Массовая социальная мифология сообщение

Обновлено: 30.06.2024

специфический феномен идеологической практики ХIХ в., но особенно ХХ в.; особый тип духовной деятельности по созданию и распространению политических мифов. В идеологии новейшего времени в судьбе мифа произошли существенные перемены: он стал использоваться для обозначения различного рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых общественными силами для воздействия на массы. Социальные мифы как искусственно создаваемые ложные представления о реальных общественных процессах сегодня "освещают" вечные вопросы власти и подчинения, зависимости и свободы, несправедливости и равенства.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2011 .

Смотреть что такое "Мифология социальная" в других словарях:

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. mythology, social; нем. Mythologie, soziale. Мифологическое сознание, эмоционально окрашенное, чувственное представление о соц. деятельности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней и ее подлинное знание, подменяющее… … Энциклопедия социологии

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. mythology, social; нем. Mythologie, soziale. Мифологическое сознание, эмоционально окрашенное, чувственное представление о соц. деятельности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней и ее подлинное знание, подменяющее… … Толковый словарь по социологии

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (англ. social mythology) – мифологическое сознание; эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее ее подлинное знание. М. с. регулирует поведение индивидов, социальных групп и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Социальная мифология — см. Мифология социальная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

МИФОЛОГИЯ — (греч. myphos сказание и logos рассказ) тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М … Новейший философский словарь

СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ — см. МИФОЛОГИЯ … Новейший философский словарь

Мифология — Содержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов, т. е. сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и… … Литературная энциклопедия

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ — Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество.… … Советская историческая энциклопедия

АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений, распространённых у народов, населяющих Африканский континент к югу от Сахары. Типы различных систем А. н. м. определяют главным образом по типу или характеру центрального персонажа, вокруг которого… … Энциклопедия мифологии

Здесь и далее я буду называть мифами устойчивые представления значительной части населения, не соответствующие или не полностью соответствующие реальности и влияющие на поведение членов общества, непосредственно или косвенно.

Многие из нас в детстве (а некоторые и в более зрелом возрасте) жгли по весне траву, так как она якобы от этого лучше растет. Это неправда. Весенние пожары наносят траве/почве очень большой ущерб. Однако распространенность данного представления в головах россиян приводит к тому, что ежегодно в России от пожаров, вызванных поджогами травы, гибнут десятки людей и уничтожаются сотни зданий. При этом важно учесть, что, например, лес в столь массовом порядке специально не поджигают, ибо понимают, что жечь лес - плохо, а траву поджигают специально, в том числе и потому, что считают, что это хорошо.

Без заголовка

Таким образом, само представление о полезности выжигания травы наносит обществу вполне реальный ежегодный урон.

Другой пример: многие считают, что если Вы обгорели на солнце, необходимо смазать обожженное место маслом. Вероятно, это связано с тем, что в нашем сознании закреплено, что масло – смягчает и увлажняет кожу. А ведь между тем, налить масло на ожог – это худшее, что можно сделать. Масло создает воздухонепроницаемую пленку, не дает коже охладиться и, тем самым, усиливает ожог, косвенно разогревая кожу еще больше. В данном случае распространенное неверное представление, укорененное в социуме, наносит вполне реальный ущерб здоровью.

Другим примером негативного влияния представлений на социальную реальность являются не соответствующие действительности массовые стереотипы о перспективах выпускников ВУЗа различных специальностей на рынке труда (подробно об этом я писал здесь), распространенность которых приводит к нерациональным решениям сотен тысяч абитуриентов при выборе будущей карьеры.


г

Другая группа мифов не определяет действия граждан непосредственно, но серьезно влияет на систему управления обществом.

Механизм влияния в большинстве случаев выглядит примерно так: большая часть населения считает, что правительство должно решать социальную проблему способом №1. Правительство (элита, эксперты, наиболее продвинутая часть общества) понимает, что действовать способом №1 вредно и что есть гораздо более разумное решение №2. Но решение №2 сложное, обществу его не объяснить, оно не популярно. И правительство выполняет решение №1, прекрасно понимая его вредность для страны, но стремясь понравиться избирателям. Ведь работа политика – нравиться людям, и он, даже понимая неправоту большинства, часто предпочтет этому большинству поддакнуть, нежели пытаться переубедить, рискуя утратить доверие.

Как человек поработавший в системе, я вас уверяю, что большая часть идиотских решений наших властей идиотские не потому, что власти этого не понимают, а потому, что подавляющему большинству нашего темного населения нравятся именно идиотские решения. Ну а власть, в свою очередь, стремится понравиться своему электорату. Напомню, что закон Димы Яковлева согласно ВЦИОМ поддерживали 76% россиян.


1

В других случаях массовые представления населения о тех или иных вопросах управления страной зачастую препятствуют принятию разумных и осознанных решений по этим вопросам. Не буду повторяться: все желающие могут проверить адекватность своих представлений о том, на кого мы больше тратим, на чиновников или пенсионеров, и на сколько дней пенсионных выплат хватит состояния Абрамовича, здесь.

Таким образом, неверные, устарелые, но распространенные представления о социальных реалиях зачастую могут самим фактом своего существования прямо ухудшать жизнь общества.

Помимо простых линейных мифов существуют целые комплексы представлений, которые сложно раздробить на дискретные кусочки для детального препарирования, однако их взаимосвязь и влияние на нашу жизнь сложно недооценить.

table6 (1)

И поэтому, в свою очередь, мы не ходим на выборы. У нас даже на выборах президента явка выше 60% с трудом набирается, а на мэра могут и 15% прийти. От нас же "ничего не зависит".

От нас, как считают 67 % россиян, не зависит даже ремонт собственного многоквартирного дома. Подавляющее большинство европейцев и американцев очень удивились бы подобной постановке вопроса - от кого может зависеть ремонт дома находящегося в вашей совместной собственности как не от вас самих?

В этой связи, не удивительно почему во все времена оголтело провластные пропагандисты с таким удовольствием раздувают мифы о всемирном заговоре, мировой закулисе и масонских ложах. Ведь народом, который уверен, что от него ничего не зависит так легко управлять.

Для начала - список ведущих 10 стран мира по ВВП по ППС и по населению.

table5 (1)

Как видно в этих списках, наше место за пределами первой пятерки, а по ВВП на душу населения вообще стыдно говорить где.

По общему экономическому потенциалу и мировому значению мы совершенно четко находимся в ряду таких стран, как Бразилия, Мексика, Турция, которые не считают возможным тратить собственные ресурсы на военные базы на другом конце земли и многомиллиардную поддержку дружественных режимов.

Что же касается возможностей военного противостояния крупнейшим мировым центрам силы в долгосрочной перспективе, то надеюсь многих отрезвит следующая таблица:

table1

Для обеспечения паритета военных расходов с НАТО нам придется увеличить их долю в ВВП с сегодняшних и без того немалых 4,4% до 42%. Такое увеличение вряд ли возможно, т.к. даже в позднем СССР доля военных расходов в по разным оценкам достигала 10-15% ВВП, что и угробило страну; а у голодающей, причем в прямом смысле, Северной Кореи сейчас от 15 до 25%.

Вот карта Московского княжества в начале 14 века:

карта

Как мы видим, меньше границ сегодняшней Московской области. Западный рубеж – Можайск, южный – Коломна. С тех пор на нас, безусловно, постоянно нападали, а мы так успешно оборонялись, что на пике своей обороны умудрились докатиться до Эльбы на западе и до Меконга на Юго-Востоке.

Многие сразу вспоминают нашествия Карла XII и Наполеона, но почему-то забывают, что Нарва, у которой произошло первое сражение, была Шведской территорией, а итальянский поход Суворова, как и ряд последующих европейских походов 1805-1807 годов, очень сложно изобразить в качестве оборонительных операций (про Вторую мировую не буду – нынче могут и посадить).

Снимок экрана 2014-02-04 в 15.16.58

Объективных оснований для подобной интерпретации событий, как минимум, не меньше, чем у той, в которой мы уже несколько веков сами себя убеждаем.

3. Территория – это актив

Этот тезис был безусловным фактом до середины 20-го века, когда территория и население являлись источником дополнительных ресурсов. Однако с построением социальных государств, территория стала все больше становиться пассивом. Транспортные плечи, излишние издержки на содержание инфраструктуры, необходимость обеспечения населению одинакового объема социальных услуг на всей территории и так далее - все это издержки больших неурбанизированных пространств.

Вот список некоторых стран мира по ВВП по ППС и по площади

table2 (1)

Никакой взаимосвязи между размером территории и уровнем ВВП на душу населения нет. Более того, в лидерах роста этого показателя страны, вообще не обладающие территорией - Сингапур и Гонконг.

А крупные страны, как правило, заселены вполне компактно – на трети территории Канады живет всего 70 000 человек, а 90% населения Австралии живет на четверти ее территории.

Негативное влияние

Представители властной элиты часто сами являются носителями господствующей мифологии. В иных случаях они зарабатывают себе политические очки, играя в великодержавность на глазах верящей в нее публики, а приводит это к следующим последствиям:

1. Прямые и видимые расходы.

Можно добавить еще расходы на сохранение в Севастополе какого-то мифического черноморского флота, которого не существует с военной точки зрения, но миллионы обывателей рады, что мы его не сдали и т.д. Список, увы, почти бесконечен.

2. Косвенные расходы, связанные с затруднением экономической активности

В некоторые сектора иностранцам нельзя – они стратегические. Например, иностранцам нельзя купить в России компанию, осуществляющую полиграфическую деятельность, если ее оборудование может обеспечить печатание не менее чем двухсот миллионов листов-оттисков в месяц. Все инвесторы, которые интересуются проектами, имеющими отношение к самолетостроению, транспорту и связи должны проходить через Правительственную комиссию, что означает дополнительные три месяца только для того, чтобы узнать - да или нет; и если да, то на каких условиях.

Многие области закрыты и для внутренних инвестиций. Это секретно, гражданским пользоваться нельзя. Для того, чтобы заниматься данной деятельностью надо оформить сотни допусков. Эти частоты нужны военным. В здании по нормам обязательно должно быть бомбоубежище, извольте потратиться. Этот список тоже почти бесконечен, т.к. любую глупость и неэффективность всегда можно объяснить интересами национальной безопасности, и никто возражать не будет.

3. Неадекватные решения в экономической политике государства

Начну с ну очень симптоматичного курьеза.

депутаты

Меня эта история весьма развеселила, однако ужас ситуации состоит в том, что большинство как населения, так и депутатского корпуса сочли бы эту речь дельной (или, что еще хуже, руководством к действию).

А дальше несколько несвязанных примеров про одно и то же из разных отраслей.

Трубопроводы

По мнению некоторых экономистов и специалистов отрасли, многие из построенных в последнее время и строящихся сейчас нефте- и газопроводов, мягко скажем, проложены неоптимальными маршрутами и зачастую экономически нецелесообразны (в отдельные проекты углубляться не буду – ограничен законами жанра).

Самолетостроение

Один мой знакомый в середине двухтысячных в самом начале замечательного проекта Sukhoi Superjet вел пространную дружескую беседу с человеком непосредственно причастным к созданию проекта.

Человек оказался провидцем. Прошло восемь лет, мы потратили более 44 млрд. рублей (без учета государственных гарантий по заимствованию) и . мы имеем самолет с весьма туманными перспективами, продажи которого невозможны без государственной поддержки.

ce[jq

Итак, желание казаться себе и окружающим великой державой обходится нам весьма дорого.

Территория – это актив

Никому и в голову не придет мысль о том, что китайцам данная территория сама по себе и даром не нужна. У них весь западный Китай еще не освоен - как-то китайцы туда не едут, несмотря на все усилия собственного правительства, предпочитая мигрировать на юго-восток, и без того перенаселенный. Китайцы едут в российские регионы, потому что там есть платежеспособные русские, получающие часть нефтяной ренты. Как только русские оттуда уедут, китайцы уедут тем более. Туда, где комфортно и туда, где работа. А заливая шальные деньги на дальний восток правительство только увеличивает количество приехавших туда китайцев.

Для оценки результатов, к которым привел данный подход, рекомендую почитать следующую книгу.

table3 (2)

Из данной работы следует, что такие страны, как Финляндия, которые принято традиционно считать холодными, по уровню ТДН мало отличаются, от других стран Европы, потому что подавляющее число их населения компактно сконцентрированы на юге. Кроме того, во всех исследованных странах средняя температура на жителя в течение 20-го века в среднем выросла, потому что а) граждане предпочитают жить в более теплом климате и б) это экономически эффективней. Единственное исключение – Россия, где за 100 лет ТДН снизился.

Достаточно сравнить самые быстрорастущие города Российской империи XIX века – теплые Одессу, Харьков и Воронеж с самыми быстрорастущими городами СССР - Пермью, Челябинском и Новосибирском. О причинах таких изменений можно спорить долго, но все они носят, скажем так, военно-политический характер; экономические же причины отсутствуют.

А ведь в связи с холодным климатом мы несем немало как прямых, так и косвенных затрат.

table4 (1)

Подсчитать, во что это нам обходится в совокупности крайне сложно. Но американское правительство посчитало, что похолодание на один градус приводит к уменьшению роста американского ВВП на 1.5%.

Так что удержание территорий обходится нам тоже дороговато.

Чтобы меня не обвинили в призывах к развалу страны, я соглашусь, что в этом тоже нет ничего плохого. Но хотелось бы, чтобы решения принимались осознанно. Кто-то ездит на огромном внедорожнике по городу, наплевав на расход топлива, так как внедорожник для него комфортнее. Если у нас столько территории, наверно когда-то мы очень хотели ее захватить, а теперь удержать, иначе бы ее столько не было. А вот кто-то свою территорию хотел обустроить – швейцарцы, например :)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Социальная мифология представляет собой феномен идеологической практики, конституировавшийся в зрелом виде в 19-20 вв. и представляющий собой сознательно целенаправленную деятельность по манипулированию массовым сознанием посредством специально сформированных для этой цели социальных мифов.

В узком смысле, социальный миф - фантастическое, утопическое или превратное представление о социальной реальности в виде четких лозунгов. Воздействуя на обыденное сознание, социальный миф может стимулировать соответствующие социальные действия людей. Со временем социальные мифы и их практическая реализация приходят в резкое противоречие с объективной социальной реальностью, что приводит к трагическим для данного общества последствиям, массовой гибели людей.

Мифологема - некая первичная сюжетная схема, кросскультурная идея, встречающаяся в фольклоре разных народов, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в рыцарский роман и т. п.

В широком смысле, социальный миф – вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную традицию в результате сознательного рефлексивного целеполагания, вариант политико-идеологической практики. Социальные мифы произрастают из интересов. Наиболее ярко это проявляется в политической идеологии. Как всегда, интенсивные научные разработки в области социальной мифологии произведены там, где их востребует и актуализирует воля.

Итак, Политический миф — это миф, исполь­зуемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления поли­тического господства. Любой политический миф имеет свою продолжительность жизни и иногда умирает без постороннего вмешательства. Важно, чтобы один миф вовремя сменял другой. Тогда кризис мировоззрения не влечет за собой кризис материальный – производственный и политический.

· Миф не может быть рожден немифологически. Политический миф тесно (хотя, быть может, и неявно) связан с культом и традицией. Значит, расшифровка мифа, выявление его сюжетного замысла всегда предполагает фиксацию параллелей с классическими мифами и религиями.

· Миф должен обладать качеством тотальности.

Политические мифы можно разделить на два ос­новных вида.

Мифология Германии и ее культурное влияние

Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны вследствие сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских племён; по скандинавской мифологии мы располагаем несравненно более полными литературными источниками вследствие более поздней христианизации Скандинавии, а также бережного сохранения дохристианской культурной традиции в Исландии вплоть до т.н. исландского возрождения 13 в.

Систематические данные имеются только по скандинавской мифологии последних столетий до принятия скандинавскими народами христианства, отражённой главным образом в исландских литературных памятниках раннехристианского времени.

Возникновение мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны Гинунгагап и преобразование хаоса в космос. Великаны не только противостоят богам в пространстве, но и предшествуют им во времени; первосущество великан-гермафродит Имир происходит из остывающих подземных вод (Эливагар), заполнивших мировую бездну Гинунгагап; из его подмышек, а также от трения ног рождаются другие инеистые великаны. Боги убивают великана Имира и создают из его тела мир.

Так, очень важный миф о происхождении священного мёда, дающего силы, шаманский экстаз, поэтическое вдохновение и мудрость, превращается в повествование о его циркуляции по кругу: боги – цверги – великаны – боги.

В пантеон входят боги: Один (власть, мудрость, магия, в т.ч. военная, покровитель воинов, хозяин вальхаллы), Тор (гро-мовник с военными и аграрными функциями, главный борец с великанами и мировым змеем), Тюр (старый индоевропейский небесный бог, покровитель военных собраний и поединков), Хейм-далль (страж богов и мирового древа), Хёнир, Улль (бог – стрелок из лука и лыжник), Бальдр (юный бог – ритуальная жертва), Ньёрд (плодородие, море и судоходство), Хёд (слепой бог, убийца Бальд-ра), Фрейр (плодородие, мир), Локи (мифологический плут и насмешник, отец хтонических чудовищ, посредник между богами и великанами), Браги (бог-скальд) и некоторые другие.

МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - специфический феномен идеологической практики 19-20 вв.; особый тип духовной деятельности по созданию и распространению политических мифов. В идеологии нового и новейшего времени в судьбе мифа произошли существенные перемены. Он стал использоваться как обозначение различ. рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых господствующими в об-ве силами для воздействия на массы. Особую роль в осмыслении идеологии как М, с. сыграли работы Шопенгауэра, Ницше, Ж. Сореля, Парето, Фрейда, Юнга. Основополагающая мысль Шопенгауэра -утверждение приоритета слепой воли перед разумом. Он анализировал идеологию с позиции субъекта, к-рый пытается определить свои побуждения, придать им осмысленность под углом зрения присущей ему воли. Ницше радикализировал шопенгауэровскую критику идеологии. Изобличению подверглись не только духовные явления как таковые, но и сами логические формы и законы мышления. По мнению Парето, причины предрассудков, получивших широкое распространение, надо искать не в логике, не в разуме, а в эмоциях, тайных вожделениях. Он предпринял попытку инвентаризировать язык пропаганды. Сорель рассматривал идеологию как средство социальной интеграции, сплачивающее и воодушевляющее людей. Фрейд и Юнг видели в идеологии ложное сознание, потому что в психике человека происходит искаженное "проигрывание" бессознательных мотивов и аффектов, присущих индивиду. В послевоенный период в зап. социологии значит, внимание стало уделяться вопросам природы иллюзий, механизмам их воспроизводства, эффективности тех или иных социальных фикций, могущих оказать воздействие на обществ. сознание. Социальные мифы сегодня освящают "вечные" вопросы власти и подчинения, зависимости и свободы, несправедливости и равенства.

Лит.: 1) Гуревич П. С. Социальная мифология. М., 1983. 2) Debiay R. Le sorive: Genese dii politique. P., 1980.

Другие записи

МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ концепция - один из фрагментов теории массовой коммуникации, описывающий распространение информации внутри группы. В середине 50-х гг. амер. социологи Лазарсфельд и…

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - переходы людей из одних обществ. групп и слоев в др. (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение),…

МОДА - периодическая смена образцов культуры и массового поведения. М. присутствует в самых различных сферах человеч. деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда, прическа,…

МОДЕРНИЗАЦИИ теории-совокупность концепций обществ.-экономического и политического развития в зап. социологии, объясняющих процесс перехода от стабильного "традиционного" к непрерывно меняющемуся совр.…

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ - исследовательская процедура, применяемая в бихевиористской психологии и социологии с целью формирования желаемого типа поведения. М. п. осуществляется, как правило, в искусственных…

Читайте также: