Марш футбольный сообщение по музыке

Обновлено: 30.06.2024

А инициатором создания марша выступил самый популярный в довоенное время радиокомментатор Вадим Синявский. Именно он позвонил однажды Блантеру и поинтересовался — нет ли у него желания написать музыку, которая будет звучать перед выходом игроков на поле?

Просьбе Блантер удивился, ведь были композиторы, гораздо больше увлеченные футболом. Например, Дмитрий Шостакович. Но, к просьбе отнесся ответственно. А начал с того, что пришел на стадион с секундомером: высчитать время за которое футболисты добегают трусцой от под трибунного помещения до центра поля.

Оказалось — около минуты.

Именно на этот временной отрезок и был рассчитан будущий гимн, вот только в эпоху позднего СССР он звучал уже два раза подряд, так как футболисты предпочитали к центру поля не бежать, а медленно выходить. Несколько лет назад возник конфликт между РФПЛ и Российским авторским обществом по поводу отчислений за исполнение марша. Вопрос был решен внучкой композитора Татьяной Бродской, что марш был подарен Блантером футбольному сообществу, соответственно, никаких споров о нарушении авторского права быть не может.


В тридцатые годы прошлого века радио-репортажи с футбольных матчей начинались каким-то невнятным интершумом. А легендарному комментатору Вадиму Синявскому хотелось чтобы все было красиво. Синявский мечтал о своего рода джингле, понятной и яркой заставке для своих репортажей.

Комментатор Вадим Синявский

Шостакович был не просто болельщиком, а любителем продвинутой статистики того времени. Он вел таблицы с составами команда, авторами голов и просто пометками о ходе встреч. Сохранилось более пятидесяти писем с его подробными разборами игр.

Композитор Дмитрий Шостакович на футбольном матче

Точных сведений о разговоре Шостаковича и Синявского не сохранилось. Известен лишь итог, Шостакович сославшись на свою занятость отказался. А вместо себя предложил их общего знакомого композитора Матвея Блантера.

Сам Матвей Блантер тоже был поклонником футбола. Он переживал за столичных армейцев (тогда команда называлась ЦДКА). Композитору понравилась идея футбольного марша. Синявский предоставил композитору полную творческую свободу, поставив единственное условие, марш должен длиться определенное время. А именно ровно столько, сколько занимает проход футболистов от подтрибунного помещения до центра поля.

Композитор Матвей Блантер

Приехав домой, музыкант исполнил на рояле только что написанную мелодию. Результат ему понравился и он спокойно лег спать. Утро вечера мудренее, но не в данном случае, проснувшись Матвей Исаакович понял, что он не помнит абсолютно ничего из вчерашнего сочинения. На помощь пришел сын композитора Владимир (сам талантливый музыкант), который знал о забывчивости отца. Когда сын накануне услышал новое произведение, он решил на всякий случай записать ноты. И оказался прав.

Первым (не считая сына) Блантер показал новый марш Дмитрию Шостаковичу. Более опытный композитор одобрил мелодию безоговорочно. Впоследствии, когда во время матчей звучали эти позывные Шостакович неизменно повторял всем болельщикам, сидящим рядом на трибуне:

Впервые марш зазвучал на всех стадионах страны уже после Великой Отечественной войны. С тех пор музыка непрерывно сопровождает матчи внутренних чемпионатов различных советских и российских лиг.

Впрочем в 2009 году марш мог перестать предварять спортивные событие. Причиной стал конфликт между Российской футбольной премьер-лигой и Российским авторским обществом. Авторское общество требовали положенных по закону отчислений за использование мелодии. Премьер-лига проигнорировала обращение авторского общества.

По закону авторские отчисления должны поступать наследникам еще 70 лет после смерти автора (Матвей Блантер умер в 1990году).

Эту ситуацию разрешила внучка Матвея Блантера Татьяна Бродская. Она напомнила, что ее дедушка написал марш в дар футбольному сообществу и никаких авторских отчислений ни ей, ни другим членам семьи не нужно.

Зенит

Зенит

ЦСКА

ЦСКА

премьер-лига Россия

премьер-лига Россия

В тридцатые годы прошлого века радио-репортажи с футбольных матчей начинались каким-то невнятным интершумом. А легендарному комментатору Вадиму Синявскому хотелось чтобы все было красиво. Синявский мечтал о своего рода джингле, понятной и яркой заставке для своих репортажей.

Комментатор Вадим Синявский

Шостакович был не просто болельщиком, а любителем продвинутой статистики того времени. Он вел таблицы с составами команда, авторами голов и просто пометками о ходе встреч. Сохранилось более пятидесяти писем с его подробными разборами игр.

Композитор Дмитрий Шостакович на футбольном матче

Точных сведений о разговоре Шостаковича и Синявского не сохранилось. Известен лишь итог, Шостакович сославшись на свою занятость отказался. А вместо себя предложил их общего знакомого композитора Матвея Блантера.

Сам Матвей Блантер тоже был поклонником футбола. Он переживал за столичных армейцев (тогда команда называлась ЦДКА). Композитору понравилась идея футбольного марша. Синявский предоставил композитору полную творческую свободу, поставив единственное условие, марш должен длиться определенное время. А именно ровно столько, сколько занимает проход футболистов от подтрибунного помещения до центра поля.

Композитор Матвей Блантер

Приехав домой, музыкант исполнил на рояле только что написанную мелодию. Результат ему понравился и он спокойно лег спать. Утро вечера мудренее, но не в данном случае, проснувшись Матвей Исаакович понял, что он не помнит абсолютно ничего из вчерашнего сочинения. На помощь пришел сын композитора Владимир (сам талантливый музыкант), который знал о забывчивости отца. Когда сын накануне услышал новое произведение, он решил на всякий случай записать ноты. И оказался прав.

Первым (не считая сына) Блантер показал новый марш Дмитрию Шостаковичу. Более опытный композитор одобрил мелодию безоговорочно. Впоследствии, когда во время матчей звучали эти позывные Шостакович неизменно повторял всем болельщикам, сидящим рядом на трибуне:

Впервые марш зазвучал на всех стадионах страны уже после Великой Отечественной войны. С тех пор музыка непрерывно сопровождает матчи внутренних чемпионатов различных советских и российских лиг.

Впрочем в 2009 году марш мог перестать предварять спортивные событие. Причиной стал конфликт между Российской футбольной премьер-лигой и Российским авторским обществом. Авторское общество требовали положенных по закону отчислений за использование мелодии. Премьер-лига проигнорировала обращение авторского общества.

По закону авторские отчисления должны поступать наследникам еще 70 лет после смерти автора (Матвей Блантер умер в 1990году).

Эту ситуацию разрешила внучка Матвея Блантера Татьяна Бродская. Она напомнила, что ее дедушка написал марш в дар футбольному сообществу и никаких авторских отчислений ни ей, ни другим членам семьи не нужно.


Людей старшего поколения раздражает погруженность молодежи в соцсети. Между тем, есть в этом очевидная польза. Ведь спустя годы будет легче легкого установить с точностью до минуты, когда произошло то или иное событие. И даже, когда и кому пришла в голову та или иная идея. Так что историкам будущего предстоит бороться не с недостатком, а с избытком информации.

Но эпоха соцсетей еще не стала историческим пластом, так что пока очень часто приходиться горевать о том, что негде прочесть и некого спросить, как оно было на самом деле.

Идея его создания принадлежит радиокомментатору Вадиму Синявскому. Ему не нравилось, что репортаж начинается с каких-то неопределенных звуков. Но почему ж тогда Синявский не настоял на сочинении и записи короткой заставки, которую можно было бы запускать в эфир прямо из студии?

Может, слышал музыкальные вступления на заграничных стадионах, которые посещал во время редких в то время выездов советских команд за рубеж? Уже не узнать. Вадим Святославович сам пытался написать мелодию для выхода футболистов на поле, но потуги были жалкими, все ж не музыкант.

Задачу Синявский поставил так. Музыка должна звучать ровно то время, что футболисты выбегают из раздевалок на поле и выстраиваются в центральном круге. Замерили. Получилось, что если без суеты, то минута. Синявский начал репортаж, а Блантер спустился на трибуну. Он был болельщиком, и, конечно, остался посмотреть игру. Знать бы сейчас, кто играл. Но и это неизвестно.

Володя, сын Матвея Исааковича, зная отцовские проблемы, вечером наскоро записал ноты услышанной мелодии.

Найдете дивная фотографию двух странноватых с виду людей на пустых трибунах. Шостакович в пилотке из газеты и с неизменным портфелем, Блантер в плаще и кепке, и больше никого. Дмитрий Дмитриевич и Матвей Исаакович любили прийти пораньше и всласть поболтать о любимой игре.

Видите, как много вопросов? Но так ли уж они важны? Все преходяще, как известно, только музыка вечна. Ведь было дело, Российское Авторское Общество пыталось заставить РФПЛ выплачивать две десятые процента от билетной выручки за каждый матч, начинающийся с исполнения марша.

Но внучка Блантера, Татьяна Бродская, осадила хватких борцов за авторские права, напомнив, что дед написал марш в дар футбольному сообществу, и нечего наживаться на чужой щедрости и благородстве. Не правда ли, отличный пример того, как футбол будит не алчность и агрессию, но и души прекрасные порывы?

Читайте также: