Сообщение правовое обеспечение инновационной деятельности железнодорожной отрасли

Обновлено: 05.07.2024

С началом экономических реформ Россия вступила в новый этап своего развития. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все хозяйствующие субъекты, начиная от организаций малого бизнеса и заканчивая государственными структурами управления.

Структурная реформа железнодорожного транспорта - яркое проявление инновационной ак-тивности в области управления транспортным комплексом России. Реализация этой инновации позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Общеизвестно, что пе-реход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инно-вации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются интеллектуально-образовательные ресурсы, инвестиции и время.

Таким образом, в нашем понимании инновация - это система технических, технологических и организационных новшеств, доведенная до стадии практического использования и обеспечивающая коммерческую эффективность в условиях рыночной экономики. Инновациям присущи такие признаки, как научная новизна, практическая реализуемость и коммерческая эффективность. Только наличие одновременно всех признаков у объекта изучения позволяет относить его к такой экономической категории, как инновации.

С целью обоснования приоритетов и оптимизации процесса управления инновациями, обоснованного вложения инвестиций в инновационные процессы используется классификатор инноваций, инновационных процессов и нововве-дений, в котором выделяют два уровня:

группировка по базовым признакам (степень новизны, инновационный потенциал и т.п.);

группировка технологических понятий и нормализованных параметров по базовым признакам.

Инновации дифференцируются по степени новизны (абсолютная, относи-тельная, условная, частная) и инновационному потенциалу (радикальный, ком-бинированный, модифицированный).

Нововведения типизируются по степени сложности инновационного про-дукта (простой, сложный, модифицированный и т.п.), сферам разработки (про-изводственная, социальная, финансовая и т.п.), уровням иерархии управления общественным производством (федеральный, региональный, отраслевой, внут-рифирменный).

Инновации различаются по областям применения и этапам:

технические - появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

технологические - возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

организационно-управленческие - связаны прежде всего с процессами оп-тимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

информационные - решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Инновационные процессы характеризуются такими типологическими по-нятиями, как цель, продолжительность по стадиям, этапность, стоимостные оценки, возможность использования проектно-программных, экспертных или конкурсных (тендерных) методов обоснования и организации.

Инновационный процесс рассматривается как совокупность этапов и видов инновационной деятельности и их ресурсного обеспечения с момента зарождения перспективной идеи до создания и коммерческого использования новых продуктов, услуг или техники в условиях конкуренции.

Инновационный процесс (ИП) - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий.

В ходе этих событий инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом ис-пользовании. В отличие от НТП, инновационный процесс не заканчивается внедрением (т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги) или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области приме-нения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направ-ленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

На рис. 6.5 приведены основные этапы инновационного процесса.

В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:

ФИ ^ ПИ ^ ОКР ^ С ^ ОС ^ П,

где ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование, ПИ - прикладные исследования, ОКР - опытно-конструкторские работы, С - строительство, ОС - освоение, П - производство.

Инновационный процесс начинается с фундаментальных исследований

(ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотноси-тельно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе. В свою очередь, научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники, технологии и организации производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если в условиях командно-административной системы управления экономикой фундаментальная наука развивалась, в основном, независимо от производства, то в рыночных условиях она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса, выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсив-

ный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая, и тем более, заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на кон-курсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами. Примерно 85-90% ПИ дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается примене-ние результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР (третий этап инновационного процесса) - завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы). На стадии ОКР 9597% работ заканчиваются положительно и внедряются в производство.

Завершающим этапом инновационного процесса является освоение и вне-дрение новшеств в производственную деятельность. Этот процесс, как правило, сопровождается значительными инвестиционными вложениями. Основными стадиями этого процесса (подробнее о фазах реализации инвестиционного проекта см. 7.3) являются строительство (С), освоение (Ос), производство новых изделий или изделий по новым технологиям (П).

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя последующие разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда техника, технология, организационное решение подлежат замене качественно новыми, более эффективными, называется жизненным циклом инноваций.

Аннотация: в представленной статье затрагивается тема инновационной политики на железнодорожном транспорте. Значительное внимание уделяется основным задачам и условиям инновационной политики, благодаря которым железнодорожный транспорт выводится на качественно новый уровень развития.

Ключевые слова: инновационная политика, железнодорожный транспорт, научно-технический потенциал, прогнозирование, экономическая безопасность.

Основными задачами инновационной политики являются разработка и внедрение научно-технических достижений, которые позволили бы вывести железнодорожный транспорт на качественно новый уровень развития и обеспечить его устойчивую и эффективную работу, а, следовательно, и экономическую безопасность отрасли.

В современных экономических условиях расширение мощностей на прежнем техническом уровне означает неизбежное снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Необходима целевая переориентация капиталовложений на внедрение инновационных технологий. Сбалансированная инновационная политика и создание корпоративной системы управления инновациями являются одним из важнейших условий обеспечения эффективной и устойчивой работы железных дорог.

Во-первых, система управления инновациями на железнодорожном транспорте должна основываться на научно-техническом прогнозировании, на базе которого формируются научно обоснованные варианты развития отрасли. На основе выявленных прогнозных тенденций развития отрасли выделяются приоритетные направления, которые реализуются в виде крупных проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе отрасли. При отборе таких технологий учитывается их влияние на конкурентоспособность транспортной продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п.

Во-вторых, оценка отраслевого научно-технического потенциала должна производиться на основе системы пороговых экономических индикаторов инновационной среды. Пороговое значение показателя соответствует величине, при которой обеспечивается минимально допустимый уровень устойчивого функционирования и экономической безопасности железнодорожного транспорта. Система показателей формируется исходя из степени важности и актуальности управления инновациями. При этом используются натуральные, стоимостные, трудовые, абсолютные, относительные, расчетные и оценочные показатели. К числу таких показателей относятся:

-доля железнодорожного транспорта в национальных затратах на науку;

-доля средств на науку в общей сумме затрат отрасли;

-доля средств на фундаментальные исследования в общих расходах на науку;

-удельный вес инновационно активных предприятий от общего числа предприятий и подразделений железнодорожного транспорта;

-годовой объем средств, выделяемых на одного исследователя;

-удельный вес выделяемых средств в виде грантов и субсидий на проведение научных изысканий;

-число исследователей к численности работающих;

-средний возраст исследователей, имеющих научную степень;

-средний возраст научного оборудования и др.

Формирование системы пороговых индикаторов развития железнодорожной отрасли требует создания базы данных эталонных значений. Такая информация позволит предвидеть развитие кризисных явлений в экономике железнодорожного транспорта и своевременно разработать комплекс мероприятий по их устранению.

В-третьих, финансовое обеспечение инновационной деятельности должно основываться на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Целевая ориентация финансирования заключается в выделении средств для сохранения и развития стратегического ядра научно-технического потенциала отрасли, а также в поддержке приоритетных направлений научно-технического развития железнодорожного транспорта. Объективную необходимость расширения источников финансирования подтверждает анализ развитие инновационной деятельности в развитых странах, в соответствии с которым массовое возникновение инновационного бизнеса невозможно только на базе их прямого бюджетного финансирования государством или корпорациями. Необходимо активное использование рыночных финансовых институтов: инвестиционных и коммерческих банков, механизмов кредитования, страхования и т.д.

При анализе состояния научно-технического потенциала и проводимой инновационной политики железнодорожного транспорта выявлен ряд проблем, которые в совокупности представляют угрозу для экономической безопасности отрасли, ее устойчивого развития. Рассматривая потери от недооценки роли научно-технического потенциала, следует прежде всего выделить состояние технологии перевозочного процесса, которое объединяет и концентрирует все усилия по созданию технической базы отрасли и ее модернизации. За счет совершенствования технологии можно наиболее быстро получать результат, улучшать эксплуатационную работу. Многие планы решения по разработке и внедрению новых эффективных технических средств направленны на повышение производительности труда и сокращение численности работников. В значительных размерах сократить персонал нужно за счет организационного совершенствования структур управления.

Результатом анализа потерь от недоиспользования научно-технического потенциала стала выработка принципиально новых механизмов управления инновационным процессом отрасли, направленных на решение двух кардинальных проблем:

-снижение эксплуатационных расходов на основе совершенствования структуры управления, информатизации отрасли и широкого внедрения ресурсосберегающих технических средств и технологий;

-создание в кратчайшие сроки и ускоренное оснащение сети железнодорожных дорог техническими средствами нового поколения, по своим технико-экономическим параметрам как минимум не уступающим лучшим зарубежным образцам.

Реализация этого подхода базируется на программно-целевом принципе и предусматривает управление инновациями в соответствии с отраслевыми программами развития железнодорожного транспорта по следующим направлениям:

1) Прогнозирование развития железнодорожного транспорта и потребности в его услугах;

2) Создание механизма обеспечения финансовой устойчивости железнодорожного транспорта;

3) Повышение уровня безопасности железнодорожного транспорта;

4) Развитие отечественного локомотиво- и вагоностроения, ремонта и эксплуатации подвижного состава;

5) Обновление и развитие путевой инфраструктуры, в том числе для высокоскоростного движения;

6) Развитие телекоммуникаций и информатизации;

7) Формирование интегрированной технологической модели работы железнодорожного транспорта;

8) Повышение уровня кадрового потенциала и социальной защиты железнодорожников, в том числе обеспечение жильем на основе ипотечного и других видов кредитования.

Список использованной литературы

2. Под ред. Кожевникова Р.А., Соколова Ю.И. Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность// Труды Международной научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2016.

3. Кожевников Р.А., Бахарев Е.В., Шиповская Н.И., Кожевников Г.И. Экономическое обоснование проектного управления инвестиционной деятельностью на железнодорожном транспорте// Монография – М.: Известия, 2018.

СТО РЖД 1.08.009-2010

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОЛДИНГЕ "РЖД"

Дата введения 2011-01-01

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

Закрытым акционерным обществом "ПрофАудит"

Департаментом технической политики

Введение

Настоящий стандарт разработан и оформлен в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004, ГОСТ Р 1.5-2004, является одним из стандартов, определяющих порядок реализации единой научно-технической политики ОАО "РЖД" и его дочерних обществ, разработан в соответствии с Концепцией единой технической политики холдинга "Российские железные дороги", утвержденной Президентом ОАО "РЖД" 18.07.2009, распоряжением ОАО "РЖД" от 14.03.2010 N 1037р "О реализации единой технической политики в сфере инновационной деятельности в дочерних обществах ОАО "РЖД"".

Объектом стандартизации являются процессы менеджмента в холдинге "РЖД".

Целью создания настоящего стандарта является установление единых требований к инновационной деятельности в холдинге "РЖД".

Стандарт вводится впервые.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт предназначен для установления единых требований к инновационной деятельности в холдинге "РЖД".

1.2. Настоящий стандарт применяется:

для реализации единой научно-технической политики ОАО "РЖД" и его дочерних обществ;

для установления требований к процессу реализации программ научно-технического развития дочерних обществ ОАО "РЖД";

для установления требований к приемке результатов научно-технических работ, документальному оформлению результатов работ, учету научно-технических работ, выполняемых в соответствии с программами научно-технического развития дочерних обществ ОАО "РЖД".

1.3. Действие настоящего стандарта на дочерние общества ОАО "РЖД" распространяется установленными корпоративными процедурами.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования: на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, которые опубликованы в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины, сокращения с соответствующими определениями:

3.1. Программа научно-технического развития дочернего общества ОАО "РЖД" - документ, формируемый, согласуемый и утверждаемый в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 14.03.2010 N 1037р "О реализации единой технической политики в сфере инновационной деятельности в дочерних обществах ОАО "РЖД"".

3.2. Научно-исследовательская работа - комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей для создания (модернизации) продукции и технологий.

3.3. Опытно-конструкторская работа - комплекс работ, выполняемых для разработки конструкторской документации на изделие, включая изготовление и приемочные испытания опытных образцов (опытных партий), документации, регламентирующей их применение в технологических процессах, а также для разработки технической документации на вещества, материалы и т.п., включая их испытания.

3.4. Технологическая работа - разработка новых и корректировка существующих технологических процессов.

3.5. Научно-техническая работа - научно-исследовательская, опытно-конструкторская, технологическая работа; работа, финансируемая за счет общехозяйственных расходов, выполняемая в соответствии с программой научно-технического развития дочернего общества.

3.6. Результат научно-технической работы (научно-техническая продукция) - результат научной, научно-технической и (или) интеллектуальной деятельности в виде: опытного образца, технической (технологической, конструкторской, проектной) документации, проекта нормативно-методического документа, экспертного заключения, концепции, прогноза (оценки) ресурсов, программного продукта, баз данных, результатов патентных исследований, результатов промышленного испытания, результатов авторского надзора, изобретения, "ноу-хау", охраняемого в режиме коммерческой тайны, и др.

3.7. Программа внедрения результатов научно-технической работы - комплекс организационных мероприятий, приводящих к созданию и использованию результатов научно-технической работы.

3.8. Функциональный заказчик - структурное подразделение аппарата управления, филиал дочернего общества, отвечающее за инициирование, выполнение научно-технической работы, приемку, внедрение и использование ее результатов.

3.9. Договор - письменное соглашение дочернего общества и исполнителя на выполнение научно-технической работы.

3.10. Исполнитель - сторона договора, обязанная выполнить научно-технические работы.

3.11. Место использования - филиал или другое структурное подразделение дочернего общества, принимающее и использующее результаты научно-технической работы.

3.12. Техническое задание - обязательное приложение к договору, составленное в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000.

3.13. Календарный план - обязательное приложение к договору, содержащее наименование работ по договору и их основных этапов со сроками выполнения этапов.

3.14. Эффективность использования результатов научно-технической работы - категория, отражающая соответствие научно-технической работы целям и интересам дочернего общества.

3.15. Эксперт - филиал, другое структурное подразделение дочернего общества, сторонняя организация, обладающая необходимой компетенцией, или физическое лицо из числа ученых либо специалистов-практиков, имеющих признанный общественностью высокий уровень квалификации и авторитет, уполномоченные осуществлять экспертизу научно-технических работ.

3.16. Приток денежных средств - общая сумма поступлений денежных средств от использования результатов научно-технической работы.

3.17. Отток денежных средств - инвестиции и текущие затраты, связанные с получением и использованием результатов научно-технической работы.

3.18. Денежный поток (CF - Cash Flow) - разность между притоком и оттоком денежных средств за расчетный период.

3.19. Дисконтирование денежных потоков - приведение разновременных значений денежного потока к их ценности на определенный момент времени.

3.20. Ставка дисконтирования - основной экономический норматив, используемый при дисконтировании; выражается в долях единицы или в процентах в год.

3.21. Чистый дисконтированный доход (ЧДД, интегральный эффект, NPV - Net Present Value) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период; превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.

3.22. Срок окупаемости (РР - Payback Period) - продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости - наиболее раннего момента времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход становится и остается положительным.

3.23. Внутренняя норма доходности (внутренняя норма дисконта, внутренняя норма рентабельности, IRR - Internal Rate of Return) - норма дисконта, при которой чистый дисконтированный доход научно-технической работы равен нулю.

4. Требования к организации процесса реализации программ научно-технического развития

4.1. Процесс реализации программы научно-технического развития дочернего общества ОАО "РЖД" состоит из следующих этапов:

инициирование научно-технических работ;

выполнение научно-технических работ;

приемка результатов научно-технических работ;

внедрение и использование результатов научно-технических работ.

4.2. На этапе инициирования научно-технических работ подразделением, отвечающим за реализацию научно-технических программ, подразделениями аппарата управления, филиалами, иными структурными подразделениями выявляется потребность дочернего общества в результатах научно-технических работ; функциональными заказчиками анализируются предложения дочерних обществ научно-технического комплекса холдинга "РЖД", иных организаций.

Функциональные заказчики определяют целевые задачи инициируемых научно-технических работ, формируют технические задания на выполнение научно-технических работ, определяют период, необходимый для выполнения работ, составляют календарные планы, определяют исполнителей опытно-конструкторских, технологических работ, работ, выполняемых за счет общехозяйственных расходов (при выборе исполнителя на конкурсной основе определение исполнителя возможно на этапе выполнения работ).

Органом дочернего общества (комиссией, экспертной группой), подтверждающим обоснованность цены научно-технических работ, рассматривается цена работы, запрашиваемая исполнителем, определяется обоснованная цена научно-технической работы.

Исполнителем (функциональным заказчиком при отсутствии исполнителя на этапе инициирования научно-технических работ) составляется технико-экономическое обоснование опытно-конструкторской, технологической работы.

Подразделением, отвечающим за реализацию программы научно-технического развития, производится согласование и утверждение программы научно-технического развития дочерних обществ в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 14.03.2010 N 1037р "О реализации единой технической политики в сфере инновационной деятельности в дочерних обществах ОАО "РЖД"".

4.3. На этапе инициирования научно-технических работ формируются следующие документы:

заявка на включение опытно-конструкторской, технологической работы, работы, выполняемой за счет общехозяйственных расходов, в программу научно-технического развития дочернего общества;

технико-экономическое обоснование научно-технической работы.

4.3.1. Заявка на включение опытно-конструкторской, технологической работы, работы, выполняемой за счет общехозяйственных расходов, в программу научно-технического развития дочернего общества формируется лицом, инициирующим работу, - подразделением аппарата управления, филиалом, иным структурным подразделением дочернего общества, дочерним обществом научно-технического комплекса холдинга ОАО "РЖД", иными организациями, передается инициатором работ функциональному заказчику вместе с технико-экономическим обоснованием.

В заявке на включение научно-технической работы в программу научно-технического развития указываются информация о заявителе, наименование инициируемой работы, цель работы, планируемые результаты работы, хозяйство железнодорожного транспорта, место и объем внедрения планируемых результатов, функциональный заказчик, наименования исполнителя и соисполнителей, сроки выполнения работы, запрашиваемая цена работы, показатели экономической эффективности.

Обязательные реквизиты заявки на включение научно-технической работы в программу научно-технического развития содержатся в приложении Б; форма заявки утверждается подразделением, отвечающим за реализацию программы научно-технического развития.

4.3.2. Технико-экономические обоснования для работ, выполняемых за счет общехозяйственных расходов, не составляются. Для опытно-конструкторских и технологических работ технико-экономические обоснования формируются исполнителями; если исполнитель выбирается на конкурсной основе после утверждения программы научно-технического развития дочернего общества, то технико-экономическое обоснование составляется функциональным заказчиком.

На основании анализа технико-экономического обоснования функциональный заказчик делает вывод о необходимости включения научно-технической работы в программу научно-технического развития с передачей заявки и технико-экономического обоснования подразделению, отвечающему за реализацию программы научно-технического развития, либо об отказе от инициирования научно-технической работы.

Составной частью технико-экономического обоснования является программа внедрения результатов научно-технической работы, включающая в себя:

объемы внедрения новой техники, технологий по годам расчетного периода;

перечень организационных мероприятий по внедрению результатов научно-технической работы.

Реализация инновационной политики на корпоративном уровне обеспечивается путем разработки и внедрения системы стратегических, тактических и оперативных планов развития. Содержание процесса разработки и реализации системы плановых мероприятий определяется характером организационной системы управления процессами развития, а также особенностями процессов взаимодействия между уровнями и отдельными звеньями в системе управления инновационной деятельностью.

Коллегиальным исполнительным органом общества является правление. К компетенции правления общества относятся разработка и представление совету директоров приоритетных направлений деятельности общества и перспективных планов их реализации, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы общества, подготовка отчетов об их выполнении; разработка и утверждение текущих планов деятельности общества.

Руководство текущей деятельностью осуществляет президент общества.




Для реализации данной функции департамент осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- участие в определении стратегических целей, задач, стратегических направлений развития, корпоративных стандартов управления, принципов достижения эффективности работы общества;

- анализ внешней и внутренней среды ОАО и прогноз динамики ее развития;

- стратегическое прогнозирование развития ОАО;

- разработка стратегии развития пропускной способности инфраструктуры ОАО и транспортных коридоров;

- разработка стратегии международной транспортной интеграции;

- разработка стратегии ценообразования.

Значительная роль в процессе реализации стратегии корпоративной инновационной политики отводится департаменту инвестиционной деятельности. За ним закреплена функция по инвестиционному наполнению программ развития, их сопровождению в процессе реализации, а также анализу и контролю исполнения инвестиционных программ.

В основе реализации корпоративной инновационной политики лежит инновационная программа, которая на железнодорожном транспорте в совокупности реализует программы внедрения новой техники и технологий, программы ресурсосбережения и программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Последние могут финансироваться как за счет образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов государственной власти, так и за счет средств внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, создаваемых коммерческими организациями. Кроме того указанные направления инновационной деятельности финансируются из средств инвестиционных ресурсов, направляемых организациями железнодорожного транспорта на осуществление капитальных вложений.

В системе прямого государственного регулирования важное место занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные средства и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели. Важнейшей задачей государства является правовое регулирование инновационных процессов, законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников, образование блока законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы.

К прямой поддержке инновационных проектов относится формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сеть центров распространения инноваций и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам, также способствует формированию рынка инноваций (выставки, биржи, ярмарки и т.д.). Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и в отрасли.

Значениекосвенных методов государственной поддержки инновацийопределяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Среди мер косвенного регулирования это, прежде всего налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Распространение нововведений стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции.

Государство может стимулировать инновации льготными по срокам погашения и процентным ставкам кредитами государственных банков или предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим инновационную деятельность льготное налогообложение, смягчение резервных требований и т.д.

Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов за счет снижения срока переноса стоимости оборудования на производимую продукцию, а также установления повышенных норм амортизационных отчислений в первые годы его эксплуатации и пониженных в последующие годы.

Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга.

Подфинансовым лизингом понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату.

Механизм регулирования инновационной деятельности на железнодорожном транспорте приводится на рис.1.3.

Динамичность современных инновационных процессов требует согласованной координации действий всех участников инновационного цикла: научно-технического сообщества, предпринимательских структур, государственных органов, политической оппозиции, потребителей инновационной продукции, общественных организаций.

Сейчас стоит вопрос о соотношении влияния государства и частного сектора на инновационные процессы в транспортной отрасли. Активность государства в области политики на транспорте возрастает. Однако рыночное хозяйство нуждается в постоянной и растущей активности частного сектора отраслевых транспортных НИОКР.

Рис. 1.3. Механизм регулирования инновационной деятельности предприятий железнодорожного транспорта

Реализация инновационной политики на корпоративном уровне обеспечивается путем разработки и внедрения системы стратегических, тактических и оперативных планов развития. Содержание процесса разработки и реализации системы плановых мероприятий определяется характером организационной системы управления процессами развития, а также особенностями процессов взаимодействия между уровнями и отдельными звеньями в системе управления инновационной деятельностью.

Коллегиальным исполнительным органом общества является правление. К компетенции правления общества относятся разработка и представление совету директоров приоритетных направлений деятельности общества и перспективных планов их реализации, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы общества, подготовка отчетов об их выполнении; разработка и утверждение текущих планов деятельности общества.

Руководство текущей деятельностью осуществляет президент общества.

Для реализации данной функции департамент осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- участие в определении стратегических целей, задач, стратегических направлений развития, корпоративных стандартов управления, принципов достижения эффективности работы общества;

- анализ внешней и внутренней среды ОАО и прогноз динамики ее развития;

- стратегическое прогнозирование развития ОАО;

- разработка стратегии развития пропускной способности инфраструктуры ОАО и транспортных коридоров;

- разработка стратегии международной транспортной интеграции;

- разработка стратегии ценообразования.

Значительная роль в процессе реализации стратегии корпоративной инновационной политики отводится департаменту инвестиционной деятельности. За ним закреплена функция по инвестиционному наполнению программ развития, их сопровождению в процессе реализации, а также анализу и контролю исполнения инвестиционных программ.

В основе реализации корпоративной инновационной политики лежит инновационная программа, которая на железнодорожном транспорте в совокупности реализует программы внедрения новой техники и технологий, программы ресурсосбережения и программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Последние могут финансироваться как за счет образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов государственной власти, так и за счет средств внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, создаваемых коммерческими организациями. Кроме того указанные направления инновационной деятельности финансируются из средств инвестиционных ресурсов, направляемых организациями железнодорожного транспорта на осуществление капитальных вложений.

В системе прямого государственного регулирования важное место занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные средства и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели. Важнейшей задачей государства является правовое регулирование инновационных процессов, законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников, образование блока законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы.

К прямой поддержке инновационных проектов относится формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сеть центров распространения инноваций и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам, также способствует формированию рынка инноваций (выставки, биржи, ярмарки и т.д.). Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и в отрасли.

Значениекосвенных методов государственной поддержки инновацийопределяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Среди мер косвенного регулирования это, прежде всего налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Распространение нововведений стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции.

Государство может стимулировать инновации льготными по срокам погашения и процентным ставкам кредитами государственных банков или предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим инновационную деятельность льготное налогообложение, смягчение резервных требований и т.д.

Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов за счет снижения срока переноса стоимости оборудования на производимую продукцию, а также установления повышенных норм амортизационных отчислений в первые годы его эксплуатации и пониженных в последующие годы.

Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга.

Подфинансовым лизингом понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату.

Механизм регулирования инновационной деятельности на железнодорожном транспорте приводится на рис.1.3.

Динамичность современных инновационных процессов требует согласованной координации действий всех участников инновационного цикла: научно-технического сообщества, предпринимательских структур, государственных органов, политической оппозиции, потребителей инновационной продукции, общественных организаций.

Сейчас стоит вопрос о соотношении влияния государства и частного сектора на инновационные процессы в транспортной отрасли. Активность государства в области политики на транспорте возрастает. Однако рыночное хозяйство нуждается в постоянной и растущей активности частного сектора отраслевых транспортных НИОКР.

Читайте также: