Мирадж праздник ислама сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Сразу два величайших чуда произошли с ним в одну ночь, когда он за один миг переселился из Мекки в Кудс (Иерусалим), после чего вознёсся на небеса. В 2022 г. годовщина этой даты по мусульманскому календарю приходится на 27 февраля (после захода солнца).

Исра – ночное переселение

Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба. из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса. (17:1)

Считается, что это произошло с 26-го на 27-е число месяца Раджаб, но такого мнения придерживаются отнюдь не все богословы. В частности, известный толкователь Священного Корана Абдуррахман ас-Саади утверждал, что ночное вознесение произошло за 17 месяцев до совершения Хиджры. Исходя из этого мнения, Мирадж приходится либо на месяц Рамазан, либо на Шавваль. Тем не менее, большинство учёных сходятся именно на Раджабе.

Учитывая тот факт, что Мекку и Иерусалим разделяет более 2,5 тысячи километров, в ту ночь произошло чудо, так как ночной перенос произошёл за мгновение. Это событие стало настоящим испытанием для мусульман, некоторые из которых отреклись от религии, не поверив словам Пророка Мухаммада (с.г.в.). Те же, кто не усомнились в рассказе Божьего посланника (с.г.в.) укрепили свою веру. Первым, кто поверил Пророку (с.г.в.) был его ближайший сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), убедивший в правдивости слов Мухаммада (с.г.в.) многих других мусульман.

Согласно единогласному мнению богословов, ночной перенос Пророка (с.г.в.) был осуществлён не только душой, как считают некоторые, но и телом. Кроме того, это происходило не во сне, а наяву.

Мирадж – ночное вознесение

После чудесного переселения произошло вознесение Пророка Мухаммада (с.г.в.) из мечети аль-Акса на небеса. Во время аль-Мираджа он прошёл 7 небес, на каждом из которых встречался с одним или несколькими пророками.

На втором небе находились два пророка – Яхья (Иоанн), сын пророка Закарии (Захарии) и Иса (Иисус), сын Марьям (Марии, мир им всем). Их совместное нахождение, скорее всего, объясняется тем, что они жили в одну эпоху и приходились друг другу двоюродными братьями. Однако пророческая миссия Яхьи (а.с.) наступила раньше, чем у Исы (а.с.), и он начал проповедовать единобожие среди своих соплеменников.

Достигнув третьего неба, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел пророка Йусуфа (Иосифа, а.с.), обладающего благороднейшим происхождением, ведь он не только был пророком сам, но и был сыном пророка Якуба (Иакова), внуком пророка Исхака (Исаака) и правнуком пророка Ибрахима (Авраама, мир им всем).

На четвёртом небе Мухаммада (с.г.в.) встретил пророк Идрис (а.с.) – второй пророк среди упоминаемых в Благородном Коране, после Адама (а.с.).

На пятом уровне небесного свода был Харун (Аарон) – брат пророка Мусы (Моисея) и предок Исы (мир им всем). Харун (а.с.) помогал своему брату в призыве еврейского народа к единобожию и поклонению Всевышнему. Во время отсутствия Мусы (а.с.) именно он возглавлял иудейскую общину.

На самом высшем уровне находился пророк Ибрахим (Авраам, а.с.). Все пророки, жившие после него, являются его потомками. Однако Милость миров Мухаммад (с.г.в.) – потомок его старшего сына Исмаила (а.с.), а все остальные ведут родословную от младшего сына – Исхака (а.с.).

Кроме того, в день Исра валь-Мирадж Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел множество других знамений и чудес, среди которых мучения Ада, которые постигнут ростовщиков, сплетников и других грешников, а также блаженство Рая, которым будут наслаждаться правоверные.

Значимость аль-Мирадж

1. Дарование пятикратного намаза – именно с этой даты для верующих стало обязанностью (фард) выполнять пять обязательных молитв.

3. Чудеса и знамения – как описано выше, во время переселения и вознесения Печать всех пророков (с.г.в.) лицезрел множество знамений и чудес, что лишний рад подтверждает истинность его великой миссии.

4. Встреча Мухаммада (с.г.в.) с другими пророками – этот факт свидетельствует о том, что все они призывали к поклонению Единому Аллаху.

Как провести ночь Мирадж

Относительно необходимости совершения каких бы то ни было особых, дополнительных видов поклонения мусульманами в эту ночь существуют разногласия. Одни богословы считают, что следует выполнять определённые нафль-намазы, а на следующий день соблюдать пост. Другие же выступают против этого. Рассмотрим основные доводы обеих сторон.

  • выполнению молитв нафль (например, тахаджуд). В хадисе, приводимом тем же аль-Байхаки, уточняется, что желательно совершить 6 намазов по 2 ракаата;
  • чтению Священного Корана;
  • произношению мольб (дуа) и адресованных Пророку (с.г.в.) слов приветствия (салаватов);
  • выполнению зикра и тасбиха (поминания Аллаха);
  • прошению о прощении грехов и наставлении на истинный путь;
  • помощи нуждающимся и иным добрым делам;
  • наставлению других, например, своих детей.

Противники особого выделения ночи Исра валь-Мирадж в мусульманском календаре приводят собственные доводы. Во-первых, они утверждают, что хадисы, на которые опираются сторонники, имеют слабый иснад (достоверность), и поэтому их нельзя использовать как аргумент. Во-вторых, ни в Коране, ни в Пречистой сунне не сказано о необходимости совершения специальных намазов именно в эту ночь. Следовательно, выполняя их, человек рискует впасть в бидгат (нововведение). Если бы в эту ночь действительно нужно было бы совершать дополнительную религиозную практику, то об этом говорилось бы в достоверных источниках, как это имеет место с Ночью предопределения (Ляйлятуль-Кадр).

Тем не менее, это вовсе не означает, что в ночь Миградж категорически запрещены нафль-намазы или чтение аятов Священного Корана. Здесь речь идёт лишь о выделении этой ночи и придании ей особого статуса с точки зрения поклонения.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ежегодно мусульмане всего мира отмечают аль-Исра ва-ль-Мирадж.

Ежегодно 27 числа месяца раджаб мусульмане всего мира отмечают праздник аль-Исра ва-ль-Мирадж, посвящённый чудесному ночному путешествию Пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесению.

Согласно преданию, однажды ночью в 621 году в своём доме севернее Каабы Мухаммад с тяжёлым сердцем размышлял о прежних пророках, которым не хотели внять соотечественники. Незадолго до этого умер дядя Мухаммада Абу-Талиб, который в течение многих лет защищал своего племянника от нападок мекканцев. Теперь у него не было защитника. А через 3 дня после этого умерла жена Пророка Хадиджа, остававшаяся верной спутницей Мухаммада все 15 лет их совместной жизни. Мухаммад лежал, погружённый в мысли о невосполнимой утрате, а его сердце сжималось от чувства безмерного одиночества.

И вдруг в комнату вошёл ангел Джибрил в расшитых золотом одеждах. Мухаммед сразу узнал его. На этот раз Джибрил не принёс новых откровений. Он вывел Мухаммада во двор, где их ожидал небесный конь Бурак. Бурак, что означает "блистающий", был белоснежного цвета, у него было человеческое лицо, павлиний хвост и белые крылья. "Следуй за мной, и твои глаза узрят великое", - молвил Джибрил. В мгновение Бурак перенёс Мухаммада в Иерусалим на гору Мориа.

Здесь его встретили древние пророки Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус), и Мухаммад руководил их совместной молитвой. Там же ангелы рассекли Мухаммаду грудь и омыли его сердце. Затем Мухаммаду поднесли чашу с водой, чашу с молоком и чашу с вином. Мухаммад выбрал молоко. И тогда Джибрил воскликнул: "Поистине ты на правом пути - ты и твой народ! Вино запрещено для вас".

Затем появился столб света, в котором Мухаммад обнаружил лестницу. Вместе с Джибрилом он поднялся к серебряным воротам Первых небес. Здесь Мухаммада встретил Адам в окружении пророков. На Первых небесах Мухаммад увидел много чудес, в том числе петуха, гребешок которого достигал Вторых небес. А ведь, согласно преданию, каждый знает, что расстояние между отдельными небесами составляет 500 лет пути. Другие легенды рассказывают, что на Первых небесах Мухаммада встретил Исмаил, от которого ведут свою родословную арабы. Вместе с ангельским воинством Исмаил защищает нижние небеса от дерзких джиннов.

Совершив молитву, Мухаммад отправился на Вторые небеса, сделанные из сверкающей стали. Здесь его приветствовал Ной. На Третьих небесах, сделанных из драгоценных камней, Мухаммад встретил посланного Аллахом ангела, расстояние между глазами которого составляло 70 тысяч дней пути. На Четвёртых небесах Пророк увидел ангела, рост которого был равен 500 дням пути. На Пятых - золотых - небесах Мухаммада приветствовал благочестивый Аарон, брат Моисея. Здесь же он встретил Ангела Возмездия, лицо которого было из красной меди. В руке у ангела было огненное копьё, а глаза его метали молнии. Он восседал на троне в огненном венце, а у его ног лежали раскалённые докрасна цепи.

На Шестых небесах Мухаммад видел ангела с телом из огня и льда. Здесь же жил и Моисей. Согласно преданию, когда он встретил Мухаммада, лицо его было печальным, ибо он знал, что Пророк введёт в рай больше людей, чем это удалось ему самому. На Седьмых небесах Мухаммада приветствовал Авраам. Здесь же он увидел ангела с 70 тысячами голов. У каждой головы было 70 тысяч ртов, а в каждом из них по 70 тысяч языков. Каждый из этих языков говорил на 70 наречиях. И на всех этих языках ангел воспевал хвалу Аллаху. Рядом с ангелом находилось дерево, венчающее мир, - Сидр крайнего предела. Его ветви были длиннее, чем расстояние между небом и землёй, а каждый лист - величиною с ухо слона. Под этим деревом сидят ангелы, следящие за тем, чтобы в пустыне всегда было одинаковое количество песчинок. В центре Седьмых небес находится святыня, являющаяся точной копией Каабы. Расположена эта святыня точно над Каабой в Мекке. Ежедневно её посещают 70 тысяч ангелов. Согласно древнему обычаю, Мухаммад 7 раз обошёл небесную святыню.

По распоряжению Аллаха, Мухаммад смог увидеть, какие муки ожидают грешников. Никогда не улыбающийся повелитель ада Маалик приоткрыл одну из отдушин преисподней, откуда вырвался столб пламени, и показал ряд пыток, уготованных грешникам.

Аллах обязал Мухаммада и всех верующих совершать 50 ежедневных молений, и пророк беспрекословно принял божественное повеление. Однако Муса, узнав, какое непомерное бремя собирается Мухаммад взвалить на правоверных, убедил его вернуться к Аллаху с просьбой о снисхождении. 9 раз ходил Мухаммад к Аллаху, пока число ежедневных молитв не было сокращено до 5. Муса, помнивший, как трудно ему было привести Израиль к единобожию, считал, что и 5 молитв в день паства не выдержит. Тем не менее, Мухаммад постыдился в 10-ый раз тревожить Аллаха. С заповедью молиться 5 раз в сутки Мухаммад и вернулся на землю к Иерусалимскому храму, откуда Бурак мгновенно перенёс его в Мекку.

Так закончилось ночное путешествие Мухаммада. Как же долго оно продолжалось? Согласно преданию, при появлении Джибрила Мухаммад, вставая с ложа, в спешке опрокинул кувшин с водой. Вернувшись из своего путешествия, Мухаммад заметил, что кувшин ещё не успел упасть на пол, и подхватил его.

Предметом богословских споров были 2 вопроса, связанных с ночным путешествием Мухаммада. Во-первых, было ли Мухаммаду позволено увидеть лицо Аллаха? Большинство мусульманских богословов считают, что Пророк Аллаха не видел. Во-вторых, было ли это путешествие видением или реальным событием и возносилось ли на небеса тело Мухаммада или же только его дух? На этот вопрос подавляющее большинство богословов отвечают, что путешествие было реальным, то есть в нём участвовали и дух, и тело Пророка. Суфии же, приверженцы исламского мистического учения, усматривают в этой легенде рассказ о путешествии души, её единении с Богом и её очищении. А шииты считают предание о ночном путешествии Пророка примером прямого контакта имама с божеством.

Место в Иерусалиме, куда был перенесён Мухаммад, издавна считалось священным. У горы Мориа царь Соломон построил храм, разрушенный Титом в ходе Иудейской войны во второй половине 1 века. В 6 веке на этом месте была построена церковь "Введения Богородицы во храм". По мере распространения ислама Иерусалим превратился в третий по значению (после Мекки и Медины) религиозный центр исламского мира. В 638 году арабские войска под предводительством халифа Омара захватили Иерусалим и превратили церковь "Введения" в мечеть. Впоследствии эта мечеть стала называться "аль-масджид аль-Акса", то есть крайняя или отдалённая мечеть. Постепенно её стали отождествлять с мечетью, упомянутой в 17-ой суре Корана:

"Хвала Тому,
Кто Своего служителя (велением всевышним)
Переместил в единоночье
Из Аль Харам Мечети (Мекки)
В Мечеть Аль-Акса (Иерусалима),
Окрестности которой Мы благословили,
Чтобы явить ему из Наших откровений".

Таким образом, мечеть Аль-Акса стала величайшей исламской святыней. О её религиозном значении персидский писатель 11 века Насир Хосров писал: "Это место - третий дом Божий. Учёные богословы признают, что каждый намаз, сотворённый в Иерусалиме, равняется 25 тысячам намазов".

Священной для мусульман является и скала неподалёку от мечети Аль-Акса. Считается, что здесь было обнаружено кольцо, к которому был привязан Бурак, пока Мухаммад поднимался на небеса. В конце 7 века омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Мерван построил на этой скале восьмигранное здание мечети с большим куполом. Эта мечеть получила название Куббат-ас-Сахра, то есть "купол скалы".

В 1099 году Иерусалим захватили крестоносцы, создавшие христианское Иерусалимское королевство. Поражённые величием мечети Куббат-ас-Сахра, крестоносцы сначала приняли её за подлинный храм Соломона и назвали Храмом Господним (на латыни - Templum Domini). Отсюда и название основанного в 1119 году ордена рыцарей-монахов - тамплиеров, обитель которых первоначально находилась возле храма.

В 1917 году Палестина оказалась под протекторатом Великобритании. Знаменитая мечеть находилась в плачевном состоянии. Срочно необходимо было уложить 26 тысяч новых изразцовых плиток, чтобы спасти рассыпавшуюся основу орнаментальных украшений. Реставрационные работы возглавил член королевского Института британских архитекторов Эрнст Ричмонд. В конце 50-х - в начале 60-х годов некоторые арабские страны - Иордания, Египет, Саудовская Аравия - выделили значительные средства на реставрацию мечети Куббат-ас-Сахра, на восстановление уникальных витражей, мозаики и росписей. Сегодня золочёный купол мечети является главным украшением Восточного Иерусалима, напоминая мусульманам всего мира о празднике аль-Исра ва-ль-Мирадж.

Легенды о ночном путешествии Мухаммада переводились на многие европейские языки. Предполагается, что Данте использовал их при написании своей "Божественной комедии". А некоторые современные мусульманские апологеты объявляют легенду о вознесении Пророка мусульманским "предсказанием" возможности космических полётов.

Сегодня мусульмане встречают ночь Мирадж: все, что вы должны о ней знать

13 апреля (27 Раджаба) с заходом солнца наступает одна из особенных ночей для мусульман - Лейлят аль-Исра валь-Ми'радж – ночь путешествия и вознесения Пророка Мухаммада (мир ему) на небеса . Вера в то, что пророк перенесся из мечети аль-Харам в Благородной Мекке в мечеть аль-Акса в Иерусалиме, а оттуда вознесся на небо, является неотъемлемой частью вероубеждения мусульман. Ислам призывает нас с искренним сердцем верить в чудеса, сотворенные Аллахом. И для мусульман, поистине, нет сомнения в действительности этого чуда, дарованного нашему пророку, его умме, каждому из нас. Мирадж – доказательство, что Аллах способен на каждую вещь, хотя в доказательстве этого мы не нуждаемся.

Аллах Всевышний одарил нас особенными днями и ночами, временами, которые подобно драгоценному камню лежат на пути нашей жизни. И пройти мимо них, не заметив подарок Аллаха, было бы самым большим упущением для верующего.

Относительно времени, когда произошло это великое событие существует несколько мнений. По одной из них, Мирадж произошел за восемнадцать месяцев до переселения в Медину в месяц Раджаб. Ниспосланием такого чуда пророку Всевышний высоко его почтил, укрепил его сердце. Аллах послал это счастье пророку в качестве утешения после того, как пророк пережил многие трудности и печали, в том числе потерю любимой жены Хадиджы.

В эту благословенную ночь Пророк (мир ему) спал у Каабы, когда его разбудил голос Джабраиля. Джабраил с пророком (мир ему) пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил без боли и крови рассек ему грудь, вытащил сердце и трижды промыл его, после чего наполнил его мудростью и верой и поставил на нём печать пророчества.Рядом с ними появилось животное по имени Бурак. Пророк (мир ему ) сел на Бурака и они понеслись на север. Когда они остановились, ангел Джабраил повелел Мухаммаду (мир ему) совершить намаз, а после сообщил, что это земли Медины, куда он совершит хиджру (переселение). Следующую остановку они сделали у горы Тур (Синай), на которой находился пророк Муса (мир ему), когда с ним говорил Всевышний. Здесь Посланник Аллаха (мир ему) помолился и перенесся в Бейт Лахм (Вифлеем). На этой земле Пророк (мир ему) снова прочитал молитву Аллаху.

Затем он перенесся в Иерусалим, к Храмовой горе. В Отдаленной мечети (Байт-уль-Мукаддас) Посланник Аллаха встретился со всеми пророками, в числе которых были Ибрахим (мир ему), Муса (мир ему) и Иса (мир ему), и совершил с ними джамаат-намаз (коллективную молитву в качестве имама). Выйдя из храма, он увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница, и мгновенно поднялся по ней к небесам (аль-Мирадж).

Посланник Мухаммад (мир ему) отправился к Всевышнему Аллаху, пролетел семь тысяч завес и предстал перед Всевышним Аллахом. И разговаривал он с Ним без посредников, не используя органы слуха и речи, вне времени и места.

Вознесение Пророка (ﷺ) на небеса: как это было

Сегодня мусульмане встречают ночь Мирадж: все, что вы должны о ней знать

Что увидел в Аду Пророк Мухаммад (ﷺ) в ночь Мирадж?

Сегодня мусульмане встречают ночь Мирадж: все, что вы должны о ней знать

Как состоялась встреча Пророка Мухаммада (ﷺ) с Аллахом?

Сегодня мусульмане встречают ночь Мирадж: все, что вы должны о ней знать

Тайны откровения ночи Мирадж

Сегодня мусульмане встречают ночь Мирадж: все, что вы должны о ней знать

Что было дано в Ночь вознесения?

Свою значимость это событие несет до наших дней. Именно эта ночь стала точкой отсчета, когда пятикратный намаз был внемлен в обязанность мусульманам в качестве столпа ислама. И сегодня мусульмане совершают 5 обязательных намазов в день именно потому, что Аллах сделал их обязательными в ту ночь и сказал об этом своему посланнику (мир ему).

Какое поклонение совершать в ночь Мирадж?

Мирадж также является важным примером привязанности раба к мечети и поклонению. В ночь Мирадж Аллах Всевышний открывает двери Своей милости и ждет, когда к Нему обратятся, чтобы одарить каждого своими наградами. Время Мираджа считается одним из благоденственных ночей, где принимаются и исполняются мольбы и просьбы рабов Всевышнего. Какое поклонение следует совершать в ночь Мирадж?

По преданию от Анас бин Малика (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В месяц Раджаб есть (особенная) ночь, и это двадцать седьмая ночь месяца. В совершающий поклонение и послушание в эту ночь будет вознагражден савабом, который мог бы получить за сто лет поклонения. И тот кто прочтет двенадцать рака’атов намаза, прочитывая одну суру после Фатихи на каждом из них, давая салям после каждого второго рака’ата и сто раз читая молитву:

سبحان الله , والحمد لله , ولا إله إلا الله , والله اكبر

  • Читать аяты Священного Корана, стараясь осмыслить их значение.
  • Совершать дуа. Просите Аллаха в эту благословенную ночь о сокровенном, даровать желаемое, избавить от нежелательного, счастья в обоих мирах для себя и своих близких.

Исра – это путешествие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из запретной мечети в Мекке в мечеть аль-Акса, которая находится в городе аль-Кудсе, то есть в современном Иерусалиме.

Мирадж – последовавшее за Исра вознесение Благословенного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небо и далее до той ступени, которую сознание ангелов, людей и джиннов не в состоянии понять.

Аль кудс, Байт-уль-Мукаддас – Иерусалим

Бурак – животное, на котором путешествовал пророк во время Исра и Мираджа, и которое молниеносно перемещалось с одного места на другое.

Бейт Лахм – Вифлеем

Сидератуль-Мунтаха – Лотос крайнего предела, это гигантское дерево на седьмом небе , где находится Рай прибежища, его листья подобны слоновым ушам, а плоды — большим кувшинам.

Мирадж Пророка

После возвращения Пророка ﷺ из Таифа, произошло Чудо-событие – «Ночное Перенесение и Вознесение Мухаммада ﷺ.

Мухаммад ﷺ отправился в путешествие из мечети аль-Харам в Мекке в иерусалимскую мечеть аль-Акса, это ночное путешествие называют аль-Исра. За этим путешествием Посланник ﷺ вознесся на небеса. Вознесение Пророка ﷺ называют Мирадж.

Поистине, аль-Исра валь-Мирадж – это чудо Аллаха, которое он сотворил для Мухаммада ﷺ .

В священном Коране говорится о Мирадже как о событии, при котором Аллах перенес раба Своего ночью из запретной мечети в Мекке в Иерусалим в мечеть аль-Акса, окрестности которой были благословлены реками и плодами, для того, чтобы тот увидел удивительную мощь Всевышнего.

Мирадж Пророка – это великий дар и настоящее чудесное событие в жизни Пророка ﷺ , которым Аллах вознаградил Своего Любимца за годы проповедования Ислама жителям Мекки, от которых он натерпелся обид, оскорблений и унижений.

События аль-Исра

Пророк Мухаммад ﷺ мчался на Бураке, а звезды освещали его путь в пустыне. Верхом на этом животном Посланник ﷺ доехал до самого Байт-уль-Макдиса, останавливаясь по дороге в Медине для совершения молитвы, а также в местности под названием Мадйан, где растет дерево пророка Мусы ( عليه السلام ), и там Мухаммад ﷺ также совершил намаз. Еще одна остановка по пути была в месте рождения пророка Исы ( عليه السلام ), сына Марьям, и там Мухаммад ﷺ также совершил два рака‘ата. И всякий раз во время остановки Джибриль ( عليه السلام ) вопрошал, знает ли Мухаммад ﷺ , где он совершает намаз, на что он отвечал, что он не знает, и ангел рассказывал ему, в каком месте они остановились.

По прибытии в иерусалимскую мечеть аль-Акса Мухаммад ﷺ привязал к кольцу, к которому своих животных привязывали все пророки, своего Бурака, после чего вошел в мечеть и в качестве имама вместе со всеми пророками ( عليه م السلام ) совершил два рака‘ата коллективный намаз.

Когда же он вышел из мечети, Джибриль ( عليه السلام ) подошел к нему и предложил выбрать один из двух сосудов, которые держал в руках: в одном из них было молоко, а в другом – вино. Мухаммад ﷺ выбрал тот, в котором молоко, и ангел сказал, что его выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой он будет придерживаться и его община.

События Мираджа. Вознесения на небеса

Затем Мухаммад ﷺ с ангелом вознесся на первое небо, где спросили Джибриля, кто это с ним и послан ли он. Джибриль назвал Мухаммада ﷺ и ответил, что он уже послан.

И затем врата небесные отворились, и Мухаммад ﷺ увидел Адама (عليه السلام), который приветствовал его и испросил для него благ у Аллаха.

Затем Пророк Мухаммад ﷺ вознесся с ангелом на второе небо, и там ангелу задали те же самые вопросы, и он ответил на них. На каждом из небес происходило так же. На втором небе Пророка ﷺ приветствовал пророк Иса, сын Марьям, и Яхья ибн Закария, на третьем небе – пророк Юсуф, которому была отдана в дар половина мирской красоты, на четвертом небе Пророк увидел Идриса, а на пятом его приветствовал Харун. На шестом небе Пророка Мухаммада ﷺ встретил Муса, а на седьмом небе – Ибрахим ( عليه م السلام ), прислоненный спиной к Обитаемому Дому (аль-Бейт аль-Ма‘мур), куда ежедневно заходит сто тысяч ангелов, уже не возвращаясь к нему никогда.

Пророк ﷺ вознесся к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха) – так была названа местность, являющаяся пределом всего, названная окончанием любого пути, рубеж окончания знания творений. Плоды этого лотоса велики как кувшины Хаджара, местечка близ Медины, листья этого лотоса подобны слоновьим ушам. По словам Джибриля ( عليه السلام ), у лотоса крайнего предела текут четыре реки: две скрытые (текущие в раю) и две видимые (Евфрат и Нил).

Встреча с Аллахом

Об этом Пророк ﷺ рассказал Мусе, и Муса вновь посоветовал вернуться к Господу и попросить облегчения, на что Мухаммад ﷺ ответил, что возвращался ко Всевышнему до тех пор, пока не почувствовал стыд.

Чудеса аль-Исра валь-Мирадж. Рай и Ад

Ночь Вознесения или аль-Исра валь-Мирадж – это великий почет, который был оказан Всевышним только лишь Пророку Мухаммаду ﷺ: вовремя Ми ‘ раджа Пророка ﷺ ему были показаны чудеса, которые для разума людей непостижимы, а также показаны воздаяния, которые соответствуют деяниям людей. Пророк Мухаммад ﷺ увидел Обитаемый Дом или небесную Аль-Ка‘бу, а также Рай, Ад и Арш и еще многое другое.

Мирадж подарил возможность Мухаммаду ﷺ увидеть удивительные вещи: людей, сеющих и собирающих каждый день урожай, так, что им приходилось вновь возвращаться и собирать урожай друг за другом. На вопрос Пророка ﷺ, кто эти люди, Джибриль рассказал, что они воевали на пути Всевышнего, чтобы возвеличить Его слово, и их хорошие деяния увеличивает Аллах до семисот раз, как и то, что они из своего имущества израсходовали, он им в наследство сохраняет.

Дойдя до Египта, почувствовал приятный запах Пророк ﷺ. Оказалось, что это запах зверски убитых Фараоном служанки и ее детей. Взору Пророка ﷺ Мухаммада ﷺ также предстали люди, которые разбивали свои головы о камни, а после оживали – это были те люди, которые намазы ленились совершать. Видел он и таких людей, что были закованы в цепи, издавая все время звуки подобно верблюдам и питаясь дурно пахнущими плодами деревьев Ада, хворостом с колючками, дикими маслинами и камнями: это были те, кто не выплачивал обязательную милостыню.

Потом увидел Пророк ﷺ людей, питавшихся плохим, мерзким и гнилым мясом, хотя рядом с ними было и хорошее. Эти люди были примером того, как человек, рядом с которым есть дозволенная жена, оставляет ее ради запретной женщины, совершая с ней прелюбодеяние. Увидев человека, купающегося в реке из крови и глотающего камни, Пророк ﷺ узнал от ангела, что это наказание за ростовщичество. Увидев людей, которые имели ногти из железа, которыми царапали себе лица, Мухаммад ﷺ узнал от Джибриля, что это сплетники. Когда же Пророк ﷺ почувствовал доносящийся из одного из ущелий отвратительный запаха и ужасающий голос, и тогда Джибриль объяснил ему, что это к Всевышнему взывает голос Ада.

У Мухаммада ﷺ была и возможность увидеть пытки, которые уготованы в Аду для грешников: одну из адовых отдушин приоткрыл для Пророка ﷺ повелитель Ада Малик ( عليه السلام ), у которого на лице никогда не бывает улыбки. В этой отдушине увидел Пророк ﷺ , как толпа людей глотает плоды с адского дерева, и узнал, что это те из его уммы, кто из своих богатств не выплачивал закят. Там же он увидел человека, который безуспешно пытался поднять целую кучу дров. Оказалось, что на этом человеке грех присвоения чужого добра, что было оставлено ему для сохранения. Здесь же была и женщина, что родила ребенка своему мужу, который был зачат в греховной связи: Пророк увидел, что эта женщина висит на крюках, которые пронзают ее грудь. Видел Мухаммад ﷺ и тех грешников, что греховны в присвоении имущества сирот – им приходилось глотать раскаленные угли.

Возвращение в Мекку

Следующим после Мираджа или Ночи Вознесения утром Пророк Мухаммад ﷺ рассказал о том, что он видел и где побывал. Эта новость передавалась из уст в уста, и мушрики или многобожники высмеивали его слова, и даже предложили Мухаммаду ﷺ описать аль-Кудс и окрестности его. Пророк ﷺ, побывав там, внимания особого на город не обратил, но Аллах показал его взору вид на Аль-Кудс, в результате чего Пророк ﷺ смог детально описать это место. На язвительный вопрос Абу Джахля ибн Хишама, собирается ли Мухаммад ﷺ рассказывать вновь небылицы, Пророк ﷺ рассказал о своем путешествии, и его слушатели усомнились, возможно ли добраться из Мекки в Иерусалим и назад всего за одну ночь. Абу Джахль Пророку ﷺ не поверил, ведь для того, чтобы преодолеть огромное расстояние между Иерусалимом и Меккой, необходим месяц пути на верблюдах. На это Посланник ﷺ ответил, что по воле Господа ему удалось совершить такое путешествие. Мухаммад ﷺ упомянул, что по дороге он встретил караван, когда возвращался в Мекку, описал его подробно и сказал, что этот караван прибудет на утренней заре в Мекку, и караван действительно в это время прибыл в Мекку.

Мусульмане сразу же поверили в события Мираджа, рассказанные Пророком ﷺ , в отличие от его врагов, потому что в душах истинных верующих нет места сомнениям в истинности того, о чем им поведал Посланник Божий. Однако достоверно известно, что некоторые слабой верой мусульмане отреклись от религии. Можно сказать, что случилось это событие, чтобы успокоить и проявить сострадание Посланнику Аллаха ﷺ , испытать неверующих, которые стали еще больше упорствовать, и слабых верой мусульман, вера которых содрогнулась и они отреклись от веры, так и не возвратившись к ней обратно и впоследствии были убиты (при Бадре).

До того, как совершить путешествие в ночь аль-Исра валь-Мирадж, Мухаммад ﷺ совершал утром и вечером по два рака ‘ ата, но после Ночи Вознесения Джибриль ( عليه السلام ) научил его намазу и тому времени, когда его следует совершать, так, как это сегодня мы знаем.

Мнения ученых. Заключение

О времени, когда произошел Мирадж, ученые ведут споры, поскольку мнения разделяются следующим образом. Большинство из ученых придерживается точки зрения, что эти события происходили уже после того, как началась пророческая миссия. Однако, и среди представителей этого мнения возникают разногласия по поводу более конкретной датировки.

Существуют также и другие мнения, называющие другие даты Мираджа, и это является еще одним подтверждением того, что точная дата так и не установлена.

Упоминание о раскрытии груди Мухаммада ﷺ перед событиями Мираджа указывает на его подготовку перед таким важным событием, а рассказ о встрече Пророка ﷺ с остальными пророками на небесах указывает на то, что Ислам – религия всех пророков, вероубеждение которых одинаково, хотя различия и существуют в вопросах поклонения. Тот факт, что именно Мухаммад ﷺ во время намаза при участии остальных пророков ( عليه م السلام ) был руководителем, говорит о том, что Мухаммад ﷺ является лучшим из всех пророков в мире, и в своем вознесении он достиг такой высокой степени, какой никто из пророков не достигал.

Следует обратить внимание и на то, что в данном хадисе указывается на этикет, по которому следует испрашивать разрешения, входя куда-нибудь. А также указывается на то, что и Адам ( عليه السلام ) является одним из пророков, ведь он вместе с остальными пророками во время Мираджа Мухаммада ﷺ находился на небесах.

Тот факт, что мнения относительно датировки Мираджа, так и не сошлись в едином выводе, говорит о том, что Ночь Вознесения человеку выделять для совершения молитв среди других ночей не следует, а также запрещено выделять этот день среди других дней для совершения поста, поскольку в Шариате нет четкого указания на выделение этой ночи и этого дня, в результате чего и появились разногласия относительно датировки Мираджа. Молиться ночью и поститься днем можно, но выделять для этого именно 27 число месяца раджаб не следует.

Мирадж также указывает на важное значение намаза, то есть пятикратной ежедневной молитвы в исламской религии, поскольку это было предписано Аллахом Мухаммаду ﷺ и его умме. Муса поведал Мухаммаду ﷺ, что из его общины в рай войдет больше людей, чем из общины Мусы.

Аль-исра валь-Мирадж – действительно произошедшее событие перенесения в Иерусалим из Мекки и вознесение на небеса Посланника Всевышнего ﷺ, в которое мусульманам следует верить и извлекать из него уроки.

Читайте также: