных классов мы рассматриваем по следующим показателям:

1.знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;

2.практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;

3.наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;

4.активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.

Повышение уровня информационной культуры педагога начальных класоов:

  • Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике
  • Участвовать в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах
  • Использовать при подготовке к урокам, во внеурочной деятельности, проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров
  • Обеспечить использование коллекций ЦОР и ресурсов Интернет
  • Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ
  • Разрабатывать собственные проекты

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видео- поддержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. И в заключении хочется отметить, что педагог начальных классов, освоивший информационно - коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.

Список используемой литературы

1.Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. – С.10-11

2.Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей. - М., 1994.- С. 6-11

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная культура – понятие, которое часто встречается в специализированной педагогической литературе. Чаще всего оно используется в отношении обучающихся. Для них информационная культура или медиакультура предполагает основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Без этих знаний и умений принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, она является залогом информационной безопасности.

Формирование информационной культуры педагога в процессе профессиональной деятельности

Информационная культура – понятие, которое часто встречается в специализированной педагогической литературе. Чаще всего оно используется в отношении обучающихся. Для них информационная культура или медиакультура предполагает основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Без этих знаний и умений принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, она является залогом информационной безопасности.

Информационная культура педагога чаще рассматривается как готовность и умение использовать ИКТ на занятиях. Тем не менее, данное понятие следует рассматривать гораздо шире. С одной стороны, учитывая, что основная функция учителя — обучение и воспитание, важным в условиях постоянного наращивания объемов информации является умение отбирать, структурировать и адаптировать информацию. Кроме того, специфика педагогической деятельности предполагает выступления на педсоветах, обобщение опыта, написание статей и т.п., что также требует определенной подготовки с точки зрения умения работать с информацией, преобразовывать ее и презентовать.

отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;

конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;

способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития информатизации и информационных технологий.

Некоторые специалисты считают, что информационная культура отлично характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура, искусство, быт или труд.

совокупность знаний, которыми обладает человек, умение их использовать на практике для решения определенных задач;

качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;

определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию.

Доктор психологических наук Л.А. Кандыбович выделяет информационную культуру организации, которая определяет качество информационного обмена в ней и включает в себя ряд компонентов: информационные компетенции, высокая чувствительность к объекту своей деятельности, культуру коммуникации.

Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:

применение компьютерных технологий.

Современная информационная культура соединяет в себе все свои предшествующие формы. Она выступает в качестве предмета, результата и средства социальной активности, хорошо отражает характер и уровень человеческой практической деятельности. Признаками того, что человек овладел информационной культурой, является следующее:

умение адекватно выражать свою потребность в определенной информации;

способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;

эффективно осуществлять поиск необходимых данных;

способность адекватно оценивать информацию;

умение правильно отбирать необходимые данные;

способность к компьютерной грамотности и информационному общению.

Информационная культура не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы с компьютером или иными техническими средствами. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых знаний.

Информационная культура педагога

Значительный рост объема информационных ресурсов, увеличение потока учебной литературы, появление аудио-, видео-, электронных носителей, обновление содержания и методов образования путем гуманитаризации обучения и интеграции знаний предусматривает наличие у педагогов специальных, дополнительных знаний и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и переработки информации, использования рациональных приемов работы с текстом, а также владения методами передачи названных знаний и умений учащимся.

Сегодня эффективно действующим оказывается учитель, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики, обладающий высоким уровнем информационной культуры.

Информационное поведение педагога определяет желание удовлетворять определенные информационные потребности, которые отображают необходимость получать информацию, соответствующую характеру выполняемых действий или работы.

Информационные потребности педагога

1. Педагог не только пользователь, но и генератор информации, его деятельность позволяет не только передать определенный объем знаний, но и организовать когнитивную деятельность учащихся в информационной среде.

2. Постоянное увеличение объема информации требует от педагога умения аккумулировать необходимые знания в области смежных дисциплин с целью преподавания интегрированных курсов и создания новых образовательных программ.

3. Поиск, создание и использование комплексной информации, которая дополняет официальные учебные издания.

4. Овладение инновационным опытом коллег, реализация основных положений педагогики сотрудничества с учениками требуют активного взаимодействия с информационной средой школьного образования.

5. Повышение значимости профессиональной коммуникации учителя, включая непосредственное и телекоммуникационное межличностное общение.

Несмотря на то, что образовательный стандарт рассматривает в качестве одного из критериев качества образования информационную культуру, тем не менее, государственной концепции формирования ее, в том числе и в отношении педагога, пока не существует. В целом исследования в данной области позволяют рассматривать информационную культуру как элемент общей культуры человечества, основой которого являются знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Информационная культура педагога, как систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей, является многоуровневой, развивающейся во времени системой. Модель информационной культуры педагога предполагает полифункциональность ее структуры и включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

- когнитивно-операциональный (общие представления о современном базовом знании в области информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области педагога);

- инструментально-деятельностный (компетентность в области методологии, организации разнообразных видов информационной деятельности);

- мировоззренческий (выработка у педагога собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком, а также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников).

Сегодня процесс формирования информационной культуры педагога является предметом исследования педагогов, психологов, дидактов, методистов, которые отмечают не только актуальность данной проблемы, но и пытаются найти пути ее решения. Это возможно либо в период обучения будущего педагога, либо уже в процессе его трудовой деятельности. Первый вариант является более предпочтительным, но как уже отмечалось, здесь важно соблюдать принципы систематичности и непрерывности. Поэтому даже педагоги со стажем работают над совершенствованием информационной культуры. В рамках образовательного учреждения это возможно посредством участия в педагогических советах, заседаниях методических объединений, а также собственной профессиональной деятельности: подготовка к занятиям, внеурочным мероприятиям; олимпиады; проектная и исследовательская работа и др.

Вне рамок учебного заведения совершенствование информационной культуры педагога возможно через курсы повышения квалификации. Реализация задачи по формированию информационной компетентности в данном случае позволит создать условия для формирования и развития способностей на разных уровнях соединять необходимые базовые профессионально значимые информационные элементы (знания, умения, навыки) в единое целое для достижения высокого уровня профессионализма действий в зависимости от цели, контекста, ситуации, функции и т.д.

Практикой становится внедрение в курсы спецкурсов по основам информационной культуры. Темы, рассмотренные в рамках курса, могут быть следующими:

- Информационные ресурсы и информационная культура общества;

- Основные типы информационно-поисковых задач и пути их решения;

- Методы аналитико-синтетической переработки информации;

- Новые информационные технологии в образовании;

- Технология подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя;

- Технология информационного поиска;

- Рациональные приемы интеллектуальной работы с текстами;

- Принципы и приемы построения научных текстов и др.

Совершенствование информационной культуры учителя в процессе повышения его квалификации происходит при условии осознания педагогами ценностей информационного общества в целом и индивидуальных информационных потребностей во взаимодействии таких ее составляющих, как информационные потребности — информационная среда — информационное поведение.

В эпоху информационного общества перед образованием поставлена задача создания единого информационного образовательного пространства. По такому же принципу в рамках страны могла бы быть спроектирована и единая педагогическая информационная среда, которая позволила бы сделать получение педагогической информации максимально доступным и открытым. В настоящее время эта проблема решается педагогами посредством создания групп в социальных сетях, собственных сайтов, блогов. Создание единой педагогической информационной среды позволит:

- организовать площадку для общения и дискуссии;

- поделиться своим жизненным и профессиональным опытом;

- поддержать друг друга;

- быстро обменяться информацией;

- найти друзей или партнеров и т.д.

Ускоренный рост информации породил целый ряд проблем для системы образования. Одна из них касается отбора, структурирования и презентации учебного знания, ответственность за решение которой чаще всего ложится на плечи педагога. В зависимости от того насколько педагог владеет технологией информационного поиска, методами аналитико-синтетической переработки информации, рациональными приемами работы с большими объемами информации зависит эффективность усвоения материала обучающимися. Не имея представления об информационной культуре, педагог не сможет сформировать ее у своих учеников.

Совершенствование информационной культуры педагога осуществляется в процессе его профессиональной деятельности: непосредственно обучение и воспитание, участие в педсоветах и методических объединениях. Кроме того, важную роль в формировании профессиональной компетентности учителя в этой сфере играет курсовая подготовка.

Источники:

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998

Читайте также: