Марина цветаева в елабуге сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Цветаевская Елабуга - печальная. В Елабугу Марина Ивановна ехать не хотела, но пришлось. В Елабуге она провела последние 14 дней своей жизни. Здесь создан Мемориальный комплекс Марины Цветаевой, центр которого - Дом памяти на улице Малая Покровская, где она так недолго прожила с сыном Георгием и из сеней которого ушла навсегда.

Елабуга - небольшой старинный городок на Каме, в Татарстане. Марина Цветаева приехала сюда в эвакуацию 17 августа 1941 года. Стремилась попасть в Чистополь, где обосновалось уже немало писателей, но город к тому моменту был переполнен, принимал только тех, у кого в Чистополе были родственники. Поэтому пришлось двинуться дальше по Каме - в Елабугу.

Первые три дня Марина с сыном прожили в здании библиотечного техникума, после чего, как говорится в путеводителе, по разнарядке из горсовета их поселили в доме семьи Бродельщиковых. Тогда адрес у дома был Ворошилова, 20. До революции и ныне - Малая Покровская, 20. Так Марина с Большой Покровской в Москве попала на Малую Покровскую в Елабуге.



Под окнами дома - Маринина рябина, посаженная, уже когда этот дом стал официальным домом памяти. Долгие годы он оставался жилым. Выкупить его у хозяев удалось только в 2005 году.


В доме воссоздана обстановка 1940-х годов. Это - передняя часть избы: зал и налево - спальня, где за шторкой поселили Цветаеву с сыном.
Признаюсь, снимать в этом доме было неловко, словно мертвого фотографировать.


По свидетельству хозяйки, Георгий спал на кровати, а Марина Ивановна - на кушетке по другую стену этой комнатки.

Из воспоминаний хозяйки Бродельщиковой:
"Ну, она такая печальная, знаете. По фотографиям совсем не похожая. Одета неважно была - длинное какое-то пальто и платье также. Фактук вот с такими большими карманами, так в нем и умерла она. Сандалии большие. "


В этой же маленькой комнатке под большим стекляннм колпаком - крохотная записная книжка. Без записей. У книжки - своя судьба.

В 80-е годы ее привез Белле Ахмадулиной Георгий Штейман. Рассказал, что в Елабуге по дороге на Петропавловское кладбище (где похоронена Марина Ивановна) подошла женщина и спросила: "Это вы из Ленинграда, к Цветаевой?". Она рассказала, что ее дядя был столяром, и в 1941 году делал гроб для Марины Ивановны. Ее положили туда прямо в переднике, в котором она умерла. Из кармана торчалал блокнот. Столяр взял его себе. Перед смертью он попросил племянницу отдать блокнот "куда следует". Так он попал к Белле Ахмадулиной, а от нее Льву Мнухину - собирателю архива о Марине Цветаевой. В 2004 году, когда велась подготовка по созданию Дома памяти, тот передал книжечку в экспозицию музея.


Это задняя часть избы с кухней.



Те самые сени, в которых все произошло. Евтушенко в 1967 году после посещения дома напишет:

Восемьдесят лет назад последний день лета стал последним днём жизни Марины Цветаевой. 31 августа её трагический уход в разных странах и на разных континентах вспоминают все, кому близко и дорого творчество поэта с мировым именем. Но только в Елабуге можно побывать на кладбище, где она похоронена, зайти в дом, ставший её последним приютом, вознести в храме молитвы об упокоении рабы Божией Марины.

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

День памяти Марины Цветаевой 2021

В этом году день памяти Цветаевой в Елабуге прошёл как-то особенно тепло и душевно, начавшись в десять часов панихидою в Спасском соборе, которую отслужил викарный епископ Елабужский Иннокентий вместе с настоятелями Спасского собора Кириллом и Никольской церкви Геннадием. Но прежде, чем началась поминальная служба, владыко Иннокентий рассказал, что в старших классах он учился в то время, когда в школьной программе только-только начали изучать произведения писателей Серебряного века, к числу которых принадлежит Марина Цветаева.

«Сегодня мы вспоминаем человека, — сказал он, — который по христианским законам закончил жизнь неправедно, через самоубийство. Но ведь никто из нас не проходил через те жернова и неизвестно, как мы бы выдержали то время. И мудрая мысль покойного патриарха Алексия II была — благословить поминовения этой женщины, жизнь которой была очень яркая, не лишённая осуждения, но не лишённая в то же время восхищения и сожаления о том, что она вынуждена была пойти на этот шаг жизненными обстоятельствами, теми гонениями и нестроениями, которые на неё воздвигались. Мы живём в том месте, где, соприкасаясь с памятью о ней, можем и для себя извлекать уроки.

По прогнозу в этот день не было дождя, но он начался, когда собравшиеся на день памяти ехали на Петропавловское кладбище и лил небесные слёзы во время минуты молчания. А потом несколько раз, несильный и недолгий, принимался идти в течение всего дня, задержав в самом конце ещё на несколько минут вместе тех, кто выходил в 15 часов с концерта Эльмиры Галеевой и Инны Тудаковой, состоявшемся в конференц-зале Елабужского государственного музея-заповедника.

В течение пяти часов почти непрерывно звучали 31 августа в Елабуге имя Марины Цветаевой, её стихи, поэтические посвящения, воспоминания, были возложены цветы к надгробной плите и памятнику-бюсту на площади, носящей её имя.

Традиционными стали здесь Международные Цветаевские чтения, костры, вручение Литературной премии, конкурсы чтецов поэтических произведений Серебряного века, встречи с цветаеведами, а также поэтами, певцами, музыкантами, театральными деятелями, художниками, посвящающими Цветаевой свои произведения или исполнительское мастерство.

Вслед за могилой украсилось в этот день живыми цветами и подножие памятника Марины Ивановны. По сложившейся традиции первыми их возложили лауреаты Литературной премии имени Марины Цветаевой. В этом году их было трое, в том числе Гульзада Руденко. Она передала собравшимся приветы от двух других лауреатов — Эсфирь Красовской и Ольги Трухачевой и выразила сожаление, что с нами уже никогда не будет рядом ещё двух — Льва Мнухина и Зои Атрохиной.

С особой силой музыка и стихи Цветаевой зазвучали немного позднее во время концерта, на котором выступили Эльмира Галеева из Казани и Инна Тудакова из Москвы. Обе они когда-то входили в первый состав Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Очень разные по сценическому темпераменту, музыкальному сопровождению и тембру голоса, они пели и соло, и дуэтом. Авторы музыки тоже были различными. В том числе и сами исполнительницы.

В январе 1926 года, отозвавшись на смерть Сергея Есенина, Цветаева написала:

Редко кто из поэтов с такой неистовой силой писал о жизни, любви и смерти, то есть о том, на чём зиждется существование каждого человека. Вот почему Марину Цветаеву так любят, знают и чтят.

423600 Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, д. 9

8 (85557) 7-86-00

Сегодня 8 октября - день рождения Марины Цветаевой, она родилась в этот день в 1892. Ей исполнилось бы сегодня 129 лет.

Вчера по пути из Уфы в Казань мы проезжали Елабугу - так совпало. И несмотря на то, что время поджимало, не могли не остановиться здесь ненадолго. Этот чудесный городок расположен в Татарстане, на реке Тойма недалеко от её впадения в Каму. Население — 68 тысяч человек (60% русские, 35% татары).

Поднялись на высокий холм, откуда начинался город - Елабужское "Чёртово городище", 6 в. до н.э.

Здесь очень красивый ухоженный парк с памятником булгарскому Хану Ибрагиму.

С холма открываются потрясающие виды на долину рек Тоймы и Камы:

На Шишкинские пруды и город с его парками и храмами:

В одном из них, в Спасском соборе, отпевали Марину Цветаеву.

Небольшой бревенчатый дом кузнеца Бродельщикова в далёком 1941 стал последним приютом Марины.

Она приехала в Елабугу в августе 1941 с сыном Георгием. Дочь Ариадна - в лагерях. Муж Сергей Эфрон - арестован и через два месяца будет расстрелян.

Марину с Георгием поселили в маленькой комнате, где не было даже дверей, лишь занавеска. Одиннадцать дней она мужественно пыталась приспособиться к новой жизни. Но не смогла.

А я не смогла войти в этот дом. Сидела на холме над городом и смотрела на горящие на солнце купола. И думала о том, как же я люблю Марину и как мы похожи. И родились почти в один день.

Со мной в руке - почти что горстка пыли -
Мои стихи! - я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, в котором родилась я, или
В котором я умру.

Знаю другой дом Марины - в Москве, в Борисоглебском переулке, и всегда вспоминаю эти строчки Марины, когда иду туда или просто прохожу мимо. Как будто она обращается в этих стихах ко мне.

Марина тоже очень любила эту свою квартиру, долго её выбирала:

В соседнем доме жила её сестра Анастасия.

Глядя с улицы, невозможно представить, как причудливо и волшебно устроен этот простой с виду дом внутри.

"Сборище комнат", как называла эту 200-метровую квартиру Марина, расположенно на втором этаже и распределено в ней по трём уровням, их связывают причудливые переходы, коридоры и лестницы.

Об этом можно догадаться, посмотрев с улицы на окна:

Огромное окно на потолке гостиной, витражи, а в одной из комнат - выход из окна прямо на крышу, где, по преданию, Марина с мужем Сергеем Эфроном танцевала однажды танго. И на нагретую солнцем крышу сажала своих дочерей.

Они жили здесь с 1914 по 1922. Эту жизнь тоже счастливой и радостной не назовёшь. Точнее, жизнь Марины Цветаевой в этом доме - это не одна, а две разных жизни: одна радостная и счастливая, а другая - голодная и страшная. И не дай бог кому-то из нас хлебнуть хоть один глоток такой жизни.

information_items_10114396

Об этом и о многом другом из нашего литературного прошлого вновь вспоминают нынче в Елабуге, где открылся традиционный цветаевский сезон. Центральным его событием стали VII Международные чтения, посвященные Марине Цветаевой.

Если душа родилась крылатой

Почетной гостьей стала самый близкий потомок, внучатая племянница Марины Цветаевой Ольга Трухачева. В эти дни открылась выставка графических работ ее бабушки Анастасии Цветаевой, сестры поэта, которая имела страсть к живописи и всю жизнь рисовала. Среди работ – портреты родных, пейзажи и натюрморты. Выставка и издание альбома стали совместным проектом Елабужского музея-заповедника и Дома-музея Цветаевой в Москве.

Марина Цветаева с сыном Георгием приехала в Елабугу 17 августа 1941 года в эвакуацию. Спустя две недели она по собственной воле ушла из жизни.

После смерти Цветаеву, чьи ближайшие родственники были репрессированы, постарались забыть. В Елабуге только в 1960­х годах по капле начали собирать сведения о ее пребывании здесь. Эту работу организовали сотрудники кафедры литературы Елабужского пединститута. Затем стали проводить ежегодные дни памяти, а в 1980­м была установлена первая в России мемориальная доска на доме, где Цветаева провела свои последние дни.

В 2002 году открыли памятник поэту, прошли первые чтения. Кстати, и первая книга стихов Цветаевой после периода забвения была издана именно в Татарии, отметил председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, напомнив, как люди стояли в очередях, чтобы ее купить.

За трибуной – директор Мемориального дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве Зоя Атрохина. На заднем плане (слева направо) Гульзада Руденко, Ильшат Гафуров и Ольга Трухачева. Фото Людмилы Пахомовой

Ректор КФУ Ильшат Гафуров, в бытность которого главой Елабуги создавался мемориальный комплекс, рассказал, что начавшиеся работы не были тогда восприняты однозначно:

– Мы ведь в какой-то мере повредили ту территорию, по которой ходила Цветаева: благоустроили этот участок. Но сегодня, по прошествии времени, могу сказать, что в целом все было сделано правильно. Возведение этих объектов давалось непросто. Образно говоря, они стали всенародной стройкой, в которой участвовали десятки предприятий и учреждений. Так общими усилиями была заложена база для создания научно-культурного комплекса, дан новый импульс развитию цветаеведения.

В настоящее время мемориальный комплекс включает Дом памяти, Литературный музей, площадь с бюстом поэта, Библиотеку Серебряного века и другие объекты. Для многих туристов именно Елабуга цветаевская – на первом месте, считает генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко. Помимо чтений, здесь проводится конкурс поэтического слова, который уже стал республиканским, цветаевские костры и поэтические вечера, а Библиотека Серебряного века превратилась в центр литературной, музыкальной жизни не только Елабуги, но и всего региона. Перечисленные события имеют отклик в музейном и литературном мире России.

Ольга Трухачева, внучка Анастасии Цветаевой, приезжает на каждые чтения.

– Я просто внучка своей бабушки, – сказала она, обращаясь к участникам чтений. – Бабушки, которая работала и требовала от нас труда, выбивала из нас зависть, жадность, учила хранить память. Я с детства помню: Елабуга, Елабуга… И я благодарю вас, жителей города на Каме, которые сохраняют память.

Анастасия приезжала в Елабугу в 1960 году, чтобы найти могилу сестры. Теперь Елабуга – настоящее семейное место, куда Ольга Трухачева хочет привезти своих внуков.

– С того времени, как не стало бабушки, меня приглашают как человека, который видел ее в быту, помнит запах, голос, смех, шаги, ее рассказы о семье, – сказала Ольга Андреевна. – И я в это вовлечена теперь, это дает возможность расти, очень многое узнавать. Если честно, я сама себе стала интересна, оказывается, многое помню, многое знаю, у меня есть архив.

Почетной гостьей чтений стала самый близкий потомок, внучатая племянница Марины Цветаевой Ольга Трухачева. В эти дни состоялось открытие выставки графических работ ее бабушки Анастасии Цветаевой, сестры поэта, которая имела страсть к живописи и всю жизнь рисовала. Среди работ – портреты родных, пейзажи и натюрморты. Выставка и издание альбома стали совместным проектом Елабужского музея-заповедника и Дома-музея М.Цветаевой в Москве.

Ольга Трухачева делится с музеями теми немногими вещами и документами, что удалось сохранить до наших дней. Их собирали по крупицам, потому что в 1937 году семья потеряла все.

ОНИ ЖИВЫЕ И ТЕПЛЫЕ

Центральным событием чтений стала церемония вручения пятой литературной премии имени Марины Цветаевой по четырем номинациям.

– После того как арестовали ее родных, плавно вся эта трагедия перетекла к вам, – говорит Зоя Атрохина. – Поэтому мы перекликаемся с Елабугой, это последние годы Марины Ивановны. Но я очень не люблю, когда начинается нагнетание, ужас и страх. Да, такое время было. Но Болшево – все равно светлое место, Цветаева любила его и была там любима. Это последнее место, где собралась вся семья. Мы говорим о Цветаевой как о великом русском поэте, мы хотим видеть ее живым человеком со всеми достоинствами и недостатками. И в Елабуге молодцы, что не стали с этой петлей, с гвоздем носиться. Думаю, сейчас Марина Ивановна сказала бы: я хотела бы жить в этом городе.

В жизни Зои Атрохиной произошла удивительная история. В свое время она вышла замуж и поселилась в доме супруга. Будучи литератором, очень любила Цветаеву, еще в те годы, когда о поэте почти не говорили. А однажды узнала, что живет в цветаевской гостиной: после отъезда Марины Ивановны именно эту болшевскую дачу заняла семья мужа Атрохиной. Позднее здесь был создан музей, и Зоя Николаевна стала его директором, передав сохранившуюся мебель, предметы быта прошлых лет.

– Затянуло меня, – говорит обладательница премии. – Да, я больна Цветаевой, я оправдываю все ее поступки, я ее чувствую, понимаю. А дочери говорят, что у них Марина Цветаева отняла маму. Для них Цветаева – это мамина работа.

Сотрудники много времени провели в архивах Европы, где жила Цветаева, собирали фонды, и сейчас дом-музей – настоящий научно-исследовательский и издательский центр.

Впервые в этом году было выделено сразу два лучших поэтических сборника из 57 представленных на суд жюри. Премии присудили Евгению Эрастову из Нижнего Новгорода и – посмертно – известному казанскому поэту Вилю Мустафину. Его супруга рассказала о трепетной любви Мустафина к цветаевской поэзии. Он посвятил ей цикл стихотворений в виде беседы с поэтом. Узнав о Цветаевой в далекие 60­е годы прошлого столетия, Виль Салахович всем своим знакомым читал ее стихи. И многие впервые услышали о ней именно из его уст.

Отметили и достижения молодежи. Среди студентов Казанского федерального университета был объявлен конкурс научных работ на приз ректора. Одной из победительниц стала Мария Прохорова из Елабужского института КФУ. Она изучила антропонимы в биографической прозе Цветаевой и ее близких, рассмотрела, как называли друг друга в семье, и в каких условиях эти имена менялись. Ведь известно, что в семье Цветаевой любили наделять родных ласковыми или забавными прозвищами.

– Было очень интересно в это окунуться, почувствовать живость и теплоту Марины Ивановны, – рассказала Мария. – Много узнала об этой семье, и она мне очень понравилась. Я думаю, они все были незаурядными личностями. У каждого была нелегкая судьба, но самое главное, что они остались в нашей памяти и что в произведениях они как живые. В любой момент можно взять, прочитать и, может быть, внутренне поговорить с ними как со своими давними знакомыми.

ЯПОНСКОЕ СОЛНЦЕ

В эти дни стихи Цветаевой звучали не только на русском, но и на английском, японском, татарском языках. Так, на чтения приехала Манами Касимото из Университета иностранных языков японского города Кобе. Она преподает русский язык и пишет научную работу по творчеству Цветаевой. Прежде на чтениях уже бывала гостья из Японии – исследователь и переводчик из Токио Идзуми Маэда.

– К сожалению, Марина Ивановна в Японии не очень известна, – говорит Манами. – Идзуми и я, наверное, единственные, кто занимается Цветаевой. Японцам очень трудно изучать русский язык. Но я его люблю, он богатый, интересный, его невозможно не любить. У меня занимается около двухсот студентов, стараемся вместе читать литературные тексты, хотя это очень сложно.

Манами читает на японском одно из своих любимых стихотворений:

Солнцем жилки налиты –

На руке, коричневой уже.

К собственной моей душе.

У переведенных строк нет привычных нам рифм, но есть свой ритм. Манами говорит, что встречала в прозе Цветаевой упоминание о том, что хорошо бы писать как японцы, в нескольких словах выражая всю суть.

Во время чтений прошла целая серия публичных лекций ученых-цветаеведов. А культурную программу наполнили моноспектакль по произведению Цветаевой, музыкальные вечера, выступления поэтов – участников чтений.

Те, кто любит Цветаеву, вновь соберутся уже в начале октября, когда в Елабуге, как во многих городах мира, зажжется костер, посвященный дню рождения поэта.

Автор статьи: СЕЛЬСКОВА Марина
Выпуск: №135 (27749)

Читайте также: