Сообщение о творчестве актера пантомимы марселя марсо

Обновлено: 21.05.2024

Детство и война

Он родился в Страсбурге в семье эмигрантов из Польши. Его отец еврей Чарльз Мангель был достаточно зажиточным человеком. Он забивал скотину по законам кашрута, семья жила безбедно и даже могла позволить себе меценатство. А ещё у Чарльза был удивительный баритон. Мать Марселя, Анна, с ранних лет прививала мальчику любовь к искусству. Попав в кинотеатр на фильм Чарли Чаплина, маленький еврейский мальчик понял, домой возвращался фирменной походкой Чарли Чаплина. Его будущее, похоже, было определено ещё тогда.

Счастливому детству и отрочеству положила конец Вторая Мировая. Когда немцы вошли в Страсбург, семья Мангелей в считанные часы покинула город и перебралась в городок Дордонь. Сам Марсель и его брат вступили в ряды Сопротивления. Сначала он при помощи ластика и чернил правит даты рождения в паспортах еврейских ребят, чтобы их не забирали в трудовые лагеря. Когда же это не помогает, переводит группы через Альпы в Швейцарию. Тогда же он изменил и свою фамилию – с Мангель на Марсо. Во время войны Марсель спас десятки еврейских детей, но ничем не смог помочь своим родителям, которые очутились в Освенциме.

Содержание статьи

Марсель Марсо

  • Марсель Марсо: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Пруст Марсель: биография, карьера, личная жизнь
  • Дюшан Марсель: биография, карьера, личная жизнь

Марсель Марсо посвятил свою жизнь пантомиме. Его творчеством восхищались во всем мире. Во Франции в честь актера были названы многие учебные заведения, а публика считала его национальным достоянием. Актер, не произносивший на своих выступлениях ни одного слова, заставлял людей грустить, радоваться и восхищаться его творчеством.

Детство и юность

Мальчик родился в городе Страсбург, в 1923 году, 22 марта. Будущие родители Марселя бежали из Польши, спасаясь от преследования еврейских семей. Биография мальчика очень непростая. Отец был отправлен в концентрационный лагерь Аушвиц, где и погиб в конце войны.

Марсель Марсо

В период оккупации Франции, мальчик вместе со своим братом примкнул к местному подполью и помогал в спасении детей из еврейских семей, переправляя их через границу, в Швейцарию. Его дар пантомимы проявился именно в этот период. Практически мгновенно меняя выражение лица, он мог прикинуться кем угодно, не вызывая подозрения у постовых, которые всегда думали, что видят этого человека впервые. Это помогло Марселю вывести из Франции несколько десятков детей.

Позже он вступил во французскую армию и там сменил свою фамилию на Марсо, взяв ее в честь одного из французских генералов, участвовавших в революции. Уже в это время он стал показывать свои первые пантомимы, выступая перед военными в короткие перерывы между боями.

Как только Франция была освобождена, Марсель вместе со своими друзьями дали на одной из площадей свой первый большой концерт.

Начало творческого пути

Увлекшись творчеством Чарли Чаплина и театром, Марсель поступил на обучение в школу искусств города Лиможа, а чуть позже – в Театр имени Сары Бернар, где и получил актерское образование. Его учителем стал знаменитый актер Этьен Декру, который первым рассмотрел в юноше его дар и талант. Марсель учился и у великого представителя искусства актера Жана-Луи Барро, сыгравшего в одной из кинолент мима 19 века – Дебюро.

Уже вскоре Марсель начал самостоятельно выступать на сценах театров Франции, и его удивительный дар был сразу принят французской публикой. Актер стал открытием и сенсацией в мире театра, тогда и началась его великолепная сценическая карьера. Марсель придумал себе образ клоуна Бипа, в котором и предстал перед французами. Помятая шляпа-котелок, свитер в полоску, взлохмаченные волосы пепельного цвета, покрытие пылью, белый грим на лице и грустный взгляд подведенных глаз – таким его и запомнили миллионы зрителей.

Биография Марселя Марсо

Со своим кумиром – Чарли Чаплином, под влиянием образа которого был и создан клоун Бип, Марсо встретился лишь один раз, совершенно случайно, возвращаясь со съемок одного из своих фильмов. Они столкнулись в аэропорту и провели вместе около часа. В конце встречи актер, не зная, что сказать перед расставанием, поцеловал руку великого мастера немого кино, а тот лишь расплакался в ответ.

Гастроли и выступления

В середине 50-х годов Марселя приглашают в турне по Америке, где он производит настоящую сенсацию. Его талант был моментально замечен в Голливуде и актеру предложили контракт. Но Марсо снялся лишь в одной киноленте, режиссером которой стал Мел Брукс.

Марсель Марсо и его биография

После посещения США актер стал постоянно гастролировать по всему миру. Он давал огромное количество спектаклей и каждый раз публика с восторгом принимала великого мастера пантомимы.

В СССР Марсо впервые приехал в 1957 году и так же, как и во всем мире, произвел неизгладимое впечатление на зрителей и коллег по театральной сцене. Он много раз бывал в гостях у Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые стали для него близкими друзьями. Также часто Марсо общался с Аркадием Райкиным, с которым они тоже быстро подружились. Константин Райкин в своих интервью не раз говорил, что Марсо был и остается самым великим артистом жанра пантомимы и повторить то, что сделал он, или хотя бы приблизиться к его мастерству никому не удалось.

Марселя Марсо не стало в 2007 году, он немного не дожил до своего 85-летия. Его похоронили во Франции на кладбище Пер-Лашез.

Артист Марсель Марсо

Личная жизнь

Известно, что он был трижды женат, но при жизни старался, чтобы имена его жен и детей тоже были никому не известны. Только после его смерти тайна была приоткрыта.

У Марсо было четверо детей. Его первая жена родила ему двоих сыновей – Батиста и Мишеля. А третья – двух дочерей – Камиллу и Аурелию.

Искусство пантомимы Марселя Марсо

Марсель Марсо

У артистов цирка всегда был интерес к пантомиме, и мастерское владе­ние ею обогащает искусство не одних клоунов.

Поэтому книге Г. Иеринга и М. Марсо, рассказывающая о творческом опыте популярного французского артиста и его поисках, принесет несом­ненную пользу.

Герберт Иеринг. Мы можем считать, что вы знаете и освоили все виды театрального искусства — испробовали силу слова и силу жеста, прежде чем решились выражать все только жеста­ми. Как же возник Бип?

Я хотел создать народный тип, в ко­тором каждый человек мог бы увидеть себя.

Я надел полосатую тельняшку, белые брюки, шляпу с пером — и в зеркале отразился Бип. Отсутствовала только белая маска. Я знал, что французские мимы по традиции гримируют лица бе­лой краской. Греческие и римские мимы и итальянские комедианты покрыва­ли свои лица мукой, и Пьеро последова­ли их примеру. Рот подчеркивается красной линией, черным — глаза и бро­ви. Английские мимы, дебютировавшие в Голливуде в 1914 году и работавшие там до 1926 года, выступали в фильмах с белыми лицами. Так, Гарри Лангдон в костюме моды 1923 года играл с лунно-бледным лицом Пьеро. Белая краска применяется также в китайском и япон­ском театрах.

Герберт Иеринг. Хотелось бы устано­вить, что такое стильные упражнения, что такое мим и что такое пантомима.

Марсель Марсо. Стильные упражнения показывают борьбу человека с невиди­мыми на сцене стихиями воды, ветра, огня, земли. Например: ходьба против ветра, передвижение человека под во­дой, перетягивание каната. Стильные упражнения современных мимов осно­вываются на грамматике Этьена Декру.

Герберт Иеринг. Не можете ли вы точ­нее рассказать о грамматике Этьена Декру, имеющей такое же значение для жеста, как синтаксис для языка? Марсель Марсо. Этьен Декру утверж­дал, что актер все может выразить своим телом, и рассматривал его как инструмент, с помощью которого можно передать чувство через движение или позу. Лицо здесь не играет никакой ро­ли, оно — маска. Только тело выра­жает такие чувства и состояния, как голод, жажда, смерть, любовь, счастье.

Тело выражает также преодоление препятствий. Противодействие, преодоление являются ключом к искусству мимов.

Например: ветер невидим. Мы долж­ны сделать его видимым. Ветер дует нам навстречу. Мы выражаем это про­тиводействием, которое оказывает ему наше тело.

Так же создается впечатление пере­движения в воде.

Пантомима — это безмолвный театр с комическим или драматическим действием.

Герберт Иеринг. Следовательно, в пан­томиме лицо имеет большое значение?

Марсель Марсо. Да, в пантомиме пользуются и мимикой. Но нужно пользо­ваться ею правильно.

Искусство состоит в том, чтобы при­менять мимику в меру и правильно. Мим есть искусство показа взаимо­действия человека с природой, предме­тами и людьми, которые нас окружают.

Пантомима рассказывает о комедий­ном или драматическом событии. Для искусства мимов важной проблемой является создание иллюзии времени и пространства. Например, мим за не­сколько минут дает жизнь человека — юность, зрелость, старость, смерть. Эта конденсированная форма искусства имеет такое же драматическое напря­жение, как и словесный театр. То, что словесный театр показывает два часа, театр мимов может сказать за две минуты.

Марсель Марсо

Моя программа состоит из двух ча­стей: стильных этюдов и Бип-пантомим. Бип — это совсем новая фигура, он не хуже и не лучше, чем окружающие его люди.

Марсель Марсо. В Бип-пантомимах я играю без партнеров. Здесь тишина и невидимый мир противостоят моей особе. Сила выразительности заключает­ся как раз в тишине, при которой пред­меты возникают гораздо сильнее, живее и выразительнее.

Марсель Марсо

Марсель Марсо. Здесь действовали со­вершенно другие законы. Когда я выступаю один, я должен концентрировать все силы на абстрактном, чтобы сделать его видимым.

Когда я говорю об ансамблевом пред­ставлении, имею в виду, что характеры должны быть понятны современной пуб­лике, а следовательно, должны быть связаны с социальными условиями на­шего времени. Здесь характеры должны быть контрастными, например: скупец и расточитель, бедняк и богач-себялюбец.

Пантомима, разыгрываемая ансамб­лем, воспринимается публикой только тогда, когда она может отождествить себя с героями так же легко, как она отождествляет себя с Бипом. Бип — художник, конькобежец, ботаник — брат каждого человека.

Марсель Марсо

Как я уже говорил, Этьен Декру вво­дил хор, который умножал одного че­ловека.

Теперь вы должны вспомнить, что словесный театр существует сотни лет, Традиция слова и письма сохраняется от античной драмы до нашего времени. К сожалению, с пантомимой было не так. Все было потеряно. Если можно так выразиться, пришлось заново от­крывать язык пантомимы. Задачей Дек­ру было найти грамматику этого язы­ка и связать ее с нашим временем. Но воспроизвести в пантомимном театре социальные и бытовые проблемы рань­ше не пытались. Это уже наша задача.

Герберт Иеринг. Можно ли читать язык знаков?

Марсель Марсо. Да, в известном смыс­ле. В восточных танцах имеются только знаки движения, потому что эти танцы представляют собой религиозные упраж­нения.

На Западе знаки движения мимов от­ражают действительность. Обычные, по­вседневные жесты, которые узнаются публикой, здесь преобразованы по эсте­тическим законам.

Таким образом, стиль в искусстве мима сближается со знаками движения­ми восточного танца. Например, когда нужно представить рыбу, воду, плот­ность воздуха. Это искусство иллюзии, почти оптический магнетизм.

В пантомиме знаки движения зани­мают меньше места, потому что игра приближается к игре комических акте­ров.

Пантомима со многими ролями зна­комит публику со знаками движениями через ситуации, которые более привыч­ны публике. Можно представить себе, что в будущем возникнет теория, кото­рая разработает знаки движения как азбуку и грамматику.

Необходимо, чтобы речь мима была так же понятна публике, как слова. Слова мгновенно вызывают у публики представления, известные с детства, по­этому речь для нее понятна. Знак дви­жения, являющийся эстетическим преоб­разованием обычного жеста, требует от публики напряжения, чтобы перевести его.

Необходимо прежде всего вновь со­здать понятного мима. Если он представляет живо и по-народному, публи­ка приучается к требованиям этого ис­кусства, которое находится в развитии; хотя оно старо как мир, но нами долж­но быть вновь открыто и преобразовано творчески.

Уже мимы древности ощущали опас­ность диалогических пантомим.

Марсельские мимы Луи Руфф, Фариниа и Северин оставили после себя технику, охранявшую их от диалогиче­ских пантомим, которые производили бы впечатление, будто немые актеры пытаются разговаривать.

Искусство жеста универсально, как само человечество.

Теория Этьена Декру определила вы­разительную сферу современных мимов. Условности и знаки мимов очень содер­жательны и имеют такую же точную технику, как классический танец или искусство слова.

Герберт Иеринг. Часто возникают недо­разумения, когда начинают сравнивать пантомиму и танец. Мы еще не говори­ли о том, в чем, собственно говоря, раз­ница между пантомимой и балетом.

Марсель Марсо. Для меня искусство мимов есть искусство пластики, а ба­лет — это искусство движения.

Мим статичен и твердо стоит на земле. Танец пользуется как выразительным средством прыжком, поддержкой. Та­нец следует музыке, а искусство мима осуществляется в молчании.

Тип мима проявляется через его пла­стику. Так, Пьер Верри, который во время наших представлений выносил дос­ки с объявлением о том, какое стильное упражнение или Бип-пантомима будет исполняться, был так пластичен, что его выход сам по себе уже выражал харак­тер предстоящей пантомимы.

. Танец — это освобождение. Искус­ство мимов — это исследование, испытание.

Вершины в искусстве танца дости­гаются, когда техника преодолевает че­ловеческую ограниченность. Тогда про­исходит триумф мастерства. Когда та­нец обращается в драму, он становит­ся менее интенсивным и быстрым. Когда мим ищет освобождения, он прибегает к танцу.

. Пантомима в мюзик-холле основы­вается на чистой акробатике. Я нахожу, что здесь она ограничена в своих возможностях, ибо используется только как вспомогательное средство. Необхо­дим самостоятельный пантомимный театр, потому что каждая форма искус­ства должна иметь свою собственную рамку.

Даже в своем театре я не считаю пра­вильным начинать с сюжетных пантомим. Нужно подготовить публику, по­степенно переходить от простого к слож­ному. Мой десятилетний опыт показал, что искусство пантомимы покоится на постоянном наблюдении жизни и что эту театральную форму нельзя отделять от других форм искусства. Ис­кусство стоит на высоком уровне, когда оно черпает свою силу из глубоких на­родных корней и возбуждает всеобщий интерес. Когда я говорил с Еленой Вейгель, я понял, что в пантомиме непосредственнее всего воздействует привычное, повседневное, знакомое, по­данное в художественной форме. По­этому она так любит сцены Бипа и считает, что в ансамбле детали должны подаваться так же четко, и то, что я сделал за многие годы с Бипом, я дол­жен перенести в ансамбль.

Я понял, что наше искусство должно покоиться на человечности.

Герберт Иеринг. Думали ли вы уже о новых темах?

Марсель Марсо. Меня глубоко зани­мает история цирка. Я думаю также о различных сценках из современной па­рижской жизни.

Герберт Иеринг. Откажетесь от Бипа или будете продолжать его?

Высказывания о пантомиме Марселя Марсо изложены известным не­мецким театральным критиком Гербертом Иерингом в форме диалога-беседы и опубликованы в 1959 году в ГДР. Выше публиковались выдержки из этой книги.

марсель марсо

Марсель Марсо: биография

Самый известный в мире мим родился 22 марта 1923 года в Страсбурге. Марсель был сыном еврейской супружеской четы, которая переехала во Францию из Польши после окончания Первой мировой войны.

марсель марсо фильмы

Как уже говорилось, сразу после войны Марсель Марсо придумал клоуна Бипа, который стал его любимый персонажем. Полосатый свитер, потрёпанная шляпа, белое лицо с подведёнными глазами – грустный образ клоуна-неудачника заставлял плакать и смеяться миллионы людей по всему миру. Амплуа Марселя Марсо определилось тогда раз и навсегда.

В 1955-1956 годах Марсель Марсо совершил своё первое гастрольное турне по американским штатам. Его выступления произвели настоящий фурор – артист навсегда стал желанным гостем для американской публики. Гастрольные поездки стали для него образом жизни, он разъезжал по разным странам и давал в год по 300 спектаклей. В 1961 году мим впервые посетил Советский Союз.

Спустя два года после выхода последней кинокартины Марсель Марсо организовал в Париже школу пантомимы, которая существует по сей день и считается мемориальной.

амплуа марселя марсо

Награды

За свою жизнь клоун получил их немало. Французское правительство отметило артиста несколькими высокими наградами, среди которых можно выделить следующие медали:

Кроме того, у артиста было много премий и грамот.

Известные должности

Знаменитый мим был членом Берлинской академии изящного искусства. Также он получил почётное звание доктора наук в университете в Принстоне. Затем Марсо вошёл в совет профессоров высшего учебного заведения в американском штате Огайо. Стал почётным преподавателем Мичиганского университета. В 2002 году Марсель Марсо был назначен послом доброй воли ООН.

марсель марсо биография

Личная жизнь

Марсель Марсо был трижды женат. От первого брака у него два сына – Мишель и Батист. Третья жена родила артисту двух дочерей: Аурелию и Камиллу.

Скончался Марсо 23 сентября 2007 года в возрасте 84 лет. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Читайте также: