Международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа сообщение

Обновлено: 18.06.2024

Международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа

Регулирование международных автомобильных перевозок пассажиров
и багажа в двусторонних соглашениях

На регулярные перевозки пассажиров распространяется разрешительный принцип. В соответствии с ним устанавливается определенный порядок выдачи разрешений, их форма, срок действия, возможность передачи разрешения другому перевозчику.

Для нерегулярных перевозок пассажиров, как правило, не устанавливается разрешительная система.

В двусторонних соглашениях обычно конкретизируются отдельные положения, касающиеся порядка выполнения пассажирских перевозок, в том числе условия продажи пассажирских билетов, предоставления льгот отдельным категориям пассажиров, тарифы.

Закрепляется важное положение о страховании иностранным перевозчиком гражданской ответственности на случай причинения вреда пассажирам.

В соглашениях об организации регулярных автомобильных линий обычно закрепляются: требования к перевозчикам; об опубликовании условий перевозки на автобусных линиях; о применяемых тарифах, а также требования к расписанию движения. Как правило в них конкретизируются обязанности перевозчика по обслуживанию пассажиров.

Как видно, в указанных соглашениях находят регламентацию лишь некоторые вопросы пассажирских перевозок.

Конвенция о договоре международной автомобильной
перевозки пассажиров и багажа (КАПП)

Наиболее полное регулирование они нашли в специальном источнике – Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП). Этот международный нормативный документ был разработан в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и 1 марта 1973 года открыт для подписания.

Основные положения Конвенции касаются документационного оформления пассажирских перевозок, ответственности при неисполнении договорных обязательств, порядка предъявления претензий и исков. К сожалению, в ней не нашли регламентации существенные вопросы, связанные с правами и обязанностями пассажиров, а также установлением норм провоза ручной клади и багажа.

По Конвенции договор перевозки пассажира оформляется билетом, причем может быть выдан индивидуальный или коллективный пассажирский билет. В ней закреплено важное положение о том, что отсутствие или утрата билета не влияет на действительность договора международной перевозки пассажира.

При сдаче пассажиром багажа ему выдается багажная квитанция. По этому документу пассажир получает багаж в пункте назначения.

Достаточно подробно в Конвенции урегулированы вопросы ответственности перевозчика. В ней закреплено принципиальное положение о том, что условием наступления ответственности перевозчика является его вина. Исходя из этого, перевозчик освобождается от ответственности, если причинение вреда пассажиру обусловлено обстоятельствами, которые перевозчик, несмотря на принятые меры, не мог предотвратить.

Вторым основанием освобождения перевозчика от ответственности является причинение вреда по вине самого пассажира.

Особое внимание в Конвенции уделяется ответственности, связанной с причинением вреда здоровью пассажира. В ней указано, что круг лиц, имеющих право на возмещение, определяется национальным законодательством суда, рассматривающего дело.

Определены предельные суммы возмещения при повреждении здоровья пассажира, при несохранности багажа, а также личных вещей и предметов, которые пассажир имеет с собой.

Что касается регулирования порядка предъявления претензий и исков, то Конвенцией установлен срок подачи претензий при несохранности багажа, он составляет 7 дней с момента, когда багаж должен быть получен. Кроме того, определен годичный срок давности, а в случае причинения вреда здоровью пассажира этот срок составляет три года.

Ратифицирована
Федеральным законом
от 1 февраля 2010 года N 2-ФЗ

Сдали ратификационные грамоты:

Республика Узбекистан - депонирована 2 февраля 1998 года;

Республика Беларусь - депонирована 26 июня 1998 года;

Государства - участники настоящей Конвенции в лице правительств, именуемые в дальнейшем Сторонами,

исходя из необходимости согласованных действий в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа,

согласились о нижеследующем:

Глава I

Статья 1

2. Конвенция регламентирует условия и правила перевозок, ответственность перевозчиков, порядок предъявления претензий и исков.

3. Употребляемые в Конвенции термины имеют следующие значения:

а) "пассажир" - физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком;

в) "автобус" - автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, имеющий не менее 7 мест для сидения, не считая места водителя;

г) "билет" - документ, удостоверяющий право пользования пассажиром автобусом и подтверждающий заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром;

д) "багаж" - груз, упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира;

е) "багажная квитанция" - документ, подтверждающий прием багажа для перевозки.

Глава II

Статья 2

1. Общие условия международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, включающие организацию перевозок и получение права на их осуществление, порядок страхования, пограничного, таможенного, санитарного и других видов контроля, регламентируются следующими документами:

многосторонними конвенциями и соглашениями;

национальным законодательством Сторон.

2. Форма билета, багажной квитанции и формуляра утверждается государственными компетентными органами в области автомобильного транспорта перевозчика и признается государственными компетентными органами в области транспорта других государств, по территории которых осуществляется перевозка.

Государственные компетентные органы в области автомобильного транспорта разработают единые формы билета, багажной квитанции и формуляра, утверждаемые государственными компетентными органами в области транспорта государств, по территории которых осуществляется перевозка.

Статья 3

Стороны поручают компетентным органам подготовить проект документа о взаимном признании лицензий.

Статья 4

Перевозчик при выполнении международных перевозок пассажиров и багажа руководствуется законодательством в области дорожного движения, охраны природы того государства, по территории которого осуществляется перевозка.

Статья 5

Глава III

Статья 6

Статья 7

1. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира, или ущерб багажу во время перевозки в связи:

со смертью, телесными повреждениями или любым другим вредом, причиненным здоровью пассажира, независимо от места и времени происшествия (во время перевозки, посадки, высадки или погрузки, выгрузки багажа);

с полной или частичной утерей багажа или его повреждением.

Перевозчик несет ответственность за багаж с момента принятия его к перевозке до момента его доставки либо сдачи на хранение в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров.

2. Перевозчик несет ответственность как за свои действия, так и за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств, возлагаемых на него в силу договора перевозки, когда эти лица действуют в пределах своих обязательств.

Статья 8

1. Перевозчик освобождается от ответственности за вред, причиненный пассажиру, или ущерб, нанесенный багажу, если причиной происшествия явились обстоятельства, последствия которых перевозчик, несмотря на принятые меры, не мог предвидеть и избежать, а также если вред или ущерб возникли вследствие дефекта багажа, имеющего скоропортящиеся или запрещенные для перевозки вещества, средства или предметы.

2. Для снятия с себя ответственности перевозчик не может ссылаться ни на физические или психические недостатки водителя, а также ни на неисправность автобуса.

Статья 9

Общая сумма возмещения вреда или ущерба, которая должна быть выплачена перевозчиком в связи с одним и тем же событием, определяется судами Сторон в соответствии с их национальным законодательством.

Статья 10

1. Перевозчик освобождается полностью или частично от ответственности, если вред или ущерб возник по вине пассажира.

2. Если вред или ущерб нанесен действиями или упущениями третьего лица, то перевозчик отвечает за весь вред или ущерб. При этом за ним остается право предъявить исковые требования к этому третьему лицу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 настоящей Конвенции.

Статья 11

Перевозчик не вправе ссылаться на положения настоящей Конвенции, исключающие полностью или частично его ответственность, если вред или ущерб причинен им пассажиру, багажу или имуществу в результате нарушения им Правил дорожного движения государства, по территории которого осуществлялась перевозка, или Правил перевозок пассажиров. То же относится к лицу, за действия которого перевозчик отвечает в соответствии со статьей 7 настоящей Конвенции.

Статья 12

Вред или ущерб, упомянутый в настоящей Конвенции, исчисляется в национальной валюте государства, на территории которого он был причинен.

Глава IV

Претензии и иски

Статья 13

1. Пассажир имеет право предъявить претензию перевозчику в течение семи дней со дня прибытия пассажира или багажа в пункт назначения.

2. В случае болезни пассажира, когда он по состоянию здоровья не способен предъявить претензию, этот срок может быть продлен до выздоровления пассажира.

Статья 14

2. Суд не вправе требовать от граждан Сторон внесения залога для обеспечения уплаты судебных издержек, связанных с предъявлением иска, касающегося перевозок, подпадающих под действие настоящей Конвенции.

Статья 15

1. Право на предъявление иска в связи с причиненным здоровью пассажира вредом сохраняется в течение трех лет.

Срок давности исчисляется со дня, когда лицо, которому был причинен вред, узнало или должно было узнать об этом.

2. Право на предъявление иска в связи с полной или частичной утерей багажа или его повреждением сохраняется в течение одного года.

Срок давности исчисляется со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения пассажира или, в случае неприбытия, со дня, когда оно должно было прибыть туда.

3. Предъявление претензии в письменном виде приостанавливает течение срока давности до того дня, пока перевозчик в письменном виде уведомит о неудовлетворении претензии, приложив к ней соответствующие документы. В случае частичного признания предъявленной претензии течение срока давности возобновляется только в отношении той части претензии, которая остается предметом спора. Затраты, связанные с доказательством фактов, изложенных в претензии, или с ответом на нее, а также возвращением относящихся к делу документов, несет Сторона, которая ссылается на эти факты. Предъявление дальнейших претензий по тому же вопросу не прерывает срока давности, если перевозчик не соглашается их рассматривать.

Статья 16

1. Условие договора перевозки, которым прямо или косвенно допускается отступление от положений настоящей Конвенции, признается не имеющим силы. Недействительность такого условия не влечет за собой недействительности других условий договора перевозки.

2. Недействительным является любое условие, согласно которому перевозчику предоставляются права, вытекающие из договора страхования.

Глава V

Статья 17

Настоящая Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Статья 18

В настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Сторон.

Статья 19

Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящей Конвенции, разрешаются путем консультаций или переговоров заинтересованных Сторон.

Статья 20

Первые из них проводятся регулярно в соответствии с установленными маршрутами и расписаниями, для них могут определяться согласованные тарифы. Для регулярного вида перевозок предусмотрен разрешительный принцип, который регламентирует соответствующий порядок выдачи разрешения, включая их форму, сроки, возможность передавать их другим перевозчикам.

Как правило, для перевозок нерегулярного характера не используется разрешительная система.

Двусторонние соглашения чаще всего конкретизируют отдельные положения, которые касаются порядка осуществления перевозок пассажиров, включая условия продажи пассажирских билетов, предоставление льгот некоторым пассажирам, тариф. Здесь же происходит закрепление важных положений о страховании зарубежными перевозчиками гражданской ответственности на случай, если причиняется вред здоровью пассажира.

Регулирование международных перевозок

Международные автомобильные перевозки пассажиров регулируются соглашениями об организации регулярных автомобильных линий. Существуют требования к перевозчикам, к используемым тарифам, к расписаниям движения, к публикации условий перевозки на автобусах. Соглашения включают положения по обязанностям перевозчиков в области обслуживания пассажиров.

Еще один важный документ представлен Конвенцией о договоре международной автоперевозки пассажиров и багажа (КАПП), которая максимально регламентирует с правовой стороны те ситуации, когда пассажиров и багаж необходимо перевозить между странами. Конвенция представляет собой нормативный документ, созданный Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Ее положения относятся к документационному оформлению пассажирских перевозок, ответственности в случае неисполнения обязательств договоров, к порядку предъявления исковых требований и претензий.

Положения Конвенции (КАПП)

Конвенция содержит положение, что договор пассажирской перевозки должен быть оформлен билетом. Это может быть как индивидуальный, так и коллективный пассажирский билет. Конвенция также закрепляет важное положение, что утрата (отсутствие) билета не должно оказывать влияния на действительность договора.

В случае сдачи пассажиром багажа, ему должны выдать багажную квитанцию, в соответствии с которой пассажир сможет получить багаж по прибытию в пункт назначения.

Она же подробно регулирует проблемы ответственности перевозчика, закрепляя принципиальное положение о вине перевозчика в качестве условия наступления ответственности. По этой причине перевозчик должен быть освобожден от ответственности, если причинен вред здоровью пассажира по обстоятельствам, которые он не смог предотвратить, несмотря на принятые меры.

Вторым основанием освобождения перевозчика от ответственности является причинение вреда по вине самого пассажира.

Особенное внимание Конвенция уделяет ответственности, которая связана с причинением вреда здоровью или жизни пассажира. Она включает положение, что круг лиц, обладающих правом на возмещение, должно определять национальное законодательство суда, который рассматривает дело.

Документ определяет и предельную сумму возмещения в случае причинения вреда здоровью пассажира, потери или порчи багажа, личных вещей пассажира. Статья 13 гласит, что общая сумма, необходимая к уплате перевозчиком по причине смерти, телесного повреждения пассажира, не должна превышать 250 тыс. франков. В случае несохранности багажа эта сумма не должна быть выше 500 франков за каждую единицу и 2 тыс. франков на каждого пассажира. В отношении несохранности личных вещей, которые находятся при себе у пассажиров, сумма выплаты не превышает на каждого из них 1 тыс. франков.

Если обратиться к регулированию порядка предъявления иска или претензии, то Конвенция устанавливает сроки для подачи претензии в случае несохранности багажа, который составляет 7 дней с того времени, когда пассажир должен был его получить. Помимо этого определяется годичный срок давности, а при причинении вреда здоровью пассажира срок продлевается до 3 лет.

Подборка наиболее важных документов по запросу Международная автомобильная перевозка пассажиров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Международная автомобильная перевозка пассажиров

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Международная автомобильная перевозка пассажиров

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: НДС при перегоне автотранспортного средства в страну ЕАЭС
(Давыдова О.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2021, N 9) - разрешение на международные перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте на территории Республики Казахстан;

Нормативные акты: Международная автомобильная перевозка пассажиров

Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка - перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения;

Международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа на территории государств – участников СНГ регламентируются Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа 1997 г., которая с 1999 г. вступила в силу и для Республики Беларусь. В Конвенции участвуют, помимо Беларуси, Узбекистан, Украина, Кыргызстан, Армения, Казахстан, Таджикистан и Молдова, Российская Федерация.

Согласно положениям Конвенции (ст.7) перевозчик несет ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира или ущерб багажу во время перевозки в связи со смертью, телесными повреждениями или любым другим вредом, причиненным здоровью пассажира, независимо от места и времени происшествия (во время перевозки, посадки, высадки или погрузки, выгрузки багажа); а также в связи с полной или частичной утерей багажа или его повреждением. Перевозчик несет ответственность за багаж с момента принятия его к перевозке до момента его доставки либо сдачи на хранение.

Перевозчик освобождается от ответственности за вред, причиненный пассажиру, или ущерб, нанесенный багажу, если причиной происшествия явились обстоятельства, последствия которых перевозчик, несмотря на принятые меры, не мог предвидеть и избежать, а также, если вред или ущерб возникли вследствие дефекта багажа, имеющего скоропортящиеся или запрещенные для перевозки вещества, средства или предметы. Однако для снятия с себя ответственности перевозчик не может ссылаться на физические или психические недостатки водителя, а также на неисправность автобуса.

Конвенция не содержит правил определения ущерба, причиненного здоровью пассажира. Данный вопрос, равно как и вопрос о круге лиц, имеющих право на возмещение, отдан на разрешение национальному законодателю.

В рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии была подготовлена и в 1973 г. открыта для подписания Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП). Однако на текущий момент Республика Беларусь в данной Конвенции не участвует. Конвенция предусматривает, в частности, верхний предел ответственности перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира в размере 250 тыс. франков на одного пострадавшего, если национальным законодательством не установлен более высокий предел возмещения. При несохранности багажа возмещение не может превышать 500 франков за единицу багажа и 2000 франков на пассажира. Предел возмещения за личные вещи и предметы, которые пассажир имеет с собой, составляет 1000 франков на пассажира.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.

Читайте также: