Подготовьте краткое сообщение о влиянии естественных наук в целом и биологии в частности

Обновлено: 05.07.2024

Наряду с физикой, химией, математикой биология относится к естественным наукам, предмет изучения которых — природа. Особенность предмета биологии в меди­цинском институте заключается в том, что в центре внимания находится человек. Закономерности же развития человека как личности и человеческого общества в целом изучаются социальными (обще­ственными) науками. В процессе поступательного развития и по мере обогащения новыми фактами биология преобразовалась в комплекс наук, исследующих закономерности, свойственные живым существам, с разных сторон. Некоторые из этих наук представлены в медицинских институтах самостоятельными дисциплинами — анатомией, физиологией, гисто­логией, биохимией, микробиологией. Общебиологическая наука, изучающая закономерности взаимоотношении организмов друг с другом и с окружающей средой, называется экологией. Этот термин был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. Объектом изучения эко­логии являются различные уровни организации жизни, начиная с организменного. Генетика— наука о закономерностях наследственности и изменчиво­сти. По современным представлениям, наследствен­ность — это свойство живых организмов передавать из поколения в поколение особенности морфологии, физиоло­гии, биохимии и индивидуального развития в определен­ных условиях среды. Генетика как наука решает следующие основные зада­чи: изучает способы хранения генетической информации у разных организмов (вирусов, бактерий, растений, жи­вотных и человека) и ее материальные носители; анали­зирует способы передачи наследственной информации от одного поколения клеток и организмов к другому; выяв­ляет механизмы и закономерности реализации генетиче­ской информации в процессе индивидуального развития и влияние на них условий среды обитания.

Естественные науки имеют дело с материей, энергией, их взаимосвязью и преобразованием, а также с объективно поддающимися измерению явлениями. Живые существа и материалы также исследуются в естественных науках.

В древности этой наукой занимались философы. Далее эта ветвь стала называться натурфилософией и до 17 века была менее научной в применении. Английский ученый Фрэнсис Бэкон ввел научные методы, и это привело к запланированному эмпирическому исследованию предмета.

Позднее основу этого учения развили естествоиспытатели как Ньютон (1643-1727), Ломоносов (1711-1765), Пирогов (1810-1881), Чарлз Дарвин (1809-1882), Луи Пастер (1822-1895).

Естественные науки — субъект-объектные отношения и отличаются от гуманитарных наличием эксперимента, состоящего в активном взаимодействии с изучаемым объектом.

Гуманитарные знания изучают деятельность человека в области духовной, умственной, культурной и общественной. Существует суждение, что гуманитарные науки изучают самого изучающего в отличие от естественных.

Основные естественные знания

К основным естественным направлениям относятся:

  • физика,
  • инженерные,
  • о материалах,
  • химия;
  • география,
  • экология,
  • климатология,
  • почвоведение,
  • антропология.

Химия, биология, науки о земле, астрономия, физика являются частью этих знаний. Есть также пересекающиеся дисциплины, такие как биофизика, физическая химия, учитывающие различные аспекты нескольких предметов.

Естественные науки — это общий термин, используемый для описания нескольких наук, включая любые, которые касаются материи, энергии и того, как они реагируют и преобразуются друг с другом.

Естественные науки часто структурированы в междисциплинарном формате, опираясь на многочисленные области науки, а иногда и математики.

Однако естествознание в целом можно разделить на три основные категории: химию, биологию и физику. Каждый из них является самостоятельной дисциплиной изучения, но есть также несколько категорий внутри каждой.

Химия

Химия является важной областью в естественных науках, и, как и биология, есть несколько заметных категорий.

химия органическая

Органическая, аналитическая и физическая химия — три из этих областей. В дополнение к основным категориям существует количественная химия, неорганическая химия, клеточная биохимия и инструментальный анализ, который имеет дело с теориями и использованием химических инструментов.

Основные результаты этой естественной науки включают решение и объяснение проблем с представлением результатов и пониманием химических теорий и практик.

Многое из того, что определяет современную цивилизацию приходит от достижения в области знаний и технологии, вызванные естественной наукой химией. Например, современное производство в достаточных объемах продовольствия невозможно без процесса Габера — Боша, который был разработан во время первой мировой войны. Этот химический процесс позволяет создавать аммиачное удобрение из атмосферного азота, вместо того чтобы полагаться на биологически фиксированный источник азота, например коровий навоз, значительно увеличивая плодородие почв и как следствие количество продовольствия.

В пределах этих широких категорий химии в бесчисленных областях знаний, многие из которых имеют важное влияние на повседневную жизнь. Химики улучшают многие продукты, от пищи, которую мы едим до одежды, которую мы носим и материалов из которых мы строим наши дома. Химия помогает защитить нашу окружающую среду и ищет новые источники энергии.

Биология и медицина

наука изучающая

Биология классифицируется на жизни во всех ее формах-люди, животные, растения и другие организмы.

Биология также может быть подразделена на отдельные области интересов, такие как молекулярная и клеточная, биология человека, экология и эволюционная, развития, микробиология и иммунология. Эти разделы обеспечивают более узкий подход, чтобы сосредоточить свои навыки и исследования.

Благодаря достижениям в области биологии, особенно в XX веке, врачи смогли использовать различные лекарства для лечения многих заболеваний, которые были ранее с большим смертельным исходом. Путем проведения исследований в области биологии и медицины бедствия XIX века, например, чума и оспа, значительно взяты под контроль. Смертность младенцев и матерей в промышленно развитых странах резко сократилась. Биологические генетики даже поняли индивидуальный код в пределах каждого человека.

Наука о земле

наука о земле

Наука изучающая получение и практическое применение знаний о земле позволила человечеству извлекать огромное количество минералов и нефти из земной коры, для работы двигателей современной цивилизации и промышленности. Палеонтология, знания о земле, обеспечивает окно в далекое прошлое, даже дальше чем люди существовали.

Путем открытия в геологии и аналогичная информация в области естественных наук ученые способны лучше понять историю планеты и предсказывать изменения, которые могут произойти в будущем.

Астрономия и физика

астрономия

Во многих отношениях, физика — это наука, которая лежит в основе как естественных наук и предлагает некоторые из самых неожиданных открытий XX века. Среди наиболее заметных из них было открытие, что материя и энергия являются постоянными и просто переход от одного состояния к другому.

Физика — это естественная наука, основанная на опытах, измерениях и математическом анализе с целью нахождения количественных физических законов для всего, от наномира до солнечных систем и галактик.

На основе исследований путем наблюдения и экспериментов исследуются физические законы и теории, которые объясняют функционирование естественных сил как гравитация, электромагнетизм или ядерные взаимодействия. Открытие новых законов естественной науки физики вкладывает в существующую базу теоретические знания и может также использоваться для практических приложений, таких как развитие оборудования, электронных устройств, ядерных реакторов и т.д.
Благодаря астрономии ученые обнаружили огромное количество информации о Вселенной. В предыдущие столетия считалось, что вся Вселенная была просто Млечный путь. Серия дебатов и наблюдений в XX века показала, что Вселенная буквально в миллионы раз больше, чем представлялось ранее.

Различные виды наук

Работы философов и естествоиспытателей прошлого и последовавшая научная революция помогли создать современную базу знаний.

Сегодня актуальные проблемы развития гуманитарных и естественных наук имеют много параметров на решение задач бытия человека и общества в мире, они дали направление изобретений.

Естественные науки формируют основу прикладных наук, которые применяют научные знания и проверяют всё в практической ситуации.
В естественных науках существуют три основополагающие предпосылки:

  • ни одно научное объяснение не является постоянно истинным;
  • все явления являются конечными продуктами последовательности материальных процессов, которые предсказуемы;
  • в природных явлениях нет этических ценностей.

Эти предпосылки позволяют естествоиспытателям успешно объяснять самые разнообразные загадочные природные явления и вносят большой вклад в народное хозяйство, а, как следствие, пользуются высоким общественным авторитетом.

Думаю % на 70- остальное: правительство, дума, жена, соседка и футбольные комментаторы.

Под влиянием естественнонаучных теорий формируется "картина мира". Т. е. представление о том как в целом устроена природа. Например, около 200 лет после открытия механики Ньютона господствовала механистическая картина мира (все вокруг состоит из атомов которые движутся по законам механики сталкиваются, разлетаются и т. д.) . Она влекла в частности к возникновению взглядов детерминизма (т. е. когда все предопределено, прошлое однозначно определяет будущее) . Потом она неоднократно менялась.
Если говорить о конкретном человеке, то естественнонаучные концепции приучают объяснять все явления объективными причинами и законами существующими в природе независимо от нашей воли.
Также обращает внимание то, что человек и местогде он живет (т. е. наша планета) перестает восприниматься как "центр вселенной".
Кроме того, указанные концепции ведут к уменьшению влияния религиозных и мифологических взглядов.
Меняются критерии истинности. Эксперимент (как "вопрос задаваемый природе") становится основным критерием.
Знание преобретает также ценность как инструмент преобразования окружающего мира.

Задача биологической науки – охрана природы, сохранение биосферы, одним из элементов которой является сам человек. Именно поэтому биология становится в настоящее время одной из ведущих наук современности.

Сама жизнь как особая форма движения материи предстает как нечто единое, как явление не точечное, а планетарное, где отдельные крупные подразделения (мир микроорганизмов и вирусов, растений и животных) предстают как элементы единого целого (биосферы). Таким элементом биосферы является и человечество со всеми достижениями современной цивилизации. Человек не мог возникнуть вне биогенной сферы и не может сколько-нибудь долго существовать вне биосферы. Вместе с тем человечество в ХХ веке превратилось в решающий фактор преобразования и развития не только биосферы, но и неживой природы. Влияние человека на физические, химические и биологические изменения воздушной оболочки земли, её природных вод, морей и океанов становится все более ощутимым. На эту особенность взаимодействия природы и человека впервые обратил серьезное внимание В.И. Вернадский.

Задача дальнейшего повышения производительности труда, как в растениеводстве, так и в животноводстве уже не может быть решена только повышением квалификации рабочих и лучшей организации труда. Решение этой задачи все больше оказывается зависимым от повышения плодородия почв (почвоведение), повышения урожайности и продуктивности растений и животных (генетика, селекция, биохимия, биофизика).

Возрастающее значение биологии в развитии медицины (в том числе социальной гигиены), в сельском хозяйстве и промышленности (развитие микробиологической индустрии) позволяет сделать вывод о том, что процесс выдвижения науки о жизни на передний край всего естествознания (и не только естествознания) является закономерным.




Задача биологической науки – охрана природы, сохранение биосферы, одним из элементов которой является сам человек. Именно поэтому биология становится в настоящее время одной из ведущих наук современности.

Сама жизнь как особая форма движения материи предстает как нечто единое, как явление не точечное, а планетарное, где отдельные крупные подразделения (мир микроорганизмов и вирусов, растений и животных) предстают как элементы единого целого (биосферы). Таким элементом биосферы является и человечество со всеми достижениями современной цивилизации. Человек не мог возникнуть вне биогенной сферы и не может сколько-нибудь долго существовать вне биосферы. Вместе с тем человечество в ХХ веке превратилось в решающий фактор преобразования и развития не только биосферы, но и неживой природы. Влияние человека на физические, химические и биологические изменения воздушной оболочки земли, её природных вод, морей и океанов становится все более ощутимым. На эту особенность взаимодействия природы и человека впервые обратил серьезное внимание В.И. Вернадский.

Задача дальнейшего повышения производительности труда, как в растениеводстве, так и в животноводстве уже не может быть решена только повышением квалификации рабочих и лучшей организации труда. Решение этой задачи все больше оказывается зависимым от повышения плодородия почв (почвоведение), повышения урожайности и продуктивности растений и животных (генетика, селекция, биохимия, биофизика).

Возрастающее значение биологии в развитии медицины (в том числе социальной гигиены), в сельском хозяйстве и промышленности (развитие микробиологической индустрии) позволяет сделать вывод о том, что процесс выдвижения науки о жизни на передний край всего естествознания (и не только естествознания) является закономерным.

Читайте также: