Сообщение о творчестве актера пантомимы марселя марсо
Обновлено: 21.05.2024
Детство и война
Он родился в Страсбурге в семье эмигрантов из Польши. Его отец еврей Чарльз Мангель был достаточно зажиточным человеком. Он забивал скотину по законам кашрута, семья жила безбедно и даже могла позволить себе меценатство. А ещё у Чарльза был удивительный баритон. Мать Марселя, Анна, с ранних лет прививала мальчику любовь к искусству. Попав в кинотеатр на фильм Чарли Чаплина, маленький еврейский мальчик понял, домой возвращался фирменной походкой Чарли Чаплина. Его будущее, похоже, было определено ещё тогда.
Счастливому детству и отрочеству положила конец Вторая Мировая. Когда немцы вошли в Страсбург, семья Мангелей в считанные часы покинула город и перебралась в городок Дордонь. Сам Марсель и его брат вступили в ряды Сопротивления. Сначала он при помощи ластика и чернил правит даты рождения в паспортах еврейских ребят, чтобы их не забирали в трудовые лагеря. Когда же это не помогает, переводит группы через Альпы в Швейцарию. Тогда же он изменил и свою фамилию – с Мангель на Марсо. Во время войны Марсель спас десятки еврейских детей, но ничем не смог помочь своим родителям, которые очутились в Освенциме.
Содержание статьи
- Марсель Марсо: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Пруст Марсель: биография, карьера, личная жизнь
- Дюшан Марсель: биография, карьера, личная жизнь
Марсель Марсо посвятил свою жизнь пантомиме. Его творчеством восхищались во всем мире. Во Франции в честь актера были названы многие учебные заведения, а публика считала его национальным достоянием. Актер, не произносивший на своих выступлениях ни одного слова, заставлял людей грустить, радоваться и восхищаться его творчеством.
Детство и юность
Мальчик родился в городе Страсбург, в 1923 году, 22 марта. Будущие родители Марселя бежали из Польши, спасаясь от преследования еврейских семей. Биография мальчика очень непростая. Отец был отправлен в концентрационный лагерь Аушвиц, где и погиб в конце войны.
В период оккупации Франции, мальчик вместе со своим братом примкнул к местному подполью и помогал в спасении детей из еврейских семей, переправляя их через границу, в Швейцарию. Его дар пантомимы проявился именно в этот период. Практически мгновенно меняя выражение лица, он мог прикинуться кем угодно, не вызывая подозрения у постовых, которые всегда думали, что видят этого человека впервые. Это помогло Марселю вывести из Франции несколько десятков детей.
Позже он вступил во французскую армию и там сменил свою фамилию на Марсо, взяв ее в честь одного из французских генералов, участвовавших в революции. Уже в это время он стал показывать свои первые пантомимы, выступая перед военными в короткие перерывы между боями.
Как только Франция была освобождена, Марсель вместе со своими друзьями дали на одной из площадей свой первый большой концерт.
Начало творческого пути
Увлекшись творчеством Чарли Чаплина и театром, Марсель поступил на обучение в школу искусств города Лиможа, а чуть позже – в Театр имени Сары Бернар, где и получил актерское образование. Его учителем стал знаменитый актер Этьен Декру, который первым рассмотрел в юноше его дар и талант. Марсель учился и у великого представителя искусства актера Жана-Луи Барро, сыгравшего в одной из кинолент мима 19 века – Дебюро.
Уже вскоре Марсель начал самостоятельно выступать на сценах театров Франции, и его удивительный дар был сразу принят французской публикой. Актер стал открытием и сенсацией в мире театра, тогда и началась его великолепная сценическая карьера. Марсель придумал себе образ клоуна Бипа, в котором и предстал перед французами. Помятая шляпа-котелок, свитер в полоску, взлохмаченные волосы пепельного цвета, покрытие пылью, белый грим на лице и грустный взгляд подведенных глаз – таким его и запомнили миллионы зрителей.
Со своим кумиром – Чарли Чаплином, под влиянием образа которого был и создан клоун Бип, Марсо встретился лишь один раз, совершенно случайно, возвращаясь со съемок одного из своих фильмов. Они столкнулись в аэропорту и провели вместе около часа. В конце встречи актер, не зная, что сказать перед расставанием, поцеловал руку великого мастера немого кино, а тот лишь расплакался в ответ.
Гастроли и выступления
В середине 50-х годов Марселя приглашают в турне по Америке, где он производит настоящую сенсацию. Его талант был моментально замечен в Голливуде и актеру предложили контракт. Но Марсо снялся лишь в одной киноленте, режиссером которой стал Мел Брукс.
После посещения США актер стал постоянно гастролировать по всему миру. Он давал огромное количество спектаклей и каждый раз публика с восторгом принимала великого мастера пантомимы.
В СССР Марсо впервые приехал в 1957 году и так же, как и во всем мире, произвел неизгладимое впечатление на зрителей и коллег по театральной сцене. Он много раз бывал в гостях у Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые стали для него близкими друзьями. Также часто Марсо общался с Аркадием Райкиным, с которым они тоже быстро подружились. Константин Райкин в своих интервью не раз говорил, что Марсо был и остается самым великим артистом жанра пантомимы и повторить то, что сделал он, или хотя бы приблизиться к его мастерству никому не удалось.
Марселя Марсо не стало в 2007 году, он немного не дожил до своего 85-летия. Его похоронили во Франции на кладбище Пер-Лашез.
Личная жизнь
Известно, что он был трижды женат, но при жизни старался, чтобы имена его жен и детей тоже были никому не известны. Только после его смерти тайна была приоткрыта.
У Марсо было четверо детей. Его первая жена родила ему двоих сыновей – Батиста и Мишеля. А третья – двух дочерей – Камиллу и Аурелию.
Искусство пантомимы Марселя Марсо
У артистов цирка всегда был интерес к пантомиме, и мастерское владение ею обогащает искусство не одних клоунов.
Поэтому книге Г. Иеринга и М. Марсо, рассказывающая о творческом опыте популярного французского артиста и его поисках, принесет несомненную пользу.
Герберт Иеринг. Мы можем считать, что вы знаете и освоили все виды театрального искусства — испробовали силу слова и силу жеста, прежде чем решились выражать все только жестами. Как же возник Бип?
Я хотел создать народный тип, в котором каждый человек мог бы увидеть себя.
Я надел полосатую тельняшку, белые брюки, шляпу с пером — и в зеркале отразился Бип. Отсутствовала только белая маска. Я знал, что французские мимы по традиции гримируют лица белой краской. Греческие и римские мимы и итальянские комедианты покрывали свои лица мукой, и Пьеро последовали их примеру. Рот подчеркивается красной линией, черным — глаза и брови. Английские мимы, дебютировавшие в Голливуде в 1914 году и работавшие там до 1926 года, выступали в фильмах с белыми лицами. Так, Гарри Лангдон в костюме моды 1923 года играл с лунно-бледным лицом Пьеро. Белая краска применяется также в китайском и японском театрах.
Герберт Иеринг. Хотелось бы установить, что такое стильные упражнения, что такое мим и что такое пантомима.
Марсель Марсо. Стильные упражнения показывают борьбу человека с невидимыми на сцене стихиями воды, ветра, огня, земли. Например: ходьба против ветра, передвижение человека под водой, перетягивание каната. Стильные упражнения современных мимов основываются на грамматике Этьена Декру.
Герберт Иеринг. Не можете ли вы точнее рассказать о грамматике Этьена Декру, имеющей такое же значение для жеста, как синтаксис для языка? Марсель Марсо. Этьен Декру утверждал, что актер все может выразить своим телом, и рассматривал его как инструмент, с помощью которого можно передать чувство через движение или позу. Лицо здесь не играет никакой роли, оно — маска. Только тело выражает такие чувства и состояния, как голод, жажда, смерть, любовь, счастье.
Тело выражает также преодоление препятствий. Противодействие, преодоление являются ключом к искусству мимов.
Например: ветер невидим. Мы должны сделать его видимым. Ветер дует нам навстречу. Мы выражаем это противодействием, которое оказывает ему наше тело.
Так же создается впечатление передвижения в воде.
Пантомима — это безмолвный театр с комическим или драматическим действием.
Герберт Иеринг. Следовательно, в пантомиме лицо имеет большое значение?
Марсель Марсо. Да, в пантомиме пользуются и мимикой. Но нужно пользоваться ею правильно.
Искусство состоит в том, чтобы применять мимику в меру и правильно. Мим есть искусство показа взаимодействия человека с природой, предметами и людьми, которые нас окружают.
Пантомима рассказывает о комедийном или драматическом событии. Для искусства мимов важной проблемой является создание иллюзии времени и пространства. Например, мим за несколько минут дает жизнь человека — юность, зрелость, старость, смерть. Эта конденсированная форма искусства имеет такое же драматическое напряжение, как и словесный театр. То, что словесный театр показывает два часа, театр мимов может сказать за две минуты.
Моя программа состоит из двух частей: стильных этюдов и Бип-пантомим. Бип — это совсем новая фигура, он не хуже и не лучше, чем окружающие его люди.
Марсель Марсо. В Бип-пантомимах я играю без партнеров. Здесь тишина и невидимый мир противостоят моей особе. Сила выразительности заключается как раз в тишине, при которой предметы возникают гораздо сильнее, живее и выразительнее.
Марсель Марсо. Здесь действовали совершенно другие законы. Когда я выступаю один, я должен концентрировать все силы на абстрактном, чтобы сделать его видимым.
Когда я говорю об ансамблевом представлении, имею в виду, что характеры должны быть понятны современной публике, а следовательно, должны быть связаны с социальными условиями нашего времени. Здесь характеры должны быть контрастными, например: скупец и расточитель, бедняк и богач-себялюбец.
Пантомима, разыгрываемая ансамблем, воспринимается публикой только тогда, когда она может отождествить себя с героями так же легко, как она отождествляет себя с Бипом. Бип — художник, конькобежец, ботаник — брат каждого человека.
Как я уже говорил, Этьен Декру вводил хор, который умножал одного человека.
Теперь вы должны вспомнить, что словесный театр существует сотни лет, Традиция слова и письма сохраняется от античной драмы до нашего времени. К сожалению, с пантомимой было не так. Все было потеряно. Если можно так выразиться, пришлось заново открывать язык пантомимы. Задачей Декру было найти грамматику этого языка и связать ее с нашим временем. Но воспроизвести в пантомимном театре социальные и бытовые проблемы раньше не пытались. Это уже наша задача.
Герберт Иеринг. Можно ли читать язык знаков?
Марсель Марсо. Да, в известном смысле. В восточных танцах имеются только знаки движения, потому что эти танцы представляют собой религиозные упражнения.
На Западе знаки движения мимов отражают действительность. Обычные, повседневные жесты, которые узнаются публикой, здесь преобразованы по эстетическим законам.
Таким образом, стиль в искусстве мима сближается со знаками движениями восточного танца. Например, когда нужно представить рыбу, воду, плотность воздуха. Это искусство иллюзии, почти оптический магнетизм.
В пантомиме знаки движения занимают меньше места, потому что игра приближается к игре комических актеров.
Пантомима со многими ролями знакомит публику со знаками движениями через ситуации, которые более привычны публике. Можно представить себе, что в будущем возникнет теория, которая разработает знаки движения как азбуку и грамматику.
Необходимо, чтобы речь мима была так же понятна публике, как слова. Слова мгновенно вызывают у публики представления, известные с детства, поэтому речь для нее понятна. Знак движения, являющийся эстетическим преобразованием обычного жеста, требует от публики напряжения, чтобы перевести его.
Необходимо прежде всего вновь создать понятного мима. Если он представляет живо и по-народному, публика приучается к требованиям этого искусства, которое находится в развитии; хотя оно старо как мир, но нами должно быть вновь открыто и преобразовано творчески.
Уже мимы древности ощущали опасность диалогических пантомим.
Марсельские мимы Луи Руфф, Фариниа и Северин оставили после себя технику, охранявшую их от диалогических пантомим, которые производили бы впечатление, будто немые актеры пытаются разговаривать.
Искусство жеста универсально, как само человечество.
Теория Этьена Декру определила выразительную сферу современных мимов. Условности и знаки мимов очень содержательны и имеют такую же точную технику, как классический танец или искусство слова.
Герберт Иеринг. Часто возникают недоразумения, когда начинают сравнивать пантомиму и танец. Мы еще не говорили о том, в чем, собственно говоря, разница между пантомимой и балетом.
Марсель Марсо. Для меня искусство мимов есть искусство пластики, а балет — это искусство движения.
Мим статичен и твердо стоит на земле. Танец пользуется как выразительным средством прыжком, поддержкой. Танец следует музыке, а искусство мима осуществляется в молчании.
Тип мима проявляется через его пластику. Так, Пьер Верри, который во время наших представлений выносил доски с объявлением о том, какое стильное упражнение или Бип-пантомима будет исполняться, был так пластичен, что его выход сам по себе уже выражал характер предстоящей пантомимы.
. Танец — это освобождение. Искусство мимов — это исследование, испытание.
Вершины в искусстве танца достигаются, когда техника преодолевает человеческую ограниченность. Тогда происходит триумф мастерства. Когда танец обращается в драму, он становится менее интенсивным и быстрым. Когда мим ищет освобождения, он прибегает к танцу.
. Пантомима в мюзик-холле основывается на чистой акробатике. Я нахожу, что здесь она ограничена в своих возможностях, ибо используется только как вспомогательное средство. Необходим самостоятельный пантомимный театр, потому что каждая форма искусства должна иметь свою собственную рамку.
Даже в своем театре я не считаю правильным начинать с сюжетных пантомим. Нужно подготовить публику, постепенно переходить от простого к сложному. Мой десятилетний опыт показал, что искусство пантомимы покоится на постоянном наблюдении жизни и что эту театральную форму нельзя отделять от других форм искусства. Искусство стоит на высоком уровне, когда оно черпает свою силу из глубоких народных корней и возбуждает всеобщий интерес. Когда я говорил с Еленой Вейгель, я понял, что в пантомиме непосредственнее всего воздействует привычное, повседневное, знакомое, поданное в художественной форме. Поэтому она так любит сцены Бипа и считает, что в ансамбле детали должны подаваться так же четко, и то, что я сделал за многие годы с Бипом, я должен перенести в ансамбль.
Я понял, что наше искусство должно покоиться на человечности.
Герберт Иеринг. Думали ли вы уже о новых темах?
Марсель Марсо. Меня глубоко занимает история цирка. Я думаю также о различных сценках из современной парижской жизни.
Герберт Иеринг. Откажетесь от Бипа или будете продолжать его?
Высказывания о пантомиме Марселя Марсо изложены известным немецким театральным критиком Гербертом Иерингом в форме диалога-беседы и опубликованы в 1959 году в ГДР. Выше публиковались выдержки из этой книги.
Марсель Марсо: биография
Самый известный в мире мим родился 22 марта 1923 года в Страсбурге. Марсель был сыном еврейской супружеской четы, которая переехала во Францию из Польши после окончания Первой мировой войны.
Как уже говорилось, сразу после войны Марсель Марсо придумал клоуна Бипа, который стал его любимый персонажем. Полосатый свитер, потрёпанная шляпа, белое лицо с подведёнными глазами – грустный образ клоуна-неудачника заставлял плакать и смеяться миллионы людей по всему миру. Амплуа Марселя Марсо определилось тогда раз и навсегда.
В 1955-1956 годах Марсель Марсо совершил своё первое гастрольное турне по американским штатам. Его выступления произвели настоящий фурор – артист навсегда стал желанным гостем для американской публики. Гастрольные поездки стали для него образом жизни, он разъезжал по разным странам и давал в год по 300 спектаклей. В 1961 году мим впервые посетил Советский Союз.
Спустя два года после выхода последней кинокартины Марсель Марсо организовал в Париже школу пантомимы, которая существует по сей день и считается мемориальной.
Награды
За свою жизнь клоун получил их немало. Французское правительство отметило артиста несколькими высокими наградами, среди которых можно выделить следующие медали:
Кроме того, у артиста было много премий и грамот.
Известные должности
Знаменитый мим был членом Берлинской академии изящного искусства. Также он получил почётное звание доктора наук в университете в Принстоне. Затем Марсо вошёл в совет профессоров высшего учебного заведения в американском штате Огайо. Стал почётным преподавателем Мичиганского университета. В 2002 году Марсель Марсо был назначен послом доброй воли ООН.
Личная жизнь
Марсель Марсо был трижды женат. От первого брака у него два сына – Мишель и Батист. Третья жена родила артисту двух дочерей: Аурелию и Камиллу.
Скончался Марсо 23 сентября 2007 года в возрасте 84 лет. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Читайте также: