Мир детства в творчестве кипренского сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Орест Кипренский - основоположник романтического портрета начала XIX столетия, одним из первых русских художников получил признание в Европе. Творчество Ореста Кипренского пришлось на бурное, героическое время. На его картинах запечатлены герои войны 1812 года, будущие декабристы, известные литераторы.

Биография

Орест Кипренский родился 24 марта 1782 года под Петербургом (усадьба Нежинское Ораниенбаумского уезда). Он был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова. На воспитание был отдан крепостным Абраму Швальбе и Анне Гавриловой, по бумагам также числился их сыном.

Ореста крестили в местечке Копорье, от него он получил прозвище Копорский, в зрелом возрасте видоизменил его в звучную фамилию Кипрейский.

Вольную будущий художник получил еще в детстве. У помещика не было законных детей , потому он очень поддерживал мальчика. В возрасте шести лет будущий художник поступил в Воспитательное училище при Академии художеств . Весь его день был заполнен занятиями: учащиеся младших классов изучали науки, в том числе и иностранные языки. В программу входил и курс рисования. Вначале воспитанники знакомились с простыми орнаментами, затем копировали рисунки и изображали античные статуи.

В следующие годы Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших его известность на этом поприще, - Е. П. Ростопчиной, А. А. Челищева, В. А. Перовского и др.

Высшим его достижением стал знаменитый портрет Е. В. Давыдова (1809). Все еще не установлено, кто изображен на нем: Евдоким, Евграф или, как долго считалось, Денис Давыдов - поэт и будущий герой-партизан 1812 г., но это не так уж существенно, потому что в романтически приподнятом образе были воплощены черты целого поколения, которому предстояло вскоре совершить воинский подвиг.

Академия художеств за представленные Кипренским портреты присвоила ему звание академика (1812). Грянувшая война с Наполеоном побудила художника снова взяться за портреты, но теперь в большинстве своем не живописные, а карандашные: он словно спешил увековечить своих современников. Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет русского общества в то героическое время. Здесь преобладали изображения военных из окружения художника - А П. Бакунина, М. П. Ланского, А. Р. Томилова, Е. И. Чаплица, П. А. Оленина (все 1813) и др.; чуть позже к ним прибавились изображения деятелей искусства - В. А. Оленина (1813), Н. И. Уткина (1814), К. Н. Батюшкова (1815). Итог этому вдохновенному труду подвели два отличных живописных портрета 1816 г. - В. А. Жуковского и С. С. Уварова.

Кипренский стал знаменит и почитаем. Его даже называли "российским Вандиком" (то есть Ван Дейком); но он не был вполне удовлетворен успехом.

На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись и все время порывался писать значительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его. Вот почему, едва в Европе наступил мир, он, пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, в 1816 году отправился в Италию с твердым намерением создать наконец большую картину. Сначала он избрал сюжет "Аполлон, поражающий Пифона" - аллегорию победы Александра I над Наполеоном, но к работе толком не приступил; потом написал "Анакреонову гробницу" и без всякого успеха показал ее на выставке в Риме.

Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты С. С. Щербатовой (1819) и А. М. Голицына (ок. 1819), по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить ему признание - столь высокое, что в 1820 г. ему был даже заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.

Так затянувшееся пенсионерство Кипренского (дважды продленное) наконец завершилось, и в начале 1822 г. художнику пришлось покинуть Италию. Домой он добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где общался с И.-В. Гёте и дважды рисовал его.

На родину Кипренский вернулся в 1823 году. В Академии художеств были недовольны его долгим отсутствием, а у публики появились другие фавориты-портретисты. До властей и общества дошли слухи о скандале, связанном с убийством натурщицы: художника отказались принимать во многих знатных домах столицы. Ему не дали профессорского звания и официального места в Академии, заказов тоже было мало. Не отвернулся от художника любитель искусств граф Дмитрий Шереметев : он предложил Кипренскому стать его личным живописцем. Во дворце графа на Фонтанке для художника оборудовали мастерскую.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Портреты Кипренского и биография Кипренского

hello_html_255232f3.jpg

Орест Адамович Кипре́нский ( 1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма.

Автопортреты Ореста Адамовича Кипренского

Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ

hello_html_cc536c1.jpg

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804

hello_html_45e1fff6.jpg

Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке.

Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809

hello_html_m7ffa89fe.jpg

Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника . 1809

Орест Адамович Кипренский (Orest Adamovich Kiprensky; родился 24 марта 1782 — умер 17 октября 1836 гг.) был русским художником, основоположником романтического портрета начала XIX столетия, получившим признание в Европе. Творчество Ореста Кипренского пришлось на бурное, героическое время. На его картинах запечатлены герои войны 1812 года, будущие декабристы, известные литераторы.

Биография Ореста Адамовича Кипренского

Орест Кипренский родился под Петербургом в крепостной семье 24 марта 1782 г. Он был внебрачным ребенком помещика Алексея Дьяконова, формально же отцом мальчика числился крепостной крестьянин Адам Швальбе. Ореста крестили в местечке Копорье, от него он получил прозвище Копорский, впоследствии художник видоизменил его в звучную фамилию.

Орест Кипренский еще в детстве получил вольную. Отчим заметил у ребенка склонность к живописи и показал его рисунки Дьяконову, помещик устроил шестилетнего мальчика в училище при художественной Академии. Помимо искусства Орест изучал там науки, иностранные языки.

В 1797 г. Кипренский начал учебу в Академии. А на выставке в 1804 г. он представил первый портрет, изображающий Адама Швальбе. Живописец применил лессировочную технику, когда почти прозрачный слой краски накладывается на основной цвет.

Окончив Академию, Орест Кипренский получает много заказов. Он пишет известных современников, ведет светский образ жизни. Живописца прославил портрет мальчика Александра Челищева, который в будущем стал героем войны 1812 г.

Художник написал великолепные портреты полководцев, моряков, декабристов. Кипренский обладал уникальным даром изображать человека в радостные моменты жизни, минуты духовного просветления.

В 1816 г. мастер наконец-то поехал за границу. Академия Флоренции попросила его написать автопортрет для известной галереи Уффици — Оресту Кипренскому первому из русских живописцев выпала такая честь.

Мастер успешно работал в Италии, пока в мастерской Ореста не обнаружили умершую натурщицу. И хотя власти не предъявили обвинений в убийстве, этот случай негативно отразился на дальнейшей жизни живописца. В 1822 г. он вернулся в родной Петербург, но принят был холодно. За время долгого отсутствия Кипренского у публики появились новые фавориты-портретисты. Заказов у художника было мало. Его поддержал граф Дмитрий Шереметьев, который предложил Оресту стать личным живописцем.

В 1828 г. Кипренский оставил Россию навсегда. Он снова отправился в Италию, но и здесь встретил возросшую конкуренцию. В Неаполе Орест Адамович продолжил писать портреты, но много времени проводил и в ресторанчиках за бокалом вина.

В Италии художник женился на повзрослевшей натурщице, с нее он когда-то писал портрет маленькой девочки. Но вскоре после свадьбы Кипренский слег с пневмонией и умер 17 октября 1836 г., не дождавшись рождения дочери Клотильды.

Самые известные картины Ореста Кипренского

Картины Ореста Адамовича Кипренского известны далеко за пределами России. Художник оставил после себя множество замечательных произведений:

Оресту Кипренскому, истинному мастеру портрета, досталась судьба, достойная романа: незаконное рождение, придуманная фамилия, настоящий успех на родине и за рубежом, а затем охлаждение публики. Талант же его поражает своей мощью, которую в полной мере оценили потомки.

Шедевры русской и зарубежной живописи можно найти на портале Very Important Lot, где регулярно проводятся тематические аукционы. Обратить внимание стоит и на работы современных художников. Сайт предоставляет возможность недорого купить картины у авторов напрямую.

Кипренский Орест Адамович, Автопортрет

Кипренский Орест Адамович - русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи.

Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской ( ныне Ленинградская область). Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Спустя год после рождения его мать, крепостную крестьянку выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдумана.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, Дьяконов дал ему вольную и определил в воспитательном училище при петербургской Академии художеств.

Через девять лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства.

В 1805 году Кипренский О. А. подводит итог своему обучению в академии картиной "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем", за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако вследствие военных действий армий Наполеона этот вояж приходится отложить.

После окончания Академии главным в творчестве художника стал портрет. Кипренский О. А. одним из первых в России начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.

Кипренский живет в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812).

В этот период наиболее известными произведениями в его творчестве являются: портреты мальчика А. А. Челищева (1810-1811), Е.Д. Давыдова (1809), Е.П. Ростопчиной (1809), П.А. Оленина (1813), супругов В. С. Хвостова и Д. Н. Хвостовой (1814) и В. А. Жуковского (1816) и др.

В 1816 году Кипренский О. А. отправляется за границу. Итальянская командировка оказалась для живописца плодотворной. Его завалили заказами. Оценив мастерство русского художника, галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет (1820).

К лучшим работам этого периода принадлежат картина "Итальянский садовник" (1817), портреты A.M. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822), и др.

Необходимо упомянуть о "Портрете Мариуччи", который сыграл в судьбе художника значительную роль. Моделью для него была очаровательная девочка Мариучче Фалькуччи. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Кипренский, уезжая из Италии, выкупил Мариуччу у беспутной матери и поместил ее в монастырский пансион.

Россия встретила художника неприветливо. Однако в 1824 году после очередной публичной выставки в Академии художеств, где Кипренский демонстрировал свои произведения, его репутация была восстановлена.

В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина.

В 1828 году Кипренский О. А. снова уехал в Рим, где женился на бывшей воспитаннице Мариучче. Для женитьбы ему тайно пришлось принять католичество. Однако семейная жизнь не принесла художнику счастья. Больше он не создал ничего значительного.

17 октября 1836 года Кипренский Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Читайте также: